Публикация ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛЯТ - ЗАЩИТНИКОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ
статья по окружающему миру (старшая группа)
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В данный период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим людям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛЯТ - ЗАЩИТНИКОВ И ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ
Богатенкова Виктория Леонидовна, воспитатель
Иксанова Гульфия Гаязетдиновна, воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 54 "Золушка",
г. Лесосибирск, Красноярский край
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В данный период закладывается позитивное отношение к природе, к рукотворному миру, к себе и окружающим людям. Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в дошкольном образовательном учреждении под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает мышление детей, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Каких бы образовательных концепций воспитатель ни придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания ни работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины. В настоящее время задача экологического воспитания дошкольников особенно актуальна. Дети получают большое количество информации, которую переосмыслить и использовать сложно. Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнью Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характеров и интересов. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Экологическое воспитание дошкольников будет важно и в будущем, так как это связано с социальными проблемами общества. В рамках проведения Всероссийского «Дня Эколят» в нашем детском саду были организованы различные мероприятия с использованием логотипа «Эколята» и образов сказочных героев Эколят (Умницы, Шалуна, Тихони, Ёлочки). В акции были задействованы воспитанники старших и подготовительных групп
Ребята вспомнили сказочных героев Эколят: Умницу, Шалуна, Тихоню, Ёлочку; их черты характера и любимые занятия. С помощью лэпбука «Эколята-дошколята» закрепили полученные знания и отгадывали тематические загадки. Были организованы беседы с демонстрацией презентации, ребята говорили об охране природы, правилах поведения на природе. Воспитанники старших групп провели акцию "Берегите лес!». Цель мероприятия: воспитывать бережное отношение к лесу; закреплять знания о правилах поведения в лесу; способствовать развитию творческих способностей при изготовлении запрещающих и разрешающих знаков. Итогом проведенных мероприятий стало развлечение "Эколята - защитники природы". Ребята все вместе выполняли разнообразные задания, играли в экологические игры, прошли посвящение в юные Эколята, слушали гимн Эколят и произнесли клятву.
Сценарий праздника на тему: «Эколята - друзья и защитники природы!» Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры поведения в природе.
Задачи:
Образовательные задачи: формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать. Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к миру природы, развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы,
Воспитательные задачи: воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе.
Действующие лица: ведущие воспитатели, участники – дети старших групп, герои – Умница, Ёлочка, Тихоня, Шалун
Оборудование: листочки разноцветные, ведерки для мусора, мусор (бумага, пакеты, фантики, картинки с изображением насекомых, картинки для игры «Назови одним словом», презентация «Правила поведения в лесу», телевизор, ноутбук.
Ход праздника:
Под песню сестёр Толмачевых «Лето» дети вбегают в зал и выстраиваются полукругом.
Ведущий 1.
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствуем вас на нашем экологическом празднике «Эколята – друзья и защитники природы!» Ведущий 2.
Сегодня, здесь и сейчас состоится посвящение вас, ребята, в юные защитники природы, в эколята.
Ведущий1.
Каждый новый день начинается с солнечного лучика, который улыбается ласковой улыбкой и говорит нам: «Добрый день!» Давайте и мы поприветствуем наше солнце, небо и землю.
Ребенок.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, синий ручеёк,
Здравствуй, матушка земля
Очень любим мы тебя.
Ведущий 2.
Полюбить, понять и подружиться с природой помогут нам жители леса. Они родились в лесу и знают про лес всё то что нам людям не известно, либо известно, но не всё, о жителях леса о растениях и насекомых.
Под песню «Песня эколят» входят сказочные герои: Умница, Ёлочка, Тихоня, Шалун.
Ведущий 1. Представляет героев: (рассказ о каждом герое).
Давайте познакомимся с нашими героями поближе. И так, самый озорной Шалун. Любит весёлые игры и всё время стремится узнать что-то новое и не известное.
