Проект "Соль - друг, соль - враг"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. Вырастят кристаллы. А самое главное, научатся работать в команде, будут терпимее друг к другу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sol_-_drug_sol_-_vrag.docx | 118.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Сакмарский детский сад «Берёзка»
Проект
«Соль – друг, соль – враг»
средняя группа
Автор: Белова Татьяна Николаевна, воспитатель высшей категории
МБДОУ д/с «Берёзка»
с. Сакмара Оренбургская область
2024г.
Пояснительная записка:
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. В ходе исследовательской работы дети выяснят, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнают много нового об особенности соли, её свойствах и качествах, разнообразии. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. Вырастят кристаллы. А самое главное, научатся работать в команде, будут терпимее друг к другу
Тема: Формирование знаний о соли и её свойствах
Проблемное поле: Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям словацкой сказки «Сказка о соли». У многих ребят нашей группы возник вопрос: «Зачем нужна соль и где ее берут?». Дети стали рассуждать, и пришли к выводу, что хоть соль мы используем ежедневно, но практически о ней не знаем ничего. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, для нас остается таинственной. В связи с этим мы решили узнать: соль для нас друг или враг?
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта:
- Занятия; чтение художественной литературы;
- Дидактические игры; сюжетно – ролевые игры;
- Беседы; просмотр мультимедийных презентаций и мультфильмов по теме проекта;
- Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, содержащих информацию о соли;
- Наблюдения; опытно – экспериментальная деятельность;
- Продуктивная деятельность (рисование солью, лепка из соленого теста);
- Игры – путешествия;
- Совместная деятельность детей и их родителей; совместная деятельность родителей и педагогов.
Цель проекта: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность
Задачи:
- Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.
- Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.
- Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности.
- Развивать творческие умения и навыки изобразительной деятельности. Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования, к лепке из соленого теста.
- Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.
- Пробуждать положительное, бережное отношение к окружающему миру через развитие основ экологической культуры.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, активность.
Проектная карта | ||||||
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 | Образовательная деятельность | Физическое развитие: Подвижные игры «Море волнуется раз» | Физическое развитие: Подвижные игры «Принеси и не урони» | Физическое развитие: Подвижные игры «Попади в цель» | Физическое развитие: Подвижные игры «Море волнуется раз» | Физическое развитие: Подвижные игры «Принеси не урони» |
2 | Наблюдения (экскурсии, прогулки) | Просмотр презентации «Что такое соль? Что такое соляная пещера?» | Экскурсия в детскую библиотеку | Просмотр презентации «Удивительная соль»
| Просмотр презентации Галилео. «Соль».
| Просмотр презентации «О соли»
|
Рассматривание иллюстраций «Виды соли» | Игра-путешествие «Есть ли соль в нашем крае» | Рассматривание иллюстраций «Соль в жизни человека». | Рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций «Не восполняемые запасы Земли» | ||
3 | Рассказывание | Беседа «Что такое соль?» | Беседа «Откуда она берется?» | Беседа «Как ее добывают?» | Беседа «Какими свойствами соль обладает?» | Беседа «Где и как соль применяется?» |
Ситуативная беседа «Что такое соль?».
| Ситуативная беседа «Интересное про соль. Мертвое море» | Ситуативная беседа «Удивительная соль. Зачем нужна соль для человека» | ||||
4 | Чтение художественной литературы | Чтение «Соль дороже золота» | Чтение «Соль» Тайц Я.М | Чтение «Соль» | Чтение «Соль» чешская сказка | Чтение «Как я пытался зайцу соли на хвост насыпать» |
5 | Экспериментирование, моделирование | Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства соли», «Растворение соли», «Окрашивание соли». | Опытно-экспериментальная деятельность «Подводная лодка из яйца», | Опытно-экспериментальная деятельность «Как соль влияет на рост растений»,
| Опытно-экспериментальная деятельность «Получение питьевой воды из соленой»,
| Опытно-экспериментальная деятельность «Снежная ветка ели» |
6 | Игры (настольно-печатные и дидактические) | Дидактическая игра «Четвертый лишний» | Дидактическая игра «Помоги маме все разложить по местам» | Дидактическая игра «Профессии» | Дидактическая игра «Что сначала, что потом» | Дидактическая игра «Назови ласково» |
Сюжетно – ролевая игра «Кафе», | Сюжетно – ролевая игра «Повар» | Сюжетно – ролевая игра «Семья» | Творческая игра «Добыча соли» | Сюжетно – ролевая игра «Магазин» | ||
7 | Художественно-творческая деятельность: | |||||
рисование | Рисование солью «Облако» | Творческая мастерская «Цветы из соли», «Декорирование цветной солью» | Рисование солью «Цветок» | Творческая мастерская. Лепка из соленого теста – «Подсвечник» | Рисование солью «Кораблик» | |
лепка | Лепка из соленого теста «Замешиваем тесто» | Лепка из соленого теста «Вырезаем формочками фигурки». | Лепка из соленого теста
«Сушим фигурки» | Лепка из соленого теста «Раскрашиваем фигурки гуашью» | Лепка из соленого теста «Сушим фигурки» |
Планируемый результат:
- Узнают, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся, насколько она важна для человека».
- Проведут исследовательскую деятельность и проверят свои предположения опытно – экспериментальным путём, в группе (дома) вырастят кристаллы соли
- У детей разовьются творческие способности, воображение, любознательность, коммуникативные навыки.
- Деятельность будет способствовать воспитанию желания соблюдать здоровый образ жизни, положительного отношения к профессиям соленой деятельности
- Обогатиться РППС: буклетом для родителей «Соль – друг, соль враг»; картотекой опытно – эксперементальной деятельности «Соль»; картотекой дидактических игр «Соль»; картотекой «Сказки о соли»; картотекой пальчиковой гимнастики «Соль»; картотекой иллюстраций «Соль»; альбомом «Все про соль»; распечатанной презентацией «Соль»; опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
- Организуем совместный с родителями мастер – класс «Игрушка из соленого теста». Реализовать ее с помощью родителей.
