Научные эксперименты
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Селиванова Елена Леонидовна
Комплексное занятие в старшей группе "Научные эксперименты ". Цель занятия: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnye_eksperimenty.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие «Научные эксперименты"

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные задачи:

  1. дать детям элементарные представления о соде, ее свойствах;
  2. познакомить с наукой химией, профессией химик-лаборант;
  3. учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
  4. организовать познание детей через самостоятельный поиск;
  5. активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи:

  1. развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
  2. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  3. развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов.
  2. воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Оборудование: баночки, стаканчики, сода, штатив с пробирками, наполненных лимонной кислотой, пищевой краситель, микроскоп, тарелочки, салфетки, шапочки, перчатки, палочки деревянные, ложки пластмассовые, сосуд с водой.

Предварительная работа: беседа «Великие химики», «Кто такой ученый?», отгадывание загадок по теме. Сюжетно-ролевая игра «В лаборатории», разучивание подвижной игры «Капельки и тучка».

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
- химия, лаборатория, лаборант, колба, реакция, ученые, пищевая сода.

Ход развлечения

-Ребята, что такое работа? Зачем люди работают?

- Верно, человеку необходимо трудиться, чтобы создавать мир вокруг себя. Пока вы еще маленькие, ваша работа – ходить в детский сад. А ваши родители уже обладают профессией. Профессия – это такой труд взрослого, который требует специальных умений и знаний.

-Давайте мы с вами вспомним о том, какие профессии бывают?

- Итак, ребята, вы знаете множество профессий. Сегодня мы познакомимся с новой профессией – химик.

Послушайте стихотворение

Мы – химики

Мы умеем превращать вещества –

Это ведь немало!

Мы умеем получать вещества,

Каких и не бывало!

Как добрые волшебники,

Читаем мы учебники.

Потом изготовляем

Мыло, соду, волокно

Для занавесок на окно.

- Химик – это специалист – ученый, работающий с химическими веществами. Они, как настоящие волшебники, умеют превращать одни вещества в другие. Но это вовсе не сказка. Они всё делают по науке. Наука «Химия» – очень серьезная и сложная наука! Она требует серьезной работы, запоминания формул. Но одновременно с тем, химия – одна из самых прекрасных наук! Это наука о веществах и превращениях, которые можно назвать волшебством - без волшебной палочки и волшебных заклинаний. Химия отвечает на вопросы: почему соль соленая, почему мыло мылиться, почему мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например: берем стакан воды, кладем в него варенье, и получается новое вещество – морс, которое можно пить.

Химики работают в химических лабораториях или на химических заводах. Что же такое вещество? Все, что изучают химики, они называют веществами. Для них, например, вода, соль, сахар – это тоже вещества. Работа химиков очень важна для людей. Каждый день мы пользуемся множеством предметов, созданных с использованием химических исследований.

- Сегодня вы превратитесь в химиков, и мы вместе проведем настоящие химические опыты. А чтобы превратиться в химиков, надо произнести такие слова, повторяйте за мной:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вправо быстро обернись,

Влево быстро обернись,

В химиков превратись (выполняют движения по тексту)

- Все в химиков превратились?

- Как мы уже с вами сказали, химики работают в лабораториях. Лаборатория – это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований. Мы тоже будем проводить опыты в нашей лаборатории, но перед тем как туда пройти, давайте повторим правила поведения в лаборатории:

-работать в специальной одежде

- со всеми веществами следует обращаться очень осторожно

- не пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество

У каждого вещества есть название:

Соль – хлорид натрия,

Пищевая сода – гидрокарбонат натрия

Сахар – сахароза

- А вы хотите увидеть волшебство? Тогда, начнем! Теперь, уважаемые химики, прошу Вас (выбираю 3 участников) пройти в лабораторию и занять свои места. Приступаем к работе.

Опыт №1

В стакан наливаем немного воды. Затем в стакан с водой высыпаем 1 ложку соды, размешиваем и внимательно наблюдаем за тем, что происходит? (сода просто растворилась в воде: она не изменила цвет, не изменила форму)

Таким раствором можно полоскать горло.

Опыт №2

А сейчас проверим, что будет, если в соду капнуть лимонный сок? Кладем ложку соды на тарелочку и добавляем ложку лимонного сока. Что происходит? (Огромное количество пузырьков). Да, сода и кислый сок вступают в контакт. Начинается бурная химическая реакция. В этой реакции выделяется много газа в пузырьках.

(выбираем новых участников лаборатории)

Опыт №3

«Губка».

Наливаем в стакан немного воды. Какая она? (жидкая, бесцветная). Затем в воду добавляем несколько капель пищевого красителя. Что произошло? (вода жидкая, но появился цвет). Затем берем вещество «Полиакрилат натрия» добавляем в воду. Что произошло? ( вода из жидкого состояния превратилась в гель). Продолжаем экспериментировать. В этот гель сейчас добавим немного вещества «Хлорид натрия» (соль) и ложку воды. Что происходит? ( вода снова превращается в жидкость).

( выбираем следующих лаборантов)

Опыт №4

«Хамелеон».

В стакан с водой мы добавим вещество «Фенолфталеин» (пурген). Размешаем. Ничего не изменилось с водой. Потому что это вещество в нейтральной среде (вода) остается бесцветным. Затем добавим вещество «Карбонат натрия» (сода) - (вода стала щелочной) и бесцветный раствор стал малиновым. Добавим в этот же стакан лимонную кислоту. Что происходит? ( мы нейтрализовали щелочь и раствор вновь обесцветился). Газ, который появился в ходе реакции кислоты с карбонатом натрия – это углекислый газ.

Похожую реакцию используют в приготовлении выпечки.

- Мои юные химики! Мы сегодня познакомились с такой наукой, как химия. Попробовали быть химиками. С какими веществами мы проводили опыты? (сода, лимонная кислота, соль).

- Что удивило вас, что запомнилось?

- Ваши опыты показали, и доказали, что происходит с содой, с водой в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Химики-лаборанты». Желаю вам продолжить экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного.

-А сейчас пора возвращаться в детский сад, для этого нужно произнести следующие слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили играть.

Влево быстро обернись,

В детский сад опять вернись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Естественно-научный эксперимент "Жизнь животных в разных природных условиях".

Исследование природной среды обитания животных средней полосы нашей страны.Изучение приспособления животных (заяц) к различной среде обитания.       Изучение окраски, строения тела...

Домашняя лаборатория, или обзор научных экспериментов для старших дошкольников

Консультационный материал для родителей воспитанников, содержит примеры занимательных экспериментов, которые родители могут провести с детьми в домашних условиях....

«Идеи для научных экспериментов со снегом»

Снег – уникальное явление на нашей планете. Он является одним из непременных атрибутов зимы.  К сожалению, в этом году у нас снега почти нет, а если даже он выпадает, то либо очень мок...

Занимательное дело для семейного досуга с детьми младшего возраста «Идеи для научных экспериментов со льдом»

Занимательное дело для семейного досуга с детьми младшего возраста«Идеи для научных экспериментов со льдом»...

Буклет "Научные эксперименты для детей в домашних условиях"

Буклет "Научные эксперименты для детей в домашних условиях"Бурлящие эксперименты для детей всегда вызывают восторг у детворы любого возраста....

Лэпбук «Научные эксперименты»

Содержание лэпбука направлено на развитие у детей интереса к науке и познанию окружающего мира.Задачи:Образовательные: формирование любознательности, знакомство со свойствами предметов и веществ,...