Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») Тема: «Вершки и корешки»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Заречная Елена Борисовна

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6–7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие»)

на тему «Вершки и корешки» представляет собой план занятия,

направленного на расширение знаний детей о культурных растениях, их строении и особенностях.

В ходе занятия дети узнают, что у каждого культурного растения есть корни, которые находятся в земле,

и наземная часть — вершки.

Занятие способствует формированию у детей представления о том, как растут овощи, развитию наблюдательности и

способности делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-_vershki_i_koreshki.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет

(образовательная область: «Познавательное развитие»)

Тема: «Вершки и корешки»

Автор-разработчик:

воспитатель МБДОУ д/№60

Заречная Елена Борисовна

Цель: расширение экологических знаний детей; научить детей понимать, что любое растение состоит из корня (нижней части) и стебля, листьев, плода (наземной части).

Задачи:

Образовательные: 

- Углублять знание детей об условиях необходимых для роста и развития растений;

-Развивать знание детей об экологических связях между живой и неживой природой, растениями и деятельностью человека;

- Учить классифицировать предметы по двум признакам (съедобные и несъедобные части растения);

- Закреплять знания о пользе овощей для здоровья.

Развивающие:

 - Развивать внимание, воображение, мышление;

- Развивать связную речь, зрительное внимание, координацию речи с движениями, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

 - Воспитывать стремление быть аккуратными, опрятными;

- Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться;

- Воспитывать любовь к природе.

Оздоровительные:

- Воспитывать потребность к употреблению в пищу овощей и фруктов;

- Формировать представление о здоровом образе жизни.

Используемые методы и приемы: коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, игровая деятельность.

Предварительная работа: Чтение и инсценировка русских народных сказок «Вершки и корешки», «Репка».

 Просмотр мультфильма «Вершки и корешки».  Посадка растений в огород на окне. Наблюдение за ростом растений. Полив, рыхление почвы. Рассматривание муляжей овощей, фруктов, ягод, сравнение их с настоящими. Рассматривание иллюстраций на тему: «Огород», «Фруктовый сад». Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи». Изготовление игры «Вершки и корешки». Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей». Дидактические игры «Что растет на грядках», «Найди и покажи».

 

Материалы и оборудование: огород – дидактический центр; карточки - помощники растений; овощи: лук, капуста, репа, свекла, морковь, огурец, помидор и др.; лотки с зелеными растениями, выращенными в ходе эксперимента; компьютер, муляжи овощей, оборудование для посадки лука, контейнеры с почвой, луковицы для посадки, деревянные палочки для рыхления почвы.

Продолжительность педагогического мероприятия: 30 минут.

Ход педагогического мероприятия:

1.        Организационно-мотивационный этап.

Организационный момент

Воспитатель - Доброе утро, ребята!

А теперь прислушайтесь. ( раздаются звуки весны) Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как ручей из снега вышел.

И услышать не могли мы,

Как зеленые травинки

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел,

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Воспитатель: 

- Ребята, какой у нас сейчас месяц? (ответы детей) Правильно, март.

Включается запись голоса сороки:  

- Внимание, внимание, в нашем лесу до сих пор спит медведь, беззобррразие! Беззобррразие!

Воспитатель:

-  Ребята, а ведь и правда, ему давно пора просыпаться. Давайте мы с вами отправимся в лес и разбудим «косолапого».

- Где он живет? Как называется его дом?

Дети: Он живет в лесу.

- Его дом называется берлогой. Она находится в земле, мишка сам роет ее для себя и своих медвежат.

Воспитатель: До леса идти далеко, до леса идти нелегко.

Вот идем к медведю в гости и видим на пути разные препятствия:

1. Посмотрите вот бревно, словно ждет здесь нас оно, к нему дружно подойдем и быстро по нему пройдем.

2. Пролезем под кустом (под дугой)

3. За шишкой прыгнем высоко (прыжки в высоту)

Дети вместе с воспитателем преодолевают препятствия:

  1. Идут по дорожке «бревну»
  2. Пролезают под дугой
  3. Прыгают в высоту

Воспитатель: 

- Вот мы и пришли к медвежьей берлоге. Ребята, давайте дружно разбудим мишку!

Дети: Мишка! Просыпайся, весна на дворе!

