Конспект занятия в старшей группе " Игрушки - Матрешки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе " Игрушки - Матрешки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_matreshka.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Игрушки -Матрёшки» для детей старшей группы.
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – Матрёшкой.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с историей возникновения народной игрушки, кукле, сувенире - Матрешки, разновидностях Матрешек, их характерными особенностями; с творчеством русского народного художественного промысла: росписи Матрешек;
- Формировать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать силуэт Матрешки разнообразными узорами (элементы семёновской, загорской, полхов - майданской, сергиев – посадской матрешки);
- Закрепить умение детей расставлять игрушки по возрастанию и убыванию, умение соотносить предметы по высоте.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать элементы разных росписей, находить общее и отличие;
- Развивать интерес детей к народному творчеству, изобразительной деятельности;
- Развивать эстетическое восприятие, воображение, мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
- Развивать самостоятельность, фантазию в придумывании рисунка сарафана для Матрёшки;
- Развивать основные движения, повышать двигательную активность;
- Развивать связную речь.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях чувство уважения к своему народу, к труду народных умельцев, чувство гордости за свою страну, любовь к Родине и ее национальным традициям;
- Воспитывать любовь к народному искусству;
- Воспитывать у детей умение работать самостоятельно, аккуратно.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, нам дети с другой группы передали короб. Посмотрите, какой он красивый. А интересно что же в нём лежит?
Ответы детей.
Воспитатель: А что в нём лежит, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы - ……
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Правильно, матрешки.
Воспитатель достаёт и показывает Матрёшку.
Воспитатель: Это старинная игрушка. С ней любили играть мои и ваши бабушки, и дедушки, мамы и папы. Матрёшка очень известная игрушка, её знают и любят во всём мире. Давайте поближе познакомимся с Матрешкой. Матрешка – это кукла, изображает она русскую крестьянскую девушку. Вы знаете, когда появилась матрешка?
Дети: Нет.
Воспитатель: Я вам сейчас расскажу историю, о том, откуда произошла русская матрешка.
Появилась первая матрешка около 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Они «переодели» ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали красивые глазки, наложили на щечки румяна. Назвали ее старинным русским именем – Матреной, как добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. А ласково её называли Матренушка, Мотронушка, Матрешечка. Вот так и появилась на свет фигурка девочки в русском сарафане.
Воспитатель: А знаете ли вы из чего сделана Матрешка?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Верно. Ее изготавливают из дерева, липы или березы. Дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают её акварельными и гуашевыми красками. После того как расписали, покрывают лаком. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовой игрушке. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому Матрёшки все разные и у каждой свой характер.
Воспитатель: А что же внутри у Матрёшки?
Дети: Другие Матрёшки.
Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на её сестрёнок.
Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе.
Воспитатель: Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два — Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.
Воспитатель: Посчитайте сколько сестрёнок Матрёшек у нас получилось?
Дети: Пять Матрёшек.
Воспитатель: А какие Матрешки?
Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте с ними поиграем! Посмотрите на них. Расставьте их по росту.
Дидактическая игра «Расставь по возрастанию, убыванию».
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Деревенский мастер наградил матрешек русской красотой – чёрными бровями, румяными щёчками, синие глаза прикрыл длинными ресницами. Матрёшки всюду славятся, они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят играть, давайте вместе отдохнем и вместе играть начнем.
Воспитатель: Но не одна Матрёшка к вам пришла, а с подружками своими.
Воспитатель достаёт из короба других Матрёшек.
Воспитатель: Как вы думаете, они одинаковые?
Дети: Нет.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно нарядом. Им они могут похвалиться все. Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво.
Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Воспитатель: А что находится на лице у матрёшки?
Ответы детей.
Воспитатель: Улыбаются Матрёшки, у них румяные щечки. Посмотрите внимательно на всех Матрёшек, у них нет рук, они просто нарисованы.
Воспитатель: Любят Матрешек русские люди. А народные мастера с удовольствием их изготавливают. Да только в разных селах Матрёшечки разные получаются.
Воспитатель показывает Семёновскую матрёшку.
Воспитатель: Это Матрёшка изготовлена в городе Семенов, там есть центр по росписи матрешек. Отсюда и получила она своё название – Семеновская матрешка. Особенностью росписи этой Матрёшки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты красивых и пышных цветов. Какие краски используют семёновские мастера для узоров?
Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Воспитатель: Какой узор на сарафане?
Дети: Цветы, ягоды, листья.
Воспитатель: А на голове у матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: Платок у Матрёшки завязан на узелок.
А это соседка Семеновской матрешки Майдановская матрёшка. Она производится в Полхов – Майдане, поэтому ее так и называют. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами, а на голове полушалок с цветами, из-под платка обязательно видны кудри. У нее нет и таких деталей как сарафан, фартук, как у Семеновской матрешки. Вместо этого – условный овал, на котором большой букет цветов. Её фигурка вытянутая, стройная, с маленькой головкой, и похожа на столбик или куколку.
Воспитатель показывает другую Матрёшку.
Воспитатель: Эта матрешка из села Загорское, поэтому и называется загорская матрешка. Посмотрите на неё, скажите пожалуйста, во что она одета и чем украшена её одежда?
Дети: Одета в сарафан, кофточку с вышивкой, поверх сарафана одет передник с вышитым узором или цветами, на голове платочек.
