Перспективное планирование по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по окружающему миру

Токарева Татьяна Владимировна

Экология для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_podgotovitelnaya_gruppa_perspektiv._plan.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Составила воспитатель: Токарева Т.В.

СЕНТЯБРЬ

Задачи:

  1. Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня).
  2. Совершенствовать умение детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах.
  3. Систематизировать представления детей о состоянии растений ранней осенью, о разнообразии плодов и семян.
  4. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы.
  5. Воспитывать интерес к труду человека в природе (выращивание злаковых культур и технология изготовления хлеба).

Тема и задачи занятий

Совместная деятельность педагога и детей

1.

2.

Путешествие колоска

[1, с. 317]

Задачи: познакомить со злаковыми культурами (рожь, пшеница); с современной технологией изготовления хлеба на заводах, выпеканием хлеба на селе; развивать  умение  различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зёрен).Фольклор

[1, с. 441].

Выполнение задания

№ 2 в рабочей тетради

[2, с. 5]

Посещение кафе «Дары осени»

[1, с. 321]

Задачи: систематизировать представления о фруктах и овощах; упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах; познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов (компот, варенье, пирог с капустой, салат).

Выполнение задания

№ 4

в рабочей тетради

[2, с. 7]

Наблюдения.

  • Наблюдение за изменениями в природе. На прогулках предлагать детям самостоятельно находить признаки осени в окружающей природе.
  • Наблюдение за температурой и осадками. После длительных наблюдений за показаниями термометра подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе, в среднем на пять градусов. Характер осадков в сентябре - дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
  • Наблюдения за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. На прогулку вынести флюгер и наблюдать за его движением. Откуда и куда дует ветер? Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон.
  • Наблюдения за продолжительностью дня. Наблюдения проводятся с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.
  • Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян - это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений. В конце месяца дети могут составить календарь окрашивания листьев деревьев на участке детского сада.
  • Наблюдения за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев
  • и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер - желанный гость.
  • Наблюдения за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.
  • Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Понаблюдать за скворцами, которые собираются в стаи. Отлет насекомоядных птиц (подготовка к отлету, сбор в стаи).
  • Циклические наблюдения за аквариумными животными. 1 сентября - Последняя гроза.

21 сентября - Осенины (изготовление детьми кормушек).

19 сентября - День работников леса (отметить на календаре года).

22 сентября - День осеннего равноденствия (день по длине равен ночи)

Опыты. Определение того, с какой стороны листа в растение проникает воздух [11, с. 161]. Выяснение причины выхода червей во время дождя на поверхность земли [11, с. 161]. Определение возможности проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды [1.1, с. 162]. «Фильтрование воды», «Испытание магнита», «Много - мало», «Мир ткани», «Выяснение причины храпа человека», «Лодка», «Удивительный песок».

Чтение художественной литературы. М. Михайлов «Лесные хоромы», А. Майков «Люблю дорожкою лесною...», Л. Толстой «Дуб и орешник», Д. Зуев «Жизнь леса», Н. Некрасов «Славная осень», А. Фет «Осенняя роза», А. Марков «Осень», В. Василевский «В лесу», И. Бунин «Осень», «Чащи леса», «Наука о доме» [13, с. 79], «Необыкновенная экспедиция, или В гости к опасным растениям» [13, с. 54].

Подвижные игры. «Тише едешь-дальше будешь» [15, с. 82].

Беседы. «Для чего человек сажает леса», «Как лето с осенью встречаются?» с выполнением задания № 3 в рабочей тетради [2, с. 6], «Восенушка-осень - сноп последний косим» [6, с. 88].

Труд в природе. В центре природы: уход за питомцами уголка природы, уход за комнатными растениями с учетом их потребностей. Определение потребностей комнатных растений во влаге, свете. Устройство выставки овощей, выращенных на даче. Устройство выставки овощей, выращенных на огороде или участке. Выявление способностей животных уголка природы к приспособлению к изменяющимся условиям среды. Составление календаря расцвечивания листьев и деревьев участка, в парке. На участке: уборка участка от листьев и веток. Сбор урожая на огороде, в саду Сбор природного материала на участке. Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой. Сбор листьев и растений для гербария. Пересадка цветущих растений с участка в уголок природы (ноготки, астры). Очистка огорода от веток, корней. Перекопка земли. Рассматривание картин. И. Броцкая. «Упавшие листья». «Осенний туман». Ф. Васильев. «Перед дождем». А. Саврасов. «К концу лета на Волге». В центре природы разместить «уголок леса», оформить выставку овощей, поместить гербарий со злаковыми культурами, модели строения растений.

В центре книги разместить репродукции картин: Т. Васильев «Перед дождем», И. Броцкая «Осенний туман».

В центре художественно-творческой деятельности поместить заготовки к рисованию на тему «Волшебный лес», «Дары осени» и т. д., книжки-раскраски на осеннюю тематику, трафареты овощей, фруктов, их штриховку и закрашивание, трафареты листьев: липы, клена, дуба, вяза, березы, осины.

Прогулка «Вянет, вянет лето красно, улетают ясны дни» [9, с. 73].

Объяснить н разучить примету «Паутина стелется по растениям - к осеннему теплу».

Объяснить и разучить поговорку «В сентябре прохладно; да сытно».

Игровая ситуация «Сравнение кур с деревянной богородской игрушкой «Клюющие куры» [10, с. 22], «Колобок учит ребят выпекать булочки» [10, с. 53].

Дидактические игры «Что где растет?» [12, с. 146], «Превращения» [7, с. 20].

Выполнение заданий № 1, 5, 6 в рабочей тетради [2, с. 4, 8,9].

Решение логических задач [11, с. 160].

Познавательное сообщение «Почему желтеют листья» [12, с. 70].

Создание символа месяца «Портрет Сентября».

Работа с познавательной копилкой о жизни конкретных растений и животных «Мы их знаем» (дикие животные).

Организовать выставку злаковых растений. Подписать их

ОКТЯБРЬ

Задачи:

  1. Развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме.
  2. Расширять представления детей о неживой природе: воздух и его свойства.
  3. Развивать познавательные психические процессы, умение связно излагать свои мысли.
  4. Продолжать формировать познавательный интерес детей к человеку: как и для чего человек дышит.
  5. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту.

Тема и задачи занятий

Совместная деятельность педагога и детей

3.

4.

Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!..»

[1,с. 329]

Задачи: закреплять представления о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, мышление; умение видеть поэтическую красоту золотой осени; совершенствовать воображение, активизировать словарный запас, употребляя в речи слова «заморозок», «ледостав». В конце второй части занятия после обсуждения особенностей  золотой  осени звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Октябрь» (2 мин). Выполнение задания

7 в рабочей тетради

[2, с. 10]

Рассказ педагога «Как и для чего человек дышит»

[1, с. 332]

Задачи: познакомить с дыхательной системой человека; воспитывать познавательный интерес к изучению строения человеческого тела

Наблюдения.

  • Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких - желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать за листопадом (особенность падения листа клена - кружится в воздухе, листа осины - падает вниз, листа ясеня - планирует, опускаясь), с каких деревьев листья опадают раньше - с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (Осина, липа, береза.); Что способствует быстрому опаданию листьев? (Ветер, заморозки.) Предложить детям вести календарь расцвечивания листьев. Обсудить с ними, почему опадают листья. Рассмотреть почки на деревьях и кустах после опадания листьев (назначение почек, приспособление к зиме), различение деревьев и кустов (почки, кора, плоды, семена, оставшиеся листья).
  • Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.
  • Рассмотреть семена, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.
  • Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы, зафиксировать в альбоме наблюдений. Также зафиксировать уменьшение долготы дня. С этой целью один раз в неделю отмечать время выключения света утром и время включения света вечером. Сравнить полученные в течение месяца данные. Установить связь между долготой дня и состоянием погоды.
  • Понаблюдать за отлетом гусей и уток. Рассказать, что с приходом холодного времени года - осени - пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных. Установление последовательности отлета птиц. Сделать зарисовку.
  • Определение характера дождя - мелкий, моросящий, затяжной, холодный и др.
  • Труд взрослых (укрывание роз, выкапывание клубней георгинов, луковиц гладиолусов, уборка их в подвалы, перекопка земли, подвязка раскидистых кустарников, обрезка сухих веток). Труд садовника.
  • Циклические наблюдения за аквариумными рыбками.

14 октября - Покров день. (На Покров до обеда — осень, после обеда — зима. Первое зазимье.)

Опыты. Определение возраста рыбы [11, с. 162]. Жизненный цикл лягушек [11, с. 163]. Установление способности растения к поиску света [11, с. 163].

«Вертушка», «Запасливые стебли», «Передача солнечного «зайчика», «Мир металлов», «Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещённости», «Дом на курьих ножках»,«Вкус и запах».

Чтение художественной литературы. В. Бианки «Белкина сушильня», «Молоденькие зимовщицы», «Спешите видеть»; Н. Сладкое «Синичкин запас»; М. Пришвин «Хитрый коврик»; Л. Толстой «Лебеди»; И. Василевский «Что-то тучи зачастили», «Осень»; А. Блок «Зайчик»; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»; Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»; Г. Скребицкий «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Природа - наше богатство!» [13, с. 97].

Беседы. «Как зимуют лягушки» [1, с. 428], «Для чего дереву листья» [1, с. 429], «Как человек может помочь природе подготовиться к зиме» (примерное содержание беседы см. в книге Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия»), «Октябрь-грязник - ни колеса, ни полоза не любит» [6, с. 90].

Подвижные игры «Челнок» [15, с. 82].

Труд в природе. В центре природы: изготовление панно из сухих листьев, поделок из природного материала. Посев и выращивание зеленого корма для питомцев. Уход за питомцами и комнатными растениями. Определение оптимального расположения растений в помещении. На участке: уборка участка от опавших листьев, оказание помощи малышам. Сбор листьев и семян для изготовления поделок. Перекопка земли возле кустарников. Перенос астр, хризантем в ящиках с территории участка. Посадка чеснока. Посадка кустов, деревьев.

Рассматривание картин. И. Горлов. «Парк культуры. Осень».

В центре природы разместить различные плоды и семена (желательно натуральные), модели с изображением наземных и подземных частей растений.

В центре книги поместить книги В. Бианки, Г. Снегирева; иллюстрации: И. Левитан «Осень», «Золотая осень», И. Грабарь «Осенний день», И. Броцкая «Упавшие листья».

В центре художественно-творческой деятельности предложить детям большой лист ватмана, на котором каждый ребенок сможет нарисовать свои осенние впечатления. Экологические игры: «Вершки и корешки», «Чьи детки». Игровые упражнения: «Что за чем» (последовательность стадий: от растения - к хлебу), «Одуванчик».

Объяснить и разучить примету «Облака идут против ветра - к осадкам».

Игровая ситуация «Сравнение живых рыбок и заводной рыбки» [10, с. 18], «Дачное приключение с кошкой и ёжиком» [10, с. 116], «Приключения ёжика» [10, с. 119].

Дидактические игры «Каждый грибок в свой кузовок» [12, с. 150], «Угадайте» [12, с. 153], «Узнай дерево по листочку» [15, с. 7], «Пульс дерева» [7, с. 14].

Выполнение заданий №1,8, 9, 10 в рабочей тетради [2, с. 4, 11, 12, 13].

Экскурсия в парк «Как растения готовятся к зиме» [1, с. 323].

Решение логической задачи «Осень» [11, с. 174]

Познавательные сообщения «Зачем деревья сбрасывают листья» [12, с. 71], «Как наступает листопад» [12, с. 73].

Рассматривание коллекций. «Лакомства птиц» (ягоды рябины, крылатки ясеня, клёна, семена конского щавеля, лебеды, крапивы, осота, репейника).

Создание символа месяца. «Портрет Октября»

НОЯБРЬ

Задачи:

  1. Продолжать развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи: если температура воздуха опускается ниже нуля градусов, то замерзает почва, появляется изморозь. Изменяется высота стояния Солнца, следовательно, изменяется температура воздуха.
  2. Продолжать знакомить детей с ростом, развитием, размножением всего живого. Закрепить представления детей о размножении растений.
  3. Познакомить детей со свойствами воды и круговоротом воды в природе на уровне элементарных представлений.
  4. Развивать умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений.
  5. Воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу (на уровне элементарных представлений познакомить детей с органом пищеварения — желудком).

Тема и задачи занятий

Совместная деятельность педагога и детей

6

7

8

Рассказ педагога «Зачем человеку желудок»

 [1,с. 345]

Задачи: формировать представление об органах пищеварения (функции и значение желудка для организма); воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Путешествие капельки

[1,с. 341] 

Задачи: формировать представления о круговороте воды в природе; развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде. В последней части занятия, после того как дети вместе с педагогом выяснят, какие из птиц остаются в лесу зимовать, звучит аудиозапись   с   голосами птиц: синица, воробей, ворона,    голубь,    соловей (2 мин). Педагог задаёт вопрос детям: «Голос какой птицы здесь лишний? Кого мы не можем услышать зимой?» (Соловей.) Выполнение задания

№ 13в рабочей тетради [2, с. 16]

Рассказ педагога «Зачем человеку желудок»

 [1,с. 345]

Задачи: формировать представление об органах пищеварения (функции и значение желудка для организма); воспитывать бережное отношение к своему здоровью

«Выявление причины храпа человека» [11, с. 163], «Как кошка языком чистит себе шерстку» [11, с. 164], «Звёзды светят постоянно» [11, с. 164].

«Бережём воду», «Почему меньше», «Мир пластмасс», «Разведчики», «Опыт Мариотта», «Где же пятый океан?», «Упрямое растение».

Чтение художественной литературы. И. Бунин «Первый снег»; А. Фет «Поутру вчера дождь», «Еще вчера, на солнце млея»; В. Бианки «Смотрины зимы», «Пора спать», «Заячьи хитрости»; Л. Куборев «Спроси у медведя»; К. Ушинский «История одной яблоньки»; Л. Квитко «Медведь в лесу», «Как люди речку обидели» [13, с. 192], «Травинка - путешественница» [13, с. 10], «Жила-была Река» [13, с. 26], «История одного пруда» [13, с. 49].

Разучить скороговорку «Синичка, синичка - воробью сестричка».

Беседы. «Какие семена путешествуют по воде и воздуху»; «Где живут капли воды в детском саду?» [1, с. 430]; «Ноябрь - ворота зимы» [1, с. 431], «Для чего растению нужны семена» [1, с. 337], «Какие семена путешествуют по воде и воздуху» [1, с. 429], «Синичкин день» [6, с. 92].

Труд в природе:В центре природы: уход за комнатными растениями, уход за питомцами, уборка клеток, смена воды в аквариуме, кормление животных. Посев семян злаков для выращивания зеленого корма. На участке: изготовление и установка кормушек для подкормки птиц. Сбор семян ясеня и вяза для подкормки птиц зимой. Уборка участка от снега, утепление снегом молодых деревьев. Уборка участка малышей. Укрытие грядок с посевами под зиму. Сбор ягод рябины, бузины, семян липы, березы, ясеня, вяза, ольхи для подкормки птиц. Работа в «уголке леса», на экологических тропах детского сада, парка.

