Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста
статья по окружающему миру

Для реализации  дошкольного образования лучше всего подходить экспериментирование. Так как детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование со.ответствует этим возрастным особенностям. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (воспитателя, родителя). В детском саду экспериментирование позволяет детям научиться логически мыслить, строить причинно-следственные связи, делать выводы самим и при этом всё что видят дети они запоминают лучше чем при беседе с взрослым, потому что это сопровождается деятельностью самих детей. Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их сами. Начиная с 6 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по дому. До года ребенок начинает пытаться разговаривать, именно в это время мамы слышат из уст ребенка долгожданные «мама» и «папа». Малыш учится сообщать о своих желаниях. И именно с этого времени ребенок начинает изучать окружающий мир с помощью слов. Очень важно, чтобы родители в это время начали разговаривать с ребенком как можно больше, накапливая словарный запас ребенка и его знания об окружающем мире. К двум годам ребенок, как правило, накопив словарный запас в 200–300 слов и ознакомившись с названиями предметов, начинает исследовать физические свойства этих предметов, проводя первые опыты с предметами. Опыты — это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях взрослых. При этом взрослым необходимо в доступной для ребенка форме удовлетворить возникший у ребенка интерес. Получив от взрослых понятные ответы на свои вопросы, ребенок затем в игре отображает полученные сведения и тем самым закрепляет их в своей памяти. Если наблюдения ребенком окружающей действительности сопровождаются умелыми, правильными объяснениями старших, развивают его представления, он начинает лучше ориентироваться в окружающем, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т. д. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений, развивают у него пытливость ума, еще большее стремление узнать, понять. Привыкая всему искать объяснения, он потом сам старается найти причину того или другого факта. Это очень ценно для развития мышления ребенка. В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать. Поэтому главными задачами экспериментирования Создать условия для получения детьми реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Способствовать обогащению памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Способствовать развитию речи детей посредством обогащения активного словаря детей или желания детей отвечать на вопросы воспитателя. Способствовать накопления фонда умственных умений детей. Способствовать формированию у детей самостоятельности, целеполагания, способности преобразования каких-либо предметов и явлений для достижения определенного результата. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, формирования трудовых навыков, укреплять здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов: Постановка проблемы (задачи). Поиск путей решения проблемы. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе проведения экспериментирования. Проведение опытов соблюдая технику безопасности. Фиксация наблюдений с помощью рисунков, фотографий, схем. Обсуждение результатов и формулировка выводов. Оборудованием для экспериментирования дома являются все безопасные для детей предметы. В детском саду с начала первой младшей группы центр экспериментирования довольно беден. Центр экспериментирования в первой младшей группе должен в себе иметь все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки. Во второй младшей группе состав оборудования центра экспериментирования значительно расширяются материалами по экспериментированию с солнечным светом, с предметами, по изучению органов чувств человека и жизнью растений: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки. Так же подойдут природные материалы : желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д. Хорошо подходят  коробочки со звуком наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой и  бумагой 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_realizatsii.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Для реализации  дошкольного образования лучше всего подходить экспериментирование. Так как детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование со.ответствует этим возрастным особенностям. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (воспитателя, родителя). В детском саду экспериментирование позволяет детям научиться логически мыслить, строить причинно-следственные связи, делать выводы самим и при этом всё что видят дети они запоминают лучше чем при беседе с взрослым, потому что это сопровождается деятельностью самих детей. Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их сами. Начиная с 6 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по дому. До года ребенок начинает пытаться разговаривать, именно в это время мамы слышат из уст ребенка долгожданные «мама» и «папа». Малыш учится сообщать о своих желаниях. И именно с этого времени ребенок начинает изучать окружающий мир с помощью слов. Очень важно, чтобы родители в это время начали разговаривать с ребенком как можно больше, накапливая словарный запас ребенка и его знания об окружающем мире. К двум годам ребенок, как правило, накопив словарный запас в 200–300 слов и ознакомившись с названиями предметов, начинает исследовать физические свойства этих предметов, проводя первые опыты с предметами. Опыты — это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях взрослых. При этом взрослым необходимо в доступной для ребенка форме удовлетворить возникший у ребенка интерес. Получив от взрослых понятные ответы на свои вопросы, ребенок затем в игре отображает полученные сведения и тем самым закрепляет их в своей памяти. Если наблюдения ребенком окружающей действительности сопровождаются умелыми, правильными объяснениями старших, развивают его представления, он начинает лучше ориентироваться в окружающем, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т. д. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений, развивают у него пытливость ума, еще большее стремление узнать, понять. Привыкая всему искать объяснения, он потом сам старается найти причину того или другого факта. Это очень ценно для развития мышления ребенка. В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать. Поэтому главными задачами экспериментирования Создать условия для получения детьми реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Способствовать обогащению памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Способствовать развитию речи детей посредством обогащения активного словаря детей или желания детей отвечать на вопросы воспитателя. Способствовать накопления фонда умственных умений детей. Способствовать формированию у детей самостоятельности, целеполагания, способности преобразования каких-либо предметов и явлений для достижения определенного результата. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, формирования трудовых навыков, укреплять здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов: Постановка проблемы (задачи). Поиск путей решения проблемы. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе проведения экспериментирования. Проведение опытов соблюдая технику безопасности. Фиксация наблюдений с помощью рисунков, фотографий, схем. Обсуждение результатов и формулировка выводов. Оборудованием для экспериментирования дома являются все безопасные для детей предметы. В детском саду с начала первой младшей группы центр экспериментирования довольно беден. Центр экспериментирования в первой младшей группе должен в себе иметь все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки. Во второй младшей группе состав оборудования центра экспериментирования значительно расширяются материалами по экспериментированию с солнечным светом, с предметами, по изучению органов чувств человека и жизнью растений: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки. Так же подойдут природные материалы : желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д. Хорошо подходят  коробочки со звуком наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой и  бумагой 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста

Экспериментальная деятельность ребенка — это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением...

Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста по теме:«Волшебные свойства песка»

Конспект экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Волшебные свойства песка»Цель:Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок...

План самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Материал предназначен для воспитателей детского сада.группы раннего возраста....

План работы по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста ....

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста на тему «Волшебная вода». 2019 год

Цель • Развитие у детей познавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через совместную познавательно-исследовательскую деятельность. ...

Картотека "Экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста"

Эксперимент – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества (Большая Советская Энциклопедия) . Детское эксперимент...