Конспект занятия "Компас, четыре части света"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Михайлова Елена Викторовна

Задачи:

Познакомить детей с компасом, познакомить  с историей появления компаса, для чего  нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать  словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Оборудование:

Компасы (несколько штук), карта звездного неба, глобус

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kompas_chetyre_chasti_sveta.docx189.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Компас, четыре части света»

Задачи:

Познакомить детей с компасом, познакомить  с историей появления компаса, для чего  нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать  словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.

Оборудование:

Компасы (несколько штук), карта звездного неба, глобус.

Ход занятия:

1.Беседа о компасе

Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас, какие  четыре стороны света существуют.

Сначала послушаем рассказ одного мальчика.

Воспитатель читает детям рассказ.

Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды  и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.

-Ой, этого еще не хватало - испугалась мама.

А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой .Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа  достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней  и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.

Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.

-Перед обратной дорогой я предлагаю немного подкрепиться  и передохнуть - сказала мама.

Мама достала из  походной сумки  салфетку, расстелила ее на зеленой траве, разложила бутерброды, достала термос с чаем и мы стали подкрепляться.

-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились - спросил я папу.

-Нужное направление подсказал мне компас.

Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая, я бы от радости выше деревьев прыгал

-.Расскажи про эту волшебную коробочку - попросил я папу.

-Историю про коробочку- компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.

Давным- давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять  направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды  в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами.

-Да, я понял, - говорю я папе,- если например в двенадцать часов дня  солнце находилось над нашим домом, то и сегодня в это же время оно будет над нашим домом.

-Совершенно верно,- соглашается папа, и поднимает вверх указательный палец.- Но при одном условии, что и вчера и сегодня ты наблюдаешь солнце с одного и того же места. И вот древние ученые решили, что им надо как- то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров - солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света. Юг – это там, где солнце поднимается над горизонтом  на самую большую высоту. Точка прямо противоположная югу получила название север. А если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.

-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.

-Очень просто,- ответил папа. - Найди самую яркую звезду на небосклоне – Полярную, в той стороне, где находится Полярная звезда  и находится север.

-Все ясно,- сказал я -, Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места , где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде  север, я пойду в этом направлении.

Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т.е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны , ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых , днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте ,ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет тучи разгонять не надо , улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки , путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться , всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку  поместили на острие , расположенное в середине  картонного кружка , разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас , который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.

Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море

Физкультминутка:

Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель задает вопросы детям по тексту прочитанного рассказа:        

Что такое компас, как он выглядит, опишите его. Для чего используется компас, куда показывает стрелка, какие четыре стороны света вы знаете, где по отношению к северу находится запад и восток.

Теперь давайте рассмотрим наш компас. Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети вместе с воспитателем рассматривают компас, определяют части света.

Игра:

А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться.

Сначала выполнить простые задания. Нужно пойти на север, на юг ( на восток, на запад). Как мы определили, где запад, где восток, где юг?

Теперь выполним  более сложные задания.

Заранее положить несколько  предметов  в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание  найти игрушку, сопровождая командами :  игрушка находится  в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д.

После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.

Итоги занятия.

Детям можно предложить в свободное время в группе нарисовать компас или вместе с детьми сделать макет компаса. Предложить игру в мореплавателей, используя в игре компас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной к школе группедетского сада на тему: "Определение частей света".

Целью работы является научить ребенка правильно ориентироваться в общественном социуме, умение выбирать правильную линию поведения, вовремя приходить на помощь. Конспект учит детей ориентироваться в н...

Конспект занятия "Компас, четыре части света"

Конспект занятия в подготовительной группе...

Конспект по познавательной НОД Тема: "Компас, 4 части света" (Ознакомление с пространственными отношениями)

Программное содержание:1. Развивать пространственные представления о сторонах света (север, юг, запад, восток) с помощью компаса2. Провести практическую работу по изготовлению компаса.3. Закрепить зна...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (ФЭМП) Тема: «Число «четыре». Части суток»

расширять знания детей о частях суток, об их характерных особенностях;формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня», « завтра»...

Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУ «Деление квадрата на две, четыре части»

Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Деление квадрата на две, четыре частиПрограммное содержание: упражнять в делении квадрата на две, четыре равные части; учить показывать одну четвёртую; упра...

Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Деление квадрата на две, четыре части

Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Деление квадрата на две, четыре части Программное содержание: упражнять в делении квадрата на две, четыре равные части; учить показывать одну четв...