Музыкальная физика
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Амерханова Гузель Фаритовна

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_fizika.docx34.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ. ЮНИОР»

СЕКЦИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

НАПРАВЛЕНИЕ «МУЗЫКА»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Музыкальная физика»

Макарова Полина,

обучающийся

подготовительной к школе группы №6

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Руководитель:

Амерханова Гузель Фаритовна,

музыкальный руководитель

Югорск

2022


«Музыкальная физика»

Макарова Полина

город Югорск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Гусельки»

подготовительная к школе группа №6

Аннотация

Данная работа направлена на поддержание инициативы исследования происхождения музыкальных звуков. Развитие поисковой активности зависимости звуков от физических свойств предмета.

Цель работы участников исследования: 

Методы исследования:

  • поиск и подбор информации, необходимого материала для проведения исследования;
  • просмотр видеоуроков и познавательных передач о возникновении звука, звуках музыкальных инструментов.
  • эксперименты по исследованию зависимости высоты, длительности и силы музыкальных звуков от физических свойств предметов;
  • создание интерактивной игры с применением интерактивной панели «Колибри»;
  • обработка и анализ полученных исследовательских данных;
  • презентация исследовательской работы в детском саду.

Полученные данные, выводы: 

Задачи:

  1. Изучить информацию о возникновении звуков.
  2. Познакомиться с различными звуками.
  3. Провести исследования, которые помогут выяснить, что влияет на высоту, длительность и силу музыкальных звуков.
  4. Посетить детского врача Югорской городской больницы, чтобы узнать, как звуки влияют на здоровье человека.
  5. Презентовать результаты исследовательской работы сверстникам.
  6. Использовать полученные результаты исследований для создания картотеки опытов распространения звука.

«Музыкальная физика»

Макарова Полина

город Югорск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Гусельки»

подготовительная к школе группа №6

План исследований

Введение        4

Основная часть        6

I этап. Изучение информации        6

II этап. Знакомство с различными звуками        7

1 эксперимент – ритм        7

2 эксперимент – другой ритм        7

3 эксперимент – мелодия        Ошибка! Закладка не определена.

4 эксперимент – другая мелодия        Ошибка! Закладка не определена.

5 эксперимент – ритм и мелодия        Ошибка! Закладка не определена.

III этап. Заключительный        8

Заключение        8

Список литературы        8


«Музыкальная физика»

Макарова Полина

город Югорск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Гусельки»

подготовительная к школе группа №6

Введение

Актуальность

Одно из моих любимых занятий в детском саду – музыкальное. Потому что там весело: мы всегда играем в музыкальные игры, танцуем, поем, слушаем музыку, знакомимся с разными музыкальными инструментами. Больше всего я люблю играть на музыкальных инструментах. В музыкальном зале есть бубен, барабаны, маракасы, металлофоны и ксилофоны, различные колокольчики, треугольник, тарелки, дудочки и флейты, и еще много всего. Однажды я задала вопрос нашему музыкальному руководителю Гузель Фаритовне: «Как возникают звуки у инструментов и почему эти звуки такие разные?». Она нам рассказала, что это вопрос из области физики, а разнообразие звуков (звучания) зависит от множества факторов.

Проблема, которую хотят решить участники исследования:

Как возникают звуки, и что влияет на их звучание? Что влияет на высоту, длительность и силу музыкальных звуков?

Гипотеза: Предположим, что высота, длительность и сила музыкальных звуков зависят от разного воздействия на музыкальные инструменты.

         Цель: узнать отчего зависят высота, длительность и сила музыкальных звуков.

Задачи:

  1. Изучить информацию о возникновении звуков.
  2. Познакомиться с различными звуками.
  3. Провести исследования, которые помогут выяснить, что влияет на высоту, длительность и силу музыкальных звуков.
  4. Посетить детского врача Югорской городской больницы, чтобы узнать, как звуки влияют на здоровье человека.
  5. Презентовать результаты исследовательской работы сверстникам.
  6. Использовать полученные результаты исследований для создания картотеки опытов распространения звука.

