Рабочая программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «ЭКОЛОГИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
рабочая программа по окружающему миру

Токарева Татьяна Владимировна

Природа хрупка и ранима. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_ekologii.docx103.41 КБ

Предварительный просмотр:

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №38 «ДОМОВЁНОК»

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ ДС №38

«Домовѐнок»

         Л.А.Бондарева Приказ № 388 от 31.08.2022г.

   

Рабочая программа
по экологическому воспитанию детей

дошкольного возраста от 3 до 7 лет

«ЭКОЛОГИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

                                                       Разработала: воспитатель

                                                              Токарева Татьяна Владимировна

НИЖНЕВАРТОВСК,  2022 Г.

СОДЕРЖАНИЕ

 I. Целевой раздел

Стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.2.

Цели и задачи реализации программы

4

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы

4

1.4.

Методы и приемы реализации Программы

5

1.5.

Характеристика особенностей развития детей от 3 до 7 лет

6

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы

6

1.7.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

8

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Особенности организации образовательного процесса, принципы организации, интеграция.

9

2.2.

Объем образовательной нагрузки

11

2.3 .

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями и социальными партнерами по реализации программы

12

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1

Особенности создания развивающей среды

17

3.2.

Материально-техническое оснащение

18

3.3.

Методическое обеспечение

18

Приложения:

  1. Характеристика особенностей развития детей.
  2. Оценка качества освоения программы.
  3. Перспективный план работы с родителями.
  4. Календарно – тематическое планирование.

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительнаязаписка. 

  Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

 Человек — часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы — жизнь на земле. 

 Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как  приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

 В дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

       Задачи, поставленные ФГОС  перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

        Рабочая программа «Экология в детском саду», разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

- Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

- Основная общеобразовательная  программа МБДОУ № 1 «Сибирячок».

- Устав ДОО.

       Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к условиям, содержанию и результатам дошкольного образования и на основе примерной  образовательной программы «От рождения до школы»/ под редакцией. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А.Васильевой.

         Для организации работы по  выполнению задач в каждом виде деятельности используем  парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог».

         Программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

Основная цель подпрограммы: ознакомление детей с окружающим миром: разнообразием растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе; формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам.

1.2.  Цель программы:

Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи программы:

- Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование представлений о взаимосвязях в системе «Человек - природа» и в самой природе;

- Развитие интереса к миру природы;

- Формирование способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные изменения, анализировать их, делать выводы;

- Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;

- Формирование мотивов безопасного образа жизни и поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего города;

- Повышение компетентности родителей по проблеме формирования у воспитанников экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста;

- Уточнение, систематизирование и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях; о состоянии окружающей среды родного города и области.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана с учетом принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, ориентации на зону ближайшего развития.

- Индивидуальный подход - ключевым фактором образовательного процесса является ориентация на потребности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных         этнокультурных         особенностей,         семейно-социальных

возможностей и условий для полноценного развития.

- Научность - обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на основе представления о закономерностях, существующих в природе.

- Доступность - содержание программы, перечень тем и формы работы проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также индивидуальных         познавательных         способностей. Предпочтительны соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение, эксперимент, игра.

- Наглядность - чувственное познание нового материала с привлечением наглядного пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.

- Конкретность - объем знаний увеличивается и эти знания должны быть конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все водные растения водорослями.

- Воспитательная - формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.

- Систематичность и последовательность - необходимо придерживаться принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным, опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь к известной ему информации.

- Согласованность - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и родителями.

- Целостность - установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает сформировать у ребёнка понимание единства мира.

- Регионализм - необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение).

- Гуманность - данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.

- Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения

всестороннего развития личности ребёнка.

1.4. Методы и приемы реализации Программы

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

Словесные методы: 

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы: 

- проведение         разнообразных         игр         (малоподвижных,         сюжетно-ролевых,  дидактических, игр-драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы: 

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми наглядных пособий.

Направления реализации программы:

- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

1.5.Возрастные особенности детей.

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (3-7 лет). Возрастные особенности детей прописаны в ООО МБДО «Сибирячок» (Приложение 1).

1.6.   Планируемые результаты.

      Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

дети, возрастом 3-4 года должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом мире.

- Ухаживать за  растениями и животными в уголке природы, делать элементарные выводы и умозаключения. Иметь представления о родном крае.

- Сформированность общих представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.

- Приобретение общих представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.

- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

дети, возрастом 4-5 лет, должны правильно взаимодействовать с окружающим миром. Участвовать в наблюдении за растениями, животными, птицами, рыбами. Делиться своими познаниями о живом и неживом.

- Проявление у детей экологического сознания, экологически правильного поведения.

- Сформированность представлений о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

- Сформированность представлений о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

- Усвоение знаний о безопасном образе жизни, о необходимости обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края.

дети, возрастом 5-6лет

- Сформированность представлений о своем городе, округе, о своеобразии природы региона.

- Сформированность стремления к исследованию объектов природы, дети делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

- Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе.

дети, возрастом 6-7 лет

- Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.

- Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.

- Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

- Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

       Формой подведения итогов реализации программы являются: экологические праздники, викторины и т.д.

Воспитанник должен:        

ЗНАТЬ        

- Правила поведения в природе.

- Растения и их характерные признаки.

- Основные признаки диких и домашних животных.

- Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.        

- О перелётных птицах. 

- О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

- Об охране природы.

- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему    миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ        

- Выполнять правила поведения на природе.

- Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

- Обеспечивать уход за растениями цветников

- Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).

- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Ожидаемые результаты к концу года

Дети

  1. У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  2. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
  3. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
  4. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. 

Педагоги

  1. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
  2. Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
  3. Пополнится развивающая среда в группе.
  4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

Родители

  1. Обогащение уровня экологических знаний родителей.
  2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
  4. Возможность участвовать в совместных экологических проектах.

1.7. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.

Оценивание качества образовательной деятельности представляет собой важную

составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование

Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности МБДОУ определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.

Для отслеживания динамики достижений детей два раза в год проводится диагностика: первичная диагностика с целью выявления стартовых условий, проблем развития и достижений детей проводится в сентябре, итоговая диагностика с целью оценки степени решения поставленных задач проводится в мае. Знания детей прослеживаются в форме итоговых занятий предусматривающих ответы на вопросы и выполнение практических заданий.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация; беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая; групповая.

Материалы для инструментария подбираются в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей (Приложение 2).

II. Содержательный раздел

2.1 Особенности Организации непосредственно образовательной деятельности.

     Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);

-творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);

- экскурсии;

- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);

- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты; - развлечения;

 - проектирование решения проблемы;

- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);

- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;

- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд). 

Принципы организации образовательного процесса:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; 
-предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и др.;

-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями); 

-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; 

- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему; 

- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей; 

- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности; 

- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-опора на игру при формировании учебной деятельности; 

-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности; 

- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха. 

Интеграция с другими областями: 

Образовательная область «Речевое  развитие»

1.        Развитие устной речи.

2.        Практическое овладение детьми нормами речи;

3.        Обогащение словарного запаса

                   Образовательная область «Художественно-эстетическое»

  1.  Развитие детского творчества.
  2.  Формирование эстетического чувства, эмоции, эстетического вкуса через объекты природы.
  3. Развитие интереса к живописи, литературе, народному искусству, музыке по средствам наблюдения за природными объектами и явлениями.

               Образовательная область «Познавательное развитие»

1.  Выявление признаков того или иного времени года;

2.  Установление причинно следственной связи.

3.  Экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе. 

        Образовательная область «Социально коммуникативное развитие»

1.   Формирование представления об экологической культуре;

2.   Участие в экологически ориентированной деятельности;

3.   Соблюдение правил поведения в окружающей среде;

4.   Расширение представления о типичных экологических системах (лес, луг, водоем).

Образовательная область «Физическое развитие» 

  1. Соблюдение  правил безопасности во время прогулок – экскурсий и походов.
  2. Формирование экологической культуры посредством спортивно – экологических праздников и развлечений;
  3. Организация и проведение походов, прогулок – экскурсий на природу;

         Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания (живая природа – растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, движении – основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.

Программа представляет собой целостную систему экологических знаний, включает пять блоков:

I блок «Где мы живем?»

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывают темы: местоположение нашего города, климатические условия, наша область, положение  на карте мира, почва, полезные ископаемые.

II блок «Многообразие растительного и животного мира города Бердска Новосибирской области»

Дается характеристика основных групп животных и растений области, среды обитания; упоминаются основные представители разных групп животных и растений лесов, болот, водоемов (водохранилище, реки, озера), луга.

III блок «Сезонные изменения в природе  Новосибирской области»

Обусловлено тем, что он является связующим звеном между представлением дошкольников о животном и растительном мире и о месте расположения его малой Родины.

Детям даются представления о листопаде, о сезонных перелетах птиц, спячке и линьке животных и других сезонных явлениях в природе.