- Родители будут заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
- Будет развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Сценарий совместной деятельности по решению задач
- ОД
- игры
- творческая деятельность
- моделирование
- чтение художественной литературы
- наблюдение
- экспериментирование и опыты
- беседа
- подвижные игры
Дети средней группы | Продуктивная деятельность в процессе ОД Активное участие в беседах и играх, экспериментальной деятельности |
Воспитатели | Создать развивающую предметно-пространственную среду; Подобрать иллюстрации; Подготовить материал для чтения, подобрать книги, загадки; Работа по созданию паспорта «Полезное ископаемое соль» Организация совместной работы с родителями Проведение ОД по тематике проекта Подготовить мастер – класс «Игрушка из соленого теста». Реализовать ее с помощью родителей |
Родители | Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. Совместное с детьми чтение рассказов о соли Привлечь родителей к изготовлению поделок из соленого теста |
Библиотекарь | Подбор литературы для встречи с детьми |
Итоговое мероприятие: подвести итог опытно-экспериментальная деятельность «Снежная ветка ели» и сделать вывод получилось ли вырастить кристаллы соли
Описание продукта, полученного в результате проекта:
- картотека опытно – экспериментальной деятельности «Соль».
- обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде публикации «Соль – друг, соль - враг».
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Состав участники: дети средней группы, воспитатели, родители, библиотекарь районной библиотеки
Взаимодействие образовательных областей:
№№ пп | Название образовательной области | Содержание (краткое) | Задачи |
1 | Физическое развитие | Подвижные игры, изучение правил | Развитие двигательной активности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, |
2 | Речевое развитие | Чтение рассказов, сказок, загадок о соли. Беседы с детьми. | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. обогащение активного словаря. Развитие литературной речи к словесному искусству. |
3 | Художественно-эстетическое | Изготовление поделок | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, потребность в самовыражении. Развитие продуктивной деятельности детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. |
4 | Социально-коммуникативное | Обыгрывание проблемных ситуаций | Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности в деятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к событиям происходящим в их селе. |
5 | Познавательное развитие | Беседы о соли | Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине представлений о социокультурных ценностях нашего села. |
Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:
- Подготовка презентации «Соль в нашем крае»
- Согласованная работа воспитателей группы по качественной подготовке деятельности детей
- Связь с родителями, выполняющими роль участников
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: методическая и художественная литература; компьютер с мультфильмами; иллюстрации, репродукции, фото; абор для художественного творчества; презентации; мини - лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, лед, пипетки, скрепка); ниточка шерстяная, гуашь, соленое тесто; набор разной соли; ёмкости для проведения опытов (поллитровые баночки, контейнеры, вода, чайные ложки).
Планируемое время на реализацию проекта по этапам: 2 недели (апрель 2024г.)
№№ пп | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый | Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта. | 01.04 - 12.04. |
2 | Аналитический | Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. Разработка сценария. | 04.04. |
3 | Практический | Чтение художественной литературы по теме проекта Презентация «Что такое соль? Что такое соляная пещера?»; «Удивительная соль»; «Галилео. Соль»; «О соли» Экскурсия в детскую библиотеку Создание картотеки опытно – экспериментальной деятельности «Соль». созданию паспорта «Полезное ископаемое соль» Дидактическая игра «Четвертый лишний»; «Помоги маме все разложить по местам»; «Профессии»; «Что сначала, что потом»; «Назови ласково» Сюжетно – ролевая игра «Кафе»; «Повар»; «Семья»; «Магазин» Творческая игра «Добыча соли» Подвижные игры: «Море волнуется раз»; «Принеси и не урони»; «Попади в цель» ОД: Рисование солью «Облако» ОД: Рисование солью «Цветок» ОД: Рисование солью «Кораблик» Творческая мастерская «Цветы из соли», «Декорирование цветной солью» Лепка из соленого теста – «Подсвечник» Лепка из соленого теста «Замешиваем тесто»; «Вырезаем формочками фигурки»; «Сушим фигурки»; «Раскрашиваем фигурки гуашью» | 04.04.- 13.04. |
4 | Презентационный | Обобщить опыт проделанной работы и представить его педагогическому сообществу в виде публикации «Соль – друг, соль - враг». | 11.04. |
5 | Контрольный | Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. | 12.04. |
Организационные формы работы над проектом
№№ пп | Формы работы | Название / тема | Сроки |
1 | Образовательная деятельность | ОД: Рисование солью «Облако» ОД: Рисование солью «Цветок» ОД: Рисование солью «Кораблик» Творческая мастерская «Цветы из соли», «Декорирование цветной солью» Лепка из соленого теста – «Подсвечник» Лепка из соленого теста «Замешиваем тесто»; «Вырезаем формочками фигурки»; «Сушим фигурки»; «Раскрашиваем фигурки гуашью» | В течении проекта |
2 | Наблюдение | Наблюдение за экспериментами | |
3 | Экспериментирование, Моделирование | Опытно-экспериментальная деятельность : «Свойства соли» «Растворение соли» «Окрашивание соли» «Подводная лодка из яйца» «Как соль влияет на рост растений» «Получение питьевой воды из соленой» «Снежная ветка ели» | |
4 | Экскурсии | Экскурсия в детскую библиотеку Игра-путешествие «Есть ли соль в нашем крае» | |
5 | Самостоятельная работа детей | Работа с дидактическими играми. Сюжетно – ролевые игры | |
6 | Взаимодействие с родителями | Исследовательская работа, беседы, консультации. | |
7 | Групповое обсуждение | Беседа «Что такое соль?» Беседа «Откуда она берется?» Беседа «Как ее добывают?» Беседа «Какими свойствами соль обладает?» Беседа «Где и как соль применяется?» Ситуативная беседа «Что такое соль?». Ситуативная беседа «Интересное про соль. Мертвое море» Ситуативная беседа «Удивительная соль. Зачем нужна соль для человека» | |
8 | Дидактические игры | Дидактическая игра «Четвертый лишний»; «Помоги маме все разложить по местам»; «Профессии»; «Что сначала, что потом»; «Назови ласково» | |
9 | Рассматривание иллюстраций | Рассматривание иллюстраций «Виды соли»; «Соль в жизни человека»; «Не восполняемые запасы Земли» | |
10 | Просмотр познавательных мультфильмов | Мультфильм «Почемучки» «Соленый принц» Мультфильм «Как казаки соль покупали» Мультфильм «Как соль добывают» Мультфильм «Лунтик насолил» Мультфильм «Король соль» | |
11 | Подвижные игры | Подвижные игры: «Море волнуется раз»; «Принеси и не урони»; «Попади в цель» | |
12 | Проектная деятельность | Совместные детско – родительские проекты на заинтересовавшую ребенка тему | |
13 | Восприятие художественных произведений с последующим свободным общением | Чтение «Соль дороже золота»; «Соль» Тайц Я.М.; «Соль»; «Соль» чешская сказка; «Как я пытался зайцу соли на хвост насыпать» |
ЛИТЕРАТУРА
- Акарачкина, Л. К. Рассказы о природе и истории Алтайского края [Текст] / Л. К. Акарачкина. – Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1987.
