Конспект занятия в подготовительной группе " Птицы вокруг нас"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Представлен конспект занятия экологической направленности с учётом регионального компонента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида п. Чагода»

План – конспект занятия экологической направленности по познавательному развитию для детей подготовительной группы

«Птицы вокруг нас»

Автор: Серкова М.Б

воспитатель высшей

квалификационной категории

п. Чагода

2024г.

Цель: Знакомство детей с перелётными птицами Чагодощенского округа

Задачи:

Образовательные:

- Расширить знания детей о перелётных птицах: их внешнем виде, образе жизни;

- Совершенствовать умение детей различать и называть перелётных птиц Чагодощенского округа;

Развивающие:

- Развивать у дошкольников связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику, познавательный интерес;

- Развивать умение детей рассуждать, делать выводы;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Интегрируемые образовательные области:

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно – эстетическое развитие

Предварительная работа: беседы о временах года, об весенних изменениях в природе; рассматривание иллюстраций с изображением перелётных и зимующих птиц; знакомство с внешним видом перелетных птиц, настольная игра «Найди перелетную птицу»; слушание аудиозаписи голосов перелётных птиц; наблюдение за птицами на прогулке в детском саду; рисование птиц, раскрашивание раскрасок с изображением перелётных птиц; чтение детям: А. Барто «Скворцы прилетели!», А. Майков «Ласточка», В. Гаазов «Жаворонок», В. Плещеев «Сельская песенка».

 Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, плакат «Перелётные птицы», аудиозапись голосов птиц, презентация.

1. Организационный момент:

(Создание игровой мотивации. Постановка цели занятия)

 Воспитатель: - Ребята, вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Воспитатель: - Собрались все вместе дружно

В тёплые края им нужно

 А когда весна придёт -

Дорога домой непременно их ждёт

Дети: Это перелётные птицы

Воспитатель: - Молодцы. Следующая загадка:

Вёрст не считали,

Далеко летали

И в тёплых краях побывали

Дети: - Перелетные птицы

Воспитатель: - Правильно, ребята. Кто догадался, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: О перелётных птицах.

2. Основная часть:

Воспитатель:  

– Ребята, сегодня мы поговорим о перелётных птицах. Кто из вас знает, что это за птицы?  

Дети: – Это птицы, которые улетают на зиму в теплые страны.  

Воспитатель: – Правильно! А почему они улетают?  

Дети: – Потому что здесь холодно и нет еды.  

Воспитатель: – Да, молодцы! Перелётные птицы улетают туда, где есть еда и тепло. Сегодня мы поговорим о птицах, которые живут в нашем Чагодощенском округе и улетают осенью. А вы знаете, где находится Чагодощенский округ?  

(Воспитатель показывает карту Вологодской области и указывает на Чагодощенский округ -  слайд 2)

 Чагодощенский округ находится на западе Вологодской области.

Воспитатель: – Вот здесь мы живем, и рядом с нами много перелетных птиц.

– Давайте познакомимся с птицами, которые живут рядом с нами и улетают осенью. Посмотрите на экран.  

(Показывает слайды с изображениями птиц: ласточка, скворец, жаворонок, журавль, грач)

–  Это ласточка. Она живет у нас летом. Кто видел ласточек и может что – то рассказать о них?  (слайд 3)

Дети: – Ласточка летает возле дома. Строит гнездо под крышей.  

Воспитатель: – Правильно! Ласточки строят гнёзда из грязи и травы. Осенью они улетают далеко на юг. В Чагодощенском округе можно встретить ласточек разных видов: в населённых пунктах можно увидеть деревенскую ласточку (хвост имеет глубокий разрез в форме вилки, а крылья длинные, изогнутые, острые) и городскую (с белым надхвостьем). Гнёзда птицы делают из земли под крышами зданий и других построек. Так же у нас можно встретить береговую ласточку. Она селится по обрывистым песчаным берегам рек, карьеров.
Питаются ласточки летающими насекомыми (мухами и комарами).

Воспитатель: – А это что за птица, кто знает? (слайд 4)

Дети: – Это скворец.

Воспитатель: – Скворцы живут в Чагодощенском округе в тёплое время года, а с наступлением зимы скворцы тоже улетают в тёплые края. Согласно народным приметам, их возвращение означает окончательный приход весны.

Воспитатель: –  Кто из вас может рассказать про скворца?

