Конспект занятия «Семена и условия их прорастания»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тихонова Татьяна Владимировна

Конспект занятия «Семена и  условия их прорастания»

 

 

Цель: Расширить представление детей о разнообразии семян.  Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Образовательная: Расширить знания детей о семенах и необходимых условиях для их  прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.

 2. Развивающая: Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Педагогная: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности,  бережное отношение к растительному миру.

 Материалы и оборудование: Семена растений (гороха, тыквы, моркови, свеклы, салата, редиса, кинзы),   увеличительные лупы,   карандаш, тарелочки, грядки с землей, лейки с водой, «календарь наблюдений», мольберт, ноутбук, дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?».

Методы НОД:

  1. Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации, уточнение последовательности действий);
  2.  Наглядно-демонстрационный (дидактические игры с применением ТСО (технические средства обучения), модель выращивания растений с применением ТСО,  «календарь наблюдений»)
  3. Проблемно-поисковый метод (как найти семена и вырастить урожай)
  4. Практический (посадка семян на грядки)

Предварительная работа: Рассматривание семян, беседы:  «Где берут семена», «Как вырастить растение», дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?», чтение произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие.

Примерный ход занятия.

Мотивация детей на деятельность (проблемный вопрос):

Педагог: - Ребята, нам сегодня почтальон принес письмо и маленькую посылочку от Незнайки. Давайте прочитаем письмо! «Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Знайка мне дал задание, собрать семена. Говорит, что летом мы будем садить огород. А где брать семена и как вырастить из них урожай, я  никак понять не могу. Вот собрал немного семян,  а каких не знаю?  Помогите мне ребята разобраться, а ответ письмом вышлите. С уважением,  Незнайка».

Педагог: - Как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?  

Дети: - Да!

Педагог: - Что же за семена Незнайка собрал, давайте посмотрим?

Дети: - Это же камушки!

Педагог:  - Камешки действительно похожи на семена.  Если посадить камешки, растение вырастет?

Дети: - Нет

Педагог: - Правильно, ребята, из камешков ничего не вырастет! Я предлагаю поиграть в игру «Где прячутся семена!» 

Педагог: - Что это за фрукт?

Дети: - Слива!

Педагог: - А у сливы есть семена?

Дети:- Да, это косточка!

Педагог: У сливы одна косточка или много?

Дети: - Одна.

Педагог: - А это что?

Дети: - Помидор!

Педагог: - А у помидора есть семена?

Дети: - Да, это семечки.

Педагог: - У помидора тоже одна семечка?

Дети: - Нет. У помидора много семечек. И т. д.

Педагог: - Молодцы ребята! У большинства овощей и фруктов смена находятся внутри овоща или фрукта!

Организация исследовательской деятельности:

Педагог: - Ребята, я знаю, как вы любите проводить разнообразные опыты, исследовать разные объекты. Посмотрите, что у вас лежит в тарелочках на столе?

Дети: - семена.

Педагог: - Правильно – это семена различных растений. Давайте поиграем в игру «Чье семечко?»  Я буду показывать картинку овоща или фрукта, а вы искать его семена на тарелочке.

 - Какой овощ на этой картинке?

Дети: - Тыква.

Педагог: - Правильно, давайте мы найдем семена тыквы на тарелочке?  У тыквы одна семечка или много?

Дети: - Много.

Педагог: - Какого цвета семечка?

Дети: - Белая. И т. д.

Педагог:  - Посмотрите семена одинаковые?

Дети: -  нет. Есть семена большие и маленькие, темные и светлые, круглые, овальные и т.д.

Педагог: - Ребята, давайте возьмем  лупы и посмотрим, что лежит у вас в меленькой тарелочке?

Дети: - Семена гороха сухие и замоченные.

Педагог: - как вы думаете, зачем замачивают семена перед посевом?

Дети: - Чтобы быстрее взошли.

Педагог: - Посмотрите, дети, сухие семена гороха сморщенные и маленькие, а замоченные круглые, гладкие   и немного большего размера, потому что они напитались влаги.

- Посмотрите, что произошло с этой горошинкой?

Дети: - У нее  появился росточек!

Педагог: Ребята, я предлагаю вам вырастить горох, чтобы рассказать Незнайке -  как вырастить урожай! Согласны?

- Но сначала давайте поиграем в игру «Горошина»!

Физминутка «Хороводная игра  «Горошина»

Дети стоят по кругу,  «петушок» в кругу.

