Эти удивительные камни.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Волкова Лариса Александровна

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eti_udivitelnye_kamni.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Эти удивительные камни»

НОД по познавательно-исследовательской деятельности

Цель: Расширять знания детей о неживой природе, о камнях.

Задачи:

Образовательные: Поддерживать интерес к изучению камней, упражнять в классификации их по разным признакам, совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различия предметов.

Развивающие: Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти.

Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательная: Воспитывать любознательность, познавательный интерес.

Методы и приемы:

• Словесные: вопросы, художественное слово.

• Наглядные: презентация, посылка с камнями.

• Практические: физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа

чтение произведения «Серебряное копытце» П. П. Бажова, Рассматривание детской познавательной энциклопедии. Рассматривание различных иллюстраций гор, камней.

Продуктивная деятельность:

Экспериментирование «Какие бывают камешки»

Рисование

Оборудование:

Посылка с камнями, фартуки, письмо, конфеты “Морские камушки», оборудование для проведения исследовательской деятельности: лупа, прозрачный стакан с водой, салфетка для рук, гвоздик, камни разной величины, одноразовая посуда, деревянный кубик, листы бумаги, цветные карандаши. Компьютерная презентация «Камни».

Ход:

Воспитатель приглашает детей в лабораторию, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся…

И друг другу улыбнёмся.

Стук в дверь. Воспитатель идёт к двери и берёт посылку.

- Ребята! Что это?

Дети: посылка

А давайте прочитаем для кого эта посылка?

От кого?

(Открываем, достаём шкатулку и письмо)

Предлагаю детям присесть на коврик я прочитаю письмо

«В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)

Воспитатель. -Давайте рассмотрим камни в посылке.

Воспитатель. Ребята! Как вы думаете, для чего нужны камни человеку?

Дети. Они нужны для строительства домов, дорог.

- Сейчас я включу музыку, а вы закроете глаза и будете слушать ее и представлять себе картину, которую вам подскажет музыка.

- Что вы слышите? Расскажите свое представление.

Дети. Шумит море, волны, берег, камешки на берегу перекатываются с места на место, стучат друг о друга.

Воспитатель. 1. Кто-нибудь из вас был на море?

2. Какой берег там был: каменистый или покрытый песком?

3. Вы брали в руки камешки, рассматривали их?

Сегодня мы с вами, будем тоже рассматривать разные камни, и узнавать о них кое-что новое и интересное.

Воспитатель. Я предлагаю вам отправится в лабораторию и провести некоторые эксперименты. Сесть за стол.

(На столах стоит поднос, на нем камни - по 2 на каждого ребенка) .

Воспитатель. Найдите на подносе морские камешки и положите на салфетку.

1. Что помогло узнать что это морские камешки?

2. Посмотрите на них и скажите какие они, какого цвета, какая у них поверхность?

Дети. Они гладкие, красивые, разного цвета.

- Почему они такие? Гладкими их делает вода. Нахлынувшие волны бьют камни друг о друга, вода со временем оттачивает у них края.

Воспитатель. –А теперь предлагаю вам найти обычные камешки и рассмотреть. Что можно сказать об этом камне.

Дети. Они шершавые, неровные, с острыми углами, разной формы.

- Постучите камень о камень, что происходит?

Дети. Мы слышим звук.

- Приложите камешек к щеке, какой он? Можно ли согреть его? Как это сделать?

Дети. Положить на солнышко, согреть в ладонях.

Воспитатель. Так есть отличие между морскими и обычными камнями? (Ответы детей)

Давайте немного отдохнем и проведем игру-эстафету.

Подвижная игра-эстафета «Обычные и морские камни»

Воспитатель. Разделимся на две команды. В обруче рассыпаны камешки, среди них есть и обычные и морские камешки, их одинаковое количество. Когда зазвучит музыка, одновременно 1комада будет собирать морские камни и складывать их в свою коробочку, а 2-ая команда собирает только обычные камешки и относит их в свою коробочку. Игра будет продолжаться до тех пор, пока все камешки не окажутся в своих коробочках.

Выигрывает команда быстрее и правильнее справившаяся с заданием.

