Конспект занятия «Семена и условия их прорастания»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Семена и условия их прорастания»
Цель: Расширить представление детей о разнообразии семян. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Образовательная: Расширить знания детей о семенах и необходимых условиях для их прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.
2. Развивающая: Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Педагогная: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности, бережное отношение к растительному миру.
Материалы и оборудование: Семена растений (гороха, тыквы, моркови, свеклы, салата, редиса, кинзы), увеличительные лупы, карандаш, тарелочки, грядки с землей, лейки с водой, «календарь наблюдений», мольберт, ноутбук, дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?».
Методы НОД:
- Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации, уточнение последовательности действий);
- Наглядно-демонстрационный (дидактические игры с применением ТСО (технические средства обучения), модель выращивания растений с применением ТСО, «календарь наблюдений»)
- Проблемно-поисковый метод (как найти семена и вырастить урожай)
- Практический (посадка семян на грядки)
Предварительная работа: Рассматривание семян, беседы: «Где берут семена», «Как вырастить растение», дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?», чтение произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие.
Примерный ход занятия.
Мотивация детей на деятельность (проблемный вопрос):
Педагог: - Ребята, нам сегодня почтальон принес письмо и маленькую посылочку от Незнайки. Давайте прочитаем письмо! «Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Знайка мне дал задание, собрать семена. Говорит, что летом мы будем садить огород. А где брать семена и как вырастить из них урожай, я никак понять не могу. Вот собрал немного семян, а каких не знаю? Помогите мне ребята разобраться, а ответ письмом вышлите. С уважением, Незнайка».
Педагог: - Как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети: - Да!
Педагог: - Что же за семена Незнайка собрал, давайте посмотрим?
Дети: - Это же камушки!
Педагог: - Камешки действительно похожи на семена. Если посадить камешки, растение вырастет?
Дети: - Нет
Педагог: - Правильно, ребята, из камешков ничего не вырастет! Я предлагаю поиграть в игру «Где прячутся семена!»
Педагог: - Что это за фрукт?
Дети: - Слива!
Педагог: - А у сливы есть семена?
Дети:- Да, это косточка!
Педагог: У сливы одна косточка или много?
Дети: - Одна.
Педагог: - А это что?
Дети: - Помидор!
Педагог: - А у помидора есть семена?
Дети: - Да, это семечки.
Педагог: - У помидора тоже одна семечка?
Дети: - Нет. У помидора много семечек. И т. д.
Педагог: - Молодцы ребята! У большинства овощей и фруктов смена находятся внутри овоща или фрукта!
Организация исследовательской деятельности:
Педагог: - Ребята, я знаю, как вы любите проводить разнообразные опыты, исследовать разные объекты. Посмотрите, что у вас лежит в тарелочках на столе?
Дети: - семена.
Педагог: - Правильно – это семена различных растений. Давайте поиграем в игру «Чье семечко?» Я буду показывать картинку овоща или фрукта, а вы искать его семена на тарелочке.
- Какой овощ на этой картинке?
Дети: - Тыква.
Педагог: - Правильно, давайте мы найдем семена тыквы на тарелочке? У тыквы одна семечка или много?
Дети: - Много.
Педагог: - Какого цвета семечка?
Дети: - Белая. И т. д.
Педагог: - Посмотрите семена одинаковые?
Дети: - нет. Есть семена большие и маленькие, темные и светлые, круглые, овальные и т.д.
Педагог: - Ребята, давайте возьмем лупы и посмотрим, что лежит у вас в меленькой тарелочке?
Дети: - Семена гороха сухие и замоченные.
Педагог: - как вы думаете, зачем замачивают семена перед посевом?
Дети: - Чтобы быстрее взошли.
Педагог: - Посмотрите, дети, сухие семена гороха сморщенные и маленькие, а замоченные круглые, гладкие и немного большего размера, потому что они напитались влаги.
- Посмотрите, что произошло с этой горошинкой?
Дети: - У нее появился росточек!
Педагог: Ребята, я предлагаю вам вырастить горох, чтобы рассказать Незнайке - как вырастить урожай! Согласны?
- Но сначала давайте поиграем в игру «Горошина»!
Физминутка «Хороводная игра «Горошина»
Дети стоят по кругу, «петушок» в кругу.
По дороге Петя шел
(петушок проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками)
Он горошину нашел,
(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)
А горошина упала
Покатилась и пропала
(петушок кружится , горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)
Ох, ох, ох, ох!
Где - то вырастет горох?