Проблема, которую решает руководитель:

С помощью исследования дети выясняют происхождение звука, наблюдают изменения звука под воздействием различных факторов.  Подробно знакомятся с основными средствами музыкальной выразительности – высота, длительность, динамика.

Цель работы руководителя: создание условий для развития наблюдательности, любознательности, стремления к новым открытиям.

Для достижения цели руководителю необходимо решить следующие задачи:

  • Найти информацию в сети Интернет.
  • Создать необходимые условия для получения положительных результатов исследования.
  • Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Новизна нашей работы заключается в том, что дети самостоятельно научатся исследовать происхождение звука, расширят представления о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики. В ходе экспериментов выяснят, отчего зависит высота, громкость и длительность звука некоторых музыкальных инструментов, разовьют элементарные представления об основных физических свойствах звука. Полученный результат, дальнейшее исследование:

В ходе исследовательской деятельности дети научились самостоятельно исследовать происхождение звука, выяснили, отчего зависит высота, громкость и длительность звука некоторых музыкальных инструментов. Знают физические понятия «колебание», «амплитуда», «частота», музыкальные термины «динамика», «высота звука», «длительность». Убедились, что между физикой и музыкой существует тесная связь.

Практическое значение исследования: в процессе исследования ребята узнали, что разнообразие звуков (звучания) зависит от множества факторов.

Методы исследования:

  • поиск и подбор информации, необходимого материала для проведения исследования;
  • просмотр видеоуроков и познавательных передач о возникновении звуков;
  • наблюдение за различными звуками в помещении и на улице;
  • эксперименты по исследованию зависимости высоты, длительности и силы музыкальных звуков от различных факторов;
  • обработка и анализ полученных исследовательских данных;
  • on-lane (беседа) консультация с оториноларингологом о правилах прослушивания музыки;
  • презентация исследовательской работы в детском саду.

Основная часть

I этап. Изучение информации

На первом этапе мы изучили информацию о возникновении звуков. В этом нам помогла физика. Физика – это наука, которая изучает законы природы и свойства предметов.

С точки зрения физики, звук – это механическое колебание, которое распространяется в окружающей среде. Его можно не только услышать, но и увидеть.

Мы провели опыты с камертоном.

1 опыт. Мы налили в широкую миску воды, ударили в камертон и опустили его зубья в эту миску. Мы увидели волны в воде, волны, которые доносятся до нашего слуха.

2 опыт. Его мы провели с обычной банкой. Натянули на банку обычную пищевую пленку. Сверху насыпали горсть сахара и встали недалеко от банки. Стали ударять по пустой кастрюле ложкой. Невидимые звуковые волны заставили двигаться крупинки сахара на банке.

Вывод: мы выяснили, что звучащий предмет (камертон, кастрюля) дрожит, колеблется, вибрирует. Эти колебания, волны, по воздуху передаются в наши уши. Чтобы возник звук, нужно заставить предмет вибрировать (двигаться).

II этап. Знакомство с различными звуками

На втором этапе знакомились с различными звуками.

На прогулке мы слушали звуки природы. В группе проделывали опыты: встряхивали бутылочку с водой, и тогда слышали плеск воды, дергали за резиночку, натянутую на стаканчик, дребезжали свободным концом металлической линейки, прижатой другим концом к столу.

Вывод: звуки бывают естественными (шум дождя, шорох листьев, журчание воды, пение птиц…) и искусственными (звонок, сирена, шум машин, камертон, звуки музыкальных инструментов…), но не все из них могут стать музыкой, а могут быть просто шумом.

III этап. Экспериментирование

На третьем этапе мы провели эксперименты, которые помогли выяснить, как звуки становятся музыкой и что влияет на высоту, длительность и силу музыкальных звуков (динамика).

Для этого мы вспомнили, что такое музыка и какими бывают музыкальные звуки. Музыка-это определенным образом организованные музыкальные звуки. Музыкальные звуки бывают разными по высоте (высокие, низкие), по длительности (долгие, короткие), по силе звучания (громкие, тихие).

1 эксперимент – высота звука.

Мы сыграли на металлофоне и гитаре. У металлофона, чем выше звук, тем короче пластинка, по которой ударяют молоточком. Чем ниже звук, тем пластинка длиннее.