Дети: –  Прилетев домой, скворцы ищут свои домики - скворечники. Они радостно, звонко поют. Скворцы умеют подражать пению других птиц.

Воспитатель: – Совершенно верно. Эта птица умеет имитировать всевозможные звуки.

Воспитатель: – А это, что за птица? (слайд 5)

Дети: – Это жаворонок.

Воспитатель: Жаворонок живёт в хвойных и лиственных лесах по открытым пространствам (вырубки, места с низкой травой). Питаются жаворонки на земле насекомыми, семенами различных растений. 

Кто из вас видел жаворонков у нас в Чагоде? (ответы детей)

Физкультминутка «Перелетные птицы»

Воспитатель: – Давайте превратимся в перелетных птиц и покажем, как они готовятся к полету на юг!

1. Подготовка к полету (разминка)  

– Сейчас птицы собираются в стаи. Разомнем наши крылышки!  

(Дети встают, поднимают руки в стороны, изображая крылья).

Воспитатель: - Медленно взмахиваем крылышками, как это делают большие птицы (медленные махи руками вверх-вниз).  - А теперь быстро взмахиваем, как маленькие птички (быстрые махи руками).

2. Полет на юг (активные движения)  

Воспитатель: – А теперь представим, что мы птицы, и нам пора улетать в теплые края. Полетели! - Бежим на месте, взмахиваем крыльями (руками), как будто летим.  

- Летим быстро, как ласточки (быстро бежим на месте, взмахивая руками).  

- Теперь летим медленно, как аисты (медленно шагаем, делаем широкие взмахи руками).  

- Летим высоко над горами (поднимаем руки вверх, встаем на носочки).  

- Летим низко над водой (наклоняемся, руки вытянуты в стороны, как крылья).

3. Привал и отдых (упражнение на дыхание)  

Воспитатель: – Перелётные птицы иногда отдыхают по пути. Давайте тоже отдохнем. Садимся на землю, как птицы на берегу озера.

- Присаживаемся на корточки, «садимся на землю».  

- Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем, как будто мы птицы, которые отдыхают и набираются сил.

4. Возвращение домой  

Воспитатель: – А теперь птицы снова летят домой. Полетели обратно!

- Встаем, снова «летим» (бежим на месте, взмахиваем руками).  

- Теперь летим еще быстрее (ускоряем бег).  

- И вот мы вернулись домой (остановка, глубокий вдох и выдох).

Воспитатель: – Молодцы, птички! Вы хорошо полетали и вернулись домой.

Воспитатель: – А это, что за птица? (слайд 6)

Дети: – Это журавль.

Воспитатель: – В Чагодощенском округе живёт серый журавль.
Серые журавли, очень осторожные птицы. Перед отлётом они собираются в большие стаи.
 Гнездо журавлей располагается на небольшой возвышенности или просто на сухом участке. Оно может находится около воды или бывает окружено водой.

Воспитатель: – А это, что за птица? (слайд 7)

Дети: – Это грач.

Воспитатель: –  Кто из вас может рассказать про грача?

Дети: – Грач внешне похож на ворону. Ворона любит одиночество, а грач нет.

Воспитатель: – Молодцы. Грач является обычной птицей Чагодощенского округа. Они едят практически всё (зёрна, червей, жуков, насекомых, различные личинки и др.). При поиске пищи на полях грачи могут нанести вред. Вместе с насекомыми птицы едят зёрна, которые были посажены людьми. Но польза, исходящая от грачей, намного больше! Грачи отлично очищают поля, огороды от вредителей и даже от полевых мышей.

Воспитатель: – Какая птица вам больше всего понравилась?  

Дети отвечают, делятся впечатлениями.

Игра «Узнай птицу по голосу» (5 минут):

Воспитатель: – А теперь давайте поиграем. Я включу аудиозапись с пением птиц, а вы попробуете угадать, кто это поет. (Воспитатель включает аудиозаписи голосов птиц, например, пение жаворонка).

Воспитатель: – Кто это поет?  

(Дети пытаются угадать)

Воспитатель обсуждает с детьми особенности голосов птиц: у кого голос звонкий, а кто имитирует другие звуки.

Творческое задание:

Воспитатель: – А сейчас мы будем рисовать! Нарисуйте свою любимую перелётную птицу Чагодощенского округа.

Пальчиковая гимнастика «Птенчики»

1.Под моим окошком птичка

Деткам гнёздышко свила

Птенчики её зовут:

- Мама, мама! Тут мы, тут!