Подвижные игры. «Стадо» [15, с. 100].

Рассматривание картин. Жанровая живопись. Звери наших лесов (альбом). Эстампы, линогравюры пейзажного характера о животных, детях. Плакаты об охране природы и животных. И. Машков. Натюрморт с самоваром. А. Пластов. «Первый снег».

В центре природы поместить модели приспособления животных к зиме, натуральные семена различных растений, модель строения семени. Экологические игры «Времена года» (лото), «С какой ветки детки?», «Почтальон принес посылку», «Когда это бывает».

В центре книги поместить книги согласно перечню художественной литературы, репродукцию картины А. Пластова «Первый снег».

В центре экспериментальной деятельности пополнить емкостями для определения свойств воды: испаряемость воды, способность предметов плавать и тонуть (предметы из разных материалов, полые предметы). Для исследования семян предложить детям коробочки с разными семенами и лупы.

В центре художественно-творческой деятельности поместить трафареты и обводки диких животных, деревьев; раскраски на осеннюю тематику; различные семена для творческих работ.

Объяснить и разучить примету «Дневной снежок - нележок, первый прочный снег выпадает ночью».

Объяснить и разучить поговорку «В ноябре зима с осенью борется».

Игровая ситуация «Грибы - красавцы лесные» [10, с. 32], «Буратино беседует с детьми о деревьях» [10, с. 82].

Дидактические игры «Кто живёт в воде?» [12, с. 156], «Какой ветер?» [15, с. 18].

Выполнение заданий № 1, 14, 15, 16 в рабочей тетради [2, с. 4, 17, 18, 19]. «Путешествие в осенний лес» [1, с. 334] с выполнением задания № 12 в рабочей тетради [2, с. 15].Решение логической задачи «Осенние листья» [11, с. 174].Инсценировка «Ходит капелька по кругу» [13, с. 119]. Познавательное сообщение «Ветер» [14, с. 29-30]. Знакомство с «Красной книгой» 

Наблюдения.

  • Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.
  • Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир. Например, солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха. В итоге подводим детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).
  • Понаблюдать, какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей на то, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.
  • Птицы ближайшего природного окружения (снегирь, синица, сорока, галка), их поведение, способы добывания пищи. Установить кормушки. Обсудить с детьми, какой корм каким птицам нужен.
  • Сравнение хвои сосны, лиственницы, ели. Распространение семян деревьев, дикорастущих трав, крючочков репейника и др.
  • Одежда взрослых людей.
  • Цикл наблюдений за аквариумными рыбками.

12 ноября - Синичкин день. (Прилетают птицы-зимовки: синицы, свиристели, щеглы, сойки, чечётки. Синичка пищит, холод накликает.)

14 ноября - Кузьминки. (Кузьма и Демьян - проводы осени, встреча зимы, первые морозы.)

Опыты. «Вода способна испаряться». Цель. Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем быстрее она испаряется. Содержание. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая - рядом с отопительной батареей, третья - на стол к воспитателю. Детям предлагается подумать, в какой банке вода испарится быстрее. Спустя один день результаты опыта сравниваются с предположениями детей. Ход опыта зарисовывает

«Выявление причины храпа человека» [11, с. 163], «Как кошка языком чистит себе шерстку» [11, с. 164], «Звёзды светят постоянно» [11, с. 164].

«Бережём воду», «Почему меньше», «Мир пластмасс», «Разведчики», «Опыт Мариотта», «Где же пятый океан?», «Упрямое растение».

Чтение художественной литературы. И. Бунин «Первый снег»; А. Фет «Поутру вчера дождь», «Еще вчера, на солнце млея»; В. Бианки «Смотрины зимы», «Пора спать», «Заячьи хитрости»; Л. Куборев «Спроси у медведя»; К. Ушинский «История одной яблоньки»; Л. Квитко «Медведь в лесу», «Как люди речку обидели» [13, с. 192], «Травинка - путешественница» [13, с. 10], «Жила-была Река» [13, с. 26], «История одного пруда» [13, с. 49].

Разучить скороговорку «Синичка, синичка - воробью сестричка».

Беседы. «Какие семена путешествуют по воде и воздуху»; «Где живут капли воды в детском саду?» [1, с. 430]; «Ноябрь - ворота зимы» [1, с. 431], «Для чего растению нужны семена» [1, с. 337], «Какие семена путешествуют по воде и воздуху» [1, с. 429], «Синичкин день» [6, с. 92].

Труд в природе:В центре природы: уход за комнатными растениями, уход за питомцами, уборка клеток, смена воды в аквариуме, кормление животных. Посев семян злаков для выращивания зеленого корма. На участке: изготовление и установка кормушек для подкормки птиц. Сбор семян ясеня и вяза для подкормки птиц зимой. Уборка участка от снега, утепление снегом молодых деревьев. Уборка участка малышей. Укрытие грядок с посевами под зиму. Сбор ягод рябины, бузины, семян липы, березы, ясеня, вяза, ольхи для подкормки птиц. Работа в «уголке леса», на экологических тропах детского сада, парка.

Подвижные игры. «Стадо» [15, с. 100].

Рассматривание картин. Жанровая живопись. Звери наших лесов (альбом). Эстампы, линогравюры пейзажного характера о животных, детях. Плакаты об охране природы и животных. И. Машков. Натюрморт с самоваром. А. Пластов. «Первый снег».

В центре природы поместить модели приспособления животных к зиме, натуральные семена различных растений, модель строения семени. Экологические игры «Времена года» (лото), «С какой ветки детки?», «Почтальон принес посылку», «Когда это бывает».

В центре книги поместить книги согласно перечню художественной литературы, репродукцию картины А. Пластова «Первый снег».

В центре экспериментальной деятельности пополнить емкостями для определения свойств воды: испаряемость воды, способность предметов плавать и тонуть (предметы из разных материалов, полые предметы). Для исследования семян предложить детям коробочки с разными семенами и лупы.

В центре художественно-творческой деятельности поместить трафареты и обводки диких животных, деревьев; раскраски на осеннюю тематику; различные семена для творческих работ.

Объяснить и разучить примету «Дневной снежок - нележок, первый прочный снег выпадает ночью».

Объяснить и разучить поговорку «В ноябре зима с осенью борется».

Игровая ситуация «Грибы - красавцы лесные» [10, с. 32], «Буратино беседует с детьми о деревьях» [10, с. 82].

Дидактические игры «Кто живёт в воде?» [12, с. 156], «Какой ветер?» [15, с. 18].

Выполнение заданий № 1, 14, 15, 16 в рабочей тетради [2, с. 4, 17, 18, 19]. «Путешествие в осенний лес» [1, с. 334] с выполнением задания № 12 в рабочей тетради [2, с. 15].Решение логической задачи «Осенние листья» [11, с. 174].Инсценировка «Ходит капелька по кругу» [13, с. 119]. Познавательное сообщение «Ветер» [14, с. 29-30]. Знакомство с «Красной книгой»

ДЕКАБРЬ

Задачи:

  1. С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц.
  2. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца (22 декабря — день солнцеворота).
  3. Формировать знания об экологической системе «лес». Развивать умение выделять экологические цепочки в лесу.
  4. Продолжать знакомить детей с человеком как с биологическим существом (пищеварительная система).
  5. Воспитывать интерес к народному календарю.

Тема и задачи занятий

Совместная деятельность педагога и детей

9

10

Приключения

Мамонтёнка

 [1, с. 350]

 Задачи:  закреплять знания о четырёх классах животных:  насекомых, птицах, зверях, рыбах;

учить детей выделять характерные    признаки    каждого класса животных с опорой на   модели;    тренировать в синхронизации понятий по   заданному   признаку;  обогащать словарный запас.

