Деловая игра для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС и ФОП"
консультация по окружающему миру

Материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_poznavatelno_eksperementalnaya_deyatelnost.docx326.06 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

• Закрепить знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.

• Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

• Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.

Оборудование игры: компьютер, мультимедийный проектор, конверты с заданиями для педагогов, набор оборудования для проведения опытов.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Организация игры

Ведущий: Закрепим наши знания через деловую игру (воспитатели делятся на две команды). В каждой команде одинаковое количество участников. На выполнение задания командам дается строго ограниченное время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы, выполняют практические задания. Ответы выносятся на суд членов жюри. После обсуждения жюри формулирует правильный ответ на задание.

Вводная часть.

Ведущий: Хорошо, когда с утра

Начинается игра!

Смех, веселье, беготня,

Когда играет ребятня.

Позавидуешь детишкам:

И девчонкам, и мальчишкам.

Взрослым хочется играть,

Да нужно меру соблюдать.

Но сегодня день особый,

Собрались мы неспроста.

И у взрослых, и у взрослых,

Начинается игра!

И так начинаем деловую игру «Что? Где? Когда? В ходе игры у вас будет возможность освежить имеющиеся знания и, возможно, получить новые по теме познавательно-исследовательской деятельности детей в условиях ФГОС.

Предлагаем Вам разделится на две команды и придумать названия команд.

«Актуальные вопросы»

Игру мы начнем с вопроса: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?» (ответы воспитателей).

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Каждый педагог должен следовать китайской мудрости: «Скажи – и я забуду, покажи мне – я запомню, дай сделать самому – и я пойму!»

Содержание заданий для педагогов

«Объяснялки» от детей (звукозапись)

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).

4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).

«Внимание, вопрос!»

1. По каким принципам можно квалифицировать эксперименты?

(Слайд 3-6)Правильный ответ: Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

а. По характеру объектов, используемых в эксперименте:

Опыты с растениями

Опыты с животными

Опыты с объектами неживой природы

Опыты, объектом которых является человек

б.По месту проведения опытов:

В групповой комнате

На участке

В лесу, в поле

в.По количеству детей:

Индивидуальные (1 – 4 ребенка)

Групповые (5 – 10 детей)

Коллективные (вся группа)

г.По причине их проведения:

Случайные

Запланированные

Поставленные в ответ на вопрос ребенка

д.По характеру включения в педагогический процесс:

Эпизодические (проводимые от случая к случаю)

Систематические

е.По продолжительности:

Кратковременные (от 5 до 15 минут)

Длительные (свыше 15 минут)

ж.По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

Однократные

Многократные, или циклические

З.По месту в цикле:

Первичные

Повторные

Заключительные и итоговые

и.По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

2.Что первично: причина или следствие?

Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.

3. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.

Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.

4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

5. Постройте верную структуру занятия-экспериментирования.

Ответ: 1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

3. Уточнение плана исследования.

4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

«Музыкальное задание» -8 мелодий песен об объектах экспериментирования.

Педагогам предлагается найти в отрывке песни объект экспериментирования и пояснить цели, задачи и приемы.

 

«Кот в мешке»

Педагоги выбирают из темного мешка карточки с примерными темами проектов. Кратко представляют свои проекты, с постановкой, целей, задач и методов и приемов работы по проекту.

«Чёрный ящик»

1 опыт.

«Раскрасим салфетку без рук»

Оборудование: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.

Ход действий: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получился узкий, длинный прямоугольник. От него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Отступая от нижнего края примерно 5-6 см, начинаем ставить большие точки каждым цветом фломастера. Образуется линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Наблюдаем.

Выводы: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками. Почему вода не бесцветна? Как она поднимается вверх? Волокна целлюлозы, из которой состоит бумажная салфетка, пористые, и вода использует их как путь наверх. А проходя сквозь краску фломастера, она растворяет её.

2 опыт.

«Танцующая бумага»

Оборудование: Бумажное полотенце, салфетка бумажная, воздушный шарик, шерстяная ткань.

Ход действий: расстелите на столе бумажное полотенце, разорвите салфетку на мелкие куски. Надуйте шарик и завяжите его. Потрите шарик о шерстяную ткань. Поднесите шарик к обрывкам и наблюдайте.

Выводы: Бумага стала «танцевать». Это происходит по причине разделения статических электрических разрядов между двумя различными предметами. Если подождать, бумага опять упадет полотенце.

 

 Я могу сделать вывод, что достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей. Следствием является не только ознакомление их с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности дошкольников.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/01/07/kartinka.png

Армия

Музыка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Организация театрализованной деятельности дошкольника в условиях ФГОС ДО Дубовова Олеся Викторовна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Слободской детский сад «Пряничный домик»

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опоссредстванно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать с робостью, застенчивостью и не уверен...

Игра Брей-ринг «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС....

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

Деловая игра для педагогов «Формирование математических представлений как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

laquo;Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано...

Текст доклада "Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Системно-деятельностный подход в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО...