Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: «Великий невидимка-Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель. Систематизировать представление детей о воздухе; развивать способность делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать;  воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: «Великий невидимка-Воздух»

Цель. Систематизировать представление детей о воздухе; развивать способность делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

-развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

-развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

«Коммуникация»

-способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

-воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей, обогащать словарный запас.

«Социализация»

- развивать у детей навыки сотрудничества работы через экспериментирования;

-развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

«Здоровье»

-закрепить элементарные представления о значении чистого воздуха для нашего здоровья, развивать экологическое сознание детей;

- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

«Труд»

- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);

- воспитание уважительного отношения к людям науки.

«Музыка»

- обогащение музыкальных впечатлений у детей (шум ветра, вьюга, метель).

Оборудование: посылка, открытка с загадкой, целлофановые пакеты, зубочистки, колбы по количеству детей шарики, резиновый мячик, кусок резины, баночки с различными ароматами, комнатные растения, лупы по количеству детей, глобус, карточки с заданием, цветные карандаши, султанчики, значки настроения, шары наполненные гелем.

Словарная работа: лупа, увеличительное стекло, колба, атмосферное давление.

Ход занятия:

-Собрались все дети в круг

Я твой дуг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- А теперь давайте поприветствуем всё живое:

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй матушка - Земля,

Здравствуйте мои друзья.

- Подарите свои улыбки и нашим гостям.

-Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек). Давайте её откроем, что нам прислали?

-Пусто. Посмотрите, а вот на крышке (с обратной стороны посылки) конверт, давайте посмотрим, что там? Тут какая-то открытка с загадкой.

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

- Что же нам прислали из страны Почемучек? ( Воздух)

- Для чего нам нужен воздух? (Дышать)

- Сделайте глубокий вдох, выдох (дыхательная гимнастика)

- Я знаю, что человек может прожить без еды-5 недель, без воды-5дней, без воздуха не больше 5 минут.

- Давайте проверим. Закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте не дышать, пока я досчитаю до трех. Раз, два, три! Ну как, трудно было без воздуха. Нужен нам с вами воздух, чтобы дышать? Да нужен!

- А каким воздухом полезно дышать? Чистым. А чтобы воздух был чистым, люди должны следить за тем, чтобы заводы, фабрики не загрязняли его, а для этого мы должны устанавливать очистительные сооружения, фильтры.

- А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

Правильно всему живому.

- Ну, с животными, рыбами, но мне все понятно, но мне интересно, как растения дышат? Ведь у них нет носиков. Хотите тоже узнать?

Эксперимент №1 «Как дышат растения?» (подходят к двум столам без стульчиков, на них растения и лупы)

- Посмотрите, что это у меня? Лупа или же по-другому увеличительное стекло. На столах стоят комнатные растения и для каждого приготовлена лупа. Через неё мы рассмотрим листочки растений. Что мы наблюдаем?

- На листочках есть небольшие отверстия: это через них растения дышат.

Вывод: все живые объекты природы дышат.

- Но чтобы вспомнить какие объекты природы живые, а какие неживые, мы с вами поиграем в игру.

(Дети идут к приготовленным столам)

- Для каждого из вас я приготовила интересные картинки, на которых изображены различные предметы. Возьмите красный и синий карандаши и обведите красным кружком живые объекты, которым нужен воздух, а синим кружком - неживые объекты, которым воздух не нужен.

- Молодцы, справились с заданием! А теперь посмотрите, что это? (показываю глобус). Глобус.

-А вы знаете, что на глобусе обозначено голубым цветом? Реки, моря, океаны.

- А назвать океаны сможете?

- Это Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океаны.

Знаете ли вы, что многие ученые считают, что океанов у нас на планете пять, причем все люди живут на дне этого пятого океана, и мы с вами тоже? Как вы думаете, что это за пятый океан? ( Такой большой, что занимает весь мир! Такой маленький, что в любую щель пролезет!)

- Молодцы ребята, догадались. И это воздух. Нас он тоже окружает. А сейчас я приглашаю вас в лабораторию для проведения экспериментов с воздухом.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность. (Раздаются целлофановые пакеты)

- И так как можно увидеть воздух?

Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»

- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите его руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

- У меня в руке колба, это сосуд для проведения химических опытов. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

Эксперимент №3 «Есть ли воздух в сосуде?»

- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. Берем наши колбы, наливаем в них воду, накрываем бумагой и переворачиваем. Вода вытекла? Почему? Как считаете, кто её не выпустил?

Вывод: вода не вытекла, потому что ее не выпустил воздух, атмосферное давление воздуха.

Эксперимент №4 «Слышим воздух» (раздача шариков)

- А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно сначала немного надуть, а потом растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помог шар).

А ещё как мы можем услышать движение воздуха? (включаем звуки ветра, вьюги, метели)

Вывод: воздух можно услышать.

Я вас приглашаю на ковёр, мы должны подготовиться к следующему эксперименту, но перед этим сделаем небольшую разминку.

Физ. минутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (шагаем)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули! (руки вверх)

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять (приседания)

Раз и два вперёд нагнуться,

Раз и два назад прогнуться (прогибания вперёд, назад)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (хлопки)

Дети садятся на ковер.

- А теперь я вам предлагаю взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

- Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты.

Эксперимент №5 «Узнай по запаху»

- Как вы думаете, воздух имеет запах?

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

- Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу (ароматы: лимон, лук, духи, порошок, и т.д.) Дети стараются угадать по запаху.

Вывод: воздух не имеет запаха, но способен переносить запах.

Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?»

- Имеет ли вес воздух? Кто как думаете? Давайте проверим?

На столе разложены предметы: резиновый мячик, кусок резины. Беру кусочек резины и опускаю его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновый мячик. Он не тонет.

Почему? Ведь мячик тяжелее кусочка резины? Что внутри мячика?

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Итак, ребята, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом. Наша встреча подошла к концу, вы все были внимательными, активными. Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали опыты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!

- А теперь прикрепите значки – вашего настроения на доске (мольберт с магнитной доской, варианты значков: «солнышко»-на душе светло, радостно; «тучка»-на душе пасмурно).

Раздача шаров наполненные гелием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"

Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Великий невидимка – воздух".

Данная разработка НОД по познавательному развитию  " Великий невидимка - воздух" предназначена для детей подготовительной к школе группы...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Конспект НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Невидимка – воздух».

Конспект НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕТема: «Невидимка – воздух»....

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Невидимка-воздух»

НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группеЦель. Создание благоприятных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования....