Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе "Традиции чаепития"
план-конспект занятия по окружающему миру

Елена Васильевна Недбайло

Цель: ознакомление с традициями чаепития через путешествия по странам.

Задачи: 

обучающие: - расширять знания детей о чае, его происхождении, распространении;

                     - приобщать детей к  истокам русской народной культуры - традициям чаепития;

развивающие: - развивать воображение, навыки исследовательской деятельности;

воспитательные: - воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_traditsii_chaepitiya.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

               МКДОУ Агинский детский сад №2 «Золотой ключик».

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию в подготовительной группе «Звездочки»

Тема: «Традиции чаепития»

Воспитатель: Е. В. Недбайло

Цель: - ознакомление с традициями чаепития через путешествие по странам;

Задачи:

обучающие:-расширять знания детей о чае, его происхождении, распространении;

- приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития;

развивающие:- развивать воображение, навыки исследовательской деятельности;

воспитательные: - воспитывать стремление правильно использовать и ценить предметы материальной культуры.

Оборудование и материалы:  ноутбук или  экран-проектор, (слайды - китайская женщина в кимоно, китайский император отдыхает под чайным деревом,  чайные деревья и кусты,  Китай, жаровые самовары), чай в различной расфасовке, самовар, тарелочки и  лупы по количеству детей; сундучок, глобус, мольберт, магнитики, мяч,  музыка, зеленые листочки на липучках, иллюстрация «Чайное дерево», нарисованные листики от чайного дерева, в середине которых лица детей с разным настроением.

Планируемые образовательные результаты освоения содержания  программы: проявляет интерес к окружающему миру, к богатству природного мира (чайных деревьев и кустов) в регионах России и разных странах,  к традициям русского народа, к предметам материальной культуры, устанавливает элементарные причино – следственные связи в природе; отвечает на вопросы;   выполняет движения под музыку, активно включается в коллективное исследование предметов, их свойств и качеств, отгадывает загадки, составляет рассказ из личного опыта, расширяет представление о ценных факторах, положительно влияющих на здоровье.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, информационные, практические, ИКТ.

Ход ООД.

  1. Мотивационный этап

-Все, скорее встаньте в круг,

Я - твой друг и ты мой друг!

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

У  нас с вами хорошее настроение!

2. Основной этап (дети садятся на стульчики)

(под звуки китайской музыки появляется слайд -  китайская женщина в кимоно).

- Дети, кто из вас знает, жители каких стран так одеваются? (ответы детей). Так одеваются в странах Востока. – Как называется эта одежда? Эта одежда называется кимоно. Сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие в древнюю страну – Китай.(показываю слайд)

Сюрпризный момент:

      - У меня для вас есть сюрприз(показываю ларец-сундучок). Как вы думаете, что внутри? (ответы детей, открываю ларец). – Что это?  (мешочки) Возьмите каждый по мешочку, потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы, думаете, что хранится в мешочках? (Дети ощупывают мешочки, нюхают.) Вы, догадались, что в них? (ответы детей)

Загадка:

-Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.

«Восточное изобретенье-

К нему желательно варенье.

Но если такого нет

Сойдет и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит вашу душу,

Согреет зимнею порой».

-Что это? (чай). Положите мешочки обратно в ларец. Молодцы!

         Рассказ воспитателя:

-Действительно это чай – прекрасный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нем. Кто знает, где Родина чая? (ответы детей). Давайте найдем эту страну на глобусе и отметим зеленым листочком. Как  наша страна называется? (Россия). Кто хочет  показать Россию на глобусе? (ребенок показывает) Наша страна Россия граничит с Китаем на востоке. (Показываю, а ребенок отмечает зеленым листочком страну - Китай). Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай (показываю слайд)

- Однажды, очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив ее, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие.- В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли, как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боле.

-Чайные деревья в Китае достигают высотой 1,5 м.  Так же там растут и чайные кусты (показываю слайд). После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.

-Сейчас очень популярны чайные пакетики. А знаете ли вы, ребята, где их изобрели? (принимаются все ответы детей) А изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и успешно возил его в такой вот «упаковке» в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, опуская их в чашку. Так появился чай в пакетиках.

Посмотрите, у меня на подносе чай в различных упаковках. Здесь есть и металлический сувенирный домик, красивая баночка, и пакеты, и нарядные коробки.

-Ребята, мы познакомились с родиной чая – Китаем, с его сбором и упаковками.

Физкультурная минутка:

- А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку. Давайте и мы разомнемся. Делайте, как я. (проводится физ. минутка под китайскую музыку).

