декабрь 2024 Окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Разработка образовательной деятельности на декабрь месяц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.7 КБ |
![]() | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект-сценарий. Декабрь
Окружающий мир. Тема. «Как мы Мишке помогали»
Задачи:
• Закрепить признаки зимы.
• Познакомить с пожароопасными предметами.
• Довести до сознания детей мысль о том, что некоторыми предметами без взрослых пользоваться нельзя.
• Формировать представления о том, что такое хорошо, что такое плохо.
• Развивать познавательный интерес, мышление, речь.
• Воспитывать основы безопасного поведения в быту.
Оборудование: компьютер, отрывок из мультфильма «Маша и медведь» см. приложение картинки с изображением пожароопасных предметов (спички, зажигалка, бензин),
иллюстрации с изображением разных видов возникновения пожара, на каждого ребенка по 3 треугольника зеленого цвета, набор для аппликации, листочки бумаги, конверт.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, наступил декабрь, это какое время года? Чем можно заниматься зимой? А какой праздник бывает зимой? Вы готовитесь к нему, ждете? Вот и звери в лесу тоже ждут и готовятся встречать Новый год. Давайте посмотрим, как Медведь готовится встречать праздник.
Просмотр отрывка из мультфильма «Раз, два, три – елочка гори!», когда елочка сгорает, остановить.
- Что случилось, почему? (Ответы детей)
- А из-за чего еще может возникнуть пожар? (ответы детей). По мере ответов выставлять картинки на мольберт. Это все пожароопасные предметы. Почему их так называют? (Ответы детей). Значит спички – это плохо? А как же тогда зажечь газовую плиту, свечку, когда нет электричества, разжечь костер? (ответы детей) Значит спички – это хорошо? Когда? (Ответы детей) Выходит, что спички – это хорошо, они помогают взрослым в нужную минуту, но спички – это плохо, когда они попадают в руки к детям. Запомните: спички детям не игрушка! Как вы думаете, пожар может возникнуть только из-за спички? Что еще может разбудить огонь? (ответы детей) Молодцы, правильно!
Выставить картинки с изображением электрических приборов.
- Что надо сделать, чтобы эти предметы заработали? (Ответы детей)
- Правильно, их надо включить, подсоединить к электричеству. Поэтому все эти предметы называются электрические. Повторите…. В них тоже живет огонь, и при не правильном, не осторожном обращении он может вырваться наружу и тогда возникнет…пожар!
Поэтому их можно назвать по-другому, также как спички, зажигалки – пожароопасными, почему?
(ответы детей)
Динамическая пауза «Отдохнем»
Раз – согнуться – разогнуться, Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.
На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
- Я раздам вам картинки, а вы расскажите, что на них нарисовано, чем опасен этот предмет и почему?
Дети, по очереди рассказывают, что нарисовано у них на картинке.
- Эти все предметы – пожароопасные! Нельзя детям брать спички, зажигалки,
самостоятельно включать телевизор, компьютер, плиту, утюг… Это могут делать только взрослые! А что же делать, если все - таки возник пожар? (Ответы детей)
Выставить картинку: «Молодцы! Надо срочно звонить в пожарную помощь по телефону 001»
Воспитатель:
- Ребята, а что же Мишка будет делать без елки? Досмотреть мультфильм «Маша и Медведь»
Конспект-сценарий. Декабрь
Окружающий мир. Тема. «Зимующие птицы».
Задачи: расширять представления о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания о корме, который можно использовать в подкормке птиц. Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц, запись пения птиц; кормушка, корм для птиц, шапочки для игры
Ход занятия
Дети сидят полукругом. Воспитатель загадывает загадку:
Различаемся мы цветом, Встретишь нас зимой и летом. Если крыльями взмахнём,
Будем в небе голубом. Мы умеем щебетать, Каркать, петь и ворковать. Нас зимой вы покормите. Дети, кто мы? Назовите.
Дети: Птицы
Воспитатель: Давайте вспомним, какие птицы у нас зимуют (воробей, сорока, ворона, синица, голубь).