- Зебзеева, В. А. Развитие элементарных естественнонаучных пред-ставлений и экологической культуры детей [Текст] / В. А. Зебзеева. – М. : Творческий центр, 2009.
- Никитина, С. Оценка результативности и качества дошкольного образования [Текст] / С. Никитина. – М. : Линка-Пресс, 2008.
- Сидоренко, М. Н. География Алтайского края [Текст] / М. Н. Сидоренко. – Барнаул : Алтайское книжное издательство, 1974.
- Пашкевич, Т. Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ [Текст] / Т. Д. Пашкевич. – Барнаул, 2009.
Приложение
Картотека опытно – экспериментальной деятельности
по познавательному развитию
«Соль»
Опыт № 1. «Свойства соли».
Материал: тарелка, соль.
Ход: Рассмотреть объект (соль), лежащий на столе, определить его свойства. Отметить, что объект безопасен для здоровья человека, если его употреблять в небольших количествах. Обследовать объект на запах, вкус.
Вывод: неизвестный объект – это соль, она белого цвета, без запаха, соленая на вкус.
Опыт № 2. «Растворимость соли».
Материал: 3 стакана, чайная ложка, соль, вода, молоко, лимонад.
Ход: Взять три стакана: один с водой, второй с молоком, третий с лимонадом. В каждый стакан необходимо положить по одной чайной ложке соли и размешали.
Вывод: соль растворяется во всех перечисленных жидкостях, причем в лимонаде она растворяется быстрее и образовывает пену. (Воспитатель пояснил, что соль вступила в химическую реакцию с веществами, которые есть в лимонаде).
Опыт № 3. «Растворимость веществ».
Материал: 4 стакана с водой, сахар, соль, гречка и масло.
Ход: Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке одного из веществ. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями.
Вывод: В результате сахар и соль растворятся, крупинки гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности.
Опыт № 4. «Подводная лодка из яйца».
Материал: 2 пол – литровые банки, 1 литровая, 1 столовая ложка, солонка с солью, вода, 3 сырых яйца.
Ход: Взять три банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну пол – литровую банку наполнить чистой водой и поместили в нее сырое яйцо. Во вторую пол – литровую банку налили крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды) и опустить туда второе яйцо. Затем положить яйцо на дно литровой банки и постепенно подливать воду из обеих маленьких банок. В результате был получен такой раствор, в котором яйцо держалось как подвешенное посередине раствора.
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, в соленой воде оно плавает, значит, соленая вода тяжелее пресной. Воспитатель объяснил, что соленая вода тяжелее, поэтому в море плавать легче, чем в реке.
Опыт № 5. «Окрашивание соли».
Материал: картон, клей, соль, гуашь, кисточка, вода.
Ход: Соль насыпать в небольшую емкость, кисточку для рисования сначала опустить в воду, затем густо набрать краску гуашь и красить соль, хорошо размешивая ее кисточкой. Когда вся соль станет крашеной, оставить ее на несколько часов для сушки при комнатной температуре.
Вывод: при нанесении краски на соль, соль меняет свой цвет, в зависимости от цвета гуаши.
Опыт № 6. «Как соль влияет на рост растений».
Материал: 2 стаканчика с землей, ложка, соль в солонке, 2 луковицы.
Ход: Для определения влияет ли соль на рост растений, посадить луковицы в разную почву: в один стаканчик насыпали чернозем, а в другой – смесь чернозема с солью. Посадить две одинаковые луковицы в разную почву и наблюдать за ростом в течение месяца. Уход за луковицами осуществлять одинаковый.
Вывод: В стаканчике, где не было соли, уже на следующий день появился росток лука, а в стаканчике, где была смесь чернозема с солью, оставалось все по-прежнему.
Опыт № 7. «Получение питьевой воды из соленой».
Материал: таз, вода, соль, пластмассовый стакан, галька, плёнка, камень, нить.
Ход: В глубокий таз налить воду, добавить 2 столовые ложки соли, перемешать до полного растворения соли. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, чтобы стакан не всплывал, но его края были выше уровня воды в тазу. Сверху натянуть пленку и завязать вокруг таза. В центре над стаканчиком пленку слегка продавить и положить еще один камешек (пленка не должна касаться края стакана). Таз поставить на солнце. Через некоторое время в стакане должна накопиться пресная вода.
Вывод: таким образом, из соленой воды можно получить пресную воду.
Опыт № 8. «Выращивание кристаллов соли».
Материалы: кастрюля, вода, соль, веревка.
Ход: Постепенно растворить соль в воде, нагревая воду на слабом огне. Продолжая нагревать раствор, подсыпать соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Потом опустить в стакан веревочку, на которой будут образовываться кристаллы. Если раствор охлаждать быстро, то кристаллы тоже будут расти быстро, но их форма будет неправильной. Если раствор охлаждать медленно, то кристаллы образуются правильные.
Вывод: При нагревании соль растворяется быстрее. Соль может кристаллизоваться (образовывать кристаллы).
Опыт № 9. «Сортировка».
Материал: соль, перец, воздушный шарик, тарелка, бумажное полотенце, шерстяной шарф.
Ход: Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Предложите кому-нибудь из зрителей стать вашим ассистентом. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Предложите помощнику попытаться отделить соль от перца. Когда ваш помощник отчается их разделить, предложите ему теперь посидеть и посмотреть. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Что вы увидите?
Вывод: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда вы трете шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.
Картотека дидактических игр
по познавательному развитию
«Соль»
Дидактическая игра «Соленый, несоленый»
Когда услышим продукт, который можно солить – приседаем.
Когда услышим продукт, который нельзя солить – скрещиваем руки.
