Земля – часть Солнечной системы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Толстошеева Мария Алексеевна

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Расширение знаний о планете Земля, ее спутнике Луне, о Солнечной системе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tolstosheevoy_ma_dlya_pasporta.docx50.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Отдел образования и по делам молодежи»

администрации МО «Оршанский муниципальный район»

 МДОУ «Оршанский детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик»

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Толстошеева Мария Алексеевна, воспитатель МДОУ Оршанский детский сад общеразвивающего вида  «Колокольчик»

п. Оршанка

Паспорт организованной образовательной деятельности

  1. Группа: Подготовительная
  2. Место проведения: МДОУ «Оршанский детский сад «Родничок»
  3. Продолжительность: 30 мин.
  4. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»: ознакомление с миром природы и «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, нравственное воспитание
  5. Тема: Земля – часть Солнечной системы
  6. Тип занятия: интегрированный
  7. Форма проведения: путешествие в космос
  8. Цель:  Расширение знаний о планете Земля, ее спутнике Луне, о Солнечной системе
  9. Задачи:
  1. Образовательные:
  • Расширять знания детей о Солнечной системе, планете Земля и её спутнике Луне.
  • Формировать представления о Солнце, как о раскаленном газовом шаре
  • Формировать представления о смене дня и ночи, времен года.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
  • Закреплять умение получать информацию о новом объекте (о спутнике Луна) в процессе его исследования (лунной поверхности)
  • Закреплять знания детей о названиях планет, их расположении в Солнечной системе
  1. Развивающие:  
  • Развивать навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу
  • Развивать речевую активность;
  • Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;
  • Расширять кругозор детей о планете Земля и о Солнечной системе
  1. Воспитательные:
  • Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, активность и самостоятельность на занятии;
  • Воспитывать  у детей способность к пониманию и правильному оцениванию чувства и поступков других.
  • Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности
  1. Основной метод: практический – выполнение практических действий
  2. Частные методы и приёмы:

Наглядные – показ и использование наглядного материала, показ и рассматривание презентации.

Игровые – игровые упражнения, сказочная воображаемая ситуация, загадывание загадки и ребуса, создание игровой ситуации

Словесные – беседа, рассказ, пояснение, педагогическая оценка.

Практические – выполнение детьми практических действий

  1. Ресурс ООД:
  1. Литература:
  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
  2. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ [Текст] – 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2015.- 368 с.
  3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Методические рекомендации для педагогов и родителей по познавательному развитию детей раннего и дошкольного возраста (2-7 [8] лет).- М.: Баласс, 2014.- С.473
  1. . Интернет-ресурс:
  1. Планеты Солнечной системы [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-podgotovitelnoi-grupe-planety-solnechnoi-sistemy.html (дата обращения 15.02.19)
  2. Фрагмент мультфильма «Незнайка на Луне». [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nqkmBTYth1k (дата обращения 17.02.19)
  3. Фрагмент видеофильма «Почемучка. Какие бывают планеты». [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://russia.tv/video/show/brand_id/5108/episode_id/106300/video_id/106300/ (дата обращения 15.02.19)
  4. Видеофильм. «Сквозь космическое пространство».[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=ZPvdCCBgMjk (дата обращения 17.02.19)

      12.3.  Дидактические средства:

                   - демонстрационный материал: ракета, макет планеты Земля, макет Луны, макет Солнечной системы, настольный светильник, глобус, аудио- и видеозаписи.

                   - раздаточный материал: планеты Солнечной системы (16шт)

12.4. Технические средства: проектор, экран, ноутбук, музыкальная колонка

12.5. Оборудование:  рабочие столы – 2 шт., стулья – 9 шт.

