Картотека опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Занимательные опыты для дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок»
Картотека
опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
Составила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Швеина О.Н.
Камчатский край, село Мильково
2024 год
Воздух
Воздух и его свойства.
Цель: знакомство со свойствами воздуха.
Опыт № 1. Можно ли увидеть воздух?
Материалы и оборудование: стакан, банка, вода, резиновая игрушка с отверстием.
Детям предлагается осмотреть групповую комнату.
-Что вы видите? (Игрушки, столы и т.д.).
-А ещё в комнате много воздуха, но его не видно. Как в этом убедиться?
Детям предлагается перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать ровно.
-Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь нужно держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
-Что появляется в воде? (Видны пузырьки).
-Откуда они взялись? (Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода).
-Возьмём резиновую игрушку и сожмем её. Она сжимается? (Да). Это воздух выходит из неё и освобождает место. Закройте отверстие пальцем и попытайтесь сжать игрушку снова. Она не сжимается. Что ей мешает? (Воздух, находящийся в игрушке, мешает её сжать).
Вывод: воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный и не имеет запаха. Воздух есть везде, он занимает место.
Опыт № 2. Можно ли услышать воздух?
Оборудование: резиновая игрушка с отверстием.
- Возьмём резиновую игрушку и сожмем её. Что вы услышите? (Cвист).
- Откуда этот свист? (Это свистит воздух, который выходит из игрушки).
Вывод: воздух можно услышать.
Опыт № 3. Можно ли почувствовать воздух?
Оборудование: резиновая игрушка с отверстием.
-Возьмём резиновую игрушку, подставим её близко к руке и сожмем. Что вы чувствуете? (Как будто дует ветер). Это «дует» воздух, который выходит из игрушки.
Вывод: воздух можно почувствовать.
Опыт № 4. Можно ли «поймать» воздух?
Оборудование: полиэтиленовый пакет.
- Можно ли поймать воздух? Попробуем поймать его руками. Получается? (Нет).
Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет.
-Что там? (Он пустой). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет наполнился и стал похож на подушку. Чем он наполнился? (Воздухом). Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему?
(В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).
Вывод: воздух можно «поймать».
Опыт № 5. Можно ли взвесить воздух?
Оборудование: полиэтиленовый пакет, весы.
-Положим на одну чашу весов пустой пакет, на другую – наполненный воздухом. Чаша с каким пакетом опустилась вниз? (С тем, в котором воздух).
Вывод: воздух имеет вес, его можно взвесить на весах.
Опыт № 6. Движется ли воздух?
Оборудование:
1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) по числу детей.
2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.
3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).
- Аккуратно возьмём за краешек полоску бумаги и подуем на неё. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется сквозняк, и тогда мы знаем, что открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? (Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку). Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате и разнёс запах.
Вывод: воздух всегда находится в движении, даже если нет ветра и сквозняка. Благодаря этому свойству воздуха мы чувствуем запах.
Опыт № 7. Что такое ветер?
Оборудование: веер.
-Возьмём веер, помашем им. Что чувствуем? (Ветер). Но ведь мы находимся в помещении, а ветер бывает только на улице. Откуда же здесь ветер? На самом деле это воздух, который мы привели в движение с помощью веера.
Вывод: воздух и ветер – это одно и то же. Ветер – это воздух, который движется быстро.
Опыт № 8. Игры с соломинкой.
Оборудование: соломинки, прозрачная ёмкость, вода.
Предложить детям подуть в трубочку, подставив ладонь под струю воздуха. Что почувствовали? Откуда появился ветерок? Затем попросить опустить трубочку в воду, подуть в неё. Откуда появились пузыри, куда исчезли?
Результат: дети обнаруживают воздух внутри себя.
Вывод: человек вдыхает воздух (кислород). Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он лёгкий, поднимается в воде вверх пузырьками и лопается.
Опыт № 9. Лодочка.
Материалы и оборудование: таз, вода, лодочка из бумаги.
Предложить детям подуть на лодочку и ответить на вопросы: «Почему она плывёт?», «Что её толкает?», «Откуда появляется ветерок?».
Результат: лодочка плывёт, если на неё дуешь.
Вывод: воздух обладает силой. Человек выдувает воздух - он толкает лодочку.
Чем сильнее дует человек, тем быстрее плывёт лодочка.
Значение воздуха для растений, животных и человека.
Цель: выявить потребность растений, животных и человека в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у человека и у растений.
Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха, без дыхания?
-Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (Грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с лёгкими? (Они наполняются воздухом). А при выдохе что происходит с грудной клеткой? (Она опускается). А что происходит с нашими лёгкими? (Из них выходит воздух).
Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.