Слова: банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
Дидактическая игра: "Соль полезна для того, чтобы"
Передаем мешочек и говорим, для чего полезна соль.
- Чтобы консервировать овощи.
- Чтобы посолить суп
- Чтобы посыпать дорожки весной.
- Чтобы посолить салат.
- Чтобы засолить грибы.
- Чтобы делать компрессы.
- Чтобы полоскать горло.
Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»
Я вам покажу четыре мешочка разного цвет. В мешочках находятся соль, синтепон, камешки, мука. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.
Дидактическая игра «Соленая и несоленая вода»
Перед ребенком стоит 2 стакана. В одном из них налита соленая вода, в другом пресная. Ребенку стоит определить, в каком стакане налита, какая вода.
Дидактическая игра «Узнай на вкус»
Дидактическая игра «Лото. Профессии».
Картотека пальчиковой гимнастики
по физическому развитие в сенсорной коробке с солью
“Паучок”
Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
“Воронка”
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
Мы крутили пальцем ловко,
Вышла ровная воронка.
“Солим суп”
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
Мы сегодня повара,
Суп солить давно пора.
“Моем ручки”
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
Моем руки чисто-чисто,
Моем руки быстро-быстро.
“Пересыпь соль”
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.
Соль, пересыпайся,
Да не просыпайся.
“Хлопки”
Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.
Хлопайте ладошки соляные крошки,
Крепко прижимайте, быстро убегайте.
“Кулачки”
Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
Мы соль в кулак зажали,
И крепко подержали.
“Горка”
Описание: сгребать соль ладонью в горку.
Ладонью строим горку,
Красиво, быстр, ловко.
“Цыплята”
Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.
Травку дружно мы клюем,
Червячка сейчас найдем.
“Гуси”
Описание: пальцы щипают соль.
Щиплют гуси травку дружно,
Торопиться им не нужно.
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
Игры для пальцев рук.
“Ловим рыбку”
В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
“Построим замок”.
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
“Художники”.
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
“Угадай-ка”.
Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
“Кладоискатели”.
Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
Картотека художественных произведений
по речевому развитию про соль
Соль дороже золота
Жил-был король и было у него три дочери. Пуще глаза он их берег, а когда подошла старость, и волосы снежком припорошило, стал подумывать, которой же из трех быть после его смерти королевой? Все три пригожи, все отцовскому сердцу любезны.
Наконец решил: пускай та из дочерей трон наследует, которая его больше всех любит.
Позвал он дочерей и говорит:
- Стар я стал, дочери мои, не знаю, сколько суждено прожить. Пора одну из вас на трон прочить. Но чтоб выбрать по справедливости, хочу знать, как вы меня любите. Отвечай, старшая дочь, как ты своего отца любишь?
- О, мой отец, люблю вас больше, чем золото, – целуя батюшкину руку, вскричала старшая дочь.
- Добро! А теперь говори ты, дочь моя средняя!
- О, дорогой отец! Люблю я вас как свой девичий венец! – кинулась отцу на шею средняя дочь.
- Добро! А ты, моя доченька младшая, ты-то как меня любишь?
- Я, батюшка, люблю вас, как соль любят! – отвечала Марушка, ласково глядя на отца.
- Ах ты, негодница, – накинулись на нее сестрицы, – сравнивать отца с солью!
- Да, я люблю его, как соль, – повторила Марушка и еще нежнее поглядела на отца.
Отец разгневался не на шутку. Как можно сравнивать родителя с какой-то ничтожной солью, которую каждый в щепоть берет и сыплет!
- Убирайся с глаз моих долой! Коль у тебя ко мне любви не более чем к соли! Когда наступят такие времена, что соль станет дороже золота, тогда и возвращайся, я сделаю тебя королевой! – крикнул король.
Марушка от горя словечка сказать не может. Но приказ отцовский для нее закон. Собрала свои немудреные пожитки и подалась, куда глаза глядят. Долго она шла, не разбирая пути-дороги, пока не добралась, наконец, до темного леса. Вдруг, откуда ни возьмись, появилась на лесной опушке старая женщина.
- Марушка! Куда путь держишь? Головку повесила, глядишь невесело? Зачем тебе про то знать, бабушка? Ведь помочь мне нельзя! – отвечает ей Марушка.
- Ты, девонька, говори, а я послушаю, может что и присоветую, иль ты того не знаешь, что седая голова на советы мудра!
Поведала Марушка старой женщине свое горе. «Ничего, – говорит, – мне теперь не надобно, лишь дожить до того дня, когда отец поймет, как сильно я его люблю».
По правде говоря, старая женщина и сама все про Марушку знала, ведь была она не простая старушка, а мудрая вещунья! Но ничего она девушке не сказала, а к себе на службу позвала. Марушка обрадовалась. Будет где голову преклонить. Будет кому свою печаль поведать. И пошла она вслед за бабушкой. Пришли они в избушку за лесистыми горами. Старая женщина покормила девушку, чем могла. И то! Марушку уже голод да жажда мучат.
- Теперь не ленись, принимайся за работу. Умеешь ли ты прясть да нитки сучить, да ткать? А овец пасти и доить?
- Нет, бабушка, ничему такому меня не учили, но коли вы покажете, я скоро выучусь, – отвечала Марушка.
- Покажу, покажу, доченька! Тебе мое ученье впрок пойдет, а придет время – и в жизни пригодится.
Марушка была девушка прилежная, как пчелка, и хотя раньше никакой работы не знала, скоро всему обучилась. Закатает рукава, белый фартучек подвяжет, и кипит работа в ее руках – любо-дорого посмотреть.
А во дворце в это время старшие сестры живут не тужат. К отцу ластятся, на шею кидаются, любовь свою выказывают. Отец им ни в чем не отказывает, во всем потакает. Старшая-то все в дорогие платья наряжается да золотом себя украшает, а средняя пиры-балы задает да женихов привораживает. Совсем избаловались, сами не знают, чего бы это еще у отца спросить. Стал, наконец, старый король соображать, что старшей дочери золото милее, чем отец! А как средняя объявила, что замуж собирается, понял, что не нужен ей отец-старик.
Вспомнил он младшую дочь Марушку, да поздно, нет от Марушки ни слуху, ни духу.
- Бог с ней, – отгоняет невеселые думы старый король. – Ведь она меня не больше чем соль любит.
