НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Без соли не проживешь»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект НОД в подготовительной к школе группе (6-7 лет) образовательная область: познавательное развитие. Тема «Без соли не проживешь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нод без соли не проживешь | 41.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Д/с № 23 «Золотой петушок»
КОНСПЕКТ
НОД по опытно-экспериментальной деятельности
с детьми подготовительной группы
Тема «Без соли не проживешь»
Образовательная область: познавательное развитие
Воспитатель:
Мишанова Оксана Витальевна
ЗАТО г. Железногорск 2023 г.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
образовательная область: познавательное развитие
Тема «Без соли не проживешь»
Цель: развитие творческой познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей со свойствами соли, способами её добычи и применения;
- формировать умение рассуждать, анализировать, делать выводы и умозаключения;
- активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
- развивать умение использовать разнообразные методы исследования объектов;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умение взаимодейтсвовать с окружающими, общаться, работать сообща.
Воспитательные:
- воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов;
- формировать ответственное отношение к миру природы, интерес и любовь к родному краю;
- воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе.
Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, речевая, познавательная, экспериментально-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, музыкально-ритмическая.
Способы организации детей
стоя в кругу, стоя свободно в пространстве группы, перемещаясь свободно по «центрам», сидя полукругом, за столами, свободно на ковре.
Оборудование
Демонстрационный материал: карточки с символическими изображениями «методов исследования», детские энциклопедии с информацией про соль, ноутбук, презентация «Добыча соли», видеоролик «Добыча соли на озере Баскунчак», каравай с солью, детский микрофон, 4 мешочка для проведения дидактической игры, декоративная баночка с окрашенной солью, панно «Ваза впечатлений» для проведения рефлексии;
Раздаточный материал: карандаши, блокноты, клеёнчатые фартуки и шапочки, влажные и сухие салфетки, оборудование для проведения опытов (ёмкости с солью, подносики, стаканчики, вода, ложки, яйца, баночки с краской, ёмкости со льдом, переносной холодильник, баночки с краской, свеча), стикеры-цветочки.
Словарная работа каменная, поваренная, кристалл, минеральное вещество, шахта, выпаривание, соледобывающий комбайн.
Предварительная работа
- беседы о традициях и гостеприимстве русского народа, о применении обычной соли в домашних условиях;
- рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли;
- рассматривание различных видов соли, экспериментирование с солью;
- наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль», дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный».
- чтение художественной литературы (сказки, загадки, стихи, знакомство с пословицами и поговорками)
- изодеятельность «Соленые истории» (рисование солью, поделки из солёного теста).
Ход НОД:
Вводный этап 2 мин.
Организационный момент
Ребята, давайте возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Теперь я вижу, что у всех отличное настроение, и пусть оно не покидает нас весь день.
Эмоционально-стимулирующий момент
Воспитатель: Друзья мои, мы с вами недавно говорили о традициях и обычаях нашего народа, о его гостеприимстве. Кто напомнит мне, какие традиции связаны у нас со встречей гостей?
Возможные варианты: обязательно поздороваться, поклониться, пригласить в дом, усадить на лучшее место, угостить и др.
Ответы детей: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью.
Воспитатель: Да, действительно, приветствуя гостей, русский человек говорит «Хлеб да соль!». «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Мотивация на предстоящую деятельность
Воспитатель: Ребята, вспомните, когда мы с вами говорили о хлебосольстве русского народа, вас что-то заинтересовало. Мы прикрепили ваши вопросы наприкрепили ваши записки с вопросами на древо вопросов. Давайте вспомним, что вы хотели узнать.
Дети: мы хотели узнать, для чего нужна соль, откуда она к нам приходит, почему соль так высоко ценилась и узнать все её секреты.
Воспитатель: А хотите ли вы провести самостоятельное исследование и узнать секреты соли?
Основной этап 25 мин.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы провести исследование?
Дети. Получить как можно больше информации.
Воспитатель. Правильно. Мы с вами уже опытные исследователи, поэтому, предлагаю вам воспользоваться нашими карточками-подсказками и с их помощью составить план нашего исследования.
(Дети вместе с воспитателем подходят к магнитной доске и выставляют карточки с названием этапов исследования).
Можно предложить кому-нибудь из детей рассказать по выставленным картинкам об этапах проведения исследования.
Воспитатель: А запомнить полученную информацию нам помогут наши «блокноты исследователей» и карандаши – мы будем делать соответствующие схемы и рисунки.
I этап. Актуализация имеющихся знаний
Воспитатель. Итак, существует много способов сбора информации. Но с чего мы начнем?
Дети. Подумать самостоятельно.
