декабрь 2024 Окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Ливашова Фатима Михайловна

Разработка образовательной деятельности на декабрь месяц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_1.docx30.7 КБ
Файл okr.mir_2.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-сценарий. Декабрь

Окружающий мир. Тема. «Как мы Мишке помогали»

Задачи:

•        Закрепить признаки зимы.

•        Познакомить с пожароопасными предметами.

•        Довести до сознания детей мысль о том, что некоторыми предметами без взрослых пользоваться нельзя.

•        Формировать представления о том, что такое хорошо, что такое плохо.

•        Развивать познавательный интерес, мышление, речь.

•        Воспитывать основы безопасного поведения в быту.

Оборудование: компьютер, отрывок из мультфильма «Маша и медведь» см. приложение картинки с изображением пожароопасных предметов (спички, зажигалка, бензин),

иллюстрации с изображением разных видов возникновения пожара, на каждого ребенка по 3 треугольника зеленого цвета, набор для аппликации, листочки бумаги, конверт.

Ход занятия:

Воспитатель:

-        Ребята, наступил декабрь, это какое время года? Чем можно заниматься зимой? А какой праздник бывает зимой? Вы готовитесь к нему, ждете? Вот и звери в лесу тоже ждут и готовятся встречать Новый год. Давайте посмотрим, как Медведь готовится встречать праздник.

Просмотр отрывка из мультфильма «Раз, два, три – елочка гори!», когда елочка сгорает, остановить.

-        Что случилось, почему? (Ответы детей)

-        А из-за чего еще может возникнуть пожар? (ответы детей). По мере ответов выставлять картинки на мольберт. Это все пожароопасные предметы. Почему их так называют? (Ответы детей). Значит спички – это плохо? А как же тогда зажечь газовую плиту, свечку, когда нет электричества, разжечь костер? (ответы детей) Значит спички – это хорошо? Когда? (Ответы детей) Выходит, что спички – это хорошо, они помогают взрослым в нужную минуту, но спички – это плохо, когда они попадают в руки к детям. Запомните: спички детям не игрушка! Как вы думаете, пожар может возникнуть только из-за спички? Что еще может разбудить огонь? (ответы детей) Молодцы, правильно!

Выставить картинки с изображением электрических приборов.

-        Что надо сделать, чтобы эти предметы заработали? (Ответы детей)

-        Правильно, их надо включить, подсоединить к электричеству. Поэтому все эти предметы называются электрические. Повторите…. В них тоже живет огонь, и при не правильном, не осторожном обращении он может вырваться наружу и тогда возникнетпожар!

Поэтому их можно назвать по-другому, также как спички, зажигалки – пожароопасными, почему?

(ответы детей)

Динамическая пауза «Отдохнем»

Раз – согнуться – разогнуться, Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка.

На четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

-        Я раздам вам картинки, а вы расскажите, что на них нарисовано, чем опасен этот предмет и почему?

Дети, по очереди рассказывают, что нарисовано у них на картинке.

-        Эти все предметы – пожароопасные! Нельзя детям брать спички, зажигалки,

самостоятельно включать телевизор, компьютер, плиту, утюгЭто могут делать только взрослые! А что же делать, если все - таки возник пожар? (Ответы детей)

Выставить картинку: «Молодцы! Надо срочно звонить в пожарную помощь по телефону 001»

Воспитатель:

-        Ребята, а что же Мишка будет делать без елки? Досмотреть мультфильм «Маша и Медведь»

 

Конспект-сценарий. Декабрь 

Окружающий мир. Тема. «Зимующие птицы».

Задачи: расширять представления о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания о корме, который можно использовать в подкормке птиц. Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.

Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц, запись пения птиц; кормушка, корм для птиц, шапочки для игры

Ход занятия

Дети сидят полукругом. Воспитатель загадывает загадку:

Различаемся мы цветом, Встретишь нас зимой и летом. Если крыльями взмахнём,

Будем в небе голубом. Мы умеем щебетать, Каркать, петь и ворковать. Нас зимой вы покормите. Дети, кто мы? Назовите.

Дети: Птицы

Воспитатель: Давайте вспомним, какие птицы у нас зимуют (воробей, сорока, ворона, синица, голубь).

