Конспект занятия "Синичкин календарь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Материал для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinichkin_den.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад №102”

Конспект экологического развлечения

«Синичкин день»

в старшей группе.

                                                                  Воспитатель:

                                                                        Стрельцова Н. Н.

Экологическое развлечение «Синичкин день»

Цель: Ознакомление детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкин день».

Задачи:

1.Закрепление знаний детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности и поведение;

2.Ознакомление детей с народными приметами;

3.Развитие наблюдательности, зрительной и словесно-логической памяти;

4.Воспитание интереса к народным традициям;

Предварительная работа:

Наблюдение во время прогулки: Внешний вид птиц, их повадки.

Чтение художественной литературы: Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Слушание песни «Птички», муз. Г. Фрида.

Подвижные игры: «Воробышки и кот», «Птички в гнездах».

Словарная работа: Кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная.

Оборудование:  картинки с изображением зимующих птиц, плакат с нарисованной кормушкой,  заготовки птиц,  кисти и клей, 10 мячиков,  2 ведерка.

Ход развлечения:

Восп.:  Ей на месте не сидится:

             Всё летает целый день

             Суетится, суетится

             Целый день звенит «тень- тень»!

             Угадайте что за птица?

             То весёлая …..(синица)

 С давних пор в народе 12 ноября отмечали «Синичкин день». Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник  слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В  былые времена 12 ноября   отмечали как «день синиц». Поэтому,  именно этот день считается днем встречи зимующих птиц.

 Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий - синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города. На зимовку.

 Синица - подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать.

 В «Синичкин день» люди давали обещание тем птицам, которые остаются зимовать, заботиться о них.

В  народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.

Свистит синица - на ясный день.

Синицы утром пищат - на ночной мороз.

Синица запела – тепло ворошит.

Восп.: Кроме синиц с нами зимуют и другие  птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

 1.   Под карнизом слышен крик:

      «Чик-чирик да чик-чирик!»

      Это песенкам детей

     Учит серый…(Воробей)

2.    Красногрудый, чернокрылый,

     Любит зёрнышки клевать.

     С первым снегом на рябине

     Он появится опять.

                                       (снегирь)

3. Не дровосек, не плотник,

    А первый в лесу работник (Дятел)

4.  Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

5.   На окне дремала птица:

      "Галка-галка, что вам снится?”

      Отвечала птица сонно:

      "Я не галка, я ….(Ворона)

6. Кто летает темной ночью, и схватить мышонка хочет? (сова)

7 . Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. ( голубь)

Восп.: А сейчас поиграем. Игра «Прилетели птицы»

- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то топаете. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

Восп.: Что неправильно?

Дети. Мухи!

Восп.: А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Восп.: Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

Дети топают.

Восп.: Начинаем снова:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!..

Куницы – вовсе не птицы.

Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы, чижи …

(Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли, и они летать не могут. )

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки …

Дети топают.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Восп.:Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием!

Воспитатель:  А сейчас  детишки давайте встанем . Покружились, покружились и в синичку превратились.

Физкультминутка « Шустрая синичка».

Скачет шустрая синица          (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,         (прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,      (прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.        (кружимся на месте)

Вот присела на минутку,        (присели)

Почесала клювом грудку,       (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки – на плетень,     (прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири                             (прыжки на месте на правой ноге)

Тень-тень-тень!                       (прыжки на месте на двух ногах)

Покружились, покружились и снова в детишек превратились.

Восп.:  1,2, 3, 4, 5, я сейчас иду считать, кому 5 сейчас скажу, в круг я выйти порошу.( Дети выходят со своими стульчиками)

Игра «Птицы в гнездышках»

(Ребята сидят на стульях, – это их «гнезда».( стульев на один меньше)

  По сигналу синички «Птички, полетели!» все «птицы» вылетают в центр, приседают, «разыскивая зернышки», снова взлетают, размахивая ручками-крыльями. После команды «Птицы, в гнездо!» детки должны вернуться на свои стулья. Кто не успел занять стульчик, садится на место, взяв с собой стул.

Восп.:  Молодцы все участники.

«С песней праздник веселее,

Без неё нам жить нельзя,

Потому на конкурс песни

Приглашаю вас, друзья!

У каждой птички своя песня,

Давайте вспомним, как они поют:

Утки- кря, кря, кря

Вороны- кар, кар, кар

Совы- ух, ух, ух

Воробьи- чик- чирик

Дятел – тррр – тррр

Синица- тинь, тинь»

Восп.: Следующая игра. Игра « Накорми птенца»

От каждой группы приглашается по 5 ребят. Каждый получает Мячик, его задача- попасть им в гнездо( ведерко) МУЗЫКА.

Восп.:Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

Восп.: Вот забавная задача ожидает смельчаков

            Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!

           Вам задачка от синички такова

           Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья?

«Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.»

Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы:

1. Какие птицы прилетали на кормушку?

2. В какой день недели прилетали вороны?

3. Сколько ворон прилетало?

4. Чем лакомился голубь на кормушке?

5. Чем угощались сороки?

6. Сколько было сорок на кормушке?

Молодцы, и с этим заданием справились!

 Восп.: Не забывайте, что в кормушке регулярно нужно подкладывать корм.

«Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.»

Восп.: А сейчас мы с вами изготовим синичек.

 (дети из заготовок клеют синичек)

Воспитатель: Ребята что нового вы сегодня узнали? Какой момент в занятии вам запомнился больше всего? Понравилось вам наше занятие? Как мы можем помочь зимующим птицам?

Использованная литература.

1. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М., 1998.

2. Плешаков А. А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.

3. Жердев Э. С.Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная

Пром – сть, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Адвент календарь - календарь ожидания"

Хотелось бы поделиться опытом работы с адвент календарём. Ожидать сказочный, волшебный, новый год гораздо веселее тогда, когда тебя каждый день ожидает какой-нибудь сюрприз....

шагаа-биле Шагаа - новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16386850","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]«Шагаалаалам» Чап Чульдум.Шагнын чаазы келди,Шагаа...

Конспект занятия «Календарь» в пoдготовительной группе.

:закрепление знаний о временах гoда, месяцах...

Проект "Календарь природы" по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с использованием народного календаря кукол- закруток.

Проект был реализован с целью повышения временных представлений старших дошкольников, для расширения развивающей предметно- пространственной среды.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17...

Консультация для педагогов: адвент-календарь или календарь-ожидания.

Дидактическое пособие  для освоения временных представлений у детей дошкольного возраста....

Математика в календарях. Виды календарей.

Образовательная область ФГОС ДО «Познавательное развитие», формирование элементарных математических представлений. Конспект познавательной беседы «Математика в календарях. Виды календарей» для д...

Конспект занятия "Календарь"

Конспект занятия психолога с детьми с ОНР ( подготовительная группа) по программе формирования пространственных представлений....