Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий «Переполох в космосе» (для детей подготовительной группы)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: создание условий для расширения представлений о космосе в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_perepoloh_v_kosmose.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 56»
Конспект занятия
по познавательно-исследовательской деятельности
с использованием информационно-коммуникационных технологий
«Переполох в космосе»
(для детей подготовительной группы
комбинированной направленности)
Подготовила: воспитатель
Харисова Инга Тависовна
Цель: создание условий для расширения представлений о космосе в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Закреплять у детей элементарные понятия о законах космоса в процессе проведения познавательно-исследовательских ситуаций, развивать умение делать выводы на основе полученных результатов.
- Систематизировать, обогащать знания детей о солнечной системе, о названиях планет, их расположении.
- Развивать умения и навыки работы с интерактивной доской.
- Развивать речевую активность детей в процессе совместной деятельности, обогащать словарный запас (орбита, солнечная система, кратер).
- Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, умение работать в команде сверстников.
Предварительная работа: рассматривание книг, энциклопедий, альбомов, иллюстраций и фотографий, глобуса по теме «Космос»; чтение художественной литературы: «Далеко ли до звезд?», «Почему солнце светит и греет?», «Созвездия»; просмотр презентаций: «Солнечная система», «Космические дали»; беседы: «Что такое центр управления полетами?», «Что мы знаем о космосе?»; продуктивная деятельность по теме «Космос»; изготовление дидактической игры «Солнечная система», лэпбук «Этот удивительный космос»
Оборудование и материалы:
Интерактивная доска; презентация «Путешествие по Солнечной системе»; интерактивные игры: «Путешествие к звездам», «По порядку все планеты»; видеописьмо; настольная лампа; емкость с манной крупой; теннисный шарик.
Ход занятия:
Вводная часть: дети в группе рассматривают выставку книг по теме «Космос».
В:
- Ребята, что это такое интересное привлекло ваше внимание?
Какая у вас большая коллекция книг о космосе, а что такое космос?
- А вот еще альбом есть у вас «Центр управления полетами», а что такое Центр управления полетами?
Ответы детей: есть такие учреждения на земле, где люди управляют космическими аппаратами, которые находятся в космосе, наблюдают, получают информацию о том, что происходит в космосе.
- Ребята, а когда вы слышите слово «космос», что вам приходит на ум, что вы представляете?
Игра «Космический словарь»
Кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например, спутник, ракета, космодром, астронавт, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.
- Ребята, раз мы сегодня говорим о космосе, я предлагаю вам посетить центр управления полетами. Да, да не удивляйтесь, в нашем детском саду есть такой центр. Ну что, заинтересовала я вас, хотите там побывать, тогда вперед.
(Дети из группы переходят в оформленную комнату)
Основная часть:
Детей встречает руководитель ЦУП, приветствует, обращает внимание детей на то, что находится в центре управления полетами.
В: Ребята как здесь красиво, интересно. Посмотрите, здесь есть пульты управления, мониторы для связи с космосом, различные макеты ракет, спутников, даже есть лаборатория для проведения опытов, экспериментов.
На ноутбуке появляется слайд – радиосвязь.
Р: ребята, смотрите, появилась связь с космосом, нам пришло какое то сообщение. Предлагаю послушать.
(на экране появляется видео, где инопланетянин обращается к землянам)
- Земляне, друзья, срочно нужна ваша помощь. У нас в космосе случилась беда. Из-за сильной бури, которая мгновенно пронеслась по всему космосу, испорчена солнечная система, все планеты сошли с орбит. Помогите, помогите. Всей Вселенной грозит глобальная катастрофа.
В: Ребята, вы слышали, нас просят о помощи, сможем ли мы помочь?
А что нам надо сделать?
Ответы детей: Да мы можем помочь, надо восстановить солнечную систему.
В: Работать, ребята, мы будем через вот этот главный монитор, (показываю на интерактивную доску) он имеет доступ к космосу. Мы можем через него узнать, что происходит в космосе, и сейчас посмотрим, что же произошло с планетами. Ребята, давайте вспомним, как работает монитор. (надо прикоснуться пальцем к монитору) (Дети прикасаются к интерактивной доске, на экране появляется заставка картинка к интерактивной игре «Путешествие к звездам»)
В: Это не солнечная система, а я поняла у нас нет доступа к космосу, нам нужен код, чтобы был доступ, а для этого вам надо пройти игру «Путешествие к звездам», если вы правильно пройдете все этапы игры, то в конце мы узнаем кодовое слово, которое разблокирует монитор для выхода в космос.
