Проект "Эколята- дошколята"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni2_2.docx | 691.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Тисульский детский сад № 1 «Колосок»
Проект
«Эколята - дошколята»
1. Паспорт проекта Структура |
Содержание |
Тема проекта | Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята-дошколята» |
Сроки реализации проекта | короткосрочный |
Автор проекта | Семина Светлана Николаевна |
Участники проекта | Дети всех возрастных групп, педагоги, родители |
Особенности проекта | Социально-познавательный, |
Актуальность и социальная значимость проекта | Природа – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Необходимо посеять и взрастить в душе ребёнка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. |
Анализ ситуации | Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Проект «Эколята–дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов. |
Постановка проблемы | Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова). |
Аннотация проекта | В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в МДОУ №1 с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. На торжественной церемонии воспитанника ДОУ принимают в «Эколята – дошколята». Ребенок будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды. Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций. |
Цель проекта | Формирование у детей основы экологического мировоззрения и культуры. |
Задачи проекта | 1.Познакомить со сказочными героями “Эколятами” – друзьями и защитниками Природы; 2.Сформировать у детей понимание того, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; 3.Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы; 4.Расширять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе; 5.Привлечь родителей к работе детского сада по экологическому воспитанию детей; 6.Воспитывать бережное отношение к объектам природы. |
Принципы, лежащие в основе проекта | - реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости; - интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания; - создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска; - наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения; - создание условий для практического экспериментирования с разными материалами; - простота и доступность изучаемого материала; - поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях; - добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы; - безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса; - наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка. - уважение к свободе и достоинству каждого ребенка - принцип системности и наглядности - принцип доступности изучаемого материала - эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий - проблемно – исследовательский характер заданий - вариативно – дифференцированное содержание заданий - опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения - привлекательность, занимательность и образность содержания заданий - психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий - принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений - принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность - принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы. - принцип интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности - принцип наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала. |
Этапы реализации проекта | 1.Подготовительный: Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео-материал«Природа вокруг нас , Видеофильм про Эколят – молодых защитников природы , Видио фильм Друзья леса. »; подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, чистоговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи. 2.Практический: Взаимодействие с родителями: Предложить детям вместе с родителями выучить стихи, приметы, пословицы и поговорки о природе. Беседы:«Природолюбие – учебник нашей жизни»,«Помоги Природе, помоги своему другу!»,«Времена года», «Животные и растения». Презентации: «Эколята - дошколята!» Чтение художественной литературы о природе: М. М. Пришвин «Золотой луг»; Е. Серова «Наши цветы»; Н. Сладков «Грачи прилетели»; Н. Сладков «От зари до зорьки»; Н. Сладков «Пестрые крылья»; Н. Сладков «Солнцеворот» Г. Скребицкий «Четыре художника»; К. Д. Ушинский «Четыре желания»; Г. Снегирев «Кто сажает лес»; В. Чаплина «В зоопарке». Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о природе. Дидактические игры, изобразительная деятельность. 3. Заключительный: подведение итогов деятельности в рамках проекта. Создание фотовыставки в рамках проекта. |
Ресурсы проекта | Информационно-техническое: - мультимедийный проектор, - ноутбук, - компьютер, - фотоаппарат, Информационное обеспечение: - интернет, - учебное пособие «Азбука Природолюбия»; - хрестоматии; - альбомы и тетради для раскрашивания; - наглядные, дидактические и раздаточные материалы; - семейные фотографии общения с природой, - тематические альбомы и фотоальбомы, - настольные, напольные, компьютерные и другие игры, фильмы, их фрагменты и кадры. |
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Предполагаемые результаты: - повышение общей культуры ребенка; - формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; - формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; - развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; - расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
|
Итоги природоохранного социально-образовательного проекта
«Эколята – дошколята»
Проведенные мероприятия в рамках данного проекта, позволили объединить всех участников образовательных отношений одной деятельностью. На участках появились новые цветники, игровое оборудование, сделанное родителями и детьми. Воспитанники с активным желанием включались во все мероприятия проекта, желая помочь героям Эколятам-дошколятам.
Во время бесед дети подробнее узнали о происхождении и жизни растений и животных, об уходе за ними и необходимыми условиями для их роста, развития, цветения и размножения.
После проведённых педагогами практических игровых занятий с детьми, индивидуальных поручений по дежурству в уголке природы и на прогулке, дети с большим удовольствием заботятся о растениях в группе и на участке, подкармливают птиц на прогулке, с большей ответственностью относятся к разным поручениям.
Во время трудовой деятельности по уходу за цветами, дети чаще делятся своими впечатлениями с воспитателем, друг с другом, рассказывают о том, как помогают своим родителям в уходе за домашними цветами.
Экологическая культура дошкольника может быть сформирована в постоянном общении с природными объектами. В дошкольном возрасте проявляется живой интерес и развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему природному миру.
