"Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Денисова Елена Николаевна
Среднесрочной проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад «Ладошки» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

Среднесрочный проект:

«Мир вокруг нас».

в старшей группе «Карамельки»

Подготовила воспитатель:

Денисова Елена Николаевна

.

2024 г.

Данный среднесрочный проект «Мир вокруг нас» для старшей группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России ДОУ являются просветительскими центрами для родителей.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Подробнее о работе:

В среднесрочном проекте для старшей группы ДОУ «Мир вокруг нас» предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности. В работе представлены этапы реализации проекта "Мир вокруг нас".

Данная работа (проект) для старшей группы детского сада «Мир вокруг нас» будет полезна для воспитателей ДОУ при организации проектной деятельности с воспитанниками старшей группы детского сада, а также для родителей детей дошкольного возраста.

Введение

 «Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму
».
(Китайская народная мудрость.)

Актуальность: Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители старшей группы.

Цель и задачи проекта: Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  • Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
  • Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
  • Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  • Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
  • Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
  • Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации:

с 02 сентября по 27 декабрь учебного года.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, оборудование для занятий.


Этапы реализации проекта

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  7. Оформление консультативного материала для родителей.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • специально-организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы:

  1. Занятия;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Совмесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).

Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Поиск возможных решений.
  • Прогноз результата эксперимента.
  • Проверка возможных решений, исходя из данных.
  • Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
  • Обобщение

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изодеятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности,

самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный план работы с детьми Сентябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

1 неделя

Занятие №1

«Наша Земля» Глобус»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

«Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах

Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Оформление альбомов о водных ресурсах

2 неделя

Занятие №2

«Как хлеб на стол пришёл»

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлении муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Беседа «Виды хлеба»

Цель: показать детям хлебные изделия (баранки, булки, каравай, пряники, сухари и др). Сравнить их свойства и состав.

Наблюдение за колосьями, сбор полевых букетов, составление икебаны с колосьями.

Оформление уголка «Хлеб»

3 неделя

Занятие №3

«Свойства некоторых вещей»

Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.

Учить пользоваться журналом научных наблюдений.

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?»

В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

4 неделя

Занятие №4

«Наши помощники - органы чувств»

Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ

Беседа «Мы такие разные»

Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности).

Предложить детям дома наблюдать за домашними животными

(особенности их органов чувств)

Октябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

1 неделя

Занятие №5

«Волшебница соль»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует лёд на снег. Учить готовить соляной раствор.

Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег.

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли.

Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется)

2 неделя

Занятие №6

Занятие «Бумага – наша помощница»

Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением

Беседы:

«Берегите бумагу»

«Где изобрели бумагу»

«Почему бумага разная?»

3 неделя

Занятие №7

«Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Беседа «Горы»

Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении.

Закреплять знания о пройденном материале.

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

4 неделя

Занятие № 8 «Огонь наш друг и враг»

Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём.

Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах.

Показ презентации «Как добывали огонь наши предки»

Оформить альбом «Его величество огонь», «Кто такой Прометей»

Ноябрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

1 неделя

Занятие №9

«Вулканы»

Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия

Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов

«Цунами»

Беседа с показом видеофильма

«Торнадо. Ветер»

Беседа с показом видеофильма

Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы

2 неделя

Занятие №10

«Магнит. Как достать скрепку?»

Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля.

Учить рисовать схемы.

Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы

3 неделя

Занятие №11

«Удивительные камни»

Цель: Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней.

«Где применяются камни?»

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров).

4 неделя

Занятие №12

«Наше здоровье»

Цель: Закрепить знания о частях своего тела, строением.

Продолжать знакомить детей с понятием «здоровье». Кто такой здоровый человек. Учить детей укреплять здоровье.

В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания

(воздушные, водные).

Оформить альбомы изображающие полезные и вредные факторы для здоровья.

Декабрь

Неделя

Занятия

Беседы

Наблюдения

1 неделя

Занятие №13

«Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Объяснять, что жизнь зародилась в воде.

Беседы с показом опытов «Солёная вода»

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах.

Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)

Изготовление цветного льда.

2 неделя

Занятие №14

«Свойства воды»

Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация.

Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества.

«Где применяется вода»

На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?»

3 неделя

Занятие №15

«Свойства снега и льда»

Цель: Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега.

Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика»

Цель: Учить сравнивать снег и лёд.

4 неделя

Занятие № 16

«Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер).

На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Наблюдение за воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный)


Мониторинг

- Анализ результатов проекта.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, предлогаю родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей провела консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Анкетирование.
Перспективный план работы с родителями
Беседы, обсуждения на родительских собраниях.
Консультации для родительского уголка.
Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Участие в выставках, смотрах-конкурсах и т. д.
Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Список литературы

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

7. Рыжова Н.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.

8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

11. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...