НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Без соли не проживешь»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мишанова Оксана Витальевна

Конспект НОД в подготовительной к школе группе (6-7 лет) образовательная область: познавательное развитие. Тема «Без соли не проживешь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл нод без соли не проживешь41.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/с № 23 «Золотой петушок» 

КОНСПЕКТ

НОД по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми подготовительной группы

Тема «Без соли не проживешь»

Образовательная область: познавательное развитие

Воспитатель:

 Мишанова Оксана Витальевна

ЗАТО г. Железногорск 2023 г.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе (6-7 лет)

 образовательная область: познавательное развитие

                                               Тема «Без соли не проживешь»

Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей со свойствами соли, способами её добычи и применения; 

- формировать умение рассуждать, анализировать, делать выводы и умозаключения;

- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие:

- развивать умение использовать разнообразные методы исследования объектов;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать умение взаимодейтсвовать с окружающими, общаться, работать сообща.

Воспитательные:

- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов;

- формировать ответственное отношение к миру природы, интерес и любовь к родному краю;

- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе.

Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, речевая, познавательная, экспериментально-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, музыкально-ритмическая.

Способы организации детей 

стоя в кругу, стоя свободно в пространстве группы, перемещаясь свободно по «центрам», сидя полукругом, за столами, свободно на ковре.

Оборудование 

Демонстрационный материал: карточки с символическими изображениями «методов исследования», детские энциклопедии с информацией про соль, ноутбук, презентация «Добыча соли», видеоролик «Добыча соли на озере Баскунчак», каравай с солью, детский микрофон, 4 мешочка для проведения дидактической игры, декоративная баночка с окрашенной солью, панно «Ваза впечатлений» для проведения рефлексии;

Раздаточный материал: карандаши, блокноты, клеёнчатые фартуки и шапочки, влажные и сухие салфетки, оборудование для проведения опытов (ёмкости с солью, подносики, стаканчики, вода, ложки, яйца, баночки с краской, ёмкости со льдом, переносной холодильник, баночки с краской, свеча), стикеры-цветочки.

Словарная работа каменная, поваренная, кристалл, минеральное вещество, шахта, выпаривание, соледобывающий комбайн.

Предварительная работа

- беседы о традициях и гостеприимстве русского народа, о применении обычной соли в домашних условиях;

- рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли;

- рассматривание различных видов соли, экспериментирование с солью;

- наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль», дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный».

- чтение художественной литературы (сказки, загадки, стихи, знакомство с пословицами и поговорками)

- изодеятельность «Соленые истории» (рисование солью, поделки из солёного теста).

Ход НОД:

Вводный этап   2 мин.

Организационный момент

Ребята, давайте возьмёмся  за руки, посмотрим друг на друга и подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Теперь я вижу, что у всех отличное настроение, и пусть оно не покидает нас весь день.

Эмоционально-стимулирующий момент

Воспитатель: Друзья мои, мы с вами недавно говорили о традициях и обычаях нашего народа, о его гостеприимстве. Кто напомнит мне, какие традиции связаны у нас со встречей гостей?

Возможные варианты: обязательно поздороваться, поклониться, пригласить в дом, усадить на лучшее место, угостить и др.

Ответы детей: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью.

Воспитатель: Да, действительно, приветствуя гостей, русский человек говорит «Хлеб да соль!». «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.

Мотивация на предстоящую деятельность

Воспитатель: Ребята, вспомните, когда мы с вами говорили о хлебосольстве русского народа, вас что-то заинтересовало. Мы прикрепили ваши вопросы наприкрепили ваши записки с вопросами на древо вопросов. Давайте вспомним, что вы хотели узнать.

Дети: мы хотели узнать, для чего нужна соль, откуда она к нам приходит, почему соль так высоко ценилась и узнать все её секреты.

Воспитатель: А хотите ли вы провести самостоятельное исследование и узнать секреты соли?

Основной этап 25 мин.

Воспитатель: Что  нужно сделать, чтобы провести исследование?

Дети. Получить как можно больше информации.

Воспитатель. Правильно. Мы с вами уже опытные исследователи, поэтому, предлагаю вам воспользоваться нашими карточками-подсказками и с их помощью составить план нашего исследования.

(Дети вместе с воспитателем подходят к магнитной доске и выставляют карточки с названием этапов исследования).

Можно предложить кому-нибудь из детей рассказать по выставленным картинкам об этапах проведения исследования.

Воспитатель: А запомнить полученную информацию нам помогут наши «блокноты исследователей» и карандаши – мы будем делать соответствующие схемы и рисунки.

