Авторская дидактическая игра "По следам древнего человека"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Шубина Валентина Владимировна

Игра – исследование «По следам древнего человека»

Для детей старшего дошкольного возраста

Фурса Анастасия Вячеславовна, учитель – логопед

Шубина Валентина Владимировна, воспитатель

МАОУ д/с №210 «Ладушки», г.о. Тольятти

 

Актуальность методического пособия заключается в его оригинальности, подобных игр -исследований нет. Тема об изучении древностей и эволюции человека всегда была и будет интересна детям. С помощью игр такого типа можно решать множество образовательных и воспитательных задач. Это прежде всего развитие речи, мышления, воображения, а также умения работать в команде, делать выводы, действовать сообща.

С помощью данной игры дети могут почувствовать себя настоящими археологами и провести свои первые раскопки.

Что же представляет собой игра - это коробка, обтянутая тканью, снаружи и внутри, внутри находятся несколько слоев ткани, которые крепятся к стенкам коробки застежкой - липучкой это «пласты земли» четырех цветов, каждый цвет символизирует одну эпоху, вверху самая близкая к нам эпоха в низу самая далекая. На тканях по бокам расположены петли для их удобного открывания. Дети открывают ткань с помощью специальных лопаток с крючками имитируя раскопки. Каждый слой содержит в себе археологическую находку, а именно предмет быта древнего человека. Это орудия труда: палка, заостренная палка, заточенный камень, рога. Жилище: деревянный дом и дом из прутьев, глиняные тарелки, ракушки; колесо; лошадь; «металлический» нож.

 

 

 

 

 

Цель игры:

1.Познакомить детей с историей эволюции человека (4 эпохи), предметами быта и образом жизни древнего человека;

Задачи:

1. Обогащение словарного запаса детей;

2. Развитие связной речи;

3. Развитие логического мышления;

4. Развитие мелкой моторики.

 

 

Рассмотрим подробно процесс игры

На предварительном этапе с детьми проводится беседа о профессии археолог, об археологических раскопках, находках, о том для чего они нужны и как проходит их обследование.

Далее ребята получают видеообращение профессора Всезнайки и его помощницы:

«В одной африканской стране под названием Ботсвана под землей нашли крупнейшее расположение мест обитания с предметами быта древнего человека, артефактов очень много, а исследователей мало. Помогите нам, пожалуйста, исследовать все находки».

Педагог просит детей разделиться на 2 группы археологов, придумать научное название своей группы и определится из какой страны, приехала группа. Дети рисуют флаг своей страны и символ группы. Педагог демонстрирует карту Африки и показывает страну, в которую они отправляются. Педагог назначает руководителя экспедиции, это может быть кто – то из детей, либо сам педагог. Педагог показывает детям карту открытый, в которой дете должны отмечать свои находки и делать выводы.

 

После «прибытия»  в страну дети рассаживаются вокруг игровой коробки и по очереди откидывают один «пласт земли», там дети обнаруживают «древний» предмет и кусочек пазла, группы обсуждают, что это за предмет, для чего он был нужен древнему человеку, делают записи в карте находок.

Сначала дети открывают зеленые слои ткани, там они обнаружат металлическое оружие, колесо, деревянный дом, глиняную посуду, платье, лошадь. После открытия всех слоев, Дети делают записи в карте находок и озвучивают свои выводы руководителю экспедиции. Что уже было у этого человека, а чего еще не было изобретено, а также собирают пазл, на котором изображен человек данной эпохи, дети делают вывод, что этот человек выглядел в точности как и мы.

 

 

            Далее дети открывают серые слои ткани, там они обнаружат рога, дом из прутьев, миску, ракушки, лошадь и одежду.  После открытия всех слоев, Дети делают записи в карте находок и озвучивают свои выводы руководителю экспедиции. Что уже было у этого человека, а чего еще не было изобретено, а также собирают пазл, на котором изображен человек данной эпохи, дети делают выводы, что человек данной эпохи, еще не умел строить деревянные дома, а делал только простые жилища, он немного отличался от современного человека.

 

Далее дети открывают черные слои ткани, там они обнаружат очаг, заостренную палку, заостренный камень.  После открытия всех слоев, Дети делают записи в карте находок и озвучивают свои выводы руководителю экспедиции. Что уже было у этого человека, а чего еще не было изобретено, а также собирают пазл, на котором изображен человек данной эпохи, дети делают выводы что человек данной эпохи сильно отличался от современного человека, он был частично покрыт шерстью, и не имел одежды, не строил дома и не имел посуды, но уже мог разводить огонь, понял как затачивать палку и камень и мог охотиться. Дети собирают пазл, который и покажет, как же выглядел человек данной эпохи.

 

Далее дети обнаружат последний слой коричневый, на котором дети увидят палку и камень и все части пазла. Ребята запишут об открытиях в карте находок и сделают выводы, что древний человек, был похож на обезьяну и действовал как животное.

 

После открытия всех слоев детям нужно заполнить в карте открытий еще один пункт, питание они исходя из открытий, делают выводы, чем же питался человек той или иной эпохи.

В конце игры педагог рассказывает детям, что с помощью таких открытий ученые и узнают какой внешний вид, был у вымершего животного или древнего человека и демонстрирует детям фигурки людей разных эпох, с которыми они могут играть в свободной деятельности.

Итоги

По длительности игра занимает достаточно продолжительное время (около часа) поэтому может быть использована как итоговое мероприятие.

Вариантов игры может быть множество, можно использовать другие предметы и анализировать их, можно организовать раскопки динозавров или эволюцию других животных. Авторами игры сейчас готовятся новые варианты игр – раскопок, а также вариант раскопок в коробке с кинетическим песком.

После проведения игры наблюдаются следующие положительные аспекты:

- интерес детей не ослабевает после проигрывания сюжета;

- дети часто возвращаются к игре в свободной деятельности;

- повышается интерес к теме эволюции человека;

- расширяются знания детей по теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Человек рассеянный», конспект НОД «Звук [С]».

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Человек рассеянный".Идея Лебедева Л. И. "Трудный звук, ты наш друг!"Игра поможет в увлекательной форме дифференцировать зв...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «По следам древних животных» Образовательная область «Техническое творчество» Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Непосредственно - образовательная деятельность «По следам древних животных проводилась по направлению «Техническое творчество» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного в...

авторская дидактическая игр"Чьи следы"

Формировать у дошкольников элементарные представления об окружающем мире....

обзор дидактического пособия авторской разработки "Я в мире человек"

предлагаю вам познакомиться с моей персональной разработкой лэпбук  (интерактивная книга) "Я в мире человек"...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Древний человек и современный человек»

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека; расширить словарный запас введением новых слов, развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Учить детей использовать предме...

Конспект ООД в старшей группе по теме: «Древний человек и современный человек»

Цель: Формировать у детей познавательный интерес к истории человечества....

Авторская дидактическая игра для детей 6-7 лет «Я в мире человек»

Конспект авторской дидактической игры для детей 6-7 лет «Я в мире человек» Автор: Караулова Мария КонстантиновнаТема: «Я в мире человек»Возраст детей: 6-7 лет.Цель: Углубл...