Проект "Птицы - наши друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Кречина Антонина Станиславовна

Расширяя знания и представления у детей о зимующих птицах, мы  формируем  обобщенные представления о птицах: о внешнем виде, образе жизни, о способах приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.Обогащаем, активизируем словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptitsy_-_nashi_druzya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

"Птицы - наши друзья"

О проекте

Тип проекта - информационно-творческий.

Характер контактов - внутри ДОУ, в контакте с семьёй.

Состав участников - педагоги, дети, родители.

Сроки реализации - средняя продолжительность (ноябрь - март).

Проблема - недостаточное представление детей о зимующих птицах,

                        не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Формы работы - игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.                  

Актуальность проблемы.

Мотив выбора темы исследования, значимость темы для окружающих.

   Народная мудрость гласит, что ребёнка нужно воспитывать пока он лежит поперёк лавки. Поэтому я считаю, что закладывать основы экологической культуры и развивать экологическое сознание нужно в этот же период.

   Дошкольное детство является периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо "закладывать" в ребёнка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.

   Нам нравится учиться чему-то новому и интересному, а изучение и охрана - очень увлекательное и нужное занятие. Поэтому мы решили узнать как можно больше о птицах, особенно зимующих, так как именно в зимнее время птицы нуждаются в помощи человека.

Цель проекта

Формирование у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.

Задачи проекта

-- расширять представления детей о птицах, об условиях их жизни; продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;

-- закреплять понятия о необходимости помогать птицам в холодное время года;

-- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру, приучать их заботиться о птицах;

-- способствовать развитию творческих, интеллектуальных способностей детей;

-- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

-- сбор информации о зимующих птицах;

-- накопление, разработка и оформление материала (познавательные беседы, занятия, стихи, рассказы, сказки, загадки, физкультминутки, подвижные, дидактические и пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы и др.)

-- обсуждение цели, задач проекта с детьми и их родителями;

-- проведение акции "С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц);

-- проведение акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек);

Формы работы с детьми:

--рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением птиц, зимующих птиц; Приложение 1

-- наблюдения за птицами на участке детского сада за его пределами (совместно с родителями);

-- тематические прогулки "Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно";

Приложение 2

-- продуктивная деятельность в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, ручном труде и т.д.

-- чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, обсуждение пословиц, поговорок, примет. Приложение 3

Предполагаемый  результат реализации проекта:

-- сформировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах;

-- знание детьми 5-6 видов птиц, их внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время;

-- обогащение словарного запаса детей;

-- умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи;

-- воспитание умения работать в коллективе, приходить на выручку;

-- сформированное гуманное отношение к природе;  

-- интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации и др.;

-- приобщение родителей к совместной деятельности с детским садом.

Основной этап (практический).

Подкормите птиц зимой, Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма, Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна Будет им зима.

Сколько будет их - не счесть Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.

Разве можно забывать: Улететь могли,

А остались зимовать Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.               (Александр Яшин, 1967г.)

   Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И именно в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем поддержать птиц зимой, помочь им и понаблюдать за ними.

   Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.

   Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия, наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц своей местности, можно спасти их от гибели.

   Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают кормушки в детском саду и совместно с родителями, собирают корм и разрабатывают "птичье меню". Приложение 4

Образовательная область: "Познавательное развитие".

- Наблюдения за птицами "А у нас на кормушке": на участке детского сада, около домов, где живут дети, во время совместных прогулок с родителями в лес, в парк.

- Познавательные занятия : "Наши пернатые друзья", "Птицы зимой."

- Конструирование: "Мы кормушку смастерили" (из природного и бросового материала)

- Познавательные беседы: "Птицы нашей местности", "Птичье меню"(чем можно кормить птиц, а чем нельзя).

- Игра - викторина "Зимующие птицы".

- Дидактические игры: "Собери и покорми", "Четвёртый лишний", "Угадай, чьё это?", "Какой птички не стало ?

 - В рамках проекта проведение беседы о правилах поведения детей дома, на улице.

- Вспомнить стихи, рассказы, сказки, где птицы попадали в беду.