Однажды ждали дочери к себе опять гостей. Слух прошел, будто сваты к средней едут. Вдруг в королевские покои вбегает повар, весь дрожит, побелел, как полотно.
- Ох, король – батюшка! – вопит он. – Беда приключилась великая!
- Ты что умом тронулся? – удивляется король.
- Недолго и тронуться! Ведь у нас вся соль исчезла, то ли размокла, то ли сквозь землю ушла, только нету ни порошинки! Чем теперь солить будем?
- Вот дурень! Пошли кого-нибудь за другой!
- Некуда посылать, в каждом доме, во всей стране нету ни крошки соли!
- Тогда соли без соли, иль стряпай такое, где соль не нужна! – отрезал разозлившись король.
А повару что? – «Будь что будет! Хозяин-барин, коли так велит, пусть так и будет!»
И давай все кушанья варить без соли. Сначала стряпал, что в голову взбредет, потом на одни сладкие блюда перешел. Ну и стряпня это была, в рот не возьмешь! Стало все меньше гостей на королевские пиры съезжаться, а потом гости и вовсе позабыли в замок дорогу. Ведь теперь у короля не было даже того, что в самой бедной избушке найдется: «Хлеба с солью да с доброй волей». Король ходит, словно в воду опущенный, а дочери, как ошпаренные мечутся. Прошли золотые денечки! Золота – пруд пруди, а соли во всем королевстве ни щепотки, хоть на край света иди! Исчезла, словно ее никогда не было!
Понемногу стала у людей охота к еде пропадать. Соли просят, хоть крошку, хоть маковую росинку на язык! Скот падает, коровы и овцы молока не дают, потому что исчезла соль. Начали люди хворать, с ног валятся.
Король и дочери словно тени бродят. Вот какая беда на королевство свалилась! За щепотку соли король сулит столько золота, сколько человек на себе унесет!
Понял король, что соль дороже золота, а тут еще совесть мучит, ведь выходит, что дочку Марушку обидел он понапрасну.
А нашей Марушке тем временем живется не худо. Нету такой работы, которой бы она не обучилась. А про отцовскую беду ей пока неизвестно. Мудрая-то старушка все, конечно, знает, но до времени помалкивает.
Зовет как-то она Марушку к себе и говорит:
- Я ведь тебе когда-то сказала, что подойдет твое время и пробьет твой час! Пора тебе, дочка, домой возвращаться!
- Ах, добрая бабушка, как же я домой вернусь, коли батюшка меня прогнал? – заплакала Марушка.
- Не плачь, дочушка, все образуется. В твоих краях соль теперь стала дороже золота. Значит, надо тебе к отцу идти!
Все ей вещунья рассказала, а потом добавила:
- Ты мне честно служила! Чем тебя за верную твою службу наградить?
- Ничего мне не надо! Это вам, бабушка, спасибо за добрые советы да за ласку. Вот только горсточку соли для моего бедного отца.
- Только и всего? Ведь я все могу, чего бы ты ни попросила, – улыбнулась добрая вещунья.
- Нет, бабушка, спасибо, только соли, – отвечает ей Марушка.
- Ну, что ж! Коли так ты соль почитаешь, пусть тебе соли на всю жизнь хватит! Вот тебе, милая, волшебная палочка. Как подует полуденный ветер, ступай за ней следом. Через три долины, через три горы пройдешь – остановись и стукни палочкой об земь! На том месте земля отворится – ты внутрь войди! Что там найдешь – все твое. Это тебе от меня приданое на свадьбу!
Поблагодарила Марушка добрую вещунью, взяла золотую палочку и узелок с солью и печально побрела прочь. Жаль было Марушке с мудрой женщиной расставаться, да надеялась еще вернуться за ней и в королевский замок пригласить. А старушка на прощанье ей говорит:
- Обо мне не печалься, будь к людям добра, тогда и они тебе добром ответят!
Вот и лесная опушка. Хочет Марушка еще раз старушку поблагодарить – глядит, а ее нету, словно и не было никогда. Осталась Марушка средь чистого поля одна, как перст. Оглянулась, вздохнула, всё вспомнила и поспешила к родному дому.
Приходит в замок, и – то ли ее давно не видали, то ли на ней платок повязан был – не узнаёт никто королевскую дочку! Не хотят к королю пускать.
- Пропустите меня, – просит Марушка, – я королю подарок несу дороже золота. Он его сразу исцелит!
Доложили королю, тот приказывает гостью впустить. Вошла Марушка, попросила хлеба. Король велит хлеб нести, а сам тяжко вздыхает:
- Хлеб-то у нас есть, да вот соли нету!
- Коли нету, так будет! – отвечает Марушка, отрезает ломоть хлеба, развязывает свой узелок, посыпает хлеб солью и королю протягивает.
- Соль! – обрадовался король, – ох, милая, и драгоценный же это подарок! Что хочешь проси, что пожелаешь – все получишь!
- Ничего мне не надобно, батюшка, только любите меня, как соль любите! – отвечает Марушка – и скидывает с головы платок.
Король так и обомлел от радости, когда узнал свою дорогую Марушку! Просит, умоляет, чтоб обиду позабыла. А Марушка к отцу ласкается, обнимает, глаз с него не сводит. – Все ведь хорошо, что хорошо кончается, батюшка! – говорит.
Разнеслась добрая весь по всему замку, по всему королевству, что младшая дочь пришла и соли принесла. Все радуются и сестры тоже. Да не столько Марушке, сколько соли. Марушка зла не держит, угощает сестер хлебом с солью. И каждого, кто придет, наделяет из своего волшебного узелка. Стал король беспокоиться, как бы им самим без соли не остаться.
- Не спеши добро раздавать, – говорит, а она отца успокаивает:
- Всем хватит, батюшка!
И верно, сколько соли раздаст, столько и прибудет!
Все вокруг повеселели. У короля недуги прошли, будто рукой сняло. На радостях созвал он старейшин и прямо под чистым небом объявил Марушку королевой. Стоит Марушка радуется, вдруг теплый ветер ей в лицо дунул. Поведала она отцу все, что ей мудрая старушка наказывала, и пошла вслед за ветром. Миновала три долины и три вершины, хлестнула о земь палочкой – земля разверзлась, и Марушка вошла внутрь.
