Конспект по экспериментированию с крахмалом Подготовительная к школе группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Грунт Валерия Павловна

Конспект по экспериментированию с крахмалом Подготовительная к школе группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе на тему «Попробуем себя в роли лаборанта»

Воспитатель: Грунт В.П.

Задачи:
Обучающая:
Совершенствовать представления детей о свойствах крахмала (растворяемость в холодной и горячей воде, окрашивание йодом, опыт «Ньютоновская жидкость»)
Развивающая:
Развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление.
Воспитательная:
Воспитывать умение работать совместно в паре, интерес к экспериментальной деятельности.

Интегрируемые образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие»

Словарная работа: Вязкий клейстер, «Ньютоновская жидкость»

Предварительная работа: Обсуждение «Откуда к нам пришла картошка?», «Блюда из картофеля»

Индивидуальная работа: С Ярославом Н. – продолжать формировать знания про «Ньютоновскую жидкость», умение определять свойства данного материла. (твердый при резких движениях, мягкий при плавных движениях).

Оборудование и материалы: йод, чайник с горячей и чайник холодной водой, чистые салфетки, клеенки, фартуки, крахмал, стаканчики, миски для смешивания, ложки, игрушка или изображение лаборанта, письмо, пакетик с крахмалом.


Ход образовательной деятельности:

  1. Вводная часть:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришёл лаборант Тимофей. Он принес что-то интересное. Как вы думаете, что? Здесь есть какой-то интересный пакетик и письмо, а в письме загадка, чтобы узнать, что находиться в этом пакетике отгадайте её.

Очень странный порошок:
Он хрустящий, как снежок,
Как мука, он белый-белый,
Но не сахар, и не мел он.
В кипяток попал, и вот
Превратил в кисель компот.
Ты, конечно, угадал:
Этот порошок – … (крахмал)

- Ребята, лаборант Тимофей принёс нам крахмал, потому что хочет изучить данный продукт. Узнать его свойства и что из него можно сделать. Вы готовы попробовать себя в роли лаборантов и поэкспериментировать с крахмалом?

  1. Основная часть:

- Вам нужно усвоить несколько простых правил поведения в лаборатории.

1. Ничего не трогать без разрешения.

2. Ничего не брать в рот без разрешения.

3. Не бегать, не прыгать, не кричать.

4. Обязательно одевать специальную одежду.

5. Четко следовать моим указания.

Предлагаю детям надеть униформу, пройти в лабораторию и занять свои места.

  • Вывешиваю на доску мнемотаблицы о свойствах крахмала после каждого вывода.
  • В процессе опытов прошу детей проговаривать свойства, которые они замечают при наблюдении и обследовании.
  • Напоминаю детям о том, что все опыты мы проводим в парах.

Опыт №1 «Растворим крахмал в горячей и холодной воде»

Детям раздаю стаканчики с небольшим количеством крахмала и стаканчики с холодной и горячей водой.

1. Дети добавляют крахмал в холодную воду и размешивают.

- Ребята, посмотрите вода стала мутной. Давайте подождём пол минуты и не будем трогать нашу смесь.
- Посмотрите, вода снова стала прозрачной, а на дно стакана выпал осадок.

Вывод: крахмал не растворяется в холодной воде.

  1. Дети добавляют крахмал в горячую воду и размешивают.

- В горячей воде, ребята, наш крахмал растворился, набух и загустел, превратив воду в вязкий клейстер. (вязкий – значит густой или тяжёлый, клейстер – значит смесь на муке и крахмале которую можно использовать вместо клея.)

Вывод: в горячей воде крахмал растворяется (набухает) и превращает воду в вязкий и клейкий раствор.

Опыт №2 «Окрашиваем крахмал в синий цвет с помощью йода»

Беру 2 стакана воды. В первый добавляю столовую ложку йода. Во-второй не добавляю ничего.
Капаю несколько капель йода на салфетку. Чтобы показать настоящий цвет йода – коричневый.
Затем добавляю несколько капель йода в каждый стакан.

