Тематический день «Перелетные птицы» ( для детей старшей логопедической группы)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бем  Ольга Александровна

Цель:

Обобщить  и закрепить представления детей о перелетных  птицах

 

Задачи:

- Закрепить с детьми  названия перелетных птиц, особенности внешнего вида, приспособления к среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов.

- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между отлетом (прилетом)  птиц  и сменой  времен  года

- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в желании  помогать птицам, формировать ответственность за объекты природы, которые нас окружают

 

Материалы:  предметные картинки  с изображением перелетных птиц, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи  прилетели»,  аудиокассеты  , тематические альбомы, энциклопедия, настольно-печатные игры, художественная литература по теме.

 

 Первая половина дня

1. Работа в книжном уголке

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц  , рассматривание  репродукции картины Саврасова  «Грачи прилетели»

Слушание аудиокассеты  (как фон) «Песня жаворонка» из «Детского альбома « П.И.Чайковского   и «Песнь  Жаворонка» из альбома «Времена года»

Цели:  развивать музыкальное восприятие, эстетические чувства

2. Утренняя гимнастика « Птицы»

Цель: Формировать умения выполнять упражнения в игровом образе, дифференцировать мышечные ощущения, регулировать напряжение и расслабление

Летела сорока, гостей созывала.

К дедушке дереву птиц созывала.

Вот аист-красавец важно шагает,

Длинные ноги свои поднимает.

Вот гусь в красных сапожках

Бредет на маленьких ножках.

А вот журавль выступает и ноги не сгибает.

А вот и утка идет, утят за собой ведет.

Вдруг коршун вылетает, -

И все птицы убегают.

Но вот коршун улетает,-

Сорока вновь гостей созывает.

3.   Непосредственно  образовательная  деятельность

 

Пальчиковая игра  « Скворцы»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, количественный счет

Пять скворцов на заборе сидели

Дети показывают пять пальцев

Один улетел, а другие запели.

И пели . пока не сморила усталость,

Загибают  один  палец

Один улетел – и их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали,

Загибают еще один палец

Один улетел, а двое остались

Загибают еще один палец

 

 

Упражнение на развитие дыхания « Подуй на перышко»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха

 

3.1  Развитие речи:

 «Ознакомление с малыми фольклорными  формами»

Чтение  потешек, стихотворений , чистоговорок,  считалок о птицах

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству

 

Дидактические игры

 

1. «Сложи птичку из частей» Разрезные картинки

Цель: Развивать зрительное восприятие, образное мышление, усидчивость.

2. Игра-лото «Птицы»

Цель: Развивать умение группировать, слуховое внимание, быстроту реакции

3. «Найди маме птенца»

Цель: Развивать умения соотносить птиц и их детенышей

4. «Четвертый лишний»

Цель: Развивать умения классификации, внимание.

 

Скворец, жаворонок, грач,  утка  (утка)

Журавль, аист, цапля, воробей  ( воробей)

Утка, гусь,  ласточка, лебедь (ласточка)

Грач,  петух, индюк, курица (Грач)

 

5.Подвижная  игра «Стайка»

Цель: Развивать речевое дыхание, ритмичную и выразительную речь,

Быстроту реакции. Внимание, спортивную сноровку

 

Дети выбирают водящего – злой орлан

Педагог с детьми произносит:

 

Пой-ка, подпевай -ка, десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей. Эта птичка – воробей,

Эта птичка совушка- сонная головушка.

Эта птичка свиристель, эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка – серенькое перышко.

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички – по домам

Поле этих слов дети разбегаются,  а водящий старается кого-нибудь осалить.

 

3.2  Художественно-эстетическая деятельность. Рисование  « Грачи прилетели»

Цель:

-  Закрепить навыки рисования методом «тычка»

- Развивать чувство композиции

- Закреплять  навыки  тонирования  бумаги  по-мокрому

 

4.  Прогулка:

1. Наблюдение за птицами   (внешний вид, строение, повадки)

2. Подвижная игра  «Совушка»

Цель:  развивать умение бегать в разных направлениях, воспитывать выдержку, соблюдать правила игры

Подвижная игра «Скворечники»

Цель: развивать реакцию на сигнал, развивать умение бегать в разных направлениях, ориентировка в пространстве

3. Индивидуальная работа

д/и «Птички и камешки»

Цель:  формировать умение выделять слова, обозначающие действия, совершаемые птицей

4. Развитие мелкой моторики

Упражнение «Покормим птиц»

5. Упражнение «Домик для скворца» ( выложить скворечник из палочек»

Цель: Закрепить представления о скворечниках. Развитие мелкой моторики рук.