(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)
Организация трудовой деятельности:
Подготовка к трудовому процессу (дети надевают фартуки и проходят к грядкам для посадки семян.)
Педагог: - Ребята, давайте вспомним, что нам нужно для того чтобы выросло растение!
Педагог предлагает рассмотреть трудовой процесс с помощью моделей: цель — картинка растения гороха; предмет труда — картинка с изображением семени гороха; материал — картинки с изображением земли, и емкости для посадки; инструменты — картинки с изображением палочки для рыхления и лейки; результат труда — картинка проросшего гороха.
Педагог показывает приемы посадки:
Педагог: - Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.
- Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление и положим в нее семечко.
- После этого присыпаем (закрываем) землей.
- Что нужно сделать, чтобы семена проросли?
Дети: - Полить.
Педагог: - Давайте пометим посеянные семена, табличками.
- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать
Беседа (обобщение знаний детей по данной теме):
Педагог: - Ребята, а теперь мы с вами можем ответить на вопросы Незнайки?
Дети: - Да.
Педагог: - Где берутся семена?
Дети: - Семена находятся внутри фруктов и овощей.
Педагог:- Правильно, это косточки, семечки, зернышки растений. Ребята, как можно вырастить растение?
Дети:- Посадить в землю, поливать и ухаживать за ними.
Педагог:- Правильно, ребята. Молодцы! Давайте, все этапы роста наших растений записывать в «дневник наблюдения», а когда мы этот дневник полностью оформим, то наши ответы с «дневником наблюдений» отправим письмом Незнайке, чтобы он смог посадить весной огород и вырастить урожай. Незнайка будет вам очень благодарен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._konspekt_zanyatiya_semena.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Семена и условия их прорастания»
Цель: Расширить представление детей о разнообразии семян. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Образовательная: Расширить знания детей о семенах и необходимых условиях для их прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.
2. Развивающая: Развивать умение детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас и развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Педагогная: Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе исследовательской и трудовой деятельности, бережное отношение к растительному миру.
Материалы и оборудование: Семена растений (гороха, тыквы, моркови, свеклы, салата, редиса, кинзы), увеличительные лупы, карандаш, тарелочки, грядки с землей, лейки с водой, «календарь наблюдений», мольберт, ноутбук, дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?».
Методы НОД:
- Словесный (беседы, обсуждение проблемной ситуации, уточнение последовательности действий);
- Наглядно-демонстрационный (дидактические игры с применением ТСО (технические средства обучения), модель выращивания растений с применением ТСО, «календарь наблюдений»)
- Проблемно-поисковый метод (как найти семена и вырастить урожай)
- Практический (посадка семян на грядки)
Предварительная работа: Рассматривание семян, беседы: «Где берут семена», «Как вырастить растение», дидактические игры: «Чье семечко?», «Где прячутся семена?», чтение произведения Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».
Интеграция областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально коммуникативное развитие.
Примерный ход занятия.
Мотивация детей на деятельность (проблемный вопрос):
Педагог: - Ребята, нам сегодня почтальон принес письмо и маленькую посылочку от Незнайки. Давайте прочитаем письмо! «Здравствуйте ребята, мальчики и девочки! Знайка мне дал задание, собрать семена. Говорит, что летом мы будем садить огород. А где брать семена и как вырастить из них урожай, я никак понять не могу. Вот собрал немного семян, а каких не знаю? Помогите мне ребята разобраться, а ответ письмом вышлите. С уважением, Незнайка».
Педагог: - Как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?
Дети: - Да!
Педагог: - Что же за семена Незнайка собрал, давайте посмотрим?
Дети: - Это же камушки!
Педагог: - Камешки действительно похожи на семена. Если посадить камешки, растение вырастет?
Дети: - Нет
Педагог: - Правильно, ребята, из камешков ничего не вырастет! Я предлагаю поиграть в игру «Где прячутся семена!»
Педагог: - Что это за фрукт?
Дети: - Слива!
Педагог: - А у сливы есть семена?
Дети:- Да, это косточка!
Педагог: У сливы одна косточка или много?
Дети: - Одна.
Педагог: - А это что?
Дети: - Помидор!
Педагог: - А у помидора есть семена?
Дети: - Да, это семечки.
Педагог: - У помидора тоже одна семечка?
Дети: - Нет. У помидора много семечек. И т. д.
Педагог: - Молодцы ребята! У большинства овощей и фруктов смена находятся внутри овоща или фрукта!
Организация исследовательской деятельности:
Педагог: - Ребята, я знаю, как вы любите проводить разнообразные опыты, исследовать разные объекты. Посмотрите, что у вас лежит в тарелочках на столе?
