Занятие по рисованию в старшей группе "Дымковская лошадка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бабина Ирина Витальевна

Целью представленного занятия является знакомитство детей с русскими народными промыслами, их историей; закрепление эмоционально-положительного отношения к народному декоративному искусству; развитие чувства прекрасного, эстетического восприятия; закрепление знаний о дымковской игрушке и дымковской росписи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_risovaniyu_v_starshey_gruppe.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ДЫМКОВСКАЯ ЛОШАДКА»

Цель: знакомить детей с русскими народными промыслами, их историей; закреплять эмоционально-положительное отношение к народному декоративному искусству; развивать чувство прекрасного, эстетическое восприятие; закреплять знания о дымковской игрушке и дымковской росписи.

Демонстрационный материал: дымковские игрушки, фото с изображением этапов изготовления игрушек, картинки с изображением дымковской лошадки.

Раздаточный материал: силуэты дымковской лошадки, вырезанные из белой бумаги, гуашь, кисти, банки с водой, салфетки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с народным творчеством, народными промыслами и народным декоративным искусством. Перед вами находятся дымковские игрушки. И именно о них, об их изготовлении и росписи я вам расскажу, а затем вы сами сможете расписать вырезанную из бумаги фигурку лошадки.

Дымковская игрушка появилась 400 лет назад и до сих пор восхищает нас своей неповторимой красотой. Ребята, а почему эти игрушки так называются – дымковские – как вы считаете? (Ответы детей). Да, именно потому, что родом этот промысел из Дымковской слободы, которая сейчас является частью города Кирова.

Существует интересная легенда, связанная с созданием дымковской игрушки. Согласно ей, однажды, много веков назад, у стен города встретились два дружественных войска, но из-за того, что было темно, они решили, что перед ними враг, и начался бой. В сражении погибло много воинов, и после этого трагического события было принято каждый год весной справлять тризну – поминальную трапезу.

Постепенно это происшествие было забыто, а вместо тризны появились народные гуляния. В этот день женщины лепили из глины различные фигурки и шарики, внутри которых находились горошины. Все изделия красиво расписывали. Фигурки могли свистеть, а цветными шариками, было принято кидаться друг в друга. Горошины внутри шариков создавали дополнительный шум.

Но не только это помогло появиться на свет дымковской игрушке. Важным было и то, что вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которую можно было использовать в керамике.

А ещё дымковская игрушка была средством борьбы со злыми духами, которые, как известно, боятся шума. И именно все дымковские игрушки могли свистеть, трещать, грохотать и издавать другой шум. В настоящее время, это не является необходимым атрибутом дымковской игрушки, однако, способы ее изготовления и росписи остались прежними.

Как же изготовляют эту чудо-игрушку? (Рассказ сопровождается показом соответствующих картинок или фотографий).

Сначала мастер вручную вылепливает игрушку, поэтому нет двух одинаковых дымковских игрушек, каждая из них уникальна и хранит в себе частичку души мастера.

Затем производится сушка игрушки с последующим обжигом.

Раньше игрушки обжигали в деревенской печи. Их клали на металлический противень и устанавливали непосредственно на дрова. После того, как игрушка накалялась, ее остужали в той же печи. В настоящее время применяются современные печи, которые позволяют сэкономить время и делают процесс прокаливания игрушки более безопасным.

После сушки и обжига дымковская игрушка приобретает красно-коричневый цвет, поэтому перед нанесением узоров проводится ее выбеливание. Для этого статуэтку покрывают специальным раствором, состоящим из мелового порошка и молока. После того, как молоко скисает, раствор становится твердым и на поверхности игрушки создается ровный белый слой. Были попытки изменить состав раствора, они оказались неудачными. В результате фигурки получались желтоватыми или поверхность выглядела неровной. Поэтому до сих пор побелка дымковской игрушки производится всё тем же раствором – из мелового порошка и молока.

Завершающий этап создания игрушки – роспись. Для того, чтобы придать неповторимый образ дымковской игрушке использует сочетание ярких цветов и геометрических форм. Чаще всего при росписи игрушек использовали такие цвета, как: синий, зеленый, красный, малиновый, оранжевый, голубой, изумрудный, коричневый, черный.

Традиции создания дымковской игрушки живы до сих пор. Создание дымковской игрушки было и остается женской профессией. Полет фантазии и знание древних традиций и обычаев помогает прекрасному полу создавать невероятные образы.

Ребята, я предлагаю вам самим попробовать стать сегодня таким мастером-умельцем и расписать свою игрушку. Но сначала немного разомнемся.

Физкультминутка:

На лошадке ехали,

В огород заехали.

(Дети выполняют легкие приседания, руки вытянуты, будто держат вожжи)

Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп!

(Хлопки: два коротких, один – длинный)

На машине ехали,

До угла доехали.

(Повороты руками – держат руль)

Би-би-би! Би-би-би!

(Хлопки: два коротких, один – длинный)

Паровозом ехали,

До горы доехали.

(Руки согнуты в локтях: поочередное движение левой и правой руками вперед-назад)

У-у-у! У-у-у!

(Хлопки: два коротких, один – длинный)

А теперь давайте приступим к созданию именно вашей красивой и неповторимой дымковской игрушки – распишем гуашью силуэт лошадки. Закройте на минуту глаза и представьте, какой будет эта игрушка, какой узор и какими цветами вы нанесете. Не забывайте использовать яркие краски и различные геометрические формы – круги, линии, точки, квадраты.

По мере готовности дети вместе с воспитателем размещают фигурки на доске для рисунков. По окончании работы можно полюбоваться общей композицией.

Завершающая часть (рефлексия):

Ребята, сегодня мы с вами познакомились и попробовали свои силы в народном промысле, именуемом «дымковской игрушкой». Вам понравилось быть мастером дымковской росписи? (Ответы детей). Что понравилось больше всего? (ответы детей). Краски каких цветов вы использовали для росписи лошадки? (Ответы детей).

Давайте сейчас вспомним веселую русскую народную потешку «Сидит белка на тележке» и поиграем с пальчиками!

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки – поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект комплексного занятия по рисованию в старше-подготовительной группе:"Знакомство с жанром живописи - маринистика. Рисование акварелью "Море".

Конспект занятия для детей старше - подготовительной группы. Для проведения такого занятия требуется большая предварительная работа по ознакомлению детей с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж...

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»

Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги)...

Занятие по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование по мотивам Гжельской росписи»

Образовательная область «Изобразительная деятельность» Программные задачи: - дать понятие «декоративно-прикладное искусство»; продолжать знакомить с народным промыслом Гжели; зак...

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Лошадки»

Формирование умение лепить лошадку по мотивам дымковской игрушки на основе цилиндра.Воспитание интереса к народно-прикладному творчеству....

Конспект занятия по рисованию "Красивая тележка для лошадки" во второй младшей группе

Продолжать формировать умение изображать предмет,состоящий из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Упражнять в рисованиии закрашивании красками. Поощрять умение выбирать краску по своему в...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...