Проект по профессиям.
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста "Кем быть?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_professiyam.docx | 310.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 41» г. Рязань
Проект по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
«Кем быть?»
Подготовила: воспитатель Зайцева Ж.В.
Вид проекта: долгосрочный
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: информационно-творческий, практико-ориентированный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи по формированию элементарных представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о сути трудового процесса;
- воспитание уважительного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками:
- наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственно-образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная художественно-творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса;
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых;
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Пояснительная записка
Актуальность
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности, став старше. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект «Кем быть?».
Реализация проекта
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала.
II этап (практический): реализация тематического плана через организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей для изготовления презентаций «Профессии моих родителей».
III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта.
Тематический план
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование |
Сентябрь | «Профессии в детском саду» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях работников детских учреждений. | Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Основные понятия: воспитатель, медсестра, прачка, повар, вахтер, помощник воспитателя, забота, любовь к детям. | Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, в прачечной, на кухне. |
Октябрь | «Врач» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры. | Форма проведения: беседа, экскурсии в медицинский кабинет, встреча с врачами узкими специалистами, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача». |
«Фармацевт» | Цель: обогащать знания и представления детей о профессии фармацевт. | Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра «Аптека». Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Аптека» | |
Ноябрь | «Повар» | Цель: расширять представления детей о специализации повара, формировать основы культурного поведения в общественных местах. | Форма проведения: беседы, сюжетно-ролевые игры, лепка. Основные понятия: кондитер, десерт, меню. | Атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Кухня», «Поход в кафе». |
«Полицейский» | Цель: формировать представление о профессиональной деятельности полицейского. | Форма проведения: беседа, занятие, конструирование. Основные понятия: правонарушение, закон, следователь, порядок, дорожно-постовая служба. | Настольно-печатная игра «Светофор», конструктор. | |
Декабрь | «Почтальон» | Цель: знакомить детей с городской почтой, ее назначением, расширять знания о профессиях работников социальной сферы, воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах. | Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра. Основные понятия: почтовое отделение, почтальон, письмо, посылка, индекс. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Почта» |
«Строитель» | Цель: расширять знаний детей о строительных специальностях. | Форма проведения: Беседы, занятия, конструирование. Основные понятия: каменщик, плотник, маляр, сантехник, плиточник, кровельщик, электросварщик, цемент, щебень, бетон. | Картинки с изображением домиков из сказок «Заюшкина избушка» и «Три поросенка». Картинки с изображением строящихся домов и строительных материалов, строительных машин и профессий. Фотографии с изображением красивых зданий и домов города Рязани. | |
Январь | «Аниматоры» | Цель: познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров. | Форма проведения: беседа, моделирование сюжетно-ролевой игры. Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов. | Атрибуты для моделирования сюжетно ролевой игры «Аниматор»:костюмы, маски, колпаки, шары, машинки на ленточках, мольберты, фломастеры, листы бумаги А-4 . |
Февраль | «Пожарная часть» | Цель: знакомить с профессиональной деятельностью пожарного | Форма проведения: беседа, занятие. Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, брандспойт. | Предметные картинки со снаряжением пожарного, оборудованием для тушения пожара |
«Профессия- военный» | Цель: продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих; -расширять представления детей о Российской армии; -воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине; -знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными); -формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. | Форма проведения: Занятия, беседы. Основные понятия: сухопутные, морские, воздушные рода войск, танкисты, связисты, ракетчики, артиллеристы, саперы и пограничники, героизм, патриотизм. | Чтение рассказа Л. Пантелеева «Честное слово», лепка «Военная техника», картинки с представителями разных родов войск. . | |
Март | «Домохозяйка» | Цель: познакомить детей с профессией домохозяйка.воспитывать уважение к труду домохозяйки. | Форма проведения: презентация подготовленная родителями, «Моя мама домохозяйка». Основные понятия: домашний уют, чистота, домашний очаг, посудомоечная машина, повар, добрая, ласковая. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Семья» |
«Парикмахер» «Косметолог» | Цель: знакомить с профессиями: парикмахер, косметолог | Форма проведения: беседа, сюжетно-ролевая игра. Основные понятия: ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, модельная стрижка, кожа, маски, здоровье и красота, лечение. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Салон красоты» | |
Апрель | "Все профессии нужны, все профессии важны" | Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. | Форма проведения: игровая программа. | Музыка Л.Деревягина «Кем быть», эмблемы для команд, предметы для игры «Кто здесь был и что забыл» |
Май | «В мире профессий» | Цель: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду. | Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность, беседы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Основные понятия: названия профессий, труд. | Мнемотаблицыс последовательностью деятельности, атрибуты для деятельности людей разных профессий. |
Приложение №1
Дидактические игры
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а мастер машинной стирки поет с детьми песни… и т.д.
