"День перелетных птиц "
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
СКАЗКА О ПЕРЕЛЕТНЫХ ПТИЦАХ "НА ОЗЕРЕ" Елена Роголева
На дальнем озере, среди зелёных камышей жили-были разные птицы. Дикие гуси, пестрые утки-кряквы и белые лебеди всё лето плавали по озеру, ловили своими широкими клювами пролетающих бабочек и стрекоз, ныряли под воду за мелкой рыбешкой, выходили погулять на бережок, пощипать сочную зеленую травку.
По самому краю воды ходили длинноногие цапли, ловили своими длинными клювами зеленых лягушек.
Хорошо они жили, дружно! Вили гнёзда, откладывали яйца, высиживали птенцов. А потом учили их плавать и летать, ловить бабочек и стрекоз, чистить клювом свои перышки.
Любили птицы свое озеро, далеко не улетали.
Но как-то раз подул холодный ветер, и посыпались на озеро красивые бабочки. Молодые утки и гуси закричали:
- Смотрите, как много бабочек! Ловите их!
Они стали хватать бабочек клювом, но те оказались совсем невкусными.
- Га-га-га! – загоготала старая мудрая Гусыня. – Это не бабочки, это – желтые листья с деревьев. Наступила осень.
С каждым днем становилось всё холоднее. Насекомые исчезли, рыба уплыла глубоко на дно, лягушки спрятались под коряги, трава пожелтела и засохла.
Заволновались молодые птицы.
- Что такое? Нам совсем нечего есть! Наши лапки замерзают в холодной воде! Мы погибнем от голода и холода!
- Га-га-га! – снова загоготала старая мудрая Гусыня. – Скоро зима. Вода на озерезамерзнет и превратится в лёд. Нам пора собираться в дальний путь!
- Га-га-га! Кря-кря-кря! – зашумели молодые птицы. – Куда? Почему? Мы не хотим!
- Мы полетим в теплые края, ведь мы – перелетные птицы. Всю зиму мы проведем там, а весной вернемся обратно, на своё озеро, - успокоила всех старая мудрая Гусыня.
Сказано-сделано. Стали птицы в дальний путь собираться. Первыми полетели цапли. Они покружились над озером, помахали своими большими крыльями и исчезли за лесом.
За цаплями полетели утки и гуси. Впереди главная птица – вожак, а за ней ровным клином остальные птицы. Прокричали свою прощальную песню и скрылись вдали.
Последними улетели белые лебеди. Тихо стало на озере, холодно и печально…
Но не будем грустить! Пройдет снежная, морозная зима, и перелетные птицы снова вернутся на озеро, на свою любимую родину.
ВОПРОСЫ ПО СКАЗКЕ.
- Любили птицы своё озеро или нет? Как они там жили?
- Почему птицы улетели со своего любимого озера?
- Как называют птиц, которые улетают в теплые края?
- Кто улетел первым?. Кто за цаплями?. Кто последним?
- Почему птицы возвращаются обратно?
- Назовите других перелетных птиц, которых вы знаете.
СКАЗКА " КАК ЛЕБЕДЬ ОСТАЛСЯ ОДИН" Н. В. Нищева
Наступила осень. По небу плыли рваные черные тучи. Листья на деревьях стали рыжими. В выходной день девочка пошла на прогулку в Летний сад. Под ногами шуршала опавшая листва. Боль кленовые листья кружились в воздухе.
Вдруг девочка увидела на зеркальной глади пруда прекрасного белого лебедя. Он медленно п. печально опустив голову. Девочка вспомнила, что летом здесь видела двух лебедей с целым вывод лебедят. «Что же случилось? — подумала девочка. — Почему лебедь остался один?»
— Да, все лебеди улетели, — услышал она хриплый голос над головой. На ветке клена сидели вороны и беседовали.
— А почему остался этот красавец? — спросила ворона, которая была поменьше.
— Злые люди хотели поймать лебедят, он защищал их и сломал крыло. А лебедята выросли и улетели на юг, — ответила ей старая ворона. I
— Теперь лебедь будет зимовать в Летнем саду и ждать возвращения других лебедей, — продолжала старая ворона.
И действительно, девочка увидела на острове посреди пруда маленький домик, где будет зимовать лебедь, и решила, что будет обязательно приходить к нему зимой и приносить угощение. И все-таки девочке было грустно. Начинался нудный осенний дождь. Девочка раскрыла зонт и пошла домой. У ворот обернулась и посмотрела на лебедя. Он все так же медленно кружил по пруду, печально опустив голову.
ВОПРОСЫ ПО СКАЗКЕ.
Какую сказку я вам рассказала?
Расскажите, как описана природа в начале сказки?
Куда пошла девочка?
Кто из вас был в Летнем саду?
Вы видели пруд и лебедей в нем?
А почему в сказке лебедь был один?
А почему ворона назвала этих людей злыми?
Где же остался зимовать лебедь?
Какое у вас было настроение, когда я вам рассказывала сказку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический день «Перелетные птицы» ( для детей старшей логопедической группы)
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о перелетных птицах Задачи:- Закрепить с детьми названия перелетных птиц, особенности внешнего вида, приспособления к среде обитан...
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Рекомендации для родителей по лексическим темам "День театра", "Весна", "Перелетные птицы", "Женские профессии"
Рекомендации для родителей по лексическим темам "День театра", "Весна", "Перелетные птицы", "Женские профессии"...
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Досуговое мероприятие " Всемирный День перелетных птиц"
Цель: Создание условий для формирования основ экологической культуры у дошкольников....
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...