Конспект занятия "Компас, четыре части света"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи:
Познакомить детей с компасом, познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.
Оборудование:
Компасы (несколько штук), карта звездного неба, глобус
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kompas_chetyre_chasti_sveta.docx | 189.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему «Компас, четыре части света»
Задачи:
Познакомить детей с компасом, познакомить с историей появления компаса, для чего нужен компас и как им правильно пользоваться. Активизировать словарь детей словами: компас, части света, ориентирование.
Оборудование:
Компасы (несколько штук), карта звездного неба, глобус.
Ход занятия:
1.Беседа о компасе
Сегодня мы поговорим с вами о компасе, что это такое, для чего нужен компас, какие четыре стороны света существуют.
Сначала послушаем рассказ одного мальчика.
Воспитатель читает детям рассказ.
Ходили мы по лесу, разговаривали, грибы разные собирали и ягоды и заблудились. Папа так и сказал: мы заблудились.
-Ой, этого еще не хватало - испугалась мама.
А я не испугался, а даже очень обрадовался, это же настоящее приключение – в лесу заблудиться. Может быть мы даже до вечера не найдем дорогу домой и заночуем в лесу, и ночью на нас нападут волки, а я их прогоню и спасу маму с папой .Пока я представлял, как я раскидываю в разные стороны волков, папа достал какую-то круглую коробочку, поколдовал над ней и сказал, тыча пальцем куда- то : наш дом в той стороне.
Как же папа узнал, в какой стороне наш дом, подумал я.
-Перед обратной дорогой я предлагаю немного подкрепиться и передохнуть - сказала мама.
Мама достала из походной сумки салфетку, расстелила ее на зеленой траве, разложила бутерброды, достала термос с чаем и мы стали подкрепляться.
-Как ты узнал, что наш дом в той стороне, ведь мы же заблудились - спросил я папу.
-Нужное направление подсказал мне компас.
Это он наверное про ту волшебную коробочку говорит, понял я и удивился, как же можно про такую волшебную коробочку так спокойно говорить. Если бы у меня была такая, я бы от радости выше деревьев прыгал
-.Расскажи про эту волшебную коробочку - попросил я папу.
-Историю про коробочку- компас придется начинать издалека. Поэтому я сначала расскажу про четыре стороны света.
Давным- давно в древние времена люди стали ориентироваться, то есть определять направление своих путешествий по солнцу, луне и звездам. Ведь и солнце и луна и звезды в определенное время суток всегда находятся в одном и том же месте. Поэтому они и являются хорошими ориентирами.
-Да, я понял, - говорю я папе,- если например в двенадцать часов дня солнце находилось над нашим домом, то и сегодня в это же время оно будет над нашим домом.
-Совершенно верно,- соглашается папа, и поднимает вверх указательный палец.- Но при одном условии, что и вчера и сегодня ты наблюдаешь солнце с одного и того же места. И вот древние ученые решили, что им надо как- то закрепить в пространстве местоположение этих ориентиров - солнца, луны и звезд. То есть ученые условно разделили окружающее нас пространство на четыре стороны света. Юг – это там, где солнце поднимается над горизонтом на самую большую высоту. Точка прямо противоположная югу получила название север. А если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад.
-А ночью как по звездам ориентироваться,- спросил я.
-Очень просто,- ответил папа. - Найди самую яркую звезду на небосклоне – Полярную, в той стороне, где находится Полярная звезда и находится север.
-Все ясно,- сказал я -, Если я знаю, что мой дом находится в северной стороне от того места , где я нахожусь, то определив по Солнцу или по Полярной звезде север, я пойду в этом направлении.