I этап.   Актуализация имеющихся знаний

Воспитатель. Итак, существует много способов сбора информации. Но с чего мы начнем?

Дети. Подумать самостоятельно.

(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)

Нужно вспомнить, что мы знаем  о соли. А поможет нам в этом игра  «Микрофон исследователя».

Правила игры: Мы встанем в круг и в наш микрофон исследователя громко и четко будем перечислять известные нам факты о соли. Тот, кто готов поделиться интересной информацией, берёт микрофон исследователя и сообщает всем 1 известный ему факт о соли.

Ответы детей:

- Соль - вещество белого цвета.

- Соль на вкус соленая.

- Соль – это пищевой продукт, приправа к нашей пище.

- Соль – это сыпучий продукт.

- Соль не имеет запаха, она не пахнет.

-  Мы рассматривали соль под лупой и увидели, что мелкие крупинки соли – это кристаллы.

- Мы знаем, что есть  много видов соли. Есть морская соль  - содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.

- Когда гостям говорили «Хлеб да соль» - это пожелание добра. Соль – символ дружбы. Беречь хлеб и соль – значит дружить. Была такая примета – рассыпал соль – к ссоре.

- А еще есть народная пословица «Без соли не проживешь» - я знаю, что многие блюда без соли безвкусны.

- В еде много соли не нужно – только в меру: «Недосол на столе – пересол на спине» - очень соленую пищу есть невозможно и вредно.

Воспитатель обобщает ответы детей.

Да, дорогие мои, мы с вами знаем, что соль – это сыпучее кристаллическое вещество белого цвета, без запаха, на вкус солёная и передаёт этот вкус продуктам, в которые её добавляют. Предлагаю вам всю известную нам информацию зарисовать в наших блокнотах исследователей.

Дети зарисовывают в блокнотах схемы.

Воспитатель: ребята, вы уже немало знаете о соли. А хотите проверить себя? Узнать соль в игре-загадке «Четыре волшебных мешочка». У меня в мешочках - разные вещества. Попробуйте  наощупь определить, в котором из них спряталась соль.

Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»

Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, крупа. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.

II этап.  

Воспитатель.  Предлагаю вам продолжить наше исследование. Следующий этап - (обращает внимание детей на картинку-изображение следующего этапа)

Дети. Спросить у взрослых.

Воспитатель. Подумайте, у кого из взрослых мы можем получить нужную нам информацию? Чьему мнению вы доверяете?

Дети. Мы можем спросить у других воспитателей, у повара или у медсестры.

Воспитатель. Тогда я предлагаю позвонить нашей медицинской сестре Валентине Борисовне и задать ей интересующие нас вопросы.

- Алло, Валентина Борисовна, вас приветствуют ребята из группы «Речечветик». Мы проводим исследование и нас заинтересовал вопрос: для чего нужна соль? Вы можете нам помочь?

Заведующий. Здравствуйте, ребята, я уже знаю, что вас заинтересовали секреты соли, и поэтому подготовилась к нашей беседе.

Рассказ заведующего о соли

Соль таит в себе много  удивительных и далеко не всем известных свойств.  Без соли не может жить ни один живой организм. Соль поддерживает водно-солевой баланс в организме, помогает пищеварению, влияет на работу мышц и нервной системы.

 Ценность соли и в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранить выращенные летом овощи – вы знаете, что на зиму всегда запасают квашенную капусту, солёные огурцы и помидоры. Однако важно помнить, что переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру. Соль употребляют не только как приправу к пище, но и как лечебное вещество. В сочетании с водой соль снимает воспаления, ею можно лечиться от легких отравлений. Раствор соли используют для полоскания горла при ангине, для промывания носа, солевые компрессы помогают при ушибах и укусах насекомых.  Очень полезны ванны с морской солью.  Если вдыхать соль в определенных количествах, она оказывает лечебное воздействие на организм. Для этих целей люди специально устраивают соляные пещеры и комнаты для лечения заболеваний дыхательных путей.  

Соль способствует таянию снега и льда. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью обледенелые дорожки. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Также поваренная соль используется в промышленности – она нужна  для производства различных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.

Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни.

Воспитатель. Спасибо за интересный рассказ, Валентина Борисовна, для нас очень важна эта информация.

Дорогие мои исследователи, предлагаю вам все полученные сведения зарисовать в наших блокнотах.

Дети зарисовывают в блокнотах схемы.

III этап.

Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?

Дети. Прочитать в книге.

Воспитатель: В нашем книжном уголке есть разные книги.

В какой книге мы можем узнать о соли?

Дети. Словарь, энциклопедия, книга знаний.