Вдруг откуда ни возьмись – перед ней огромные палаты. Стены, потолок и пол блестят, да искрятся, словно ледяные. По бокам – штольни, а там по стенкам гномы карабкаются, в руках горящие светильники держат и Марушку такими словами встречают:
- Добро пожаловать, королева, мы ждем тебя! Наша госпожа велела тебе королевство показать. Теперь все твое!
Стали они вокруг Марушки бегать, светильниками махать, и по стенам вверх-вниз карабкаться. Стены засверкали, будто драгоценными камнями покрылись. Марушка ходит, этой красой любуется. Человечки дальше бегут, ведут ее по длинным коридорам, где с потолков блестящие ледяные сосульки свешиваются. Показывают сад с прекрасными алыми ледяными розами и дивными цветами. Срывают самую красивую розу и подают своей королеве. Марушка подносит розу к лицу, но, увы, роза совсем не пахнет!
- Что это такое? – спрашивает у гномов королева. – Я такой красоты никогда еще не видала!
- Все это соль! – отвечают подданные.
- Неужели? Разве соль растет? – изумляется королева. – Что же мне делать? Как я посмею брать отсюда соль?
- Бери, Марушка! Бери, сколько захочешь. Соль никогда не иссякнет, и никогда больше твой народ не останется без соли! – отвечали ей гномы.
Марушка горячо поблагодарила их и поднялась наверх. Но земля за ней не сомкнулась.
Вернулась Марушка домой, показала отцу розу и все ему рассказала. Король понял, какое богатство получила его дочь от доброй волшебницы.
А Марушка все не может забыть бабушку. Велит закладывать карету и вместе с отцом едет в лес, хочет звать старушку в свой замок.
Думала Марушка, что дорогу знает, что каждую лесную тропинку помнит, но сколько ни ходила, сколько ни искала, все стежки-дорожки казались ей одинаковыми, будто маковые зернышки. Исчезла избушка, да и старую женщину найти не удалось. Только сейчас догадалась Марушка, что это была добрая волшебница. Пришлось ей домой возвращаться.
В дареном узелке соль давно уже кончилась, но теперь Марушка знала, где соль растет: стали люди ее оттуда брать. И сейчас берут, а соль все не убывает! И у всех ее вдосталь.
Соль
Тайц Я.М.
Сварила как-то бабка Алена суп, а посолить его нечем. Вышла на крыльцо и спросила у ворона, где ей соли взять. Тот послал бабку к солнцу, солнце послало к ветру, ветер — к дождю…
Ушёл дед Егор на работу в лес, а бабка Алёна осталась дома. Сварила она щей да каши, потом отведала:
- Батюшки, посолить забыла!
Кинулась к солонице – а там пусто. Вышла бабка на крыльцо, видит на плетне ворона сидит.
- Ворона, ты везде летаешь, научи, где соли взять.
А ворона говорит:
- Ступай к солнцу, оно всех главней, оно научит, где соли взять.
Пошла бабка к солнцу. Печёт солнце изо всех сил. Жарко бабке, хуже, чем у печки. Однако идёт, терпит.
Солнце говорит:
- Зачем пришла?
- Соли бы мне, батюшка солнце.
- Ступай к моему сыну.
- А кто твой сын?
- Ветер.
Пошла бабка. Дует на неё ветер, продувает насквозь. Однако идёт бабка, терпит.
Ветер гудит:
Зачем пришла?
- Соли бы мне, батюшка ветер.
- Ступай к моему сыну.
- А кто твой сын?
- Дождь.
Пошла бабка к дождю. Стал её дождь поливать. Сечёт по спине, по голове, приговаривает:
Зачем пришла?
- Соли бы мне, батюшка дождь.
- Ступай к моей дочери.
- А кто твоя дочь?
- Река.
Пошла бабка к реке, идёт по болотам да по трясинам, чуть не вязнет.
Река шумит:
- Зачем пришла?
- Соли бы мне, матушка река.
- Ступай к моему брату.
- А кто твой брат?
- Море.
Пошла бабка по горам да по скалам. Все ноги себе сбила, однако дошла.
Море шумит:
- Зачем пришла?
- Соли бы мне, батюшка море.
- А тебе для доброго дела или для злого?
- Не знаю, батюшка море, а только сварила я для деда Егора и щей и каши, а посолить нечем. Придёт он после работы поесть, ведь ему невкусно будет…
- Ладно, — сказало море, — возьми ведро, зачерпни моей воды.
Взяла бабка ведро, зачерпнула морской воды, несёт домой. А нести тяжело. „Беда, не донесу“, - думает бабка. Вдруг слышит – река шумит:
- Садись, бабушка, в лодку, я тебя понесу.
Села бабка в лодку, давай грести. Гребла, гребла, утомилась: „Беда, не доеду. Вдруг слышит – ветер гудит:
- Поставь, бабка, парус, я тебя повезу.
Поставила бабка парус, подул ветер, довёз бабку куда надо. Тут уж ей немного осталось. Однако тяжело, жарко, мочи нет. Вдруг бабка слышит – дождик шумит:
- Дай-ка, бабка, я тебя спрысну.
Стало бабушке сразу легче, прохладней. Дошла до дому. А там ворона подхватила ведро, поставила на открытое место. А бабка горюет.
- Нет, не успею посолить, дед вот-вот придёт.
Тут солнце выглянуло и говорит: Не плачь, бабка, я тебе помогу.
Взялось за дело и вмиг высушило всю воду. Осталось на дне ведра что-то белое. Отведала бабка – соль! Вот радость! Живо посолила она и щи и кашу.
Тут аккурат и дед пришёл:
- Поспел обед?
- Поспел.
Пообедал дед, встал из-за стола, поклонился в пояс и говорит:
- Спасибо тебе, бабка, всё вкусно сготовила, только чуть-чуть пересолила.
Соль.
В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый – Федор, другой – Василий, а третий – Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.
В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.
Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли – себя показать, людей посмотреть.
Купец долго не соглашался:
- Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.
Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев. Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.
- Ну, ребята, - закричал Иван корабельным работникам, - приворачивайте к берегу!
Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит – в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.
Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью. Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.
Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил. Иван – купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару – русской соли.
Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:
- Говори, в чем дело – какая нужда?
- Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.
- А каким товаром торги ведешь?
- Русской солью, ваше величество!