Принеси ты нам еды

Очень мы хотим воды.

2.Червячков мы поедим,

 С тобой вместе полетим!

1. Дети соединяют пальцы обеих рук и поочередно раскрывать «клювики»;

2. Дети показывают, как едят червячков; соединяют кисти рук крест-накрест, соприкасаясь в области запястья и машут кистями, как крыльями птицы)

(Дети рисуют. Воспитатель ходит по группе, помогает детям).

3. Заключительная часть:

Воспитатель: – Молодцы! У всех получились замечательные рисунки. Давайте вспомним, какие птицы улетают осенью из нашего Чагодощенского округа?  

Дети: – Ласточки, журавли, скворцы и др.  

Воспитатель: – А почему они улетают?  

Дети: – Потому что становится холодно, нет еды.  

Воспитатель: – Что вам больше всего понравилось сегодня?  

(Дети делятся впечатлениями)  

Дети: – Понравилось угадывать голоса птиц, рисовать птиц и др.

Воспитатель: – Очень хорошо! Сегодня мы много узнали о птицах нашего Чагодощенского округа.

Список используемой литературы:

1.«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -2014.

2.«Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная к школе группа.-2014.

3. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.

Приложение:

https://sun9-6.userapi.com/impg/9y4NV16fIesRfQSiNrfd05CPgh3sagsSnV0k9g/uHyePp0D7hA.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=b6ff3b0ec2f9c205dffd3a90290286bc&type=album

https://sun9-20.userapi.com/impg/RT8yv8EbxkiXjLgxamEPQKeQ9rjNRaJkeGEsFA/B13yDdRi_YM.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=4e4d252504ddff340dff0742f1be4ea5&type=album

https://sun9-12.userapi.com/impg/RPWH8OWdwPTRSyqP75a_pNFDM6r04LRYfykV6Q/wIHxE8yHVOs.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=7482524331c3baa9d3bfeb8191aa8a97&type=album

https://sun9-52.userapi.com/impg/kBM2Dgqud3EqgZ158a1swjdW_JU5DORn9wdBTQ/sIu8rDlJJTs.jpg?size=1280x720&quality=95&sign=01ebd24ccf44dad0350819275b3e39df&type=album


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к занятию по познавательному развитию «Птицы вокруг нас» Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Чагода» Серкова Марина Борисовна

Слайд 3

В Чагодощенском округе можно встретить ласточек разных видов: В населённых пунктах гнездятся - деревенская ласточка (хвост имеет глубокий разрез в форме вилки, а крылья длинные, изогнутые) и городская (с белым надхвостьем). Гнезда птицы делают из земли под крышами зданий и других построек. Так же у нас можно встретить береговую ласточку. Она селится по обрывистым песчаным берегам рек, карьеров. Питаются ласточки летающими насекомыми (мухами и комарами)

Слайд 4

Скворцы живут в Ч агодощенском округе в тёплое время года, а с наступлением зимы улетают в тёплые края. Согласно народным приметам, их возвращение означает окончательный приход весны. Эта птица умеет имитировать всевозможные звуки.

Слайд 5

Жаворонок живёт в хвойных и лиственных лесах по открытым пространствам ( вырубки, места с низкой травой).Питаются на земле насекомыми, семенами различных растений.

Слайд 6

В Чагодощенском округе живёт серый журавль. Серые журавли, очень осторожные птицы. Перед отлётом они собираются в большие стаи. Гнездо располагается на небольшой возвышенности или просто на сухом участке. Оно может находится около воды или бывает окружено водой.

Слайд 7

Грач является обычной птицей Чагодощенского округа. Они едят практически всё (зёрна, черви , жуки, насекомые, различные личинки и др ). При поиске пищи на полях грачи могут нанести вред. Вместе с насекомыми птицы едят зерна, которые были посажены людьми. Но польза , исходящая от грачей, намного больше! Грачи отлично очищают поля, огороды от вредителей, даже от полевых мышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект факультативного занятия в подготовительной группе «Путешествие вокруг света».

Сценарий  факультативного занятия  в подготовительной группе  «Путешествие вокруг света»....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»

Цели. Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека....

Конспект занятия в подготовительной группе “Птицы Краснодарского края"

 Конспект занятия в подготовительной группе “Птицы Краснодарского края"  Цель: Расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах Краснодарского края. Познакомить с особ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»для детей подготовительной группы...