Научно - исследовательский институт
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Пшенникова Ольга Анатольевна

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с магнитом и статическим электричеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytayanod_po_eksperim.docx310.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 комбинированного вида

Колпинского района Санкт – Петербурга

Открытое занятие

по познавательному развитию

(экспериментирование)

в подготовительной к школе группе «Умнички»

«Научно – исследовательский институт»

Подготовила: воспитатель

Пшенникова Ольга Анатольевна

Санкт – Петербург

2024 год

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

«Научно – исследовательский институт»

Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с магнитом и статическим электричеством

 Задачи:

Познавательное развитие: формировать интерес к познанию окружающего мира; знакомить, расширять и уточнять знания детей о свойствах магнита и статического электричества; устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Социально – коммуникативное развитие: воспитывать умение работать в коллективе; учить предлагать и принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; прививать бережное отношение к лабораторному оборудованию.

Речевое развитие: познакомить детей с аббревиатурой «НИИ»; обогатить словарь детей словами (статическое электричество, научно – исследовательский институт, лаборатория, научный сотрудник и т.д.); развивать связную монологическую и диалогическую речь.

Оборудование: таблички «лаборатория №1», «лаборатория №2», шапочки, магниты, предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, листья, камни, кора деревьев, стаканчики с водой, скрепки, таблица для записи итогов опыта; карточки для игры «Что есть, что было», шариковые ручки, карандаши, бумажные бабочки, конфетти, шерстяные тряпочки, коктейльные трубочки.

НОД

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Мир вам гости дорогие

Вы пришли к нам в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости? А посещать необычные места? Предлагаю сегодня отправиться в одно очень необычное место - это  НИИ. (воспитатель обращает внимание детей на доску, где написано  слово «НИИ»).  Да и слово необычное, оно образовалось путём сложения первых букв слов. НИИ – это научно – исследовательский институт. Итак, вставайте друг за другом (дети встают друг за другом, идут по кругу и повторяют слова)

1, 2, 3, 4, 5 – идём знания получать.

И не только знания, а еще умения.

Воспитатель: Вот мы с вами очутились в научно - исследовательском институте, и мы превращаемся в научных сотрудников (все надевают одноразовые шапочки).

Я - в старшего научного сотрудника, а вы в младших. У нас сегодня с вами особенная профессия – ученый. А кто такой ученый? Чем он занимается? Ответы детей

Воспитатель: Ученый – это человек, который всю жизнь учится: изучает разные предметы, природные явления и собирает все знания о том, что происходит вокруг.

Воспитатель: А как же называется комната, где  работают ученые? (лаборатория)

Воспитатель: А, что же делают ученые в лаборатории? (Ученые проводят опыты, эксперименты).

Воспитатель: Ребята, а вам бы хотелось сегодня увидеть и узнать что-то интересное?

 Ответы детей

Воспитатель: Только для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

• Внимательно слушать старшего научного сотрудника

• Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

• Аккуратно пользоваться емкостью для воды

• Поддерживать порядок на своем рабочем месте

• После каждого опыта делать вывод

Без разрешения запрещается:

• вставать с места.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Воспитатель: итак, мы с вами подошли к лаборатории №1. (на столе лежат предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, листья, камни, кора деревьев)

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить отгадайте загадку:

Он не скотч и не будильник,

Украшает холодильник.

Сеть известных магазинов

Гордо носит его имя.

Тем и стал он знаменит,

Этот маленький …(магнит)

ОПЫТ №1  «Всё ли притягивает магнит?»

Цель опыта: найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Дети рассматривают все предметы, лежащие на столе (из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины). Высказывают предположения, что произойдёт с предметами, если к ним поднести магнит (некоторые из них притянутся к магниту).

 Дети берут по одному предмету, называют его и подносят к нему магнит. Затем отмечают в таблице, какие предметы притягиваются, а какие нет.

Вывод: к магниту притягиваются только железные предметы.

ОПЫТ №2 «Достать скрепки из воды, не намочив рук»

Цель опыта: доказать, что магнит действует через стекло и воду

Воспитатель: на столе стоят стаканы с водой и скрепками. А как можно достать скрепки из стакана, не замочив пальчиков?