Воспитатель: Правильно. Я сейчас загадаю вам загадку, и вы сразу догадаетесь, о какой птице пойдёт речь. Найдёшь её в своём дворе, Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей! Эта птичка-…. Воробей
Воспитатель: Верно. Какого цвета оперенье у воробья? (серого). Как кричит воробей?
(чирикает). Какого размера воробей? (маленький). Какой корм любят воробьи? (хлебные крошки, пшено).
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика
Дети: Синица
Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. А как, вы думаете,
чем питается синичка? (пшеном, любит сало). А как поёт синичка? (синь-синь)
Воспитатель:
Следующая наша гостья Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая Самая болтливая.
Вещунья белобока А зовут её … Сорока
Воспитатель: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. А как, кричит сорока? (стрекочет, трещит). А какой корм, любит сорока? (семечки).
Воспитатель: Прилетела к нам Особа всем известная,
Она – крикунья местная. Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона, Красавица… Ворона
Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрно серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Воспитатель: Какая птица умеет ворковать? (Голубь). Голуби – воркуют, это доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народные названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с
гулькин нос», то есть очень мало). Как голубь воркует? (Гру-гру).
Воспитатель: А что произойдёт, если вдруг не станет птиц? (ответы детей). Да, птицы очень нужны и полезны к природе и для человека. А как мы можем помочь птицам в
зимнее время? (построить с мамами и папами кормушки с кормом, развесить на кусты и ветви деревьев сало).
Дидактическая игра «Покорми птицу»
Дети берут картинку птицы и подставляют к кормушке с кормом: воробьям - хлебные крошки; синичкам - кусочек сала; сорокам – семечки; воронам - остатки пищи; голубям – пшено.
Пальчиковая гимнастика
Раскрытая ладонь одной руки - дерево, указательный палец другой - клюв дятла. Я по дереву стучу.
Червячка добыть хочу. Хоть он скрылся под корой,
Всё равно он будет мой.
Воспитатель: С давних пор народ подмечал поведение птиц с явлениями погоды. Так появились приметы.
Синичка пищит - зиму зовёт.
Птицы расчирикались - к потеплению. Воробьи прячутся под крышу – к морозу.
Если вороны кружатся в воздухе – будет снег.
Голуби прячутся в ясную погоду – жди ненастья
Птица – это прекрасное создание природы. Чтоб от вредных насекомых
Деревья не погибли зря, Всегда, в любое время года Берегите птиц, друзья!
Конспект-сценарий. Декабрь
Окружающий мир. Тема «Сапожки для Матрешки»
Задачи: познакомить детей с прошлым обуви, побудить к пониманию её назначения, необходимости в жизни человека, закреплять умение объединять предметы в одну функциональную группу (обувь), развивать интерес к народному творчеству.
Оборудование: Матрешка большая, картинки с изображением босой ноги, ноги в
деревянном башмаке, ноги в лапте, ноги в кожаном сапоге, картинка с изображением 2-3 видов кожаных сапог, украшенных в народном стиле
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание детей на изменения в группе. Что-то в группе изменилось,
Что-то в группе приключилось! Что не так сегодня, дети?
Посмотрите, кто заметил?
(Дети осматривают группу, замечают отсутствие кукол, находят Матрёшку. Рядом с Матрешкой сапожок)
Воспитатель:
Да, Матрёшке нашей грустно, Потому что в группе пусто:
Куколки ушли гулять,
Свежим воздухом дышать,
А Матрёшка не пошла – Сапожок свой не нашла.
- Не расстраивайся, Матрёшка! Мы тебе с ребятами поможем! Сейчас я расскажу и тебе, и детям историю про сапожок. Дети рассаживаются на ковре или за столы.
«Давным-давно люди не знали, что такое обувь и ходили босиком. (Выставляется картинка «Нога босиком») Но ходить было неудобно. Как вы думаете, почему?
Ответы детей (Босиком можно было наступить на камень, колючку, мог кто-то укусить) Воспитатель: Верно. К тому же когда становилось холоднее – ноги мёрзли. Тогда человек решил сделать себе обувь из дерева. Вот какие были башмаки (выставляет картинку). Как. вы думаете, в такой обуви было удобно ходить? (Нет, дерево твёрдое, тяжёлое. Деревянные башмаки натирали ноги).