(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)
Нужно вспомнить, что мы знаем о соли. А поможет нам в этом игра «Микрофон исследователя».
Правила игры: Мы встанем в круг и в наш микрофон исследователя громко и четко будем перечислять известные нам факты о соли. Тот, кто готов поделиться интересной информацией, берёт микрофон исследователя и сообщает всем 1 известный ему факт о соли.
Ответы детей:
- Соль - вещество белого цвета.
- Соль на вкус соленая.
- Соль – это пищевой продукт, приправа к нашей пище.
- Соль – это сыпучий продукт.
- Соль не имеет запаха, она не пахнет.
- Мы рассматривали соль под лупой и увидели, что мелкие крупинки соли – это кристаллы.
- Мы знаем, что есть много видов соли. Есть морская соль - содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.
- Когда гостям говорили «Хлеб да соль» - это пожелание добра. Соль – символ дружбы. Беречь хлеб и соль – значит дружить. Была такая примета – рассыпал соль – к ссоре.
- А еще есть народная пословица «Без соли не проживешь» - я знаю, что многие блюда без соли безвкусны.
- В еде много соли не нужно – только в меру: «Недосол на столе – пересол на спине» - очень соленую пищу есть невозможно и вредно.
Воспитатель обобщает ответы детей.
Да, дорогие мои, мы с вами знаем, что соль – это сыпучее кристаллическое вещество белого цвета, без запаха, на вкус солёная и передаёт этот вкус продуктам, в которые её добавляют. Предлагаю вам всю известную нам информацию зарисовать в наших блокнотах исследователей.
Дети зарисовывают в блокнотах схемы.
Воспитатель: ребята, вы уже немало знаете о соли. А хотите проверить себя? Узнать соль в игре-загадке «Четыре волшебных мешочка». У меня в мешочках - разные вещества. Попробуйте наощупь определить, в котором из них спряталась соль.
Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»
Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, крупа. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.
II этап.
Воспитатель. Предлагаю вам продолжить наше исследование. Следующий этап - (обращает внимание детей на картинку-изображение следующего этапа)
Дети. Спросить у взрослых.
Воспитатель. Подумайте, у кого из взрослых мы можем получить нужную нам информацию? Чьему мнению вы доверяете?
Дети. Мы можем спросить у других воспитателей, у повара или у медсестры.
Воспитатель. Тогда я предлагаю позвонить нашей медицинской сестре Валентине Борисовне и задать ей интересующие нас вопросы.
- Алло, Валентина Борисовна, вас приветствуют ребята из группы «Речечветик». Мы проводим исследование и нас заинтересовал вопрос: для чего нужна соль? Вы можете нам помочь?
Заведующий. Здравствуйте, ребята, я уже знаю, что вас заинтересовали секреты соли, и поэтому подготовилась к нашей беседе.
Рассказ заведующего о соли
Соль таит в себе много удивительных и далеко не всем известных свойств. Без соли не может жить ни один живой организм. Соль поддерживает водно-солевой баланс в организме, помогает пищеварению, влияет на работу мышц и нервной системы.
Ценность соли и в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранить выращенные летом овощи – вы знаете, что на зиму всегда запасают квашенную капусту, солёные огурцы и помидоры. Однако важно помнить, что переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру. Соль употребляют не только как приправу к пище, но и как лечебное вещество. В сочетании с водой соль снимает воспаления, ею можно лечиться от легких отравлений. Раствор соли используют для полоскания горла при ангине, для промывания носа, солевые компрессы помогают при ушибах и укусах насекомых. Очень полезны ванны с морской солью. Если вдыхать соль в определенных количествах, она оказывает лечебное воздействие на организм. Для этих целей люди специально устраивают соляные пещеры и комнаты для лечения заболеваний дыхательных путей.
Соль способствует таянию снега и льда. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью обледенелые дорожки. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Также поваренная соль используется в промышленности – она нужна для производства различных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.
Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни.
Воспитатель. Спасибо за интересный рассказ, Валентина Борисовна, для нас очень важна эта информация.
Дорогие мои исследователи, предлагаю вам все полученные сведения зарисовать в наших блокнотах.
Дети зарисовывают в блокнотах схемы.
III этап.
Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?
Дети. Прочитать в книге.
Воспитатель: В нашем книжном уголке есть разные книги.
В какой книге мы можем узнать о соли?
Дети. Словарь, энциклопедия, книга знаний.
Воспитатель. Давайте вместе выберем книгу, в которой можно прочитать о соли.
Воспитатель и дети садятся в круг, воспитатель зачитывает из энциклопедического словаря «Что такое «соль?».