Выполнение заданий

№ 19,20

в рабочей тетради

[2, с. 22, 23]

Беседа «Для чего человек ест»

[1, с. 353]

Задачи:

дать детям преставление    о    жизненно важном условии существования человека (потребность в пище);

закреплять знания об основных процессах пищеварения;

развивать интерес к изучению строения тела человека

Наблюдения.

  • Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день - 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря по народным приметам наступают сильные холода. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду - снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе - снегопад «иголочками». Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Зарисовать в дневнике наблюдения за снежинками. Снегопад (измерение глубины сугробов).
  • Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах.
  • Кора деревьев (пробковый слой) - защита от замерзания.
  • Поведение и повадки птиц. Какие птицы прилетели к кормушке? В какое время дня - вороны, синицы, свиристели, снегири и чечетки? Почему птиц надо кормить два раза? Какие птицы садятся сразу, какие - подождав? Какие птицы какой корм любят? В какое время улетают птицы с кормушки?
  • Рост и развитие комнатных растений.
  • Цикл наблюдений за елкой.

22 декабря — Солнцеворот. (День зимнего солнцестояния. Самый короткий день в году.)

Опыты.

Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Выявление механизма образования облаков (опыт проводится в группе). Побрызгать из пульверизатора на листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю. Объяснить детям, что таким же образом собираются в небе облака.

Опыт по выявлению плавучести предметов.

Цель: подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Если вода проникнет в предмет, он утонет. Опустить в воду две одинаковые бутылочки с пробками. Одна бутылочка - с плотно закрытой пробкой, она будет плавать. Другая бутылочка неплотно завинчивается пробкой. Дети увидят, что вода попадет внутрь бутылочки, она утонет.

«Почему кажется, что звезды движутся по кругу?» [11,с.165], «Вода защищает растения от низких температур» [11,с.165],  «Листья и стебли растений могут вести себя как соломинки, пропуская воду» [11,с.166]. «Реактивный шарик», «В мире животных», «Наша группа», «Значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека», «Радуга на стене», «Мы пишем книгу».

Мини-эксперимент по логическим задачам [11, с. 175].

Чтение художественной литературы. В. Брюсов «Первый снег»; К. Бальмонт «Снежинка»; М. Пришвин «Этажи леса»; Л. Толстой «Зайцы»; Н. Некрасов «Мороз - Красный нос»; А. Стрижов «Декабрь»; С. Маршак «Эта снежная страница»; В. Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью», «Лес зимой»;

В. Архангельский «Летят пушистые снежинки».

Подвижные игры «Два Мороза» [15, с. 53].

Беседы. «Где рождается снег и иней?» [1,с.431]; «Елкины иголки» [1,с.432]; «С кем ель дружит?» [1,с. 433]; «Декабрь - полночь года», «Как рождается иней» [1, с. 432], «Зима - не лето - в шубу одето» [6, с. 93], «Крепкие, крепкие зубы» [5, с. 26]. Обобщить наблюдения детей о декабре, обсудить результаты зарисовок измерения долготы дня в течение месяца.

Труд в природе. На участке: уборка участка, расчистка от снега, утепление снегом молодых деревьев, сбор ягод рябины, сбор семян ясеня и вяза для подкормки птиц, изготовление и установка кормушек. Сооружение построек для кукол малышам. Уборка участка малышей. Изготовление ледяных игрушек на ёлку. В центре природы: уход за питомцами, уборка клеток, замена воды, кормление. Зарядка аквариума (совместно с воспитателем). Уход за комнатными растениями. Определение необходимости поливки комнатных растений. Сортировка семян. Выращивание зелёного корма для животных. Проращивание семян для посадки. Посадка семян перца. Посев овса, гороха и др.

Рассматривание картин. Г. Низский. «Над снегами». П. Корин. «Северная баллада». Плакаты об охране природы. Эстампы, линогравюры с пейзажными зарисовками.

В центре природы на панно поместить модели существенных признаков животных (рыбы, звери, птицы, насекомые).

В центре книги разместить книги согласно перечню, энциклопедию здоровья либо книгу Г. Юдина «Главное чудо света». Разместить репродукции: И. Грабарь «Зимний пейзаж», И. Броцкая «Лес зимой в снегу».

В центре художественно-творческой деятельности поместить раскраски животных, трафареты для обводки и раскрашивания. Экологические игры: лото «Кто где живет» (с элементами моделирования), «Живое домино».

В центре экспериментальной деятельности пополнить за счет разнообразных бутылочек с пробками (для определения плавучести предметов).

Объяснить и разучить примету «Если ночью был иней, днём снег не выпадет».

Объяснить и разучить поговорку «Декабрь год кончает, зиму начинает».

Обучающая ситуация «Путешествие по сказке «Дюймовочка» [10, с. 76], «Кот Матроскин рассказывает о домашних водоплавающих птицах» [10, с. 80].

Дидактические игры «Птицы, звери, насекомые» [12, с. 160], «Что едят в сыром виде, что в варёном?» [12, с. 170], «Эрудит» [14, с. 150].

Выполнение заданий № 17, 18, 21, 22, 23, 24 в рабочей тетради [2, с. 20, 21,24,25, 26„ 27].

Клуб знатоков леса [1, с. 347].

Познавательные сообщения «Как дерево живёт зимой» [12, с. 76], «О насекомых» [14, с. 109].

Создание символа месяца «Портрет Декабря».

Организовать выставку изображений разных насекомых

ЯНВАРЬ

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки поисковой деятельности детей: измерение глубины снега и температуры воздуха, измерение направления ветра. Развивать умение устанавливать связь между направлением ветра и между свойствами снега и состоянием погоды.
  2. В наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц. Выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды: кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т.д. Обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им.
  3. Расширять кругозор детей за счет обогащения знаний детей о природе севера России. Учить выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания.
  4. Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы.
  5. Развивать у детей познавательный интерес к человеку. Сформировать элементарные представления о сердечнососудистой системе.

Тема и задачи занятий

Совместная деятельность педагога и детей

11

12

Север - царство льда и снега

 [1, с. 359]

Задачи:       формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры;

учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе;        закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата;   развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; вести диалог,

отстаивать свое мнение, строить мыслительную операцию — сравнение, доказательную речь.

Выполнение      задания № 27 в рабочей тетради

[2, с. 30]

Рассказ педагога «Колыбельная из двух слов»

[1,с. 368]

 Задачи:

дать элементарные представления о самом важном органе человека - сердце;

воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму

Наблюдения.

  • Наблюдения за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.
  • Наблюдения за состоянием снега. Красота зимнего пейзажа; снег (изменение цвета: голубоватый, синеватый, желтый - в зависимости от освещения); снежинки (рассматривание через лупу) в разную погоду: в безветренный морозный день, в оттепель; причудливые узоры на окнах (с повторением их в детских рисунках); глубина снега в разных местах участка (измерение с помощью мерки); снегозадержание. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы - шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.
  • Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу, кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают - чувствуют прибавление светового дня. Если воробей нахохлился - к морозу, перышки приглажены - к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление светового дня.
  • Наблюдения за деревьями. Красота деревьев в любую погоду: морозный день, оттепель; распускание срезанных веток (в начале месяца и в конце). После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево - живое, и весной из почек распустятся листья.
  • Направление ветра (с использованием термометра, флюгера, вертушки).
  • Цикл наблюдений за водой, льдом, снегом.

19 января - Крещение. (Начало крещенских морозов - самых сильных в году.)

