Конспект занятия по познавательному развитию. «Лес – наш большой дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Белоусова Анастасия Николаевна

Вызвать  у детей интерес к природе.

 

Научить объяснять некоторые природные закономерности, выявлять их признаки, узнавать природные явления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

      муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60» (МБДОУ № 60)

юридический адрес: Водометный пер., 15, Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00

фактический адрес: Водометный пер., 15, Красноярск, 660078, тел 8(391)213-87-00

Медицинский пер.2 А, Красноярск, 660078, тел 8(391)261-85-85

Свердловская ул., 57 А, Красноярск, 660078, тел 8(391)261-89-43

ОГРН 1102468022733, ИНН/КПП 2464225720 / 246401001

mdoy60.1966@mail.ru

Конспект занятия по познавательному развитию.

«Лес – наш большой дом»

                                                                         

                                                                          Подготовил:

                                                                          воспитатель Белоусова А.Н

        

г.Красноярск, 2024г.

Конспект занятия по познавательному развитию.

Тема занятия:  «Лес – наш большой дом»

Возрастная группа детей: 5-6лет.

Цель занятия: Выявить представление детей о лесе, вызвать интерес к природе.

Образовательные задачи по основной образовательной области «Познавательное развитие»:  

  • Закреплять знания детей о лесе, его достопримечательностях.
  • Воспитывать любознательность  сочувствие к лесным жителям.
  • Формировать у детей нормы поведения в природе, желание беречь и охранять окружающую среду.

Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:  Образовательная область  «Речевое развитие»

  •  Слушание стихотворения.
  • Развивать чувства прекрасного к природным объектам и лесному дому через восприятие произведений  художественного - литературного творчества.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Стимулировать и развивать речевую активность детей,
  • Формировать коммуникативные навыки.

 Образовательная область «Физическое развитие»

  • Развивать двигательную активность детей
  • Развивать умение слушать и одновременно выполнять упражнения.

Образовательная  область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Совершенствование умений в рисовании.

Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:

Перечень видов детской деятельности:

-Рассматривание, обследование, наблюдение, решение проблемных ситуаций.

-Дидактические игры

-Игры фантазирования

-Коммуникативные игры на создание положительных эмоций.

-Дидактические словестные игры.

-Совместный рисунок по теме.

-физ .минутка

-Подвижные игры.

-музыкальное сопровождение.

Форма работы: групповая.

Планируемый результат:

-Способность объяснять некоторые природные закономерности, выявлять их признаки, узнавать природные явления.

-Освоение «Красной книги»

-Применение правил поведения в лесу.

Перечень оборудования и использованных материалов :

-Деревянные макеты деревьев : Берёза, ель, рябина , шиповник.

 Материалы :

  • конверт со стихотворением;
  • карточки с изображением « Место отдыха» , «Аптека»;
  • карточка с изображением грибов и ягод;  
  • 3 больших конверта с изображением : Мебель, Растения, Животные;
  • «Красная книга»;
  • мяч для игры;
  • бумага и карандаши для совместного творчества.

Перечень методической литературы :  

  • Т.Г Кобзева , Г .С Александрова,  И. А Холодова., «Организация деятельности детей на прогулке», 2009г
  • Вакуленко Ю. А. , «Воспитание любви к природе у дошкольников», 1987г.
  • Т.М Бондаренко ,«Экологические занятия с детьми», 1992г.
  • Журнал «Справочник старшего воспитателя» №3, 2008г.
  • Интернет-ресурс: http://www.rukukla.ru/ 

 Перечень художественной литературы :

  • С. Погорельский. «Стихи  о лесе»  

Формы работы с детьми:

 Игра- путешествие, дидактические игры, беседа, ситуативный разговор.

Ход занятия

I часть «Мотивационно-побудительная»

Волшебница: Ребята, посмотрите, к нам в детский  сад пришло письмо. Сейчас мы посмотрим, что же находиться в конверте? (зачитывает стихотворение о Лесе)

Здравствуй лес, дремучий лес.

Полон сказок и чудес .

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в листве  как в серебре?

Кто в глуши твоей таиться,

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои !

-Вы ребята догадались, о чем же говориться в стихотворении ?

-Конечно, речь идёт о лесе и о чудесах, которые там творятся

-А вы верите в чудеса ?

-Тогда я превращу вас в добрых волшебников, а все волшебники знают «особые» слова.