«Человеку какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.
Приложение №2
ПРИМЕРНЫЕ БЕСЕДЫ О ПРОФЕССИЯХ
ВОСПИТАТЕЛЬ
Воспитатель – это человек, который воспитывает и обучает детей в детском саду. Профессия воспитателя важна и необходима. Он должен любить и понимать детей.
В детском саду воспитатель организует игры с детьми, учит их рисовать, лепить, вырезать из бумаги, конструировать, мастерить. Воспитатель читает детям книги, рассказывает сказки, учит с ними стихи, загадки и считалки, знакомит их с окружающим миром, учит любить природу, уважать старших.
Утром, когда дети приходят в детский сад, воспитатель проводит с ними зарядку – это несложные, но очень полезные физические упражнения.
Воспитатель учит детей умываться, одеваться и раздеваться, правильно пользоваться столовыми приборами, обучает детей правилам этикета. Во время подготовки детей к прогулке он помогает детям одеться, завязать шарфы, застегнуть пуговицы.
Воспитатель видит отношения детей в группе, знает, кто отзывчив, дружелюбен, кто любит жаловаться, кто затевает споры и ссоры. Своим поведением и беседами воспитатель влияет на детей, стремясь подавить в них проявления дурных качеств и воспитать хорошие.
В старших группах детского сада воспитатель готовит детей к обучению в школе: знакомит с цифрами, буквами, учит считать, составлять рассказы.
Воспитатель – это добрый, внимательный, заботливый человек, который очень сильно любит маленьких детей.
Словарная работа: воспитатель, столовые приборы, этикет, отзывчивый, дурные качества.
Названия действий: воспитывает, учит, рассказывает, помогает, играет, жалеет, читает, показывает, объясняет, знакомит, занимается…
Названия личностных качеств: добрый, ласковый, веселый, справедливый, внимательный, заботливый, строгий, терпеливый…
Загадка
Кто с детьми всегда играет,
Книжки умные читает,
Водит деток погулять
И укладывает спать?
(Воспитатель)
Ольга Павловна
Кто расскажет обо всем:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы,
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
И про уголь, и про газ,
Про тайгу и про Кавказ,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу?
Кто научит рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитает им стишок,
Скажет: «Выучите сами,
А потом прочтете маме».
Кто сейчас же разберется.
Почему Олег дерется,
Почему у Гали с Ниной
Он матрешку отнимал,
Почему слона из глины
Миша сразу поломал?
Это воспитательница,
Это Ольга Павловна.
Любит Ольга Павловна
Всех своих ребят,
Очень Ольгу Павловну
Любит детский сад.
ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ
Помощник воспитателя в детском саду, или няня, заботится о детях, ухаживает за ними. Няня должна быть доброй, заботливой, трудолюбивой и отзывчивой.
В детском саду помощник воспитателя накрывает на стол, красиво расставляя посуду, кормит детей, моет посуду и пол, вытирает пыль.
Помощник воспитателя меняет полотенца и постельное бельё детей, красиво заправляет детские кроватки. Благодаря труду няни в группе всегда чисто и уютно.
Во время подготовки детей к прогулке младший няня помогает им одеться, завязать шарфы и застегнуть пуговицы. Когда дети возвращаются с прогулки, она приветливо встречает ребятишек и помогает им раздеться.
Когда воспитатель занимается с подгруппой детей, няня с остальными детьми играет, читает книги, беседует.