Воспитатель: Правильно. Я сейчас загадаю вам загадку, и вы сразу догадаетесь, о какой птице пойдёт речь. Найдёшь её в своём дворе, Она на радость детворе.

Ты обижать её не смей! Эта птичка-…. Воробей

 

Воспитатель: Верно. Какого цвета оперенье у воробья? (серого). Как кричит воробей?

(чирикает). Какого размера воробей? (маленький). Какой корм любят воробьи? (хлебные крошки, пшено).

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика

Дети: Синица

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. А как, вы думаете,

чем питается синичка? (пшеном, любит сало). А как поёт синичка? (синь-синь)

Воспитатель:

Следующая наша гостья Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая Самая болтливая.

Вещунья белобока А зовут её … Сорока

Воспитатель: Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. А как, кричит сорока? (стрекочет, трещит). А какой корм, любит сорока? (семечки).

Воспитатель: Прилетела к нам Особа всем известная,

Она – крикунья местная. Увидит тучку тёмную,

Взлетит на ель зелёную

И смотрит, словно с трона, КрасавицаВорона

Воспитатель: Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрно серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Воспитатель: Какая птица умеет ворковать? (Голубь). Голуби – воркуют, это доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Народные названия птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька» (отсюда поговорка «с

гулькин нос», то есть очень мало). Как голубь воркует? (Гру-гру).

Воспитатель: А что произойдёт, если вдруг не станет птиц? (ответы детей). Да, птицы очень нужны и полезны к природе и для человека. А как мы можем помочь птицам в

зимнее время? (построить с мамами и папами кормушки с кормом, развесить на кусты и ветви деревьев сало).

Дидактическая игра «Покорми птицу»

Дети берут картинку птицы и подставляют к кормушке с кормом: воробьям - хлебные крошки; синичкам - кусочек сала; сорокам – семечки; воронам - остатки пищи; голубям – пшено.

Пальчиковая гимнастика

Раскрытая ладонь одной руки - дерево, указательный палец другой - клюв дятла. Я по дереву стучу.

Червячка добыть хочу. Хоть он скрылся под корой,

Всё равно он будет мой.

Воспитатель: С давних пор народ подмечал поведение птиц с явлениями погоды. Так появились приметы.

Синичка пищит - зиму зовёт.

Птицы расчирикались - к потеплению. Воробьи прячутся под крышу – к морозу.

Если вороны кружатся в воздухе – будет снег.

Голуби прячутся в ясную погоду – жди ненастья

Птица – это прекрасное создание природы. Чтоб от вредных насекомых

Деревья не погибли зря, Всегда, в любое время года Берегите птиц, друзья!

 

Конспект-сценарий. Декабрь 

Окружающий мир. Тема «Сапожки для Матрешки»

Задачи: познакомить детей с прошлым обуви, побудить к пониманию её назначения, необходимости в жизни человека, закреплять умение объединять предметы в одну функциональную группу (обувь), развивать интерес к народному творчеству.

Оборудование: Матрешка большая, картинки с изображением босой ноги, ноги в

деревянном башмаке, ноги в лапте, ноги в кожаном сапоге, картинка с изображением 2-3 видов кожаных сапог, украшенных в народном стиле

Ход занятия:

Воспитатель обращает внимание детей на изменения в группе. Что-то в группе изменилось,

Что-то в группе приключилось! Что не так сегодня, дети?

Посмотрите, кто заметил?

(Дети осматривают группу, замечают отсутствие кукол, находят Матрёшку. Рядом с Матрешкой сапожок)

Воспитатель:

Да, Матрёшке нашей грустно, Потому что в группе пусто:

Куколки ушли гулять,

Свежим воздухом дышать,

А Матрёшка не пошла – Сапожок свой не нашла.

- Не расстраивайся, Матрёшка! Мы тебе с ребятами поможем! Сейчас я расскажу и тебе, и детям историю про сапожок. Дети рассаживаются на ковре или за столы.

«Давным-давно люди не знали, что такое обувь и ходили босиком. (Выставляется картинка «Нога босиком») Но ходить было неудобно. Как вы думаете, почему?

