Проект на тему: "Огород на подоконнике"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Семенова Ирина Викторовна

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать -  и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_ogorod_na_okne.docx63.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

 

 

 

 

 

                                                                                  Подготовила:

Семенова Ирина Викторовна

 

 

 

 

п.Хиславичи 2024г.

Долгосрочный познавательно-практический проект

 «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».

 

ПРОБЛЕМА:

 Уровень знаний у детей о посадке семян овощей и ухода за ними на недостаточном уровне, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Ограниченные речевые возможности. Низкий уровень включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

 Возникла проблема о посадке и ухода за растениями, чтобы вырастить овощи – витамины с грядки.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ:

 В современном мире все больший интерес детей, в том числе и дошкольников, привлекают компьютерные игры, приставки, телефоны и прочие устройства. А все меньше интересует детей природные явления, процессы, взаимосвязи. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать -  и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Ребенок-дошкольник - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике.

Вид проекта: познавательно-практический-исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев (январь - май).

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.

Цель проекта: Расширять представления детей об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность, прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

 

Задачи:

1.Расширить и обогащать знания и представления детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Формировать у детей представление о росте культурных растений. Формировать умение выращивать рассаду овощных культурных растений, сажать ее, сеять семена овощей, зелени (укропа, салата), цветов (бархатцев, астр), посадить лук, огурцы, помидоры.  

3.Познакомить детей с процессом появления на ветках березы, тополя, каштана, вишни листьев?

4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

5. Вести наблюдение, отображать в календаре наблюдений, за ростом растений.

6.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

7.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)

8.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

9.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

10.Развивать познавательные и творческие способности.

11.Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

 

Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»

                             «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

                             «Как потопаешь, так и полопаешь»

Ожидаемые результаты

-Получение знаний детей о жизни растений.

-Создание необходимых условий в группе для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

- Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

- Развить умение правильно ухода за растениями.

- Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений.

- Привитие детям уважительного чувства к труду.

- Появление урожая, сбор его и употребление в пищу.

-С помощью опытно - исследовательской работы будет выявлено многообразие и разнообразие посевного материала, дети получат знания о необходимых условиях для роста и развития растений в комнатных условиях, научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, закрепят умение делать простые выводы, устанавливать причинно - следственные связи. 

-Оформлен дневник наблюдений за рассадой в огороде. Должны сформироваться навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

- Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный – работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, подбор семян, высадка овощных культур.

Основной – реализация проекта, ухаживание за растениями, наблюдение, экспериментирование. Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).

Заключительный – подведение результатов.

 

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно.

2. Вместе с детьми разбили огород на подоконнике. Приобрели необходимое оборудование: - контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, землю, семена, луковицы;

- изготовили таблицы - указатели с названиями растений и датой посадки;

- подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, загадки об овощах, сказки.

-подобрали коллекцию семян.

II ЭТАП -  ОСНОВНОЙ:

Деятельность с детьми в рамках реализации проекта:

Работа по организации огорода на окне:
- Подготовка почвы к посадке
- Выбор ёмкостей для последующей посадки растений
- Подготовка семян
- Посадка семян 
(смесь зелени, томатов, огурцов, перца)
- Регулярный полив рассады
- Рыхление земли после прорастания семян
- Посадка лука двумя способами: в землю и в воду
- Полив огорода на окне.

Исследовательская деятельность детей:
- Исследование почвы
- Исследование семян
- Наблюдение за проросшими семенами
- Наблюдение за ростом лука
- Ведение дневника наблюдения

Беседы:
- Беседа «Как овощи попадают на стол»
- Беседа «Овощи – наши друзья»
- Беседа «Садовые инструменты»

Дидактические игры:
- Дидактическая игра «Собираем урожай» 
(Смотри приложение 3)
- Дидактическая игра «Вершки-корешки» 
(Смотри приложение 3)
- Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» 
(Смотри приложение 3)

Творческая деятельность:
- Конструирование «Огородим огород»
- Лепка «Овощи»
- Рисование по содержанию загадок и стихов «Нас на грядке ждут друзья»
- Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» 
(Смотри приложение 4)
- Отгадывание загадок «Загадки с грядки» 
(Смотри приложение 1)

Чтение художественной литературы:
- Чтение стихотворений про овощи 
(Смотри приложение 2)
- Чтение русской народной сказки ««Вершки и корешки»».
- Чтение украинской сказки «Пых»
- Чтение русской сказки «Колосок»
- Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
- Чтение сказки Джанни Родари «Приключение Чиполлино»

Деятельность родителей в рамках реализации проекта:

    Беседа с родителями «Огород на окне».

  Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

  Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

  Провели анкетирование   родителей.

 ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

- «Выращивание лука, томата, огурцов, перцев, цветов».

- Презентация альбома.
- Организация выставки детских работ.

- Использование в пищу витаминов с огорода.

III ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

1. Сбор урожая.

2. Употребление собранного урожая в пищу.

3. Выставка поделок из овощей и фруктов.

Заключение: Основными этапами работы над проектом явились: неугасимый интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться, трудиться. Видим, как экологическое воспитание способствует развитию наблюдательности, неравнодушного отношения к окружающему миру у детей. Эта работа приносит детям большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, и в очень полезном деле. Результатами проделанной работы по экологическому воспитанию, проводимой ежедневно, позволяет сделать вывод, о том, что выбранные нами методы и приемы по формированию экологических знаний у детей по средством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображение, памяти, мышления, внимание), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Список литературы

1.                 …Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева. Н.А.Ноткина [и др.] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.

2.                    План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. – Спб, 1997

3.                 Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991. С.90-121

4.                    Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст]: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С.29.

5.                    Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию [Текст]: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О.А.Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.

6.                    Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф.Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.

7.                    Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

8.                    Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.

9.                 …Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Есть ли у вас огород, дача?

Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?

Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?

Привлекаете ли Вы  ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему?

Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?

Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка  в оказании помощи?

Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами?

         Обработав результаты анкетирования мы выяснили, что 80%  родителей  наших воспитанников  имеют данные участки . Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал.

    Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет   очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, фасоль, петрушку, салат. Тем самым, у детей вырастит интерес к позновательно -исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем, выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их делать первые выводы.

Приложение 1.
Загадки с грядки.