Звучит музыка с быстрым темпом.

По окончании игры проверить точность выполненного задания.

Воспитатель. Я предлагаю немножко отдохнуть и всем размяться.

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка,

До небес макушка

Её ветер обдувает,

Её дождик поливает,

Стоит гора, страдает, камешки теряет

И каждый день, и каждую ночь

Катятся, катятся камешки прочь.

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы!

Ребята! Подойдите к столу и встаньте вокруг него. Возьмите в руку камень и крепко сожмите его… Камень изменил форму?

Почему?

Как вы думаете дерево тверже, чем камень? (ответы детей) Я возьму деревянный брусочек, молоток и гвоздь. Попробую в дерево вбить гвоздь. Получилось? (ответы детей) Теперь я попробую вбить гвоздь в камень. Я смогла забить в камень гвоздь. (ответы детей) Что произошло с гвоздем? (ответы детей) А что произошло с камнем? (ответы детей) А теперь предлагаю вам опустить камень в воду. Что произошло с камнем? (ответы детей) А теперь возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что с ним происходит? (ответы детей) Почему? (ответы детей) А почему деревянный брусочек плавает? (ответы детей) Обратите внимание на камень, который находится в воде. Какой он? (ответы детей) Правильно, он мокрый. Сравните его с камнем на салфетке. Чем они отличаются? (подвести детей к выводу, что они отличаются цветом, мокрый камень более темный, чем сухой. Правильно!

Итак, с помощью различных экспериментов мы многое узнали о свойствах камней.

Предлагаю вам присесть и поиграть в игру «Правильно-не правильно»!

1. Камень тонет в воде?

2. Камень прозрачный как стекло?

3. Камень легкий как пух?

4. Мокрый камень темнее, чем сухой?

5. Камень тянется в разные стороны как резинка?

6. Обычный камень шершавый, а морской гладкий?

7. Из камня можно вылепить любую форму?

8. Камень может плавать в воде как дерево?

9. Камень рвется как бумага?

10. Мокрый камень становится мягким?

11. Все камни одинакового размера?

12. Камень можно разрезать ножницами?

Воспитатель:- Хозяйка Медной горы приготовила ещё один сюрприз

Презентация «В мире камня».

Воспитатель: Да, красивые камни у Хозяйки Медной горы, недаром она их охраняет. А что, ребята, давайте Хозяйке Медной горы подарок сделаем? Что она любит?

Дети: камни

Воспитатель: Она любит все камни! А вы нарисуйте камни какие вам нравятся!

Приглашаю детей за стол.

Продуктивная деятельность

Давайте покажем наши разноцветные камни, пусть гости полюбуются.

Дети встают в круг.

Итог:

1. Для чего нужны камни?

2. Где можно встретить, увидеть камни?

3. Итак, какие бывают камни?

Рефлексия:

1. Вам понравился наш эксперимент?

2. А что больше всего вам понравилось?

3. А что интересного вы узнали?

4. Вам понравилась наша работа?

5. Вы активно работали?

(Дети отвечают). Молодцы! И в нашей посылке есть особенные камушки. Угощаю конфетами «Морские камушки»

Письмо от Хозяйки Медной горы.

«В некотором царстве, в некотором государстве, за синими морями стоят высокие горы. В них много богатств и сокровищ. Зорко слежу я - Хозяйка Медной горы - за порядком в горах. Я знаю, что вы всё любите исследовать и рассматривать. В эту шкатулку я положила свои богатства и предлагаю отгадать, что это за богатства. А поможет в этом моя загадка:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужный лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий - в ладошке лежать,

Тяжёлый, большой, одному не поднять.

Кто дети загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

(камень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл занятий "удивительные камни"

одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные ...

Удивительные камни

Данное  занятие  разработано  для  детей  старшего  дошкольного возраста. Содержит  интересную  экспериментальную деятельность  с  детьми, художествен...

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект по образовательной области "Познание" - "Удивительные камни"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разнообразием мира камней и их свойствами...

«Мир удивительных камней».

Тематический день тематической недели «Коллекционирование» в средней группе....

Удивительные камни

Камни в природе и что может сделать человек из камня....

Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...