- Повторение правил техники безопасности при изготовление кормушек, пополнения их кормом, во время прогулок и др.

Образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие".

- Рисование: "Снегирь на ветке", "Синичка" (рисование ладонью).

- Лепка: "Птицы разные бывают", "Птичка на кормушке".

- Аппликация: "Снегири". Грачи прилетели.

-Лепка из теста: Жаворонки      Приложение 5

- Проведение праздника "День птиц".

- Разучивание песен о птицах, о зиме.

- Слушание голосов птиц; учить детей их различать.

Образовательная область: "Речевое развитие".

- Знакомство и чтение сказок, рассказов, стихов о птицах:

"Сороки" (В.Осеева), "Кот и воробей" (А.Ежов), "Снегири" (Р.Федькин), "Котька и птичка" (Н.Романова), "Курорт "Сосулька" (Н.Сладков) идр.

- Разгадывание загадок о птицах.

- Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, примет о птицах.

- Чтение стихов "Птичка" (А.А.Пчельникова), "Сорок сорок" (П.Мошканцев), "Покормите птиц зимой" (А.Яшин), "Бывают птицы разные".

- Заучивание стихов В.Звягина, А.Барто, С.Есенина, В.Мирясова, А.Прокофьева.

Образовательная область: "Социально коммуникативное рзвитие"

- Описательные рассказы детей "Что за чудо эта птичка!", "Моё волшебное окно", "Я видел, как наши соседи угощают птиц лакомством",

- Разучивание пальчиковых игр: "Птичья зарядка", "Воробей", "Дятел" и др.

- Прослушивание "песен" птиц и их воспроизведение.

- Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.

- Дидактические игры: "Один - много", "Скажи ласково", "Скажи наоборот", "Кто как голос подаёт?", "Сосчитай птиц", "Большой - маленький".

- Занятие по коммуникации: "Наши пернатые друзья".

- Игровая деятельность: конкурсы, викторины, игры.

- Игры-драматизации (вырабатывание интонации, выразительности).

- Театрализованное представление: "Лесной доктор". Приложение 6

- Изготовление кормушек в детском саду и совместно с родителями и их размещение на территории  детского сада и около домов.

- Чистка кормушек от снега.

- Дежурство по "Птичьей столовой" (пополнение кормушек кормом).

Образовательная область: "Физическое развитие".

- Разучивание подвижных игр: "Филин и пташки", "Совушка", "Птицелов", "Ворона", "Глуби", "Собачка и воробьи" и др.

- Выполнение физических упражнений, имитирующих птиц, дыхательных упражнений.

- Оздоровительные пробежки, прогулки и др.

Работа с родителями.

- Консультации для родителей:

   * "Экологическое воспитание в семье и ДОУ"

   * "Подкормите птиц зимой".

   * "Чем угостить птиц зимой".

- Изготовление кормушек совместно с детьми.

- Участие в акции "С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц).

- Рекомендации на прогулки в лес, парк совместно с детьми.

- Наблюдение за птицами вместе с детьми во время прогулок и из окна дома.

- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах, журналах, принести книги в детский сад. Приложение 7

- Анкетирование для родителей "Экологическое воспитание в семье" (для выяснения отношения родителей к экологическому воспитанию".

- Развешивание скворечников. Приложение 8

Заключительный этап.

- Экологическая викторина "Птицы - наши друзья".

- Презентация альбома с творческими работами детей: выставки рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и др. Приложение 8,9

Были достигнуты цели проекта:

- узнали много нового и интересного из жизни птиц нашей местности;

- знаем, как нужно помогать птицам зимой;

- понимаем, что забота о природе необходима как природе, так и самому человеку.

 

Список используемой литературы

  1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
  2. «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
  3. «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
  4. «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
  5. «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
  6. «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
  7. «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
  8. «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
  9. «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
  10. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
  11. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
  12. «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
  13.  «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
  14. «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
  15. «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
  16. «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
  17. « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.
  18. «Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/

Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...

Рекомендации для родителей . Тема:"Наше здоровье" .Беседа "Наши друзья- витамины"

Рекомендации для родителей. Беседа "Наши друзья - витамины"...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...