И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …
(Картошка)
***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(Капуста)
***
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать?
(Морковь)
***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
(Свекла)
***
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
***
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку —
Будет пахнуть очень долго.
(Чеснок)
***
Очень длинным вырастает
И пол грядки занимает.
Этот овощ тыквы брат,
Летом все его едят.
(Кабачок)
***
Золотая голова велика, тяжела;
Золотая голова отдохнуть прилегла;
Голова велика, только шея вот тонка.
(Тыква)
***
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный…
(Баклажан)
***
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
(Перец)
***
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
(Репа)
***
Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска)
***
На кустах тепличных красные плоды,
Толстые, пузатые, узнаешь их ты?
Как большие ягоды на веточках висят
С нетерпеньем просятся в овощной салат.
(Помидор)
***
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)


Приложение 2.
Стихотворения для чтения детям.


Ю. Тувим
«Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

Приложение 3.
Дидактические игры.

Дидактическая игра «Собираем урожай»
Цель: Учить детей классифицировать овощи, фрукты и выделять их признаки.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети встают по кругу, воспитатель в центре.
Воспитатель: «Дружно вместе собираем урожай!
Овощ называй и мяч мне возвращай».
Кидает поочерёдно каждому ребенку, он называет овощ и возвращает мяч воспитателю.
Воспитатель: «Дружно, вместе собираем урожай.
Фрукт называй и мне возвращай!»
Кидает поочерёдно мяч каждому ребёнку, в ответ он называет фрукт и возвращает мяч.

Дидактическая игра «Вершки - корешки»
Цель: уточнить знание детей о строении растения, его внешнем виде.
Материалы: Карточки с изображением вершков и корешков культурных растений.
Ход игры:
1 вариант. Дети делятся на две части: «Вершки» и «Корешки». Первая группа детей берет одну из карточек «Вершки», вторая из набора карточек «Корешки».
Воспитатель: «Потерялись корешки,
Заблудились все вершки.
Раз, два, три,
Себе пару ты найди!»
Дети стараются найти себе пару, соединив части растения: вершок и корешок.
2 вариант. Ребёнок самостоятельно пытается собрать целое растение из двух половинок.

Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном?»
Цель: закрепить знания детей об овощах и о том, в каком виде их нужно и можно употреблять в пищу.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем играть с вами в игру. Я по очереди буду называть овощи, а ваша задача, определить, в каком виде нужно кушать этот овощ. Если его нужно кушать сырым – вы хлопните в ладоши. А если кушать варёным – то ничего не делаете.

Приложение 4.
Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла"
Хозяйка однажды с базара пришла, 
(Шагают пальчиками по столе)
Хозяйка с базара домой принесла 
(Загибают по одному пальцу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! 
(Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе - 
(Удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? 
(Загибают пальчики)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! 
(Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла 
(Стучат ребром каждой ладони)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, 
(Загибают пальчики)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! 
(Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке 
(Ладони складывают крест- накрест на столе.)
Картошка, Капуста, Морковка, 
(Загибают пальчики)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! 
(Хлопок)
И суп овощной оказался неплох! 
(Показывают, как едят суп)

Приложение 5.
Фотоотчёт « Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»

НОД с элементами исследовательской деятельности  «Живые семена»

Цель: создание условий для формирования у детей понятия, что семена растений живые; формировать представления детей о выращивании растений из семян.

Задачи:

Образовательные:

 

·        дать детям представление о процессе подготовки семян к посеву, проращивании семян;

·        познакомить детей с этапами роста и развития растений.

Воспитательные:

·        воспитывать интерес к исследовательской деятельности и растениеводству;

·        совершенствовать навыки общения с взрослым и сверстниками в процессе совместной деятельности

Развивающие:

·        Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества почвы на рост и развитие растений, зависимость факторов неживой природы от живой, богатство почвы от гниения растений.

·        развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

·        развивать диалогическое общение, мышление, память.

Оборудованиесемена овощных растений (перец, помидор, огурец, фасоль, пластиковые тарелки, влажная марля, прозрачные пластиковые крышки

Предварительная работа: Дидактическая игра «Овощи и фрукты»«Опиши растение»

Словарная работа: БАРХАТИСТЫЙ, ПРОРАЩИВАНИЕ.

 

Ход НОД

 

- Ребята, за окном зима с морозами, снегом и метелями. А у нас на столе свежие овощи. Как вы думаете, где их вырастили? /ответы детей/

- Можно ли сейчас получить урожай овощей на огороде?

- Почему нельзя? /ответы/

- Правильно, на улице сейчас нет условий для роста растений. И поэтому овощи зимой выращивают в специальных помещениях – теплицах. В теплицах создают все необходимые условия для роста растений: обогревают помещение, чтобы растениям хватало тепла. Крышу и стены делают из стекла, чтобы растения хорошо освещались светом. Зимой световой день короткий и поэтому в теплицах используют специальные лампы, которые заменяют растениям солнечный свет. Работники теплицы сеют семена овощей, ухаживают за всходами, следят за ростом растений6 поддерживают необходимую температуру, поливают, рыхлят почву, подкармливают удобрениями, следят, чтобы растения не заболели.

Давайте посмотрим, как выглядит настоящая теплица /просмотр видео/.

В теплицах выращивают огурцы, помидоры, перец, баклажаны, зеленый лук, салат, петрушку, укроп. Благодаря труду работников теплиц мы даже зимой можем есть свежие овощи, богатые витаминами.

Воспитатель. Ребята, сегодня, мы познакомимся с интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. Попробуйте, отгадать загадку.

В малой хатке, в спаленке,

Спит ребенок маленький;

В кладовой еда лежит,

Как проснется - будет сыт.

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает дать ответ с помощью наводящих вопросов.

Дети. Семена.

Воспитатель. Рассмотрите, пожалуйста, семена. Что вы можете о них сказать?

Дети рассматривают семена, сравнивают их.

Воспитатель. (кладет на ладонь несколько семян). Как вы думаете, почему семена не похожи?

Дети. Это семена разных растений.

Воспитатель. Правильно. Это семена помидоров. Какие они?

Дети. Семена помидоров маленькие, круглые., немного бархатистые.

Воспитатель. Это семена перцев. Что вы можете о них сказать?

Дети. Они похожи на семена помидоров, но жесткие.

Воспитатель. Чтобы узнать, чьи это семена – отгадайте загадку.