14 июня понедельник. Тема дня: «Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
(подготовительная группа)
Режимный момент | Образовательная деятельность | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная работа | ||
Утро | - Музыкальная зарядка на свежем воздухе Тема: "Деревья и кустарники" Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной - создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный - развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость; - стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия; - воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям; - закрепить названия деревьев и кустарников; . Знакомство с Эколятами» Цель: познакомить детей со сказочными героями «Эколятами». Задачи: - Различать «героев » по именам и внешнему виду. - Развивать внимательность, любознательность. - Воспитывать чувство сострадания, желание помочь. - Воспитывать интерес к познавательной деятельности. - Обогатить словарный запас детей словами - Шалун, Тихоня, Умница, Елочка. -Труд – вскопать песок, подмести постройки; -Артикуляционная гимнастика «Доброе утро, язычок»; -Пальчиковая гимнастика; Деревья | -Дидактические игры: «Когда это бывает», «Что сначала что потом», «Повтори правильно», Разучивание «Гимн эколят» Куплет: Красотой Природа нас пленяет, Припев: Мы Эколята – природы защитники, Куплет: Бесценный дар надежно охраняем, Припев: Мы Эколята – природы защитники, Беседа «Чьи семена?» Цель: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность. Дидактический материал: карточки овощей, фруктов, плодовых деревьев; тарелочка с разными семенами. Методика проведения: Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща. Тема: «Детки с какой ветки?» Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев. Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев. Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются. | Спортивное оборудование: мячи, кегли, кольцебросы; |
Прогулка | Разучивание стихотворения Гончаров А.П. Берёзовые слёзы Наблюдение за БЕРЕЗОЙ 3 «Раз, два, три-к березе….. беги», -Труд полить цветы, убрать сорняки с клумб;- - формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами . | -Трудовые поручения: подмести постройки, сгрести песок, полить цветы, убрать сорняки; -Дидактические игры: «Что, где растет», «Сложи картинку», «Семья»; - Народные приметы. Лето сухое, жаркое - зима малоснежная, морозная Упражнения: «Пройди-не упади», «Кто быстрее до флажка», «Попади в цель»; -Заучивание и повторение стихотворений; Викторина на тему «Что мы знаем о деревьях?» 1. Чем деревья отличаются от других растений? | Игровое оборудование для игр с песком, водой; Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр; Книги для рассматривания; Изобразительные материалы для развития изотворчества; Спортивное оборудование: мячи, кегли, кольцебросы, дорожки для босохождения; Настольно-печатные игры: «Что, где растет», «Сложи картинку», пазлы, мозаика. |
15 июня вторник. Тема дня: «Дом под небом голубым»
Режимный момент | Образовательная деятельность | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная работа | ||
Утро | Музыкальная зарядка на свежем воздухе Тема: "Деревья и кустарники" Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной - создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный - развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость; - стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия; - воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям; - закрепить названия деревьев и кустарников; Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей. Знакомство с Красной книгой Кузбасса. Познакомиться с Красной книгой. Формировать представления о том, какие виды животных занесены в Красную книгу. Воспитывать бережное отношение к природе. -Труд – вскопать песок, подмести постройки; -Артикуляционная гимнастика «Доброе утро, язычок»; - | «Беседа о сохранении лесов» «Выбери нужное» Цель: Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность. Дидактический материал: Предметные картинки. Методика проведения: На столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д. | Спортивное оборудование: мячи, кегли, кольцебросы; |
Прогулка | - Познавательно-экологическая викторина «Знатоки природы». Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе. Закреплять представление животных и растений. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю -Сюжетно ролевая игра «Магазин цветов»; -Труд полить цветы, убрать сорняки с клумб; П/и «Пузырь», «Птички в клетке», | Экологическая беседа «Мусор – хорошо или плохо».(1 половина дня) | Игровое оборудование для игр с песком, водой; Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр; Книги для рассматривания; Изобразительные материалы для развития изотворчества; Спортивное оборудование: мячи, кегли, кольцебросы, дорожки для босохождения; Настольно-печатные игры: «Кому, что нужно для работы», «Мир вокруг нас», « |
II половина дня |
| Д/И «Собери в корзинку» | Видеотека:»Друзья леса» Игровое оборудование по интересам детей; Чтение стихов и рассказов про елку. |
среда 16июня. Тема дня: «Эколята - водный мир и солнце.»
Режимный момент | Образовательная деятельность | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная работа | ||
Утро | - Музыкальная зарядка на свежем воздухе- -Беседа-закрепление «Значение Солнца, воздуха, воды в жизни живых объектов»- Цель: обобщить имеющиеся знания о значении солнца, воды и воздуха; развивать умение вести беседу (говорить и слушать); воспитывать любовь и доброе отношение к живому. Тематическая беседа «Путешествие Эколят» «Эколята и водный мир», -Труд – вскопать песок, подмести постройки; -Артикуляционная гимнастика «Доброе утро, язычок»; | -Дидактические игры: «Подскажи словечко», , «Повтори правильно», « Я знаю пять названий…» -Беседа «Умываемся правильно» | Спортивное оборудование: мячи, кегли, кольцебросы; |
Прогулка | Наблюдение за состоянием погоды, солнцем, дождем, ветром, влиянием их на растения, людей; «Чем помочь цветочку,(дереву)»; Проведение фотоконкурса детей и родителей «Сохраним это чудо – просит нас Умница!» (оригинальные фотографии природы родного края)- -Рисование: Выставка рисунков «Эколята и мир растений»: «» Цель: учиться работать сообща, договариваться в процессе работы. -Труд полить цветы, убрать сорняки с клумб; - формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами П/и «Ручеек», «Птички в клетке», «Солнышко и дождик» | -Трудовые поручения: подмести постройки, сгрести песок, полить цветы, убрать сорняки; -Дидактические игры: «Кто, что делает?», «Продолжи ряд», «Логические цепочки; -Отгадывание загадок; -Упражнения: «Достань солнышко» -прыжки, «Быстрее ветра»-бег; Игра-имитация «Пробуждение природы» --Повторение заученных стихотворений; ; Опытно – экспериментальная деятельность: «Текучесть воды», «Окрашивание воды», «Как вытолкнуть воду?» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды | Игровое оборудование для игр с песком, водой; Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр; Книги для рассматривания; Изобразительные материалы для развития изотворчества; Спортивное оборудование: мячи, кегли, кольцебросы, дорожки для босохождения; Настольно-печатные игры: «Математическое лото», «Мир вокруг нас», «Сложи картинку»; Настольный конструктор; |
II половина дня | - Игра путешествие «Эколята и мир животных», стихотворенийН.Митиной загадывание загадок о воде, воздухе, солнце; - | Сюжетно-ролевые игры по интересам детей; Просмотр презентации «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» | Видеотека:»30 крупнейших рек Кемеровской области» Игровое оборудование по интересам детей; |
17 июня четверг. Тема дня: «Эколята познают природу»
Режимный момент | Образовательная деятельность | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная работа | ||
Утро | Музыкальная зарядка на свежем воздухе Тема: "Деревья и кустарники" Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной - создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный - развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость; - стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия; - воспитывать привычку к ежедневным физическим упражнениям; - закрепить названия деревьев и кустарников; Цель: вырабатывать у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения; прививать культуру здорового образа жизни у детей. Ролик мп4 «Друзья леса» Беседа-рассуждение «Почему нужно бережно относиться к природе?» Цель:Учить высказывать предположения, приучать к самостоятельности суждений. -Труд – вскопать песок, подмести постройки; -Артикуляционная гимнастика «Доброе утро, язычок»; | -Дидактические игры: «Подскажи словечко», , «Повтори правильно», « Я знаю пять названий…» Беседы с детьми по темам: «Как определить возраст дерева?», «Правила поведения в лесу». «Когда это бывает?» Цель: Учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Дидактический материал: На каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы, стихотворения временах года. Методика проведения: Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении. Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки. С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит. Лето. И светла, и широка Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться… Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зима. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. | Спортивное оборудование: мячи, кегли, кольцебросы; |
Прогулка | Наблюдение за состоянием погоды, дождем, влиянием воды на растения; Викторины «Будь природе другом!» Цели: Формировать экологическую культуру, чувство ответственности. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать мышление обучающихся, учить сравнивать, обобщать, наблюдать. Создать атмосферу доброжелательности между воспитателем и обучающимися. Рассматривание березы. Как называется это дерево? Как вы догадались? Где береза у нас растет? Как называется лес, если он состоит из состоит из одних берез? Как называется сок, который мы пьем? Береза в любой время красива, ее называют красой леса, березовым чудом, деревом здоровья. Сколько песен, стихов об этом дереве создано. Дерево хорошо приживается на бедных, малоплодородных, заболоченных почвах.