Труд помощника воспитателя очень необходим в детском саду.
Словарная работа: швабра, постельное бельё, помощник, трудолюбивый.
Названия действий: моет, чистит, накрывает, помогает, протирает, убирает, меняет, беседует, играет, читает…
Названия личностных качеств: добрый, трудолюбивый, заботливый, любящий детей, внимательный, ласковый, ответственный, терпеливый, отзывчивый…
Загадка
Кто воспитателю поможет,
Все в группе чисто приберет,
Детей накормит, спать уложит,
Везде порядок наведет?
(Няня, помощник воспитателя)
Рассказ о нашей няне
Наша няня – просто класс,
Весь день старается для нас:
Утром завтрак накрывает,
Потом посуду убирает,
Все помоет, оботрет
И порядок наведет.
На прогулку нас оденет,
Придем с улицы – разденет.
Обед с кухни принесет
И вновь посуду уберет.
Расстелет каждому кровать –
Днем детишкам надо спать.
Вот встаем мы после сна,
А няня полдник принесла.
Хлопотливая работа –
О детях маленьких забота:
За ними надо убирать,
Если надо, приласкать,
Раздеть или одеть, помыть
Посуду, пол и стол накрыть…
Няня – помощник воспитателя,
Работает просто замечательно!
Пословицы
Порядок – душа всякого дела
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА
Медицинская сестра – это помощник врача, который ухаживает за больными людьми, помогает их лечить.
Медсестра должна обладать необходимыми знаниями и умениями в различных областях медицины: уметь правильно обработать рану, наложить повязку, сделать укол, провести другие лечебные процедуры. Медицинская сестра должна чётко выполнять указания врача.
В детском саду медсестра следит за здоровьем детей: осматривает их, взвешивает и измеряет рост, ставит прививки. Она составляет меню на каждый день, чтобы повар приготовил вкусную и полезную пищу.
В кабинете медсестры имеется необходимое оборудование: ростомер, весы, шприцы, различные лекарства, витамины.
Медсестра всегда ходит в белом халате и белом колпаке. Она должна быть терпеливой, доброй, дисциплинированной и наблюдательной.
Словарная работа: медсестра, ростомер, весы, меню, шприцы, прививки, процедуры, медицина, витамины.
Названия действий: лечит, ставит, взвешивает, измеряет, проверяет, осматривает…
Названия личностных качеств: добрая, внимательная, терпеливая, заботливая, наблюдательная, ласковая, дисциплинированная…
Загадка
После болезни встретит
И ласково приветит.
Измерит всем и рост, и вес,
И знает, кто как спит и ест.
А если у ребенка заболит вдруг голова,
Сразу поспешит на помощь. Кто же это? …
(Медсестра)
Медицинская сестра
Я – медицинская сестра
Здоровым и больным нужна:
Вот вам укол, таблетка –
Лечебная конфетка.
Я с врачом детей лечу
В белом кабинете,
Чтобы смело шли к врачу
Маленькие дети!
А в детсадике у нас
Измерю рост и вес у вас.
Прививки детям всем поставлю
И быть здоровыми заставлю!
ПОВАР
Повар – это человек, который готовит еду. Он умеет вкусно приготовить и аппетитно, красиво оформить любое блюдо: и салат, и торт.
В детском саду повар готовит на кухне разные блюда. Он варит супы, каши, компоты, жарит котлеты, блины, мясо. Повар умеет испечь вкусные пироги и булочки. Когда повар готовит на кухне еду, вокруг распространяются аппетитные запахи. Для приготовления пищи повар использует плиту и жарочный шкаф. «Помощниками» повара являются мясорубка, картофелечистка, хлеборезка, тестомешалка. Пища готовится по рецептам. Из рук повара к детям на стол попадают первые, вторые и третьи блюда, салаты, выпечка. Важно не только правильно приготовить, но и красиво оформить блюда, чтобы даже один вид их вызывал аппетит.
Повар должен обладать хорошей памятью. Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры к котлетам, курице, рыбе, мясу.
Пища должна готовиться в стерильных условиях. Поэтому повар всегда одет в белый халат и колпак.
