Опыт с детьми "Цветные льдинки"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
«Цветные льдинки»
Цель: формирование у детей представления о свойствах и изменениях воды и льда через исследовательскую деятельность в зимний период.
Задачи:
- способствовать установлению свойств и качеств воды и льда, их сравнению. Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на её свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества);
- развивать мыслительные способности детей: анализ, классификацию, сравнение, обобщение;
- развивать исследовательские и творческие способности детей.
Гипотеза: если мы подкрасим воду и заморозим ее, то получим цветные льдинки.
Оборудование: стаканчики с водой, гуашь, кисточки, песочные формочки, верёвочки.
Лёд в жизни человека и природы.
Значение льда трудно недооценить. Лёд оказывает большое влияние на условия обитания и жизнедеятельности растений и животных, на разные виды хозяйственной деятельности человека. Покрывая воду сверху, лед играет в природе роль своего рода плавучего экрана, защищающего реки и водоемы от дальнейшего замерзания и сохраняющего жизнь подводному миру. Если бы плотность воды увеличивалась при замерзании, лед оказался бы тяжелее воды и начал тонуть, что привело бы к гибели всех живых существ в реках, озерах и океанах, которые замерзли бы целиком, превратившись в глыбы льда, а Земля стала ледяной пустыней, что неизбежно привело бы к гибели всего живого.
Лёд может вызывать ряд стихийных бедствий с вредными и разрушительными последствиями - обледенение летательных аппаратов, судов, сооружений, дорожного полотна и почвы, град, метели и снежные заносы, речные заторы с наводнениями, ледяные обвалы и др. Прогнозирование, обнаружение, предотвращение вредных явлений, борьба с ними и использование льда в различных целях (снегозадержание, устройство ледяных переправ, изотермических складов, облицовка хранилищ, льдозакладка шахт и т.п.) представляют предмет ряда разделов гидрометеорологических и инженерно-технических знаний (ледотехника, снеготехника, инженерное мерзлотоведение и др.), деятельности специальных служб (ледовая разведка, ледокольный транспорт, снегоуборочная техника, искусственное сбрасывание лавин и т.д.).
Природный лёд используется для хранения и охлаждения пищевых продуктов, биологических и медицинских препаратов, для чего он специально производится и заготавливается.
На Руси катались на «санках-ледянках». Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.
Детям предлагается понаблюдать за погодой: на улице холодно, за окном зима, кругом все белым бело – лежит снег не только на дорожках, но и на деревьях, на крышах висят сосульки. Зима – самое время проводить опыты со льдом. Для проверки нашей гипотезы мы с детьми решили провести опыт.
Ход опыта:
- Возьмите стаканчик и наполните его водой.
- Выберите по желанию краску и добавьте необходимое количество краски в стаканчик с водой, размешайте при помощи кисточки жидкость до получения яркого окраса однородного цвета.
- Затем, разлейте цветную воду в заранее приготовленные формочки. В цветную воду до середины погрузите небольшие веревочки и поставьте застывать.
- Формочки с цветной водой аккуратно ставятся в морозильную камеру, или же выносятся на улицу для полного замерзания воды.
- Когда вода превратиться в лёд, осторожно вынимаем замёрзшие льдинки из формочек.
Каждый ребенок взял свою льдинку. Дети заметили, что некоторые льдинки отличаются друг от друга по цвету (ярче - бледнее). Обсудили ситуацию, и пришли к выводу, чем больше краски добавляем в воду, тем ярче становятся льдинки.
В результате исследования мы узнали:
- Вода растворяет в себе краску.
- Чем больше краски, тем интенсивней цвет воды.
- При воздействии низких температур вода превращается в лёд и приобретает необходимую форму.
Наша гипотеза подтвердилась, что когда мы подкрасили и заморозили воду, получились разноцветные льдинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурное развлечение «Льдинки-холодинки»
Цель: Упражнять в умении сидя съезжать с горки, отталкиваясь ногами.Ходить по батуту, сохраняя равновесие., бегать в прямом направлении, не толкая друг друга.Закреплять умение о свойствах льда: холод...
Сценарий детско - родительского зимнего праздника " В гости к льдинке"
Разработка сценария зимнего развлечения с привлечением родителей. Поможет инструкторам по физическому воспитанию, начинающим и опытным воспитателям организовать настоящий праздник в Дни пр...
Комплексное занятие-игра для детей раннего возраста "Льдинки-холодинки"
комплексное занятие-игра по физическому развитию детей раннего возраста...
Музыкальный спектакль "Царевна Льдинка"
Спасибо родителям в создании таких прекрасных костюмов! По-моему, дети просто очаровательны!...
Опыт «Цветные льдинки»
Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признак...
Утренняя гимнастика «Льдинка, льдинка скоро май…»
Утренняя гимнастика «Льдинка, льдинка скоро май…»...
Опыт "Цветная вода - цветные льдинки"
Опытно-экспериментальная деятельность «Цветная вода - цветные льдинки» Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и разм...