| -Трудовые поручения: подмести постройки, сгрести песок, полить цветы, убрать сорняки; -Дидактические игры: «Мой дом», «Что, где растет», «Тонет- не тонет»; -Отгадывание загадок; - Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. | Игровое оборудование для игр с песком, водой; Атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр; Книги для рассматривания; Изобразительные материалы для развития изотворчества; Настольно-печатные игры: |
II половина дня | Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят» Д/И «Экологическое лукошко. Аптека Айболита» с Ёлочкой
| Сюжетно-ролевые игры по интересам детей; «Береги природу» Цель: Закреплять знания об охране объектов природы. Дидактический материал: Карточки с объектами живой и неживой природы. | Видеотека: цикла «Заяц Коська и родничок», «Под грибком», «Грибной дождик» Игровое оборудование по интересам детей; |
18июня пятница. Тема дня: «Праздник «Эколята-дошколята – друзья природы».
Режимный момент | Образовательная деятельность | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | |
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная работа | ||
Утро | - Музыкальная зарядка на свежем воздухе- Тема: "Деревья и кустарники" Цель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной - создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный - развивать все группы мышц, координацию движений. Силу и выносливость; - стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной Беседа «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» Расширять представления о природе, о богатстве природы. Развивать познавательный интерес к природе. Познакомить с особенностями природы нашего края. Раскрашивание экологических знаков Цель: развивать моторику; воспитывать усидчивость; развивать творческие способности | -Дидактические игры: «Подскажи словечко», , «Повтори правильно», « Я знаю пять названий…» «Что было бы, если из леса исчезли…» Цель: Закреплять знания о взаимосвязи в природе. Дидактический материал: Карточки с объектами живой природы. Методика проведения: Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. | Спортивное оборудование: мячи, кегли, кольцебросы; Лепка из песка с Шалуном «Домик для лисички».(прогулка) |
Прогулка | Наблюдение за состоянием погоды, солнцем, дождем, ветром, влиянием их на растения, людей; «Чем помочь цветочку,(дереву)»; Проведение Конкурса рисунка на асфальте «Я дружу с Природой!». Учить находить связь с природой. Создание у детей благоприятной атмосферы. Воспитывать бережное отношение к природе. П/и «Ручеек», «Птички в клетке», «Солнышко и дождик» Трудовые поручения: подмести постройки, сгрести песок, полить цветы, убрать сорняки | -Дидактические игры: «Кто, что делает?», «Продолжи ряд», «Логические цепочки; Игра-имитация «Пробуждение природы» ; «Какого растения не стало?» Цель: Упражнять детей в названии комнатных растений. Дидактический материал: Комнатные растения. . Праздничное оформление согласно теме. Посвящение детей в «Эколята-Дошколята». | Изобразительные материалы для развития изотворчества; Спортивное оборудование: мячи, кегли, кольцебросы, дорожки для босохождения; Настольно-печатные игры: «Мир вокруг нас», «Сложи картинку»; |
II половина дня | Гимнастика после сна - Лесная прогулка . Праздник «Эколята-дошколята – друзья «природы». | Беседа о проекте «Эколята-Дошколята» Создание у детей радостного настроения. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Маленькие Эколята»
Это не просто куклы - это настоящие помощники на мотивационно-побудительном этапе деятельности, с ними интересно проводить игры-драматизации, рассказывать сказки, сочинять собственную экологическую сказку на определенную тему, а можно изменить концовку уже хорошо известной всем сказки. Благодаря Эколятам - Шалуну, Умнице, Елочке и Тихоне дети в игровой форме могут прикоснуться к миру природы, познать ее тайны, законы, правила поведения, стать ее защитниками и друзьями.
Яркие, динамические многофункциональные куклы-Эколята рассказывают детям много интересного.
Умница рассказывает детям обо всем на свете.
Она много знает и знакомит детей с экологическими сказками, пословицами и поговорками. Предлагает составить рассказ, отгадать загадки о природе
А Шалун в дорогу позовет, расскажет, где солнце сядет и взойдет.
Он любит путешествовать, наблюдать, играть в веселые игры и предлагает детям узнать новое и интересное о планете Земля, ее обитателях.
Елочка поможет природу изучить, с ней опыты и исследования интересно проводить.
Она веселая и общительная, предлагает ребятам познакомиться с зеленой аптекой, лекарственными растениями. В увлекательной форме можно провести с Елочкой исследования, эксперименты, используя интересный материал: пробирки, фильтры, песок, муку, камни, скорлупу орехов, семена, природный и различный бросовый материал.
Тихоня расскажет, как природу охранять, чем и как можно помогать.
Он тихий, скромный и любознательный. Познакомит всех с экологическими стихами, экологическими знаками, напомнит детям о правилах поведения в природе, используя иллюстрации по экологии.
«Знакомство с Эколятами»
Цель: познакомить детей со сказочными героями «Эколятами».
Задачи:
- Различать «героев » по именам и внешнему виду.
- Развивать внимательность, любознательность.
- Воспитывать чувство сострадания, желание помочь.
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности.
- Обогатить словарный запас детей словами - Шалун, Тихоня, Умница, Елочка.