Воспитатель показывает Сергиев – Посадскую матрешку.
Воспитатель: Эта Матрёшка называется Сергиев – Посадская, изготовлена в Сергиев-Посаде. Во что она одета?
Дети: Одета она в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан.
Воспитатель: Эти Матрёшки всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Воспитатель: Посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена эта Матрёшка?
Дети: Желтый, красный, синий.
Воспитатель: Вот такие красивые и разные Матрёшки. У каждой матрешки есть авторы, и живут они в разных городах, поэтому и названия их зависят от того места, где их расписывают. И Матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Посмотрите и скажите на мотив каких сказок расписаны эти Матрешки?
Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
Воспитатель: А как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?
Дети: Веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.
Воспитатель: Давайте поиграем с нашими Матрёшками. Разделимся с вами на 4 команды: 1 команда – Семёновская Матрёшка, 2 команда - Полхов – Майданская Матрешка, 3 команда – Загорская, 4 команда – Сергиев-Посадская.
Дети делятся на команды. Одному из участников каждой команды даётся соответствующая Матрёшка.
Воспитатель: Вы «Матрёшки», двигаетесь под музыку вокруг главных Матрешек, когда музыка затихает, вы приседаете и закрываете глаза, а Матрешки перебегают на другое место. Как только музыка начнёт опять играть, открываете глаза и ищите своих Матрешек.
Подвижная игра «Найди свою матрешку».
Воспитатель: Здорово поиграли! Ребята, давайте посмотрим не лежит ли ещё чего в коробе.
Воспитатель вместе с детьми смотрят в короб, находят там и достают листы с нарисованными Матрёшками.
Воспитатель: Посмотрите какие Матрёшечки. Как вы думаете, почему они грустные?
Дети: Матрёшки грустные, потому что они не раскрашены.
Воспитатель: Конечно. Посмотрите, лицо, платок и платье не раскрашены. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. Что же делать?
Дети: Давайте раскрасим им их наряды.
Воспитатель: Я предлагаю вам стать настоящими мастерами-художниками и помочь нашим Матрешкам. Вы согласны?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую на фабрику по росписи матрешек. Проходите за столы и занимайте свои места.
Очень любят все матрешки разноцветные одежки.
Вот и мы с вами будем наряжать каждый свою матрешку, которая вам больше всего понравилась. Посмотрите на столы, перед вами лежат нарисованные Матрешки, краска, кисточки, баночки с водой, схемы подсказки с узорами, которые помогут вам нарисовать узор для своей Матрёшки. Сначала разукрасим с вами платок, сарафан, фартук, а потом будем наносить на одежду узоры. Приступайте к работе.
Дети раскрашивают наряды Матрёшки красками, воспитатель подсказывает, помогает. Во время работы звучат русские народные мелодии.
Воспитатель: Раскрашен на наряд?
Дети: Да.
Воспитатель: А пока краска сохнет, поиграем с вами. Вставайте со своих стульчиков, становитесь рядом.
Физкультминутка «Мы - веселые матрешки».
Мы – веселые матрешки Руки на щечках, покачивают головой влево, вправо.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
На ногах у нас сапожки, Поочередно выставляют правую и левую ногу.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
В сарафанах своих пестрых, Повороты туловища направо-налево.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Мы похожи, словно сестры, Руки на щечках, покачивают головой.
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь на свои места.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Посмотрите на схемы, какие узоры необходимы для вашей Матрёшки и приступайте к рисованию узора.
Дети рисуют узоры для нарядов своих Матрёшек. Во время работы звучат русские народные мелодии.
Воспитатель: Молодцы, какие красивые Матрёшки у вас получились, какие яркие и красочные наряды у них и каждая Матрёшка хороша по-своему. Вы настоящие мастера-художники. Ваши расписные Матрёшки высохнут, и мы сделаем выставку работ.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились сегодня с Матрёшкой.
Воспитатель: А что вы узнали нового о Матрёшках?
Ответы детей.
Воспитатель: Что мы с вами рисовали?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие у нас получились матрёшки?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы расскажите о Матрёшках дома своим родителям?
Ответы детей.
Воспитатель: Матрешка – уникальная народная игрушка, потому что вместе с русской березкой и самоваром, она стала символом страны, России. Эта кукла так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образец творчества, национальный сувенир. А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось сегодня с вами узнавать много нового и интересного, надеюсь и вам тоже. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по сенсорному развитию «Игрушка - матрешка»
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его вос...
конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...
Конспект занятия в старшей группе №5 по Рисованию на тему" Красавица-матрешка"
Конспект занятия в старшей группе роспись матрешки....
Конспект занятия «Знакомство с народной игрушкой-матрешкой»
Цель:1. Знакомство детей с дидактической народной игрушкой2. Упражнять детей в умении группировать предметы по цвету и величине.Материал:- домик- матрешка двухместная по количеству дете...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская матрешка»
Образовательные задачи: дать представление детям о происхождении русской матрешки. Развивающие задачи: Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, ...
Конспект занятия в старшей группе по пластилинографии «Русская матрешка».
Закрепить и обобщить знания детей о кукле Матрешка....
Матрешка. Конспект занятия в старшей группе
Матрешка. Конспект занятия в старшей группе...