-Какие  это слова ?

-Правильно, это волшебные слова, сейчас я их и произнесу «Добрый лес, волшебный лес, мы хотим в страну чудес»(говорят все вместе)

II часть «Основная»

Волшебница: -Вот мои добрые волшебники, мы и оказались в лесу. ( Дети приглашаются в имитационный лес и присаживаются на стульчики).

Волшебница: - А у леса, ребята, есть друзья – это растения! Давайте вдохнём аромат леса и его растений.

(аромотерапия сосны и ели, дыхательная гимнастика)

Волшебница: -Ребята посмотрите, в каком же интересном лесу мы оказались: берёзы, ели, рябина, а вот и кустарник шиповника….. А все листочки деревьев  перепутались у нас под ногами, давайте с ними поиграем?

подвижная игра « Найди листок, как на дереве»

Волшебница: -Молодцы ребята, справились с заданием все, теперь листочки лежат возле своих деревьев.

После игры присматриваемся и прислушиваемся.

Волшебница: -Послушайте, кругом кипит жизнь : вот муравей тащит соломинку ,вот пёстрая птица пролетела и скрылась, а здесь белка рыжим огоньком промелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! нужно только уметь смотреть и наблюдать, и лес откроет свои тайны.

-Мои добрые волшебники, а вы ничего не замечаете вон под той берёзкой? Ведь там таиться какой то секрет, посмотрим что спрятано. (дети подходят к дереву)  Да это же стихотворение , а название его «Русский лес»,  послушайте пожалуйста.

 Нет ничего милее, бродить и думать здесь

Излечит, обогреет, накормит Русский лес.

А будет жажда мучить- то мне лесовичок,

Средь зарослей колючих, покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться и видно всё до дна.

Течёт вода- водица,

Вкусна и холодна !

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если я устану - присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших

Для них совсем он свой.

Здесь где то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною

И сердце не болит

Когда над головою,

Как вечность лес стоит!

-Ну что ребята, интересное стихотворение приготовила вам берёзка, вы услышали  что же человек делает в лесу? (ответы детей)

Волшебница: -Лес это место отдыха ( показываю карточку « Место отдыха»)  

А почему лес называют зелёной Аптекой ? (ответы детей) – Конечно, в лесу  растёт много лекарственных растений .( показываю карточку Аптека )

-А что ещё в лесу может найти человек? (ответы детей)

- Находит себе пищу.

-А что это за пища? (ответы детей)

-Это грибы, ягоды , орехи ,чистая вода. (показываю детям карточку с рисунками перечисленного)

-Можно поблагодарить берёзку за интересное сообщение.

Волшебница: -Ребята, а вот и Рябинка приготовила нам свой секрет , посмотрите  под ней лежит 3 больших конверта , посмотрим что там. (дети раскрывают конверт)

-А на них нарисованы: 1 конверт- мебель, 2 конверт-растения, 3 конверт- животные. (заглядываем в конверт, а там разрезные картинки)

-Ой как же мы узнаем  какая там мебель , растения и животные ?  (слушаю предложения детей)

-Конечно, придётся разделиться вам на команды и потрудиться всё собрать. (дети делятся на команды и расходятся по залу и каждая команда собирает свой пазл)

Звучит спокойная музыка с шуршанием леса и  щебетанием птиц. По истечении времени рассматриваем полученные результаты  - деревянный дом, шиповник и лисичка.

Волшебница: -Вот видите   ребята лес  -это не только дом для человека,   это ещё и дом для растений, кустарников  и животных.

-Посмотрите, сколько значений у леса , но это ещё не всё!  

-Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов и все они просятся в букет.

-Здесь и лиловые колокольчики, и белые ромашки, и серебристые ландыши.

-И многие возвращаясь  домой из леса, несут охапки увядающих цветов.

-Ребята, а надо ли рвать цветы? (ответы детей).

-А если вы увидите мухомор. Надо ли его растаптывать? (ответы детей)

-А если вы пошли в поход,  что надо сделать после того как отдохнули в лесу и стали собираться домой? (ответы детей)

Волшебница: -Ребята ,а что же может прятать от нас ёлочка ? Давайте посмотрим. (дети заглядывают под дерево и находят «Красную книгу»)

-И вы конечно же узнали, что это  «Красная книга».

-Кто знает какие животные, птицы и растения туда заносят? (ответы детей)

- Занесённые в ней животные и растения можно увидеть только на картинке, так как они либо очень редкие или их уже совсем нет.