Опыты. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет. «Почему не тонут корабли?» Цель: подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. Содержание: в емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая затем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву. «Как работает термометр» [11, с. 167], «Растение теряет влагу через испарение» [11, с. 167], «Влияние температуры на рост бактерий» [11, с. 167], опыты с луком [10, с. 63].

«Бережём воду», «Земля - магнит», «Комнатный садик», «Автомобиль будущего», «Связь уха с носоглоткой», «Как не обжечься?».

Чтение художественной литературы. Ю. Коваль «Заячьи тропы»; Н. Сладков «Январь», «Птичь столовые», «Жалобы на сугробы»;  И. Бунин  «Метель»;  В. Бианки  «Любитель  холодных  ванн»,  «Январский снег»,

«Лес зимой»; С. Есенин «Пороша»; А. Толстой «Заяц»; О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра»; С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Почему тигр полосатый» [13, с. 82].

Беседы. «Может ли мороз убить дерево?» по рассказам В. Бианки «Лес зимой» [1, с. 433]; «Народный календарь о январе» [1, с. 434], «Как зимуют животные севера» [1, с. 435], «Что такое огонь?» [1, с. 362], «Пришла Коляда накануне Рождества» [6, с. 95].

Труд в природе. На участке: ежедневная подкормка птиц. Изготовление новых и ремонт старых кормушек. Уборка сломанных веток (постоянно). Сбор снега. Изготовление снежных построек (клумбы, горки, дорожки, крепости и т. д.). Стряхивание снега с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада. Уборка снега на участке, заливка дорожек для катания. Изготовление цветных льдинок и украшение ими участка. В центре природы: подкормка комнатных растений и уход за ними. Уход за  питомцами. Подготовка инвентаря, ящиков с землей, семян и организация огорода. Уход за животными (подготовка корма, кормление, чистка и мытье клеток). Освоение правил ухода за новы ми обитателями уголка природы, создание условий, близких к естественным. Выполнение новых приемов кормления рыб (размельчение корма, проверка его качества). Обильная поливка азалий и амариллиса после зимней спячки с появлением бутонов. Посадка семян помидоров, лука на подоконнике.

Рассматривание картин. И. Броцкая. «Лес зимой в снегу», Н. Ульянов. «Снегири». Плакаты об охране природы, нарисованные детьми.

В центре книги поместить репродукции картин: А. Саврасов «Зимний пейзаж», В. Токарев «Зимушка-зима», Н. Ульянов «Снегири».

В центре природы поместить иллюстрации, модели на тему «Приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера», картинки с изображениями различных зимующих птиц.

В центре художественно-творческой деятельности поместить природный материал для изготовления поделок на тему «Птицы» (перышки, палочки и т. д.), пооперационные карты (части тела птиц).. Для коллективного творчества детей поместить на доску лист ватмана для свободного рисования детей на тему «Огонь».

В центре экспериментальной деятельности выложить кусочки коры от разных деревьев и лупы для рассматривания. Для продолжения исследования плавучести предметов приготовить жестяные банки и мелкие металлические предметы.

Прогулка «В царстве снега и льда» [9, с. 83].

Объяснить и разучить примету «Солнце выше - мороз крепче».

Объяснить и разучить поговорку «Январь - вершина зимы».

Игровая ситуация «Карлсон рассказывает о птичьих гнёздах» [10, с. 36], «Посещение зоопарка» [10, с. 96], «Посещение животноводческой фермы» [10, с. 99].

Дидактические игры «Кто где живёт?» [12, с. 158], «Чьи следы?» [15, с. 72]. Выполнение заданий № 17, 26, 29 в рабочей тетради [2, с. 20, 29, 32].

«Как живут наши пернатые друзья зимой» [1, с. 354] с выполнением задания № 25 в рабочей тетради [2, с. 28].

Решение логической задачи «Загадочные явления» [11, с. 175].

Занятие с элементами театрализации «Вот труба - над нею дым» [13, с. 150].

Познавательные сообщения «Явления природы» [14, с. 31-33], «Вода и её превращения» [17, с. 14]

ФЕВРАЛЬ

Задачи:

  1. В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе, продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определять силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка.
  2. Закреплять знания детей о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток.
  3. Развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи в экое истеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе.
  4. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых); о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Закрепить представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей.
  5. Воспитывать у детей осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что все нужны друг другу, что вредных животных не бывает.

Тема и задачи занятий

Совместная деятельность педагога и детей

13

14

Пищевые цепочки в лесу

[l.c.375]

 Задачи:  закрепить знания о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой  природы  на уровне частных   и   обобщённых понятий;

сформировать представления о пищевой

зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе.

В конце первой части

занятия, после того как

дети помещают на

фланелеграфе изображения хищников, педагог предлагает детям прослушать аудиозапись с голосами животных: мычание коровы, уханье совы, вой волка, блеянье козы, стрекотание кузнечика, кваканье лягушки, жужжание пчелы. Педагог предлагает детям подумать, какие из этих голосов принадлежат хищным животным. (Сова, волк, лягушка.)

«Если хочешь быть здоров»

[1, с. 383]

Задачи: закрепить представления о приспособляемости человека к условиям жизни в зимнее время года; познакомить с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека, правилами поведения при простудном заболевании;  дать знания об использовании средств народной медицины при лечении простудных заболеваний

Наблюдения.

  • Наблюдения за продолжительностью светового дня. Дети замечают заметное прибавление светового дня, для этого продолжается фиксация времени включения и выключения электрического света в дневнике наблюдений.
  • Наблюдения за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Вьюга, метель (февраль - «бокогрей», «вьюговей», «лютень»). Сравнить вьюгу, поземку, метель - в чем сходство и различие (в направлении, силе и равномерности ветра). Сила ветра (по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток на деревьях).
  • Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы и у клена. Закрепить в представлении детей понятие «наст» (появление твердой ледяной корки — наста, обнаружение разницы в плотности снега), когда он появляется и почему.
  • Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: дуб (крепкий ствол с шероховатой корой, ветки отходят под прямым углом), береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), липа (нижние ветки прогибаются, как на качелях).
  • Наблюдения за птицами (трудность добывания корма, необходимость трехразового кормления, способы добывания пищи оляпкой - водяным воробьем, прилеты - стайкой, в одиночку). В конце месяца дети фиксируют оживление в поведении птиц.
  • Узнавание следа человека (взрослого и ребенка), следов птиц и животных, домашних зверей, следов от санок и лыж, машин, установление давности их появления.
  • Одежда взрослых людей, детей.
  • Цикл наблюдений за водой, снегом, паром.

Опыты. Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Содержание: на вечерней прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Воспитатель обсуждает с детьми, почему это произошло, подводит детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

Цель: познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы.

Содержание: предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов (металл, дерево, пластмасса), подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опытов зарисовать. «Замерзшая вода двигает камни» [111, с. 168], «Растение может обеспечить себе питание» [11, с. 168], «Выращивание грибка под названием «хлебная плесень» [11, с. 169].

«Бережём воду», «Вулкан», «Полярное сияние», «Жилище человека в древности», «Осязательный центр человека», «Острота слуха и её измерение при разных ситуациях».

Чтение художественной литературы. В. Алферов «Птички-синички»; В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»; И. Винокуров «Кто как зимует»; П. Мочанов «Спасительница»; С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»; Г. Скребицкий «Всяк по-своему»; Е. Благинина «Мороз», «Снегурка»; В. Ситников «Голубые дни»; М. Пришвин «Этажи леса»; А. Броцкий «Белый мишка», рассказы «Кто кого ест» [13, с.93], «Сказка о человеке и Золотой Рыбке» [13, с. 7], «Кот Маклай и дерево Кверкус» [13, с. 14].

