Самообразование педагога "Нравственно-патриотическое воспитание посредством любви к семье"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Самообразование педагога для детей второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_igolnitsyna_2024-2025.docx | 35.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
«Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»
Пояснительная записка
Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно. Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно.
Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.
Актуальность
Младший дошкольный возраст — от двух лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.
Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте.
Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в становлении личности ребенка.
Современные родители из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах детской психологии и педагогики все меньше занимаются воспитанием детей, и дети все больше чувствуют дефицит общения. Проведение совместных мероприятий для малышей и их родителей способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, а также делают детский сад и семью союзниками в воспитании детей, в формировании ценных жизненных ориентаций и в развитии полноценной личности ребенка.
Сроки работы над темой: 02.09.2024 – 30.05.2025
Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности, а так же углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём самообразования.
- Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.
- Привлечь родителей к организации воспитательно - образовательной работы с детьми.
2. Разработать перспективный план работы с детьми
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
- расширить знания о духовно - нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста
- обогатить развивающую среду группы по духовно - нравственному воспитанию (создание и приобретение новых игр при участии родителей)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций и родительских собраний по теме)
Формы работы с родителями, детьми и педагогическим коллективом:
Родители:
- сотрудничество через консультации;
- беседы;
- совместная работа по участию в выставках ДОУ и группы по теме;
Дети:
- специальные занятия на тему «Моя семья»
- дидактические игры на формирование духовно - нравственных качеств детей;
- сюжетно – ролевые игры.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по нравственному воспитанию младших дошкольников через сюжетно ролевую и дидактическую игру в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме нравственного воспитания младших дошкольников.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень знаний по нравственному воспитанию детей. Они научились создавать дома условия для сюжетно – ролевых и дидактических игр, и правильно подбирать их.
План работы по теме самообразования на 2024 - 2025 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Беседа «Моя семья»;
Чтение стихотворений о семье; Изготовление семейного древа; | Консультация «Роль семьи в воспитании ребенка» Создание герба семьи; |
Октябрь | Беседа «Мои любимые бабушка и дедушка»; Чтение рассказа Л. Толстой «Старый дед и внучек» Изготовление стенгазеты | Консультация «Бабушки и дедушки в жизни семьи» Сбор фотографий для изготовления стенгазеты «Ладушки, ладушки – дедушки и бабушки»; |
Ноябрь | Беседа «Наша дружная семья» Чтение рассказа Василия Сухомлинского «Как Соловьиха поит своих деток» Изготовление фотоальбома | Консультация «Что такое семья. Семейные ценности» |
Декабрь | Беседа «Детский сад – второй наш дом»; Чтение рассказа Василия Сухомлинского «Кто кого ведет домой» Пальчиковая игра «Игрушки» | Консультация «Защита прав ребенка» |
Январь | Беседа «Мои братья и сестры»; Чтение сказки Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; Рассматривание картины: Т. Сорокина «Семья»; Пальчиковая игра «Дружная семейка»; | Консультация «Выходные с пользой»
|
Февраль | Беседы «Я и мой папа»; Конструирование «Строим гараж для папы и дедушки» Изготовление подарков и стенгазеты к празднику | Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» |
Март | Беседы «Как мама заботиться о нас»; «Самая дорогая и любимая мамочка»; Слушание песенок о маме и бабушке; Рисование «Маму я люблю, ей цветочек подарю» Изготовление подарков и стенгазеты к празднику | Консультация «Правильное отношение к природе начинается в семье» Сбор фотографий для изготовления стенгазеты «Мама – солнышко мое» |
Апрель | Беседа «Мы на даче/ в деревне» Сюжетно-ролевые игры: «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». Пальчиковая игра «Жили были гномики, в расчудесном домике» | Консультация «Здоровый образ жизни семьи» |
Май | Беседа «Наши имена и фамилии» Дидактическая игра «Назови ласково» | Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» Привлечение участия в фотовыставке «Готовим всей семьей» |
Месяц | Изучаемая литература |
Сентябрь | Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2017 |
Октябрь | Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Вторая группа раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. |
Ноябрь | Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. |
Декабрь | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. М.: Мозаика – Синтез, 2016 г. |
Январь | Найбауэр А.В. Мама - рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития. ФГОС - М.: Мозаика-Синтез, 2017 Чтение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок о семье. |
Февраль | Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. |
Март | Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2017г. |
Апрель | Теплюк С.Н. Игры – занятия на прогулке с малышами: для занятий с детьми 2-4лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. |
Май | Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. - М.: Мозаика – Синтез, 2016г. |
Список используемой литературы
1. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
3. Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169 с.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб.: «Питер», 2008. – 176 с.
5. Затулина Г.Я. // Конспект комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
6. Кори Дж., Шнайдер-Кори М. Как стать хорошим психологом. – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2007. – 475 с.
7. Мосалова Л.Л. //Я и мир: Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 80 с.
8. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
9. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.
10. Методика воспитательной работы. / Под ред. В.А. Сластенин. – М.: «Академия», 2002. – 134 с.
11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с. Июль работ Август
12. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. – М.: «Просвещение», 1983. – 176 с.
13. Популярная психология для родителей. / Под ред. А.С. Спиваковский. – СПб.: «Питер», 1997. – 342 с.
14. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.
15. Свердлова О.Г. Углы семейного кольца: диалоги о воспитании. – М.: Издательство Московского психологосоциального института, 2006. – 368 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация образовательного проекта в ДОУ «Моя семья», как средства воспитания любви к семье, формирования нравственных основ личности ребенка – дошкольника».
Целью данного проекта является - формирование нравственных основ личности ребенка, культуры общения и взаимоотношений, воспитание любви к близким людям....
Реферат по самообразованию на тему: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви и познавательного интереса к книге" 2016-2017 учебный год
Реферат по самообразованию на тему:«Воспитание у детей дошкольного возраста любви и познавательного интереса к книге»...
«Формирование духовно – нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, Малой Родин и Отечеству дошкольников посредством игры».
laquo;Формирование духовно – нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, Малой Родине и Отечеству дошкольников посредством игры»....
План по самообразованию. Тема: "Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме".
Материал вкючает в себя план по самообразованию в средней группе (цель, задачи, актуальность работы, план работы на год). Сроки реализации 2019-2020г....
Проектная деятельность по теме: "Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме".
В рамках работы по самообразованию мной был реализована проектная деятельность по теме " Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме"....
перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"
перспективное планирование на тему нравственно-патриотическое воспитание "Формирование нравственно-патриотического воспитания детей посредством любви к семье"...
"Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье"
В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, де...