Выходит взрослый  в костюме медведя:

Медведь:

- Ох, как крепко я спал, а что, уже весна пришла?

Воспитатель: -Весна, мишка, март, а ты все спишь. Вставай с ребятами на зарядку.

Физкультминутка «Мишка вылез из берлоги» 

Мишка вылез из берлоги,                  повороты влево и вправо.

Огляделся на пороге.                         Потягивания – руки вверх.

Потянулся он со сна:

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.                    Вращения головой

Наклонился взад-вперед,                     наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет.                             Ходьба.

Ищет мишка корешки                          наклоны: правой рукой дети касаются левой

И трухлявые пеньки.                            ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся.                     Дети садятся на места.

Дети вместе со взрослыми выполняют упражнения физкульминутки

Медведь: 

- Вот спасибо, ребята, что разбудили меня. А как же я за зиму проголодался. Вижу,  вижу ,(смотрит на подоконник) что вы не ленились, вон сколько у вас там насажено на окошке вкусностей.

Воспитатель:  Да, Мишка!

Дети вместе:

Развели  мы огород

В группе дружной нашей.

Пусть посмотрит народ

На посевы наши.

Только солнце взойдет,

Поливаем грядки.

Всё растёт, всё цветет,

Всё у нас в порядке!

2. Основной этап.

Медведь:

- Мне сказали, что вы очень умные! А я вот нет. Мужик из известной вам сказки всегда хитрит со мной. Помогите мне тоже стать умным!

Воспитатель:

-Поможем? 

 Чтобы Мужик тебя больше не обманывал, сначала, тебе нужно научиться определять, где вершки, а где корешки. Ребята, научим Мишку?

    - Для того, чтобы этому научиться надо вначале загадки наши отгадать.

Над землей зеленый хвост,

Под землею красный нос.

Зайчик уплетает ловко…

Как зовут ее?....

          (Морковка)

Вы ответьте мне ребятки,

Что растет на нашей грядке,

Маскируясь над землею

Очень ценною ботвою?

Вкус ее своеобразный,

Цвет бордовый, одномастный.

Без нее борща не сваришь,

Винегрета не заправишь.

Под дождем не раз промокла

Кто, скажите это?....

            (Свекла)

Лето целое старалась –

Одевалась, одевалась…

А как осень подошла,

Нам одежки отдала,

Сотню одежонок сложили мы в бочонок…

            (Капуста)

Он на грядке вырастает,

Никого не обижает.

Ну, а плачут все вокруг,

Потому что чистят…

             (Лук)

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке – но не мышка.

             (Картошка)

Дети отгадывают загадки

Воспитатель:

- Ребята, а про что мы отгадывали загадки?

Дети: Про овощи

Воспитатель: Все овощи разные. Есть овощи , у которых едят вершки – это верхняя сьедобная часть. А есть овощи, у которых едят корешки – это сьедобная часть, которая находится в земле. 

Воспитатель: Давайте  вместе с Мишкой поиграем в игру «Вершки и корешки». Я буду называть овощ, если он растет на земле «Вершок», вы поднимайте руки вверх, а если под землей «Корешок» – опускайте руки вниз.

Морковь – руки вниз

Свекла – руки вниз

Огурец – руки вверх

Лук – руки вниз

Помидор – руки вверх

Перец – руки вверх

Редис – руки вниз

Картофель – руки вниз

Горох – руки вверх

Чеснок – руки вниз

Капуста – руки вверх

Дети играют в игру «Вершки и корешки»

Воспитатель:

- Молодцы! Отлично  мы поиграли! И Мишке понравилось!

-  Закрепим знания о вершках и корешках.

 - Подумайте и назовите овощи, которые растут над землей?

Ответы детей: Помидор, капуста, огурец, тыква, кабачок.

У этих растений корни нельзя употреблять, а можно есть вершки (то, что находится над землей – плоды)

 - А теперь назовите овощи, которые растут под землей?

Дети: Картофель, лук, морковь, свекла, репа, чеснок.

У этих овощей сьедобные корни – корешки, которые находятся под землей. А над землей находится ботва – листья и стебли корнеплодов, которые не употребляют в пищу.  Вот посмотрите, дети, какой же хвостик у морковки?