Ход НОД:
I. Создание проблемной ситуации (на ковре, дети стоят вокруг воспитателя)
Воспитатель: Ой, смотрите, какое – то письмо! Ребята, вы не видели, кто его принес? Давайте его прочитаем (ведущий читает письмо).
«Дорогие мои друзья! Я приглашаю вас в гости, к себе и к моим верным друзьям. Вы пройдете по волшебной тропинке, в конце которой вас ждет сюрприз. Но чтобы до него дойти нужно очень постараться. Если вы готовы, тогда в путь. Желаем вам удаи
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь! (Дети под музыку «Шагают наши ножки» подходят к доске, на которой расположены герои «Эколята»: Шалун, Умница. Елочка, Тихоня).
(Дети рассматривают «героев», делают предположения о том, кто это). Ребята, хотите познакомиться с этими сказочными героями?
II. Дети проходят и рассаживаются на стулья.
Воспитатель: Ребята, герои которых вы встретили – это Эколята. Эколята - это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут нам ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её. Итак, давайте знакомиться.
Умница - в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет. Для встречи с вами Умница приготовила несколько загадок:
Белки в нём живут и волки, в нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес! Называют его … (лес).
Стоят у дорожки, на одной ножке,
В панаме с полями, зовутся … (грибами)
Выносливый и хитрый, голодный и сердитый,
Добычу ищет в лесу, грозный, страшный серый …(волк)
Умница: молодцы ребята, вы справились с самыми сложными загадками. Я очень рада нашей встрече. Знакомьтесь это мой братишка-желудь Шалун. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.
Шалун: Ребята, приглашаю вас поиграть в веселую игру п/и «Звонкий мячь».
Шалун: Молодцы ребята, вы очень ловкие и внимательные. Спасибо вам.
Умница: Тихоня мой младший брат-желудь, он носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит играть в пальчиковые игры и приглашает вас поиграть игра «Капуста».
А это Ёлочка, лучшая подруга малышей-желудей, она - веселая и общительная. Ёлочка носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.
Ёлочка: Ребята, а вы знаете какие плоды дарят мои сестры-сосны?
Дети: Шишки.
А хотите посмотреть огород Эколят тогда пойдемте.
Предлагаю вам пополнить огород эколят (рисуе Веселый огод).
III. Умница: Ребята, нам очень приятно было с вами познакомиться. Вы оказались очень дружными, ловкими и любознательными.
- Вам понравилось гулять по лесным тропинкам? (Да)
До свидания, ребята. До новых встреч! (дети отправляются в группу).
Экологический квест с детьми группы
«Путешествие в лес»
Цель: Создание условий для воспитания у детей позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры.
Задачи:
1. Уточнить и обобщить представления детей о разнообразном значении леса в жизни человека, закрепить полученные знания об обитателях леса.
2. Развивать устойчивый интерес к природе родного края, внимание, умение работать в группах.
3. Воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.
Материалы и оборудование:
Игрушки: ёжик, заяц, три конверта, ромашки заранее сделанные детьми, две чашки с водой, салфетка и пакет, скамейка, веревка, силуэт дерева на бумаге.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне сорока принесла письмо, из леса, от зайчика. Сейчас, я его вам прочитаю, - «Дорогие ребята из группы «Ромашка» помогите спасти моего братика, он пошел гулять в глубь леса, а обратно вернуться не может, на полянке он запутался в мусоре, который бросали люди которые отдыхали на полянке, помогите спасти его».
-Ребята, поможем зайчику? А как мы можем ему помочь?
Дети: Собрать весь мусор.
Воспитатель: Тогда надо отправляться в лес, во время прогулки мы будем встречать лесных зверей, они нам будут давать разные задания, которые мы будем выполнять.
Воспитатель и дети идут на участок.
Воспитатель: И так в путь! (звучит музыка В. Железновой «Автобус»)
Воспитатель: Вот мы и в лесу, какая красота! А кто же это поёт так красиво? Давайте послушаем эти замечательные голоса (звучат звуки леса).
Воспитатель: Посмотрите на дереве письмо лежит. Интересно от кого оно? Отгадайте загадку - С ветки на ветку, быстрый как мяч, скачет по лесу рыжий циркач, вот на лету он шишку сорвал, прыгнул на ствол, и в дупло убежал. Кто это?
Дети: Белочка.
Воспитатель: Правильно белка, белочка хочет узнать, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – «Нет!»
Слушайте внимательно:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да!)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет!)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет!)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)
Молодцы, ребята!
Воспитатель: Нужно идти дальше, смотрите на цветочке еще письмо лежит. От кого оно, отгадайте загадку:
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел…
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Бабочка написала, что на лужайке отдыхающие, сорвали и помяли все цветы, лужайка стала пустая и некрасивая, бабочке негде летать, и пить нектар. Надо помочь бабочке, как мы можем помочь? посадить цветы на лужайку. А что бы попасть туда, надо пройти по мостику, и по узкой дорожке (проходят по скамейке, по веревке).
Воспитатель: Молодцы, вот мы и на лужайке, совсем пустая она, давайте засадим ее цветами. Берите наши цветочки и посадим их на полянке.
Молодцы, какая красивая стала лужайка, как называются эти цветы, вы знаете?
Дети: - Ромашки!
Воспитатель: А какие вы ещё знаете цветы, отгадайте загадки:
1. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова,
Спрячу- ка в карманчик, бывший …(Одуванчик)
2.Колосится в поле рожь. Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый. (Василек)
3. Я в траве густой расту, огоньком на ней цвету.
Семена коль соберут, пирожки вам испекут. (Мак)
4. Синенький звонок висит, никогда не зазвенит. (Колокольчик)
Воспитатель: Вот теперь бабочке есть, где полетать. А что бы цветы хорошо росли и цвели, что для этого нужно?
Дети: Полить цветы.
Воспитатель: А кто в лесу поливает цветы?
Дети: Дождик.
Воспитатель: Мы сейчас сделаем с вами дождик!
Физминутка «Дождик»
Капля раз, капля два, (На ладонь пальчиком стучим)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом (Прыжки на носочках, руки на поясе)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны).
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой).
Воспитатель: Смотрите ещё одно письмо, от кого же оно? Отгадаем?
«Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной».
Дети: Это ёжик.