 

Вторая половина дня

 

1. Бодрящая гимнастика после сна     «Спаси  птенца»

2.  Музыкальный  досуг

Логоритмическое   занятие по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель: - Развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, артикуляционной моторики, воспитание нравственно-эстетических чувств

3.Чтение художественной литературы

Н.Сладков  «Скворцы-молодцы», «Ранняя птичка», « Незваные   гости»,

«Гнездо»

Цель:  Учить усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

 Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание  произведения.

4.  Настольно-печатные игры  по желанию детей

 

Итог  дня :

- Выставка  детских работ   «Грачи  прилетели»

 

Работа с родителями:

Консультация  « Что читать детям о птицах»

Ширма  «Это интересно. Ю.Маслова  «Птички и их привычки»    из серии «А знаете  ли  вы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_den_pereletnye_ptitsy.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический день

«Перелетные  птицы»

( для детей старшей логопедической  группы)

                                       

Санкт-Петербург

2015 г.

Тематический   день     « Перелетные  птицы»

Старшая  логопедическая  группа

Цель:  Обобщить  и закрепить представления детей о перелетных  птицах

Задачи:

 - Закрепить с детьми  названия перелетных птиц, особенности внешнего вида, приспособления к среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов.

-Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между отлетом (прилетом)  птиц  и сменой  времен  года

- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в желании  помогать птицам, формировать ответственность за объекты природы, которые нас окружают

Материалы:  предметные картинки  с изображением перелетных птиц, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи  прилетели»,  аудиокассеты  , тематические альбомы, энциклопедия, настольно-печатные игры, художественная литература по теме.

 Первая половина дня

1. Работа в книжном уголке

Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц  , рассматривание  репродукции картины Саврасова  «Грачи прилетели»

Слушание аудиокассеты  (как фон) «Песня жаворонка» из «Детского альбома « П.И.Чайковского   и «Песнь  Жаворонка» из альбома «Времена года»

Цели:  развивать музыкальное восприятие, эстетические чувства

2. Утренняя гимнастика « Птицы»

Цель: Формировать умения выполнять упражнения в игровом образе, дифференцировать мышечные ощущения, регулировать напряжение и расслабление

Летела сорока, гостей созывала.

К дедушке дереву птиц созывала.

Вот аист-красавец важно шагает,

Длинные ноги свои поднимает.

Вот гусь в красных сапожках

Бредет на маленьких ножках.

А вот журавль выступает и ноги не сгибает.

А вот и утка идет, утят за собой ведет.

Вдруг коршун вылетает, -

И все птицы убегают.

Но вот коршун улетает,-

Сорока вновь гостей созывает.

3.   Непосредственно  образовательная  деятельность

Пальчиковая игра  « Скворцы»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, количественный счет

Пять скворцов на заборе сидели

Дети показывают пять пальцев

Один улетел, а другие запели.

И пели . пока не сморила усталость,

Загибают  один  палец

Один улетел – и их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали,

Загибают еще один палец

Один улетел, а двое остались

Загибают еще один палец

Упражнение на развитие дыхания « Подуй на перышко»

Цель: Развитие длительного плавного выдоха

3.1  Развитие речи:

 «Ознакомление с малыми фольклорными  формами»

Чтение  потешек, стихотворений , чистоговорок,  считалок о птицах

Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству

Дидактические игры

1. «Сложи птичку из частей» Разрезные картинки

Цель: Развивать зрительное восприятие, образное мышление, усидчивость.

2. Игра-лото «Птицы»

Цель: Развивать умение группировать, слуховое внимание, быстроту реакции

3. «Найди маме птенца»

Цель: Развивать умения соотносить птиц и их детенышей

4. «Четвертый лишний»

Цель: Развивать умения классификации, внимание.

Скворец, жаворонок, грач,  утка  (утка)

Журавль, аист, цапля, воробей  ( воробей)

Утка, гусь,  ласточка, лебедь (ласточка)

Грач,  петух, индюк, курица (Грач)

5.Подвижная  игра «Стайка»

Цель: Развивать речевое дыхание, ритмичную и выразительную речь,

Быстроту реакции. Внимание, спортивную сноровку

Дети выбирают водящего – злой орлан

Педагог с детьми произносит:

Пой-ка, подпевай -ка, десять птичек – стайка:

Эта птичка – соловей. Эта птичка – воробей,

Эта птичка совушка- сонная головушка.

Эта птичка свиристель, эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка – серенькое перышко.

Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички – по домам

 Поле этих слов дети разбегаются,  а водящий старается кого-нибудь осалить.

3.2  Художественно-эстетическая деятельность. Рисование  « Грачи прилетели»

Цель:

-  Закрепить навыки рисования методом «тычка»

- Развивать чувство композиции

- Закреплять  навыки  тонирования  бумаги  по-мокрому

4.  Прогулка:

1. Наблюдение за птицами   (внешний вид, строение, повадки)

2. Подвижная игра  «Совушка»

Цель:  развивать умение бегать в разных направлениях, воспитывать выдержку, соблюдать правила игры

Подвижная игра «Скворечники»

Цель: развивать реакцию на сигнал, развивать умение бегать в разных направлениях, ориентировка в пространстве

3. Индивидуальная работа

д/и «Птички и камешки»

Цель:  формировать умение выделять слова, обозначающие действия, совершаемые птицей

4. Развитие мелкой моторики

Упражнение «Покормим птиц»

5. Упражнение «Домик для скворца» ( выложить скворечник из палочек»

Цель: Закрепить представления о скворечниках. Развитие мелкой моторики рук.

Вторая половина дня

1. Бодрящая гимнастика после сна     «Спаси  птенца»

2.  Музыкальный  досуг

Логоритмическое   занятие по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель: - Развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, артикуляционной моторики, воспитание нравственно-эстетических чувств

3.Чтение художественной литературы

Н.Сладков  «Скворцы-молодцы», «Ранняя птичка», « Незваные   гости»,

«Гнездо»

Цель:  Учить усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

 Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание  произведения.

4.  Настольно-печатные игры  по желанию детей

Итог  дня :

- Выставка  детских работ   «Грачи  прилетели»

Работа с родителями:

Консультация  « Что читать детям о птицах»

Ширма  «Это интересно. Ю.Маслова  «Птички и их привычки»    из серии «А знаете  ли  вы»

Список   литературы:

1.Л.Н. Калмыкова  « Здравствуй, пальчик, как  живешь» Изд. «Учитель» 2014г.

2. О.А. Скоролупова  «Весна,  насекомые, перелетные птицы»  Москва  2004 г.

3. Н.А. Кнушевицкая  «Картотека стихов по лексическим темам «Наш мир»»

   Изд. «Детство-пресс» 2012 г.

4.О.Ю. Филимонова  «Развитие словаря дошкольника в играх» Санкт-Петербург

    Детство-пресс  2011 г.

5. Е.А.Пожиленко  « Артикуляционная гимнастика» Изд. Каро  С-п 2007 г.

6.Т.В. Лисина, Г.В.Морозова  «Подвижные тематические игры для дошкольников»

    М. Т.Ц. Сфера  2015 г.

7. Г.А. Быстрова, Э.А, Сизова, Т.А. Шуйская   «Логопедические игры и задания» С.П. Изд. Каро 2008 г.

8.  Е.Н. Вареник  « Утренняя гимнастика в детском саду» ТЦ Сфера  М. 2008 г.

9. Т.Е. Харченко  « Бодрящая гимнастика для дошкольников»   С.П.  Детство     Пресс  2010 г.

10. О.С.  Ушакова   «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

      Т.Ц.  Сфера М. 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий тематического мероприятия "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий тематического досуга с использованием ИКТ для детей старшей и подготовительной групп детского сада....

Тематический праздник "День Победы!" для детей старшей и подготовительной группы с презентацией

Методическая разработка сценария тематического праздника  "День Победы!" для детей старшей и подготовительной групп содержит  в себе наглядно-познавательную (презентация) и спортивно-развлек...

КОНСПЕКТ Тематического дня ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ХЛЕБА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

План работы на день. Цель - воспитание уважительного отношения к хлебу....

Комплексное тематическое занятие «День жаворонка» для детей старшей группы

Цель. Формировать художественную культуру дошкольников; воспитывать любовь к русским народным обрядам, традициям и праздникам; создавать радостное настроение у детей от совместной деятельности.Занятие...

Сценарий тематического развлечения, посвященного празднику «День Знаний» для детей старшей группы

Образовательные. Уточнить и систематизировать знания детей о празднике 1 сентября. Закрепить понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающее по...

Сценарий тематического развлечения, посвященного празднику «День Знаний» для детей старшей и подготовительной групп.

Сценарий тематического развлечения,посвященного празднику "День Знаний" для детей старшей и подготовительной групп....

Тематическое развлечение «День Победы» для детей старшего возраста

Ознакомление детей  с Великой Отечественной войной...