-Закройте рот, закройте руками нос. Долго ли мы можем находиться в таком состоянии? (Нет). Почему? (Не можем дышать).
Вывод: без дыхания нет жизни.
Опыт № 2. Дышат ли растения?
Материалы и оборудование: комнатное растение, вазелин, лупа.
- Дышат ли растения? Как это доказать? (Дети могут ответить на вопрос, опираясь на знания о процессе дыхания у человека: при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него). Рассмотрим листочки растения через лупу. Что видим? (Отверстия). Это поры, через которые растения дышат. Вазелин не пропускает воздух, поэтому смажем один листочек вазелином с двух сторон и посмотрим, что произойдёт. Наблюдать будем несколько дней. (Через несколько дней увидим, что листочек погиб).
Вывод: растения дышат; если не могут дышать, то погибают.
Вода
Вода и её свойства.
Цель: знакомство со свойствами воды.
Опыт № 1. Имеет ли вода форму?
Материалы и оборудование: несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
В прозрачные сосуды разной формы налить воду и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Опыт № 2. Вкус воды.
Материалы и оборудование: вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипячёную воду. Затем положить в один стакан соль, в другой - сахар, размешать и дать попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? (Стала сладкая и солёная).
Вывод: вода не имеет вкуса и принимает вкус того вещества, которое в неё добавлено.
Опыт № 3. Запах воды.
Материалы и оборудование: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.
Спросите перед опытом, чем пахнет вода. После ответов попросить понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капнуть в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?
Вывод: вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в неё добавлено.
Опыт № 4. Цвет воды.
Материалы и оборудование: несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.
Попросить детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?
Вывод: вода бесцветная и принимает цвет того вещества, которое в неё добавлено.
Опыт № 5. Что происходит с водой при замерзании?
Материалы и оборудование: 2 пластиковые бутылки, вода.
Вынести на прогулку две пластиковые бутылки с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? (На поверхности вода замёрзла, а в снегу нет). Почему в снегу вода не замёрзла? (Снег сохраняет тепло). Что произошло с бутылкой, в которой вода замёрзла? (Она как будто раздулась).
Вывод: вода при замерзании расширяется, то есть её становится больше.
Опыт № 6. Живая вода.
Материалы и оборудование: свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
Возьмём сосуд с водой, наклеим на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрим веточки. После этого опустим их в воду, а сосуд с ними поставим на видное место. Пройдёт время, и веточки оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.
Вывод: одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
Круговорот воды в природе.
Цель: формирование у детей представлений о круговороте воды в природе, о зависимости состояния воды от температуры воздуха.
Опыт № 1.
Материалы и оборудование: 2 тарелки, снег, лёд.
Принесём с улицы лёд и снег. Если оставить их на некоторое время в тёплом помещении, то вскоре они растают, и получится вода. Какие были снег и лёд? (Снег и лед твёрдые, очень холодные). Какая вода? (Она жидкая). Почему растаяли лёд и снег и превратились в жидкую воду? (Потому что в помещении тепло).
Вывод: при нагревании (увеличении температуры) твёрдые снег и лёд превращаются в жидкую воду.
Опыт № 2.
Материалы и оборудование: чайник, вода.
Вскипятим воду. Вода кипит, над ней поднимается пар, воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? (Она превращается в пар).
Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? (Жидкая). Какая стала? (Газообразная). Почему? (Мы снова увеличили температуру, нагрели воду).
Вывод: при нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.
Опыт № 3.
Материалы и оборудование: кастрюля с крышкой, горячая вода.
Нальём в кастрюлю горячую воду, накроем кастрюлю крышкой, на крышку положим лёд, через некоторое время увидим, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? (Газообразный). Какая получилась вода? (Жидкая). Почему? (Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды).
Вывод: при охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.
Опыт № 4.
Материалы и оборудование: ёмкость с крышкой, морозильная камера, вода.
Ёмкость с водой поставим в морозильную камеру (или вынесем на улицу, если морозная погода). Что же с ней случится? (Она снова превратится в лёд). Какой была вода? (Жидкая). Какой она стала? (Твёрдой). Почему? Мы её заморозили, то есть уменьшили температуру.
Вывод: при охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твёрдый лёд.
Общий вывод: зимой часто идёт снег, он лежит повсюду. Также зимой можно увидеть лёд.
Что же это такое снег и лёд? Это – замёрзшая вода, её твёрдое состояние. Вода замёрзла, потому что на улице очень холодно.
Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лёд и снег нагреваются и начинают таять и превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет всё сильнее. При нагревании жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар, поэтому лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо всё выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью.
Но больше всего дождей всё - таки осенью. Дождь льётся на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твёрдый лёд.