Повар – это человек, который любит готовить, проявляя при этом фантазию, выдумку, он должен обладать тонким обонянием и хорошо развитыми вкусовыми ощущениями.
Словарная работа: мясорубка, хлеборезка, картофелечистка, плита, блюда, выпечка, аппетит, гарнир, стерильные условия, обоняние, вкусовые ощущения, фантазия.
Названия действий: варит, жарит, режет, солит, чистит, печёт, готовит…
Названия личностных качеств: трудолюбивый, добрый, заботливый, аккуратный, терпеливый…
Загадка
Кто же мастер щей, борщей
И рагу из овощей?
Вкусный сварит нам бульон,
Торт испечь сумеет он
И нажарит нам котлетки.
Кто ж он? Отгадайте, детки!
(Повар)
Повар
Дайте повару продукты:
Мясо, птицу, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждет вас вкусная еда.
Повар
Ходит повар в колпаке
С поварешкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
Про повара
Всегда приятно людям есть, когда вкусна еда.
А у хороших поваров еда вкусна всегда.
Они, наверное, обед творят, как колдуны,
И, кажется, секретов нет, а блюда все вкусны:
Жаркое, рыба, винегрет, окрошка и борщи,
Салат, котлеты и омлет, и булочки, и щи.
Всегда все свежее у них, ну как должно и быть,
Еда не может подгореть и не должна остыть.
Я раз обедать приходил, такой я супчик ел,
Что ложку чуть не проглотил, тарелку чуть не съел!
Вот потому к ним и спешат, обедать к ним идут,
И долго их благодарят за этот вкусный труд.
Пословицы
Не печь кормит, а руки.
Что испечешь, то и съешь.
Добрый повар стоит доктора.
ВОДИТЕЛЬ
Водитель или шофер – это человек, который управляет транспортным средством: машиной, автобусом, грузовиком и т.д. Эта профессия очень интересная и нужная.
Водитель легковой машины или автобуса возит людей, а грузовой - перевозит различные грузы. Грузовики используют для перевозки овощей, зерна, сена, животных в сельской местности. В городе грузовики доставляют продовольственные и промышленные товары в магазины.
Водитель должен хорошо знать устройство машины, умело ею управлять, должен уметь починить мотор, накачать колеса, знать правила дорожного движения и никогда не нарушать их. На автозаправках шофер заправляет машину бензином или газом.
Многие водители работают на общественном транспорте - трамваях, автобусах, троллейбусах. Перед выходом на трассы эти транспортные средства проверяются механиками, а врач осматривает водителя. Водитель должен быть здоров! Ведь он отвечает за жизнь многих людей. На остановках водитель нажимает особую кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят из автобуса, а другие входят.
У шофера должны быть отличная память, выносливость, сила, крепкое здоровье и прекрасное зрение. Он должен различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.
Словарная работа: водитель, правила дорожного движения, общественный транспорт, трасса, механик, автозаправка.
Названия действий: управляет, возит, перевозит, нажимает, проверяет, заправляет, чинит, ремонтирует, накачивает, смотрит…
Названия личностных качеств: сильный, смелый, здоровый, внимательный, ответственный, умелый, дисциплинированный, послушный, тактичный, грамотный…
Загадка
Умело кто ведет машину –
Ведь за рулем не первый год?
Слегка шуршат тугие шины,
Кто нас по городу везет?
(Шофер, водитель)
О шофере
Целый день шофер трудился,
Он устал, он запылился.
Он возил кирпич на стройку,
Дом он строить помогал.
А теперь ведет на мойку
Свой огромный самосвал.
Шофер
И снова дальняя дорога,
И неба купол голубой.
Исколесит он очень много,
Но все не хочет на покой.
Наверно, помнит он едва ли,
Как много грузов для страны
Он перевез; везде их ждали,
И были всем они нужны.
Он часто говорит со смехом,
Не отрываясь от руля:
«Я шар земной пять раз объехал,
и для меня мала Земля.
Я очень счастлив до сих пор,
Что за рулем я, что шофер».
Пословицы
Дело мастера боится.