Подвижные игры. «Казаки-разбойники» [15, с. 73].

Беседы «Кто в лесу „вредный", а кто „полезный"?» [1, с. 436]; «Что помогает животным выжить?» [1, с. 437];

«Рождение леса» [1, с. 437], «Как животные приспособились к зиме» [1, с. 379], «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» [6, с. 97], «Откуда берутся болезни» [4, с. 4].

Труд в природе. На участке: окучивание снегом кустов и деревьев, уборка снега и веток, посыпание дорожек песком, подкормка птиц. Укрытие почвы огорода снегом (после вьюжной ветреной погоды). В уголке природы: уход за питомцами (мытье поилок и кормушек, уборка клеток), смена воды в аквариуме; уход за растениями уголка, посадка семян перца и овса. Приготовление нужного количества корма для животных уголка природы. Помощь воспитателю в перезарядке аквариума (ловля рыбок, мытье ракушек, камешков, песка, мытье стекла и т. д.). Посадка семян для подкормки животных. Организация дежурств в центре природы (с зарисовками наблюдений за ростом и развитием растений, ростом животных, изменением их повадок).

Рассматривание картин. А. Саврасов. «Зимний пейзаж». «Иней». В. Суриков. «Взятие снежного городка». А. Дейнека. «Хоккеисты».

В центре природы поместить модели существенных признаков зверей и птиц и соответствующие картинки, макеты деревьев: дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина. Макеты мелкого кустарника: черничник, брусничник. Модели приспособления человека к зиме, иллюстрации и модели лекарственных растений.

В центре книги поместить репродукции картин А. Саврасова «Зимний пейзаж», «Иней», книги согласно указанному перечню.

В центре художественно-творческой деятельности выложить материалы для рисования деревьев восковыми мелками либо углем, а на коллективной доске творчества на тему «Этажи леса», по желанию детей, - разнообразные оригами «Лесные животные», раскраски о животных.

В центре экспериментальной деятельности поместить магниты и различные мелкие предметы из разных материалов (скрепки, крышки от бутылок, ножницы, расчески и т. д.), альбомы для зарисовки результатов опытов. 15 февраля - Сретенье. День первой встречи весны. У дня больше света, у ночи меньше стужи. Зима с весной встретились.

Объяснить и разучить примету «Воробьи прячут голову в хвост - на мороз или перед метелью». Объяснить и разучить поговорку «Два друга - мороз да вьюга».

Обучающая ситуация «Айболит рассказывает о здоровом образе жизни» [10, с. 48], «Буратино знакомит с резьбой по дереву» [10, с. 84], «Старичок-лесовичок путешествует по лесу» [10, с. 108].

Дидактические игры «Двойники» [8, с. 27], «Паутина жизни» [8, с. 33], «Хищник - жертва» [8, с. 34]. Выполнение заданий № 17, 31, 32,33 в рабочей тетради [2, с. 20, 34, 35, 36]. Праздник «День дерева» [13, с. 154].

Познавательное сообщение «Дубы — долгожители» [14, с. 60], «Живые цепочки» [17, с. 77]. Закрепить правила поведения в лесу

МАРТ

Задачи:

  1. Поощрять детей в наблюдениях самостоятельно выявлять первые признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увеличение почек на некоторых деревьях, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей.
  2. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, способах размножения растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями.
  3. Обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня.
  4. Воспитывать интерес к народному календарю.
  5. Сформировать представления детей об основных периодах жизни человека.

Тема и задачи занятий

Совместная деятельность педагога и детей

15

16

Загадки природы [1,с. 400] Задачи: обобщить представления о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня); закреплять знания о правилах поведения в экосистемах; развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.

Выполнение задания

№ 6 в рабочей тетради

[3, с. 8]

Беседа «Как растёт человек» 

[1, с. 406] Задачи: учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем  облике  людей; закрепить   представления о семейных отношениях, обязанностях   и   правах членов семьи по отношению друг к другу; показать значение семьи в жизни человека.

Выполнение задания

 № 7 в рабочей тетради [3, с. 9]

Наблюдения.

  • Наблюдение за увеличением продолжительности светового дня (моделирование этого процесса в центре природы). В солнечный день обсудить с детьми, почему март называют «утром года». Дети выявляют взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где пригревает солнце, появляется первая травка. Сосульки, проталины, ручьи.
  • Наблюдения за изменениями в жизни животных: отмечаем прилет грачей, обсуждаем с детьми, почему эти птицы прилетают первыми (грачи - всеядные, могут добыть корм где угодно). Вспомнить с детьми пословицы: «Грач на горе -весна на дворе», «Увидал грача - весну встречай». Наблюдая за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам - в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах. Объяснить детям, что песню заводят самцы, привлекая к себе птицу-самочку для создания семьи. Наблюдая за кошками и собаками, выявить, в чем проявляется их активность, почему коты устраивают «кошачьи концерты».
  • Наблюдения за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.
  • Изменение снега (рыхлый, темный: ноздреватый, грязный, зернистый); быстрота таяния снега (на дорожках или на асфальте, в тени, на солнце).

Опыты. Цель: познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Содержание: предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (кусочек стекла, фольга, калька, стеклянный кувшин с водой, картон и т. д.). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет. Результаты опыта зарисовать.

«Воздух занимает место» [11, с. 169]. «Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещения» [11, с. 169]. «Влияние силы тяжести на рост растений» [11, с. 170].

«Соломенный буравчик», «Куда тянутся корни», «Дом из ткани», «Необычная картина», «Тепловые и холодовые точки у человека», «Послушная водичка».

Чтение художественной литературы. В. Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»; Н. Сладкое «Воробьишкина весна», «Весенние радости», «Зимние долги»; А. Плещеев «Уж тает снег...»; К. Ушинский «Утренние лучи»; В. Алферов «Март»; В. Сухомлинский «Весенний ветер»; А. Шевченко «Гнезда»; Е. Благинина «Весна», «На моем окошке», рассказ «Наш адрес - не дом и не улица» [13, с. 89].

Беседы. «Почему они так называются?»; «Три победы весны»; «Тайны географической карты», «Комнатные растения — спутники нашей жизни» [1, с. 395], «Почему они так называются?» [1, с. 438], «Тайна географической карты» с выполнением задания № 8 в рабочей тетради [3, с. 10], «Грач на горе - весна на дворе» [6, с. 99]. Труд в природе. На участке: подкормка зимующих птиц, расчистка участка и дорожек от снега. Сбор талой воды с крыши для полива комнатных растений. Помощь садовникам в парке и в саду (посыпка снега торфом возле деревьев для задержания воды). В центре природы: дети принимают участие в пересадке комнатных растений: вместе с воспитателем определяют необходимость пересадки комнатного растения (осмотр донного отверстия цветочного горшка), поддерживают растения при пересадке, уплотняют вокруг корней землю, моют горшки, перебирают комочки земли, очищают землю от мусора, подготавливают песок, совки, палочки, принимают участие в размножении комнатных растений (отделяют «деток», делят на части разросшиеся корневища), учатся подкармливать комнатные растения. Посадка семян фасоли, гороха, редиса, огурцов, томатов. Посев цветочных семян бархатцев, ноготков для выращивания рассады.

Подвижные игры «Дальше бросишь - ближе бежать» [15, с. 84].

Рассматривание картин. К. Юон. «Мартовское солнце». «Лыжники». «Конец зимы». Плакаты об охране природы и животных.

