13.12.2024 г. Развитие творческих способностей, через исследовательскую деятельность
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)

Веккер Светлана Федоровна

развитие творческих способностей, через исследовательскую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, через исследовательскую деятельность.

Большие потенциальные возможности развития ребенка, заключает в себе

исследовательская деятельность, однако эти возможности могут быть реализованы лишь

тогда, когда дети почувствуют радость и удовольствие от созданного ими, если у них процесс

творчества вызовет хорошее настроение.

Исследовательская деятельность для ребенка не только удовлетворение познавательной

потребности, но и получение нового знания, которого раньше не было в социальном опыте.

С самого раннего возраста можно научить ребенка думать системно, решать задачи

творческого характера, придумывать рассказы, сказки, сюжет для своего рисунка и многое

другое. Тот ребенок, который овладел основными мыслительными операциями по созданию

творческого продукта, умеет и хочет сам учиться, у него развитое воображение, мышление и

высокий уровень познавательной активности. Познавательное развитие детей дошкольного

возраста предполагает и формирование специфических способов познавательной

деятельности: навыков исследования, первичных навыков работы с информацией, развитие

речи, как средство передачи информации, а также активизация мышления.

А.И. Савенков считает, что один из основных путей познания, который наиболее полно

соответствует природе ребенка и современным задачам обучения следует рассматривать

исследовательский метод. «Исследовательский метод – путь к познанию через собственный

творческий, исследовательский поиск» (А.И. Савенков)

Обучение будет интересным для детей и для педагога, если оно с самого начала будет

строиться как исследовательская деятельность самих детей. Педагог должен помочь детям

достичь полноты своего самоосуществления. А это значит сохранить природную

любознательность.

Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих

способностей. Для того чтобы эти возможности не утрачивались, необходимо как можно

эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Немаловажным в дошкольном возрасте является развитие творческих способностей детей

в изобразительной деятельности. Активно действуя с объектами окружающего мира,

исследуя их, дети познают их эстетические признаки, свойства, величину, поверхность

объекта, а затем отображают свои жизненные впечатления в рисовании, лепке, аппликации и

конструировании. Развивая исследовательские способности дошкольников, следует, прежде

всего, научить видеть проблему. Умение видеть проблему, тесно связано с умением

наблюдать. Путем простого наблюдения можно увидеть проблему для детского исследования

(«Почему листья падают с деревьев?», «Чем отличается песок от глины?», «Почему облака

бывают разной формы?» и т.д.).

Очень интересное задание, которое развивает способность по – разному смотреть на одно

и тоже явление или событие, разработали педагоги В.Н. Волков и В.С. Кузин. Называется

оно: «Тема одна – сюжетов много». Детям предлагается придумать и нарисовать как можно

больше сюжетов на одну, и туже тему. Эта увлекательная работа включает ребенка в

творческий процесс.

Одной из важных форм исследовательской деятельности дошкольников является

экспериментирование. Часто используется экспериментирование в области изобразительной

деятельности. Это могут быть эксперименты с красками:

• Эксперимент с набрызгом красок. Используя такие приспособления, как зубная щетка

или же бутылочка с разбрызгивателем, дети набрызгивают любую из красок на белый

лист бумаги. После чего, на этот лист, накладывается какой-либо силуэт – животные,

люди, овощи, фрукты, геометрические фигуры и т.д. Затем можно делать набрызг

другой краской. После чего силуэты можно убрать. Получиться интересное

изображение.

• Эксперимент смешивания красок.

• Эксперимент с акварелью. На влажный лист белой бумаги наносится акварель разных

цветов, крупными мазками. Затем необходимо наложить на первый лист точно такого же

размера другой лист и прижать его рукой. Через минуту можно разделить листки и

увидев две похожие, но не одинаковые композиции, начинает работать детская фантазия.

Детям можно предложить для исследования знакомый предмет, например – бумагу и

использовать ее в своей изобразительной деятельности. Исследуя ее, ребенок знакомиться со

свойствами этого предмета, и сам начинает придумывать разные варианты использования

бумаги в своих работах. Например: бумага мокнет, а из мокрой бумаги можно слепить

медвежонка, высушить его, а затем разукрасить. Бумага мнется. Из мятой бумаги можно

сделать разных животных, людей, деревья, а затем наклеить на лист бумаги и получится

картина. Бумага рвется. И маленькие кусочки бумаги можно использовать в мозаичной

аппликации. Бумага бывает разной фактуры. И ребенок использует разные возможные

варианты, в своих творческих работах применяя свойства бумаги.

Когда ребенок – субъект познания: он принимает поставленную задачу как эмоционально

значимую, а цель деятельности становится актуальной, он видит возможность применения

полученных знаний в своих творческих работах. Являясь реальным участникам совместного

поиска, он учится самостоятельно и творчески выполнять задания.

Чем разнообразнее деятельность детей, оригинальнее поисковая деятельность, тем у

детей, в конечном итоге, больше возможности получить

новый, необычный результат. В этом процессе ребенок получает новый материал, на

основе которого он будет строить новые идеи, замыслы, создавать новые рисунки и т.д.

Литература:

1 Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) //

Дошкольное воспитание. 1994 № 1 С. 17-19.

2 Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества //Дошкольное воспитание. 1982 № 11 С.

32-38.

3 Гончаренко Г.С. Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами

экспериментальной деятельности // Дошкольная педагогика. 2008 № 9 С. 27-28.

4 Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать

знания. Ярославль: Академия развития, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД «Я рисую солнце» развития творческих способностей через изобразительную деятельность средний возраст

НОД «Я рисую солнце»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная деятельность», «Коммуникация», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Художественная литература».Цель: исп...

Конспект НОД во 2 мл. группе Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность "В гости к сказке" ("Колобок")

На протяжении НОД дети развивают творческие способности через театрализованную деятельность...

Развитие творческих способностей через изобразительную деятельность детей с проблемами в развитии.

Статья для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (недоразвитие интеллекта).1. Влияние изобразительной деятельности на творческое развитие детей2. Нетрадиционные т...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность

Конспект непосредственно – образовательной деятельности во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность...

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"

Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе детского сада по теме: "Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность"...