Мастер на все руки.
ПРОДАВЕЦ
Продавец – это человек, который продаёт нам различные вещи и продукты. Профессия продавца подразделяется на несколько специальностей. Есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, мебели, книг, электроаппаратуры, хозяйственных товаров) и продавцы продовольственных товаров (овощей, фруктов, хлебобулочных, кондитерских и других товаров).
Продавец работает в магазине. Он должен хорошо знать свой товар, его свойства, помнить цены, размеры, расположение товаров. Значит, продавцу необходима хорошая профессиональная память.
В обыкновенном магазине продавец стоит за прилавком. Он взвешивает товары на весах, сообщает покупателю цену. Покупатель оплачивает стоимость товара в кассе, даёт продавцу чек, получая взамен нужный товар. Продавец помогает упаковывать продукты.
Есть новые магазины – супермаркеты. Там все товары стоят на полках открыто, покупатель ходит и самостоятельно выбирает нужные, а при выходе расплачивается. В супермаркетах продавцы выполняют роль консультантов: помогают покупателям с выбором, разъясняют назначения продуктов, показывают в каком месте лежит нужный товар.
У продавцов есть своя спецодежда, которая должна быть чистой и аккуратной. Но главное для продавца – доброе, уважительное отношение к людям, вежливость, тактичность, обаятельная улыбка.
Словарная работа: продавец, покупатель, супермаркеты, спецодежда, прилавок, касса, чек, тактичность, обаятельный, консультант.
Названия действий: продаёт, взвешивает, считает, упаковывает, советует, показывает…
Названия личностных качеств: вежливый, внимательный, тактичный, добрый, терпеливый…
Загадка
Кто продукты продает –
Молоко, сметану, мед?
Кто нам продает сапожки,
Туфельки и босоножки?
Все они товары знают,
Даром время не теряют
В магазинах молодцы.
Кто же это? …
(Продавцы)
Продавцы
Все мы ходим в магазины. В магазинах продавцы
Продают нам апельсины, кофе, чай и леденцы.
И картошку, и морковку, свеклу, лук и огурцы
Быстро, вежливо и ловко нам завесят продавцы.
Вот профессия какая, и не зря, в конце концов,
Наши девочки играют в «Магазин» и «Продавцов».
«Что желаете?» - узнают, - «Вам капусты? Огурцов?
Может, кофе или чая? Есть колбаска, ветчина…».
Вот профессия какая, всем всегда она нужна.
ДВОРНИК
Дворник – это человек, который следит за чистотой на улице и во дворе. Труд дворника необходим и требует уважения.
В детском саду дворник подметает детские площадки, собирает мусор, поливает песок и участки, подстригает траву. Осенью дворник сгребает опавшие листья и убирает их с участков. Зимой дворник расчищает дорожки от снега, убирает снег на участках. Он заботится о том, чтобы во дворе всегда было чисто и красиво.
Для работы дворнику необходимы метла, лопата, грабли, тележка, шланг для полива, перчатки. Зимой для облегчения своего труда он может использовать снегоуборочную машину.
Дворник должен быть трудолюбивым, заботливым, сильным, здоровым и дисциплинированным человеком.
Словарная работа: дворник, метла, грабли, тележка, снегоуборочная машина.
Названия действий: подметает, чистит, сгребает, поливает, подстригает, собирает, убирает…
Названия личностных качеств: трудолюбивый, аккуратный, заботливый, добрый, сильный, дисциплинированный, ответственный, терпеливый…
Загадка
Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались вы, ребята,
Кто следит за чистотой?
(Дворник)
Дворник
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе.
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед.
Грабли
Грабли лапою когтистой
Убирают мусор чисто,
Прошлогоднюю траву
И опавшую листву.
Лопата
Есть у дворника, ребята,
В помощь инструмент – лопата.
Ею землю он копает,
Снег зимою убирает.
Лопата дворнику нужна:
Облегчает труд она.
Пословицы
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Без уменья и сила ни при чём.
ВРАЧ
Врач – это человек, который лечит людей от всевозможных заболеваний.