(после игры появляется заставка солнечная система с разбросанными планетами)
В: посмотрите, что произошло, надо срочно все исправить пока не произошла катастрофа.
Ребята, помните, мы с вами изучали солнечную систему. Прежде чем приступить к выполнению задания давайте с вами вспомним, что из себя представляет солнечная система.
Что включает в себя солнечная система? (Ответы детей: в центре большая звезда-солнце, а вокруг солнца вращаются планеты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)
Просмотр презентации
Просмотр слайдов.
Итак, в центре солнечной системы находится, что? Правильно, солнце.
(Слайд солнце)
Солнце – это большая звезда, она излучает свет и тепло, находится в центре солнечной системе.
Смотрим дальше. Кто знает как называется первая планета, которая находится ближе к солнцу?
Правильно, Меркурий (Слайд Меркурий)
На этой планете очень жарко, потому что он находится ближе всех к Солнцу.
Посмотрите, какая поверхность у Меркурия, она вся в кратерах. Вы знаете, что это такое? Хотите узнать? Тогда я вам предлагаю провести еще один эксперимент. Для этого нам надо пройти в лабораторию.
Для проведения эксперимента нам понадобятся манная крупа и теннисный шарик. А теперь представьте, что манная крупа – это поверхность планеты, а теннисный шарик – это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Попробуйте бросить шарик в манную крупу. А теперь осторожно уберите шарик. Посмотрите, что образовалось на поверхности? Ответы детей: углубление, яма.
В: Ученые эти углубления называют кратерами. (давайте повторим все вместе кратер)
Ребята, почему образовался кратер?
Вывод: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому при падении образовался кратер. Запомнили?
Ребята, интересный эксперимент? Вы можете еще раз провести его дома вместе со своими родителями, братьями и сестрами и рассказать им как на планете образовался кратер.
Пойдемте смотреть дальше.
Так, вторая планета после меркурия это…
Правильно, это – Венера.
Слайд Венера
Что мы можем рассказать о ней? Планете дали имя в честь богини красоты, потому что она светится на небе, как кристаллик горного хрусталя, Венера – покрыта толстым слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Это самая яркая планета.
Вот и третья планета. Правильно –это Земля
Слайд земля
Земля – это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть все условия для жизни животных и людей. На земле есть вода, воздух, солнце.
Смотрим дальше.
Четвертая планета? Слайд Марс
Марс – четвертая планета от Солнца, она вдвое меньше Земли. Марс светится красным светом, потому что его поверхность покрыта оранжево-красным песком. На Марсе действуют вулканы.
Пятая планета? Это…
Слайд Юпитер
Она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. Юпитер состоит из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому что на ней лютый холод. Красное пятно означает, что там всегда свирепствуют бури.
Ребята, предлагаю немного отдохнуть и поиграть в космонавтов.
Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
В космос мы летим опять (соединить руки над головой)
Отрываемся от земли (подпрыгнуть)
Долетаем до луны (руки в стороны. Покружиться)
На орбите повисим (покачать руками вперед- назад)
И опять домой спешим (ходьба на месте).
В: Продолжаем наше путешествие
В: Продолжаем наше путешествие
Шестая планета это (ответ детей Сатурн)
Слайд: Сатурн
Что вы знаете о ней? (ответы детей)
Планета с кольцами. Одно кольцо Сатурна состоит из множества больших и маленьких камней, двигающихся на огромной скорости. Ребята, представляете, на некоторых из них могла бы поместиться целая страна, а другие есть всего размером с булыжник.
Следующая седьмая планета…(Уран)
Слайд Уран
Уран – холодная планета, так как находится далеко от Солнца. Она лежит на боку. Как считают ученые, однажды она испытала столкновение с астероидом. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.