По дороге Петя шел

(петушок проходит около детей, высоко  поднимая колени, размахивая руками)

Он горошину нашел,

(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)

А горошина упала

Покатилась  и пропала

(петушок кружится , горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)

Ох, ох, ох, ох!

Где - то  вырастет горох?

(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)

Организация трудовой деятельности:

Подготовка к трудовому процессу (дети надевают фартуки и проходят к грядкам для посадки семян.)

Педагог: - Ребята, давайте вспомним, что нам нужно для того чтобы выросло растение!

Педагог предлагает рассмотреть трудовой процесс с помощью моделей: цель — картинка растения гороха; предмет труда — картинка с изображением семени гороха; материал — картинки с изображением земли, и емкости для посадки; инструменты — картинки с изображением палочки для рыхления и лейки; результат труда — картинка проросшего гороха.

Педагог показывает приемы посадки:

Педагог:  -  Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.   

- Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление и  положим в нее семечко.

- После этого присыпаем (закрываем) землей.

- Что нужно сделать, чтобы семена проросли?

Дети: - Полить.

Педагог: - Давайте пометим посеянные семена, табличками.

- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать

Беседа (обобщение знаний детей по данной теме):

Педагог: - Ребята, а теперь мы с вами можем ответить на вопросы Незнайки?

Дети: -  Да.

Педагог: - Где берутся семена?

Дети: - Семена находятся внутри фруктов и овощей.

Педагог:- Правильно, это косточки, семечки, зернышки растений. Ребята,   как можно вырастить растение?

Дети:- Посадить в землю, поливать  и ухаживать за ними.

Педагог:- Правильно, ребята. Молодцы! Давайте, все этапы роста наших растений записывать в  «дневник наблюдения», а когда мы этот дневник полностью оформим, то наши ответы с «дневником наблюдений» отправим письмом Незнайке, чтобы он смог посадить весной огород и вырастить урожай. Незнайка будет  вам очень благодарен.  

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._konspekt_zanyatiya_semena.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Семена и  условия их прорастания»

Цель: Расширить представление детей о разнообразии семян.  Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Образовательная: Расширить знания детей о семенах и необходимых условиях для их  прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.

 2. Развивающая: Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. Педагогная: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности,  бережное отношение к растительному миру.

 Материалы и оборудование: Семена растений (гороха, тыквы, моркови, свеклы, салата, редиса, кинзы),   увеличительные лупы,   карандаш, тарелочки, грядки с землей, лейки с водой, «календарь наблюдений», мольберт, ноутбук, дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?».

Методы НОД:

  1. Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации, уточнение последовательности действий);
  2.  Наглядно-демонстрационный (дидактические игры с применением ТСО (технические средства обучения), модель выращивания растений с применением ТСО,  «календарь наблюдений»)
  3. Проблемно-поисковый метод (как найти семена и вырастить урожай)
  4. Практический (посадка семян на грядки)

Предварительная работа: Рассматривание семян, беседы:  «Где берут семена», «Как вырастить растение», дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?», чтение произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие.

Примерный ход занятия. 

Мотивация детей на деятельность (проблемный вопрос):

Педагог: - Ребята, нам сегодня почтальон принес письмо и маленькую посылочку от Незнайки. Давайте прочитаем письмо! «Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Знайка мне дал задание, собрать семена. Говорит, что летом мы будем садить огород. А где брать семена и как вырастить из них урожай, я  никак понять не могу. Вот собрал немного семян,  а каких не знаю?  Помогите мне ребята разобраться, а ответ письмом вышлите. С уважением,  Незнайка».

Педагог: - Как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?  

Дети: - Да!

Педагог: - Что же за семена Незнайка собрал, давайте посмотрим?

Дети: - Это же камушки!

Педагог:  - Камешки действительно похожи на семена.  Если посадить камешки, растение вырастет?

Дети: - Нет

Педагог: - Правильно, ребята, из камешков ничего не вырастет! Я предлагаю поиграть в игру «Где прячутся семена!»  

Педагог: - Что это за фрукт?

Дети: - Слива!

Педагог: - А у сливы есть семена?

Дети:- Да, это косточка!

Педагог: У сливы одна косточка или много?

Дети: - Одна.

Педагог: - А это что?

Дети: - Помидор!

Педагог: - А у помидора есть семена?

Дети: - Да, это семечки.

Педагог: - У помидора тоже одна семечка?

Дети: - Нет. У помидора много семечек. И т. д.

Педагог: - Молодцы ребята! У большинства овощей и фруктов смена находятся внутри овоща или фрукта!