IV блок «Природа и человек в условиях нашего города Бердска»

Информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования. Дети знакомятся с правилами поведения в природе; лесопосадки (городской парк отдыха, парк Победы, березовая роща, озеленение города, создание ландшафтного дизайна); узнают о мини-зоопарках и целях их создания. Детям также дается представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом и опасностях, связанных с деятельностью человека.

V блок «Человек и его здоровье»

Важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы. Планирование, комплексно-тематическое планирование – в соответствии с тематическим планом ДОУ. (Приложение3)

2.2.Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации программы – 4 года

Форма обучения – подгрупповая, индивидуальная.

Количество детей в подгруппе – 10 человек.

Основные занятия проводятся в младшем возрасте 1раз в месяц,  начинаются с ноября. В старшем возрасте занятия проводятся 2 раза в месяц.

Продолжительность занятий:

Возраст

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Длительность

Младший возраст от 3 до 4 лет

1

4

36

15 мин

Средний возраст от 4 до 5 лет

2

8

72

20 мин

Старший возраст от 5 до 6 лет

2

8

72

25 мин

Старший возраст от 6 до 7 лет

2

8

72

30 мин

Организация образовательной деятельности

для детей младшего дошкольного возраста

День недели

Блок образовательной деятельности, с квалификационной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемая в ходе режимных моментов

Блок самостоятельной деятельности детей

Понедельник

1. Пальчиковые игры.

2.Игры-занятия по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков

3. Д/и по сенсорному развитию

4. Сюжетно-ролевые игры

5.Работа в книжном уголке (чтение худ, литературы, заучивание стихов)

6. физкультминутки

1.Самостоятельная двигательная деятельность

2. Настольно-печатные игры

3. Зона отдыха

Вторник

1. Д/и по ФЭМП

2. Конструирование (аппликация) 1 раз в 2 недели

3. Игры со строительным материалом

4. Сюжетно-ролевые игры

5. физкультминутки

1 Игры с образными игрушками

2. Свободные игры с водой (крупой, песком)

3. Зона отдыха

Среда

1. Д/и по изобразительной деятельности

2. Наблюдения в уголке природы, работа с календарем наблюдений

3. Театрализованные игры

4. Работа с полочкой красоты

5. Сюжетно-ролевые игры

6. Физкультминутки

1. Игры детей со строительным материалом

2. Самостоятельная художественная деятельность детей (лепка, рисование)

Четверг

1. Игры-занятия по воспитанию навыков культурного поведения

2. Д/и по музыкальному воспитанию

3.Экспериментально-исследовательская деятельность (элементарные опыты)

4. Подвижные игры и физические упражнения

5. Проведение традиций

6. физкультминутки

1. Самостоятельная двигательная деятельность

2. Настольно-печатные игры

3. Зона отдыха

Пятница

1. Д/и по ознакомлению с окружающим и развитию речи

2. Рассматривание предметов, картин

3. Воспитание элементарных трудовых навыков (труд по самообслуживанию, планирование поручений)

4. Театрально-концертный досуг

5. физкультминутки

6.Тематические проекты, итоговые мероприятия

1. Занятия в книжном уголке (рассматривание иллюстраций)

2. Игры с образными игрушками

3. Зона отдыха

Организация образовательной деятельности

для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5лет

 

День недели

Блок образовательной деятельности, с квалификационной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемая в ходе режимных моментов

Блок самостоятельной деятельности детей

Понедельник

1. Традиция «Утро радостных встреч»

2. Беседы с детьми по воспитанию культуры поведения и общения

3. Театрализованные игры

4. Работа воспитателя с детьми в уголке книги (чтение, заучивание, ремонт книг)

5. Физ.минутка: пальчиковая гимнастика

1. Настольно-печатные игры

2. С/р игры

3. Строительные игры

Вторник

1.Внеситуативно-личностное общение воспитателя с детьми (беседы на личные темы, этические беседы, дид/игры по воспитанию эмоциональной отзывчивости и социальной компетентности)

2. Работа с коллекциями

3. Игры со строительным материалом

4.Физ. минутка: артикуляционная гимнастика «Мой веселый язычок»

1. Самостоятельная художественно-речевая деятельность (чтение стихов, игры-инсценировки, игры-драматизации)

2. Самостоятельная двигательная деятельность

Среда

1. Традиция «Сладкий вечер»

2. Д/и по ФЭМП

3. Физические, спортивные упражнения и п/игры

4.Работа по воспитанию элементарных трудовых навыков (хоз/бытовой труд, поручения)