Без окон, без дверей

Полна горница людей.

Дети. Это семена огурца.

Воспитатель. Опишите семена огурца.

Дети. Семена огурца белые, с острым кончиком.

Воспитатель. Эти семена вы когда-нибудь видели?

Дети. Это фасоль. У фасоли семена самые крупные из всех, белые, гладкие, овальной формы.

Воспитатель. Все семена разные. Как вы думаете, ребята, семена живые? Почему?   

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Мы докажем, что семена живые. Но сейчас они «спят». Это может продолжаться год и даже дольше. В каждом семени таится огромная «сила жизни». Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и образовать плоды.

Каким будет растение, какие этапы в своем развитии, оно пройдет, мы узнаем в ходе игры.

Дидактическая игра с использованием лого-робота «Пчёлки» «Что сначала, что потом».

Цель: знакомство детей с этапами роста и развития растения, развивать внимание, память, мышление, логику, формировать умение анализировать.

Материал: Карточки с изображением стадий роста растения, лого-робот «Пчёлка»

Ход игры

На поле  лежат карточки с изображением фаз роста растений. Дети внимательно рассматривают карточки, задают программу «Пчёлке», добираются до нужной карточки, рассказывают о выполнении задания.

Воспитатель. Ребята, давайте представим, что мы маленькие семена

Психогимнастика «Зернышко»

Звучит спокойная красивая музыка.

Семечко сидит глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Мы потянулись вверх, и росток оказался на воле. Солнышко согрело нас, теплые лучи коснулись стебелька, качнул ветерок. Семечку захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло нас вверх. Мы стали расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, мы стали пить дождевую водичку, стали сильными и большими. Бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И нам так хорошо, что мы живем на этой земле, вдыхаем свежий воздух, пьем дождевую воду и греемся в лучах теплого солнышка. И вот вырос такой красивый цветок (Воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель. Давайте попробуем вырастить семена в нашей лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить». Чтобы они проснулись, мы поместим семена на влажную марлю (бинт) и положим на пластиковые тарелки. Семна помещаем так, чтобы не соприкасались между собой – не мешали друг другу просыпаться. Закроем тарелки с семена прозрачной пластиковой крышкой.

Далее воспитатель обращает внимание детей, что через несколько минут крышка запотевает. Дети вместе с воспитателем обсуждают увиденное.

Воспитатель. Ребята, крышка запотела, потому что наши живые семена дышат. Теперь оставляем семена «просыпаться».

(Через несколько дней дети вместе с воспитателем отмечают изменения, произошедшие с сменами.)

Воспитатель. Ребята, что произошло с семенами?

Дети. Семена набухли, увеличились в размере, у них стал появляться росток.

Воспитатель. Наши семена «проснулись». Теперь мы может посадить семена в почву. Такая подготовка семян к посадке называется проращивание. Проращивание улучшает всхожесть семян, делает их более сильными. Мы будем продолжать наблюдать – что дальше произойдет с семенами.

 

- Ребята, а вы хотели бы попробовать вырастить настоящие овощи? Я предлагаю вам сделать небольшую теплицу у нас в детском саду. Для этого мы посеем семена фасоли и будем за ними ухаживать.

- Давайте вспомним, какие условия необходимы для роста растений? /ответы детей/

- Мы с вами выращивали петрушку и наблюдали за её ростом. Давайте посмотрим на результаты наших наблюдений.

- Правильно. Для посева нужно взять плодородную, богатую питательными веществами почву. А что делает почву плодородной? /ответы/

- Правильно, ребята, чтобы получить хороший урожай, нужна плодородная, богатая перегноем почва. В такую почву мы и посеем семена фасоли.

Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на схему работы и вспомнить последовательность посева.

- Молодцы, правильно вспомнили все этапы работы.

- Каждый из вас посеет по три семечка. Самые крепкие всходы мы поместим в нашу теплицу.

Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и пройти к столам.

- Сначала рассмотрите семена фасоли, их нужно сеять осторожно, чтобы не повредить. Не забывайте, что работать нужно аккуратно, не мешать друг другу, а если необходимо, помогать. /трудовые действия детей/

- Ребята, кто справился с работой, приносите свои баночки на стол. Посевы мы прикроем пленкой, чтобы не испарялась вода и не высыхала почва до появления всходов, а когда появятся первые росточки, мы поместим баночки в нашу теплицу. Создадим там все необходимые условия: освещение, полив, будем старательно ухаживать за растениями и обязательно получим хороший урожай фасоли.

Не забывайте оставлять свое рабочее место в порядке.

 

Итог.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети: «Будили» семена.

Воспитатель: Что нового мы узнали?

Дети: Семена живые, они дышат.

Воспитатель: Что вам сегодня было легко делать, а что трудно? Что вам больше всего понравилось? Почему?

Ответы детей.

Конспект

Непосредственной образовательной  деятельности в старшей группе

Тема: «Огород на подоконнике».

Тема: «Огород на подоконнике»

Цель:  развитие интересов детей, любознательность и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Программное содержание

Образовательные задачи: формировать знания о семенах и растениях, зависимости роста растений от почвы, влаги, тепла и света на основе проведенных ранее исследований. Закреплять знания детей о развитии растений по схемам, как размножаются овощи: лук, фасоль, горох, огурцы; комнатные растения герань, бегония.

Развивающие: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

Воспитательные: уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.

Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения стихотворений, загадывание загадок, дидактические игры.

Словарная работа: луковица, лук- сеянка, пророщенные семена, бороздки, углубление, черенкование.

Материалы и оборудование: «ящик-ощущений», семена фасоли, гороха, луковицы репчатого лука, лук –сеянка, схемы посадки растений, ёмкости для опытов, палочки для коктейля, тканевые салфетки, фартуки, шапочки, вазелин, куски сухой земли, листья герани

Ход деятельности

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами опять будем учеными

« Почемучками». Посмотрите, волшебный ящик

приготовил нам опять какой-то сюрприз. Давайте

проверим, что же сегодня лежит в этом ящике

ощущений.

Дети на ощупь описывают предмет, который нащупали: круглый, твердый, овальный; достают и убеждаются, что это?

Воспитатель: Ребята, что мы достали из волшебного ящика?

Дети: семена фасоли, огурцов, луковицы.

Воспитатель: А что мы с ними делали на предыдущих занятиях?