Организация исследовательской деятельности:

Педагог: - Ребята, я знаю, как вы любите проводить разнообразные опыты, исследовать разные объекты. Посмотрите, что у вас лежит в тарелочках на столе?

Дети: - семена.

Педагог: - Правильно – это семена различных растений. Давайте поиграем в игру «Чье семечко?»  Я буду показывать картинку овоща или фрукта, а вы искать его семена на тарелочке.

 - Какой овощ на этой картинке?

Дети: - Тыква.

Педагог: - Правильно, давайте мы найдем семена тыквы на тарелочке?  У тыквы одна семечка или много?

Дети: - Много.

Педагог: - Какого цвета семечка?

Дети: - Белая. И т. д.

Педагог:  - Посмотрите семена одинаковые?

Дети: -  нет. Есть семена большие и маленькие, темные и светлые, круглые, овальные и т.д.

Педагог: - Ребята, давайте возьмем  лупы и посмотрим, что лежит у вас в меленькой тарелочке?

Дети: - Семена гороха сухие и замоченные.

Педагог: - как вы думаете, зачем замачивают семена перед посевом?

Дети: - Чтобы быстрее взошли.

Педагог: - Посмотрите, дети, сухие семена гороха сморщенные и маленькие, а замоченные круглые, гладкие   и немного большего размера, потому что они напитались влаги.

- Посмотрите, что произошло с этой горошинкой?

Дети: - У нее  появился росточек!

Педагог: Ребята, я предлагаю вам вырастить горох, чтобы рассказать Незнайке -  как вырастить урожай! Согласны?

- Но сначала давайте поиграем в игру «Горошина»!

Физминутка «Хороводная игра  «Горошина»

Дети стоят по кругу,  «петушок» в кругу.

По дороге Петя шел

(петушок проходит около детей, высоко  поднимая колени, размахивая руками)

Он горошину нашел,

(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)

А горошина упала

Покатилась  и пропала

(петушок кружится , горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)

Ох, ох, ох, ох!

Где - то  вырастет горох?

(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)

Организация трудовой деятельности:

Подготовка к трудовому процессу (дети надевают фартуки и проходят к грядкам для посадки семян.)

Педагог: - Ребята, давайте вспомним, что нам нужно для того чтобы выросло растение!

Педагог предлагает рассмотреть трудовой процесс с помощью моделей: цель — картинка растения гороха; предмет труда — картинка с изображением семени гороха; материал — картинки с изображением земли, и емкости для посадки; инструменты — картинки с изображением палочки для рыхления и лейки; результат труда — картинка проросшего гороха.

Педагог показывает приемы посадки:

Педагог:  -  Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.  

- Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление и  положим в нее семечко.

- После этого присыпаем (закрываем) землей.

- Что нужно сделать, чтобы семена проросли?

Дети: - Полить.

Педагог: - Давайте пометим посеянные семена, табличками.

- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать

Беседа (обобщение знаний детей по данной теме):

Педагог: - Ребята, а теперь мы с вами можем ответить на вопросы Незнайки?

Дети: -  Да.

Педагог: - Где берутся семена?

Дети: - Семена находятся внутри фруктов и овощей.

Педагог:- Правильно, это косточки, семечки, зернышки растений. Ребята,   как можно вырастить растение?

Дети:- Посадить в землю, поливать  и ухаживать за ними.

Педагог:- Правильно, ребята. Молодцы! Давайте, все этапы роста наших растений записывать в  «дневник наблюдения», а когда мы этот дневник полностью оформим, то наши ответы с «дневником наблюдений» отправим письмом Незнайке, чтобы он смог посадить весной огород и вырастить урожай. Незнайка будет  вам очень благодарен.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Семья Петушка"

Конспект занятия составлен для первой младшей группы. На этом занятии у детей расширяется представление о семье, домашних птицах, на занятии используется художественная литература....

Конспект занятия:" Семья"

Конспект занятия...

Конспект занятия "Семья"

Это занятие относится скорее к познавательному развитию, так как здесь идёт знакомство не только со своей семьёй, но общим понятием "семья". О том, что она бывает разная: например, семья детского сада...

Конспект занятия Семья вместе и душа на месте

Конспект занятия  Семья вместе и душа на месте...

Конспект занятия Семья

Цель: познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; показать различные типы семей; познакомить с правом ребенка на семью, гарантированным ему Конвенцией ООН и законом РФ «О...

Конспект занятия «Семь дней - неделя»

Задачи:Образовательные:·                   сформировать представления детей о днях недели путем знакомства с к...