Воспитатель: Правильно это ёжик. Ёжик написал, что приготовил, для вас что-то удивительное. Пойдёмте в гости к нему, посмотрим (идут в гости к ёжику, ёжик в домике сидит).
Ёжик: Здравствуйте ребята, смотрите на столе стоят две чашки с водой. Некоторые люди в лесу бросают бумажки и пакеты, их становится все больше. Проходят дожди. Как вы думаете, что будет с бумагой?
Дети: Она намокнет.
Ёжик: Давайте попробуем, салфетку опустим в воду. И пакет тоже опустим в воду. Что стало с салфеткой?
Дети: Она намокла, стала мягкая, она растворяется в воде.
Ёжик: А пакет? он может раствориться?
Дети: Нет.
Ёжик: Почему нельзя бросать пакеты?
Дети: Они не растворяются, они засоряют природу, животные могут съесть кусочек пакета, и у них заболит живот.
Воспитатель: Спасибо ёжик, ребята теперь будут знать, и не будут бросать мусор в лесу! Пошлите дальше, надо спасать зайку. Смотрите сколько мусора, что нужно сделать? Надо всё убрать, рассортировать весь мусор. Бумажки в одно ведро, пакеты и пластик в другое, верёвочки в третье. Начинайте!
Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно убрали! Очистили лужайку.
Зайчик: Спасибо ребята, теперь я могу прыгать, и вернуться домой к маме. Ребята я хочу вам подарить на память дерево, но дождь смыл все краски, помогите его раскрасить, что бы оно стало очень яркое, красивое. Вы потом сможете забрать его в группу, и оно будет вас радовать.
Воспитатель: Конечно, поможем зайчик, мы сейчас с ребятами пойдем в группу и его раскрасим.
Конспект занятия
«Животные Красной Книги Кузбасса»
Цель: Дать детям представление о разнообразии животного мира Кузбасса.
Задачи:
- Образовательные задачи по приоритетной образовательной области:
ï Уточнение и закрепление знаний у детей о редких животных Кузбасса;
ï Развитие способности понимать пользу и значение животных в жизни человека;
ï Знакомство с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность
ï Воспитание бережного отношения к природе.
ï Развитие и уточненное знание у детей о родном крае;
ï Развитие словаря детей;
ï Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование для детей: цветные карандаши, лист бумаги А-4 шаблоны животных из картона, фишки красного и зеленого цвета для проведения дидактической игры «правила поведения в лесу» мультимедийная презентация «Животные Красной книги Кузбасса».
Оборудование для педагога: Мультимедийная установка для показа слайдов презентации «Животные Красной книги Кузбасса», картинки к игре «Правила поведения в лесу», картинки к дидактической игре «Назови сказку».
Приемы и методы:
ï Наглядный - показ презентации «Животные Красной книги Кузбасса
ï Словесный - разъяснение, объяснение, диалог (вопрос – ответ), художественное слово;
ï Практический – Д\И «Правила поведения в лесу», «Назови сказку» Предварительная работа: просмотр мультимедийной презентации «Красная книга Кузбасса»; беседа на тему «Животные Кузбасса», рассматривание картинок с изображением редких животных Кузбасса.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
ï Владеет знаниями о животных, занесенных в Красную книгу Кузбасса
ï Знает правила поведения в лесу;
ï Развивать умение поддерживать беседу;
ï Продолжить формирование умения взаимодействия со сверстниками и взрослым;
ï Способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей по средствам физминутки.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Формы работы с детьми: групповая, коллективная, индивидуальная.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на появившуюся в книжном уголке Красную книгу.
Воспитатель: Как вы думаете, о ком эта книга?
Дети: Эта книга о животных.
Воспитатель: Почему вы считаете, что эта книга о животных?
Дети: Эта книга о животных, потому что на обложке изображены животные. Воспитатель: Как вы думаете, почему обложка этой книги красная?
Дети: Потому что красный цвет красивый, яркий, нарядный.
Воспитатель: А что еще может обозначать красный цвет?
Дети: Красный цвет может обозначать внимание, запрет, опасность, предупреждение…
Воспитатель: Эта книга красного цвета, потому что в нее занесены животные, которых в Кемеровской области осталось очень мало. На этих животных запрещена охота. Вот поэтому книга называется Красной. Воспитатель открывает Красную книгу, показывает детям.
Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Воспитатель: Красная книга Кузбасса была выпущена в 2000году. В нее занесены редкие животные, которые нуждаются в помощи. На животных, занесенных в Красную книгу Кузбасса, запрещена охота. Всего в Красную книгу Кузбасса занесены 124 вида животных, это птицы, рыбы, млекопитающие.
Воспитатель держит в руках Красную книгу Кузбасса и из книги выпадает конверт. Воспитатель обращает внимание детей на выпавший конверт. Воспитатель: Ребята, посмотрите, книга, что то хочет нам сказать? Поднимает конверт и читает «Дорогие ребята, я хочу познакомить вас с редкими животными Кемеровской области. Ваша Красная книга Кузбасса». Воспитатель предлагает детям просмотр мультимедийной презентации «Животные Красной книги» Во время показа слайдов воспитатель рассказывает воспитанникам о животном мире, представленном на слайде. Бобр - обладает красивым мехом, который состоит из грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. Окраска меха от светло каштановой до темно - бурой, иногда чёрной. Хвост и конечности чёрные. Бобер отлично плавает и ныряет. Глаза, уши и нос расположены так, что он видит и слышит, не поднимая головы, когда плывет. Бобры умные животные, их называют «Хранителем рек». Бобры любят работать, их любимое занятие - строительство. Строят эти водолюбивые животные хатки и платины. Бобры живут до 25 лет.
Лось - самый крупный вид дичи. Лось – губастик, верхняя губа у него очень большая. Шея короткая, уши большие остроконечные. Лоси питаются осокой, ветками деревьев и кустарников, самая любимая еда лося – трава Иван – чай. Зимой днем лось кормится, а ночью спит. Но когда приходит лето, днем лось спит, прячась в тени от мошек и комаров, а ночью едят. Вес рогов лося составляет 20 килограмм. В ноябре – декабре лоси сбрасывают свои рога, а в мае вырастают новые.