Дети: выращивали, сажали, сеяли.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же у нас выросло? Что здесь растет?

Дети: Лук.

Воспитатель: Верно. Мы сажали лук (Луковицами, семенами). Что

мы хотели узнать?

Дети: одинаково вырастить лук из семян и луковиц.

Воспитатель : Что мы увидели?

Дети: Мы увидели, что посаженый нами лук растет не

одинаково.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что семена пока полежали в земле, а потом

взошли, а из луковиц уже через несколько дней

появились первые перья.

Воспитатель: Правильно. И теперь мы используем его в суп и салат.

-А теперь посмотрите, что растет здесь?

Дети: фасоль и горох.

Воспитатель: Какие семена фасоли и гороха мы сеяли.

Дети: пророщенные и не пророщенные.

Воспитатель: Мы их одинаково поливали , на солнышке держали.

Но почему-то одни взошли, а другие нет. А какие

быстрее взошли?

Дети: Пророщенные.

Воспитатель: Правильно. Почему?

Дети: Пророщенные семена пробудились ото сна и начали

расти, а не пророщенные - сначала проклюнуться, а

потом начнут расти.

Воспитатель: Значит, чтобы растения быстрее выросло надо

какие семена сеять?

Дети: Пророщенные.

Воспитатель: А теперь посмотрите на эти емкости, что

здесь растет?

Дети: огурцы.

Воспитатель: Давайте посмотрим на схему и вспомним, как мы

сажали огурцы.

Дети рассказывают. Мы подготовили землю; прорастили семена, совочком сделали углубление в земле, положили семена, засыпали землей и полили.

Воспитатель: Правильно. Что потом мы сделали?

Дети: один ящик поставили на светлое окно, а другой в тень

Воспитатель: И что же мы видим?

Дети: В одном ящике уже появились огурчики, а в другом

листья завяли.

Воспитатель: Ребята мы с вами  одинаково сеяли семена, в один день в одинаковые горшки, пророщенные. Почему огурцы растут не одинаково.

Дети: Потому что в этом ящике огурцы поливали редко, а огурцы любят воду, и солнышко

Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод:

Дети: что для роста растений необходима вода, тепло, свет.

Воспитатель: А сейчас физкультминутка.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты

Ветер дует иногда

Только что не беда

Наклоняются цветочки

Опускают лепесточки

А потом опять встают,

И по- прежнему цветут.

Вот мы немного отдохнули.

Ответьте ребята, какое у нас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: Все вокруг цветет и радует нас. На прошлых занятиях мы с вами сажали цветы. Давайте вспомним какие?

Дети: Герань, бегонию.

Воспитатель: Скажите, как мы сажаем растения?

Дети: черенками.

Воспитатель: Кто нам расскажет последовательность посадки

комнатного растения.(по схеме).

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в мою мини - лабораторию,

где вас ждет много интересного. Прошу проходите и рассаживайтесь. Скажите кто- работает в лабораториях.

Дети: Лаборанты.

Воспитатель: И мы сейчас с вами будем настоящими лаборантами.

А что делают лаборанты.

Дети: проводят опыты.

Воспитатель: совершенно верно. Ребята посмотрите у меня в руках комнатное растение. Как оно называются?

Дети: Герань.

Воспитатель: Правильно. Но настоящее ее название-» пеларгония»

что в переводе с греческого означает «журавль».

А вы знаете, что из герани можно приготовить духи?

Возьмите в руки лист герани и просто слегка потрите его пальцами, вы почувствуете приятный аромат напоминающий духи. А происходит это потому, что каждый волосок на листовой пластинке скрывает маленькую желёзку, содержащую эфирное масло, которое начинает, испаряется

при повреждении.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, дышат ли растения.

Дети: Да.

Воспитатель: Как доказать, что дышат. Давайте вспомним о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух поступает в грудь, а при выдохе выходит из груди. Давайте попробуем. Возьмем трубочку и попробуем вдыхать и выдыхать через трубочку. Затем отверстие трубочки замажем вазелином и опять попробуем дышать через трубочку. Что мы можем сказать.

Дети: Что вазелин не пропускает воздух.

Воспитатель: Правильно. Растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить что, я за ранее смазала одну сторону листа вазелином, а другую нет. Посмотрите, что мы видим: листочки дышат своей нижней стороной, потому что те листочки, которые

были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

Ребята как вы думаете « нужен ли корешкам воздух».

Ответьте мне, почему одно растение растет лучше другого.

Дети: Рост растения зависит от почвы.

Воспитатель: Давайте проверим. Погрузите одинаковые комочки в воду. Что мы видим?

Дети: В плотную почву хуже проходит вода, мало воздуха, т. к

из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха. Итак, нужен ли воздух корешкам? Да.

Воспитатель: Молодцы ребята: Вам понравилось в моей лаборатории?  Что больше всего вам понравилось?

  До следующих встреч.

План-схема реализации проекта: “Огород на подоконнике”

Беседы

«Откуда берутся овощи?»

«Труд людей на приусадебных участках».

«Что нужно растениям для роста и развития?»

«Уход за овощными культурами».

Итоговая беседа

«Чудо-огород на подоконнике».

Наблюдения

Рассматривание семян через лупу.

Наблюдение за всходами растений.

Наблюдение за ростом лука, укропа, салата, рассады редиса.

Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.

Наблюдение за состоянием листьев рассады после полива и опрыскивания.

Познавательно-исследовательская деятельность

Разновидность семян.

Посадка семян на рассаду.

Строение растений.

Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.

Выращивание лука, редиса, укропа, салата на «грядке» в помещении.

Дегустация выращенной зелени.

Социально-коммуникативное развитие

Игры

«Во саду ли, в огороде»

«Найди отличия»

Сюжетно-ролевые игры

«Овощной магазин».

Дидактические игры

«Вершки и корешки»

«Что сначала, что потом»

«Узнай на ощупь»

«Что лишнее?»

«Лото «овощи и фрукты»

«Чего не хватает?»

«Что изменилось?»

Труд

Посадка растений.

Полив и опрыскивание всходов.

Прополка сорняка.

Сбор урожая.

Речевое развитие

Рассматривание: книг, иллюстраций о растениях.

Чтение детям:

Пословицы и поговорки об овощах.

Чистоговорки об овощах.