Исследовательская деятельность:

- А теперь подойдите к столам. Как вы думаете, что лежит на тарелочках? Возьмите лупу и рассмотрите то, что лежит на тарелочке слева. Что это? (это чаинки). Какого они цвета? (черные) Значит, чай этот как называется? (черным) Какого размера чаинки? (маленькие). На что  они похожи?

  (на скрученные жгутики). Да, ребята, потому что, чтобы получить такой чай, с чайного куста срывают самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их оставляют на теплом воздухе, затем скручивают и сушат, и потом получается вот такой черный рассыпчатый чай.

-А теперь давайте рассмотрим в лупу чаинки, которые лежат справа на тарелочке. Какие они по цвету? (зеленые). А по размеру, они какие? (крупнее, чем черные). Как же  называют такой чай?  (Зеленый). Зеленый чай готовят точно из таких же листьев, что и черный только листочки не скручивают, поэтому и чаинки у него крупные и зеленые. А еще, ребята, чай бывает красным и желтым в зависимости от обработки чайного листа.

Игра «Какой?»

В круг вставайте, ребятишки,

 Все вставайте в ровный круг.

 Давайте поиграем, будем подбирать определения к слову «чай».

 Я начну, а вы продолжите.

Чай ароматный:   (вкусный, крепкий, сладкий, черный, зеленый, малиновый, прекрасный, сказочный, тонизирующий, полезный и т.д.) 

Беседа:

-Вот, ребята, мы и познакомились с родиной чая. Как она называется? (Китай). А сейчас вернемся к нашему глобусу.  А как,  вы думаете, чай растет только в Китае? (ответы детей) Чай растет и в других странах – в Индии, Японии, Турции. Давайте найдем на глобусе эти страны, и отметим их зелеными листочками (дети садятся на стульчики).

 -Как вы думаете, ребята, какие условия нужны для выращивания чая? Для выращивания чая нужны особые условия: тепло, чистый воздух и много влаги. Мы побывали в разных странах. А теперь давайте вернемся домой, в Россию. Как вы думаете, в нашей стране выращивают чай? (да, в Краснодарском крае, помещаю листочек)

-Ребята, а в России любят чай? В России очень любят чай. Он стал нашим национальным напитком. Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая, а какой вы узнаете, отгадав загадку

 Загадка:

«Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит» (Самовар,  показываю)

-У меня в руках электрический самовар. Посмотрите, какой он яркий и  нарядный. А еще есть самовары жаровые, которые растапливают при помощи шишек, веток, угольков. Это  придает воде особый аромат (показываю слайд). Обычно чаепитие устраивалось по поводу торжественных событий, праздников. За чаем общались с друзьями, родственниками, вели интересные беседы.

Рассказы детей из личного опыта:

-Ребята, а вы дома пьете чай всей семьей? В каких случаях? Расскажите

(рассказы детей)

Художественное слово:

-Поскольку чай – один из любимых напитков в нашей стране, русские люди сочинили много пословиц и поговорок о чае. Может быть, кто-нибудь из вас их знает? Тогда слушайте и запоминайте:

-Выпьешь чайку – забудешь тоску.

-Чай пьешь – до ста лет проживешь.

-Если чай не пьешь, где силы берешь?

3.Рефлексивный этап (дети сидят на ковре в руках с мячом и делятся своими впечатлениями о занятии)

-Ребята, вы сегодня узнали что-то новое о чае? Что для кого было самым интересным? Что вы расскажите сегодня дома, друзьям о чае?

-Кому было очень интересно, выберите зеленые листочки с лицами веселого настроения у меня на столе и приклейте к макету чайного дерева, а кому не очень, выберите листочки с грустным настроением. Я очень рада, что вам  всем сегодня было очень интересно. Дарю вам пакетики с ароматным чаем.

«Расскажите всем друзьям, как интересно было нам.

Ароматным чаем угощайтесь, да здоровья набирайтесь».

До новых встреч!

                                                 

         

                         

             

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"

Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Наш дом - Земля"

Если в младшем возрасте, дети могут прослеживать только единичные связи, то в старшем - при последовательной работе - понимать связи комплекса признаков. Дети старшего дошкольного возраста способны ос...

конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Знакомство с морскими обитателями"

Этому занятию предшествовала большая предварительная работа. Были проведены занятия по ознакомлению с природой: знакомство с жизнью дельфинов и китов, по изобразительной деятельности: лепке, рисованию...

Конспект занятия, по познавательному развитию в подготовительной группе . Тема: «Пять помощников человека»

:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспитателям старши...

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной  группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей  подготов...