Ответы детей (Босиком можно было наступить на камень, колючку, мог кто-то укусить) Воспитатель: Верно. К тому же когда становилось холоднее – ноги мёрзли. Тогда человек решил сделать себе обувь из дерева. Вот какие были башмаки (выставляет картинку). Как. вы думаете, в такой обуви было удобно ходить? (Нет, дерево твёрдое, тяжёлое. Деревянные башмаки натирали ноги).

- И придумал человек вот такую обувь.

(Ставит картинку с изображением ноги в лапте) Как называется такая обувь? (Лапоть).

Воспитатель: Лапти плели из коры дерева. Лапти были лёгкие, удобные. Но и в них людям не очень было удобно ходить. Как вы думаете, почему? (предположения детей)

Воспитатель: Сквозь дырочки в лапти попадали камушки пыль, песок, лапти быстро портились и приходили в негодность.

Шло время и люди придумали закрытую обувь, из кожи – сапоги. (Выставляет картинку).

А чтобы было не только удобно и приятно носить такую обувь, её украшали. Посмотрите! (рассматривают картину с изображением сапог, украшенных в народном стиле) Вот и у

нашей гостьи тоже такой красивый сапожок. Ой, ребята, Матрёшка по-прежнему грустная! Матрёшка, давай-ка, мы научим твой сапожок скакать!

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре –

По дорожке я скачу! Поскоки на месте

Раз, два, три, четыре –

Сапожок скакать учу! Прыжки «Ножницы»

Раз, два, три, четыре –

Вдруг сапог порвался мой! Стойка на одной ноге

Раз, два, три, четыре –

Побегу скорей домой! Бег на места

Воспитатель:

Пальчиковая гимнастика. Сосчитаем мы сейчас,

Сколько обуви у нас:

Тапки, туфельки, сапожки И, конечно, босоножки, И без пыли и соринки

В уголке стоят ботинки!

Поочерёдно загибают пальцы на руке. Упражняют обе руки. Слова проговаривают.

Дидактическая игра «Обувь»

1        задание: разложить несколько картинок с изображение обуви и одну с предметом одежды (что лишнее и почему)

2        задание: несколько картинок осенне-зимней обуви и одна босоножки

3        задание: несколько предметов спортивной обуви и одна картинка сапог/валенок

4        задание: картинки с обувью и 1 картинка лапоть

5        задание: все картинки с парой обуви и одна без пары.

В конце занятия воспитатель (как бы случайно) находит второй сапожок Матрешки.



Предварительный просмотр:

Конспект-сценарий. Декабрь Окружающий мир.

Тема. «Елочка-красавица всем ребятам нравится»

Задачи:

-        Учить называть характерные особенности ели (колкие иголки, зелёный цвет хвои). Подвести детей к выводу о том, что иголки - это листья ёлки.

-        Учить сравнивать два предмета, находить сходство и различия.

-        Формировать положительное отношение к природе.

Материал и оборудование: картинки с изображением природы в разное время года. Картинка с изображением берёзы и ёлки. Вырезанный из двусторонней цветной (зелёной)

бумаги берёзовый лист. Фотография ёлки с шишками. Еловая ветка настоящая. Искусственная ёлка. Елочные украшения.

        Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадку.

Зимой и летом - Одним цветом. (Ёлка.)

Воспитатель: Правильно, это ёлка. А какого она цвета? (Ответы детей.)

-Да, ёлка зелёная. Посмотрите на картинку. (Вывешивает картинку с изображением природы летом.)

-Какое время года на ней изображено? (Лето.)

-А какого цвета ёлка на картинке? (Зелёная.)

-Верно. (Вывешивает картинку с изображением природы осенью.)

-Какое время года изображено на этой картинке? (Осень.)

-Какого цвета листья на деревьях? (Жёлтые, красные.)

-А ёлка какая? (Зелёная.)

-Правильно. (Вывешивает картинку с изображением природы зимой.)

-Какое время года изображено на этой картинке? (Зима.)

-Какие деревья и какая ёлка на этой картинке? (Деревья голые, без листьев, а ёлка зелёная.)

-Итак, ёлка всегда зелёная. Давайте сравним ёлку и вот это дерево. (Вывешивает картинку с изображением ели и берёзы.)

-Как называется это дерево. (береза). (Указывает на ствол.) Что есть у берёзы? (Ответы детей.)