У гитары все струны разные по толщине. Чем тоньше струна, тем выше звук, чем толще струна, тем ниже звук.

Вывод: высота звука зависит от длины и толщины предмета, из которого извлекается звук.

2 эксперимент – длительность и сила звука

Для этого эксперимента мы использовали самые звонкие музыкальные инструменты – тарелки. Как было сказано ранее, звук возникает из-за колебания тела (предмета). Мы заставили колебаться тарелки. С помощью рулетки замерили расстояние между тарелками перед сильным ударом сначала в 10 сантиметров, затем в 50 сантиметров, с помощью секундомера – длительность звуков, а с помощью шумомера – силу звука.

Вывод: длительность звука зависит от расстояния и силы удара по предмету. Чем больше расстояние между предметами и сила удара, тем колебание больше, а звук дольше. А чем больше амплитуда колебания, тем громче звук.

Когда мы проводили второй эксперимент, то заметили, что после сильного удара тарелками, некоторые ребята закрывали уши руками. Нам стало интересно, почему так происходит. С этим вопросом мы решили обратиться по видеосвязи к оториноларингологу. Анна Владимировна нам рассказала, что люди, которые прикрывают уши руками, имеют слуховую чувствительность к некоторым звукам: сирена, громкие звуки металлических предметов. Прикрывая уши, ребята снижают силу звука и помогают себе успокоиться.

IV этап. Заключительный

После исследования мы решили поделиться своими знаниями с ребятами нашего детского сада. Опыты со звуком были интересны даже ребятам из групп помладше, поэтому мы решили создать картотеку опытов, чтобы ребята смогли сами их проводить.

Заключение

Мы узнали, что для того, чтобы возник звук, нужно заставить предмет вибрировать (двигаться).

Наше предположение о том, что высота, длительность и сила музыкальных звуков зависят от разного воздействия на музыкальные инструменты, подтвердилось. Мы выяснили, что высота звука зависит от длины и толщины предмета, из которого извлекается звук. Длительность звука зависит от расстояния и силы удара по предмету. А сила звука зависит от амплитуды колебания, чем она больше, тем громче звук.

Список литературы

  1. Гримшоу К. Музыка. – СПб.: МАК медиа, 2000. – 32с.
  2. Мелодия. Музыка 2 класс. Инфоурок [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=lHEq_v-2T1M&t=80s (дата обращения 26.01.2021).
  3. Ответин. Как возникает звук? [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:  https://otvetin.ru/naukatchech/2752-kak-voznikaet-zvuk.html (дата обращения 08.12.2021).
  4. Урок. РФ. Опыты по физике к теме «Звук».  [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:  https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/opiti_k_teme_zvuk_211621.html
  5. Классная физика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:

 http://class-fizika.ru/op83-30.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бакчада физик тәрбия бурычлары белән таныштыру.

Физкультура шөгыльләренең максаты,күп итеп өстәл һәм компьютер  янында күп утырмау. Умыртка һәм яссытабанлылыкны булдырмау өчен көрәшергә....

Физик сыйфатлар үсеше тәрбияләү

Балаларны сәламәтлекләрен ныгыту өчен багышланган чаралар....

Федераль дэулэт талэплэренэ нигезлэнеп мэктэпкэчэ яшьтэге балаларга физик тэрбия биру

Федераль дәүләт таләпләре якынча 2 ел элек дөнья күрде.Күп кенә балалар бакчалары инде бу юнәлештә эшли башлады. Әкренләп ФДТ безнең республикада кулланыла башлады.ФДТ-гомуми белем бирү пр...

Лаборатория по физике "Юный физик"

Рабочая программа кружковой работы Юный физикВ системе дополнительного образования детейстаршей группыПредисловие Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и н...

Лаборатория по физике "Юный физик" для дошкольников

Предисловие Вы, наверное, слышали, что есть такая наука — физика? Впрочем, это и не важно. Главное, что вы постоянно в своей жизни сталкиваетесь с физическими явлениями, только может быть, ...

Методическая разработка «Музыкальная физика или путешествие в мир звуков»

Конспект занятие на расширение знаний детей о мире звуков,развитие познавательного интереса в процессе эксперементирования со звуком....