Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. на тему: « Ознакомление с родным краем»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Багапова Ольга Юрьевна

Конспект НОД по познавательному развитию направлен на, ознакомление детей  с понятием «малая Родина». В воспитании у детей чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором они живут. В процессе НОД дети получили письмо от Снеговика, который просил  помочь ему собрать письма, которые  ему написали дети  и отвести их в терем деда Мороза. Он попал в посѐлок, но ничего о нѐм не знает и заблудился. Ребята помогли ему и рассказали о своѐм посѐлке. На протяжении всего занятия происходит смена различных видов деятельности для поддержки познавательного интереса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_s_rodnym_kraem.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.

на тему: « Ознакомление с родным краем»

Цель : Обобщение представлений детей о Родине, о посѐлке Новогорный.

Задачи:

Обучающая:

- Уточнить и расширить представления детей о родном посѐлке, его достопримечательностях .

Развивающая:

Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.

Воспитательная:

- Воспитывать любовь к родному краю родной природе, родному языку.

Форма организации обучения: фронтальная (общегрупповая)

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, социально – коммуникативное, физическое развитие, речевое развитие.

Интеграция детских видов деятельности:коммуникативная, двигательная, игровая.

Предварительная работа с детьми: беседы о названии улиц, рассматривание альбомов и иллюстраций посѐлка; беседа о домашних адресах, целевые прогулки по улицам посѐлка, Заучивание пословиц о Родине.

Оборудование и материал: аудио запись «С чего начинается родина» … магнитофон, фотографии , мяч.

Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, репродуктивный.

Планируемый результат: Проявляет активность и инициативность для расширения своих знаний; имеет сформированные представления о родном посёлке его достопримечательностях.

Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Звучит аудиозапись «С чего начинается Родина… » в исполнении

М. Бернеса.

Дети входят в групповую комнату, встают в круг.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.

Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаѐт по цепочке свою радость и хорошее настроение)

Воспитатель:  Утром солнышко встает,

Я пою и в тишине

Отвечаю травам я,

Нас на улицу зовѐт.

 Подпевают птицы мне.

Отвечаю ветру я,

Выхожу из дома я:

 Травы шепчут мне в пути:

 Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, улица моя!

 – Ты скорей, дружок, расти!

 – Здравствуй, Родина моя!

 Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в маленькое путешествие (обводит жестом показывает на карту России )

- Ребята, кто из вас знает, как называется наша родина?

Ответы детей. Россия.

Воспитатель: правильно ребята. Какая она, наша Родина?

Дети: Большая, много лесов, рек, озер. В ней проживает много разных народов.

Воспитатель: О Родине мы знаем много пословиц. Кто назовет их?

Дети:

1. Родина любимая - что мать родимая.

2. Человек без родины, что птица без песни

3. На чужой стороне и весна не красна

4. Жить - родине служить.

Основная часть

Воспитатель: Молодцы ребята…А сейчас проходите, присаживайтесь на стульчики (давайте сядем красиво, обратим внимание на наши спинки, они у нас ровные, красивые, ). Продолжим наше путешествие. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – посѐлок, город, улица, дом, где он родился.

«На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живѐшь,

И даже улицы родной

Мы не найдѐм на карте той! »

Ребята, давайте вспомним, что же такое Родина?

Дети: это там где мы родились,

Воспитатель: верно, дети! Родина там, где мы родились и живем – это наша маленькая Родина. А как называется наша маленькая Родина?

Дети: Новогорный.

Воспитатель: Сегодня утром я шла на работу и повстречала снеговика. Он передал для вас это письмо. Давайте прочитаем его.(читаем письмо).

Письмо снеговика : Дорогие ребята! Наступила зима, скоро придѐт Новый год и Дед Мороз попросил меня Снеговика помочь ему собрать письма, которые вы ему написали, и отвести в терем деда Мороза. И вот я попал в ваш посѐлок, но ничего о нѐм не знаю и заблудился. Помогите мне, пожалуйста. Расскажите о своѐм посѐлке. Ваш Снеговик.

Воспитатель: Поможем Снеговику? (ответ детей) Но сначала немного отдохнѐм.

Физкультминутка.

Нет на свете Родины красивей –

(шагают на месте)

Боевой страны богатырей.

(изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простѐрлась до морей.

(шагают на месте и широко разводят руки) А. Прокофьев

Воспитатель: В нашем посѐлке много улиц. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Домашний адрес», играя в эту игру, мы вспомним, какие улицы есть в нашем посѐлке. ( воспитатель бросает детям по очереди мяч, а дети называют свой домашний адрес.)

Ответы детей: дети называют свои адреса

Воспитатель: Вот видите, сколько у нас улиц в посѐлке, и какие у них названия: Октябрьская, Парковая . 8 марта, а ещѐ у нас есть улицы, Ленина, Садовая и еще много других.

Воспитатель: А ещѐ у нас в посѐлке есть достопримечательности и различные учреждения. Давайте мы сейчас подойдѐм к столу.

И сейчас мы с вами поиграем в Д/и «Попробуй отгадай»( У вас н а столе лежат картинки я буду вам задавать вопросы, а вы попробуете отгадать о какой достопримечательности я говорю и найти соответствующую картинку , показать мне. Объяснить  почему вы выбрали именно эту картинку)

Вопросы: (Воспитатель после выбора и ответа детей выставляет соответствующую картинку на мольберт)

1. Стоит веселый светлый дом,

Ребят проворных много в нем.

Там пишут и читают,

Решают и считают. (Школа)

Дети: школа

2. Учреждение, где для детей работает много кружков, дети учатся шить, лепить, петь, занимаются лечебной физкультурой. (ЦДО «Дружба)

3. Место, где мы занимаемся спортом, катаемся на лыжах, коньках. (Стадион)

Дети: стадион

4.Учреждение в котором дети учатся играть на разных музыкальных инструментах, петь. (музыкальная школа)

Дети: музыкальная школа

5. В этом здании врачи

ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы,

Отпускают лишь здоровых. (Больница)

Дети: больница

6. Ты можешь здесь купить конверт,

Послать посылку срочно,

Всем передать большой привет,

Ведь это здание. (Почта)

Дети: почта

Воспитатель: Как вы думаете, а почта снеговику пригодится?

Дети: Да! Ведь многие ребята уже отправили свои письма и Снеговик их там заберѐт.

7.  Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад.

Что же это? (Детский сад)

Дети : детский садик

8. Место, где люди учатся защищать Родину. (воинская часть)

9. Учреждение, где проходят концерты, дети выступают на сцене, разные праздники «проводы русской зимы», «день защиты детей»( Дом культуры)

Ответы детей: ДК

Воспитатель: Правильно ребята – это ДК , а перед ним находится площадь, когда то она была голая (пустая), просто залита асфальтом. Затем перед Домом культуры были разбиты газоны, высажены саженцы хвойных красавиц. Что за хвойные красавицы находятся на площади? А кто из вас знает, сколько елей на площади…(Сейчас это15 могучих елей и один дуб)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием. Пройдите, пожалуйста на свои места, присаживаемся не забываем про наши ровные спинки.

Воспитатель: А ещѐ ребята, есть в нашем посѐлке святое место. Каждый год, 9 мая, после общепоселкового митинга в честь Победы, туда под звуки военного духового оркестра идут почти все жители посѐлка. Идут поклониться подвигу. Это святое место – Обелиск на берегу озера, на Дальней горе. На обелиске надпись: «lll-ему Красногвардейскому полку».

Сначала памятник был маленький металлический, потом его заменили на бетонный, покрытый мраморной крошкой. Обелиск обнесѐн чѐрными цепями, прикреплѐнными к четырѐм столбам, которые символизируют четыре стороны света. Чѐрные цепи – символ скорби по погибшим! (Показать фото)

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Теперь я думаю, Снеговик точно не заблудится в нашем посѐлке, соберѐт все письма и отнесѐт Деду Морозу! Наше небольшое путешествие по родному посѐлку закончилось. Вы сегодня молодцы!   (похвалить каждого ребѐнка)

Используемая литература:

Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном. Наша Родина Россия/Т.А. Шорыгина.- Изд. ТУ «Сфера»

Интернет источники

Самоанализ

Непосредственно образовательной деятельности в старшей группе.

Вашему вниманию была представлена непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по теме «Ознакомление с родным краем», образовательная область «Познание».

При планировании НОД мной были учтены возрастные особенности детей и программные требования.

Цель: Обобщить представления детей о Родине, о посѐлке Новогорный.

Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение следующих задач:

Образовательная:

- Уточнить и расширить представления детей о родном посѐлке, его достопримечательностях .

Воспитательная:

- Воспитывать любовь к родному краю родной природе, родному языку.

Развивающая:

Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.

В ходе подготовки к непосредственно – образовательной деятельности была проведена предварительная работа: беседы о названии улиц, рассматривание альбомов и иллюстраций посѐлка; беседа о домашних адресах, целевые прогулки по улицам посѐлка, Заучивание пословиц о Родине.

Для решения поставленных задач мной использовались разнообразные методы и приѐмы, такие как:

- наглядные (фотографии , карта России);

- словесные (беседа, художественное слово);

- практические (дидактическая игра);

- репродуктивный (закрепление знаний и навыков).

Воспитательно-образовательный процесс во время совместной деятельности выстраивался на основе личностно-ориентированной модели взаимодействий с детьми, с применением здоровьесберегающией технологии.

Применение данных технологий позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки воспитанников, создать условия для проявления индивидуальности, развития коммуникативных навыков, удовлетворения потребности в двигательной активности дошкольника.

Осуществляла индивидуальный подход: старалась малоактивных детей чаще вовлекать.

Структура занятия была соблюдена в соответствии с восприятием детей учебного материала (вводная, основная часть, заключение).

Водная часть предполагала организацию детей: привлечь внимание, вызвать интерес, создать эмоциональный настрой. Для этого я использовала упражнение «Ручеѐк радости»

Основная часть образовательной деятельности включала в себя непосредственно решение поставленных задач. Дети активно участвовали в беседе, отвечали на поставленные вопросы, играли в игру.

В середине образовательной деятельности я использовала физминутку, что позволило предотвратить усталость, пере утомляемость детей.

На заключительном этапе, я похвалила всех детей за старания, повторили материал.

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Продолжительность образовательной деятельности составила 25 минут, что соответствует рекомендациям СанПина.

Во время НОД обращала внимание на осанку детей.

Я считаю, что цель непосредственно - образовательной деятельности достигнута, поставленные задачи решены. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной, атмосфера доброжелательной. Интерес и внимание детей сохранилось на протяжении всей образовательной деятельности.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Из истории русских пряников"

В ходе занятия детей знакомят с традицией изготовления печатных пряников на Руси, с их разнообразием ( фигурные, штучные, городские, почетные; пряничные коврижки), с традициями использования пряников ...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Ознакомление детей с растениями и животными»

Цель: Закрепить представление о жизни растений и животных, их взаимосвязи.Развивать диалектическое мышление, воображение, развитие речи, тактильные ощущения.Воспитывать сочувствие, сопереживание....

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание»

Тема недели: Здоровое питание КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Витамины и здоровое питание» Программное содержание: 1. Формироват...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме «Посуда»

Цель занятия: формировать у детей представление о посуде, её видах, частях и назначении, закреплять названия предметов посуды....