Следующая восьмая планета…(Нептун)
Слайд Нептун
Нептун можно узнать по тёмно-синему цвету. Там всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. Здесь вечная зима.
Самая последняя планета это…(Плутон)
Слайд Плутон
Плутон – 9-я и самая далекая планета от Солнца, а по размеру самая маленькая. Почти всё время планета находится в замёрзшем состоянии.
Ребята, вот мы с вами и вспомнили планеты, как они называются, сколько их всего. Сколько планет в солнечной системе? Это важно знать
Слайд игра «Убери лишние планеты»
В: ребята, а сейчас вам надо выполнить еще одно задание.
Посмотрите, сколько здесь планет, но здесь не все планеты принадлежат Солнечной системе. Ваша задача – убрать лишние планеты. Для этого вам надо нажать на ту планету, которая не относится к Солнечной системе. Будьте внимательны, не торопитесь, подумайте. Помните, что вы одна команда и должны работать сообща. Молодцы, все сделали правильно.
Вы так легко справились с заданиями, но вы не забыли, что нас просили о помощи? Что нам надо сделать?
Да, ребята, нам надо вернуть планеты на свои орбиты.
Слайд «Все планеты по порядку»
В: Все планеты Солнечной системы вращаются строго по своей орбите. Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся ближе к Солнцу, другие – дальше от него. Ваша задача правильно расставить планеты на свои орбиты. Давайте еще раз вспомним названия планет и посчитаем их.
Игра считалка «По порядку все планеты»
По порядку все планеты
назовет любой из нас.
Раз – меркурий, два – Венера,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн.
Семь – Уран, за ним – Нептун.
Он восьмой идет по счету,
а за ним уже потом
и девятая планета
под названием Плутон.
Ну, что готовы к выполнению задания?, послушайте внимательно условия игры, вам нужно выбрать правильную планету нажать на нее, а затем нажать на ту орбиту, куда встанет выбранная вами планета, условия игры понятны?
Тогда давайте начнем (Затем дети выполняют задание)
В: Ребята, какие вы эрудированные, справились с заданием, все сделали правильно.
Видеописьмо
«Земляне, друзья! Спасибо вам за помощь. Вы спасли всю Вселенную. Вы – отличная команда!»
Заключительная часть
В: Ребята, вы сегодня спасли всю Вселенную от глобальной катастрофы, а что вы сделали для этого? (Мы правильно расставили планеты в Солнечной системе)
А что еще мы делали? Эксперимент. В ходе эксперимента вы познакомились с новым словом, каким?
а какой вывод вы сделали из эксперимента?
Какое задание было для вас интересным?
Какое задание вызвало затруднение?
Я вам хочу сказать, что вы отлично умеете сотрудничать друг с другом, договариваться, работать в команде. Поэтому и справились со всеми заданиями. Я вами горжусь.
Занятие (видео) «Переполох в космосе»
https://rutube.ru/video/private/28ad54463ae0312da5c98dbc8
Презентация «Солнечная система»
https://cloud.mail.ru/public/ZvFi/Z9ijf79nC
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности с использованием информационно - коммуникационных технологий "Знакомство с Соловушкой"
Подгрупповое занятие на автоматизацию свистящих звуков с использованием ИКТ....
Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий «В гости к дядюшке Ау» в подготовительной к школе группе
Конспект НОДНа тему: «В гости дядюшке Ау»Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.Задачи:Образовательные:Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по теме «Грибы»Ст...
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. на тему: «Путешествие в космос». для детей подготовительной группы.
Данный НОД адресован педагогам и детям по обучению грамоте в подговительной группе.Увлекательное путешествие в космос.Можно использовать,как открытое занятие....
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Р] c использованием информационно-коммуникационных технологий для детей 5 - 6лет
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р с использованием информационных технологий для детей 5-6 лет. Цель: автоматизация звука [р] в словах и предложениях....
Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Формирование у дошкольников навыков работы в программе Paint» (для детей подготовительной группы)
В современном обществе компьютеры применяются практически во всех сферах деятельности человека: от простейших расчетов стоимости покупки на кассовых аппаратах в магазине до сложнейших расчетов траекто...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Удивительная соль» для детей средней группы
Опытно-экспериментальная деятельность с использованием элементов ТРИЗ...