А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?
- А ну, - говорит, - покажь!
Иван – купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:
- Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!
Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят – какую они соль кладут?»
Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.
Видит Иван – купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства и приправы.
Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье – это еще больше понравилось.
Призвал царь поваров и говорит им:
- Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?
Отвечают повара:
- Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?
- Позвать его сюда!
Привели Ивана – купеческого сына к царю.
- Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.
- А почем соль продаешь?
Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:
- Да не очень дорого: за две меры соли – мера серебра да мера золота.
Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.
Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь – прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.
Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван – купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал – живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.
Царевна вышла на палубу, глянула – кругом море. Иван – купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.
Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний – корабль с серебром и золотом.
И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.
Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы – вачеги висят: после дождя сушит.
- Что тебе здесь надобно? – спрашивает великан.
Иван рассказал ему все, что случилося.
- Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.
Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.
- Ах, - говорит, - ведь я шапку сронил!
- Ну, брат, далеко твоя шапка – верст с пятьсот назади осталась, - отвечал великан.
Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:
- Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься – худо тебе будет.
Иван – купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.
Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.
- Вот, - говорит, - мой жених, а не тот, что за столом сидит!
- Что такое? – спрашивает отец.
Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.
Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне. Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:
- Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!
Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:
- А, Иван – купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?
- Прости меня! – говорит Иван купеческий сын.
- То не я хвалился, то хмель хвалился.
- А ну покажи: какой-такой хмель?
Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.
А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:
- Ну, Иван – купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до века.
Картотека стихотворений про соль
по речевому развитию
Загадки про соль
В воде родилась, в огне крестилась,
как на воду пала, так и пропала.
В воде родится, да воды боится.
Меня не едят,
Но и без меня мало едят.
Меня одну не едят,
А без меня мало едят.
Одну меня не едят,
А без меня редко едят.
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище – каждому нужна.
Мясо любит и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может, хватит или мало?
Родилась я в воде
И по вкусу будут мне:
Мясо, рыба и капуста,
Помидор, арбуз и сало,
Огурец, растёт что густо.
Может, хватит или мало?
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль
Если пожалели …
Рассказать обо мне хоть немножко позволь.
У меня на Земле очень важная роль:
Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.
В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,
Без меня суп - не суп, и салат - не салат,
Нет меня - и невкусно, и повар не рад.
В рану, глаз попаду - будет едкая боль.
Как назвали меня, догадался ты? ...
Хоть неприметна я всегда,
Но без меня никак нельзя
Когда варится еда,
Чтоб была она вкусна,
Меня в меру, чур бери,
Только не ...(пересоли)
Пословицы про соль.
За хлебом-солью все добро.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Хлеб – соль и разбойника убивает (смиряет).
Хлеб да соль – всему голова.
Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
Солью сыт не будешь; думою горя не размыкаешь.
Хлеб соль ешь, а правду режь.
Хлеб соль есть, да не про вашу честь.
Без соли стол кривой.
Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
Хлеб да соль вам, милости просим.
Хлеб-соль вместе, табачок — врозь.
Хлеб да соль — едим свой, а ты рядом стой.
Разговоры большие, а хлеб-соль маленькие.
Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.
Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.
Хлеб-соль не бранит.
Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Боронись хлебом и солью.
Стихи про соль
Неведомо, в какой земле, Соль | Повел другие речи: Борис Заходер
|
Какая вкусная ты, соль, | На сопках зверь ее лизнет, Варяги были солевары
|
История в стихах о том, как дети и взрослые были исследователями
Как-то в группе вечерком Мы с ребятами тайком От родителей своих Приготовили для них… Наш подарок не обычный, Каждый постарался лично. А подарок был из теста – Не простого, а цветного. Хоть красивое оно, Соли в нем полным-полно. Тут у нес вопрос возник: Кто у соли поставщик? Стали дети рассуждать, Все о соли вспоминать. Знаний было маловато, И решили тут ребята Проект разработать свой, Мам и пап позвать с собой! Долго книги мы искали, Свои знанья расширяли. В этом мамы помогли, На работу налегли: Разные статьи прочли, Соли в группу принесли, Сшили белые халаты, И мы стали – лаборанты. Игры больше не нужны, Мы с ребятами должны Разузнать о свойствах соли, Ее важной в жизни роли. Опыты мы проводили, Соль везде мы разводили: В лимонаде и в воде, Умудрялись в молоке. Мы умнели с каждым днем, Трудности нам ни почем. Все о соли мы узнали
| И «крутыми» сразу стали. Мы умеем рассказать, Сделать вывод, доказать. И, хотя еще мы дети, На любой вопрос ответим, Но лиха беда – начало! Нам все казалось мало Кто-то в группе вдруг сказал, Нам вопрос такой задал: «Что такое солончагк?» Что бы не попасть в просак, Мы, конечно, поспешили И с ребятами решили: Что в читальный зал пойдем, Книг побольше там прочтем. В Интернет даже, возможно, Мы войдем, это не сложно. Вот вошли мы в Интернет… И чего там только нет! И про соль, и про добычу, Про соленые моря Будем знать мы на «отлично», Не потратим время зря. И про свойства прочитаем: Почему тверда, бела. И про то, где на Алтае Соль слоями залегла. Так идет за часом час, День за днем мелькает. И теперь о соли все Каждый из нас знает. Всех ребят мы соберем, Им поведаем о том, Для чего нам соль нужна, Чем полезна, чем вредна. И, такой проделав труд, Дети к выводу придут: «Соль» - это не просто звук, Соль - нам враг и соль - нам друг. С.В Ушакова |
Мастер - класс
«Игрушка из соленого теста»
Лучшие игрушки на ёлку из солёного теста: как сделать и украсить
Соленое тесто – это отличный материал, который подойдет и для изготовления новогодних игрушек на ёлку своими руками. В основе поделки – формочка, которую можно заменить и обычными бытовыми предметами. Украшают такие игрушки с помощью краски, бус, пуговиц и других декоративных материалов. Несколько простых и более сложных поделок с фото и пошаговым описанием, а также видеоматериалами можно найти в статье.