Потешки об овощах,

Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,

Д. Родари «Чиполлино»,

Е. Благинина «Приходите в огород»,

В. Волина «Наша грядка»,

Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»

Е. Надёжкина «Огуречное семечко»,

Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?».

Русская народная сказка «Вершки и корешки».

Стихотворение-игра-считалка

Г. Сапгир “Садовник”.

Отгадывание загадок

Об овощах.

Развивающие игры на развитие речи

«Магазин «фрукты, овощи, ягоды»

«Чудесный мешочек».

«Один - много».

«Назови ласково».

«Что за овощ?»

«Закончи предложение»

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование

«Забор для нашего огорода».

Лепка

«Наши овощи созрели».

Рисование

«Зарисовка этапов роста растений».

«Цветы нашего огорода».

Игра – хоровод

«Кабачок».

Пальчиковые игры

«Фрукты».

«Театр пальчиков и языка».

«Варим мы компот».

«В сад идем мы погулять».

Подвижные игры

«Баба сеяла горох».

«Посади и собери урожай».

Участие в создании «огорода на подоконнике».

Организация выставок детских работ

рисунков, поделок из пластилина.

Итог проекта:

Дети познакомились с многообразием овощных культур;

Получили знания о строении растений;

Узнали об условиях необходимых для благополучного роста и развития растений;

Научились ухаживать за растениями;

В группе создан «огород» на подоконнике;

Выставка творческих работ;

Фотоотчёт «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседа: «Откуда берутся овощи?»

Цель: Сформировать представление о садово-огородных культурах.

Задачи: Уточнять и закреплять знания детей об овощах, фруктах, ягодах, их свойствах и качествах; как выращиваются; какую пользу приносят человеку. Воспитывать любознательность, интерес к природе, самостоятельность при выполнении заданий.

Материал: корзинка с овощами, материал игры «Во саду ли в огороде», загадки об овощах, контейнеры с землей, семена, опрыскиватель.

Ход беседы:

В: Ребята, когда я утром пришла в группу, увидела на столе эту коробочку. Вы не знаете, что в ней? (ответы детей).

В: Хотите узнать?

Воспитатель достает из коробочки загадки

В: Ребята, да это же загадки. Давайте, отгадаем. ( на каждую отгаданную загадку воспитатель кладет в корзину овощ.)

Загадки об овощах.

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Сто одежек - Все без застежек. (Капуста)

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох и фасоль)

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

Растут на грядке зеленые ветки,

А на них - красные детки. (Помидоры)

Этот овощ тыкве брат —

Тоже с виду толстоват.

Лег под листик на бочок

Между грядок... (Кабачок)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (Чеснок)

На арбуз похожая —

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (Тыква)

В: Молодцы, загадки отгадали и в корзине у нас появились… Как можно назвать одним словом? Правильно, овощи!

Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.

Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.

Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.

Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель), сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.

- А откуда берутся овощи?(варианты ответов детей)

- Правильно! Их выращивают в огороде, на грядке.

В: Сегодня мы с вами создадим свой маленький «огород», только он будет на подоконнике.

Кто из вас знает, что нам нужно для того, чтобы получился огород?

(варианты ответов детей).

- Нам понадобятся контейнеры с землей, семена растений, вода.

( Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоят контейнеры с землей, лежат семена.)

В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в исследователей, посмотрите, перед вами на тарелочках лежат семена, они одинаковые?

(ответы детей).

- Правильно, все семена разные. У нас есть семена огурца, лука, укропа, салата и цветов. Семена лука выглядят в виде маленькой луковички.

Так как некоторые семена очень мелкие, возьмите лупу и рассмотрите их.

А теперь потрогайте пальчиками землю. Какая она? (ответы детей)

Она мягкая, рыхлая, влажная.

А теперь мы посеем семена в контейнеры с землей. Семена должны лежать на одинаковом расстоянии друг от друга. Теперь немножко засыплем их землей.

Луковицы посадим в землю на одинаковом расстоянии.

Как вы думаете, мы все сделали, чтобы наши семена росли?( ответы детей)

Нужно полить.

И будем наблюдать, что же будет с ними происходить.

- Ребята, скажите, чем мы сейчас занимались?

- Сажали семена овощей и зелени.

- Какие овощные культуры вы знаете?

- Какие полезные свойства овощей вы знаете?

- Откуда берутся овощи?

Беседа: «Труд людей на приусадебных участках»

Цель: Формировать представление детей о работе на приусадебном участке.

Задачи: Закрепить представления детей о характерных признаках весны.

Прививать желание и интерес к труду. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.

Материал: картинки или муляжи овощей.

Ход беседы:

В: Ребята, наша знакомая синичка Зинька принесла письмо. Послушайте. Пишет нам Незнайка: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пришла весна и скоро нам с друзьями нужно будет посадить в огороде овощи, а как это делать я не знаю. Может быть вы подскажете, с чего начать и как это делается?» Ваш друг Незнайка.

- Что, ребята, напишем незнайке письмо? Мы свой огород уже посадили и сможем ему подсказать.

Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейки февральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевные хлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовить ящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц.

Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая земля напитается талой водой и согреется — можно идти работать в огород. Скоро появится первая травка, оденутся зелеными листьями деревья и кусты. Недаром ведь говорят: «Была бы водица, а зелень народится».

С чего нужно начать весенние работы в огороде? (ответы детей, составление письма).

Верно! Сначала нужно собрать граблями прошлогоднюю листву и засохшие стебли растений в кучу и сжечь их, а образовавшейся золой можно удобрить землю в огороде. Затем нужно наметить, где мы будем делать гряды, и вскопать землю.

Вот огород и вскопан, сделаны ровные, аккуратные грядки, чуть приподнятые над землей, чтобы к корням овощей, которые мы посадим, поступало больше воздуха.

Летом на грядках созревают овощи: зажигаются фонарики сладкого перца, начинают алеть помидоры, наливаются соком кабачки — и приходит время собирать урожай.

Народ примечает: «Август — и собериха, и припасиха»; «Что соберешь в августе, тем и будешь сыт».

Послушайте стихотворение.

Добрый урожай

Как чудесно в огороде

Поработать ясным днем!

Теплый луч по грядкам бродит,

Мятой пахнет чернозем.

Пахнет сладкой спелой сливой

И картофельной ботвой,

Медом белого налива

У меня над головой.