Соль - белое кристаллическое вещество с солёным вкусом. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Но без соли обойтись нельзя. Это единственный продукт, который нечем заменить. Медики установили, что в организме человека без соли нарушается обмен веществ. Живое существо, не получая соли, гибнет. К счастью, природа достаточно запасла соли. В Красноярском крае добыча соли осуществляется на Троицком и Канарайском месторождениях в Тасеевском вском районе. (показывает на карте) Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты. Время сделало соль очень твёрдой, поэтому её называют каменной. Соль добывают не только под землёй, но и со дна соляных озер.
Дети зарисовывают в блокноты.
Динамическая пауза «Гимнастика для мозга»
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас немного отдохнуть.
Дети вместе с воспитателем под музыку выполняют упражнения «Гимнастика для мозга»
IV этап.
Воспитатель. Что будет ледующим этапом нашего исследования?
Дети. Посмотреть передачу по телевизору или найти информацию в интернете.
Просмотр презентации о добыче соли.
Воспитатель:
1 слайд
Добычей соли занимаются по всему миру. Природные запасы этого растворимого минерала поистине огромны.
2 слайд
Добывают поваренную соль из соляных озёр, из морской воды, из недр земли.
3 слайд
Бассейновый способ используется для добычи самосадочной соли, образующейся в воде морей и озер. В осеннее время на берегу моря выкапывается сравнительно небольшой водоем - бассейн, который через канаву заполняют морской водой. В результате воздействия солнца и ветра, соль естественным образом выпаривалась и оставалась на дне бассейна.
4 слайд
На конец лета бассейн имеет объемный слой соли, который потом выволакивают (сгребают) с помощью солеуборочных комбайнов.
5 слайд
Добытую соль укладывают в специально предназначенные бугры, высота которых достигает 10-15 метров.
6 слайд
Шахтным способом добывают соль, находящуюся в недрах нашей Земли.
Сама шахта напоминает длинный туннель, стены которого выполнены из природной соли. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.
7 слайд
Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. Там происходит помол соли и её фасовка в упаковки, после чего готовый продукт поступает в магазины.
8 слайд
На многих соляных шахтах используются мощные электрические экскаваторы, врубовые машины, самоходные буровые установки, горнопроходческие комбайны (самая надежная горная техника) и электровозы.
9 слайд
В некоторых местах соль добывают через специальные соляные скважины.
Обычно скважины бурят для того, чтобы добывать воду. В соляные скважины, наоборот, наливают горячую воду. Вода растекается под землей и растворяет соль. Под землей образуется рассол. Потом рассол выкачивается и подогревается в огромных резервуарах. Там вода испаряется, а соль оседает на дно.
10 слайд
В России много соляных озёр. Самые большие озёра — Эльтон и Баскунчак — расположены к северу от Каспийского моря.
11 слайд
Озеро Баскунчак — одно из величайших в мире соляных озёр. Длина его достигает 20 км, а ширина около 10 км.
12 слайд
На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в нём очень солёная.
Посмотрите видеофрагмент познавательной передачи об этом озере.
Дети зарисовывают в блокноты.
V этап.
Воспитатель. Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки).
Дети. Сейчас мы будем проводить эксперимент.
Воспитатель: Да, сейчас самое время экспериментальным путем проверить уже известные свойства соли и сделать новые открытия. А превратиться в ученых-экспериментаторов нам поможет музыкальная минутка.
Музыкальная пауза
Воспитатель. Приглашает детей в лабораторию.
«Внимание! Аудитория! Вас приветствует лаборатория!
Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было.
Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!»
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.
Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории.
Правила безопасности для детей:
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Каждую вещь клади на место.
4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5. Делать все нужно дружно!
Воспитатель. А для чистоты эксперимента не забудьте одеть специальную одежду.
Дети надевают фартуки. Проходят в «лабораторию».
Ребята, вы помните, Валентина Борисовна нам рассказывала, что солью в гололед посыпают тротуары и дорожки. Для чего это делают? А мы можем проверить способность соли растворять лед? Как мы можем это сделать?
Что ж, давайте проверим. Возьмем две ёмкости со льдом, одну из них «посолим» и обе поставим в холодильник (переносной). Через некоторое время (20 минут) мы посмотрим, что произойдёт.
- Опыт «Растворение соли»
Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». Так ли это, действительно ли соль боится воды? Как мы можем это проверить? У нас на столах есть все необходимое для проведения этого эксперимента, пожалуйста, экспериментируйте!
Педагог задает детям вопросы:
- Что стало с солью?
- Что стало с водой?
- Какая вода теперь на вкус?
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.
- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи.