5. Физ. минутка: гимнастика для глаз

1.Режиссерские игры

2.Самостоятельная музыкальная (пение песен, игры-хороводы, игры на ориентировку в пространстве)

3. С/р игры

Четверг

1.Познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты)

2. Режиссерские игры

3. Работа с альбомами «Наша группа», «Моя семья», «Все работы хороши»

4. Наблюдения в уголке природы. Работа с календарем погоды

5. Конструирование/аппликация

6. Физ. гимнастика для глаз

1.Самостоятельная двигательная деятельность детей

2. Настольно-печатные игры

З. С/р игры

Пятница

1. Дид/игры по ИЗО и МУЗО

2. Работа с «Полочкой красоты». Ознакомление с искусством.

3. Экскурсии, целевые прогулки 1 раз в месяц

4. Театрально-концертный досуг

5. физ. минутка: пальчиковая гимнастика

6.Итоговые мероприятия, тематические проекты

1. Строительные игры

2. С/р игры

3.Самостоятельная художественная деятельность

Организация образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет

День недели

Блок образовательной деятельности, с квалификационной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемая в ходе режимных моментов

Блок самостоятельной деятельности детей

Понедельник

1. Ситуативно-личностное общение с детьми беседы на личностные темы, д/игры.

2. Физические упражнения и подвижные игры

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Гимнастика для глаз.

5. Театрализованные игры.

6. Труд в уголке природы.

7. Чтение познавательной литературы

1. Самостоятельная художественная деятельность, рисование.

2. Работа с альбомами

З.Сам-ная двигательная деятельность детей

4. Штриховка

Вторник

1.Физкультурно-спортивные упражнения, подвижные игры

2. Работа с коллекциями

3.Гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика

4. Чтение рассказов о животных, природе.

5.Игры со строительным материалом, настольно-печатные игры, д/ игры по математике

6. Конструирование/ аппликация

1.Самостоятельная двигательная деятельность детей.

2. Строительные игры

3. Работа с фотоальбомами

Среда

1.Чтение худ, литературы, сказки, небылицы, заучивание стихов

2. Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

3. Труд в уголке природы

4. Подвижная игра

5. Д/игры по развитию речи и ознакомлению с окружающим

6.Экспериментирование (опыты, исследования)

1. Самостоятельное экспериментирование с различными материалами 2. Сам-ная двигательная деятельность детей.

3. Чтение стихов (самостоятельная речевая деятельность) инсценировки, игры- драматизации

Четверг

1.Д/и по ИЗО

2. Ознакомление детей с искусством.

3.Гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика

4. Физ-спорт упражнения, подвижная игра

5 .С/р игры

6. Знакомство с тетрадью (печатание элементов букв, рисование схем, ориентировка на листе тетради )

7. Чтение «Путешествие по длинной книге»

1.Самостоятельная музыкальная деятельность детей (пение песен, игры — хороводы игры на ДМИ)

2.С/р игры

Пятница

1 .Физ-спорт упражнения, подвижная игра

2. Экскурсии, целевые прогулки 1р. в месяц

3. Подвижная игра

4. Гимнастика для глаз.

5.Режиссерские игры, театрально-концертный досуг

6. Чтение наизусть стихов, пересказ рассказов.

1. Режиссерские игры

2. Настольно - печатные игры

3. Рассматривание альбома «Моя семья»

Организация образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

День недели

Блок образовательной деятельности, с квалификационной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемая в ходе режимных моментов

Блок самостоятельной деятельности детей

Понедельник

1. Внеситуативно-личностное общение воспитателя с детьми (беседы на личностные темы, этические беседы, дидактические игры по воспитанию у детей навыков общения.).

2. Конструирование(аппликация) 1 раз в две недели.

3. Работа с копилками по временам года.

4. Наблюдения в уголке природы.

5. Сюжетно-ролевые игры

6. Коррекционные игры и упражнения для развития зрительных функций глаз, пальчиковые игры

1. Самостоятельная деятельность детей.

2. Строительные игры

Вторник

1. Дидактические игры по ФЭМП.

2. Подвижные игры и физические упражнения.

3. Работа с полочкой «Умные книги», чтение литературы познавательного характера.

4. Рассказы педагога «Знаете ли вы...»

5. Режиссерские игры.

6. Коррекционные игры и упражнения для развития зрительных функций глаз, пальчиковые игры

1. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

2. Сюжетно - ролевые игры.

3. Настольно - печатные игры.