У Шалуна есть младший брат Тихоня. Он довольно молчаливый и тихий даже можно сказать очень скромный и застенчивый. Тихоня очень сильно любит природу и цветы. Из всех малышей Умница самый серьёзная она знает всё обо всём, потому что читает много книг. У Умницы есть сестра Ёлочка – весёлая и общительная, любит приходить к малышам в гости, чтобы с ними поиграть.
Ведущий 2.
Присаживайтесь, дорогие друзья к детям. (Герои садятся рядом с детьми) Шалун:
Поиграйте на лужайке, но не рвите там цветы.
Птичек вы не обижайте, с деревьев ветки не ломайте!
Мусор в траву не кидайте!
Дети читают стихи (предварительная работа):
1 ребенок:
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению, паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду.
2 ребенок:
У природы круглый год обучаться нужно.
Весь лесной народ учит крепкой дружбе.
3 ребенок:
Есть на Земле большой дом под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Зеленый лес и морской прибой.
4 ребенок:
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живёшь в нем и ты, и все твои друзья.
5 ребенок:
Я речь свою веду о том,
Что вся земля - наш общий дом,
И мы с рожденья в нём живем
6 ребенок:
Куда б дорога не вела,
Ты будешь в нём всегда.
Природою родной земли
Ты будешь окружён.
7 ребенок:
Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над светлою поляной.
8 ребенок:
Листья солнцем наливались,
Листья солнцем пропитались,
Налились, отяжелели, потекли и полетели,
Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит. Золотым дождем шумит.
Игра «Найди пару»
Ведущий 1.
Раздает по одному листочку и говорит:
«Подул ветер, листочки полетели». Дети бегают, по команде: «Раз, два, три – пару найди!» Дети должны встать рядом с тем, у кого такой же листок в руках.
Тихоня:
Люди мусор раскидали, за собой не убрали,
Все цветы завяли, бабочки пропали.
Ребята давайте наведём порядок на поляне и тогда снова на ней расцветут цветы и прилетят красивые и не обычные насекомые.
Проводится эстафета "Собери мусор"
(Две команды строятся в колонну друг за другом. На противоположной стороне стоит ведро для мусора. По залу разбросаны бумага, пакеты, фантики. По команде участник бежит, собирает мусор и кладёт его в ведро, бежит назад и передаёт эстафету другому участнику. Выигрывает команда, собравшая больше мусора.).
Ведущий 1. Ребята, а Умница тоже приготовила для вас игру
Игра «Назови насекомое».
Дети отгадывают загадки:
У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,
И, большие, большие глаза. (Стрекоза.)
Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила, а зовут её? (Пчела)
Очень маленький на вид, надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь. (Комар.)
Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион; ловко прыгать может он. (Кузнечик.)
Не солнце и не огонь, а светит. (Светлячок.)
Тёмен, да не ворон, 6 ног без копыт.
Летит - воет, падёт – землю роет. (Жук.)
Он работник настоящий, очень – очень работящий.
Под сосной, в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей.)
Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок, любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
Всех жучков она милей.
Спинка красная у ней.
А на ней кружочки – чёрненькие точки. (Божья коровка.)
Ёлочка:
Молодцы, ребята, справились с заданием. А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Разрешается - запрещается». Правила очень просты. Я говорю предложение, а вы добавляете – разрешается или запрещается. Будьте внимательны!
Разжигать костёр в лесу…
Ловить белку и лесу…
Свежим воздухом дышать…
Всякий мусор оставлять…
Ягодки, грибочки собирать…
Ау, кричать…
Ветки и кусты ломать…
Муравейник разрушать…
От мамы, папы убегать…
Цветы топтать…
В водоём бутылки бросать…
На пеньке для животных, угощенья оставлять…
Шалун: А теперь немного подвигаемся с вами.
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли».
Дети по лесу гуляли (шагают),
За природой наблюдали (смотрят по сторонам),
Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос),
И их лучики согрели (выдох).
Бабочки летали (моргают быстро глазами),
Крылышками махали,
На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа),
Посмотрите вниз, друзья, (опускают глаза вниз).