В центре природы на панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы»: солнце - тает снег - почва пропитывается влагой - первая травка - набухают почки на деревьях. Поместить модели первых признаков весны, картинки вредителей комнатных растений, модели размножения комнатных растений.

В центре книги поместить для рассматривания картины: К. Юон «Мартовское солнце», А. Саврасов «Грачи прилетели», книги согласно перечню.

В центре художественно-творческой деятельности рассматривание семейных альбомов и выкладывание родословного древа с зарисовками. Рисование комнатных растений на доске коллективного творчества. В центре экспериментальной деятельности поместить разные виды фильтров и емкости для воды (для самостоятельных опытов по очистке воды). Для определения способности предметов пропускать свет поместить электрический фонарик и различные предметы. Альбом для зарисовок результатов опытов. 22 марта - День весеннего равноденствия. День поравнялся с ночью и обогнал её. 22 марта - День воды. Отметить его в календаре. Решение логической задачи «У речки» [11, с. 174]. Театрализованная игра «Как увидеть воздух» [13, с. 144]. Объяснить и разучить примету «Длинные сосульки - к долгой весне». Объяснить и разучить поговорку «Март - весне брат и зиме не рад».

Обучающая ситуация «Буратино знакомится с бумагой» [10, с. 88], «Красная Шапочка лечит бабушку» [10, с. 94]. Дидактические игры «Что, где, когда?» [12, с. 162], «Знатоки природы» [12, с. 164].

АПРЕЛЬ

Задачи:

  1. Стимулировать у детей стремление самостоятельно находить новые признаки весны: солнечные лучи становятся все теплее, следовательно, повышается температура воздуха, просыхает почва, во льду появляются трещины. Совместно с детьми устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе: сокодвижение растений — появление первоцветов — пробуждение насекомых — прилет птиц.
  2. Сформировать представление о труде взрослых весной: подготовка почвы к посеву и сев зерна.
  3. Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы, воспитывать познавательный интерес к земле и к труду человека на ней.
  4. Развивать умение выделять существенные признаки человека, животных, растений. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы.
  5. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека.

Тема и задачи занятий

Совместная деятельность педагога и детей

17

 

18

Почему земля кормит [1,с.414]

Задачи:  познакомить с компонентами, которые входят в состав почвы

посредством проведения опытно-экспериментальной работы; воспитывать познавательный интерес, развивать навыки

исследовательской деятельности.

Выполнение задания

№ 10 в рабочей тетради

[3, с. 12]

Беседа «Кто такой человек»

[1, с. 416]

 Задачи:

уточнить знания о человеке как представителе животного мира, выделяя его отличительные существенные признаки. Выполнение задания

№ 11в рабочей тетради

[3, с. 13]

Наблюдения.

  1. Наблюдения за солнцем. Обратить внимание детей на то, что оно поднимается с каждым днем все выше. С этой целью понаблюдать за тенью от столба на участке, обратить внимание на то, что в полдень тень становится короче. Несколько раз в течение месяца измерить длину тени и зафиксировать в дневнике наблюдений.
  2. Объяснить детям понятие «ледоход» (узкие полоски воды у берега - закраины; трещины во льду, движение льдин по течению), рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Половодье. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная - пропускает воду и поэтому быстро просыхает (вспомнить проведенные ранее опыты). Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают (твердость глинистой почвы, в ней мало воздуха, развитие растений идет медленно и пр.).
  3. Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые - любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья. Цветение орешника, ольхи, вербы, распускание почек березы; крона лиственницы (розовые и зеленые шишечки, желтые колоски). Цикл наблюдений за ветками.
  4. Наблюдение за птицами - прилет грачей; оживляются зимующие птицы, постройка гнезд. Учить различать голоса птиц.
  5. Ветер (чаще дуют южные ветры); первая гроза, первый весенний ливень.
  6. Появление первых лесных цветов (голубая пролеска, ветреница, фиалка, гусиный лук, мать-и-мачеха); рост растений-многолетников (пион, лилия и др.).
  7. Появление бабочек (лимонница, крапивница, траурница), клопов-солдатиков.
  8. Труд взрослых (подготовка почвы к посеву и сев ячменя, овса, проса, подкормка озимых хлебов; посев ранних культур - укропа, петрушки, моркови, лука).
  9. Работа с календарем.

Опыты. Цель: закрепить представления о том, что в почве есть вода и воздух. 1. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. 2. Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду - стал росой. «Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом?» [11, с. 7], «Выращивание растений из морковных верхушек» [11, с. 171], «Как змея меняет кожу» [11, с. 171]. «Парашют», «Бережливые растения», «Дом, в котором я живу», «Обоняние человека», «Как увидеть «молнию», «Листья и стебли могут вести себя как соломинки». Подвижные игры. «Беги к тому, что назову» [15, с. 59].

Чтение художественной литературы. С. Маршак «Ледоход»; В. Жуковский «Жаворонок»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; Г. Ладонщиков «Весенняя песенка»; А. Шевченко «Весна-мастерица»; В. Бианки «Синичкин календарь», «Апрель», «Последняя льдина»; В. Снегирев «Скворец»; Н. Сладкое «Апрель», «Шепчущие следы», «Трое на одном берегу», «Сердитые голоса»; М. Пришвин «Жаркий час», рассказы «Почва - живая земля» [13, с. 95], «Чей дом лучше» [12, с. 29], «Как медведь пень потерял» [12, с. 46].

Беседы. «Птичий календарь» [1, с. 439] с выполнением заданий № 13, 14 в рабочей тетради [3, с. 15, 16]; «Что возьмем с собой в парк?»; «22 апреля - Международный день Земли» (примерное содержание см. в книге Л. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»), «Красная горка» [6, с. 100].

Труд в природе. Весенняя работа на участке: окапывание деревьев, сбор листьев, обрезка сухих веток с деревьев и кустарников. Очистка участка от веток, остатков листьев. Подкормка птиц. Внесение навоза, золы в землю. В уголке природы: уход за питомцами и растениями уголка, продолжение пересадки комнатных растений и выращивание рассады овощных культур. Участие в размножении комнатных растений: отделение отпрысков взрослого растения (кли-вия), деление разросшихся корневищ (аспидистра), отделение «деток» (луковички кринума, гемантуса). Устройство уголка леса. Внесение веток различных деревьев.

Рассматривание картин. И. Броцкая. «Апрель». А. Грицай. «Половодье». Плакаты об экономии воды, тепла, электроэнергии.

В центре природы поместить модели признаков весны, модели функций разных частей растения, иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, а также растения наших лесов, занесенные в «Красную книгу». На панно постепенно выкладываются картинки с изображением перелетных птиц по мере их прилета.

В центре книги поместить картины для рассматривания: И. Броцкая «Апрель»; А. Грицай «Половодье»; иллюстрации весенней тематики; книги М. Пришвина, В. Бианки с иллюстрациями.

В центре художественно-творческой деятельности поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски. Экологические игры «Живое - неживое», лото «Соседи по планете».

В центре экспериментальной деятельности поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву. Поместить коробочки с семенами цветов и овощей и разнообразные сыпучие материалы (опилки, песок, стружки из пенопласта).

7 апреля — Благовещение. Весна зиму поборола. 22 апреля — День Земли. Отметить его на календаре.

Объяснить и разучить примету «Днём жарко, ночью прохладно — к хорошей погоде».

Объяснить и разучить поговорку «Апрельский цветок ломает снежок».

Обучающая ситуация «Винни-Пух идёт на луг за мёдом» [10, с. 57], «Винни-Пух знакомит ребят с растениями-медоносами» [10, с. 58].

Выполнение заданий № 1, 12 в рабочей тетради [3, с. 3, 14].