Среда

1. Работа воспитателя с детьми в книжном уголке (чтение художественной литературы, заучивание стихов)

2. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим и развитие речи.

3. Театрализованные игры.

4. Работа по воспитанию у детей трудовых навыков (бытовой труд, трудовые поручения)

5. Коррекционные игры и упражнения для развития зрительных функций глаз, пальчиковые игры

1. Самостоятельная музыкальная деятельность (пение песен, игры -хороводы, музыкально- дидактические игры, игра на музыкальных инструментах.

2. Режиссерские игры

Четверг

1. Ознакомление детей с искусством.

2. Строительные игры.

3. Сюжетно-ролевые игры.

4. Встреча с интересными людьми, (один раз в месяц)

5. Коррекционные игры и упражнения для развития зрительных функций глаз, пальчиковые игры

1. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

2. Художествен но - речевая деятельность детей (игры -драматизации, рассказывание стихов)

Пятница

1. Музыкально- дидактические игры.

2. Работа с коллекциями.

3. Театрально - концертный и досуг.

4. Сюжетно-ролевые игры.

5. Целевые прогулки и экскурсии (Один раз в месяц)

6. Коррекционные игры и упражнения для развития зрительных функций глаз, пальчиковые игры

1. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

2.Самостоятельное экспериментирование детей с различными материалами.

2.3 . Особенности взаимодействия воспитателя с родителями и социальными партнерами по реализации программы

Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснить детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей, их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. С родителями проводились беседы и консультации на экологические темы. От того, какой пример подадут взрослые в своем отношении к природе, зависит уровень экологической культуры ребенка. Педагог, родители и дети вместе готовили поделки из природного материала.

Главная задача родителей

  • поддерживать интерес детей к природе;
  • поощрять их экологически грамотные поступки;
  • проявлять интерес к содержанию занятий в детском саду, и, конечно же, быть во всем примером.

Кроме просветительной работы с родителями, большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Например, нами были проведены акции «Помоги птицам выжить» (изготовление кормушек, обеспечение кормом), «Посадка сирени на участке», оказывают помощь в коллекции из природного материала, выращивании растений для уголка природы и для участка.

Формы взаимодействия с семьей: 

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека (Приложение 3).

Взаимодействие с социальными партнерами

Экскурсии, занятия, беседы, развлечения, конкурсы, выставки

систематически

Сотрудничать и взаимодействовать с другими социальными институтами, помогающими ДОУ решать образовательные задачи

Центральная детская библиотека,

МАОУ ДО «ДООЦ «Юность»,

МБОУ СОШ № 2 «Спектр»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды.

Исследователь Н.А. Рыжова выделяет следующие такие элементы и их функциональную роль.

Элементы эколого развивающей среды

Функциональная роль

Мини-лаборатории

Обучающая, познавательная деятельность, умственное развитие.

Столовая для птиц

Релаксационная, познавательная, развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами, воспитание, бережного отношения к живым существам.

Зимний сад

Оздоровительная,         релаксационная, познавательная, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Книжный уголок

Познавательная, формирование интереса к чтению.

Экологическая тропа

Познавательная, развитие эмоциональной сферы, общение с природой.

Огород на окне, мини-огород на участке

Воспитание трудовых навыков, эстетическая, познавательная, оздоровительная, развитие эмоциональной сферы, выработка навыков экологически безопасного поведения.

Территория детского сада

(ландшафтные архитектурные объекты)

Познавательная,         эстетическая,         развитие эмоциональной сферы.

Музей, картинная галерея

Краеведческая, познавательная, историческая,

Музыкальный зал

Эколого-эстетическая

Физкультурный зал

Оздоровление, развитие эмпатии к живым существам, физическое развитие.

Уголок в ДОУ «Мир экологии»

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие детей.

Коридоры, холлы

Познавательная, развивающая, эстетическая

Уголки         в         группах

(природные, выставочные)

Познавательная, эстетическая, эмоциональное развитие,         развитие         воображения, приобретение         навыков         самостоятельной работы.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы:

 

Технические средства обучения.

Расширить применение современных средств техники в процессе воспитания и развития дошкольников.

Телевизор, видеопроектор, ноутбук, компьютер, аудиоаппаратура, магнитофон, интерактивная доска,

печатно-множительная техника.

  1. Методическое обеспечение

      Все методические материалы используются в контексте комплексно-тематического планирования и для обеспечения тематики непосредственно образовательной деятельности, совместной, самостоятельной деятельности и в ходе режимных моментов.

Нормативная база:

1. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

5. Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации.

