Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Зимняя лаборатория»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мошенина Екатерина Викторовна

Экспериментирование с целью познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, научить их решать познавательные задачи и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zimnyaya_laboratoriya_.docx98.26 КБ
Файл snezhinki.docx756.5 КБ
Файл _pismo_fiksikov.docx13.16 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Зимняя лаборатория»

Цель: формирование представлений у детей о проведении опытов через экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;

2.Способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, умению выдвигать гипотезы;

3.Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению;

4. Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята сегодня я пришла в детский сад и мне передали письмо. Хотите узнать от кого?

Дети: Да.

Воспитатель предлагает детям, умеющим читать, прочитать текст письма.

Письмо от Фиксиков  

Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам Симка и Нолик. Дим Димыч ушел гулять, сказал, что в этом году очень снежная зима. Вы же знаете, что мы живём во всех электронных приборах и не знаем, какая она – зима. Мы только в окно видели, что всё стало белое и люди иногда почему-то стали падать. Мы решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили.

Воспитатель:  Ребята, готовы помочь Фиксикам разобраться?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда мы с вами поиграем в игру «Без чего не бывает зимы?»

Воспитатель: Подумайте, без чего не бывает зимы? Я начну предложения, а вы закончите:

Зимы не бывает без……

Дети: (без снега, без мороза, без сугробов, без катания на санках, на коньках, на лыжах, без метели, без гололёда, без Нового года, без веселья, без игры в снежки, без подарков, без холода, без горки…)

Игра «Хорошо – плохо (опасно)»

– Ребята, давайте выясним, снег – это хорошо или плохо?

– Что хорошего от снега? (Зимние забавы, укрывает всё и согревает.)

– Для кого и когда снег – плохо? (Снег холодный: нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из-за снега нечего есть в лесу.)

– Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

– Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Воспитатель: Ребята, что делают дворники, чтобы люди не поскальзывались? (Ответы детей) Раньше дорожки посыпали солью. Давайте опытным путем определим, зачем.

Воспитатель: У вас на блюдечке кубик льда, рассмотрите и  потрогайте его- какой он?

А теперь посыпьте его  солью и понаблюдайте, что будет происходить с льдинками. (Кусочек льда, посыпанный солью начнет таять. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.) А чтобы было хорошо видно, как от соли тает лед, мы его сверху покрасим. Видите, как краска проникает внутрь льдинки.

Ну и выясним, умеет ли лед плавать? Справа от вас на столе тазики с водой. Пройдите, пожалуйста и опустите в тазики лед и посмотрите, что будет.

Дети берут кусочек льда и бросают его в воду. Лед не тонет в воде, а плавает на ее поверхности. Это означает, что лед легче воды. Дети делают вывод. Ну что, ребята, тонет ли лед в воде? (Нет, он не тонет, а плавает, потому, что он легче воды).

Воспитатель: Ребята, давайте немножко отдохнем

Физминутка «Снег»

 Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          
(приседаем)
И на елке снег, снег,               
  (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.            
(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, 
  (покачались из стороны в сторону,

руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь         
  (пальчик к губам, шепотом)

Воспитатель: Теперь давайте выяснять, почему снег белый? Из чего состоят снежные сугробы на улице?

Дети: (из снежинок)

Воспитатель: А помните, мы с вами рассматривали снежинки на наших варежках? Какие они были?

Дети: (маленькие, красивые и т. д.).

Воспитатель: На что они были похожи?

Дети: (на звездочки, на тоненькие льдинки)

Воспитатель: А если каждая снежинка –это  прозрачная льдинка, тогда как же из таких, чуть заметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Мы попробуем провести эксперимент, он поможет найти ответ.

Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А сможем мы его использовать в теплой комнате?

Дети:(нет)

Воспитатель: Почему?

Дети: (растает)

Воспитатель: Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим.

Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие у него на столе.

Воспитатель: Посмотрите на эти предметы и выберите  подходящий.

Дети выбирают из трех предметов - салфетку, пленку, белый лист.

 Воспитатель: Чем похожа пленка на лед?

Дети: (гладкая, прозрачная)

Воспитатель: Давайте посмотрим через плёнку вокруг. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Хорошо видно пленку на цветном листе? 

Дети: (нет)

Воспитатель: Почему?

Дети: (она прозрачная)

Воспитатель: А теперь давайте попробуем сложить нашу «льдинку» в несколько слоев. Для этого мы ее разрежем ножницами и сложим.

Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить к цветной бумаге

Дети:(она стала не совсем прозрачной).

Воспитатель: Но все - таки, через нее видно цвет бумаги.

 Если снежинки очень маленькие, тогда и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких ледяных снежинок. Как это можно сделать?

Дети: (разрезать на мелкие кусочки)

Воспитатель: Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).

Посмотрите, что произошло?

Дети: (появился белый цвет)

Воспитатель берет пинцетом один кусочек пленки.

Воспитатель: Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый? Дети: (нет)

Воспитатель: А какой он?

Дети: (прозрачный)

Воспитатель: Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, как появился белый цвет у нашего “снега”?

А секрет вот в чем. Большой лист прозрачной пленки пропускает много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.

 Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить красным фонарем, то снег будет казаться розовым.

Воспитатель:  Понравился вам, ребята, наш эксперимент?

Зима – это сказочное время года, когда бывает самый любимый праздник всех детей с елочкой, огоньками, подарками, какой же это праздник? (Новый год) Давайте мы с вами сейчас сделаем красивую искристую снежинку, которая точно не растает, и вы сможете повесить ее дома на елочку.

А сделаем мы ее при помощи клея и соли. Вам нужно нарисовать снежинку, используя вместо краски клей, а потом сразу и густо посыпать снежинку солью. Мы подождем, когда снежинка высохнет и стряхнем лишнюю соль. Смотрите, какая красота у нас получилась!

Заключительная часть-рефлексия.

Воспитатель:  Ребята, вы большие молодцы, вам понравились наши эксперименты? Как вы считаете, помогли мы Фиксикам? Хорошо когда можешь кому-то помочь! Предлагаю после прогулки написать письмо, о наших опытах и отослать его Симке и Нолику.

А сейчас мы отправимся на прогулку и можем продолжить игры со снегом и льдом на улице.

Аппликации на Новый год 2022 своими руками: самое интересное с фото, видео
Аппликации на Новый год 2022 своими руками: самое интересное с фото, видео
Аппликации на Новый год 2022 своими руками: самое интересное с фото, видео
Аппликации на Новый год 2022 своими руками: самое интересное с фото, видео


       



Предварительный просмотр:

C:\Users\mosen\Downloads\snezhinki-vyshitye-gladyu-5.jpg      C:\Users\mosen\Downloads\snezhinki-vyshitye-gladyu-5.jpg



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам Симка и Нолик. Дим Димыч ушел гулять, сказал, что в этом году очень снежная зима. Вы же знаете, что мы живём во всех электронных приборах и не знаем, какая она – зима. Мы только в окно видели, что всё стало белое, и люди иногда почему-то стали падать. Мы решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё разъяснили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе детского сада по теме «Вулканы»

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием интерактивной доски (ИКТ)...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....

Конспект открытого занятия по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Царство Земли»

Приоритетная образовательная область « Познавательно развитие»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная,...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Чем мы дышим?»

Познакомить детей со свойствами воздуха и способами его  обнаружения. Дать детям элементарные  представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для ...

Конспект открытого занятия по экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе « Путешествие в город Мастеров»

Содержание: Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи:Образовательные:обобщать име...

Конспект открытого занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе, тема: «Скоро в школу нам шагать - что там будем изучать?»

Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.Развивать интерес к ис...