Предметы русского быта
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему : " Предметы русского быта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
«Предметы русского быта»
Цель:
— познакомить детей с предметами быта и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
• закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (печь, прялка, ухват и т. д.);
• обогатить словарь детей;
• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;
• развивать художественно-творческие способности детей.
Предварительная работа: создание мини музея в группе «Народная игрушка», разучивание народных игр, знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности.
Материалы и оборудование: презентация «Русская изба», народные куклы, на столах лоскутки ткани и нитки.
Ход занятия:
1.Дети садятся на стульчики. На экране изображение русской избы.
— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был и есть дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды,от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Правильно, из дерева. Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.
— А как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Послушайте, да отгадайте мою загадку:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
-Чем же могла печь накормить своих хозяев?
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
А еще в избе было много предметов-помощников, а каких мы сейчас узнаем, когда загадки отгадаем.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)
- Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее.
Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом (показ видеоролика «Ложкари»)
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито или решето)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт» (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
«Таять может, а не лед
Не фонарь, а свет дает» (свеча)
В давние времена не было электричества, поэтому пользовались свечой или лучиной.
«У бабушки сейф
Он давно уж не новый,
К тому же совсем не стальной
А дубовый.
Он скромно стоит у нее в уголочке.
В нем бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платье, немножечко пряжи,
Пуховый платочек и пенсию даже.
Но только не дверца, а крышка на нем
Тяжелая очень с висячим замком» (сундук)
В сундук убирали одежду и белье. А еще в нем хранили всякие мелочи.
2. - В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. А еще играли в разные народные игры. Что-то и мы с вами засиделись. Давайте поиграем.
Игра «Воевода» (слова народные)
Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял
Тот воевода.
-Воевода, воевода
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь
Беги, как огонь!
Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на следующие 2 строки бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч).
3. -Отдохнули? А я знаю народную мудрость: «Играй, играй, да дело знай». Давайте и мы с вами займемся делом. Присаживайтесь.
- Послушайте еще одну загадку.
«Волосы льняные,
В них ленточки цветные,
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна
Догадались, кто она?» (кукла)
Давным – давно, когда у людей не было игрушек, и они играли в палочки, представляя, что это игрушки. Или делали кукол из тряпочек. Такие куклы называются тряпичные. Их делали из остатков материи, из которой шили одежду или из старых маминых платьев или рубах отца. Маленьким детям кукол делали взрослые, а с пяти лет дети уже могли сделать куклу самостоятельно. Считалось, что при изготовлении кукол нельзя пользоваться иголкой, говорили что для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).
- Каждая кукла имела своё значение. Давайте посмотрим и скажем, как каждая кукла называется и почему. (показ кукол, дети сами рассказывают, воспитатель дополняет)
Кукла Крупеничка Осенью, когда собирали урожай, делали такую куклу и наполняли её собранным зерном. Всю зиму кукла хранилась в доме, обычно в красном углу. Если год был не урожайным, голодным из Крупенички брали немного зерна и варили кашу. Поэтому если Крупеничка была «худенькая» - это значит, что в семье бедствуют. А если полненькая, значит живут сытно.
Кукла Травница А у этой куклы узелок с душистыми и лечебными травами. Считалось, что она оберегает человека от болезней.
Кукла Утешница Эту куклу прятали от детей и доставали только тогда, когда ребёнок сильно плакал. Увидев яркую куклу, ребёнок забывал про свои горести. Он играл ею и ел конфеты. Она чтобы успокаивать, а раньше говорили утешать.
Кукла Колокольчик.Эта кукла – оберег отгоняла злой дух и болезни. И если в доме была такая кукла, то в нем всегда царили счастье и веселье.
- А сегодня мы с вами сделаем кукол Веснянок. Как вы думаете, почему?
- Правильно, потому что весна. Давайте пройдем за столы.
Кукла Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны и дарили на Пасху. Ростом куколка - с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самого лета. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы.
Для тряпичной куколки веснянки понадобится прямоугольный кусочек белой хлопковой ткани для туловища, кусочек синтепона для головы, цветной прямоугольник для рук, прямоугольник для сарафана, нитки.
Показ порядка выполнения работы воспитателем
1. Делаем туловище куклы: складываем ткань к середине – делаем скрутку. Шарик синтепона для головы вкладываем в складку ближе к центру. Формируем голову: скрутку сворачиваем пополам так, чтобы можно было вставить пальчик. Нитку прижимаем крепко большим пальцем, и только потом начинаем оборачивать. Завязываем на узел.
2. Затем складываем ручки: загибаем края, чтоб не лохматились ладошки. Сворачиваем верхний и нижний края. Перевязываем ниточкой концы – это ладошки.
3. Ручки прикладываются к спине куколки. Ниткой обкручиваем вокруг шеи, сзади приматываем руки, и завязываем спереди на поясе.
4. Теперь нужно куколку нарядить: надеваем юбку. Берем прямоугольник, формируем складки, ровняем концы юбки, ставим нитку под большой палец, крепко прижимаем, - и прикрепляем юбку. Сверху красивый пояс.
5. Приступаем к волосам. Берем готовые нитки и пучком продеваем их в скрутку головы, расправляем так, чтобы концы были одинаковые. Завязываем ниткой хвост, закругляя веснянкино личико. Заплетаем косу. Веснянка лежит на спине, разворачиваем ее ногами вверх, и плетем косу. В конце ввязываем тесьму. Вокруг головы завязываем ленточку. Готово!
4.- Теперь можно приступать к работе. Но сначала подготовим наши пальчики.
От сосулек – звон, звон. (хлопки)
Просыпайся – клен, клен. (потрясти кистями рук)
Растопился снег, снег. (потереть ладонь о ладонь)
Ручейки – в бег, в бег. (волнистые линии ладонями) Гром шагает – хлоп, хлоп. (хлопки) Почки слышны – шлеп, шлеп. (щелчки пальцами)
- Вот и кончилась игра
Делать куклу нам пора.
Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как обрадуются ваши родные, когда вы подарите им ваших кукол.
Самостоятельная работа детей (фон – русские народные мелодии)
5.-А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Ребята, понравилось вам делать кукол?
-А, что вам понравилось больше всего?
-О каких куклах вы сегодня узнали?
-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Спасибо за работу вашу, за ваше старание.
В народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга "Предметы русского быта" по окружающему миру и развитию речи в старшей группе.
Содержание досуга создает атмосферу национального быта . Используя фольклор, знакомя с традициями, народными играми, происходит приобщение детей к духовной культуре,пробуждает у детей основы националь...
Проектная деятельность для старшего дошкольного возраста. Мини-музей «Предметы русского быта».
Весь материал детям преподносится в игровой форме. Это позволяет разнообразить занятия, делает их более яркими и, как следствие, более запоминающимися....
Презентация для детей «Русская изба. Предметы русского быта»
Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям....
Знакомство детей с предметами русского быта с помощью картинок.
В дошкольном возрасте формулируется правильное представление об окружающей действительности, развивается речь…Большое значение для формирования правильного представления об окружающей действите...
Конспект открытого досуга в старшей группе "Предметы русского быта"
Конспект открытого досуга в старшей группе "Предметы русского быта".Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями рус...
Конспект занятия в ОО «Познание» в старшей группе на тему "Предметы русского быта"
Конспект познакомит детей с традициями русского народа; формирует представление об избе русской деревни; обобщит и систематизирует знания детей о русском быте, об устно...
Конспект открытого досуга в старшей группе "Предметы русского быта"
Цель :продолжать знакомить детей с традициями русского народа;формировать представление об облике русской деревни, обобщаяи систематизируя знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.Задачи:...