Пока папа рассказывал про четыре стороны света и учил меня ориентироваться, т.е находить нужное направление по солнцу, солнце светило очень ярко. Но потом оно вдруг зашло за тучу. Я посмотрел на небо, чтобы попробовать сориентироваться по луне и звездам, но не увидел ни луны , ни звезд. А где же луна и звезды, спросил я папу? Во-первых , днем даже в ясную погоду ты никогда не сможешь разглядеть на небе луну и звезды. Их можно увидеть только в темноте ,ночью. Во-вторых, если небо затянуто облаками, то даже ночью ты их не увидишь. Как же ориентироваться, если небо затянуто тучами и ни солнца, ни луны, ни звезд не видно. Тучи разгонять что ли. Нет тучи разгонять не надо , улыбается папа. Да это и нелегко сделать. В случае пасмурной погоды нам поможет коробочка, которую ты назвал волшебной. А как же эта коробочка узнала, в какую сторону нам идти? Папа достал из кармана коробочку и стал объяснять: древние моряки , путешественники не раз задумывались, как и ты, о том, как же ориентироваться в пасмурную погоду. И вот кто-то очень внимательный заметил, что длинная тонкая магнитная пластинка, если дать ей свободно вращаться , всегда будет указывать на север, вот смотри и показал мне свою волшебную коробочку. И действительно, стрелочка показывала в одну и ту же сторону, как бы папа ни поворачивал коробочку. Такую магнитную пластинку стрелку поместили на острие , расположенное в середине картонного кружка , разделенного на части, соответствующие сторонам света. Вот и получился компас , который ты видишь перед собой. И если на небе нет солнца, звезд, то компас всегда укажет тебе стороны света. Теперь ты понял, что такое компас. Да понял, он подсказывает, куда идти.
Компас нам пригодится и на суше и на море. Давайте немного подвигаемся, представим, что мы в море
Физкультминутка:
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
Воспитатель задает вопросы детям по тексту прочитанного рассказа:
Что такое компас, как он выглядит, опишите его. Для чего используется компас, куда показывает стрелка, какие четыре стороны света вы знаете, где по отношению к северу находится запад и восток.
Теперь давайте рассмотрим наш компас. Давайте определим север, юг, запад и восток. Дети вместе с воспитателем рассматривают компас, определяют части света.
Игра:
А теперь поиграем в игру и посмотрим, как вы поняли назначение компаса и как научились ориентироваться.
Сначала выполнить простые задания. Нужно пойти на север, на юг ( на восток, на запад). Как мы определили, где запад, где восток, где юг?
Теперь выполним более сложные задания.
Заранее положить несколько предметов в разных местах в группе и нескольким детям по очереди дать задание найти игрушку, сопровождая командами : игрушка находится в южном направлении, игрушка на северо- западе, игрушка спрятана на востоке и т. д.
После каждого выполненного задания еще раз всем детям объяснить, как мы действовали, чтобы выбрать нужное направление движения.
Итоги занятия.
Детям можно предложить в свободное время в группе нарисовать компас или вместе с детьми сделать макет компаса. Предложить игру в мореплавателей, используя в игре компас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной к школе группедетского сада на тему: "Определение частей света".
Целью работы является научить ребенка правильно ориентироваться в общественном социуме, умение выбирать правильную линию поведения, вовремя приходить на помощь. Конспект учит детей ориентироваться в н...
Конспект занятия "Компас, четыре части света"
Конспект занятия в подготовительной группе...
Конспект по познавательной НОД Тема: "Компас, 4 части света" (Ознакомление с пространственными отношениями)
Программное содержание:1. Развивать пространственные представления о сторонах света (север, юг, запад, восток) с помощью компаса2. Провести практическую работу по изготовлению компаса.3. Закрепить зна...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ (ФЭМП) Тема: «Число «четыре». Части суток»
расширять знания детей о частях суток, об их характерных особенностях;формировать представление о временных понятиях «вчера», «сегодня», « завтра»...
Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУ «Деление квадрата на две, четыре части»
Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Деление квадрата на две, четыре частиПрограммное содержание: упражнять в делении квадрата на две, четыре равные части; учить показывать одну четвёртую; упра...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Компас, четыре части света»
Знакомство детей с компасом....
Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Деление квадрата на две, четыре части
Занятие по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Деление квадрата на две, четыре части Программное содержание: упражнять в делении квадрата на две, четыре равные части; учить показывать одну четв...