«Волшебница вода» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Машина Яна Леонидовна

:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Волшебница вода 35.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного типа детский сад № 8

Красногвардейского района

Санкт Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Тема: «Волшебница вода»

Воспитатель

Машина Я.Л.

 

Санкт – Петербург

2024

Цель: Закрепить знания детей о воде, ее свойствах, ее значении для всего живого, о бережном отношении к воде.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить и углубить знания детей о воде, её свойствах, состояниях;
  • Формировать представления у детей значимости воды в жизни человека и всего живого
  • Развивать любознательность, мышление и речь детей.
  • Ввести в активный словарь детей новые слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная
  • Воспитывать бережное отношение к воде
  • Развивать умение выслушивать ответы товарища и приходить к общему решению
  • Формировать умение отвечать на вопросы, развивать логическое мышление, стимулировать познавательную активность
  • Формирование двигательной активности

Развивающие:

  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;.
  • Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
  • Развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать.
  • Прививать бережное отношение к воде.
  • Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: карточки с заданиями. блюдце, стаканы, ромашка, лёд, перчатка, ватка, марля, бутылки с водой, яйцо, соль.

Организация детей: наблюдение, экспериментирование.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация
Дети находятся в группе, занимаясь каждый своим делом. Звонит телефон, воспитатель берет трубку, включает громкую связь. Голос в трубку.

-Ребята здравствуйте! Это я ваш друг - Почемучкин!
Подойдите пожалуйста, все к телефону. Я хочу, чтобы меня было лучше слышно.
К сожалению,  я не могу к вам приехать, но мне очень, нужна ваша помощь.

Смотрел  передачу по телевизору, и там говорилось о том, что вода волшебница. И у меня возник вопрос, а на самом ли деле вода волшебница? У меня нет, к сожалению сейчас возможности проверить эту теорию. Поэтому, я прошу помощи у вас, только вы сможете найти ответ на этот вопрос, отправляю вам посылку с водой.
Буду ждать с нетерпением, ваши наблюдения, мои дорогие друзья!  

Дети соглашаются помочь Почемучкину!

Проблематизация
В группу стучаться в дверь.
Ребята, как вы думаете, кто к нам стучится?

Давайте проверим.
Воспитатель открывает дверь, а там стоит посылка от почемучки, которую он обещал.

Ребята, давайте все встанем в полу круг и все вместе откроем посылку, что нам прислал наш почемучка?!

Что лежит внутри?

Правильно!

А как вы думаете, почему одна бутылочка с водой  чистая, а вторая грязная?

А какую воду можно пить из этих двух бутылочек?

Скажите, как можно узнать, можно ли очистить грязную водичку?

Правильно!

Ребята, прежде чем будем с вами проводить опыты, давайте проверим, все ли мы достали из нашей посылки?

Верно.
Это карточка с заданиями,  от почемучкина.
Он просит найти ответы в его лаборатории.
Нам предстоит провести опыт не один, а не сколько!

Может быть эта посылка пришла от почемучки?

Давайте!


Две бутылочки воды, одна чистая, вторая грязная.

Предположение детей:
Одна бутылочка с водой (из магазина, кипяченная из чайника)
А другая бутылочка с водой (из лужи, из крана)

Из той, которая чистая

Можно провести опыты

Нет не  все, там осталась карточка

Целеполагание.
Чтобы нам провести опыты и выполнить все задания, мы с вами пройдем в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.


-Уважаемые ученые, прошу пройти вас к лабораторным столам.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места
- Приступим к нашему исследованию.

Планирование будущей деятельности

 Для начала давайте вспомним, что мы знаем о воде:

- Где мы встречаем воду?

- Какая вода может быть?

- Могут ли жить в грязной воде обитатели?

- Можно ли пить грязную воду

- Можно ли очистить грязную воду?

- Почему воду нужно беречь?

Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.




-  В ручейке, реке, озере, океане, море, кране
- Холодная, горячая, прозрачная
- В грязной воде водятся микробы
- Нет нельзя, потому что можно отравиться.
- Можно
- Потому что человек, растения, насекомые, животные  не могут без воды

Реализация плана
Уважаемые ученые, что вы видите на свои рабочих местах?

Абсолютно верно.
Все что вы там видите, нам понадобиться в работе.


Что мы с вами хотели проверить в этих бутылочках?

Правильно.
Мы будем нашу водичку очищать с помощью двух фильтров, ваты и марли.


Может вы еще на что-то обратили внимание?

Верно. Для чего нам эта карточка?

После  проведенных опытов.
Мы должны будем положить в конверт карточку, с нашими верными исследованиями, нашему почемучке и отправить ему по почте.

Ребята, предлагаю разделиться на две команды. И проверить, можно ли очистить грязную водичку с помощью фильтра.
Первая команда через какой фильтр будет очищает?

Вторая команда, через что вы будите очищать?

Как мы будем очищать водичку и выполнять наш опыт?

Верно!
Ребята, все готовы?


Приступаем к работе!

Уважаемые ученые, давайте теперь проверим, какая у вас получилась водичка.
Первая команда, что у вас получилось? Расскажите, какие у вас исследования?

Как вы думаете, почему?


Вторая команда, расскажите, какая у вас получилась водичка?

Почему они стали грязными?

Правильно, здесь и песчинки и соринки.

Скажите чему мы научились?

Все правильно!

В наш  конвертик почемучке, идет первая карточка, наблюдения.

А теперь давайте вспомним про свойства воды.

Какой формы вода?