Дети: - семена.
Педагог: - Правильно – это семена различных растений. Давайте поиграем в игру «Чье семечко?» Я буду показывать картинку овоща или фрукта, а вы искать его семена на тарелочке.
- Какой овощ на этой картинке?
Дети: - Тыква.
Педагог: - Правильно, давайте мы найдем семена тыквы на тарелочке? У тыквы одна семечка или много?
Дети: - Много.
Педагог: - Какого цвета семечка?
Дети: - Белая. И т. д.
Педагог: - Посмотрите семена одинаковые?
Дети: - нет. Есть семена большие и маленькие, темные и светлые, круглые, овальные и т.д.
Педагог: - Ребята, давайте возьмем лупы и посмотрим, что лежит у вас в меленькой тарелочке?
Дети: - Семена гороха сухие и замоченные.
Педагог: - как вы думаете, зачем замачивают семена перед посевом?
Дети: - Чтобы быстрее взошли.
Педагог: - Посмотрите, дети, сухие семена гороха сморщенные и маленькие, а замоченные круглые, гладкие и немного большего размера, потому что они напитались влаги.
- Посмотрите, что произошло с этой горошинкой?
Дети: - У нее появился росточек!
Педагог: Ребята, я предлагаю вам вырастить горох, чтобы рассказать Незнайке - как вырастить урожай! Согласны?
- Но сначала давайте поиграем в игру «Горошина»!
Физминутка «Хороводная игра «Горошина»
Дети стоят по кругу, «петушок» в кругу.
По дороге Петя шел
(петушок проходит около детей, высоко поднимая колени, размахивая руками)
Он горошину нашел,
(Останавливается около ребенка – тот и становится горошиной)
А горошина упала
Покатилась и пропала
(петушок кружится , горошина прячется за любого ребенка, присаживается на корточки)
Ох, ох, ох, ох!
Где - то вырастет горох?
(все дети медленно присаживаются, горошина встает, поднимая руки вверх – выросла)
Организация трудовой деятельности:
Подготовка к трудовому процессу (дети надевают фартуки и проходят к грядкам для посадки семян.)
Педагог: - Ребята, давайте вспомним, что нам нужно для того чтобы выросло растение!
Педагог предлагает рассмотреть трудовой процесс с помощью моделей: цель — картинка растения гороха; предмет труда — картинка с изображением семени гороха; материал — картинки с изображением земли, и емкости для посадки; инструменты — картинки с изображением палочки для рыхления и лейки; результат труда — картинка проросшего гороха.
Педагог показывает приемы посадки:
Педагог: - Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву.
- Палочкой взрыхлим землю, сделаем небольшое углубление и положим в нее семечко.
- После этого присыпаем (закрываем) землей.
- Что нужно сделать, чтобы семена проросли?
Дети: - Полить.
Педагог: - Давайте пометим посеянные семена, табличками.
- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать
Беседа (обобщение знаний детей по данной теме):
Педагог: - Ребята, а теперь мы с вами можем ответить на вопросы Незнайки?
Дети: - Да.
Педагог: - Где берутся семена?
Дети: - Семена находятся внутри фруктов и овощей.
Педагог:- Правильно, это косточки, семечки, зернышки растений. Ребята, как можно вырастить растение?
Дети:- Посадить в землю, поливать и ухаживать за ними.
Педагог:- Правильно, ребята. Молодцы! Давайте, все этапы роста наших растений записывать в «дневник наблюдения», а когда мы этот дневник полностью оформим, то наши ответы с «дневником наблюдений» отправим письмом Незнайке, чтобы он смог посадить весной огород и вырастить урожай. Незнайка будет вам очень благодарен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Семья Петушка"
Конспект занятия составлен для первой младшей группы. На этом занятии у детей расширяется представление о семье, домашних птицах, на занятии используется художественная литература....
Конспект занятия:" Семья"
Конспект занятия...
Конспект занятия "Семья"
Это занятие относится скорее к познавательному развитию, так как здесь идёт знакомство не только со своей семьёй, но общим понятием "семья". О том, что она бывает разная: например, семья детского сада...
Конспект занятия Семья вместе и душа на месте
Конспект занятия Семья вместе и душа на месте...
Конспект занятия Семья
Цель: познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи; показать различные типы семей; познакомить с правом ребенка на семью, гарантированным ему Конвенцией ООН и законом РФ «О...
Конспект занятия «Семь дней - неделя»
Задачи:Образовательные:· сформировать представления детей о днях недели путем знакомства с к...