-А у ёлки есть ствол? (Да.)

-Покажите его. Что ещё есть у берёзы? (Указывает на ветки. Ответы детей.)

-А у ёлки есть ветки? (Да.)

-Покажите их. Ветки у ёлки называют лапами. Посмотрите, какие они большие, густые.

-Что еще есть на ветках у берёзы? (Листья.)

-Правильно. А что на ветвях у ели? (Иголки.)

-Значит, иголки у ёлки - это что? (Ответы детей.)

-Да, иголки у ёлки - это листья. Послушайте сказку, почему у ёлки вместо листьев иголки.

«Зимой деревья спят. А перед сном, осенью, они раздеваются - снимают свои листья. Только ёлка не захотела снимать листья. Она свернула их в тонкие зелёные трубочки. (Сворачивает в трубочку вырезанный из бумаги берёзовый лист.) И превратились трубочки в иголки. Так и стоит ёлка и зимой, и летом в одном и том же колючем зелёном платье. Поэтому про неё в народе говорят: «Зимой и летом - одним цветом».

Физкультминутка «Ёлочки».

Воспитатель читает стихотворение. Дети танцуют под музыку.

Мы - подружки-ёлочки, Колкие иголочки.

Любим веселиться, Танцевать, кружиться.

-Скажите, что ещё растёт на ёлке? (Шишки.)

-Верно, на ёлке растут шишки. (Демонстрирует фотографию.)

-Посмотрите, какие шишки растут на ёлке. (Раздаёт еловые шишки. Дети их рассматривают.)

-Какому лесному жителю помогает ёлка, кто грызёт её шишки? (Белка.)

-Конечно, белка очень любит грызть шишки. Она даже свой домик-дупло старается устроить рядом с ёлкой, чтобы можно было сделать побольше запасов шишек на зиму. А ещё под елью может спрятаться от лисы и волка заяц.

-Посмотрите, что у меня есть. (Демонстрирует искусственную ёлку.)

-Как вы думаете, это настоящая ёлка? (Нет.)

-А почему вы так думаете? (Ответы детей.)

-Ещё у меня есть ветка. (Демонстрирует.)

-Как вы думаете, эта ветка настоящей ёлки? (Ответы детей.)

-Да, эта ветка настоящей ёлки. (Дети трогают её, нюхают.)

-Настоящая ёлка колючая, она пахнет хвоей, растёт на одном месте, значит имеет корни. А у игрушечной ёлки иголки мягкие, она не пахнет, не растёт, её можно перенести с одного места на другое. Вы помните, какой скоро будет праздник? (Новый год.)

-Правильно, скоро Новый год. Люди украшают елки игрушками, гирляндами. Давайте и мы с вами нарядим нашу игрушечную елку.

Дети вместе с воспитателем рассматривают елочные украшения, наряжают елку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-воспитательной работы Старшая группа № 1 «Фиксики» Декабрь 2024 г.

План учебно-воспитательной работыСтаршая группа № 1 «Фиксики»Декабрь 2024 г....

Новости за декабрь 2024 г.

Последний день года декабрь выдался для ребят очень творческим. Дети готовились к новогоднему празднику: учили стихи, песни, танцы. Рисовали новгодние елочки, зимний лес, снеговиков, зайчиков. Лепили ...

Проект "Ёлочка-красавица" декабрь 2024 год

Приобщение ребенка с раннего возраста к народной культуре посредством календарно — обрядовых праздников. Побуждать детей изготавливать елки (искусственные, вырезанные из бумаги, сделанные из бро...

"Здоровье детей зимой" декабрь 2024 год

Как уберечь ребенка от простуды?...

ДЕКАБРЬ 2024 Консультация для родителей «Как научить ребенка правилам общения с незнакомцами».

Консультация для родителей «Как научить ребенка правилам общения с незнакомцами»....

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ. ДЕКАБРЬ 2024

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕТрудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это п...

Опубликовано в Журнале «Башкы» 2024, №4 (ИЗДАТЕЛЬ – Институт развития национальной школы, декабрь 2024)

Чоома А. Д. НОД «Путешествие в страну цветных карандашей»URL: https://irnsh.ru/wp-content/uploads/2024/12/BASHKY_N4_2024.pdf...