Если больной не может прийти к врачу сам, врач едет к нему и оказывает помощь на месте. Поэтому машина, но которой ездит врач, так и называется: «Скорая помощь».
Врачи бывают разные: терапевты лечат все болезни, стоматологи лечат зубы, педиатры - только детей, отоларингологи - уши, горло, нос, невропатологи - нервы, окулисты - глаза, дерматологи - кожу.
Профессия врача очень трудная. Она требует много знаний, внимательного отношения к больному. Врач должен много знать о строении человеческого тела, работе внутренних органов, должен уметь разбираться в разных болезнях.
На приёме больному врач обязательно послушает лёгкие и сердце, посмотрит горло. Врач распознаёт, чем болеет его пациент, ставит диагноз, назначает лечение, выписывает рецепты на получение лекарства.
Врач в своей работе использует инструменты: фонендоскоп, с помощью которого он прослушивает сердце и дыхание, шпателем смотрит горло. Врач всегда одет в белый халат.
Настоящий врач должен жалеть своих больных пациентов и стараться помочь им выздороветь.
Словарная работа: шпатель, фонендоскоп, рецепт, лекарство, помощь, диагноз, пациент.
Названия действий: лечит, слушает, смотрит, выписывает, назначает, помогает, объясняет…
Названия личностных качеств: умный, внимательный, добрый, заботливый, терпеливый, настойчивый, грамотный…
Пословица
Горьким лечат, а сладким калечат.
Загадка
Если заболело ухо,
Или в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет … (врач)!
Врач
Все болезни лечит врач,
Он уколет – ты не плачь.
Веселей смотри вокруг:
Детский врач – ребятам друг.
Доктор
К доктору ходите, маленькие дети!
Этот старый доктор лучше всех на свете.
В мире не бывает доктора добрей,
Всем он помогает: доктор – друг детей.
Когда головка горяча, мы поскорей зовем врача.
Болит животик перед сном – опять врача мы позовем.
Он лечит папу с мамой и бабушку мою,
Меня, хоть я упрямый, он лечит всю семью.
Пусть гром гремит и дождь идет,
Врач обязательно придет!
Врач – наш хороший, верный друг,
Он вылечит любой недуг.
«Скорая помощь»
Машину белую с красным крестом
Как «Скорую помощь» все знают
И ей дорогу в потоке любом
Всегда и везде уступают!
Машина торопится, доктор спешит
Кого-то спасти от ожога,
И если у стареньких сердце болит,
И если сломаете ногу.
Врач в белоснежном халате придет,
Держа чемоданчик волшебный.
Там сложены трубки и простенький йод,
И шприц, и растворчик целебный.
Измерит давленье, советом спасет
И добрым внимательным словом,
А если так нужно – в больницу возьмет,
Чтоб там человек стал здоровым.
Болезнь для больших и ребяток – беда,
Но есть от нее избавленье.
Вы в «Скорую помощь» звоните всегда!
03 – это номер леченья!
ПАРИКМАХЕР
Парикмахер – это человек, который подстригает людей и делает причёски. Парикмахер – очень интересная и творческая профессия. Чтобы стать настоящим парикмахером, нужно учиться, получить специальный диплом.
Парикмахеры работают в парикмахерских и салонах красоты. Клиента усаживают в удобное кресло, укрывают плечи специальной накидкой, промывают шампунем волосы, а потом подстригают, используя расчёску и ножницы. Клиенту-женщине парикмахер может сделать укладку волос феном и щёткой, а может завить волосы локонами и покрыть специальным лаком для волос.
У парикмахеров есть своя спецодежда, которая должна быть опрятной и чистой.
Мастер – парикмахер должен обладать хорошим вкусом, фантазией и, конечно, «золотыми» руками. Парикмахер должен быть общительным, уметь терпеливо выслушать клиента, посоветовать, какую причёску лучше сделать.
Парикмахер должен обладать крепким здоровьем (ведь на ногах ему приходится проводить весь рабочий день) и любовью к людям, иметь желание доставить радость, сделать людей красивее.
Словарная работа: парикмахер, парикмахерская, причёска, фен, укладка, щётка, локоны, клиент, «золотые руки».