План организованной образовательной деятельности

  1. Организованное начало ООД
  1. Приветствие
  2. Мотивация – электронное письмо
  1. Основная часть
  1. Конструирование ракеты (полет в космос на ракете)
  2. Беседа о Солнце как о раскаленном газовом шаре
  3. Беседа о Луне как о естественном спутнике Земли
  4. Рассматривание слайда с изображением планеты Земля со спутника Луны
  5. Опытно-экспериментальная деятельность «Смена дня и ночи», «Смена времен года»
  6. Физкультминутка музыкальная
  7. Опытно-экспериментальная деятельность «Лунная поверхность»
  8. Просмотр видео «Солнечная система»
  9. Рассматривание макета Солнечной системы. Беседа по вопросам
  10. Интерактивная игра «Солнечная система» - Появление Незнайки
  1. Заключительная часть
  1. Подведение итогов
  2. Наглядно-образная рефлексия

Ход организованной образовательной деятельности

  1. Организованное начало ООД
  1. Приветствие

Слайд 1

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть (дети встают вместе с воспитателем в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и ласковы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. Доброе утро, ребята. Меня зовут Мария Алексеевна

  1. Мотивация – электронное письмо

Слайд 2

Звук входящего сообщения

Воспитатель: Что это за звуки?

Дети: Это входящее сообщение.

Воспитатель: Ребята, нам пришло видеописьмо из Цветочного города. Давайте посмотрим его вместе.

Просмотр видеописьма

«Дорогие ребята, мы жители Цветочного города. Нам нужна ваша помощь. Незнайка улетел на новом изобретении Винтика и Шпунтика в космос, и потерялся. Помогите нам найти Незнайку мы будем отслеживать его в космосе и посылать вас подсказки.».

Воспитатель:Поможем жителям Цветочного городанайти Незнайку?

Слайд 3

Дети: Да!

2.        Основная часть

2.1        Полет в космос на ракете

Воспитатель: Тогда нам нужно попасть на космическую станцию. А на чем мы отправимся в космос?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Я предлагаю вам построить ракету. Теперь вы не просто дети, вы теперь конструктивныеизобретатели! Перед вами стоит непростая задача, вам необходимо собрать ракету из деталей, которые лежат перед вами, к ней прилагается инструкция.

Воспитатель: Молодцы, постройка ракеты завершена. Теперь мы с вами точно сможем отправиться в космос, нам осталось только надеть специальный костюм космонавта. Кто знает, как он называется?

Дети: Скафандр.

Воспитатель: Верно. Это скафандр, он защищает тело человека, дает возможность ему дышать в открытом космосе.

Слайд 4

Воспитатель: Прошу пройти на посадочную площадку.

Займите места в ракете. Пристегните ремни. Начинаем обратный отчет от 10.

Дети: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск!

Видео космического аппарата (20 сек)

Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы. Что вы видите в космическом пространстве?

Дети: Солнце, звезды, планеты, кометы…

2.2         Беседа о солнце

Слайд 5

Звук входящего сообщения

Воспитатель: Ребята, Знайка прислал нам подсказку

Слайд 6

«Чтобы узнать, куда отправился Незнайка, отгадайте загадку»

Мы все обязаны ему –

Оно дарует жизнь всему!

На букву «С» оно зовется,

Вы догадались, это … (Солнце)

Слайд7

Воспитатель: Дети, что такое солнце?

Дети: Солнце – это большая звезда.

Воспитатель. Правильно, это звезда, а именно раскаленный газовый шар! Что нам дает солнце?

Дети: Солнце нам дает тепло, свет и жизнь.

Воспитатель. А что было бы, если бы не было солнца?

Дети: Если бы не было солнца, то на земле всегда была бы ночь. Не росли бы деревья, растения, потому что они не могут расти без света. Жили бы только те животные, птицы и насекомые, которые живут без света. Человек бы строил закрытые города, где было бы только искусственное освещение. Без солнца было бы всем плохо.

Воспитатель: Ребята, так что же такое Солнце?

Дети: Солнце – раскаленный газовый шар.

Воспитатель: Как вы думаете, Незнайка может находиться на Солнце?

Дети: Нет, потому что оно слишком горячее

Воспитатель:Солнце очень горячее, поэтому мы подлетать близко не будем.