  • В первом стакане вода стала голубого цвета.
  • Во-втором приобрела желтовато-коричневатый оттенок йода.

Вывод: при контакте крахмала с йодом образуется соединение синего цвета.

Предлагаю детям немного отдохнуть, провожу физкультминутку.

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на место пошагали.

Опыт №3 «Проводим опыт под названием «Ньютоновская жидкость»»
- Названа она в честь Исаака Ньютона, а почему именно в честь этого ученого вы сможете узнать более точно когда пойдёте в школу и будете изучать физику и химию. 
- Возьмите стакан с крахмалом и высыпьте его в большую миску. Потрогайте его. Какой он на ощупь? (рыхлый, рассыпчатый, хрустит, похож на белые снег.) 
Предлагаю детям взять одинаковое количество крахмала и воды, вылить и высыпать в контейнер, всё перемешивать ложкой. Мешаем медленно.
- У нас получилась интересная смесь, которая в науки называется Неньютоновской жидкостью.
- Эта смесь может становиться твердой и жидкой. Сейчас мы убедимся в этом.

Под- опыт №1
- Берём немного неньютоновской жидкости нашими пальцами. Сделайте это быстро. Чувствуйте что-то твердое, это наша смесь становится твердой, и мы можем её взять в руки. Теперь попробуйте взять ее медленно. Не получается, ведь смесь становится жидкой.


Под – опыт №2
- Соберём пальцы правой руки в кулак и попробуем сверху стукнуть им по нашей смеси. Кулак отскакивает. Постучим по ней еще сильнее, смесь не дает кулаку опуститься в нее. Медленно опустим кулак на нее. Он опускается. Опускаем его до самого дна. Быстро разогните пальцы. Не выходит. А теперь сделаем это медленно.
Под – опыт №3
Провожу индивидуальную работу. 
Предлагаю Ярославу Н. провести эксперимент первым, выйдя ко мне показав его и попробовать объяснить почему так происходит.
После все дети пробуют данный опыт.

- Не вынимайте ладони из жидкости. Попробуем быстро поднять ее вверх. Рука поднимается вместе с чашкой. Сделайте это еще раз. Медленно уберём руку из жидкости.

Вывод из опытов: густота неньютоновской жидкости зависит от механических воздействий (или по-другому можно сказать некий массаж). Чем выше и сильнее скорость воздействия, тем больше густота.

  1. Заключительная часть:

- Ребята, сегодня мы с вами попробовали себя в роли лаборантов и помогли узнать лаборанту Тимофею многое про крахмал. Он говорит вам спасибо. Давайте скажем ему до свидания.

Предлагаю одному из детей рассказать, о том какие свойства узнали на занятии с помощью мнемотаблиц.

- Какой опыт вам понравился больше всего? Почему?

Предлагаю детям оценить себя если всё получилось похлопать в ладоши, если всё не получилось – потопать ногами.

- Сегодня, вы, прекрасно справились со всеми опытами, молодцы! Но Соня и Настя работали в паре внимательнее всех и уважали решения друг друга, за что мы их похлопаем, ведь командная работа — это залог успеха.  

 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по плаванию в подготовительной к школе группе "«Развитие двигательного воображения у детей старшего дошкольного возраста через игровое экспериментирование».

Закрепление   техники плавания, развитие двигательных навыков, используя игровые методы обучения плаванию. Создать условия для формирования у детей морально – волевых  качеств: целеустр...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы на тему "Приключение капельки"

Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования  для детей подготовительной к школе  группы на тему "Приключение капельки"...

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа .

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа . Цель: Формирование  целостного восприятия окружающего мир...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы «Приключение капельки»

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментированиядля детей подготовительной к школе группы«Приключение капельки»...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебное электричество».

Материал обобщает знания детей об электричестве, расширяет представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.Позволяет знакомить детей с причиной проявления статич...