Время идёт, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идёт снег? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замёрзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лёд, и снова повторяются все чудесные превращения воды.
Такая история повторяется с твёрдыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.
Песок и глина
Свойства песка и глины.
Цель: знакомство со свойствами песка и глины, выявление различий между ними.
Опыт № 1. Песчаный конус.
Материалы и оборудование: глубокий поднос, сухой песок.
Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одно место, то в другом возникают углубления; движение песка похоже на течение.
-Можно ли в песках проложить постоянную дорогу? (Нет).
Вывод: песок – сыпучий материал.
Опыт № 2. Из чего состоят песок и глина?
Материалы и оборудование: лупа или увеличительное стекло, глина, сухой песок.
Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла или лупы.
- Из чего состоит песок? (Песок состоит из очень мелких зёрнышек – песчинок).
- Как они выглядят? (Они очень маленькие, круглые).
- Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине? (Нет).
Вывод: в песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам», а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Частицы глины намного мельче песчинок.
Опыт № 3. Легко ли рассыпаются песочные и глиняные фигурки?
Материалы и оборудование: посуда с полиэтиленовой крышкой, пластиковая трубочка, сухой песок, глина.
Во время проведения нужно быть осторожным, чтобы песчинки не попали детям в глаза. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в большой посуде.
Положить посуду набок, насыпать тонким слоем песок или глину и закрыть полиэтиленовой крышкой с отверстием, в которое вставлена трубка для вдувания воздуха. Создать в посуде искусственный ветер. Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются). Потом также подуть на комочки глины. Что же мы видим? Также ли они легко сдуваются, как песчинки? (Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются).
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.
Опыт № 4. Проходит ли вода через песок и глину?
Материалы и оборудование: стакан, вода, песок, глина, деревянные палочки.
Аккуратно нальём воду в стакан с песком. Каким он стал? Потрогаем его. (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стакан с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно? (Медленно, медленней, чем в песок). Часть воды остается на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. «Сажаем деревце» во влажную глину. Легче сажать деревце во влажную глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.
- Как думаете, почему через песок вода проходит, а через глину нет?
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой, рассыпаются, между ними есть свободное место. Глина не пропускает воду, потому что её частицы очень плотно прилегают друг к другу.
Опыт № 5. Легко ли лепить из песка и глины?
Материалы и оборудование: сухой и влажный песок, глина, формочки для «куличей».
Слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представим, что мы делаем дождевых червяков. Затем попробуем создать таких же червяков из влажного песка. Что получается? Из песка колбаску или червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные. Если шарики всё-таки получились, аккуратно сложим их на дощечке и оставим высыхать. Что произойдет с шариками, когда они высохнут? (Песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухие и крепкие). А что можно сделать из влажного песка? Напомнить детям, что когда они играют с песком и формочками, то делают «куличи». Из какого песка получается «кулич» - из сухого или мокрого? Если есть возможность, предложить детям прямо на занятии сделать 2 «кулича». Обратить внимание на то, что, если налить много воды, получится не «тесто» для «куличей», а «каша - малаша».
Вывод: мокрая глина держит форму, а песок – нет.
Наблюдения на прогулке.
Цель: закрепление знаний о свойствах песка и глины.
1. На прогулке обратить внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду. Чем отличается песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение «Строить замки на песке?»
2. Предложить детям сначала пройти по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более чёткие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?
3. После дождя дети часто приносят на обуви грязь. Откуда она берётся? Предложить детям пройти в резиновых сапогах по песчаной дорожке.
4. Внимательно исследовать участки, на которых после дождя скапливается вода и подолгу стоят лужи. Где чаще появляются лужи: на песке или на глиняной почве? Проверить это на участке.
5. В ветреную погоду понаблюдать за песком: уносит ли его ветер?
Во время игры в песочнице аккуратно ссыпать с совочка сначала мокрый, а затем сухой песок. Какой песок более сыпучий?
Логические задачи.
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
1. Древние люди лепили тарелки, кувшины, чашки из глины. А если бы посуда была из песка? Даже если нам удастся слепить глубокую тарелку из песка и налить туда суп, то съесть его мы не успеем. Такая посуда пригодилась бы только тем, кто не любит есть первое: вся вода бы просочилась через тарелку, и суп бы сразу превратился во второе блюдо.
2. Многие ребята видели в песочные часы. Можно ли сделать такие же из глины? (Пусть дети объяснят свои ответы).
3. Почему растениям трудно расти на сыпучих песчаных холмах-барханах? Вспомните о том, что песок рыхлый, легко переносится ветром с места на место. Он может совсем засыпать растение или, наоборот, открыть его корни палящему солнцу. В таких условиях выживают только самые выносливые растения.