Мы листочки приподняли (приседают),
В ладошку ягоды собрали (собирают),
А потом все дружно встали (поднимаются)
Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)
Хорошо мы погуляли (руки в стороны)
И нисколько не устали!
Ведущий 2. Следующая игра от нашего Тихони:
Игра «Назови одним словом»
1) Волк, лиса, медведь, заяц – это (животные)
2) Клубника, черника, малина, калина – это… (ягоды) 3)
Ель, сосна, берёза, ива – это… (деревья)
4) Воробей, соловей, дятел, синичка – это… (птицы)
5) Дождь, снег, град, иней – это… (явления природы)
6) Тарань, щука, сом, акула, лещ – это… (рыбы)
7) Бабочка, комар, стрекоза, муха-это. (насекомые)
8) Пион, роза, мак, ромашка-это. (цветы)
Загадки про лесных жителей.
- Летом мед ел и малину,
Чтобы сытым спать всю зиму.
Тише, дети! Не шуметь!
Пусть спокойно спит. (медведь)
- Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая. (лисица)
- Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый. (волк)
- У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это. (еж)
- Это что за зверь такой?
Может жить он под землей.
Норку и подземный ход
Лапками копает… (крот)
- Лапки у него и уши
Словно сделаны из плюша.
Знает девочка и мальчик —
Любит есть морковку. (зайчик)
- Чтобы выстроить плотину,
Запасет он древесину.
Зверь трудолюбив и добр,
Тащит бревна к речке. (бобр)
- У него рога ветвисты,
А бока чуть-чуть пятнисты.
Всех катать ему не лень,
Возит саночки. (олень)
Ёлочка: Давайте ребята с вами поиграем в игру "Деревья, кустарники" это вам интересней будет чем какие-то загадки отгадывать!
Игра на внимание "Деревья, кустарники"
Когда ведущий говорит слово деревья - дети встают в полный рост с расставленными руками над головой, а когда кустарники - дети присаживаются на корточки.
Ведущий 1:
Маленький герой-Шалун сидит у окошка,
Шалуну, видно, скучно немножко,
К нему ближе мы подойдем,
Песенку про кузнечика мы ему споем.
Дети поют песню (предварительная работа) «В траве сидел кузнечик»
Тихоня: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу.
Игра «Если я приду в лесок».
• Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
• Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
• Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
• Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
• Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
• Если сильно насорю и убирать не буду? (нет)
• Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
• Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Умница: Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. Мы с радостью принимаем вас в Эколята – дошколята. И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести: «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы».
«Клятва Эколят – Молодых защитников Природы». (Умница произносит «клятву», а ребята повторяют за ней)
Я честный, добрый и заботливый человек.
Я хочу вступить в ряды Эколят.
Я люблю всех живых существ, поэтому я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Вступая в ряды Эколят – Молодых защитников природы, я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать лучшим другом Природы, надежным и верным.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Сказочные герои повязывают детям зеленые галстуки и прикрепляет логотип «Эколята».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность
Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...
Формирование экологической культуры дошкольников через экспериментальную деятельность
Знание основ экологии - это фундамент экологической культуры педагога. Только эрудированный, творчески думающий педагог поможет именно таким образом воспринять природу, передать это восприятие д...
"Формирование экологической культуры дошкольников через игровую деятельность"
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...
«Формирование экологической культуры дошкольников через познавательную деятельность с учетом внедрения ФГОС»
Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека.Вольтер...
Формирование экологической культуры дошкольников через организацию проектно-исследовательской деятельности
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Д...
«Формирование экологической культуры дошкольников через театрализованную деятельность»
ull; Формирование творческой экологически грамотной личности средствами театральной деятельности....
«Формирование экологической культуры дошкольников через исследовательскую деятельность в ведение дошкольников в мир проблемных ситуаций». ( для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет)
Цель: Формировать экологическую культуры дошкольников через исследовательскую деятельность.Задачи: Учить наблюдать, видеть причинно - следственные связи, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить реш...