Проект "Птицы - наши друзья"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Расширяя знания и представления у детей о зимующих птицах, мы формируем обобщенные представления о птицах: о внешнем виде, образе жизни, о способах приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.Обогащаем, активизируем словарный запас детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy_-_nashi_druzya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
"Птицы - наши друзья"
О проекте
Тип проекта - информационно-творческий.
Характер контактов - внутри ДОУ, в контакте с семьёй.
Состав участников - педагоги, дети, родители.
Сроки реализации - средняя продолжительность (ноябрь - март).
Проблема - недостаточное представление детей о зимующих птицах,
не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Формы работы - игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность проблемы.
Мотив выбора темы исследования, значимость темы для окружающих.
Народная мудрость гласит, что ребёнка нужно воспитывать пока он лежит поперёк лавки. Поэтому я считаю, что закладывать основы экологической культуры и развивать экологическое сознание нужно в этот же период.
Дошкольное детство является периодом бурного роста и интенсивного развития, совершенствования физических и психических возможностей, началом становления личности. В этот период необходимо "закладывать" в ребёнка основы взаимодействия с природой и бережное отношение к окружающему миру.
Нам нравится учиться чему-то новому и интересному, а изучение и охрана - очень увлекательное и нужное занятие. Поэтому мы решили узнать как можно больше о птицах, особенно зимующих, так как именно в зимнее время птицы нуждаются в помощи человека.
Цель проекта
Формирование у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой.
Задачи проекта
-- расширять представления детей о птицах, об условиях их жизни; продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
-- закреплять понятия о необходимости помогать птицам в холодное время года;
-- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру, приучать их заботиться о птицах;
-- способствовать развитию творческих, интеллектуальных способностей детей;
-- пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
-- сбор информации о зимующих птицах;
-- накопление, разработка и оформление материала (познавательные беседы, занятия, стихи, рассказы, сказки, загадки, физкультминутки, подвижные, дидактические и пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы и др.)
-- обсуждение цели, задач проекта с детьми и их родителями;
-- проведение акции "С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц);
-- проведение акции "Подкормите птиц зимой" (изготовление кормушек);
Формы работы с детьми:
--рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением птиц, зимующих птиц; Приложение 1
-- наблюдения за птицами на участке детского сада за его пределами (совместно с родителями);
-- тематические прогулки "Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно";
Приложение 2
-- продуктивная деятельность в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, ручном труде и т.д.
-- чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок, обсуждение пословиц, поговорок, примет. Приложение 3
Предполагаемый результат реализации проекта:
-- сформировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах;
-- знание детьми 5-6 видов птиц, их внешнего вида, образа жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время;
-- обогащение словарного запаса детей;
-- умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи;
-- воспитание умения работать в коллективе, приходить на выручку;
-- сформированное гуманное отношение к природе;
-- интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке, аппликации и др.;
-- приобщение родителей к совместной деятельности с детским садом.
Основной этап (практический).
Подкормите птиц зимой, Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна Будет им зима.
Сколько будет их - не счесть Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (Александр Яшин, 1967г.)
Действительно, зима - трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. И именно в это время года зимующие птицы особенно нуждаются в помощи человека, так как они ощущают острую нехватку еды. Голодная птица сильно страдает от холода. А мы можем поддержать птиц зимой, помочь им и понаблюдать за ними.
Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод - не тётка, и он заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети через беседы, познавательные занятия, наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, подкармливая птиц своей местности, можно спасти их от гибели.
Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают кормушки в детском саду и совместно с родителями, собирают корм и разрабатывают "птичье меню". Приложение 4
Образовательная область: "Познавательное развитие".
- Наблюдения за птицами "А у нас на кормушке": на участке детского сада, около домов, где живут дети, во время совместных прогулок с родителями в лес, в парк.
- Познавательные занятия : "Наши пернатые друзья", "Птицы зимой."
- Конструирование: "Мы кормушку смастерили" (из природного и бросового материала)
- Познавательные беседы: "Птицы нашей местности", "Птичье меню"(чем можно кормить птиц, а чем нельзя).
- Игра - викторина "Зимующие птицы".
- Дидактические игры: "Собери и покорми", "Четвёртый лишний", "Угадай, чьё это?", "Какой птички не стало ?
- В рамках проекта проведение беседы о правилах поведения детей дома, на улице.