4. Песком часто посыпают дорожки. Это делают для красоты? А может быть, для того, чтобы впитывалась вода и не было грязи? Подумайте, каким животным понравилось бы, если бы дорожки в парке посыпали песком, а каким - нет? (Например, дождевому червяку и лягушке – нет, пустынной ящерице, черепахе - да).
Соль
Одну меня не едят,
А без меня редко едят.
Отдельно вовсе не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
Цель: расширение знаний о соли, её свойствах и назначении.
Опыт № 1. Свойства соли.
Материалы и оборудование: соль, тарелочка, ложка, увеличительное стекло, трубочки, стакан с водой.
- Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Какого она цвета? Есть ли у неё запах? На что она похожа?
- Подуйте тихонько на соль через трубочку. Что происходит?
- Давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
- Возьмите стакан с водой и насыпьте в него ложку соли, перемешайте. Что произошло?
Вывод: соль белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов, она сыпучая; при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст; в воде соль растворяется.
Опыт № 2. Эффект «Мёртвого моря».
Материалы и оборудование: пол-литровая банка, ложка, вода, сырое куриное яйцо, соль.
Возьмите пол-литровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Положите яйцо в воду и посмотрите, что получится. (Яйцо опустится на дно банки). Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности.
Предложите детям высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните им о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Солёная вода помогает держаться на поверхности. А в Мёртвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно солёная.
Вывод: в море за счёт соли вода очень плотная, и поэтому в ней легче держаться
на поверхности.
Опыт № 3.
Материалы и оборудование: два стакана, ложка, вода, соль, красители разного цвета.
Взять два стакана с одинаковым количеством воды и развести в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объёма воды в стаканах), добавить в стаканы краску (желательно в один стакан тёмного цвета, а в другой - светлого) и аккуратно перелить стакан с малым количеством соли в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное - не перемешать краски.
Вывод: более солёный раствор плотнее, поэтому менее плотную жидкость он не пропускает, и она остаётся сверху.
Опыт № 4. Возможно ли разделить перемешанные перец и соль?
Материалы и оборудование: бумажное полотенце, воздушный шарик, шерстяной шарф, соль, перец.
1. Расстелить на столе бумажное полотенце.
2. Насыпать на него соль и перец.
Начинается научное волшебство!
3. Предложить кому-нибудь из зрителей стать ассистентом.
4. Тщательно перемешать ложкой соль и перец. Предложить помощнику попытаться отделить соль от перца.
5. Когда помощник отчается их разделить, предложить ему сесть и посмотреть, как это делается.
6. Надуть шарик, завязать его и потереть о шерстяной шарф.
5. Поднести шарик поближе к смеси соли и перца.
Результат: перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Объяснение: это один из примеров действия статического электричества. Когда вы трёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, её электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Опыт № 5. Кристаллы соли.
Вариант 1. Материалы и оборудование: соль мелкого помола, 2 стакана, хлопчатобумажная нить, блюдце.
В оба стакана налить горячую воду и, постоянно помешивая, в каждый стакан всыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Поставить стаканы на некотором расстоянии друг от друга, соединить их нитью так, чтобы её большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставить блюдце под провисающую нитку. Оставить в таком положении на несколько дней: на нитке и блюдце нарастут кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты!
Вариант 2. Материалы и оборудование: вода, соль, банка прозрачная, палочка, нитка, фетр.
Шаг 1. Берём прозрачную банку, наливаем в неё воды, добавляем соль. Соль добавляем до тех пор, пока она не перестанет растворяться.
Шаг 2. Из фетра вырезаем сердце, а можно что-то другое. С помощью нитки подвешиваем сердце из фетра к палочке, привязываем его к палке посередине.
Шаг 3. Опускаем в банку. Для этого палку устанавливаем поперёк банки, а сердце топим в соляном растворе. Кусочек ткани не будет всплывать, если его хорошенько намочить.
Шаг 4. Наблюдаем. Исследование на несколько дней и, чем оно дольше, тем интересней. Снова наблюдаем и отмечаем всё то, что происходит с сердцем: на нём образуются кристаллы соли.
Вывод: если соль растворить в воде, то при испарении воды вновь образуются кристаллы соли.
Опыт № 6. Влияние соли на рост растений.
Материалы и оборудование: два стакана, две луковицы, вода, соль.
В первый стакан налить пресной воды, в другой – солёной, поместить в них луковицы. В процессе наблюдения увидите, как соль влияет на рост растений. В течение двух недель наблюдать за ростом лука. Выяснится, что в пресной воде лук растёт хорошо, в солёной рост замедлен.
Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений.