Воспитатель. Давайте вместе выберем книгу, в которой можно прочитать о соли.

Воспитатель и дети садятся в круг, воспитатель зачитывает из энциклопедического словаря «Что такое «соль?».

Соль - белое кристаллическое вещество с солёным вкусом. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Но без соли обойтись нельзя. Это единственный продукт, который нечем заменить. Медики установили, что в организме человека без соли нарушается обмен веществ. Живое существо, не получая соли, гибнет. К счастью, природа достаточно запасла соли. В Красноярском крае добыча соли осуществляется на Троицком и Канарайском месторождениях в Тасеевском  вском районе. (показывает на карте) Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты. Время сделало соль очень твёрдой, поэтому её называют каменной. Соль добывают не только под землёй, но и со дна соляных озер.

Дети зарисовывают в блокноты.

Динамическая пауза «Гимнастика для мозга»

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас немного отдохнуть.

Дети вместе с воспитателем под музыку выполняют упражнения «Гимнастика для мозга»

IV этап.

Воспитатель. Что будет ледующим этапом нашего исследования?

Дети. Посмотреть передачу по телевизору или найти информацию в интернете.

Просмотр  презентации о добыче соли.

Воспитатель:

1 слайд

Добычей соли занимаются по всему миру. Природные запасы этого растворимого минерала поистине огромны.  

2 слайд

Добывают поваренную соль из соляных озёр, из морской воды, из недр земли.

3 слайд

Бассейновый способ используется для добычи самосадочной соли, образующейся в воде морей и озер. В осеннее время на берегу моря выкапывается сравнительно небольшой водоем - бассейн, который через канаву заполняют морской водой. В результате воздействия солнца и ветра, соль естественным образом выпаривалась и оставалась на дне бассейна.  

4 слайд

На конец лета бассейн имеет объемный слой соли, который потом выволакивают (сгребают) с помощью солеуборочных комбайнов.

5 слайд

Добытую соль укладывают в специально предназначенные бугры, высота которых достигает 10-15 метров.

6 слайд

Шахтным способом добывают соль, находящуюся в недрах нашей Земли.

Сама шахта напоминает длинный туннель, стены которого выполнены из природной соли. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.

7 слайд

Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. Там происходит помол соли и её фасовка в упаковки, после чего готовый продукт поступает в магазины.

8 слайд

На многих соляных шахтах используются мощные электрические экскаваторы, врубовые машины, самоходные буровые установки, горнопроходческие комбайны (самая надежная горная техника) и электровозы.

9 слайд

В некоторых местах соль добывают через специальные соляные скважины.

Обычно скважины бурят для того, чтобы добывать воду. В соляные скважины, наоборот, наливают горячую воду. Вода растекается под землей и растворяет соль. Под землей образуется рассол. Потом рассол выкачивается и подогревается в огромных резервуарах. Там вода испаряется, а соль оседает на дно.

10 слайд

В России много соляных озёр. Самые большие озёра — Эльтон и Баскунчак — расположены к северу от Каспийского моря.

11 слайд

Озеро Баскунчак — одно из величайших в мире соляных озёр. Длина его достигает 20 км, а ширина около 10 км.

12 слайд

На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в нём очень солёная.

Посмотрите видеофрагмент познавательной передачи об этом озере.

Дети зарисовывают в блокноты.

V этап.        

Воспитатель.        Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки).

Дети. Сейчас мы будем проводить эксперимент.

Воспитатель: Да, сейчас самое время экспериментальным путем проверить уже известные свойства соли и сделать новые открытия. А превратиться в ученых-экспериментаторов нам поможет музыкальная минутка.

Музыкальная пауза

Воспитатель. Приглашает детей в лабораторию.

 «Внимание! Аудитория! Вас приветствует лаборатория!

Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было.

Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!»

Воспитатель: Но сначала давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.

Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории.

Правила безопасности для детей:

1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Каждую вещь клади на место.
4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5. Делать все нужно дружно!

Воспитатель. А для чистоты эксперимента не забудьте одеть специальную одежду.

Дети надевают фартуки. Проходят в «лабораторию».

Ребята, вы помните, Валентина Борисовна нам рассказывала, что солью в гололед посыпают тротуары и дорожки. Для чего это делают? А мы можем проверить способность соли растворять лед?  Как мы можем это сделать?

Что ж, давайте проверим. Возьмем две ёмкости со льдом, одну из них «посолим» и обе поставим в холодильник (переносной). Через некоторое время (20 минут) мы посмотрим, что произойдёт.

  1. Опыт «Растворение соли»

Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». Так ли это, действительно ли соль боится воды? Как мы можем это проверить? У нас на столах есть все необходимое для проведения этого эксперимента,  пожалуйста, экспериментируйте!