Содержание статьи
- Как сделать соленое тесто своими руками: рецепт
- Игрушки и поделки из солёного теста: делаем с детьми
- Как украсить игрушки из солёного теста
- Объемные игрушки своими руками: лучшие модели
- Новогодняя ёлочка
- Свеча и подсвечник
- Корзинка-плетёнка
- Дед Мороз
- Игрушки на ёлку с художественной росписью
- Новогодняя мозаика из соленого теста: пошаговая инструкция
Как сделать соленое тесто своими руками: рецепт.
Наверное, все знают, как самостоятельно сделать соленое тесто. На всякий случай напомним рецепт:
2 стакана муки;
1 стакан соли экстра;
чуть более половины стакана воды (обыкновенной из-под крана);
2-3 ложки растительного масла.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Совсем без масла обойтись едва ли получится – тесто неизбежно липнет к рукам. Однако добавлять его слишком много тоже не нужно, поскольку тогда на поделку может налипнуть грязь, а самое главное – она будет сушиться значительно дольше обычного. Действуем так:
Шаг 1. Берем миску, сначала засыпаем туда соль и добавляем половину от указанного количества воды.
Шаг 2. Когда соль растворится, добавляем муку, а затем оставшуюся часть воды.
Шаг 3. На последнем этапе добавляем растительное масло. Делать это необязательно, однако тесто с маслом не будет липнуть к рукам, что не может не радовать.
Шаг 4. Вот и все — тесто кладем в холодильник, подождем 2-3 часа, и наше сырье для лепки готово.
А тем временем запасаемся хорошим настроением и изучаем, какие новогодние фигурки можно сделать из такого теста.
Технология изготовления игрушек из него довольно простая и состоит из 3 основных этапов:
- Сначала с помощью формочки лепится основа.
- Затем она раскрашивается гуашью, украшается декоративными элементами (бусины, пуговицы, ракушки и многие другие).
- После этого подсушивается естественным путем или в обыкновенной духовке.
Вообще лучше всего подсушить поделки в духовке, тем более что такой процесс идет очень быстро, а нагрев при этом не очень сильный. температура. При более высоких температурах подрумянивать игрушки тоже можно (до 200оС). Однако это уже более рискованный путь, поэтому лучше постоянно находиться рядом с плитой. А общее время «приготовления» должно занять не более 15-20 минут. Поэтому чаще всего выбирают комфортный диапазон 70-130оС. Тогда модели приобретают необходимую прочность и в то же время не трескаются из-за перегрева.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЛЮБЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ! Особенно важно проследить за малышами, которые то и дело тянут в рот всякие вещицы – нужные и не очень. Здесь есть 2 угрозы – собственно несъедобное «печенье» и мелкие элементы декора, которые украшают готовые игрушки (бусины, бисер и т.п.). Будьте осторожны! Игрушки и поделки из солёного теста: делаем с детьми.
Малыши питают неподдельный интерес к соленому тесту, ведь создание игрушек из нее – это своеобразное сочетание прикладного искусства и навыков кулинарии. К тому же лепка – это отличный способ развития мелкой моторики рук наряду с оригами, созданием игрушек из макарон и т.п. В самом простом случае новогодние игрушки из соленого теста своими руками способен сделать практически любой малыш. Берем гуашь, формочки для печенья, а также скалку. Действуем так:
Шаг 1. Раскатываем тесто в слой толщиной до 1 см.
Шаг 2. Вырезаем формочкой несколько деталей.
Шаг 3. Заранее делаем небольшое отверстие по центру, затягиваем красивую ленточку, за которую потом подвесим игрушку на ёлку.
Шаг 4. Можно оставить как есть и просто подсушить в печи до красивого румянца. Разложить лучше на пергаменте, а не на голом противне. Сушим до полного остывания печи.
Шаг 5. Привязываем ленточки — и готово.
А что делать, если в запасе есть всего-то 3-4 формочки? Нет проблем. Возьмем картон, нарисуем или распечатаем любую фигурку, а затем вырежем тесто острым ножом по контуру.
Соленое тесто – материал очень удобный, ведь он во многом напоминает пластилин, с которым легко управляются даже самые маленькие. И порой для работы не нужно использовать даже формочки – достаточно просто приложить ладошку, а затем обрезать по контуру или по кругу и раскрасить так, как подскажет фантазия.
Как украсить игрушки из солёного теста.
На этапе создания модели ее можно украсить различными декоративными элементами. Они не должны быть пластмассовыми, иначе придется сушить игрушку без духовки – бусинки могут просто расплавиться. В результате получается интересная, красивая игрушка из соленого теста, которую легко сделать своими руками. А вот и вариант с гуашью.
Какие еще можно использовать элементы для украшения? Самые разные. Это могут быть крупы, ракушки, пуговицы. Благодаря различным комбинациям даже из одной формочки можно сделать множество не похожих друг на друга игрушек.
И еще один простой, но в то же время интересный способ украшения – обыкновенная ленточка либо нить. Чтобы повязать ее, необходимо заранее продумать расположение отверстий на заготовке.
Еще один простой способ украшения – блестками. На поверхность подсушенной заготовки наносим тонкий слой клея (можно использовать обычный карандаш) и приклеиваем блестки. Получается по-настоящему праздничная игрушка на елку.
И совсем хороши акриловые краски. А чтобы поделка радовала не только глаз, но еще и обоняние, можно украсить ее душистыми элементами – гвоздикой и палочками корицы. Получается интересное сочетание ароматов, которое напоминает глинтвейн. Такая игрушка всегда будет привлекать внимание. Обратите внимание, что во время сушки лучше выбрать наименее высокие температуры (около 50оС).
Можно и вовсе сначала подсушить, а затем приклеить все декоративные элементы. И совсем хорошо увидеть все своими глазами – в этом поможет видео.
Объемные игрушки своими руками: лучшие модели. Из такого материала можно изготавливать, в том числе и объемные игрушки. Их не повесишь на елку, а вот под новогоднее дерево или на стол поставить вполне можно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."
Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...
Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).
С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...
проект "Соль-друг, соль-враг"
Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...
Проект "Соль - друг, соль- враг"
Проект "Соль-друг, соль - враг" и презентация к проекту " Соль-друг, соль-враг"...
Соль друг, соль враг
презентация...
Проект "Соль друг - соль враг"
Проект "Соль друг - соль враг"...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе " Соль - друг, соль - враг"
Направление: научно-исследовательское, практико-ориентированное.Участники: дети, воспитатель. Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ» Предвар...