Кабарга – родственник оленей. Длина тела до 1 метра, высота до 70 сантиметров, вес 11-18 килограмм. Продолжительность жизни в природе 4-5 лет, в неволе от 10 до 14 лет. Кабарга имеет бурый или коричневый окрас. Кабарга осторожное, пугливое животное. Питается травой, мхом, лишайниками. У кабарги много врагов, это рысь, волк, лиса, росомаха.
Волк – вес волка иногда достигает 50 килограмм, рост 75 сантиметров, а длина туловища волка от кончика носа до хвоста составляет до 2 метров. Оружие волка это зубы, Всего их 42. Волки хищные животные, они охотятся стаями. Волки охотится на оленя, кабана, лося, бобра, зайца, птиц. Еще этих животных называют санитарами леса, ведь, как правило, жертвами волка становятся старые больные или неопытные животные.
Крот – у крота продолговатое туловище длиной 20 сантиметров, покрытое мягкой, бархатной шерстью у крота сильно развиты передние лапы лопатообразной формы с длинными когтями. Ими они разгребают землю, прокладывая ходы под землей длиной до десяти метров в сутки. Всю свою жизнь крот проводит под землей.
Бурый медведь – самый большой хищник России. Рост медведя 2.5 метра, а его вес иногда достигает 750 килограмм. Питается медведь всем, что пригодно для еды. Места обитания медведя это - лесные массивы поросшие кустарником. В этих местах медведи устраивают себе берлоги. В зимнюю спячку медведи впадают не раньше сентября и не позднее декабря. Когда медведь не наращивает достаточное количество жира необходимого для спячки, медведь не впадает в спячку, а бродит в поисках еды, иногда нападая на людей.
Олень – древнейший обитатель лесов. Окрас оленя может быть разной от темно – бурого до темно – серого. Питаются олени грибами, ягодами, орехами. В зимний период времени, если снежный покров не очень велик, благородный олень пользуется возможностью добывать упавшие осенью листья с деревьев, различные стебли и кору кустарников. Употребляют также хвою сосны и ели.
После просмотра мультимедийной презентации проводится зрительно гимнастика. Цель: снять напряжение с глаз после просмотра презентации. Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами познакомились только с некоторыми животными, занесенными в Красную книгу Кузбасса. А как вы думаете, что нужно делать, что бы животных стало больше?
Дети: беречь и охранять животных, не охотиться на них. Не обижать их и не давать в обиду.
Воспитатель: Ребята вы такие молодцы. Знаете, что животных нужно беречь и охранять, заботиться о них.
Из красной книги Кузбасса выпадает еще один конверт. Воспитатель поднимает конверт и говорит: Ребята, посмотрите, Красная книга Кузбасса еще хочет что – то нам сказать (открывает конверт и читает). «Дорогие дети, вот вы и познакомились с некоторыми обитателями Красной книги Кузбасса, а знаете ли вы как нужно себя вести в природе?»
Проводится дидактическая игра «Правила поведения в природе»
Цель: Формировать доброе отношение к миру природы, отзывчивость на общение с живыми существами, закрепить основные правила поведения в природе «Что нельзя делать на природе и что можно делать?
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с правилами поведения в природе (что можно делать, а что нельзя), дети высказываются об изображении картинки. Если на картинке изображен положительное правило, дети поднимают зеленую фишку, а если правило отрицательное – то фишка будет красного цвета.
Варианты картинок:
ï Не рвать цветы (зеленая фишка);
ï Разводить костер в лесу (красная фишка)
ï Ломать и рубить деревья (красная фишка);
ï Не разорять гнезда (зеленая фишка);
ï Бросать мусор (красная фишка);
ï Мыть машины (красная фишка);
ï Ходить по тропинкам (зеленая фишка);
ï Не разорять муравейники (зеленая фишка);
ï Не ловить насекомых (зеленая фишка)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично знаете, как нужно вести себя в лесу, чтобы не нарушать покой лесных жителей.
Воспитатель: Ну а сейчас давайте немного отдохнем.
«Лесную гимнастику» проведем.
Цель: Снять усталость и напряжение, а так же повысить эмоциональный заряд.
Жарким днем лесной тропой
- шли на водопой. Дети идут по кругу друг за другом
За мамой - лосихой топал лосенок, Идут, громко топая
За мамой - лисицей крался лисенок, Идут крадучись
За мамой - ежихой катился ежонок, Передвигаются в глубоком приседе
За мамой-медведицей шел медвежонок, Передвигаются в глубоком приседе
За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут на носочках, согнув руки перед грудью
За мамой-зайчихой — косые зайчата, Скачут, сделав «ушки» из ладоней
- вела за собою волчат. Идут на четвереньках
- мамы и дети напиться хотят. Идут на четвереньках
После проведения физминутки воспитатель вновь поднимает конверт, выпавший из Красной Книги Кузбасса. В конверте описывается следующее задание. Читает это задание вслух: «Ребята, а вызнаете сказки, в которых животные помогали человеку?».
Проводится игра «Назови сказку»
Цель: закреплять знания русских народных сказок, развивать речь, воображение, мышление и память.
Ход игры: на ковре разложены картинки из сказок. Дети берут картинку, называя изображенную сказку. Варианты сказок:
ï «Маша и медведь»
ï «Иван Царевич и Серый Волк»
ï «Царевна – лягушка»
ï «Сказка о Царе Салтане»
ï «Сказка о Рыбаке и Рыбки»
ï «Конёк – Горбунок»
ï «Сивка – Бурка»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на территории нашей области существуют особо охраняемые места. Это заповедник «Кузнецкий Алатау», музей-заповедник «Томская писаница», а так же Шорский природный национальный парк. Там все растения и животные чувствуют себя под защитой. А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите?
Дети: Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не сможем бережно относиться к природе, будет страдать все живое на Земле. Воспитатель: Как бы вы хотели помочь животным, птицам и растениям, когда станете взрослыми?
Дети: Я вырасту и стану ученым и буду помогать сохранять природу. А я буду работать в зоопарке, буду разводить новых животных. А я хочу быть лесником и защищать лес от браконьеров!
Воспитатель: Сегодня вы познакомились с интересной и важной книгой. Теперь она всегда будет находиться в нашем книжном уголке. Вы расскажите о ней своим родителям. Ребята, хотите мы сделаем свою красную книгу, и она будет находиться у нас в группе. Предлагаю вам нарисовать любое животное из Красной книги. Потом мы соберем все рисунки и оформим свою книгу. Дети начинают рисовать рисунки.