Педагог задает детям вопросы:

- Что стало с солью?

- Что стало с водой?

- Какая вода теперь на вкус?

Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.

Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.

- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи.

Дети зарисовывают в блокноты.

  1. Опыт «Плавающее яйцо»

Воспитатель. Есть у соли такой секрет – соленая вода выталкивает предметы. Хотите проверить?

- У нас в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит? Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.

Вывод: Соль делает жидкость плотнее. Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде. 

Дети зарисовывают в блокноты.

  1. Опыт «Получение соли из солёной воды»

Воспитатель. А как вы думаете, можно ли из соленой воды получить соль? А как это сделать? (Варианты детей).

Хотите, вместе попробуем добыть из соленой воды соль? Я беру ложку с небольшим количеством соленой воды и подношу ее к горящей свече. Как вы думаете, что произойдет с водой? Правильно, ребята, вода выпарится, а соль останется в ложке. (Проводит воспитатель).

Вывод: в ложке после испарения воды осталась соль. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус. Соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.

Дети зарисовывают в блокноты.

  1. Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»

Скажите,  пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да)

- Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)

 - Ребята, перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.

Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями, делают пометки в блокнотах.

А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.

Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее.

Вывод: соль растворяет лёд.

Дети зарисовывают в блокноты.

Итог занятия    3 мин.

Воспитатель: вот и подходит к концу наш сегодняшний исследовательский час. Я предлагаю вам поделиться полученными знаниями и сделанными открытиями. Давайте вместе сделаем «круг открытий» (дети и воспитатель встают в круг) и с помощью нашего «микрофона исследователя» расскажем о своих  открытиях.

Кто хочет рассказать о  соли?

Дети рассказывают по схеме.

Соль - белое кристаллическое вещество с солёным вкусом. Это единственный продукт, который нечем заменить. Соль необходима для жизни  человека, но большое количество соли может нанести вред здоровью. Соль - помощница в хозяйстве, с её помощью заготавливают продукты на зиму. Есть у соли лечебные свойства – она помогает при заболеваниях горла и носа, при отравлениях, при ушибах и укусах насекомых. Соль растворяет лёд, поэтому её используют в борьбе с гололедицей. Она нужна  для производства различных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.

Соль – это природный минерал, его нам дарит природа. Источниками соли является солёная вода морей и океанов, соляные озера и недра земли – каменную соль добывают в подземных соляных шахтах.

Она хорошо растворяется в воде. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус. Кристаллы соли могут окрашиваться и передавать свой цвет друг другу. С помощью соли можно делать чудесные поделки.

Рефлексия

Воспитатель: а завершить сегодняшнее исследование я вам предлагаю созданием радужной вазы впечатлений. Вы все сегодня все старались, сделали много открытий, у вас у всех хорошее настроение. Давайте поделимся частичкой своего настроения.

У меня есть стикеры, изображающие кристаллики разных цветов – зеленого, желтого и красного. Предлагаю вам наполнить нашу вазу своими впечатлениями -

Зеленый - если все получалось, со всеми заданиями справился,

Желтый - если было трудно, но справился,

Красный - если было очень трудно и тебе нужна помощь.

Дети выбирают цвет своего настроения и прикрепляют в вазу, комментируя свой выбор.

Было интересно…

Сегодня я узнал …

У меня получилось…

Мне запомнилось…

Теперь я умею…

Меня удивило…

     У меня не получилось…

Воспитатель. Вы довольны результатами своего исследования? Хотели бы продолжить разговор о соли?

«Открытый выход» их деятельности

Воспитатель: Ребята, а ведь соль – не только Волшебница, она ещё и Художница. При помощи соли можно создавать интересные и красивые творческие работы. Напомните мне, какие поделки мы с вами делали с использованием соли?

Ответы детей: Мы делали поделки из солёного теста, аппликацию из соли, рисовали солью.

Воспитатель: свойство кристаллов соли окрашиваться и передавать свой цвет друг другу можно использовать при создании вот такого интересного (симпатичного) арт-объекта – воспитатель демонстрирует детям декорированную цветной солью бутылочку.

Вам нравится такая поделка? Вы хотели бы самостоятельно сделать такую радужную баночку?

Тогда нашу экспериментальную лабораторию чуть позже мы превратим в творческую мастерскую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В гостях у капельки" На помощь к водяному. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.

Презентация "В гостях у капельки """ На помощь к водяному" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы, при условии, чт...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"

Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.

Ведущими задачами являются: -  развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к   самостоятельному познанию;    ...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...