2.3 Спутник Земли Луна

Слайд 8

Звук входящего сообщения

Слайд 9

Воспитатель:Знайка прислал нам следующую подсказку. Это ребус, решите его и мы узнаем где он может быть.Картинки по запросу ребус луна

Дети: Луна.

Слайд 10

Воспитатель: Как вы думаете, можетбытьНезнайка на Луне? Давайте проверим. Одеваем наши шлемы и высаживаемся на Луне.

Воспитатель:Ребята, луна – это естественный спутник Земли, который вертится вокруг Земли. Дети, а почему Луну называют «спутником Земли?» Что означает слово «спутник»?

Дети: Это тот, кто рядом

Воспитатель:Спутник это небесное тело, которое сопровождает нашу планету Земля.

Слайд 11

2.4        Беседа о планете Земля.

Воспитатель:Мы сейчас находимся на Луне.

О, а что это за планета?

Дети: Это Земля

Воспитатель: Верно.Так выглядит наша планета Земля из космоса. Внимательно посмотрите на нашу планету, какие цвета преобладают?

Дети: Голубой, коричневый, зеленый.

Воспитатель: А о чём нам говорит синий и голубой цвет на глобусе?

Дети: Моря и океаны.

Воспитатель:Зеленые и коричневые цвета?

Дети: Зеленые цвета это равнины, а коричневые цвета это горы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень внимательны. А я вижу лунную лабораторию наших космонавтов. Хотите посмотреть, что в ней?

Дети: Хотим

Рассматривание предметов на столе (глобус, лампа)

Воспитатель:Ребята, что вы видите на столе?

Дети: Глобус, лампу

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети:Глобус – это модель планеты Земля.

Воспитатель включает лампу и ставит ее около глобуса

Воспитатель:На что похожа лампа?

Дети:На солнце

2.5 Опытно-экспериментальная деятельность «Смена дня и ночи», «Смена времен года»

Воспитатель: Давайте понаблюдаем, что происходит на Земле, когда она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Глобус, как вы уже сказали, это модель планеты Земля. Земля вращается вокруг своей оси. Мы с вами зажгли Солнце.

Ребята, а как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Вот здесь расположена Россия. Сейчас мы посадим бабочку на глобус, на территорию, которую занимает Россия. Посмотрите, какую большую территорию занимает Россия. Это самая большая страна в мире. Большей страны по территории нигде нет.  Солнце светит на бабочку. Вспомните, в какой части суток много света, как у бабочки сейчас.

Дети: Днем.

Воспитатель:Наша Земля вращается вокруг своей оси (Вращаем глобус), что происходит с бабочкой?

Дети: Бабочка удаляется от «Солнца». Становится менее освещенной

Воспитатель: Когда мы можем наблюдать такую освещённость?

Дети: Вечером

Воспитатель: Вращаем глобус еще вокруг своей оси. Что делает бабочка.

Дети: Прячется, потом вообще исчезает и находится на противоположной стороне от Солнца.

Воспитатель: В какую часть суток это можно наблюдать?

Дети: Ночью.

Воспитатель: Но Земля не останавливается и продолжает вращаться вокруг своей оси и бабочка вместе с ней. Что изменилось?

Дети: Стала ближе к Солнцу. Более освещенной.

Воспитатель: О какой части суток это говорит?

Дети: Об утре.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Земля еще немного повернулась и бабочка где оказалась?

Дети: Перед солнцем. Наступил день.

Воспитатель. Но, кроме того, что Земля вращается вокруг своей оси, она и вращается и вокруг солнца. Полный круг проходит Земля вокруг солнца за 365 дней, а это целый год. Что сменяется на Земле в течении года благодаря вращению земли вокруг солнца?

Дети: Происходит смена времен года /зима, весна, лето, осень/.

Воспитатель: Проверим это на нашем опыте. Земля вращается вокруг Солнца не по кругу, а описывает овал, то отдаляясь, то приближаясь.Сейчас бабочка находится напротив солнца. Как думаете, ей комфортно? Почему?

Дети: Тепло, светло.

