Публикация ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛЯТ - ЗАЩИТНИКОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ
статья по окружающему миру (старшая группа)

Иксанова Гульфия Гаязетдиновна

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В данный период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим людям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛЯТ - ЗАЩИТНИКОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ

Богатенкова Виктория Леонидовна, воспитатель

Иксанова Гульфия Гаязетдиновна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 54 "Золушка",

г. Лесосибирск, Красноярский край

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В данный период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим людям. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в дошкольном образовательном учреждении под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Каких бы образовательных концепций воспитатель ни придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания ни работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины. В настоящее время задача экологического воспитания дошкольников особенно актуальна. Дети получают большое количество информации, которую переосмыслить и использовать сложно. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнью Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характеров и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это связано с социальными проблемами общества. В рамках проведения Всероссийского «Дня Эколят» в нашем детском саду были организованы различные мероприятия с использованием логотипа «Эколята» и образов сказочных героев Эколят (Умницы, Шалуна, Тихони, Ёлочки). В акции были задействованы воспитанники старших и подготовительных групп

Ребята вспомнили сказочных героев Эколят: Умницу, Шалуна, Тихоню, Ёлочку; их черты характера и любимые занятия. С помощью лэпбука «Эколята-дошколята» закрепили полученные знания и отгадывали тематические загадки. Были организованы беседы с демонстрацией презентации, ребята говорили об охране природы, правилах поведения на природе. Воспитанники старших групп провели акцию "Берегите лес!». Цель мероприятия: воспитывать бережное отношение к лесу; закреплять знания о правилах поведения в лесу; способствовать развитию творческих способностей при изготовлении запрещающих и разрешающих знаков. Итогом проведенных мероприятий стало развлечение "Эколята - защитники природы". Ребята все вместе выполняли разнообразные задания, играли в экологические игры, прошли посвящение в юные Эколята, слушали гимн Эколят и произнесли клятву.

Сценарий праздника на тему: «Эколята - друзья и защитники природы!» Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры поведения в природе.

Задачи:

Образовательные задачи: формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы,

Воспитательные задачи: воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.

Действующие лица: ведущие воспитатели, участники – дети старших групп, герои – Умница, Ёлочка, Тихоня, Шалун

Оборудование: листочки разноцветные, ведерки для мусора, мусор (бумага, пакеты, фантики, картинки с изображением насекомых, картинки для игры «Назови одним словом», презентация «Правила поведения в лесу», телевизор, ноутбук.

Ход праздника:

Под песню сестёр Толмачевых «Лето» дети вбегают в зал и выстраиваются полукругом.

Ведущий 1.

Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствуем вас на нашем экологическом празднике «Эколята – друзья и защитники природы!» Ведущий 2.

Сегодня, здесь и сейчас состоится посвящение вас, ребята, в юные защитники природы, в эколята.

Ведущий1.

Каждый новый день начинается с солнечного лучика, который улыбается ласковой улыбкой и говорит нам: «Добрый день!» Давайте и мы поприветствуем наше солнце, небо и землю.

Ребенок.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, синий ручеёк,

Здравствуй, матушка земля

Очень любим мы тебя.

Ведущий 2.

Полюбить, понять и подружиться с природой помогут нам жители леса. Они родились в лесу и знают про лес всё то что нам людям не известно, либо известно, но не всё, о жителях леса о растениях и насекомых.

Под песню «Песня эколят» входят сказочные герои: Умница, Ёлочка, Тихоня, Шалун.

Ведущий 1. Представляет героев: (рассказ о каждом герое). 

Давайте познакомимся с нашими героями поближе. И так, самый озорной Шалун. Любит весёлые игры и всё время стремится узнать что-то новое и не известное.

У Шалуна есть младший брат Тихоня. Он довольно молчаливый и тихий даже можно сказать очень скромный и застенчивый. Тихоня очень сильно любит природу и цветы. Из всех малышей Умница самый серьёзная она знает всё обо всём, потому что читает много книг. У Умницы есть сестра Ёлочка – весёлая и общительная, любит приходить к малышам в гости, чтобы с ними поиграть.

Ведущий 2.

Присаживайтесь, дорогие друзья к детям. (Герои садятся рядом с детьми) Шалун:

Поиграйте на лужайке, но не рвите там цветы.

Птичек вы не обижайте, с деревьев ветки не ломайте!

Мусор в траву не кидайте!

Дети читают стихи (предварительная работа):

1 ребенок:

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению, паучок терпению.

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.

2 ребенок:

У природы круглый год обучаться нужно.

Весь лесной народ учит крепкой дружбе.

3 ребенок:

Есть на Земле большой дом под крышей голубой

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Зеленый лес и морской прибой.

4 ребенок:

Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,

Живёшь в нем и ты, и все твои друзья.

5 ребенок:

Я речь свою веду о том,

Что вся земля - наш общий дом,

И мы с рожденья в нём живем

6 ребенок:

Куда б дорога не вела,

Ты будешь в нём всегда.

Природою родной земли

Ты будешь окружён.

7 ребенок:

Лес точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный

Стоит над светлою поляной.

8 ребенок:

Листья солнцем наливались,

Листья солнцем пропитались,

Налились, отяжелели, потекли и полетели,

 Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит. Золотым дождем шумит.

Игра «Найди пару»

Ведущий 1.