Сценарий праздника "Эколята - дошколята".
.
Цель: формирование экологически грамотного отношения дошкольников к природе.
Задачи:
1.Развивать познавательный интерес к миру природы.
2.Формировать навыки бережного отношения к окружающей природе.
3.Воспитывать гуманное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
4.Воспитывать у детей желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
Материал: Рюкзак, свисток, рогатка, коробки от молока, сока, одноразовые стаканы, сундучок, телеграмма, открытки с заданием, запрещающие знаки, карточки с изображением птиц, эмблемы «Эколята – дошколята» зелёные галстуки
Ход развлечения.
Ведущий выходит с девочкой.
Ведущий: - Кто такие «Эколята»?
«Эколята» - дружные ребята,
Чистоту планеты охраняют,
Мусор убирают.
Разъясняют всем вокруг:
Как вести себя в лесу,
Как природу защищать,
Всем животным помогать:
Птицам скворечники сооружать,
Зерно вокруг деревьев рассыпать,
Животным кормушки расставлять,
Корм в кормушки насыпать.
А ещё они умеют-
Разглядеть природы красоту.
Лесов, лугов, полей просторы
И неба голубого синеву.
Ребёнок: Послушав, ваш рассказ, я решила,
Что буду с «эколятами» дружить.
Счастья, радость и веселье
Планете всей дарить!
заботиться о ней.
Ведущий: (читает телеграмму) В нашем краю появились опасные вредители – нарушители порядка! Прошу всех знающих и любящих природу оказать помощь в их поисках.
«Я – старичок Лесовичок.
В лесу оставил сундучок.
В том сундучке мои задания,
Смекалки требуют и знаний, и старания.
Желаю вам с заданьем справиться,
Тогда природа от беды избавится.
Внимательно смотри вокруг –
Поймёшь тогда, кто враг, кто друг.
Поторопись, дружок, отправься в путь
И песню добрую с собою не забудь!»
Ведущая и дети решают, что нарушителей нужно найти.
Ведущий: Итак, нам нужно найти хулиганов и помешать им. С чего же начать поиски?
Вспомним песню о доброте и дружбе, которая называется «Улыбка» муз. Шаинского.
Дети поют песню «Улыбка».
Под звуки марша в зале появляется «Зелёный патруль» - хулиганы под видом защитников
природы.
Ведущий: Здравствуйте! А вы кто?
Зелёный патруль: Здравствуйте. Мы – защитники природы! Защищаем природу от нарушителей.
Ведущий: Да, мы слышали, что появились нарушители тишины и порядка лесов и водоёмов.
Зелёный патруль: А что сидите? Надо спешить на помощь!
Ведущий: (спрашивает у Крепкосвиста) А что это у вас? (показывает на свисток).
Крепкосвист: Свисток. Никогда не видели, что ли?
Ведущий: А зачем же свисток в лесу?
Крепкосвист: Как зачем? Тишину в лесу охраняю, нарушителей пугаю.
Ведущий: (спрашивает у Птицегуба) А рогатка вам зачем?
Птицегуб: Да-а-а, она не настоящая! Так, мальчишек пугать, а то любят они птичьи гнёзда разорять!
Ведущий: (спрашивает у Водомута) А зачем вам всё это в карманах? Это же, кажется, мусор!
Водомут: По лесной тропинке шёл и собрал. Наверное, туристы разбросали! А выбросить не успел – работы много. Пришлось всё в карманы положить. Вон, ещё и целый рюкзак набил!
Ведущий: Молодцы, зелёный патруль! Ну что ж, ребята, пора отправляться в лес. Тем более что мы теперь не одни – у нас есть друзья!
Зелёный патруль: Да, да, мы ваши друзья!
Крепкосвист: Мы вам поможем!
Птицегуб: Дорогу подскажем!
Водомут: Найдёте своих хулиганов, не беспокойтесь (повернувшись к зрителям)! Кажется, поверили, ловко мы их обхитрили!
Ведущий: В путь!
Дети выполняют перестроения под песню «Вместе весело шагать», муз. В.
Шаинского, сл. М. Матусовского.
Ведущий: Вот мы и в лесу. Мы пришли правильно. Вот и сундучок, о котором сообщил в телеграмме Лесовичок.
Крепкосвист прячет сундочок.
Ведущий: Ой! А где же сундучок? Был только что здесь (видит сундучок у Крепкосвиста). Ты зачем наш сундучок взял? Да ещё и прячешь его?
Крепкосвист: Да ничего я не прячу! Вот он, заберите! Это я просто хотел быстрее вам его отдать.
Ведущий: Откроем сундучок, посмотрим, что в нём (достаёт открытку, читает).
«Мои милые ребятки, отгадайте-ка загадки!»
Ведущий: Давайте не будем торопиться. Хорошенько подумаем, прежде чем ответить. А зелёный патруль нам поможет. Они ведь знатоки леса!
Зелёный патруль: Да, да! Мы всё знаем! Загадывайте ваши загадки.
Ведущий: Сами гнезда они вьют
И заливисто поют.
Могут быстро в небо взвиться.
Кто же это? Это... (птицы)
Ноги промочил с утра —
Мокрая была трава.
Дождь не шел, а сыро всюду.
Что такое? И откуда?
Эта в капельках вода
Называется... (роса)
Раскаленный шар из газа,
В небе он заметен сразу,
Дарит нам тепло и свет,
Без него и жизни нет. (Солнце)
Ведущий достаёт из сундучка вторую открытку.
.
Ведущий: Да, действительно, ничего дороже родной стороны у человека нет. А как называется наша с вами родная сторона?
Дети: Россия.
Дети исполняют песню «Росиночка - Россия».
Ведущий: Смотрите, ребята, в сундучке картинки. Кто на картинках? (Птицы). Лесовичок, наверное, хотел, чтобы мы поиграли в игру
«Не сорока, не ворона».
Ведущий (быстро показывает карточку с изображением птицы любому игроку и при этом говорит):
Не сорока, не ворона и не чайка,
А какая это птица? Отгадай-ка!
Ответ ребёнка должен быть полным:
Не сорока, не ворона, а снегирь!
Спрашивает не только у детей, но и у Зелёного патруля. Они отвечают невпопад.
