Опыт с детьми "Цветные льдинки"
план-конспект занятия по окружающему миру

Куксинова Анна Николаевна

Методический материал к занятию "Цветные льдинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_13.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Цветные льдинки»

Цель: формирование у детей представления о свойствах и изменениях воды и льда через исследовательскую деятельность в зимний период.

Задачи:

  •  способствовать установлению свойств и качеств воды и льда, их сравнению. Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на её свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества);
  •  развивать мыслительные способности детей: анализ, классификацию, сравнение, обобщение;
  •  развивать исследовательские и творческие способности детей.

Гипотеза: если мы подкрасим воду и заморозим ее, то получим цветные льдинки.

Оборудование: стаканчики с водой, гуашь, кисточки, песочные формочки, верёвочки.

Лёд в жизни человека и природы.

Значение льда трудно недооценить. Лёд оказывает большое влияние на условия обитания и жизнедеятельности растений и животных, на разные виды хозяйственной деятельности человека. Покрывая воду сверху, лед играет в природе роль своего рода плавучего экрана, защищающего реки и водоемы от дальнейшего замерзания и сохраняющего жизнь подводному миру. Если бы плотность воды увеличивалась при замерзании, лед оказался бы тяжелее воды и начал тонуть, что привело бы к гибели всех живых существ в реках, озерах и океанах, которые замерзли бы целиком, превратившись в глыбы льда, а Земля стала ледяной пустыней, что неизбежно привело бы к гибели всего живого.

Лёд может вызывать ряд стихийных бедствий с вредными и разрушительными последствиями - обледенение летательных аппаратов, судов, сооружений, дорожного полотна и почвы, град, метели и снежные заносы, речные заторы с наводнениями, ледяные обвалы и др. Прогнозирование, обнаружение, предотвращение вредных явлений, борьба с ними и использование льда в различных целях (снегозадержание, устройство ледяных переправ, изотермических складов, облицовка хранилищ, льдозакладка шахт и т.п.) представляют предмет ряда разделов гидрометеорологических и инженерно-технических знаний (ледотехника, снеготехника, инженерное мерзлотоведение и др.), деятельности специальных служб (ледовая разведка, ледокольный транспорт, снегоуборочная техника, искусственное сбрасывание лавин и т.д.).

Природный лёд используется для хранения и охлаждения пищевых продуктов, биологических и медицинских препаратов, для чего он специально производится и заготавливается.

На Руси катались на «санках-ледянках». Готовились ледяные круги, в них вырубали место для сиденья. Туда клали солому, сено. В передней части ледянки делали отверстие для веревочки. Снизу ледянку тщательно выравнивали. На таких ледянках и катались наши прабабушки и прадедушки. Изо льда мастера делают настоящие произведения искусства: ледяные кареты, дворцы, замки.

Детям предлагается понаблюдать за погодой: на улице холодно, за окном зима, кругом все белым бело – лежит снег не только на дорожках, но и на деревьях, на крышах висят сосульки. Зима – самое время проводить опыты со льдом. Для проверки нашей гипотезы мы с детьми решили провести опыт.

Ход опыта:

  1. Возьмите стаканчик и наполните его водой.
  2. Выберите по желанию краску и добавьте необходимое количество краски в стаканчик с водой, размешайте при помощи кисточки жидкость до получения яркого окраса однородного цвета.
  3. Затем, разлейте цветную воду в заранее приготовленные формочки. В цветную воду до середины погрузите небольшие веревочки и поставьте застывать.
  4. Формочки с цветной водой аккуратно ставятся в морозильную камеру, или же выносятся на улицу для полного замерзания воды.
  5. Когда вода превратиться в лёд, осторожно вынимаем замёрзшие льдинки из формочек.

Каждый ребенок взял свою льдинку. Дети заметили, что некоторые льдинки отличаются друг от друга по цвету (ярче - бледнее). Обсудили ситуацию, и пришли к выводу, чем больше краски добавляем в воду, тем ярче становятся льдинки.

В результате исследования мы узнали:

  • Вода растворяет в себе краску.
  • Чем больше краски, тем интенсивней цвет воды.
  • При воздействии низких температур вода превращается в лёд и приобретает необходимую форму.

 Наша гипотеза подтвердилась, что когда мы подкрасили и заморозили воду, получились разноцветные льдинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное развлечение «Льдинки-холодинки»

Цель: Упражнять в умении сидя съезжать с горки, отталкиваясь ногами.Ходить по батуту, сохраняя равновесие., бегать в прямом направлении, не толкая друг друга.Закреплять умение о свойствах льда: холод...

Сценарий детско - родительского зимнего праздника " В гости к льдинке"

Разработка сценария зимнего развлечения с привлечением родителей.  Поможет инструкторам по физическому воспитанию, начинающим и опытным воспитателям организовать настоящий праздник  в Дни пр...

Комплексное занятие-игра для детей раннего возраста "Льдинки-холодинки"

комплексное занятие-игра по физическому развитию детей раннего возраста...

Музыкальный спектакль "Царевна Льдинка"

Спасибо родителям в создании таких прекрасных костюмов! По-моему, дети просто очаровательны!...

Опыт «Цветные льдинки»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признак...

Утренняя гимнастика «Льдинка, льдинка скоро май…»

Утренняя гимнастика «Льдинка, льдинка скоро май…»...

Опыт "Цветная вода - цветные льдинки"

Опытно-экспериментальная деятельность «Цветная вода - цветные льдинки» Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и разм...