-А вы можете себе представить, что наступит весна без птиц, лето без цветов , а осень без грибов? (ответы детей)

-Что растения и животные могут навсегда исчезнуть (ответы детей)

-Конечно ребята, даже страшно об этом подумать !

-А для этого нужно учиться правильно вести себя в природе.  

(благодарим ёлочку за то . что разрешила нам посмотреть «Красную книгу»)  

Дидактическая игра   с мячом  « Я знаю»

Волшебница: -Ребята , если мы приходим к кому то в гости, как нужно себя вести? (ответы детей)

 -А если мы пришли в гости к природе, как мы будем себя вести у неё в гостях?  (ответы детей )

-Вот поэтому  и надо хорошо знать и выполнять определённые правила поведения в природе.

-Что же это за правила ? (пытаемся вместе с детьми составить правила )

-Правильно, не оставлять мусор в лесу.

-Не ломать ветки  деревья

-Не  разорять птичьи гнёзда и муравейники.

-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

(Предлагаю детям отдохнуть)

 Физ. Минутка «Дети по лесу гуляли»

Волшебница: - Ну что мои добрые волшебники, вот и закончилось наше путешествие по волшебному лесу вы теперь знаете, что надо любить и беречь природу.

-А нам пора возвращаться в группу.

-Закрывайте глазки и слушайте волшебные слова: «Спасибо лес, волшебный лес, верни нас из страны чудес !»

III часть «Рефлексивная»

Волшебница: - Мы с вами вернулись домой из нашего путешествия и я вам предлагаю разделиться по парам и нарисовать что увидели в «Волшебном лесу» (дети рисуют «Волшебный лес»)

- Прошу вас каждого по очереди сказать по одному слову , какое вам запомнилось из нашего путешествия по  «Волшебному лесу»  (Каждый ребёнок говорит своё слово, если возникает проблемная ситуация, то даю возможность детям самостоятельно решить её)

-Что вам больше всего понравилось в путешествии? (ответы детей)

Приложения  

  1. Дидактическая игра с мячом « Я знаю».

Правила игры:  Дети становятся в круг , в центре  ведущий с мячом, ведущий бросает мяч  и называет класс объектов природы ( звери, птицы, растения, рыбы, деревья, цветы)

Ребёнок , поймавший мяч, говорит: « Я знаю пять названий зверей»  и перечисляет (например: лось , лиса, заяц, медведь)  и возвращает мяч ведущему,

Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «птицы» Ребёнок ловит мяч и называет пять птиц и т. д

  1.   Дидактическая игра  «Найди листок  как на дереве»

Правила игры: Дети под спокойную музыку собирают листочки деревьев: берёзы, рябины  сравнивают их и раскладывают каждый листик под своё деревце,

  1. Дидактическая игра: «Разрезные картинки»

Правила игры: 3больших конверта с изображением : мебель, растения , животного.

Внутри конверта все картинки разрезаны, детям необходимо сложить все пазлы и определить,  какой предмет там обозначен

  1. Физкультурная пауза.

«Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.

Как бабочки летали,
Крыльями махали.

Дружно хлопаем

И ногами топаем !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: « Большой, пребольшой театр» для детей старшего дошкольного возраста.

«Познавательное развитие»:Познакомить детей с Большим театром нашей страны.Познакомить с архитектурой Большого театра, имеющей художественное и историческое значение.  «Речевое раз...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми раннего возраста "Ловись, рыбка, большая и маленькая"...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) во второй группе раннего возраста "Большой- маленький».

формирование умения группировать предметы разных величин и обозначать их словами: «большой», «маленький» путём добавления предмета к предмету....

Конспект занятия По познавательному Развитию ФЭМП Большие и маленькие мячики

Конспект занятияПо познавательномуРазвитию   ФЭМПБольшие и маленькие мячики...

Конспект занятия по познавательному развитию "Столько же, больше, меньше" в младшей группе.

Конспект занятия по познавательному развитию по программе Л.Г.Петерсон....

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) во второй группе раннего возраста «Большой-маленький»

Коспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) "Большой - маленький"...

Конспект занятия по познавательному развитию детей раннего возраста в ДОУ, "Один, много. Большой, маленький"

Закреплять у детей понятия один, много, понятия большой, маленький. Закреплять знание основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый.)...