Тематический день «Перелетные птицы» ( для детей старшей логопедической группы)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Цель:
Обобщить и закрепить представления детей о перелетных птицах
Задачи:
- Закрепить с детьми названия перелетных птиц, особенности внешнего вида, приспособления к среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между отлетом (прилетом) птиц и сменой времен года
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в желании помогать птицам, формировать ответственность за объекты природы, которые нас окружают
Материалы: предметные картинки с изображением перелетных птиц, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», аудиокассеты , тематические альбомы, энциклопедия, настольно-печатные игры, художественная литература по теме.
Первая половина дня
1. Работа в книжном уголке
Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц , рассматривание репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели»
Слушание аудиокассеты (как фон) «Песня жаворонка» из «Детского альбома « П.И.Чайковского и «Песнь Жаворонка» из альбома «Времена года»
Цели: развивать музыкальное восприятие, эстетические чувства
2. Утренняя гимнастика « Птицы»
Цель: Формировать умения выполнять упражнения в игровом образе, дифференцировать мышечные ощущения, регулировать напряжение и расслабление
Летела сорока, гостей созывала.
К дедушке дереву птиц созывала.
Вот аист-красавец важно шагает,
Длинные ноги свои поднимает.
Вот гусь в красных сапожках
Бредет на маленьких ножках.
А вот журавль выступает и ноги не сгибает.
А вот и утка идет, утят за собой ведет.
Вдруг коршун вылетает, -
И все птицы убегают.
Но вот коршун улетает,-
Сорока вновь гостей созывает.
3. Непосредственно образовательная деятельность
Пальчиковая игра « Скворцы»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, количественный счет
Пять скворцов на заборе сидели | Дети показывают пять пальцев |
Один улетел, а другие запели. И пели . пока не сморила усталость, | Загибают один палец |
Один улетел – и их трое осталось. Сидели втроем и немного скучали, | Загибают еще один палец |
Один улетел, а двое остались | Загибают еще один палец
|
Упражнение на развитие дыхания « Подуй на перышко»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха
3.1 Развитие речи:
«Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Чтение потешек, стихотворений , чистоговорок, считалок о птицах
Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству
Дидактические игры
1. «Сложи птичку из частей» Разрезные картинки
Цель: Развивать зрительное восприятие, образное мышление, усидчивость.
2. Игра-лото «Птицы»
Цель: Развивать умение группировать, слуховое внимание, быстроту реакции
3. «Найди маме птенца»
Цель: Развивать умения соотносить птиц и их детенышей
4. «Четвертый лишний»
Цель: Развивать умения классификации, внимание.
Скворец, жаворонок, грач, утка (утка)
Журавль, аист, цапля, воробей ( воробей)
Утка, гусь, ласточка, лебедь (ласточка)
Грач, петух, индюк, курица (Грач)
5.Подвижная игра «Стайка»
Цель: Развивать речевое дыхание, ритмичную и выразительную речь,
Быстроту реакции. Внимание, спортивную сноровку
Дети выбирают водящего – злой орлан
Педагог с детьми произносит:
Пой-ка, подпевай -ка, десять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей. Эта птичка – воробей,
Эта птичка совушка- сонная головушка.
Эта птичка свиристель, эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка – серенькое перышко.
Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички – по домам
Поле этих слов дети разбегаются, а водящий старается кого-нибудь осалить.
3.2 Художественно-эстетическая деятельность. Рисование « Грачи прилетели»
Цель:
- Закрепить навыки рисования методом «тычка»
- Развивать чувство композиции
- Закреплять навыки тонирования бумаги по-мокрому
4. Прогулка:
1. Наблюдение за птицами (внешний вид, строение, повадки)
2. Подвижная игра «Совушка»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, воспитывать выдержку, соблюдать правила игры
Подвижная игра «Скворечники»
Цель: развивать реакцию на сигнал, развивать умение бегать в разных направлениях, ориентировка в пространстве
3. Индивидуальная работа
д/и «Птички и камешки»
Цель: формировать умение выделять слова, обозначающие действия, совершаемые птицей
4. Развитие мелкой моторики
Упражнение «Покормим птиц»
5. Упражнение «Домик для скворца» ( выложить скворечник из палочек»
Цель: Закрепить представления о скворечниках. Развитие мелкой моторики рук.