Раздает по одному листочку и говорит:

«Подул ветер, листочки полетели». Дети бегают, по команде: «Раз, два, три – пару найди!» Дети должны встать рядом с тем, у кого такой же листок в руках.

Тихоня:

Люди мусор раскидали, за собой не убрали,

Все цветы завяли, бабочки пропали.

Ребята давайте наведём порядок на поляне и тогда снова на ней расцветут цветы и прилетят красивые и не обычные насекомые.

Проводится эстафета "Собери мусор"

(Две команды строятся в колонну друг за другом. На противоположной стороне стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумага, пакеты, фантики. По команде участник бежит, собирает мусор и кладёт его в ведро, бежит назад и передаёт эстафету другому участнику. Выигрывает команда, собравшая больше мусора.).

Ведущий 1. Ребята, а Умница тоже приготовила для вас игру

Игра «Назови насекомое». 

Дети отгадывают загадки:

У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,

И, большие, большие глаза. (Стрекоза.)

Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мёд.

Людям всем она мила, а зовут её? (Пчела)

Очень маленький на вид, надоедливо звенит.

Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)

Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион; ловко прыгать может он. (Кузнечик.)

Не солнце и не огонь, а светит. (Светлячок.)

Тёмен, да не ворон, 6 ног без копыт.

Летит - воет, падёт – землю роет. (Жук.)

Он работник настоящий, очень – очень работящий.

Под сосной, в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок, любит пить цветочный сок. (Бабочка.)

Всех жучков она милей.

Спинка красная у ней.

А на ней кружочки – чёрненькие точки. (Божья коровка.)

Ёлочка:

Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Разрешается - запрещается». Правила очень просты. Я говорю предложение, а вы добавляете – разрешается или запрещается. Будьте внимательны!

Разжигать костёр в лесу…

Ловить белку и лесу…

Свежим воздухом дышать…

 Всякий мусор оставлять…

 Ягодки, грибочки собирать…

 Ау, кричать…

Ветки и кусты ломать…

Муравейник разрушать…

От мамы, папы убегать…

Цветы топтать…

В водоём бутылки бросать…

На пеньке для животных, угощенья оставлять…

Шалун: А теперь немного подвигаемся с вами.

Физкультминутка «Дети по лесу гуляли».

Дети по лесу гуляли (шагают),

За природой наблюдали (смотрят по сторонам),

Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос),

И их лучики согрели (выдох).

Бабочки летали (моргают быстро глазами),

Крылышками махали,

На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа),

Посмотрите вниз, друзья, (опускают глаза вниз).

Мы листочки приподняли (приседают),

В ладошку ягоды собрали (собирают),

А потом все дружно встали (поднимаются)

Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)

Хорошо мы погуляли (руки в стороны)

И нисколько не устали!

Ведущий 2. Следующая игра от нашего Тихони:

Игра «Назови одним словом»

1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)

2) Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды) 3)

Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья)

4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)

5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)

6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)

7) Бабочка, комар, стрекоза, муха-это. (насекомые)

8) Пион, роза, мак, ромашка-это. (цветы)

Загадки про лесных жителей.

  1. Летом мед ел и малину,

Чтобы сытым спать всю зиму.

Тише, дети! Не шуметь!

Пусть спокойно спит. (медведь)

  1. Догадайтесь, кто же это?

В шубку рыжую одета.

И не рыба, и не птица.

Это — хитрая. (лисица)

  1. Он в лесу дремучем рос,

Серой шерстью весь оброс.

В зайцах вкусных знает толк

Злой голодный серый. (волк)

  1. У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это. (еж)

  1. Это что за зверь такой?

Может жить он под землей.

Норку и подземный ход

Лапками копает… (крот)

  1. Лапки у него и уши

Словно сделаны из плюша.

Знает девочка и мальчик —

Любит есть морковку. (зайчик)

  1. Чтобы выстроить плотину,

Запасет он древесину.

Зверь трудолюбив и добр,

Тащит бревна к речке. (бобр)

  1. У него рога ветвисты,

А бока чуть-чуть пятнисты.

Всех катать ему не лень,

Возит саночки. (олень)

Ёлочка: Давайте ребята с вами поиграем в игру "Деревья, кустарники" это вам интересней будет чем какие-то загадки отгадывать!

Игра на внимание "Деревья, кустарники"

Когда ведущий говорит слово деревья - дети встают в полный рост с расставленными руками над головой, а когда кустарники - дети присаживаются на корточки.

Ведущий 1:

Маленький герой-Шалун сидит у окошка,

Шалуну, видно, скучно немножко,

К нему ближе мы подойдем,

Песенку про кузнечика мы ему споем.

Дети поют песню (предварительная работа) «В траве сидел кузнечик»

Тихоня: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу.

Игра «Если я приду в лесок».

• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)

• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

Умница: Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. Мы с радостью принимаем вас в Эколята – дошколята. И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести: «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы».

«Клятва Эколят – Молодых защитников Природы». (Умница произносит «клятву», а ребята повторяют за ней)

Я честный, добрый и заботливый человек.

Я хочу вступить в ряды Эколят.

Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!

Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Сказочные герои повязывают детям зеленые галстуки и прикрепляет логотип «Эколята».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность

Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...

"Формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Формирование экологической культуры дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Д...

«Формирование экологической культуры дошкольников через театрализованную деятельность»

ull;      Формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности....

«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)

Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...