Беседа в подготовительной к школе группе "Волшебный кубик"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Анна Владимировна Кузьмина

Беседа "Как живут зимой звери в лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_kubik.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

Конспект беседы  в подготовительной к школе группе на тему: «Волшебный кубик»

Воспитатель:

Кузьмина А.В.

Псков

2024г.

Цели

  • Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
  • Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае,  если приспособятся к тяжёлым зимним  условиям.
  • Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.
  • Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Материал: кубик с наклеенными  картинками (хвосты лесных зверей)

Модели

Приспособления зверей к зиме: линька, изменение окраски шерсти, приготовление запасов, подготовка жилища.

Педагог. Дети, только что звонил наш друг Карлсон, он собирается нас навестить. Но мне показалось, что он чем – то обеспокоен. (Стук в дверь, появляется Карлсон  - игрушка.)

Карлсон. Здравствуйте, ребята! Я сегодня проснулся, посмотрел с крыши вниз, а там так красиво, все белым – бело. И решил я пойти к своим друзьям в лес и сфотографироваться вместе с ними. Но там я никого не встретил. Я очень расстроился и уже было хотел возвращаться домой, когда передо мной что – то промелькнуло, сверху что – то хрустнуло, за  деревом  что – то скрипнуло. Я очень испугался, но решил все это сфотографировать и вам, ребята, показать, чтобы вы мне помогли в этом разобраться.

Педагог. Карлсон, не переживай, с животными всё в порядке. Ребята, давайте объясним Карлсону, почему же он не встретил в лесу своих друзей, и попробуем разобраться, что же сфотографировал Карлсон.

(Ответы детей: наступила зима, и все животные по – разному приспособились её пережить.)

Педагог. А теперь давайте расскажем про каждого животного, а помогут нам в этом фотографии Карлсона.

Карлсон. Все фотографии я наклеил на кубик. Давайте будем его бросать, какая фотография выпадет, ту и будем рассматривать.

Игра – кубик «Чей хвост?

Педагог. Бросаем кубик. Что же сфотографировал Карлсон?

(Ответы детей: хвост зайца.)

Педагог. Расскажите, пожалуйста, как же зимует заяц, чем питается, как спасается от врагов, что ему помогает выдержать холод. А для того чтобы легче было рассказывать, будем использовать наших помощников – модели. Ребята, какие модели будем выставлять? (На панно последовательно вывешиваются модели: линька, шерсть.)

(Ответы детей: меняет шерсть, цвет; ест кору деревьев, ветки; от врагов спасают быстрые  ноги и цвет шерсти.)

Карлсон. Теперь я понял, почему не увидел зайца – снег белый и заяц белый.

Педагог. Бросаем кубик. Что же здесь сфотографировал Карлсон? (Ответы детей: хвост белки.)

Педагог. Ребята, расскажите Карлсону, почему же белку он не мог разглядеть. (Добавляет модель: дупло.)

Вопросы детям:

  • Где устраивает своё жильё?
  • Чем питается на деревьях белка?
  • Что ей помогает передвигаться ловко по деревьям?
  • Что защищает от холода?
  • Что помогает спасаться от врагов?

(Ответы детей: находит дупло, утепляет его; с осени заготавливает орехи, грибы;  быстро перепрыгивает с дерево на дерево.)

Карлсон. Какая молодей белочка, а я то думал, что это мелькает между деревьев? А это белка быстро перебирается с дерево на дерево.

Педагог: Бросает кубик, что здесь мы увидим?

(Ответы детей: хвост лося.)

Педагог. Как же лосю удаётся пережить суровые времена? (На панно вывешиваются модели: шерсть, ноги.)

Вопросы детям

  • Чем питается?
  • Есть ли у него враги?
  • Как он спасается от врагов?

(Ответы детей: ветками деревьев; быстро убегает или защищается передними копытами.)

Карлсон. Теперь я понял: за деревом стоял лось и  на высоких деревьях поедал ветки.

Педагог. Бросаем кубик.

(Ответы детей: хвост волка.)

Педагог. Как же этому хищнику удаётся пережить это суровое время года? (Выставляются модели.)