Все поспело, все созрело —

Добрым будет урожай!

Здесь для всех найдется дело,

Не ленись, да собирай!

Говорили в народе и так: «Пришло время батюшке- огороду поклониться».

Огород-батюшка

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью —

Ты кормил нас целый год

И капустой, и морковью.

Угощал нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

Солнечным весенним днем

Снова я к тебе приду.

Я вскопаю чернозем,

Вырву с корнем лебеду.

Стану я тебя лелеять,

Наш кормилец-огород,

Чтобы всходы зеленели,

Чтобы вырос целым плод.

Осенью, после того как урожай овощей собран и убран в погреба, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются. Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комья разбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимние морозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пласты земли задержат весной во время таянья снегов больше влаги.

Ребята, расскажите мне, что вы запомнили из нашей беседы? ( дети составляют коллективный рассказ о том, как люди трудятся на приусадебных участках)

Мы ответили Незнайке, отдадим письмо Заиньке, пусть отнесет его.

Беседа: «Что необходимо растениям для роста и развития»

Цель: обобщение, выявление необходимых условий для роста и развития растений.

Задачи: опытным путем подтвердить условия роста и развития растений;

развивать способность наблюдать, строить предположения, делать умозаключения, умение работать сообща;

воспитывать у детей чувство товарищества, заботливое отношение к природе.

Ход беседы:

В: - Ребята, мы посадили семена овощей на нашем маленьком огороде, а теперь я вам расскажу, что необходимо растениям для их роста.

Верхний слой земли, в котором растут все растения, плодородный и называется «почва». Он формировался многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной. Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральными солями. А кислород нужен им для дыхания. Перегной образуется из перегнивших листьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его в минеральные соли.

В почве обитают и земляные черви, и кроты, и землеройки, и личинки насекомых.

Черви, кроты, землеройки — друзья и помощники садовода и огородника: они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остатки растений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, к корешкам растений поступают влага и воздух.

Послушайте стихотворение.

Помощник крот

Как-то раз весною крот

Посетил наш огород.

Он проверил клумбы, грядки

И заметил непорядки:

Портят слизни и жуки

Огородные ростки,

Слишком уж земля тверда —

Не проходит вглубь вода.

И сказал помощник крот:

— Я спасу ваш огород!

Разрыхлю я чернозем,

Истреблю личинок в нем.

Под землей ходы пророю —

Дождь наполнит их водою.

За работу взялся крот,

И расцвел наш огород!

Спеют в нем морковь и репка,

И капуста стала крепкой,

Созревают лук, чеснок,   Крот-дружище нам помог!

Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд.

Послушайте стихотворение.

Добрая реченька

В летнюю погоду

Теплым ясным вечером

Поит огороды

Маленькая реченька.

Замер тополь чутко,

Ива серебрится.

Реченька-голубка,

Дай ведро водицы!

Где вились уклейки

И резвились днем,

Ведрами и лейками

Воды мы наберем.

Трогает верхушки

Тонкий луч заката,

Мы польем петрушку,

Огурцы, томаты.

Скоро сумрак ляжет

На зерцало вод,

И «спасибо» скажет

Речке огород!

В: Ребята, расскажите теперь мне, что вы запомнили? Что нужно растениям для их роста?( ответы детей)

Чтобы наш огород рос, мы с вами должны ухаживать за ним. Корням растений нужен воздух, значит нужно рыхлить почву. Поливать растения, опрыскивать листья, удалять сорняки.

Теперь вы знаете что нужно делать, чтобы наши растения росли. И будете ухаживать за ними правильно.

Беседа: «Уход за овощными культурами»

Цель: Научиться ухаживать за овощными культурами.

Задачи: Закреплять знания о разнообразии овощных культур. Познакомить со способами ухода и защиты растений от вредителей. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Ход беседы:

В: Ребята, а вы знаете как нужно ухаживать за овощными культурами?

( ответы детей)

- Пойдем с тобою в огород:

Посмотрим, как у нас растет

Морковь, укроп, петрушка,

Полна ль воды кадушка,

Большая для полива,

В углу под старой сливой.

Не съели ль листья слизняки,

Не заглушили ль сорняки

Ростки бобов, гороха —

Вот это будет плохо!

Пойдем с тобою в огород,

Немало там у нас забот!

Возьмем лопаты, тяпки,

Взрыхлим, прополем грядки.

Потом польем из лейки

И сядем на скамейке.

Ведь надо нам с тобой чуть-чуть

После работы отдохнуть!

В: Летом в огороде не мало дел! Чтобы листья овощей, их цветы и корни не повредили слизняки, гусеницы, жуки и их личинки, огородники опрыскивают грядки настойкой горькой полыни, пижмы, тысячелистника, чеснока, луковой шелухи. Эти растения обладают своеобразным запахом, отпугивающим вредителей, и содержат особые защитные вещества — фитонциды, убивающие микробов. Многие вредные насекомые не выносят запаха настоев помидорной и картофельной ботвы. А прожорливой медведке, перегрызающей корни и стебли растений и повреждающей клубни, корнеплоды и высеянные семена, очень не нравится запах ольхи. Достаточно воткнуть веточку этого растения в грядку — и медведка тотчас ее покинет.

Некоторые цветы тоже могут помочь справиться с вредными насекомыми. Поэтому в огородах сажают душистый табак, оранжевые ноготки (календулу), пышные бархатцы (бархотки) и разноцветные садовые ромашки. Эти цветы выделяют фитонциды и эфирные масла. Поэтому опасные насекомые стараются держаться от них подальше.

Послушайте стихотворение.

Душистые бархотки

Я душистые бархотки

Посажу у изгородки.

Клумба пышная, большая

Огород мой украшает

Лепестками золотыми

С горьким запахом полыни.

Льется терпкий аромат,

Гонит он от наших гряд

Вредных бабочек, жучков

И плодовых червячков.

Знают огородники и о других своих помощниках — лягушках, жабах — и стараются привлечь их на свои грядки. Оказывается, одна жаба может уничтожить столько вредителей, сколько одна летучая мышь. За лето на одном гектаре огорода жабы и лягушки съедают до ста тысяч насекомых, большинство которых — опасные вредители.

