Конспект ООД в старшей группе "Москва - столица России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: формировать знания о Москве как о главном городе страны, познакомить с некоторыми достопримечательностями Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление с окружающим миром по пособию Н.В. Алёшиной | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе. Москва – столица России.
Цель: формировать знания о Москве как о главном городе страны, познакомить с некоторыми достопримечательностями Москвы; дать знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику московского герба. Воспитывать в детях чувство гордости и любви к столице нашей Родины.
Наглядный материал. Презентация с видами Москвы. Изображения гербов разных городов России. Изображение герба Москвы.
Ход занятия. Начинается с показа детям презентации с видами Москвы.
– Ребята, посмотрите на эти виды и скажите, какой
это город?
– Это Москва. Что вы знаете о Москве?
– Москва – это главный город нашей страны, столица России. Чем отличается столица от других городов?
– Столица – это город, где работает президент нашей страны. Как зовут президента нашей страны? (показ портрета) Здесь находится руководство нашей страны (правительство).
– В самом центре находится самая главная площадь нашей страны. Как она называется? (показ слайда)
– Она расположена возле стен Кремля (показ).
– На территории Кремля построено много разных зданий. Это особые здания. Это церкви. А еще их называют соборы, храмы. Они имеют купол. Купол покрывали золотой краской, и они сияли на солнце.
– В Москве было очень много церквей, поэтому ее называли «златоглавая». Давайте все вместе скажем: «златоглавая» (купол похож на голову). «Златоглавая» – от слов золотая голова.
– Столицей государства часто бывает один из древнейших городов страны. Москва – город древний. Кто знает, сколько лет Москве? (Ответы детей.) Нашей Москве – 876 лет!
– В Москве много разных вокзалов – железнодорожных,
речных, аэропортов. (Слайд.) Посмотрите, какие красивые здания железнодорожных вокзалов. Как вы думаете, почему здания вокзалов такие красивые?
– Здание вокзала – это первое, что видит человек, впервые приезжающий в город, и поэтому во всех городах здания вокзалов – одни из самых красивых, их строят лучшие мастера.
– Почему так много вокзалов? Потому что столица должна быть связана со всей страной.
– В Москве очень много достопримечательностей. Это театры (показ слайдов), самые известные: Большой театр, Малый театр.
В нашей столице очень много учебных заведений, самое главное – МГУ.
Также много музеев, памятников.
Физкультминутка
Мы по городу идем.
Звонко песенку поем.
Ноги ровно поднимаем
(маршируют, вытягивая носочки)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре,
Повернулась голова
(поворачивают голову влево, поворот туловища, остановиться)
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
(бегают по кругу)
Присаживайтесь на свои места. Будем дальше любоваться красотой нашей столицы.
– У каждого города есть свой герб. Что это такое?
Показ гербов разных городов.
– Посмотрите на эти картинки (значки.) Что на них изображено? (Дети перечисляют предметы, изображенные на картинках или значках-гербах – рыбы, медведь, лев, орел и др.)
– Все изображения имеют почти одинаковую форму. Может быть кто-то знает, что это такое, как назвать одним словом то, что вы рассматриваете?
– Это гербы разных городов. А кто знает, что такое герб? (Ответы детей.)
– Герб – это знак. Давным-давно не в России, а в других странах были такие воины – рыцари. Вы, наверное, слышали о них, смотрели фильмы. Рыцари часто проводили турниры, т.е. боролись друг с другом. Рыцарь должен был быть обязательно на коне. А одежда у них была металлическая, чтобы ее нельзя было проколоть мечом или копьем – это было основным оружием в те времена. (Показ изображения рыцаря) Так как одежда у рыцарей была одинаковая, во время таких турниров трудно было узнать, где свои, а где соперники. И тогда рыцари стали прикреплять к шлемам разные знаки, чтобы узнавать своих, – султанчики, ленточки, а потом стали рисовать на шлемах различные рисунки. Так они различали во время турниров своих соперников. Вот такой знак и называли гербом.
– Позже гербы стали придумывать не только воины, но и семьи, а потом города и страны. На гербе старались изобразить что-то очень важное для семьи, города, страны. Давайте еще раз внимательно рассмотрим те гербы, которые вы видите.
– Если на гербе изображена рыба, что это могло обозначать? (Ответы детей.) Да, это означало, что народ в этой стране или городе занимается рыболовством. Иногда на гербе изображали льва, чтобы показать, что народ сильный.
– Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал рыцарей от копья и меча. Щит мог быть круглым, овальным или квадратным с закругленными углами. (Показывает на картинках.)
– Сейчас все города и страны имеют свой герб. Есть свой герб и у столицы нашей Родины – Москвы. Давайте его рассмотрим. (изображение герба Москвы.)
– Герб Москвы появился очень-очень давно. Как об этом можно узнать? (Ответы детей.) Об этом нам говорит одежда всадника. Так воины одевались в очень древние времена.
– А как вы думаете, почему на гербе Москвы изображен воин? (Ответы детей.)
– Я вам уже рассказывала, что русскому народу часто приходилось бороться с разными врагами и поэтому, изобразив на своем гербе воина, население Москвы как бы хотело сказать всем врагам – лучше на нас не нападайте, мы будем защищать свой город и все равно вас победим.
– А всадник на коне – это не просто воин, это Святой Георгий Победоносец. Когда русские воины уходили защищать Москву, оставшийся в городе народ собирался в церкви и молился, прося победу своим воинам. Люди верили, что Георгий Победоносец может помочь воинам и молились ему. У русского народа Георгий Победоносец считается хранителем Москвы, защитником от вражеского нашествия. Поэтому он и изображен на гербе Москвы.
– А что вы еще видите на гербе? (Змея.) Как вы думаете, что он обозначает? (Предположения детей.) Да, так русский народ изобразил врага – страшного и злого. Георгий Победоносец копьем убивает змея, а конь топчет его копытами.
– Вот как много можно узнать, если внимательно посмотреть на герб.
– Но у каждого народа есть не только герб, но и гимн. Гимн — это торжественная песня, в которой народ славит свою страну, свой город.
У нашего города тоже есть свой гимн. Слова к нему написал поэт Марк Лисянский, а музыку — композитор Исаак Дунаевский. Послушайте его. (Включает грамзапись с исполнением гимна Москвы.) Впоследствии можно выучить гимн Москвы с детьми наизусть.
Слушание гимна Москвы
МОЯ МОСКВА
Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске,
Но Москвой я привык гордиться,
И везде повторял слова,
Дорогая моя столица!
Золотая моя Москва!
Литература
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М., 2011. – 296 с.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., 2009. – 232 с.
- Андрианова Н.А. Москва для детей. – М., 2014. – 184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....
Конспект занятия по рисованию "Москва столица-России.Кремль"
занятия для старшего возраста...
Конспект НОД в старшей группе «День России».
Воспитание любви и гордости к своей стране через формирование целостного восприятия окружающего мира....
Конспект развлечения в старшей группе «День России»
Конспект развлечения в старшей группе «День России»...
Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...
Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...
Конспект НОД в старшей группе «Народы России»
Конспект НОД в старшей группе «Народы России» Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных ...