Конспект занятия в подготовительной группе " Птицы вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Представлен конспект занятия экологической направленности с учётом регионального компонента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида п. Чагода»
План – конспект занятия экологической направленности по познавательному развитию для детей подготовительной группы
«Птицы вокруг нас»
Автор: Серкова М.Б
воспитатель высшей
квалификационной категории
п. Чагода
2024г.
Цель: Знакомство детей с перелётными птицами Чагодощенского округа
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания детей о перелётных птицах: их внешнем виде, образе жизни;
- Совершенствовать умение детей различать и называть перелётных птиц Чагодощенского округа;
Развивающие:
- Развивать у дошкольников связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику, познавательный интерес;
- Развивать умение детей рассуждать, делать выводы;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.
Интегрируемые образовательные области:
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно – эстетическое развитие
Предварительная работа: беседы о временах года, об весенних изменениях в природе; рассматривание иллюстраций с изображением перелётных и зимующих птиц; знакомство с внешним видом перелетных птиц, настольная игра «Найди перелетную птицу»; слушание аудиозаписи голосов перелётных птиц; наблюдение за птицами на прогулке в детском саду; рисование птиц, раскрашивание раскрасок с изображением перелётных птиц; чтение детям: А. Барто «Скворцы прилетели!», А. Майков «Ласточка», В. Гаазов «Жаворонок», В. Плещеев «Сельская песенка».
Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, плакат «Перелётные птицы», аудиозапись голосов птиц, презентация.
1. Организационный момент:
(Создание игровой мотивации. Постановка цели занятия)
Воспитатель: - Ребята, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)
Воспитатель: - Собрались все вместе дружно
В тёплые края им нужно
А когда весна придёт -
Дорога домой непременно их ждёт
Дети: Это перелётные птицы
Воспитатель: - Молодцы. Следующая загадка:
Вёрст не считали,
Далеко летали
И в тёплых краях побывали
Дети: - Перелетные птицы
Воспитатель: - Правильно, ребята. Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: О перелётных птицах.
2. Основная часть:
Воспитатель:
– Ребята, сегодня мы поговорим о перелётных птицах. Кто из вас знает, что это за птицы?
Дети: – Это птицы, которые улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: – Правильно! А почему они улетают?
Дети: – Потому что здесь холодно и нет еды.
Воспитатель: – Да, молодцы! Перелётные птицы улетают туда, где есть еда и тепло. Сегодня мы поговорим о птицах, которые живут в нашем Чагодощенском округе и улетают осенью. А вы знаете, где находится Чагодощенский округ?
(Воспитатель показывает карту Вологодской области и указывает на Чагодощенский округ - слайд 2)
Чагодощенский округ находится на западе Вологодской области.
Воспитатель: – Вот здесь мы живем, и рядом с нами много перелетных птиц.
– Давайте познакомимся с птицами, которые живут рядом с нами и улетают осенью. Посмотрите на экран.
(Показывает слайды с изображениями птиц: ласточка, скворец, жаворонок, журавль, грач)
– Это ласточка. Она живет у нас летом. Кто видел ласточек и может что – то рассказать о них? (слайд 3)
Дети: – Ласточка летает возле дома. Строит гнездо под крышей.
Воспитатель: – Правильно! Ласточки строят гнёзда из грязи и травы. Осенью они улетают далеко на юг. В Чагодощенском округе можно встретить ласточек разных видов: в населённых пунктах можно увидеть деревенскую ласточку (хвост имеет глубокий разрез в форме вилки, а крылья длинные, изогнутые, острые) и городскую (с белым надхвостьем). Гнёзда птицы делают из земли под крышами зданий и других построек. Так же у нас можно встретить береговую ласточку. Она селится по обрывистым песчаным берегам рек, карьеров.
Питаются ласточки летающими насекомыми (мухами и комарами).
Воспитатель: – А это что за птица, кто знает? (слайд 4)
Дети: – Это скворец.