- И придумал человек вот такую обувь.
(Ставит картинку с изображением ноги в лапте) Как называется такая обувь? (Лапоть).
Воспитатель: Лапти плели из коры дерева. Лапти были лёгкие, удобные. Но и в них людям не очень было удобно ходить. Как вы думаете, почему? (предположения детей)
Воспитатель: Сквозь дырочки в лапти попадали камушки пыль, песок, лапти быстро портились и приходили в негодность.
Шло время и люди придумали закрытую обувь, из кожи – сапоги. (Выставляет картинку).
А чтобы было не только удобно и приятно носить такую обувь, её украшали. Посмотрите! (рассматривают картину с изображением сапог, украшенных в народном стиле) Вот и у
нашей гостьи тоже такой красивый сапожок. Ой, ребята, Матрёшка по-прежнему грустная! Матрёшка, давай-ка, мы научим твой сапожок скакать!
Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре –
По дорожке я скачу! Поскоки на месте
Раз, два, три, четыре –
Сапожок скакать учу! Прыжки «Ножницы»
Раз, два, три, четыре –
Вдруг сапог порвался мой! Стойка на одной ноге
Раз, два, три, четыре –
Побегу скорей домой! Бег на места
Воспитатель:
Пальчиковая гимнастика. Сосчитаем мы сейчас,
Сколько обуви у нас:
Тапки, туфельки, сапожки И, конечно, босоножки, И без пыли и соринки
В уголке стоят ботинки!
Поочерёдно загибают пальцы на руке. Упражняют обе руки. Слова проговаривают.
Дидактическая игра «Обувь»
1 задание: разложить несколько картинок с изображение обуви и одну с предметом одежды (что лишнее и почему)
2 задание: несколько картинок осенне-зимней обуви и одна босоножки
3 задание: несколько предметов спортивной обуви и одна картинка сапог/валенок
4 задание: картинки с обувью и 1 картинка лапоть
5 задание: все картинки с парой обуви и одна без пары.
В конце занятия воспитатель (как бы случайно) находит второй сапожок Матрешки.
Предварительный просмотр:
Конспект-сценарий. Декабрь Окружающий мир.
Тема. «Елочка-красавица всем ребятам нравится»
Задачи:
- Учить называть характерные особенности ели (колкие иголки, зелёный цвет хвои). Подвести детей к выводу о том, что иголки - это листья ёлки.
- Учить сравнивать два предмета, находить сходство и различия.
- Формировать положительное отношение к природе.
Материал и оборудование: картинки с изображением природы в разное время года. Картинка с изображением берёзы и ёлки. Вырезанный из двусторонней цветной (зелёной)
бумаги берёзовый лист. Фотография ёлки с шишками. Еловая ветка настоящая. Искусственная ёлка. Елочные украшения.
Ход занятия
Воспитатель загадывает детям загадку.
Зимой и летом - Одним цветом. (Ёлка.)
Воспитатель: Правильно, это ёлка. А какого она цвета? (Ответы детей.)
-Да, ёлка зелёная. Посмотрите на картинку. (Вывешивает картинку с изображением природы летом.)
-Какое время года на ней изображено? (Лето.)
-А какого цвета ёлка на картинке? (Зелёная.)
-Верно. (Вывешивает картинку с изображением природы осенью.)
-Какое время года изображено на этой картинке? (Осень.)
-Какого цвета листья на деревьях? (Жёлтые, красные.)
-А ёлка какая? (Зелёная.)
-Правильно. (Вывешивает картинку с изображением природы зимой.)
-Какое время года изображено на этой картинке? (Зима.)
-Какие деревья и какая ёлка на этой картинке? (Деревья голые, без листьев, а ёлка зелёная.)
-Итак, ёлка всегда зелёная. Давайте сравним ёлку и вот это дерево. (Вывешивает картинку с изображением ели и берёзы.)
-Как называется это дерево. (береза). (Указывает на ствол.) Что есть у берёзы? (Ответы детей.)
-А у ёлки есть ствол? (Да.)