Воспитатель: А в какое время года у нас тепло и много света?

Дети: Летом.

Воспитатель:Земля начинает отдаляться от Солнца. Что происходит с бабочкой?

Дети: Она удаляется, становится менее освещенной.

Воспитатель: Происходит смена времени года. Какое время года наступило?

Дети:Осень

Воспитатель: Земля отдаляется еще дальше. И что же мы видим?

Дети: Бабочка на противоположной стороне земли. Света мало.

Воспитатель:Как вы думаете, тепло ей или холодно? В какое время года мы это наблюдаем?

Дети:Бабочке холодно наступила зима

Воспитатель: Земля все движется вокруг солнца. Что же мы видим?

Дети: Бабочка более освещена.

Воспитатель: Когда мы наблюдаем это явление?

Дети: Весной.

Воспитатель: Движение Земли продолжается. Теперь бабочка у нас где?

Дети: Напротив солнца. Ей тепло, светло. Наступило лето.

Воспитатель: Молодцы, вы знаете, все времена года и теперь вы узнали, почему времена сменяют друг друга.

Воспитатель: Ребята, вы наверное, устали. Я вам предлагаю сделать небольшую зарядку на Луне.

Слайд 12

2.6        Физкультминутка музыкальная (1 мин. 20 сек.)

Воспитатель: Ребята, а почему мы с вами не снимаем шлемы на Луне?

Дети:ответы детей Нет воздуха, нечем дышать

Воспитатель:Предлагаю вам проверить, есть ли воздух на Луне?

2.7        Опытно-экспериментальная деятельность «Лунная поверхность»

Воспитатель:Дети, давайте пройдем к макету поверхности Луны и посмотрим, на поверхность Луны. Скажите, чем покрыта поверхность Луны?какая же она?

Дети:Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.песчаная, ровная.

Воспитатель: Проведите пальчиками по поверхности. Что мы видим?

Дети: следы.

Воспитатель: Где и когда на Земле мы можем увидеть такие следы на песке?

Дети: Летом на пляже.

Воспитатель: Вспомните, наши следы на пляже остаются навсегда?

Дети:Нет, они исчезают.

Воспитатель: Почему?

Дети: Дует ветер.

Воспитатель:А что такое ветер?

Дети:Ветер – это движение воздуха.

Воспитатель:Давайте подуем на песок через трубочку и посмотрим, что происходит с нашими следами на Земле.

Дети: Следы исчезают.

Слайд 13

Воспитатель:А теперь посмотрите на поверхность Луны. Вы видите следы?Какой формы они?

Дети: Круглые

Воспитатель:Они круглые, потому что на поверхность Луны падают круглые метеориты. Таких следов много?

Дети:Очень много

Воспитатель:А почему?

Дети: Потому что следы не исчезают.

Воспитатель:А  почему следы не исчезают?

Дети: Потому что нет ветра, нет воздуха.

Воспитатель:А если нет воздуха, может кто-нибудь жить на Луне.

Дети: Нет

Воспитатель: Как вы думаете, Незнайка мог здесь остаться?

Дети: Нет

Воспитатель:Предлагаю вернуться на корабль, чтобы продолжить наши поиски.

Воспитатель с детьми возвращается на корабль

Воспитатель:Может Незнайка на другой планете. Ведь кроме Земли и его спутника Луны вокруг Солнца вращаются и другие планеты, а вы знаете, какие планеты вращаются вокруг Солнца?

Дети: Знаем. Марс, Юпитер..

Слайд 14

Воспитатель: Давайте посмотрим небольшой видеофильм о Солнечной системе

2.8        Просмотр видео «Солнечная система»

2.9        Рассматривание макета Солнечной системы. Беседа по вопросам

Воспитатель:Подойдите к нашему макету Солнечной системы, давайте еще раз повторим.

Воспитатель:Ближе всех к Солнцу находится Меркурий – это самая маленькая планета.Ребята, повторите название первой планеты

Дети: Меркурий

Воспитатель:На второй позиции – Венера, самая яркая из всех видимых планет с Земли. Носит титул «самой горячей планеты». Повторите название второй планеты?