        Вот почему опытные садоводы оберегают лягушек. Они охотятся в любое время суток, лишь бы было влажно и тепло, а жабы только с наступлением вечера. При этом они уничтожают много слизней гусениц, многоножек, жуков, бабочек и вредных личинок. Некоторые садоводы устанавливают для жаб и лягушек даже ванны с водой. Не будь жаб и лягушек, обжоры - слизни буквально оголили бы огородные грядки».

       Давайте вместе припомним, кто еще защищает урожай?

развешивают их в садах и огородах. А еще четвероногие обитатели лесов — ежики. Чтобы привлечь их, огородники ставят под кустами блюдечки с молоком. Ведь зверьки любят полакомиться молоком, а потом закусить слизнями, личинками жуков и гусеницами. Редкому вредителю удается спрятаться от колючего защитника растений.

Мы знаем еще одного защитника растений! Это божья коровка. Как она защищает растения?

Она поедает тлю, которая высасывает из растений сок.

Поэтому божьих коровок нужно оберегать. Они защищают наш огород.

Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай? Земля в огороде мягкая, рыхлая, плодородная. Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.

Ну и конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.

Итоговая беседа «Чудо – огород на подоконнике»

Цель: Подвести итог своей работы по выращиванию рассады на подоконнике.

Задачи: Обобщить знания о садово-огородных культурах. Прививать любовь к труду и желание создавать своими руками. Вызвать чувство гордости за свой труд.

Ход беседы:

В: Ребята, прошло уже больше месяца, как мы с вами создали наш «огород» на подоконнике. Сегодня на обед мы срежем первый урожай зелени с нашего огорода. Рассаду огурцов мы посадим на нашем приусадебном участке, а цветы оставим у себя и будем ими любоваться.

Как вы думаете, вы хорошо потрудились?

Только благодаря вашему труду и внимательному отношению к растениям у вас вырос такой урожай.

Сказка «Про овощи».

Жили на одном огороде овощи. Все они были очень разные. Зелёный огурец

был весёлый, озорной, никогда не унывал и часто подшучивал над другими

овощами. Красный помидор был важный, напыщенный. Он часто заявлял: «Я

думаю, сегодня пойдёт дождь». И, когда дождь действительно шёл, он

говорил: «Вот видите, я был прав! » Если же дождя не было, помидор делал

вид, будто он не при чём. Оранжевая морковка всё время скучала и

причитала: «Вся моя краса спрятана под землёй, какая я несчастная! »

Белокочанная капуста была добродушной и словоохотливой. Она всем

рассказывала, что когда-то у неё было всего два листочка, а теперь очень,

очень много! Коричневый картофель был очень дружелюбным. Он дружил со

всеми овощами и всем помогал. Репчатый лук был вредный. Он любил, когда

все вокруг проливали слёзы. Вот такие разные овощи жили на огороде.

Овощи на грядке.

Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву.

Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички

собирали вредных жуков, кошки ловили кротов-землекопов. Хорошо и

дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу

сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга

дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках. Лето подошло к

концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки

были рассказаны, все загадки загаданы - загрустили овощи. Но пришла пора

собирать урожай. Люди выкопали и собрали овощи, принесли в дом,

почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной суп. Вот уж

обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали

они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать. Весело

кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).

   «Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта  схем  (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами),  яблоко.

«Вершки и корешки?» (вариант 2)

Цель: Закреплять знания о разнообразии овощей, о том, как они выглядят.

Дидактический материал: Картинки овощей (корнеплодов), картинки ботвы от корнеплодов.

Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки. Дети должны найти себе пару – соединить вершки и корешки. Можно играть индивидуально с каждым ребенком.

«Узнай на ощупь»

Цель: Развитие сенсорного восприятия.

Дидактический материал: Муляжи овощей и фруктов, мешочек.

Ход игры: В мешочек сложены муляжи овощей и фруктов. Ребенку завязывают глаза, он достает из мешочка овощ или фрукт и на ощупь отгадывает что

«Чего не хватает?»

Цель: Тренировать память.

Дидактический материал: Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением.

Ход игры: Дети становятся в круг. В центре круга стол, на нем разложены муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением (не больше 10). Воспитатель выбирает водящего, он становится в круг рядом со столом. Детям дается задание запомнить, что лежит на столе. Потом они отворачиваются, водящий убирает один предмет со стола, дети поворачиваются и отгадывают, чего не хватает. Кто правильно отгадал, становится водящим.

«Что изменилось?»

Цель: Тренировать память.

Дидактический материал: Картинки с изображением корнеплодов, картинки с изображением ботвы.

Ход игры: На столе разложены картинки с изображением корнеплодов с ботвой. Воспитатель предлагает детям запомнить, что лежит на столе. Затем дети отворачиваются, воспитатель меняет местами «вершки» у двух корнеплодов. Дети поворачиваются к столу и отгадывают, что изменилось?

Загадки про овощи

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук)

Телятки гладки

Привязаны к грядке,

Лежат рядками,

Зелены сами. (Огурцы)

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. (Помидоры)

Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь)

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

На грядке длинный и зелёный,

А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)

Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картофель)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (Репка)

Этот овощ вот уж диво,

Круглый, вкусный и красивый,

Приготовим с ним обед,

Запеканку, винегрет,

Цвет у яств совсем не блёклый,

Главная на кухне… (Свёкла)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда —

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук

А в руках душистый груз,

Разных бус

На разный вкус. (Сад)

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок

Зелёненький лесок. (Редис)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь. (Репа)

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго. (Чеснок)

Игра «Что лишнее?»

Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.

Материал: Карточки с изображением пяти предметов, четыре из них относятся к одной тематической группе, а пятый к какой-нибудь другой группе.

Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний предмет по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Карточки для игры:

1. Клубника, малина, киви, ежевика, смородина. Лишний киви потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.

2. Томат, баклажан, перец, картофель, банан. Лишний банан потому, что это фрукт, а остальные – овощи.

3. Крыжовник, персик, клюква, смородина, черника. Лишний персик потому, что это фрукт, а остальные – ягоды.

4. Киви, яблоко, груша, персик, томат. Лишний томат потому, что это овощ, а остальные – фрукты.

5. Апельсины, яблоки, редис, лимон, банан. Лишний редис потому, что это овощ, а остальные – фрукты.

6. Груша, редис, чеснок, огурец, капуста. Лишняя груша потому, что это фрукт, а остальные – овощи.