Опыт № 7. Назначение соли.
Материалы и оборудование: блюдца или тарелочки, лёд, соль.
- Нужна ли людям соль? Где её применяют? (Люди солят любую еду, используют соль в заготовках на зиму, солью можно чистить посуду, полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
- А ещё соль незаменимый помощник зимой в гололёд. Как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит. (Соль начинает трещать).
Вывод: соль растапливает лёд.
Камни
Цель: знакомство со свойствами камней.
Опыт № 1. Какие бывают камни.
Материалы: камни разного цвета и разной формы.
Определить цвет камня (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.). Определить форму камня (круглый, плоский, с острыми краями и т.д.).
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Опыт № 2. Одинакового ли размера камни?
Материалы: камни разного размера.
Рассмотреть камни, определить на глаз, одинаковые они по размеру или разные.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Материалы: камни.
По очереди погладить каждый камень. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями). Воспитатель просит детей показать
самый гладкий камень и самый шершавый.
Вывод: камни могут быть гладким и шершавыми.
Опыт № 4. Камни мягкие или твёрдые?
Материалы: камни.
Взять в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сжать обе ладони. Что
произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?
Вывод: камни твёрдые.
Опыт № 5. Рассматривание камней через лупу.
Материалы и оборудование: лупа, камни.
- Что интересного увидели? (Увидели крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.).
Вывод: поверхность каждого камня выглядит по-своему.
Опыт № 6. Определение веса.
Материалы: камни разного размера.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый лёгкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные.
Опыт № 7. Определение температуры.
Материалы: камни.
Среди камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.
Вывод: камни могут быть тёплые и холодные.
Опыт № 8. Тонут ли камни в воде?
Материалы и оборудование: банка, вода, камни.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжёлые.
Опыт № 9. Что тяжелее воды?
Материалы и оборудование: банка, вода, деревянный кубик, камень.
Взять деревянный кубик и опустить его в воду. Что с ним произойдёт? (Дерево плавает). А теперь опустить в воду камень. Что с ним случилось? (Камень тонет). Почему? (Он тяжелее воды). А почему плавает дерево? (Оно легче воды).
Вывод: дерево легче воды, а камень тяжелее.
Опыт № 10. Впитывают ли камни воду?
Материалы и оборудование: стакан, вода, песок, камень.
Аккуратно налить немного воды в стакан с песком. Потрогать песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду). А теперь налить воду в стакан, где лежат камни. Камни впитывают воду? (Нет). Почему? (Потому что камень твёрдый и не впитывает воду, он воду не пропускает).
Вывод: песок мягкий, лёгкий, состоит из отдельных песчинок, хорошо впитывает влагу. Камень твёрдый, плотный, поэтому воду не впитывает.
Опыт № 11. Могут ли камни менять цвет?
Материалы: камни.
Один камень положить в воду и обратить внимание на него. Достать камень из воды. Какой он? (Мокрый). Сравнить с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом).
Вывод: мокрый камень темнее.
Опыт № 12. От какого камня круги на воде больше?
Материалы и оборудование: ёмкость с водой, камни разного размера.
Погрузить камень в воду и посмотреть, сколько кругов пошло. Потом ещё добавить второй, третий, четвёртый камень и понаблюдать, сколько кругов пошло от каждого камня, и записать результаты. Сравнить результаты. Посмотреть, как эти волны взаимодействуют.
Вывод: от большого камня круги на воде шире, чем от маленького.
Магнит
Цель: знакомство со свойствами магнита (какие предметы притягивает, а какие – нет); выяснение, проходят ли магнитные силы через воду, стекло и другие материалы.
Опыт № 1. Какие материалы притягивает магнит?
Материалы и оборудование: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.
Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, как выглядят настоящие удочки, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает? Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины - магниты. Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую - которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы. В каких ещё играх вы видели магниты? Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?
Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается».
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 2. Волшебная рукавичка.
Материалы и оборудование: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом.
Продемонстрировать детям фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки.
Предложить детям взять предметы из других материалов (дерево, стекло, ткань, бумага): рукавичка перестаёт быть волшебной. Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют его применить.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 3. Фокусы с магнитами.
Фокус «Разборчивый гусь».
Материалы и оборудование: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; ёмкость с водой, банки с вареньем и с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой - на конце только вата.