Воспитатель: – Скворцы живут в Чагодощенском округе в тёплое время года, а с наступлением зимы скворцы тоже улетают в тёплые края. Согласно народным приметам, их возвращение означает окончательный приход весны.
Воспитатель: – Кто из вас может рассказать про скворца?
Дети: – Прилетев домой, скворцы ищут свои домики - скворечники. Они радостно, звонко поют. Скворцы умеют подражать пению других птиц.
Воспитатель: – Совершенно верно. Эта птица умеет имитировать всевозможные звуки.
Воспитатель: – А это, что за птица? (слайд 5)
Дети: – Это жаворонок.
Воспитатель: – Жаворонок живёт в хвойных и лиственных лесах по открытым пространствам (вырубки, места с низкой травой). Питаются жаворонки на земле насекомыми, семенами различных растений.
Кто из вас видел жаворонков у нас в Чагоде? (ответы детей)
Физкультминутка «Перелетные птицы»
Воспитатель: – Давайте превратимся в перелетных птиц и покажем, как они готовятся к полету на юг!
1. Подготовка к полету (разминка)
– Сейчас птицы собираются в стаи. Разомнем наши крылышки!
(Дети встают, поднимают руки в стороны, изображая крылья).
Воспитатель: - Медленно взмахиваем крылышками, как это делают большие птицы (медленные махи руками вверх-вниз). - А теперь быстро взмахиваем, как маленькие птички (быстрые махи руками).
2. Полет на юг (активные движения)
Воспитатель: – А теперь представим, что мы птицы, и нам пора улетать в теплые края. Полетели! - Бежим на месте, взмахиваем крыльями (руками), как будто летим.
- Летим быстро, как ласточки (быстро бежим на месте, взмахивая руками).
- Теперь летим медленно, как аисты (медленно шагаем, делаем широкие взмахи руками).
- Летим высоко над горами (поднимаем руки вверх, встаем на носочки).
- Летим низко над водой (наклоняемся, руки вытянуты в стороны, как крылья).
3. Привал и отдых (упражнение на дыхание)
Воспитатель: – Перелётные птицы иногда отдыхают по пути. Давайте тоже отдохнем. Садимся на землю, как птицы на берегу озера.
- Присаживаемся на корточки, «садимся на землю».
- Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем, как будто мы птицы, которые отдыхают и набираются сил.
4. Возвращение домой
Воспитатель: – А теперь птицы снова летят домой. Полетели обратно!
- Встаем, снова «летим» (бежим на месте, взмахиваем руками).
- Теперь летим еще быстрее (ускоряем бег).
- И вот мы вернулись домой (остановка, глубокий вдох и выдох).
Воспитатель: – Молодцы, птички! Вы хорошо полетали и вернулись домой.
Воспитатель: – А это, что за птица? (слайд 6)
Дети: – Это журавль.
Воспитатель: – В Чагодощенском округе живёт серый журавль.
Серые журавли, очень осторожные птицы. Перед отлётом они собираются в большие стаи. Гнездо журавлей располагается на небольшой возвышенности или просто на сухом участке. Оно может находится около воды или бывает окружено водой.
Воспитатель: – А это, что за птица? (слайд 7)
Дети: – Это грач.
Воспитатель: – Кто из вас может рассказать про грача?
Дети: – Грач внешне похож на ворону. Ворона любит одиночество, а грач нет.
Воспитатель: – Молодцы. Грач является обычной птицей Чагодощенского округа. Они едят практически всё (зёрна, червей, жуков, насекомых, различные личинки и др.). При поиске пищи на полях грачи могут нанести вред. Вместе с насекомыми птицы едят зёрна, которые были посажены людьми. Но польза, исходящая от грачей, намного больше! Грачи отлично очищают поля, огороды от вредителей и даже от полевых мышей.
Воспитатель: – Какая птица вам больше всего понравилась?
Дети отвечают, делятся впечатлениями.
Игра «Узнай птицу по голосу» (5 минут):
Воспитатель: – А теперь давайте поиграем. Я включу аудиозапись с пением птиц, а вы попробуете угадать, кто это поет. (Воспитатель включает аудиозаписи голосов птиц, например, пение жаворонка).