Игры на развитие речи

«Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»

Цель: Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.

Дидактический материал: Муляжи фруктов, овощей и ягод.

Ход игры: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Например: «Я хочу купить ягоды. Они растут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды небольшие, темно-синего цвета, круглые, как горошинки, немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод готовят варенье и компот» (черника).

Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить.

Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.

«Чудесный мешочек»

Цель: Закреплять названия овощей и их цвета, формы.

Оборудование: Мешочек, муляжи овощей.

Ход игры: Перед игрой детей знакомят с овощами и их свойствами. Дети по очереди достают по одному овощу из мешочка, называют его, форму и цвет.

«Один – много»

Цель: Учить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: Мяч.

Ход игры: Воспитатель называет овощ в единственном числе, бросает одному из детей мяч, он называет овощ во множественном числе.

«Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: На столе, обратной стороной вверх, разложены картинки с изображением овощей и фруктов. Дети по очереди подходят, берут картинку и называют ласково то, что там изображено.

«Что за овощ?»

Цель: Обогащать словарь детей прилагательными.

Оборудование: Картинки с изображением овощей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям, глядя на рисунок, отгадать о каком овоще или фрукте он говорит. Далее дети могут сами загадывать друг другу по описанию.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз — (большие пальцы)

Это самый вкусный груз (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх.)  

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)

1.   Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3.    Яблоки кислые. Махнуть рукой "Эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4.    Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5.    Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6.    Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7.    Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8.    Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

  Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произношением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Пальчиковая игра "В сад  идем мы погулять"

 Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стихотворения, делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В  сад  идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Игра «Бабка сеяла горох»

Бабка сеяла горох. Ох!    (Дети водят хоровод. В середине хоровода стоит водящий)

Уродился он не плох. Ох!

Уродился он густой.

Мы помчимся — ты постой.

Дети разбегаются по группе.    (Водящий ловит одного из детей, который и заменяет его)

Игра-хоровод «Кабачок»

Кабачок, кабачок,    (Дети стоят в круге)

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!    («Кабачок» танцует, потом выбирает другого ребенка, который становится «кабачком». Игра повторяется

Эстафета «Посади и собери урожай»

Участвуют две команды: команда детей и команда родителей.

В каждой команде по 5 человек. Первые участники от каждой команды «пашут землю» (кладут колечки).

Вторые — «сажают картошку» (кладут картошку в колечки).

Третьи — «поливают» ее из лейки.

Четвертые — «убирают урожай» (в ведерко собирают картошку).

Пятые — «готовят землю к следующему году» (собирают колечки).

Команда, первой закончившая эстафету, объявляется победительницей.

«Хоровод овощей»

(Дети стоят в круге на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Педагог и дети рассказывают стихотворение)

В огород пойдем, хоровод заведем.    (Дети идут по кругу, держатся за руки)

В хоровод возьмем редиску.

С ней присядем низко- низко.    (Приседают, держатся за руки)

В хоровод возьмем морковку.

И с морковкой спляшем ловко.    (Выполняют танцевальные движения)

Вверх потянемся с лучком,    (Тянутся вверх, поднявшись на носочки)

Побежим за кабачком    (Бегут по кругу друг за другом)

И поскачем по дорожке, как зеленые горошки.    (Скачут по кругу друг за другом)

Пословицы и поговорки о фруктах и овощах.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Лук от семи недуг.

Картофель - хлебу подспорье.

Картошка - хлебу присошка.

Хрен редьки не слаще.

От осины не родятся апельсины...

Всякому овощу свое время.

Молодец, как соленый огурец.

Одного поля ягоды.

Поговорки:

Огород – для семьи доход

«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».

Чистоговорки

Ор-ор-ор – сорвали красный ………помидор.

Ец-ец-ец – съели вкусный …………огурец.

Жан-жан-жан – лежит на грядке……баклажан.

Бус-бус-бус – мы разрезали ………..арбуз.

«ОГОРОД. ОВОЩИ»

ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой

АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай

РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород

АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки

УК – УК – УК - собираем лук

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы

ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры

ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок

ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка

ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок

РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец

АН – АН – АН - спелый баклажан

СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон

АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам

ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны

АТ – АТ – АТ - из овощей салат

ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки

ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка

ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку

ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей

«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду

ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады

УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты

АД – АД – АД - вот фруктовый сад

ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник

ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти

УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши

УШ – УШ – УШ – мы собрали  много груш

ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня

УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст

АДА – АДА – АДА – гроздья винограда

ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу

ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы

ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок

РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье

ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины

ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья

План экспериментальной деятельности

 Земля.

Название мероприятия:  Экспериментально-опытное занятие «Какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: Земля в контейнерах

 Вода

Название мероприятия:  Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия:  Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

 

Человек

Название мероприятия:  Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Д/И Экскурсия в магазин «Семена».

Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.

Задачи:

1.    Продолжать формировать понятия  - специализированный магазин, продавец, покупатель.

2.    Познакомить детей с разновидностью семян, предметами  ухода за ними.

3.    Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.

4.    Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.

Предшествующая работа:

 В магазине педагог обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассада, цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.). Воспитатель предлагает осмотреться и сформировать свои вопросы на восприятии увиденного.

Дети задавали вопросы продавцу - консультанту:

- Откуда привозят семена?

-Кто и как выращивает такие красивые цветы?

- Почему полезнее земля для растений, которая  в магазине, чем земля с газонов?

- Почему так много горшков для цветов?

- Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?

-Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?

-Как надо правильно сажать растения?

Педагог обратила внимание детей, что в магазин постоянно заходят люди, и что покупают. Покупатели покупают не только семена и кашпо, они так же покупают специальные «подкормки» для растений.

А для чего это надо попросим рассказать продавца.

После возвращения из магазина, дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Педагог предлагает выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивка огорода на подоконнике.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...

Презентация. Экологический проект на тему «Огород на подоконнике динозаврия» (вторая младшая группа)

Презентация экологического проэкта с детьми второй младшей группы....

Методическая разработка. Экологический проект на тему:"Огород на подоконнике"во второй младшей группе.

                Методическая разработка .    Экологический проект на тему «Огород на подоконнике»...

Проект на тему «Огород на подоконнике» в младшей группе

Предлагаю вашему вниманию проект на тему «Огород на подоконнике» в младшей группе. Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы....