Проект "Удивительный снег"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Ландина Ирина Владимировна

Исследование снега, изучение его свойств; развитие познавательного опыта и практических навыков в процессе исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sneg.docx271.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»

ПРОЕКТ«Удивительный снег»

 группа №2 «Незабудки»

Воспитатель  И.В. Ландина

Город Канск

            Вид проекта:  Познaвательно-исследовaтельский, творческо-информационный, социaльный.

Сроки реализации:

Краткосрочный: 1 неделя.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, младший воспитатель, родители детей.

Проектная идея:

Конкретизировать представление детей о снеге, о зиме, как о времени года.

Актуальность проекта:

Тема проекта способствует создaнию необходимых условий по формированию у детей представления о зиме;  для общения ребенка с миром природы;  развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Цель проекта:

Исследование снега, изучение его свойств; развитие познавательного опыта и практических навыков в процессе исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

Образовательные:

- Расширять через познавательно-исследовательскую деятельность представления о зимних природных явлениях.

- Познакомить со  свойствами снега  (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).

- Создать условия для выявления свойств и качеств снега. Познакомить с процессом превращения снега в воду.

- Учить устанавливать связи между погодой и состоянием снега; анализировать, делать выводы.

Развивающие:

- Развить любознательность, наблюдательность, познавательные интересы, внимание, речь, память, экологическую воспитанность дошкольников.

- Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между температурой воздуха и изменениями со снегом.

Воспитательные:

-  Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.

- Повысить эффективность детско-родительских отношений.

Ожидаемый результат:

По окончанию проекта дети смогут:

- Расширить знания о снеге, как явлении природы и его свойствах, укрепить исследовательский интерес к природе.

- Научатся вырезывать снежинки из бумаги.

- Получат возможность выступить с мини докладом.

 Формы реализации проекта:

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Досуговая  деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный:

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов. 
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.

 

Подготовка:

Презентации:

Темы:  «Что такое снег», «Зимние забавы».

 

Дидактические игры:

«Найди ошибки» (чего не бывает зимой).

«Кто что делает зимой».

«Найди по следу».

«Найди такую же снежинку».

«Разведчики» (заметить, что изменилось в природе).

 «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).

 

Беседы:

«Почему мне нравится зима».

«Почему скрипит снег?»

«Зачем зимой снег»

«Осторожно! Зимние травмы»

«Как заботиться о здоровье зимой».

«Откуда идёт снег»

 

II этап – основной (практический):

·        Наблюдения.

·        Занятия.

 

 РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

1. Знакомство родителей с проектом «Удивительный снег».

2. Пополнение уголка экспериментирования предметами, необходимыми для проведения опытов с водой, снегом, воздухом (формочки, баночки, пищевой краситель, лупа).

3. Помощь в подготовке исследовательской работы детей по выбранным темам:

  • Скугаревская Ника - «Почему в Африке нет снега».
  •  Андреева Юля -Мастер – класс «Вырезывание снежинок из бумаги».
  •  Давид Лаврентьев - «Такие разные снежинки».
  • Суйгусар Настя - «Почему медведь не мёрзнет под снегом».
  •  Кирилл Кравченко - «Почему снег нельзя кушать».

 

 4. Фотовыставка по результатам проекта.

 

План работы на неделю.

ПОНЕДЕЛЬНИК

1.Беседа  «Признаки зимы».

2. Д/и ««Найди ошибки» (чего не бывает зимой).

3. Д /игра «Когда это бывает?»

4. Работа в библиотеке «Здравствуй, книжка!»: отгадывание загадок: о зиме и зимних явлениях природы.

5. Рассматривание иллюстраций о зиме.

6. Опыты: «Свойства снега», «Каким бывает снег?

ВТОРНИК

1. Рассказы воспитателя:  «Зимние явления в природе», «Снег и его свойства».

2. Д/и «Какой, какая, какие» (снег, зима, снежинки и т.д.), «Подбирай, называй, запоминай», «Из чего - какой?» (горка из снега-снежная и т.д.).

3.Проведение опытов  «Почему снег мягкий?», «Окрашивание снега».

4. Рисование снежинок.

5. Чтение стихотворения А. Пушкина «Волшебница-зима».

6. Мастер – класс «Вырезывание снежинок из бумаги». Мастер: Андреева Юля.

СРЕДА:

1. Чтение и рассматривание книг о зиме: В.Брюсов «Первый снег», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Зверев «Воробьиное бюро погоды».

2. Д/и: «Когда это бывает?», «Доскажи словечко», «Снежные слова» .

3. Выступление Скугаревской Ники «Почему в Африке нет снега».

4. Чтение сказки В.Бианки «Кто как зимует?».

ЧЕТВЕРГ

1. Рассматривание   альбомов, иллюстраций на тему: «Зимние мотивы»  (репродукции картин русских художников).