 Дети высказывают своё мнение, как это сделать.

Воспитатель: подставить магнит к стенке стакана, далее довести до края стакана и достать скрепки.

Вывод: магнит действует на железные предметы даже через стекло и воду.

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного поиграть

Физминутка «Магнетизм»

 Воспитатель – «магнит», называет предмет и протягивает руки детям. Дети берутся за руки воспитателя, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину.

 Воспитатель: вам понравились наши опыты? Тогда предлагаю пройти  в лабораторию №2.

Дети встают друг за другом, идут по кругу и повторяют слова:

1, 2, 3, 4, 5 – идём знания получать.

И не только знания, а еще умения.

Дети подходят к Лаборатории №2

Отгадайте мою загадку: Что за зверь сидит в розетке?

Из какой сбежал он клетке?

Как на свет он появился?

И в розетке очутился?   (электрический ток)

Воспитатель:  правильно, электрический ток. Ребята, а какие электроприборы вы знаете?  (ответы детей)

Воспитатель: электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!

Давайте на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в игру «Что есть, что было».

Игра «Что есть, что было»

Воспитатель: перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает людям сейчас, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Возьмите себе по карточке и найдите пару. (Дети становятся парами: стиральная машина-корыто, пылесос-веник, лампа-свеча, электрическая плита – печь, вентилятор – веер)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.  Но электричество таит в себе опасность.

А я хочу вас познакомить с безопасным статическим электричеством.

ОПЫТ №3 «Волшебная ручка»

Цель опыта: доказать, что статическое электричество живёт у нас в волосах.

Перед детьми на тарелочках лежат конфетти и шариковые ручки.

Воспитатель: Ребята, прикоснитесь ручкой к конфетти. Что произошло с конфетти? Предположения детей. (ничего)

Воспитатель: возьмите ручки и потрите их о волосы. Поднесите ручки к конфетти. Что произошло? Ответы детей.

Вывод: В наших волосах живет статическое электричество, мы его поймали, когда стали натирать ручки о волосы, они стали электрическими, наэлектризовались.

Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?

Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.

Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.

ОПЫТ №4 «Бабочка»

Цель опыта: доказать, что статическое электричество живёт в одежде.

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, коктейльные трубочки, бумажные бабочки.

Воспитатель: Ребята, возьмите трубочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)

Как же заставить бабочек притянуться к трубочке? Предположения детей.

Сейчас мы сделаем обычные трубочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им трубочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к трубочке). Как же трубочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)

Вывод: статическое электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали статическое электричество.

Воспитатель: Мы сегодня с вами посетили научно – исследовательский институт, побывали в двух лабораториях. А теперь пришло время возвращаться в группу. Закройте глаза, повернитесь вокруг себя.

 «1, 2, 3, повернись в своей группе очутись». (все снимают шапочки)

Открывайте глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Вам понравилось наша экскурсия в научно-исследовательский институт?

Рефлексия

- Что вы узнали о магните?

- А где живёт статическое электричество?

- Статическое электричество опасно или безопасно?

- Ребята, вы сегодня активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания. Думаю, что дома вы расскажете своим близким, какие опыты мы сегодня делали с вами на занятии.  А  я хочу вам сказать: «Большое спасибо» и сделать вам подарок – это игра «Магнитный бой».

Опыт:

«Всё ли притягивает магнит?»

f95237c6-45e8-4925-be44-5c43da96ca2d.jpg

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно- исследовательская разработка « Совместная работа логопеда и воспитателя по коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Научно- исследовательская разработка   « Совместная работа логопеда и воспитателя  по  коррекции речи старших дошкольников с  фонетико-фонематическим недоразвитием»...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Исследовательский институт»

Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.Задачи:1. Развивающие:-Развивать наблюдательность, любознательность, мыслительную деятельн...

"Исследовательский институт"

Конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности...

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Исследовательский институт»

Конспект НОД по экспериментированиюв подготовительной группе«Исследовательский институт»  Цель: Формирование навыков экспериментальной деятельности в процессе проведения пра...

Приказ. Национальный исследовательский институт дошкольного образования Воспитатели России

Приказ. Национальный исследовательский институт дошкольного образования Воспитатели России....