Названия действий: подстригает, укладывает, моет, сушит, завивает, советует, причесывает…
Названия личностных качеств: терпеливый, общительный, умелый, модный, добрый, ответственный.
Загадка
Кто же сделает прическу
Феном, щеткой и расческой.
Пышно локоны завьет,
Челку щеткою взобьет.
Все в его руках горит –
Кто изменит внешний вид?
(Парикмахер)
Про парикмахера
Стали волосы, как грива, видно стричь пора пришла…
В парикмахерской красиво, много света, зеркала…
Мне на кресло указали. Не успел сказать я: «Ой!» -
Засверкали, залетали ножницы над головой.
Я пришел туда лохматым и нестриженым бараном.
А ушел я аккуратным и красивым мальчуганом.
Парикмахер дядя Саша мне сказал: «Не забывай
Парикмахерскую нашу. Приходи, не зарастай».
Парикмахер все умеет: хочешь – наголо обреет
Или челку уберет, иль височки подравняет –
Как захочешь, подстрижет. Он свою работу знает.
Кто подстричься хочет, тем он поможет без проблем.
Пословица
Хорошая прическа важнее дорогого наряда.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Музыкальный руководитель – это человек, который учит детей петь, танцевать и музицировать.
В детском саду музыкальный руководитель проводит с детьми музыкальные занятия. На этих занятиях дети разучивают и поют песни, учат движения к разным танцам, слушают музыку, знакомятся с композиторами и их произведениями.
Музыкальный руководитель организует и проводит для детей утренники и праздники, различные спектакли. Он знакомит детей с музыкальными инструментами (металлофон, бубен, пианино и т.д.) и учит играть на них.
Музыкальный руководитель сам хорошо владеет игрой на каком-то музыкальном инструменте (пианино, баян, аккордеон).
Он обладает творческими и музыкальными способностями. Это добрый, внимательный, весёлый человек.
Словарная работа: музыкальный руководитель, инструменты, пианино, металлофон, аккордеон, баян, композитор, произведения, музицировать.
Названия действий: учит, поёт, танцует, играет, показывает, слушает, организует, показывает, владеет, знакомит…
Названия личностных качеств: добрый, весёлый, внимательный, ласковый, творческий, терпеливый, жизнерадостный, бодрый, грамотный…
Пословицы
Без запевалы и песня не поётся.
Где песня поётся, там легче живётся.
Загадка
Кто учит деток петь, играть,
И вальсы, польки танцевать,
Научит с музыкой дружить
И песню русскую любить?
(Музыкальный руководитель)
Про музыку
Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак,
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак!
И в вальсе не покружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
Музыкальный руководитель
Музыкант и педагог
Знакомству с музыкой помог.
На пианино он играет,
Слух музыкальный развивает.
Учит петь и танцевать,
И с колокольчиком играть.
О композиторе расскажет
И портрет его покажет.
Учит музыку любить
И воспитанными быть.
Готовит праздники и развлеченья
На радость всем и удивленье,
Ведь любят взрослые и дети
Очень праздники все эти!
О нашем музыкальном руководителе
Есть в детском саду человек непростой:
Умелый такой, заводной, озорной.
Напишет сценарий, создаст настроение
И всех пригласит на свое представление.
Талантов не счесть, есть чему поучиться:
Танцует, как в сказке, поет, как певица.
К искусствам у ней, несомненно, талант.
Такой вот у нас педагог-музыкант.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Учитель-логопед – это педагог, который учит детей правильно говорить, развивает речь.
Учитель-логопед занимается с детьми в специальном кабинете, где много разных картинок, игр, есть большое зеркало на стене, в которое смотрятся, когда учатся правильно говорить. Иногда проходя мимо этого кабинета, можно услышать шипение, жужжание, рыканье, - это дети учатся правильно говорить, выговаривать трудные звуки.