-Покажите его. Что ещё есть у берёзы? (Указывает на ветки. Ответы детей.)
-А у ёлки есть ветки? (Да.)
-Покажите их. Ветки у ёлки называют лапами. Посмотрите, какие они большие, густые.
-Что еще есть на ветках у берёзы? (Листья.)
-Правильно. А что на ветвях у ели? (Иголки.)
-Значит, иголки у ёлки - это что? (Ответы детей.)
-Да, иголки у ёлки - это листья. Послушайте сказку, почему у ёлки вместо листьев иголки.
«Зимой деревья спят. А перед сном, осенью, они раздеваются - снимают свои листья. Только ёлка не захотела снимать листья. Она свернула их в тонкие зелёные трубочки. (Сворачивает в трубочку вырезанный из бумаги берёзовый лист.) И превратились трубочки в иголки. Так и стоит ёлка и зимой, и летом в одном и том же колючем зелёном платье. Поэтому про неё в народе говорят: «Зимой и летом - одним цветом».
Физкультминутка «Ёлочки».
Воспитатель читает стихотворение. Дети танцуют под музыку.
Мы - подружки-ёлочки, Колкие иголочки.
Любим веселиться, Танцевать, кружиться.
-Скажите, что ещё растёт на ёлке? (Шишки.)
-Верно, на ёлке растут шишки. (Демонстрирует фотографию.)
-Посмотрите, какие шишки растут на ёлке. (Раздаёт еловые шишки. Дети их рассматривают.)
-Какому лесному жителю помогает ёлка, кто грызёт её шишки? (Белка.)
-Конечно, белка очень любит грызть шишки. Она даже свой домик-дупло старается устроить рядом с ёлкой, чтобы можно было сделать побольше запасов шишек на зиму. А ещё под елью может спрятаться от лисы и волка заяц.
-Посмотрите, что у меня есть. (Демонстрирует искусственную ёлку.)
-Как вы думаете, это настоящая ёлка? (Нет.)
-А почему вы так думаете? (Ответы детей.)
-Ещё у меня есть ветка. (Демонстрирует.)
-Как вы думаете, эта ветка настоящей ёлки? (Ответы детей.)
-Да, эта ветка настоящей ёлки. (Дети трогают её, нюхают.)
-Настоящая ёлка колючая, она пахнет хвоей, растёт на одном месте, значит имеет корни. А у игрушечной ёлки иголки мягкие, она не пахнет, не растёт, её можно перенести с одного места на другое. Вы помните, какой скоро будет праздник? (Новый год.)
-Правильно, скоро Новый год. Люди украшают елки игрушками, гирляндами. Давайте и мы с вами нарядим нашу игрушечную елку.
Дети вместе с воспитателем рассматривают елочные украшения, наряжают елку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-воспитательной работы Старшая группа № 1 «Фиксики» Декабрь 2024 г.
План учебно-воспитательной работыСтаршая группа № 1 «Фиксики»Декабрь 2024 г....

Новости за декабрь 2024 г.
Последний день года декабрь выдался для ребят очень творческим. Дети готовились к новогоднему празднику: учили стихи, песни, танцы. Рисовали новгодние елочки, зимний лес, снеговиков, зайчиков. Лепили ...

Проект "Ёлочка-красавица" декабрь 2024 год
Приобщение ребенка с раннего возраста к народной культуре посредством календарно — обрядовых праздников. Побуждать детей изготавливать елки (искусственные, вырезанные из бумаги, сделанные из бро...

ДЕКАБРЬ 2024 Консультация для родителей «Как научить ребенка правилам общения с незнакомцами».
Консультация для родителей «Как научить ребенка правилам общения с незнакомцами»....
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ. ДЕКАБРЬ 2024
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕТрудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это п...

Опубликовано в Журнале «Башкы» 2024, №4 (ИЗДАТЕЛЬ – Институт развития национальной школы, декабрь 2024)
Чоома А. Д. НОД «Путешествие в страну цветных карандашей»URL: https://irnsh.ru/wp-content/uploads/2024/12/BASHKY_N4_2024.pdf...