13.12.2024 г. Развитие творческих способностей, через исследовательскую деятельность
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
развитие творческих способностей, через исследовательскую деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, через исследовательскую деятельность.
Большие потенциальные возможности развития ребенка, заключает в себе
исследовательская деятельность, однако эти возможности могут быть реализованы лишь
тогда, когда дети почувствуют радость и удовольствие от созданного ими, если у них процесс
творчества вызовет хорошее настроение.
Исследовательская деятельность для ребенка не только удовлетворение познавательной
потребности, но и получение нового знания, которого раньше не было в социальном опыте.
С самого раннего возраста можно научить ребенка думать системно, решать задачи
творческого характера, придумывать рассказы, сказки, сюжет для своего рисунка и многое
другое. Тот ребенок, который овладел основными мыслительными операциями по созданию
творческого продукта, умеет и хочет сам учиться, у него развитое воображение, мышление и
высокий уровень познавательной активности. Познавательное развитие детей дошкольного
возраста предполагает и формирование специфических способов познавательной
деятельности: навыков исследования, первичных навыков работы с информацией, развитие
речи, как средство передачи информации, а также активизация мышления.
А.И. Савенков считает, что один из основных путей познания, который наиболее полно
соответствует природе ребенка и современным задачам обучения следует рассматривать
исследовательский метод. «Исследовательский метод – путь к познанию через собственный
творческий, исследовательский поиск» (А.И. Савенков)
Обучение будет интересным для детей и для педагога, если оно с самого начала будет
строиться как исследовательская деятельность самих детей. Педагог должен помочь детям
достичь полноты своего самоосуществления. А это значит сохранить природную
любознательность.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. Для того чтобы эти возможности не утрачивались, необходимо как можно
эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Немаловажным в дошкольном возрасте является развитие творческих способностей детей
в изобразительной деятельности. Активно действуя с объектами окружающего мира,
исследуя их, дети познают их эстетические признаки, свойства, величину, поверхность
объекта, а затем отображают свои жизненные впечатления в рисовании, лепке, аппликации и
конструировании. Развивая исследовательские способности дошкольников, следует, прежде
всего, научить видеть проблему. Умение видеть проблему, тесно связано с умением
наблюдать. Путем простого наблюдения можно увидеть проблему для детского исследования
(«Почему листья падают с деревьев?», «Чем отличается песок от глины?», «Почему облака
бывают разной формы?» и т.д.).
Очень интересное задание, которое развивает способность по – разному смотреть на одно
и тоже явление или событие, разработали педагоги В.Н. Волков и В.С. Кузин. Называется
оно: «Тема одна – сюжетов много». Детям предлагается придумать и нарисовать как можно
больше сюжетов на одну, и туже тему. Эта увлекательная работа включает ребенка в
творческий процесс.
Одной из важных форм исследовательской деятельности дошкольников является
экспериментирование. Часто используется экспериментирование в области изобразительной
деятельности. Это могут быть эксперименты с красками:
• Эксперимент с набрызгом красок. Используя такие приспособления, как зубная щетка
или же бутылочка с разбрызгивателем, дети набрызгивают любую из красок на белый
лист бумаги. После чего, на этот лист, накладывается какой-либо силуэт – животные,
люди, овощи, фрукты, геометрические фигуры и т.д. Затем можно делать набрызг
другой краской. После чего силуэты можно убрать. Получиться интересное
изображение.
• Эксперимент смешивания красок.
• Эксперимент с акварелью. На влажный лист белой бумаги наносится акварель разных
цветов, крупными мазками. Затем необходимо наложить на первый лист точно такого же
размера другой лист и прижать его рукой. Через минуту можно разделить листки и
увидев две похожие, но не одинаковые композиции, начинает работать детская фантазия.
Детям можно предложить для исследования знакомый предмет, например – бумагу и
использовать ее в своей изобразительной деятельности. Исследуя ее, ребенок знакомиться со
свойствами этого предмета, и сам начинает придумывать разные варианты использования
бумаги в своих работах. Например: бумага мокнет, а из мокрой бумаги можно слепить
медвежонка, высушить его, а затем разукрасить. Бумага мнется. Из мятой бумаги можно
сделать разных животных, людей, деревья, а затем наклеить на лист бумаги и получится
картина. Бумага рвется. И маленькие кусочки бумаги можно использовать в мозаичной
аппликации. Бумага бывает разной фактуры. И ребенок использует разные возможные
варианты, в своих творческих работах применяя свойства бумаги.
Когда ребенок – субъект познания: он принимает поставленную задачу как эмоционально
значимую, а цель деятельности становится актуальной, он видит возможность применения
полученных знаний в своих творческих работах. Являясь реальным участникам совместного
поиска, он учится самостоятельно и творчески выполнять задания.
Чем разнообразнее деятельность детей, оригинальнее поисковая деятельность, тем у
детей, в конечном итоге, больше возможности получить
новый, необычный результат. В этом процессе ребенок получает новый материал, на
основе которого он будет строить новые идеи, замыслы, создавать новые рисунки и т.д.
Литература:
1 Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) //
Дошкольное воспитание. 1994 № 1 С. 17-19.
2 Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества //Дошкольное воспитание. 1982 № 11 С.
32-38.
3 Гончаренко Г.С. Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами
экспериментальной деятельности // Дошкольная педагогика. 2008 № 9 С. 27-28.
4 Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать
знания. Ярославль: Академия развития, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД «Я рисую солнце» развития творческих способностей через изобразительную деятельность средний возраст
НОД «Я рисую солнце»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная деятельность», «Коммуникация», «Здоровье», «Физическая культура», «Художественная литература».Цель: исп...
Конспект НОД во 2 мл. группе Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность "В гости к сказке" ("Колобок")
На протяжении НОД дети развивают творческие способности через театрализованную деятельность...
Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.
Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...
Презентация на тему: "Развитие творческих способностей через проектную деятельность"
История проектного метода,проект "Моя семья"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность
Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность...
Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"
Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...