Логопед с детьми играет в пальчиковые игры, тренирует язычки, разучивает стихи и скороговорки, развивает слух, знакомит детей со звуками и буквами родного языка. На занятиях дети узнают много новых слов, учатся разбирать слова, правильно строить предложения, красиво рассказывать. Есть у детей специальные тетради, в которых они рисуют, штрихуют, учатся писать первые буквы. Можно взять тетрадь домой и там еще продолжить упражнение, приклеить или нарисовать красивую картинку.
Вместе с музыкальным руководителем детского сада учитель-логопед проводит логоритмику: дети под музыку выполняют разные движения, учатся правильно дышать, говорить, соединять свои движения и речь.
Учитель-логопед может заниматься и с группой детей, и с одним ребенком. Для родителей логопед проводит беседы и консультации, чтобы они знали, как помочь своему ребенку чисто и правильно говорить.
В конце учебного года всегда проводится логопедический праздник, где дети показывают, как они хорошо научились говорить и произносить трудные звуки.
Учитель-логопед – это очень грамотный, терпеливый, ответственный человек, который старается, чтобы дети говорили правильно и чисто.
Словарная работа: учитель, логопед, кабинет, логопедические занятия, звуки, буквы, слова, предложения, скороговорки, логоритмика, консультация.
Названия действий: учит, объясняет, обучает, играет, показывает, знакомит, рассказывает, проводит, тренирует, упражняет, развивает, занимается …
Названия личностных качеств: грамотный, терпеливый, внимательный, добрый, ласковый, строгий, заботливый, ответственный, настойчивый, дисциплинированный …
Загадка
Кто учит чисто говорить
И звуки все произносить,
Речь детишкам развивает,
В игры разные играет?
Догадались? Не зевайте!
Кто же это? Отвечайте!
(Учитель-логопед)
Поможет логопед
Чтобы говорить красиво,
Правильно и чисто,
Звуки мы произносили
Медленно и быстро.
Появились звуки вдруг,
Появились слоги…
И слова уже идут
По правильной дороге.
Научился наш Егорка
Говорить скороговорки,
Настя больше не картавит,
И Степан не шепелявит.
Говорят они красиво:
Смело и неторопливо.
Детям всем дают совет:
Вам поможет логопед.
Приложение №3
Консультации для родителей.
«Профориентация детей в дошкольном образовании»
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой-либо конкретной области.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Сейчас так много различных профессий, что можно растеряться при их выборе. Развитие отраслей науки и техники способствует появлению новых видов деятельности и вносит свои коррективы в уже сложившиеся специальности.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
К выбору своей будущей профессии, нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы, путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для родителей. Но разностороннее развитие ребенка раннего возраста даст ему возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить удовольствие и радость.
Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.
Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.п. с целью общения сотрудников с ребенком. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.
Ситуация выбора профессии в некотором смысле похожа на игру в рулетку: можно поставить на одно – единственное поле, но вероятность выигрыша в этом случае очень мала. А если сделать несколько ставок, то эта вероятность возрастает во много раз. Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».
Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей – что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради. Таким образом, если ребенку нравится профессия родителей, важно обсуждать с ним его предпочтение выбора в данной ситуации.
Список литературы.
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Все профессии нужны, все профессии важны" (о профессиях родителей)
Задача данного проекта состоит в том, чтобы расширить круг знаний детей о профессиях, формировать отчётливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека. Познаком...
Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей подготовительного дошкольного возраста
Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет...
Визитная карточка проекта по ранней профориентации детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР. Тема проекта: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Данный проект разработан и реализован творческой группой педагогов группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Краткая характеристика группы: 19 человек с ОНР (3детей- ОН...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия врача» (средняя группа)
Планирование проектной деятельности с воспитанниками...
Сценарий КВН "Мир профессий" в подготовительной группе, в рамках проекта "Все профессии важны, все профессии нужны" .
Уточнить и обощить представления детей о профессиях, понимать значимость профессий в жизни людей, воспитывать уважение к различным видам профессий....
Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей старшего дошкольного возраста
Вид проекта: информационный, познавательный, групповой, совместный.Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое т...
сценарий КВН "Мир профессий" в подготовительной группе, в рамках проекта "Все профессии важны, все профессии нужны"
сценарий КВН "Мир профессий" в подготовительной группе...