А я думала, что вода не имеет формы
Уважаемые ученые, обратите пожалуйста внимание, на свои рабочие столы.
Что вы видите перед собой ?

Давайте посмотрим внимательно на нашу карточку, с заданием и с вами все по порядку разберем.
Давайте возьмем лед и положим на ладошку. Какой же лед формы?

Лед это что?
А что происходит со льдом при комнатной температуре?
Правильно!
А вода какая?
Верно!

Давайте нальем воду в тарелочку и стаканчик.
Что происходит?

А почему вода приняла форму стакана?

А если мы нальем воду в перчатку, какую форму она приобретет.

 

Верно, вода принимает форму того предмета, в котором находится.
Значит наша жидкая водичка не имеет формы.

Прекрасно справились со вторым опытом.
Почемучкин будет рад, нашим правильным исследованиям. Давайте положим с вами вторую карточку в конверт, с нашим ответом почемучкину.

       

 

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

        Физкультминутка

Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все, как один,
Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Ребята, а давай теперь, поиграем в игру «Что мы знаем о воде?»
Садитесь в круг на стульчики.
У меня в руках ромашка, вам нужно будет оторвать лепесточек, на этих лепесточках написаны вопросы, мы вместе с вами читаем ваш лепесточек.
Вы получаете фишку, за правильный ответ.
Кто больше наберет фишек, тот и побеждает.

-Начнем?




Что такое вода?


Какая бывает вода?


Кто живет в реках и озерах?


Кто живет в океанах и морях?


Что растет в воде?

Для чего нужна человеку вода?



Кому нужна вода?


Всегда ли вода одинаковая?



Мы немножко отдохнули, а теперь

ребята, я для вас приготовила сюрприз. Я тоже хочу вам показать интересный опыт.

Давайте пройдем к нашим лабораторным столам.


Как вы думаете в море вода солёная?
А вода в кувшине стоит перед вами, соленная?

Как вы думаете, а что случиться, если соль положить в воду?
А давайте мы с вами это проверим.
Нальем с вами в стакан воды.
Каждый возьмет по одной ложке соли и по очереди кладет в стакан с водой.
Теперь мы с вами все перемешаем
Что у нас с солью произошло?
Правильно это соединение называется солевой раствор.

А вы знаете, что в солёной воде предметы не тонут?

Перед вами стоят два стаканчика, один с солью, второй без соли.
Давайте возьмем яйцо и положим его в стаканчик без соли, что произойдет?
А теперь давайте яйцо положим в стакан с соленной водой, что произойдет?

Как вы думаете, почему так произошло?

Что мы с вами выяснили?

Вы превосходные ученые.
Еще одно верное исследование отправляется в наш конвертик почемучкину.

Две бутылочки с водой, что прислал почемучка.

Три стаканчика.
Марля и Вата.

Можно ли очистить грязную воду?

На карточку с заданиями.

Для того, чтобы мы смогли выполнить работу.






Через вату

Через марлю

По карточке!
Будем переливать из бутылочки с грязной водой, тонкой струйкой в пустой стаканчик с фильтром.

Потом проводить исследования.

Да!

Вода стала чище!

Потому что, ватный фильтр самый плотный, он не пропускает самые мелкие соринки!

Вода стала грязная, на фильтре остались кусочки грязи.

Потому что марля пропускает мусор и грязь.

Мы научились фильтровать воду и узнали, какие фильтры лучше.
Фильтровать воду лучше через ватный диск.
Потому что они плотные и хорошо очищают воду. Не пропуская соринки и мусор.

Давайте!

Квадратная, круглая

Кусочки льда в стаканчиках, тарелочка и перчатка

Лед разной формы в стаканчиках
Он начинает таять и превращается в воду.

Вода

Он начинает таять

Жидкая

Вода в тарелочке, расползается как лужица, потому что плоская
А в стаканчике поднимается

Потому что она жидкая!

Вода приобрела форму перчатки

У воды получается нету формы.

 

Давайте!

Да!




Жидкость

Прозрачная
Сом, щука, окунь, карась, лягушка, рак

Киты, дельфины, моржи, т.лени, морские коньки, морские звезды, кораллы, осьминог

Кувшин, лилии, камыш

Умываться, купаться, пить, мыть посуду, стирать белье, мыть полы, протирать пыль, поливать цветы, поить животных

Человеку, животным, растениям, всему живому

Нет она бывает разная. Это снег, дождь, лужи







Соленная , мы купались в море.
Нет, не слоенная
Соль растворится, а вода станет соленной.

Налили

Положили

Дети перемешивают

Она растворилась

Нет не знали



Яйцо опустилось на дно

Яйцо плавает на поверхности

Соленная вода помогает держаться яйцу на поверхности

Чем больше соли в воде, тем сложнее ей утонуть.

Дети кладут карточку в коверт

Рефлексия

Ребята, о каком веществе мы сегодня с вами говорили??
Действительно, вода у нас волшебница.

- какие свойства есть у воды??

Вы прекрасные ученые.
Все наши наблюдения, собраны в конвертике, нашему почемучке.
Он будет рад такому письму.

Ребята, а теперь, после наших прекрасных опытов пойдемте мыть ручки в нашей волшебнице водице!

В природе путешествует вода.
Она не исчезнет никогда.
То в снег превратиться, то в лед,
Растает и снова в поход.
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда.
Это волшебница – наша вода

О волшебнице водице!

Наша водичка, текучая, как и все жидкости.  Водичка принимает форму сосуда в котором находиться.
Вода растворяет вещества

При комнатной температуре вода становиться жидкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....