Ведущий: Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.
Первое правило:
Дети: - Не сори!
Ведущий: - Второе правило:
Дети: - Не шуми!
Ведущий: - Третье правило:
Дети: - Не губи!
Ведущий: А теперь поиграем в игру: «Если я приду в лес». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, вы говорите: «Да», если плохо: «Нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
Ведущий: Ребята, наши помощники подозрительно себя ведут., отвечают невпопад.
Смотрите, что-то ещё приготовил для нас Лесовичок. Это знаки. Они напоминают нам о том, как
нельзя вести себя в природе. Например, этот.
Показывает знак, запрещающий ломать ветки деревьев.
Птицегуб: Я знаю! Я люблю в лесу гулять:
На полянку прибегу,
Под кусточком полежу,
Веточку сломаю,
Птиц перепугаю.
Дети исправляют ошибку. Ведущая показывает знак, запрещающий разводить в лесу огонь.
Водомут: Теперь я буду отвечать.
Если холодно в лесу,
Дождь прошёл недавно,
Большой костёр я разведу
И обогреюсь славно.
Дети исправляют ошибку
.
Ведущая показывает знак, запрещающий разорять муравейники.
Крепкосвист: На поляне, под кусточком –
В лесу везде такие кочки.
Их надо палкой разгрести,
Коль не дают они пройти.
Дети исправляют ошибку.
Ведущий: Что-то запутались вы совсем. Отвечали невпопад, только сбивали нас. А ведь обещали помогать, подсказывать.
Сейчас мы с гостями поиграем в игру «Лесная фигура», а вы посмотрите и угадайте, кого из лесных обитателей они изобразят.
Проводится игра.
Водомут замирает с мусором в рюкзаке , Птицегуб – с рогаткой, Крепкосвист – со свистком.
Ведущий: Обращается ко всем. Смотрите-ка, ведь это не зелёный патруль, а как раз те, кого мы ищем. Это – Крепкосвист и свисток тебе нужен вовсе не для того, чтобы нарушителей пугать, а самому шуметь и свистеть. Это – Птицегуб со своей рогаткой, между прочим, самой настоящей. А это – Водомут, и в карманах у него мусор для того, чтобы засорять всё вокруг. Не смогли вы нас перехитрить. С помощью Лесовичка и ваших знаний, ребята, находчивости мы смогли найти нарушителей.
Из-за таких, как вы, даже природа плачет.
Водомут: Это нельзя, то нельзя! А вы-то чего хотите?
Эколята читают стихотворение Е. Коргановой:
1. Мы хотим, чтоб птицы пели, Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на травушке роса.
2.Мы хотим, чтоб солнце грело,
И берёзка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
3Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтоб весною лил весёлый дождь.
Все трое (зелёный патруль): Ребята, простите, мы больше не будем! Мы, честное слово, больше не будем. Мы уже поняли…. Если бы вы нас приглашали на свои праздники, мы бы не делали так. Это мы от скуки.
Ведущий: Простим их? (дети соглашаются).
Звучат фанфары (фонограмма).
Ведущий:
Ребята, вы справились со всеми заданиями, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в Эколята – дошколята. И, чтобы вы стали настоящими защитниками природы, вы должны произнести «Клятву Эколят – Молодых защитников Природы».
Настало время произнести слова торжественной клятвы и вступить в ряды Эколят. Вы готовы?
Дети: Да!
Клятва эколят - дошколят:
Клянусь беречь растения, высаживать деревья и ухаживать за ними.
Клянусь беречь водоёмы от загрязнения.
Клянусь убирать за собой мусор всегда и везде.
Клянусь заботиться о природе, животных и растениях.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Гимн «Эколят – молодых защитников природы»
Куплет:
Ярко светит солнце в чистом небе,
Весело в горах журчат ручьи,
На опушке леса возле ели,
Трели звонко тянут соловьи.
Красотой Природа нас пленяет,
Силы, вдохновение дает,
Чудесами сильно удивляет,
Но лишь тех, ее кто бережет!
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.
Куплет:
Оглянись вокруг и ты увидишь,
Каждый день наполнен волшебством,
Радуга, туман и белый иней,
Или дождик за твоим окном.
Бесценный дар надежно охраняем,
Природы тишину, ее покой,
Если искренне природу любим,
Значит, любим Родину с тобой.
Припев:
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Богатства земли молодые наследники,
На страже природы стоим ты и я!
Мы Эколята – природы защитники,
Животных, растений большие друзья,
Оберегаем и любим природу,
«Колосок» торжественно объявляется территорией, «Эколят-Дошколят», детей - воспитанников детского сада торжественно посвящаем в «Эколята».
(вручаем эмблемы и галстуки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Посвящение в дошколята.
Дети, переходя из первой младшей (группа раннего возраста) во вторую младшую группу ( 3-4 года), переступают возрастную ступень-они становятся дошколятами. ДО-ШКОЛЬНИКАМИ! И вроде бы до школы еще ой ...
Как ребята-дошколята в сказку попали и у зеркала гадали (рождественский праздник для детей старшей и подготовительной группы)
В основе сценария праздника лежит сказка "Морозко".Сценарий изобилует интересными героями, песнями, танцами, играми. Праздник проходит на УРА!...
"Как ребята - дошколята Деду Морозу голос вернули"
Сценарий Новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста. Роли исполняют : Витя и Маша, снежинки - дети; Снегурочка, Дед Мороз, Баба Яга, Снежная королева, Вьюга -...
Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе «Как дошколята цифру 5 спасли»
Интегрированное занятие (математика + театр) в подготовительной группе«Как дошколята цифру 5 спасли» Воспитатель Свинцова Елена Александровна - I квалификационная категорияМКДОУ...
ПОЧИТАЙ МНЕ СКАЗКУ, МАМА, ИЛИ С КАКИМИ КНИГАМИ ЛУЧШЕ ДРУЖИТЬ ДОШКОЛЯТАМ.
Учёными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и актив...
Проект «Эколята –Дошколята» В средней группе №12 «Фантазеры» Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Формирование у ребенка богаього внутреннего мира,бережного отношения к природе....
Сценарий праздника «Посвящение в «ЭКОЛЯТА-дошколята» старшая группа (в рамках природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята -дошколята»)
Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы сбезграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума.В.А. СухомлинскийАктуальность:Эко...