2. Выступление Давида Лаврентьева «Такие разные снежинки».

3. Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино».

4. Опыты со снегом: «Какой снег быстрее тает – чистый или посыпанный солью», «Почему грязный снег тает быстрее».

 

ПЯТНИЦА

1. Беседа  «Как заботиться о здоровье зимой».

Д/и  «Найди такую же снежинку»,  «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах).

2. На прогулке. Строительство снежной крепости.

3.Чтение   В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка».

 

 

 

                                 Приложение №1

Пословицы и поговорки о зиме.

·         Как зима не злится, а весне покорится.

·         Зима без снега — лето без хлеба.

·         Год кончается, а зима начинается.

·         Снегирь прилетит — о зиме известит.

·         Зимой морозы, а летом грозы.

·         Зима — не лето, в шубу одета.

·         Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.

·         Два друга — мороз да вьюга.

·         Зима лето пугает, да все равно тает.

·         Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.

·         Чем крепче зима, тем скорее весна.

·         Снег глубок — год хорош.

·         Живет и такой год, что на день семь погод.

·         Зима спросит, что твое лето приносит.

·         Осень богата хлебом, а зима снегом.

·         Зимний денек — воробьиный скок.

·         На Новый год день прибавился на заячий скок.

·         Готовь зимой телегу, а летом сани.

·         Береги нос в большой мороз.

·         Мороз невелик, да стоять не велит.

 

Приложение №2Опыты.

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

 

 2. Наблюдение за таянием снега в теплом помещении.

Вместе с детьми набрать снег в стаканы, принести в детский сад. Наблюдать, как снег тает, превращаясь в воду, фиксировать результат на бумаге.

Результат:при таяние снега, он темнеет, в нем есть мелкий мусор, частицы земли, песка.

Вывод: Снег нельзя брать в рот, так как в нем много грязи, мусора, это может нанести вред здоровью человека.

3. Опыт «Что будет если снег посыпать солью».

Цель: выяснение воздействия соли на снег.

 Рассказать ребёнку, чтобы снег растаял быстрее, его можно посыпать солью. Именно так и поступают работники при очистке автомобильных дорог. Конечно, там используют техническую соль, но для опыта подойдёт и обычная: поваренная или морская. Наберите и положите снег в две ёмкости. Одну оставьте в стороне, другую посыпьте солью. Понаблюдайте, где снег тает быстрее. Для наглядности зафиксируйте время начала и завершения эксперимента. Почему так получается? Обычно снег начинает таять при температуре от 0 и выше. Но соль понижает её до -4 градусов.

4.Эксперимент «Разноцветный снег»

Цель: Формирование  представления детей о свойстве снега - возможность окрашивания.

5. Эксперимент «Липкий снег»

Цель: ознакомление детей со свойством снега - он лепится.

Вместе с детьми на прогулке сделать снежки, комки, снеговика и снежные  куличики.

6. Список литературы.

1 . « Четыре времени года», С.А. Веретенникова, А. А. Клыков. М. Просвещение. 1996 г.

2. Большая энциклопедия школьника «Планета Земля». « Издательство Росмэн- Пресс», А. Ю. Бирюкова. 2001 г.

3. Детская энциклопедия. «Я познаю мир». - М., ООО «Издательство АСТ». В. А. Маркин. 2001 г.

4. «Всё обо всём» - М. 6 ЗАО «Планета детства», ООО « Издательство Астрель», АСТ, А. Брагин. 2001 г.

5. «Вопросы и ответы». М., «Дрофа» В.В. Любимцев. 1995 г.

6. «Физика в природе», М., Вербум – М, Л.В. Тарасов. « Снег и лёд» 2002 г.

7. Интернет ресурсы.

bVX_VhQb8dQ9YtAp2FoCDE

qAOqecKeBbc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «Снег, снег кружится.»

Программное содержание.Побуждать детей поддерживать разговор со взрослым, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками. Активизировать в речи названия зимней одежды, обуви; обобщающие слова «одеж...

"Снег.снег кружится,белая вся улица"

Рисование "Зеленой красавицы"...

Снег, снег кружится

Развлечение для детей первой младшей группы. В этом развлечении создаем у детей бодрое настроение, учим детей выразительно читать стихи. Знакомим с зимним временем года....

Снег,снег идет!

Ознакомленние со свойствами снега...

«Снег, снег кружится, белая вся улица».

Конспект образовательной деятельности«Снег, снег кружится, белая вся улица»., в которой сочетаются образовательные области: мир природы, художественное творчество, развитие речи....

А снег идёт, а снег идёт. Вот так мы любим отдыхать: и снег покидать и с горки покататься.

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"19344628","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1040","width":"780"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1898092...