Многие считают гуся глупой птицей. Но это не так. Даже маленький гусёнок понимает, что для него хорошо, что плохо. Хотя бы этот малыш. Только что вылупился из яйца, а уже добрался до воды и поплыл. Значит, он понимает, что ходить ему будет трудно, а плавать - легко. И в пище разбирается. Вот тут у меня привязаны две ватки, макаю в горчицу и предлагаю гусёнку её отведать (подносится палочка без магнита). Кушай, маленький! Смотрите, отворачивается. Какая горчица на вкус? Почему гусь не хочет есть? Теперь попробуем макнуть другую ватку в варенье (подносится палочка с магнитом). Ага, потянулся к сладенькому. Неглупая птица. Почему наш гусёнок тянется клювом к варенью, а от горчицы отворачивается? В чём его секрет? Дети рассматривают палочку с магнитом на конце. Почему гусь взаимодействует с магнитом? (На фигурке гуся есть что-то металлическое). Рассматривают гуся и видят, что в клюве есть металлический стержень.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Фокус «Бумажные животные».
Материалы и оборудование: фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной с одной стороны стенкой; скрепки; магнит.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и спрашивает: «Могут ли эти бумажные животные сами двигаться?» (Нет). Заменяет этих животных на картинки с прикреплёнными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными.
Фокус «Как достать иголку».
Воспитатель «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать её, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану).
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 4. Притягивает – не притягивает.
Материалы и оборудование: мелкие металлические предметы, пластмассовая пуговица, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик.
На столе лежат вперемешку предметы. Нужно разобрать предметы таким образом: на поднос чёрного цвета положить все предметы, которые магнит притягивает. На поднос зелёного цвета положить предметы, которые не реагируют на магнит. Как это проверить?
С помощью магнита. Надо провести магнитом над предметами. Приступаем!
В.: Расскажите, что вы делали? Что получилось?
Д.: Мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
В.: А какие предметы магнит не притянул?
Д.: Магнит не притянул пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт № 5. Магнетизм.
Материалы и оборудование: магнит, стеклянный сосуд, вода, скрепка.
В кувшин с водой бросить скрепку. Прислонить магнит к кувшину на уровне скрепки и медленно перемещать его по стенке кувшина вверх - скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх.
Вывод: магнитная сила проходит через стекло и воду.
Игры-опыты.
Игра-опыт «Рыбалка».
Материалы и оборудование: ёмкость с водой, металлические рыбки, магнит.
В.: Через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой.
Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне,
притягиваются к магниту.
В.: Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Д.: Мы провели над стаканом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.
Вывод: магнитные силы проходят через воду.
Игра-опыт «Бабочка летит».
Материалы и оборудование: бумажная бабочка, магнит, картон.
В.: Ребята, как вы думаете, может ли бумажная бабочка летать? (Нет).
В.: Я положу на лист картона бабочку, магнит под картон. Буду двигать бабочку по нарисованным дорожкам. Что вы видите? Приступайте к проведению опыта.
В.: Расскажите, что вы сделали и что получили.
Д.: Бабочка летит.
В.: Почему?
Д.: Внизу у бабочки тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.
В.: Где можно использовать это свойство магнита?
Д.: Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Вывод: магнитная сила проходит через картон.
Игра-опыт «Не замочив рук».
Материалы и оборудование: стакан с водой, скрепка, магнит.
В.: Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
Дети пробуют. (Воспитатель показывает, как это сделать).
В.: Надо взять магнит и вести его по внешней стенке стакана.
В.: Расскажите, что вы сделали и что получили.
Д.: Скрепка следует за движением магнита вверх.
Вывод: магнитные силы проходят через стекло.
Игра-опыт «Можно ли висеть на голове?».
Материалы и оборудование: волчок из картона, тонкая деревянная палочка, портновская булавка, магнит.
Сделать лёгкий волчок из картона, насадив его на тонкую палочку. Нижний конец палочки заострить, а в верхний воткнуть портновскую булавку (с металлической, а не пластмассовой головкой) поглубже, чтобы была видна только головка. Пустить волчок «танцевать» на столе, а сверху поднести к нему магнит. Волчок подпрыгнет, и булавочная головка пристанет к магниту, но он не остановится, а будет вращаться, «вися на голове».
Вывод: магнит притягивает металлические предметы.
Бумага
Цель: знакомство со свойствами бумаги, её назначением; выявление зависимости её свойств от плотности; сравнение бумаги с другими материалами.
Опыт № 1. Волшебная бумага.
Материалы и оборудование: альбомные листы белого цвета, фломастеры разного цвета.
Что можно сделать с бумагой и фломастерами?
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2. Сминание бумаги.
Материалы: листы бумаги.
Предложить детям смять бумагу. Легко ли это сделать? Затем предложить смять деревянный кубик. Получается ли это сделать?
Вывод: дерево, из которого сделан кубик, прочное, твёрдое, а бумага мягкая, её можно смять.
Опыт № 3. Сравнение бумаги.
Материалы: картон, простая альбомная бумага.