Дети:Венера

Воспитатель: А как называется третья планета, единственная, на которой есть жизнь.

Дети:  Земля

Воспитатель:Четвертая планета – Марс, его называют «Красной планетой». «Красной планетой» называют планету…

Дети: Марс

Воспитатель:Юпитер самая большая планета Солнечной системы.Ребята, повторите название самой большой планеты

Дети: Юпитер

Воспитатель:Сатурн - вторая по величине планета и имеет систему колец. Как называется планета, у которой есть кольца.

Дети: Сатурн

Воспитатель:Уран обладает титулом «самая холодная планета». Ребята, давайте повторим название планеты.

Дети:Уран

Воспитатель:Нептун – самая удаленная от центра планета Солнечной системы. Является вторым «ледяным гигантом». Ребята, давайте повторим название планеты.

Дети: Нептун

Слайд 15

2.10        Интерактивная игра «Солнечная система» - Появление Незнайки

ВоспитательЗнайка прислал очередную подсказку, чтобы найти Незнайку нам нужно правильно расставить планеты на свои орбиты.

Слайд 16

Появляется Незнайка.

Воспитатель:Молодцы, ребята, вы правильно выполнили задание.

Слайд 17

Воспитатель:Ой, посмотрите, мы нашли Незнайку.

3. Заключительная часть

3.1        Подведение итогов – Беседа с Незнайкой

Воспитатель: Где же ты был?

Незнайка: Не знаю, я потерялся, спасибо, ребята, что нашли меня.

Воспитатель: Ребята, мы столько интересного с вами видели и нового узнали, а Незнайка все пропустил. Давайте ему расскажем.

Дети: Видели солнце, луну, землю, планеты, солнечную систему. Узнали, что луна – это спутник Земли, покрыта лунной пылью, там нет ветра, воздуха. Нет жизни. Следы остаются там навсегда. Из-за вращения Земли вокруг своей оси происходит смена дня и ночи, а времена года сменяются, потому что Земля движется по орбите вокруг солнца.

Воспитатель. А теперь нам и Незнайке пора возвращаться.

Слайд 18

Мы с полета возвратились

И на Землю приземлились.

Воспитатель. Дети, вот мы и вернулись домой. Мне понравилось с вами путешествовать. Вы все молодцы. Очень старались в выполнении заданий, отвечали на вопросы, а самое главное - помогли Незнайке вернуться домой.

3.2        Рефлексия

Ребята, а теперь я предлагаю вам оценить вашу работу на занятии. Подумайте, как вы поработали, все ли у вас получилось, довольны ли вы собой, узнали ли для себя что-нибудь нового. Если у вас хорошее настроение от вашей работы на занятии, то берем улыбающуюся планету, а если настроение от работы плохое, то возьмите грустную планету. Каждый выбирает себе одну планету и из выбранной планеты берем веселую или грустную. Теперь подойдите к нашей Солнечной системе и приклейте свою планету на нужную орбиту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с детьми на тему: "Земля-планета Солнечной системы".

О планете Земля и её естественном спутнике....

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группы «Солнечная система. Возникновение жизни на Земле»

Программное содержание:1.     Знакомство с солнечной системой, звездами, планетами, теорией возникновения жизни на Земле.2.     Освоение действия построения схе...

Земля– одна из планет Солнечной системы.

Презентация, характеризующая нашу планету, историю ее развития, современные теории. Строение Земли....

Беседа для дошкольников "Земля - планета Солнечной системы"

Беседа для дошкольников "Земля - планета Солнечной системы"...

Презентация "Земля и Солнечная Система"

Презентация по окружающему миру...

Место Земли в Солнечной Системе

Земля-одна из планет Солнечной системы.Здесь ребенок узнает про строение нашей планеты и все что связано с ней....

Комплексно-тематическое планирование «Земля-планета солнечной системы»

Тема проекта   «Земля-планета солнечной системы»...