6. Рабочая программа ДОУ.

Методические  пособия для педагогов:

  1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.– Воронеж: Учитель,2002.
  4. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: Учитель,2002.
  5. «Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. –СПб: «Детство-пресс», 2000.
  6. Рыжова Н.А. "Напиши письмо сове":Экологический проект для детских садов и начальной школы.–М.: ООО "Карапуз–дидактика", ТЦ "Сфера",2007.
  7. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников) /Л.А.Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова.-СПб.: Акцидент, 1998.
  8. Система экологического воспитания в дошкольных учреждениях/авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007
  9. И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
  10. Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей второй младшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
  11.  Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей средней группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
  12.  Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.
  13.  Е.В.Гончарова, Л.В. Моисеева. Технология экологического образования Детей подготовительной к школе группы ДОУ. Екатеринбург.: «Центр Проблем Детства», 2002.

Литература для дошкольников:

1. Сигимова М.Н.  Мир природы глазами ребенка.  Н.И.П.К.и П.Р.О,  1996.

2.Николаева С.Н. Сюжетно – ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников. ГНОМ, 2012.

3.Воронкевич А. В. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. ДЕТСТВО – ПРЕСС,2014.

4.Алябаева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. 1, 2,3 издание. ТЦ СФЕРА, 2017.

5.Нищева Н,В. Подвижные и дидактические игры на прогулки. ДЕТСТВО – ПРЕСС,2014.

6.Диченскова А. М. Страна пальчиковых игр. Феникс, 2012.

7.Лопатина А. Начало мудрости.  Амрита – Русь, 2012.

8.Елкина Н.В. Сто загадок. Академия Холдинг,2002.

9.Красичкова А, Г, Оригами полная энциклопедия. Астрель Полигафиздат, 2011.

10.Османова Г.А.  Игровой логопедический массаж и само массаж. КАРРО,2013.

11.Алябьева Е.А. Природа. Сфера, 2012.

12.Вохринцева С.  Методические пособие для педагогов и родителей. (по тематическому плану)  Страна фантазий, 2003.

13.Наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей и родителей. Издательство ГНОМ, 2013.

14.Лаптева Г. Развивающее прогулки для детей. Серия развивающих карточек. «Речь о детях» . Речь, 2012.

15.Лаптева Г. Лучшее прогулки круглый год. Серия развивающих карточек.  Речь, 2012.

Детская  художественная литература.

Томина С.Д. «Полная хрестоматия для дошкольников».

Снегирев Г. «Как птицы и звери к зиме готовятся».

Флинт В.С. «В пустыне».

Синавский П. «Зеленая аптека».

Русская народная сказка «Пых».

Косова Г. «Азбука в загадках о птичках и зверятах».

Александрова З. «Новая столовая».

 Дмитриев Ю. «Кто в лесу живет и что в лесу растет».

Цыферов Г. «История про поросенка».

Бианки В. «Все самые».

Бианки В. «Как муравьишка домой спешил. Рассказы».

Заплатная С. «Мы идем в лес».

Тюняев А. «Все о воде».

Пискарева Н. «Настоящие друзья».

Моррис Р. «Тайны живой природы».

Скиба Т. «Новая энциклопедия для детей в вопросах и ответах».

Твист К. «Атлас морских хищников».

Носенко Т. «Сказки про зверей».

Бианки В. «Кто чем поёт?»

Михалков С. «Русские сказки о природе».

Сказки, песенки, потешки для самых маленьких.

Степанов В. «Букварь».

Тюняев А. «Кто в Африке живет».

Артемова А. «365 сказок и историй на каждый день».

Познавательная литература для дошкольников:

Моя первая энциклопедия «Природа»

Детская энциклопедия «Детёныши животных»

Детская энциклопедия «Красная книга России»

Детская энциклопедия «Моря и океаны»

Наглядное пособие. Интересные прогулки осенью и зимой. Сфера, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет "ЭКОЛОГИЯ В ДЕТСКОМ САДУ"

Даная программа по Экологическому развитию разработана с учётом требований ФГОС ДО для детей от 3 до 7 лет.    Цель программы:Формирование человека нового типа с новым экологически...

Презентация по теме : "Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»"

В презентации представлен результат работы по программе дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в дет...

Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»

Данная  программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры составлена и разработана на основе программ и пособий: программы «Детство» под редакцией Т. ...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста , через сюжетно-ролевые игры в детском саду

Гендерный подход в образовании -это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности ,что дает в дальнейшем человеку большую свободу  выбора и самореализации ,помогает  быть до...