Попробовать разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникают трудности.
Вывод: картон толще и прочнее, чем бумага.
Опыт № 4. Разрывание бумаги.
Материалы: бумагу, ткань.
Нужно попробовать разорвать бумагу: она быстро и легко рвётся на полоски. Затем попробовать разорвать ткань, но детям это трудно сделать.
Вывод: ткань прочнее, чем бумага.
Опыт № 5. Вода и бумага.
Материалы: бумажные салфетки, альбомный лист.
Положить салфетки и альбомный лист в ванночки с водой. Салфетки тут же размокнут, станут рваться в руках детей. Во второй ванночке бумага намокнет, но рваться не будет.
Вывод: бумага боится воды, бумага – материал непрочный.
Опыт № 6. Шуршащая или поющая бумага.
Материалы: цветная бумага.
Может ли бумага издавать звуки? Для этого нужно взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага будет шуршать, скрипеть.
Вывод: при смятии, трении бумага издаёт звук.
Опыт № 7. Склеивание бумаги.
Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей.
Разрезать лист бумаги, затем взять клей и склеить части.
Вывод: бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 8. Летающая бумага.
Материалы и оборудование: бумага или фольга, веер.
Может ли бумага летать? Чтобы это проверить, нужно нарезать мелко бумагу или фольгу, помахать веером, чтобы получился ветерок. Бумага и фольга разлетятся по всему столу.
Вывод: полоски бумаги и фольги очень легкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
Опыт № 9. Танцующее конфетти.
Материалы и оборудование: прозрачная пластиковая коробочка, мелко нарезанная разноцветная бумага, шерстяная ткань или мех, упаковка от фруктов из полистирола.
Цветное конфетти высыпать в коробку. Взять упаковку от фруктов из вспененного полистирола и вырезать донышко по размеру чуть больше баночки (удобно делать это канцелярским ножом). Интенсивно потереть полистиролом о шерстяную ткань или мех и сразу же накрыть пластиковую коробку. Конфетти начнёт подлетать вверх и прилипать к импровизированной крышке. Через короткое время бумажки начнут опадать.
Опыт № 10. Сильная бумага.
Материалы и оборудование: два стакана, бумага, фигурка-игрушка.
Взять две опоры - два стакана с водой. Расположить сверху лист бумаги и посередине поставить какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Она падает между стаканами. Взять бумагу и сложить ее гармошкой. Гармошку положить на стаканы и сверху поставить фигурку. Теперь фигурка устойчиво стоит.
Вывод: плотная бумага крепче тонкой.
Электричество
Цель: знакомство с понятием «статическое электричество», со свойствами статического электричества; выявление, где «живёт» статическое электричество и как оно проявляется.
Опыт № 1.
Материалы: воздушные шарики.
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. На стене висит шарик, на полу шарики. Предложить повесить все шарики на стену. Не получается: шарики падают.
Предложить все шарики превратить в волшебные: надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Дети натирают шарики о свои волосы и прилепляют к стене. Шарики висят, как будто стали волшебными.
Вывод: в наших волосах живёт электричество. При натирании шарика о волосы он зарядился электричеством, поэтому притянулся к стене.
Предложить подумать детям, когда ещё можно увидеть в волосах электричество. (Когда причёсываемся.)
Опыт № 2.
Материалы и оборудование: авторучка, расчёска, кусочки бумаги.
Превращение простой авторучки и расчески в волшебные предметы.
Дети разрывают бумагу на мелкие кусочки, ручкой касаются бумаги. С бумагой ничего не происходит. Потерев предметы о волосы, дети вновь подносят расчёски и ручки к кусочкам бумаги. Бумага зашевелилась, притянулась.
Вывод: расчёска и ручка стали зарядились электричеством, поэтому бумага притянулась. Это ещё раз доказывает, что в волосах живёт электричество.
Опыт № 3.
Материалы и оборудование: пластмассовые линейки или ручки, птичьи пёрышки.
Предложить взять пластмассовые линейки или ручки и прикоснуться ими к пёрышкам. Ничего не происходит. А теперь сделаем предметы волшебными: потрём о шерстяную перчатку и поднесём к пёрышкам. Пёрышки притянулись, прилипли. Вывод: электричество живёт не только в волосах, но и в одежде.
Опыт № 4. Ожившие волосы.
Материалы и оборудование: расчёска, шерстяная рубашка.
Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расчёску, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают» - становятся «дыбом».
Вопрос детям: «Почему так происходит?»
Вывод: волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчёски с шерстяной тканью рубашки.
Опыт № 5. Помоги Золушке.
Материалы и оборудование: 2-3 ёмкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.
