Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: «Великий невидимка-Воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель. Систематизировать представление детей о воздухе; развивать способность делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе: «Великий невидимка-Воздух»
Цель. Систематизировать представление детей о воздухе; развивать способность делать умозаключения, сравнивать, анализировать, классифицировать; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
-развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
-развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.
«Коммуникация»
-способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;
-воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей, обогащать словарный запас.
«Социализация»
- развивать у детей навыки сотрудничества работы через экспериментирования;
-развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.
«Здоровье»
-закрепить элементарные представления о значении чистого воздуха для нашего здоровья, развивать экологическое сознание детей;
- формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.
«Безопасность»
- закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.
«Труд»
- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);
- воспитание уважительного отношения к людям науки.
«Музыка»
- обогащение музыкальных впечатлений у детей (шум ветра, вьюга, метель).
Оборудование: посылка, открытка с загадкой, целлофановые пакеты, зубочистки, колбы по количеству детей шарики, резиновый мячик, кусок резины, баночки с различными ароматами, комнатные растения, лупы по количеству детей, глобус, карточки с заданием, цветные карандаши, султанчики, значки настроения, шары наполненные гелем.
Словарная работа: лупа, увеличительное стекло, колба, атмосферное давление.
Ход занятия:
-Собрались все дети в круг
Я твой дуг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
- А теперь давайте поприветствуем всё живое:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
- Подарите свои улыбки и нашим гостям.
-Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек). Давайте её откроем, что нам прислали?
-Пусто. Посмотрите, а вот на крышке (с обратной стороны посылки) конверт, давайте посмотрим, что там? Тут какая-то открытка с загадкой.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (Воздух)
- Что же нам прислали из страны Почемучек? ( Воздух)
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать)
- Сделайте глубокий вдох, выдох (дыхательная гимнастика)
- Я знаю, что человек может прожить без еды-5 недель, без воды-5дней, без воздуха не больше 5 минут.
- Давайте проверим. Закройте рот, зажмите пальцами нос и попробуйте не дышать, пока я досчитаю до трех. Раз, два, три! Ну как, трудно было без воздуха. Нужен нам с вами воздух, чтобы дышать? Да нужен!
- А каким воздухом полезно дышать? Чистым. А чтобы воздух был чистым, люди должны следить за тем, чтобы заводы, фабрики не загрязняли его, а для этого мы должны устанавливать очистительные сооружения, фильтры.
- А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
Правильно всему живому.
- Ну, с животными, рыбами, но мне все понятно, но мне интересно, как растения дышат? Ведь у них нет носиков. Хотите тоже узнать?
Эксперимент №1 «Как дышат растения?» (подходят к двум столам без стульчиков, на них растения и лупы)
- Посмотрите, что это у меня? Лупа или же по-другому увеличительное стекло. На столах стоят комнатные растения и для каждого приготовлена лупа. Через неё мы рассмотрим листочки растений. Что мы наблюдаем?
- На листочках есть небольшие отверстия: это через них растения дышат.
Вывод: все живые объекты природы дышат.
- Но чтобы вспомнить какие объекты природы живые, а какие неживые, мы с вами поиграем в игру.
(Дети идут к приготовленным столам)
- Для каждого из вас я приготовила интересные картинки, на которых изображены различные предметы. Возьмите красный и синий карандаши и обведите красным кружком живые объекты, которым нужен воздух, а синим кружком - неживые объекты, которым воздух не нужен.
- Молодцы, справились с заданием! А теперь посмотрите, что это? (показываю глобус). Глобус.
-А вы знаете, что на глобусе обозначено голубым цветом? Реки, моря, океаны.
- А назвать океаны сможете?
- Это Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океаны.
Знаете ли вы, что многие ученые считают, что океанов у нас на планете пять, причем все люди живут на дне этого пятого океана, и мы с вами тоже? Как вы думаете, что это за пятый океан? ( Такой большой, что занимает весь мир! Такой маленький, что в любую щель пролезет!)
- Молодцы ребята, догадались. И это воздух. Нас он тоже окружает. А сейчас я приглашаю вас в лабораторию для проведения экспериментов с воздухом.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность. (Раздаются целлофановые пакеты)
- И так как можно увидеть воздух?
Эксперимент №2 «Как поймать воздух?»
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите его руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
- У меня в руке колба, это сосуд для проведения химических опытов. Что в нем находится? (Воздух, ничего)
Эксперимент №3 «Есть ли воздух в сосуде?»
- Внимание. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. Берем наши колбы, наливаем в них воду, накрываем бумагой и переворачиваем. Вода вытекла? Почему? Как считаете, кто её не выпустил?
Вывод: вода не вытекла, потому что ее не выпустил воздух, атмосферное давление воздуха.
Эксперимент №4 «Слышим воздух» (раздача шариков)
- А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно сначала немного надуть, а потом растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помог шар).
А ещё как мы можем услышать движение воздуха? (включаем звуки ветра, вьюги, метели)
Вывод: воздух можно услышать.
Я вас приглашаю на ковёр, мы должны подготовиться к следующему эксперименту, но перед этим сделаем небольшую разминку.
Физ. минутка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (шагаем)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули! (руки вверх)
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять (приседания)
Раз и два вперёд нагнуться,
Раз и два назад прогнуться (прогибания вперёд, назад)
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (хлопки)
Дети садятся на ковер.
- А теперь я вам предлагаю взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.
- Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.
Итак, мы продолжаем проводить эксперименты.
Эксперимент №5 «Узнай по запаху»
- Как вы думаете, воздух имеет запах?
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
- Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу (ароматы: лимон, лук, духи, порошок, и т.д.) Дети стараются угадать по запаху.
Вывод: воздух не имеет запаха, но способен переносить запах.
Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес?»
- Имеет ли вес воздух? Кто как думаете? Давайте проверим?
На столе разложены предметы: резиновый мячик, кусок резины. Беру кусочек резины и опускаю его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновый мячик. Он не тонет.
Почему? Ведь мячик тяжелее кусочка резины? Что внутри мячика?
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Итак, ребята, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом. Наша встреча подошла к концу, вы все были внимательными, активными. Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали опыты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!
- А теперь прикрепите значки – вашего настроения на доске (мольберт с магнитной доской, варианты значков: «солнышко»-на душе светло, радостно; «тучка»-на душе пасмурно).
Раздача шаров наполненные гелием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы. Тема: "Невидимка - воздух"
Знакомство детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Великий невидимка – воздух".
Данная разработка НОД по познавательному развитию " Великий невидимка - воздух" предназначена для детей подготовительной к школе группы...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Конспект НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Невидимка – воздух».
Конспект НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕТема: «Невидимка – воздух»....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Великий невидимка – воздух"
Формировать представление у детей о воздухе и его свойствах...
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Невидимка-воздух»
НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группеЦель. Создание благоприятных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования....