Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Зимняя лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Экспериментирование с целью познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, научить их решать познавательные задачи и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_zimnyaya_laboratoriya_.docx | 98.26 КБ |
snezhinki.docx | 756.5 КБ |
_pismo_fiksikov.docx | 13.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Зимняя лаборатория» |
Цель: формирование представлений у детей о проведении опытов через экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;
2.Способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, умению выдвигать гипотезы;
3.Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению;
4. Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.
Ход деятельности:
Воспитатель. Ребята сегодня я пришла в детский сад и мне передали письмо. Хотите узнать от кого?
Дети: Да.
Воспитатель предлагает детям, умеющим читать, прочитать текст письма.
Письмо от Фиксиков
Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам Симка и Нолик. Дим Димыч ушел гулять, сказал, что в этом году очень снежная зима. Вы же знаете, что мы живём во всех электронных приборах и не знаем, какая она – зима. Мы только в окно видели, что всё стало белое и люди иногда почему-то стали падать. Мы решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили.
Воспитатель: Ребята, готовы помочь Фиксикам разобраться?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда мы с вами поиграем в игру «Без чего не бывает зимы?»
Воспитатель: Подумайте, без чего не бывает зимы? Я начну предложения, а вы закончите:
Зимы не бывает без……
Дети: (без снега, без мороза, без сугробов, без катания на санках, на коньках, на лыжах, без метели, без гололёда, без Нового года, без веселья, без игры в снежки, без подарков, без холода, без горки…)
Игра «Хорошо – плохо (опасно)»
– Ребята, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?
– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)
– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)
– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)
– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)
Воспитатель: Ребята, что делают дворники, чтобы люди не поскальзывались? (Ответы детей) Раньше дорожки посыпали солью. Давайте опытным путем определим, зачем.
Воспитатель: У вас на блюдечке кубик льда, рассмотрите и потрогайте его- какой он?
А теперь посыпьте его солью и понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. (Кусочек льда, посыпанный солью начнет таять. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.) А чтобы было хорошо видно, как от соли тает лед, мы его сверху покрасим. Видите, как краска проникает внутрь льдинки.
Ну и выясним, умеет ли лед плавать? Справа от вас на столе тазики с водой. Пройдите, пожалуйста и опустите в тазики лед и посмотрите, что будет.
Дети берут кусочек льда и бросают его в воду. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Это означает, что лед легче воды. Дети делают вывод. Ну что, ребята, тонет ли лед в воде? (Нет, он не тонет, а плавает, потому, что он легче воды).
Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнем
Физминутка «Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону,
руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
Воспитатель: Теперь давайте выяснять, почему снег белый? Из чего состоят снежные сугробы на улице?
Дети: (из снежинок)
Воспитатель: А помните, мы с вами рассматривали снежинки на наших варежках? Какие они были?
Дети: (маленькие, красивые и т. д.).
Воспитатель: На что они были похожи?
Дети: (на звездочки, на тоненькие льдинки)
Воспитатель: А если каждая снежинка –это прозрачная льдинка, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Мы попробуем провести эксперимент, он поможет найти ответ.
Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А сможем мы его использовать в теплой комнате?
Дети:(нет)
Воспитатель: Почему?
Дети: (растает)
Воспитатель: Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим.
Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие у него на столе.
Воспитатель: Посмотрите на эти предметы и выберите подходящий.
Дети выбирают из трех предметов - салфетку, пленку, белый лист.
Воспитатель: Чем похожа пленка на лед?
Дети: (гладкая, прозрачная)
Воспитатель: Давайте посмотрим через плёнку вокруг. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе?
Дети: (нет)
Воспитатель: Почему?
Дети: (она прозрачная)
Воспитатель: А теперь давайте попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев. Для этого мы ее разрежем ножницами и сложим.
Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить к цветной бумаге
Дети:(она стала не совсем прозрачной).
Воспитатель: Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.
Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. Как это можно сделать?
Дети: (разрезать на мелкие кусочки)
Воспитатель: Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).
Посмотрите, что произошло?
Дети: (появился белый цвет)
Воспитатель берет пинцетом один кусочек пленки.
Воспитатель: Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый? Дети: (нет)
Воспитатель: А какой он?
Дети: (прозрачный)
Воспитатель: Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, как появился белый цвет у нашего “снега”?
А секрет вот в чем. Большой лист прозрачной пленки пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.
Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить красным фонарем, то снег будет казаться розовым.
Воспитатель: Понравился вам, ребята, наш эксперимент?
Зима – это сказочное время года, когда бывает самый любимый праздник всех детей с елочкой, огоньками, подарками, какой же это праздник? (Новый год) Давайте мы с вами сейчас сделаем красивую искристую снежинку, которая точно не растает, и вы сможете повесить ее дома на елочку.
А сделаем мы ее при помощи клея и соли. Вам нужно нарисовать снежинку, используя вместо краски клей, а потом сразу и густо посыпать снежинку солью. Мы подождем, когда снежинка высохнет и стряхнем лишнюю соль. Смотрите, какая красота у нас получилась!
Заключительная часть-рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, вам понравились наши эксперименты? Как вы считаете, помогли мы Фиксикам? Хорошо когда можешь кому-то помочь! Предлагаю после прогулки написать письмо, о наших опытах и отослать его Симке и Нолику.
А сейчас мы отправимся на прогулку и можем продолжить игры со снегом и льдом на улице.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам Симка и Нолик. Дим Димыч ушел гулять, сказал, что в этом году очень снежная зима. Вы же знаете, что мы живём во всех электронных приборах и не знаем, какая она – зима. Мы только в окно видели, что всё стало белое, и люди иногда почему-то стали падать. Мы решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием интерактивной доски (ИКТ)...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....
Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство Земли»
Приоритетная образовательная область « Познавательно развитие»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная,...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Чем мы дышим?»
Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для ...
Конспект открытого занятия по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе « Путешествие в город Мастеров»
Содержание: Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи:Образовательные:обобщать име...
Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»
Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес к ис...