Воображаемая ситуация: «Представьте себе, что злая мачеха придумала Золушке такое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»
Вариант 1. Можно использовать воду.
Вода добавляется в одну из ёмкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в её толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).
Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.
Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нём).
Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.
Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую ёмкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).
Вывод: карандаши зарядились электричеством, поэтому бумага притянулась.
Опыт № 6. Осьминожка.
Материалы и оборудование: лист бумаги, ножницы, кусок меха.
Разрезать бумагу на 8 полосок, не дорезая до края 4-5 см, поднять «осьминожку», свернув неразрезанную сторону колечком: ножки висят вниз.
На столе натереть «осьминожку» кусочком меха, проводя им по ходу ножек. Поднять «осьминожку», свернув неразрезанную сторону в колечко: ножки растопырились колоколом. Засунуть свободную руку внутрь этого колокола. Результат: щупальца обхватили руку.
Вывод: от трения на всех ножках образовались одинаковые электрические заряды. Когда свернули «осьминожку», то отрицательно заряженные щупальца оттолкнулись друг от друга и растопырились колоколом. Когда поместили внутрь руку с положительным зарядом, то отрицательно заряженные щупальца притянулись к ней.
Опыт № 7. Танцующая фольга.
Материалы и оборудование: фольга, расчёска.
Нарежьте фольгу (блестящую обёртку от шоколада) очень узкими и длинными полосками. Проведите расчёской по своим волосам, а затем поднесите её вплотную к отрезкам. Полоски начнут «танцевать». Это притягиваются друг к другу
положительные и отрицательные электрические заряды.
Вывод: расчёска зарядилась электричеством, поэтому полоски фольги стали притягиваться друг к другу и «танцевать».
Опыт № 8.
Материалы и оборудование: алюминиевая банка, воздушный шарик.
Положите алюминиевую банку на ровную поверхность боком. Натрите один шарик о ткань или волосы и поднесите его к банке. Двигайте его дальше по поверхности и посмотрите, что произойдёт. (Алюминиевая банка постепенно покатится за шариком, даже если вы будете понемногу двигать его в сторону).
Вывод: при натирании шарика о волосы он зарядился электричеством, поэтому стал притягивать банку.
Опыт № 9.
Материалы и оборудование: овсяные хлопья, воздушный шарик, шерстяная ткань.
Высыпьте на стол немного овсяных хлопьев. Натрите шарик о шерстяную ткань и подержите немного на небольшом расстоянии над хлопьями.
Что происходит? (Заряженные хлопья притянутся и «прилипнут» к вашему воздушному шару).
Вывод: при натирании шарика о шерстяную ткань, он зарядился электричеством, поэтому стал притягивать хлопья.
Опыт № 10. Весёлая регата.
Материалы и оборудование: тазик с водой, воздушный шарик, бумажный кораблик.
Бумажный кораблик опустите в тазик с водой. Шарик потрите о волосы, поднесите к кораблику и начните двигать. Что происходит? (Кораблик будет двигать за шариком).
Вывод: при натирании шарика о волосы, он зарядился электричеством, поэтому стал бумажный кораблик.
Опыт № 11.
Материалы и оборудование: воздушные шарики на длинных нитках, пульверизатор с водой.
В стране волшебных предметов живут два друга: наэлектризованные шарики на длинных нитках: они одинаковые, оба электрические, но всё время ссорятся и мирятся. Предложить шарики помирить: снять с одного шарика электричество. Намочить один шарик: шарики притянулись (помирились).
Вывод: когда шарики наэлектризованы, они отталкиваются друг от друга, а чтобы они притянулись, надо один шарик смочить водой.
Опыт № 12. Как увидеть молнию?
Материалы и оборудование: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества.
Вывод: гроза – это проявление электричества в природе.
Факты.
1. Статическое электричество окружает нас в быту повсюду. Оно может возникнуть от ходьбы по шерстяному ковру, при надевании свитера, расчёсывании волос, при контакте с полиэтиленом или пенопластом.
2. Статическое электричество относительно безопасно для человека. Правда, если отрицательно заряженным телом прикоснуться к металлу, то можно получить лёгкий удар током.
3. Эффект статического электричества лежит в основе образования молний. Они возникают благодаря контакту разнозаряженных облаков между собой или с озоновым слоем. Естественно, сила таких зарядов очень высока и молнии смертельно опасны для человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей (старшая группа)
Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей ...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей (старшая группа)
С С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник...
Картотека познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Картотека познавательно-исследовательской деятельностив старшей группе. Сентябрь«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».Цель: Закрепление представлений детей об органах чувств, их на...
Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей (старшая группа)
Картотекапознавательно–исследовательской деятельности детей(старшая группа)...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...