- Вспомнить стихи, рассказы, сказки, где птицы попадали в беду.
- Повторение правил техники безопасности при изготовление кормушек, пополнения их кормом, во время прогулок и др.
Образовательная область: "Художественно-эстетическое развитие".
- Рисование: "Снегирь на ветке", "Синичка" (рисование ладонью).
- Лепка: "Птицы разные бывают", "Птичка на кормушке".
- Аппликация: "Снегири". Грачи прилетели.
-Лепка из теста: Жаворонки Приложение 5
- Проведение праздника "День птиц".
- Разучивание песен о птицах, о зиме.
- Слушание голосов птиц; учить детей их различать.
Образовательная область: "Речевое развитие".
- Знакомство и чтение сказок, рассказов, стихов о птицах:
"Сороки" (В.Осеева), "Кот и воробей" (А.Ежов), "Снегири" (Р.Федькин), "Котька и птичка" (Н.Романова), "Курорт "Сосулька" (Н.Сладков) идр.
- Разгадывание загадок о птицах.
- Чтение и обсуждение пословиц, поговорок, примет о птицах.
- Чтение стихов "Птичка" (А.А.Пчельникова), "Сорок сорок" (П.Мошканцев), "Покормите птиц зимой" (А.Яшин), "Бывают птицы разные".
- Заучивание стихов В.Звягина, А.Барто, С.Есенина, В.Мирясова, А.Прокофьева.
Образовательная область: "Социально коммуникативное рзвитие"
- Описательные рассказы детей "Что за чудо эта птичка!", "Моё волшебное окно", "Я видел, как наши соседи угощают птиц лакомством",
- Разучивание пальчиковых игр: "Птичья зарядка", "Воробей", "Дятел" и др.
- Прослушивание "песен" птиц и их воспроизведение.
- Использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.
- Дидактические игры: "Один - много", "Скажи ласково", "Скажи наоборот", "Кто как голос подаёт?", "Сосчитай птиц", "Большой - маленький".
- Занятие по коммуникации: "Наши пернатые друзья".
- Игровая деятельность: конкурсы, викторины, игры.
- Игры-драматизации (вырабатывание интонации, выразительности).
- Театрализованное представление: "Лесной доктор". Приложение 6
- Изготовление кормушек в детском саду и совместно с родителями и их размещение на территории детского сада и около домов.
- Чистка кормушек от снега.
- Дежурство по "Птичьей столовой" (пополнение кормушек кормом).
Образовательная область: "Физическое развитие".
- Разучивание подвижных игр: "Филин и пташки", "Совушка", "Птицелов", "Ворона", "Глуби", "Собачка и воробьи" и др.
- Выполнение физических упражнений, имитирующих птиц, дыхательных упражнений.
- Оздоровительные пробежки, прогулки и др.
Работа с родителями.
- Консультации для родителей:
* "Экологическое воспитание в семье и ДОУ"
* "Подкормите птиц зимой".
* "Чем угостить птиц зимой".
- Изготовление кормушек совместно с детьми.
- Участие в акции "С каждого по зёрнышку" (сбор корма для птиц).
- Рекомендации на прогулки в лес, парк совместно с детьми.
- Наблюдение за птицами вместе с детьми во время прогулок и из окна дома.
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, в книгах, журналах, принести книги в детский сад. Приложение 7
- Анкетирование для родителей "Экологическое воспитание в семье" (для выяснения отношения родителей к экологическому воспитанию".
- Развешивание скворечников. Приложение 8
Заключительный этап.
- Экологическая викторина "Птицы - наши друзья".
- Презентация альбома с творческими работами детей: выставки рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и др. Приложение 8,9
Были достигнуты цели проекта:
- узнали много нового и интересного из жизни птиц нашей местности;
- знаем, как нужно помогать птицам зимой;
- понимаем, что забота о природе необходима как природе, так и самому человеку.
Список используемой литературы
- «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.
- «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.
- «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
- «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
- «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
- «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
- «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
- «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
- «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
- «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
- «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
- «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
- «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
- «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
- «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
- «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
- « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.
- «Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/
Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....
Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».
О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"
Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.
Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...
Рекомендации для родителей . Тема:"Наше здоровье" .Беседа "Наши друзья- витамины"
Рекомендации для родителей. Беседа "Наши друзья - витамины"...
Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"
Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...
- Мне нравится (1)