Вторая половина дня
1. Бодрящая гимнастика после сна «Спаси птенца»
2. Музыкальный досуг
Логоритмическое занятие по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель: - Развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, артикуляционной моторики, воспитание нравственно-эстетических чувств
3.Чтение художественной литературы
Н.Сладков «Скворцы-молодцы», «Ранняя птичка», « Незваные гости»,
«Гнездо»
Цель: Учить усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительные средства, помогающие раскрытию содержания.
Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения.
4. Настольно-печатные игры по желанию детей
Итог дня :
- Выставка детских работ «Грачи прилетели»
Работа с родителями:
Консультация « Что читать детям о птицах»
Ширма «Это интересно. Ю.Маслова «Птички и их привычки» из серии «А знаете ли вы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_den_pereletnye_ptitsy.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический день
«Перелетные птицы»
( для детей старшей логопедической группы)
Санкт-Петербург
2015 г.
Тематический день « Перелетные птицы»
Старшая логопедическая группа
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о перелетных птицах
Задачи:
- Закрепить с детьми названия перелетных птиц, особенности внешнего вида, приспособления к среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов.
-Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между отлетом (прилетом) птиц и сменой времен года
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в желании помогать птицам, формировать ответственность за объекты природы, которые нас окружают
Материалы: предметные картинки с изображением перелетных птиц, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», аудиокассеты , тематические альбомы, энциклопедия, настольно-печатные игры, художественная литература по теме.
Первая половина дня
1. Работа в книжном уголке
Рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц , рассматривание репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели»
Слушание аудиокассеты (как фон) «Песня жаворонка» из «Детского альбома « П.И.Чайковского и «Песнь Жаворонка» из альбома «Времена года»
Цели: развивать музыкальное восприятие, эстетические чувства
2. Утренняя гимнастика « Птицы»
Цель: Формировать умения выполнять упражнения в игровом образе, дифференцировать мышечные ощущения, регулировать напряжение и расслабление
Летела сорока, гостей созывала.
К дедушке дереву птиц созывала.
Вот аист-красавец важно шагает,
Длинные ноги свои поднимает.
Вот гусь в красных сапожках
Бредет на маленьких ножках.
А вот журавль выступает и ноги не сгибает.
А вот и утка идет, утят за собой ведет.
Вдруг коршун вылетает, -
И все птицы убегают.
Но вот коршун улетает,-
Сорока вновь гостей созывает.
3. Непосредственно образовательная деятельность
Пальчиковая игра « Скворцы»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, количественный счет
Пять скворцов на заборе сидели | Дети показывают пять пальцев |
Один улетел, а другие запели. И пели . пока не сморила усталость, | Загибают один палец |
Один улетел – и их трое осталось. Сидели втроем и немного скучали, | Загибают еще один палец |
Один улетел, а двое остались | Загибают еще один палец |
Упражнение на развитие дыхания « Подуй на перышко»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха
3.1 Развитие речи:
«Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Чтение потешек, стихотворений , чистоговорок, считалок о птицах
Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству
Дидактические игры
1. «Сложи птичку из частей» Разрезные картинки
Цель: Развивать зрительное восприятие, образное мышление, усидчивость.
2. Игра-лото «Птицы»
Цель: Развивать умение группировать, слуховое внимание, быстроту реакции
3. «Найди маме птенца»
Цель: Развивать умения соотносить птиц и их детенышей
4. «Четвертый лишний»
Цель: Развивать умения классификации, внимание.
Скворец, жаворонок, грач, утка (утка)
Журавль, аист, цапля, воробей ( воробей)
Утка, гусь, ласточка, лебедь (ласточка)
Грач, петух, индюк, курица (Грач)
5.Подвижная игра «Стайка»
Цель: Развивать речевое дыхание, ритмичную и выразительную речь,
Быстроту реакции. Внимание, спортивную сноровку
Дети выбирают водящего – злой орлан
Педагог с детьми произносит:
Пой-ка, подпевай -ка, десять птичек – стайка:
Эта птичка – соловей. Эта птичка – воробей,
Эта птичка совушка- сонная головушка.
Эта птичка свиристель, эта птичка – коростель,
Эта птичка скворушка – серенькое перышко.
Эта – зяблик, эта – стриж, эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички – по домам
Поле этих слов дети разбегаются, а водящий старается кого-нибудь осалить.
3.2 Художественно-эстетическая деятельность. Рисование « Грачи прилетели»
Цель:
- Закрепить навыки рисования методом «тычка»
- Развивать чувство композиции
- Закреплять навыки тонирования бумаги по-мокрому
4. Прогулка:
1. Наблюдение за птицами (внешний вид, строение, повадки)
2. Подвижная игра «Совушка»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, воспитывать выдержку, соблюдать правила игры
Подвижная игра «Скворечники»
Цель: развивать реакцию на сигнал, развивать умение бегать в разных направлениях, ориентировка в пространстве
3. Индивидуальная работа
д/и «Птички и камешки»
Цель: формировать умение выделять слова, обозначающие действия, совершаемые птицей
4. Развитие мелкой моторики
Упражнение «Покормим птиц»
5. Упражнение «Домик для скворца» ( выложить скворечник из палочек»
Цель: Закрепить представления о скворечниках. Развитие мелкой моторики рук.
Вторая половина дня
1. Бодрящая гимнастика после сна «Спаси птенца»
2. Музыкальный досуг
Логоритмическое занятие по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Цель: - Развитие всех компонентов речи, слуховых функций, двигательной сферы, артикуляционной моторики, воспитание нравственно-эстетических чувств
3.Чтение художественной литературы
Н.Сладков «Скворцы-молодцы», «Ранняя птичка», « Незваные гости»,
«Гнездо»
Цель: Учить усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительные средства, помогающие раскрытию содержания.
Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения.
4. Настольно-печатные игры по желанию детей
Итог дня :
- Выставка детских работ «Грачи прилетели»
Работа с родителями:
Консультация « Что читать детям о птицах»
Ширма «Это интересно. Ю.Маслова «Птички и их привычки» из серии «А знаете ли вы»
Список литературы:
1.Л.Н. Калмыкова « Здравствуй, пальчик, как живешь» Изд. «Учитель» 2014г.
2. О.А. Скоролупова «Весна, насекомые, перелетные птицы» Москва 2004 г.
3. Н.А. Кнушевицкая «Картотека стихов по лексическим темам «Наш мир»»
Изд. «Детство-пресс» 2012 г.
4.О.Ю. Филимонова «Развитие словаря дошкольника в играх» Санкт-Петербург
Детство-пресс 2011 г.
5. Е.А.Пожиленко « Артикуляционная гимнастика» Изд. Каро С-п 2007 г.
6.Т.В. Лисина, Г.В.Морозова «Подвижные тематические игры для дошкольников»
М. Т.Ц. Сфера 2015 г.
7. Г.А. Быстрова, Э.А, Сизова, Т.А. Шуйская «Логопедические игры и задания» С.П. Изд. Каро 2008 г.
8. Е.Н. Вареник « Утренняя гимнастика в детском саду» ТЦ Сфера М. 2008 г.
9. Т.Е. Харченко « Бодрящая гимнастика для дошкольников» С.П. Детство Пресс 2010 г.
10. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»
Т.Ц. Сфера М. 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий тематического мероприятия "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий тематического досуга с использованием ИКТ для детей старшей и подготовительной групп детского сада....
Тематический праздник "День Победы!" для детей старшей и подготовительной группы с презентацией
Методическая разработка сценария тематического праздника "День Победы!" для детей старшей и подготовительной групп содержит в себе наглядно-познавательную (презентация) и спортивно-развлек...
КОНСПЕКТ Тематического дня ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ХЛЕБА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
План работы на день. Цель - воспитание уважительного отношения к хлебу....
Комплексное тематическое занятие «День жаворонка» для детей старшей группы
Цель. Формировать художественную культуру дошкольников; воспитывать любовь к русским народным обрядам, традициям и праздникам; создавать радостное настроение у детей от совместной деятельности.Занятие...
Сценарий тематического развлечения, посвященного празднику «День Знаний» для детей старшей группы
Образовательные. Уточнить и систематизировать знания детей о празднике 1 сентября. Закрепить понятия «школа», «ученик», «учитель», «урок»; обобщающее по...
Сценарий тематического развлечения, посвященного празднику «День Знаний» для детей старшей и подготовительной групп.
Сценарий тематического развлечения,посвященного празднику "День Знаний" для детей старшей и подготовительной групп....
Тематическое развлечение «День Победы» для детей старшего возраста
Ознакомление детей с Великой Отечественной войной...