Весенняя экскурсия в лесопарк [1, с. 411].

Устраивайте выставки находок, собранных во время экскурсий и прогулок. Подписывайте их обиходное, а если возможно, и научное название.

Решение экологической задачи «На участке детского сада» [11, с. 174].

Театрализованное путешествие по экологической тропинке «Путешествие в подземное царство» [13, с. 135].

Познавательные сообщения «Это интересно» [14, с. 130-133], «Наша кормилица-земля» [17, с. 25].

Создание символа месяца «Портрет Апреля»

МАЙ

Задачи:

  1. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев, распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов.
  2. Систематизировать знания детей о весенних изменениях в жизни растений и животных.
  3. Формировать представления детей о развитии насекомых через длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки в куколку, а затем в бабочку.
  4. Обобщать знания детей о типичных экологических системах.
  5. Формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Тема и задачи занятий

Совместная деятельность педагога и детей

19

Беседа «Весенние заботы птиц»

[1, с. 419]

 Задачи:  обобщить, систематизировать знания об изменениях в жизни птиц весной;

учить устанавливать связи между прилётом птиц и наличием корма; познакомить с

особенностями гнездовья птиц (различные виды гнёзд), выведения потомства, заботы о птенцах; воспитывать гуманное

отношение к птицам. В начале занятия педагог предлагает детям

послушать голоса птиц. Звучит аудиозапись голосов птиц: воробей, синица, дятел, ворона, дрозд. Педагог предлагает детям определить, голоса каких птиц они слышали и кто из этих птиц зимующая, а кто -перелётная (2 мин)

Наблюдения.

  • Наблюдения за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются - темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.
  • Наблюдения за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше - гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.
  • Наблюдения за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни - зеленые, а другие - буроватые. Взять сережки в руки - на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца. Сравнить цветение клена и березы, что общего и чем отличаются. Распускание листьев дуба, липы; плодовых деревьев (сравнение цветков вишни, яблони, груши). Наблюдения за цветением черемухи, сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.
  • Понаблюдать за гнездованием птиц.

Появление первой весенней травы, розеток примулы и маргариток, цветов тюльпанов и нарциссов. Появление дикорастущих трав (одуванчик, первоцвет, сурепка и т. д.); цветение березы.

Насекомые (большое количество мух, комаров и др.).

Труд взрослых в огородах, в поле.

Опыты. «Из каких цветов состоит солнечный луч?» [11, с. 172], «Выяснение причины роста зеленых растений океана на глубине до ста метров» [11, с. 172], «Как маскируются животные». «Парашют - зонтик», «Почему лампочка светит?», «Сухая и влажная почва», «Дом будущего», «Вдох запах», «Покорение космоса», «Определение частоты дыхания», «Спичечный телефон».

Чтение художественной литературы. Ю. Дмитриев «Какие птицы бывают?»; Н. Сладкое «Друг или враг?»; С. Михалков «Прогулка»; Б. Заходер «Про всех на свете»; Г Ладонщиков «Дикарь в лесу»; Ф. Тютчев «Весенняя гроза»; Ф. Троицкий «От чего зацвел цветок?»; А. Тамбиев «Кто в кустах живет?»; В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г. Снегирев «Про птиц», «Тридцать три зернышка»; 3. Воскресенская «Петя-пересмешник»; М. Горький «Воробьишка»; В. Астафьев «Стриженок Скрип», сказки «Серая Шапочка и Красный волк» [13, с. 33], «О чём шептались камешки» [13, с. 39].

Беседы. «Да сохранится шар земной» [1, с. 439], «Давай пройдемся медленно по лугу» (примерное содержание см. в книге Л. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми»).

Труд в природе. На участке: вторичная перекопка земли (уборка камешков, прутьев, щепок), оформление клумбы, рыхление почвы. Помощь взрослым в разбивке огорода на грядки и междурядья (разметка, расстановка колышков с натянутыми шнурами). Перекопка клумб. Высадить рассаду, выращенную для цветника и огорода. Посадка семян лекарственных трав. Уход за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка, прореживание). В центре природы: подкормка комнатных растений минеральными удобрениями. Уход за питомцами живого уголка. Предложить детям устроить уголок леса - посадить несколько весенних растений, пересаженных из леса. Создание необходимых условий для роста и развития животных (включение грелки для мальков рыб, подготовка большего количества зеленого корма для птиц). Выращивание рассады капусты, кабачков, огурцов. Вынос комнатных растений под весенний дождь.

Подвижные игры «Филин и пташки» [15, с. 34].

Рассматривание картин В. Бакшеев. «Голубая весна». А. Грицай. «Первые дни мая». А.Рылов. «Зеленый шум». Плакаты об охране природы (пожарная безопасность).

В центре природы поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модели признаков весны, увеличения продолжительности дня, модели правил поведения во время грозы.

В центре книги поместить для рассматривания картины: В. Бакшеев «Голубая весна»; А. Грицай «Первые дни мая»; А. Рылов «Зеленый шум»; книги с иллюстрациями согласно перечню.

В центре художественно-творческой деятельности поместить обводки, штриховки, разнообразные раскраски. На доске творчества предложить детям создать коллективную работу о весеннем пробуждении в природе (каждый ребенок рисует то, что хочет).

В центре экспериментальной деятельности предложить детям разные емкости с растворимыми и нерастворимыми веществами (для повторения опытов на растворимость веществ в воде).

6 мая - День Георгия Победоносца. Егорий весну начинает. Пришёл Егорий — и весна не уйдёт. Объяснить и разучить примету «Сильная роса — к ясному дню».

Литература:

  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. + СО / О. А. Воронкевич. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет: подготовительная к школе группа: в 2 ч. Ч. 1 / О. А. Воронкевич. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.
  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию!: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет: подготовительная к школе группа: в 2 ч. Ч. 2 / О. А. Воронкевич. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. 4.3айцев Г. К. Уроки Айболита / Г. К. Зайцев. - СПб.: Акцидент, 1997.
  • Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра / Г. К. Зайцев; под ред. д-ра мед. наук В. В. Колбано-ва. - СПб.: Акцидент, 1997.
  • Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод, пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб.: Детство-Пресс, 1998.
  • Корнелл, Д. Детям о природе / Д. Корнелл // Вестник АсЭкО. - 1999. - № 2.
  • Корнелл, Д. Детям о природе / Д. Корнелл // Вестник АсЭкО. - 1999. - № 3.
  • 9.Листок на ладони: метод, пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  • Ю.Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. - М: Гном и Д, 2005.
  • План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду: метод, пособие для воспитателей / сост. Н. В. Гончарова [и др.]; под общ. ред. 3. А. Михайловой. - СПб.: Акцидент, 1997.
  • Потапова Л. М. Детям о природе: экология в играх для детей 5-10 лет / Л. М. Потапова. -Ярославль: Академия развития: Академия К0, 1998.
  • Рыжова Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники / Н. А. Рыжова. -М: Линка-Пресс, 2002.
  • Тарабарина Т. И. И учёба, и игра: природоведение: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. - Ярославль: Академия развития, 1998.
  • Уланова Л. А. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет / Л. А. Уланова, С. О. Иордан. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
  • Шорыгина Т. А. Беседы о домашних и декоративных птицах: учеб.-метод, пособие/ Т. А. Шорыгина. - М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  • Шорыгина Т. А. Зелёные сказки: экология для малышей / Т. А. Шорыгина. - М.: Книголюб, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Экологическая тропа"

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать).Воспитывать любовь и бережное отношение к природе....

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологи...

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет 2019-2020 учебный год

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет2019-2020 учебный год...

Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная систем...