Дети зарисовывают в блокноты.
- Опыт «Плавающее яйцо»
Воспитатель. Есть у соли такой секрет – соленая вода выталкивает предметы. Хотите проверить?
- У нас в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит? Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: Соль делает жидкость плотнее. Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.
Дети зарисовывают в блокноты.
- Опыт «Получение соли из солёной воды»
Воспитатель. А как вы думаете, можно ли из соленой воды получить соль? А как это сделать? (Варианты детей).
Хотите, вместе попробуем добыть из соленой воды соль? Я беру ложку с небольшим количеством соленой воды и подношу ее к горящей свече. Как вы думаете, что произойдет с водой? Правильно, ребята, вода выпарится, а соль останется в ложке. (Проводит воспитатель).
Вывод: в ложке после испарения воды осталась соль. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус. Соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.
Дети зарисовывают в блокноты.
- Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»
Скажите, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да)
- Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
- Ребята, перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.
Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями, делают пометки в блокнотах.
А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.
Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее.
Вывод: соль растворяет лёд.
Дети зарисовывают в блокноты.
Итог занятия 3 мин.
Воспитатель: вот и подходит к концу наш сегодняшний исследовательский час. Я предлагаю вам поделиться полученными знаниями и сделанными открытиями. Давайте вместе сделаем «круг открытий» (дети и воспитатель встают в круг) и с помощью нашего «микрофона исследователя» расскажем о своих открытиях.
Кто хочет рассказать о соли?
Дети рассказывают по схеме.
Соль - белое кристаллическое вещество с солёным вкусом. Это единственный продукт, который нечем заменить. Соль необходима для жизни человека, но большое количество соли может нанести вред здоровью. Соль - помощница в хозяйстве, с её помощью заготавливают продукты на зиму. Есть у соли лечебные свойства – она помогает при заболеваниях горла и носа, при отравлениях, при ушибах и укусах насекомых. Соль растворяет лёд, поэтому её используют в борьбе с гололедицей. Она нужна для производства различных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.
Соль – это природный минерал, его нам дарит природа. Источниками соли является солёная вода морей и океанов, соляные озера и недра земли – каменную соль добывают в подземных соляных шахтах.
Она хорошо растворяется в воде. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус. Кристаллы соли могут окрашиваться и передавать свой цвет друг другу. С помощью соли можно делать чудесные поделки.
Рефлексия
Воспитатель: а завершить сегодняшнее исследование я вам предлагаю созданием радужной вазы впечатлений. Вы все сегодня все старались, сделали много открытий, у вас у всех хорошее настроение. Давайте поделимся частичкой своего настроения.
У меня есть стикеры, изображающие кристаллики разных цветов – зеленого, желтого и красного. Предлагаю вам наполнить нашу вазу своими впечатлениями -
Зеленый - если все получалось, со всеми заданиями справился,
Желтый - если было трудно, но справился,
Красный - если было очень трудно и тебе нужна помощь.
Дети выбирают цвет своего настроения и прикрепляют в вазу, комментируя свой выбор.
Было интересно…
Сегодня я узнал …
У меня получилось…
Мне запомнилось…
Теперь я умею…
Меня удивило…
У меня не получилось…
Воспитатель. Вы довольны результатами своего исследования? Хотели бы продолжить разговор о соли?
«Открытый выход» их деятельности
Воспитатель: Ребята, а ведь соль – не только Волшебница, она ещё и Художница. При помощи соли можно создавать интересные и красивые творческие работы. Напомните мне, какие поделки мы с вами делали с использованием соли?
Ответы детей: Мы делали поделки из солёного теста, аппликацию из соли, рисовали солью.
Воспитатель: свойство кристаллов соли окрашиваться и передавать свой цвет друг другу можно использовать при создании вот такого интересного (симпатичного) арт-объекта – воспитатель демонстрирует детям декорированную цветной солью бутылочку.
Вам нравится такая поделка? Вы хотели бы самостоятельно сделать такую радужную баночку?
Тогда нашу экспериментальную лабораторию чуть позже мы превратим в творческую мастерскую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "В гостях у капельки" На помощь к водяному. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы.
Презентация "В гостях у капельки """ На помощь к водяному" является полностью готовым материалом для организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы, при условии, чт...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы "Свойства воды"
Эффективным методом познания закономерности и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников. О...
Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.
Ведущими задачами являются: - развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию; ...
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
КОНСПЕКТ организации и проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром, с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы МКДОУ БГО Центра развития ребёнка – детского сада №11 г.Борисоглебска Воронежской о
Дать детям понятие, что природа - это наш общий дом....
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...