Дети: Он зеленый, пушистый, листочки резные.

Воспитатель: Когда ветер дует, хвостик у морковки раскачивается в разные стороны.

 Предлагает детям поднять руки вверх, пальчики растопырить (как ботва), и покачаться вправо, влево. Воспитатель хвалит детей.

 

Дети имитируют движения ботвы у морковки.

Воспитатель: - А сейчас вместе с Мишкой мы отправимся в нашу лабораторию и покажем ему, что вырастили мы - какие мы овощи посадили, что у нас выросло. А Мишка нам скажет, где «Вершки» , а где « Корешки».

Воспитатель: -  Какой овощ посажен в этом контейнере? 

Дети: Это зеленый лук.

- Рассматривание овощей высаженных в контейнере.

Воспитатель:  Мишка, а что мы употребляем в пищу?

Медведь:

- Конечно же вершки. Мы порежем наш лучок и положим в супчик.

Воспитатель: 

- А это мы посадили морковь и свеклу. Мишка, что мы будем кушать?

Медведь:

- Ну конечно, корешки!

-А как же это у вас здесь на окошке это всё выросло?

Воспитатель: Медведь, а дети тебе сейчас и расскажут. Что же помогает нашим растениям расти в природе и здесь, у нас на окошке.

        Работа по карточкам «Помощники растений»

Воспитатель: Ребята, среди этих карточек вы должны выбрать те, на которых изображены помощники растений, т. е. то, что им помогает расти.

• Солнце – согревает землю, растениям; дает свет

• Почва – кормит растение питательными веществами

• Воздух – растения дышат

• Дождик (вода) – для полива

• Дождевой червь – рыхлит почву

• Божья коровка – уничтожает тлю

• Жаба – поедает слизней

• Птицы – уничтожают гусениц, вредных насекомых

• Пчелы, шмели – опыляют растения

• Человек – рыхлит почву, сеет семена, пропалывает сорняки, собирает вредных насекомых, собирает урожай.

Дети выбирают карточки и рассказывают о том, что помогает растениям расти

3. Заключительный этап.

Медведь: Спасибо вам ребята. Научили вы меня различать вершки и корешки. Не обманет меня больше хитрый мужик. Пора мне домой возвращаться. 

Зрительная гимнастика:

В огороде мы гуляли,                 -круговое вращение глазами.

За овощами наблюдали.              -широко открывают глаза.

К солнцу тянется лучок              -взор фиксируют вверх.

И горошка стручок.                     -взор фиксируют влево.

Вот морковка красная,                -опускают взор вниз.

Девица прекрасная.                     -взор фиксируют вправо.

Справа- баклажан, капуста         - моргают глазами.

Разрослись на грядке густо.       -закрывают глазами.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали.                (повторить 2-3 раза)

Дети выполняют упражнения зрительной гимнастики

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Вы научили Мишку различать вершки и корешки и сами с пользой провели время, узнали много нового и интересного

Дети прощаются и провожают медведя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогической ситуации с детьми старшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Бумажная Фея»

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста. Методы и приемы,  использованные на занятии,...

Конспект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием ТИКО-конструктора «Класс» тема: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Цель мероприятия:  совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; развивать самостоятельность детей в выборе Тико конструкции, умение видеть конструкцию предмета и анализиров...

Конспект педагогического мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие») с использованием конструктора LEGO WeDo тема: «Самолёт»

Конспектпедагогического мероприятия с детьми 5-6 лет (образовательная область «Познавательное развитие»)с использованием конструктора  LEGO WeDoтема: «Самолёт»...

Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Ребята спешат на помощь Вите Перестукину». (формирование элементарных математических представлений с элементами ТРИЗ)

Конспект педагогической ситуацииФамилия, имя, отчество автора: Федорова Вера Германовна.Занимаемая должность: воспитатель 1 квалификационной категории.Наименование ДОУ: МБДОУ «Детский сад №17 &l...

Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Ребята помогают Фиксикам». (формирование элементарных математических представлений)

Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводится в игровой форме для обобщения знаний дет...

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») Тема: «Красная книга Белгородской области»

Конспект педагогического мероприятия с детьми 6-7 лет (образовательная область: «Познавательное развитие») на тему«Красная книга Белгородской области» представляет собой план з...