Воспитатель: – Кто это поет?
(Дети пытаются угадать)
Воспитатель обсуждает с детьми особенности голосов птиц: у кого голос звонкий, а кто имитирует другие звуки.
Творческое задание:
Воспитатель: – А сейчас мы будем рисовать! Нарисуйте свою любимую перелётную птицу Чагодощенского округа.
Пальчиковая гимнастика «Птенчики»
1.Под моим окошком птичка
Деткам гнёздышко свила
Птенчики её зовут:
- Мама, мама! Тут мы, тут!
Принеси ты нам еды
Очень мы хотим воды.
2.Червячков мы поедим,
С тобой вместе полетим!
1. Дети соединяют пальцы обеих рук и поочередно раскрывать «клювики»;
2. Дети показывают, как едят червячков; соединяют кисти рук крест-накрест, соприкасаясь в области запястья и машут кистями, как крыльями птицы)
(Дети рисуют. Воспитатель ходит по группе, помогает детям).
3. Заключительная часть:
Воспитатель: – Молодцы! У всех получились замечательные рисунки. Давайте вспомним, какие птицы улетают осенью из нашего Чагодощенского округа?
Дети: – Ласточки, журавли, скворцы и др.
Воспитатель: – А почему они улетают?
Дети: – Потому что становится холодно, нет еды.
Воспитатель: – Что вам больше всего понравилось сегодня?
(Дети делятся впечатлениями)
Дети: – Понравилось угадывать голоса птиц, рисовать птиц и др.
Воспитатель: – Очень хорошо! Сегодня мы много узнали о птицах нашего Чагодощенского округа.
Список используемой литературы:
1.«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -2014.
2.«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная к школе группа.-2014.
3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
Приложение:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В Чагодощенском округе можно встретить ласточек разных видов: В населённых пунктах гнездятся - деревенская ласточка (хвост имеет глубокий разрез в форме вилки, а крылья длинные, изогнутые) и городская (с белым надхвостьем). Гнезда птицы делают из земли под крышами зданий и других построек. Так же у нас можно встретить береговую ласточку. Она селится по обрывистым песчаным берегам рек, карьеров. Питаются ласточки летающими насекомыми (мухами и комарами)
Скворцы живут в Ч агодощенском округе в тёплое время года, а с наступлением зимы улетают в тёплые края. Согласно народным приметам, их возвращение означает окончательный приход весны. Эта птица умеет имитировать всевозможные звуки.
Жаворонок живёт в хвойных и лиственных лесах по открытым пространствам ( вырубки, места с низкой травой).Питаются на земле насекомыми, семенами различных растений.
В Чагодощенском округе живёт серый журавль. Серые журавли, очень осторожные птицы. Перед отлётом они собираются в большие стаи. Гнездо располагается на небольшой возвышенности или просто на сухом участке. Оно может находится около воды или бывает окружено водой.
Грач является обычной птицей Чагодощенского округа. Они едят практически всё (зёрна, черви , жуки, насекомые, различные личинки и др ). При поиске пищи на полях грачи могут нанести вред. Вместе с насекомыми птицы едят зерна, которые были посажены людьми. Но польза , исходящая от грачей, намного больше! Грачи отлично очищают поля, огороды от вредителей, даже от полевых мышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект факультативного занятия в подготовительной группе «Путешествие вокруг света».
Сценарий факультативного занятия в подготовительной группе «Путешествие вокруг света»....
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...
Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».
Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у детей осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...
План-конспект занятия в подготовительной группе НОД "Игра-путешествие по станциям полезных и вредных продуктов" в рамках годового проекта "Мир вокруг нас"
Занятие в рамках годового проекта "Мир вокруг нас "...
Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»
Цели. Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека....
Конспект занятия в подготовительной группе “Птицы Краснодарского края"
Конспект занятия в подготовительной группе “Птицы Краснодарского края" Цель: Расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах Краснодарского края. Познакомить с особ...
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...