Вопросы детям:

  • Чем питается?
  • Как добывает себе пищу?
  • Где живёт?

(Ответы детей: волк – бегает на большие расстояния в  погоне за добычей, ведёт кочующий образ жизни.)

Педагог. Бросаем кубик.

(Ответы детей: хвост лисы.)

Педагог. Как лисе удаётся пережить это трудное время года?

Вопросы детям:

  • Чем питается зимой?
  • Где живёт?

(Ответы детей: лиса – живёт в норе, охотится за зайцами, ловит под снегом полевых мышей, в суровое время приближается к человеческому жилью.)

Карлсон. Много я сделал фотографий,  а своего большого друга – медведя – не сфотографировал и маленького ёжика тоже не увидел.

Педагог. Ребята, объясните, почему Карлсону не удалось увидеть медведя и ежа. (Выставляются модели.)

Вопросы детям:

  • Как медведь готовиться к зиме?
  • Где зимует?
  • Чем питается?
  • Что ёж делает, чтобы пережить зиму?

(Ответы детей: накапливает подкожный жир, спит в берлоге всю зиму; ёж тоже спит.)

Педагог. Ребята, а давайте поиграем в весёлую игру «Кто живёт в родном лесу». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбираете только тех, кто живёт в наших лесах, в России. Если живут – хлопайте в ладоши, если нет – не хлопайте.

Белка, лисица, жираф, бегемот.

Заяц, олень, крокодил, кашалот.

Волки, верблюды, моржи и тюлени.

Медведи, слоны, обезьяны, олени.

Карлсон. Ребята, а ещё я хотел послушать соловьиные трели и полюбоваться в пруду рыбками, понаблюдать за лягушками. Куда они делись?

Педагог. Дорогой Карлсон, ребята тебе уже говорили, что всё это из – за того, что наступила зима. Остальное мы тебе сейчас расскажем.

Вопросы детям:

  • Какие птицы собираются в дорогу – в тёплые края?
  • Как они называются?
  • Какие остаются зимовать?
  • Как они называются?
  • Как человек помогает птицам?
  • Как спасается от холода лягушка?

Карлсон. Понятно, мои «солисты» улетели в тёплые края, а лягушка-квакушка забилась глубоко в ил и заснула на всю зиму.

Педагог. Ребыта, расскажите о рыбах и насекомых.

Вопросы детям:

  • Что делают рыбы зимой? (Опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни, дремлют.)
  • Куда исчезают насекомые? ( Прячутся в кору деревьев, щели.)

Карлсон. Теперь я понял: приду фотографироваться к своим друзьям весной.

Педагог. Молодцы, ребята, вы очень хорошо всё объяснили Карлсону, а теперь давайте пофантазируем и поиграем в игру «Превратись». По моим словам вы будете превращаться в зимующих птиц, зверей, насекомых.

Девочки и мальчики,

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц (зверей) превратитесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа в подготовительной к школе группе "Берегись автомобиля"

Эта беседа поможет детям еще раз закрепить свои знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о том, что люди ходят по тротуарам и переходят улицу на разрешающий сигнал светофора по пеше...

Беседа в подготовительной к школе группе "КОСМОС"

Беседа в подготовительной к школе группе "КОСМОС"...

Беседа в подготовительной к школе группе "День победы"

В беседе закрепляются знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, воспитывается уважение и благодарность ко всем, кто защищал Родину....

Беседа в подготовительной к школе группе «Как устроено наше тело»

Беседа в подготовительной к школе группе «Как устроено наше тело»...

Беседа в подготовительной к школе группе «От чего возникают разные заболевания»

Беседа в подготовительной к школе группе «От чего возникают разные заболевания»...

Конспект беседы в подготовительной к школе группе. Тема: «Профессии наших родителей»

Цель: Расширение и конкретизация  представления детей о профессиях  родителей,  развивать познавательные интересы.Образовательные:*Расширить у детей знания о профессиях, в том числе и о...

Конспект беседы в подготовительной к школе группе «Беседы о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. В. Бианки «Май»

Цель:• Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В. В. Бианки и его творчеством.• Пробуждать любознательность, активный интерес к ...