Познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Валентина Николаевна Коканова

Тема. Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_rasshirenie_pri_nagrevanii_i_szhatie_pri_ohlazhdenii.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы.

Форма организации: решение проблемной ситуации

Тема. Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении.  

Цель. Дать понятие, что при нагревании предметы расширяются, а при охлаждении сжимаются.

Задачи. Формировать представления о том,  что при нагревании предметы расширяются, а при охлаждении сжимаются.

Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Развивать  умение определять возможные методы решения проблемы   с помощью взрослого.

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Материалы:  видео «Тепловое расширение твердых тел», иллюстрации по теме.

Ход   ОД

Этапы работы

Действия педагога  (методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности

 - Ребята, поросята решили провести в свой домик электричество, а вот  как правильно это сделать не знают. У них возник спор, какой длины должен быть провод. Ниф-Ниф думает, что провод  надо сильно натянуть, чтобы он не провисал. Нуф – Нуф, говорит, что провод можно вообще не натягивать, пусть он просто висит. А вот Наф- Наф с ними не согласен. Он считает, что нельзя провод сильно натягивать и нельзя, чтобы он сильно висел.  Кто же из них прав?

- Поросята просят нас им помочь.

Простановка цели детьми

 - Как вы думаете, мы сможем помочь поросятам? Вы знаете, кто из них прав?

- А что мы можем для этого сделать? (Показ карточек   «подумать самостоятельно»; «спросить у другого человека»; «понаблюдать»; «провести эксперимент»;  «узнать из книги»; «посмотреть в интернете».

Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности

 - Что бы помочь поросятам, нам необходимо провести исследование, найти правильное решение проблемы и обосновать правильность нашего решения.

- Приступим к работе.

-Ребята, представьте себе, что в жаркий летний день вы стоите очень близко друг к другу. Как вы будете себя чувствовать? Что вы захотите сделать? (Встать просторнее.) А как поведут МЧ, если им станет жарко? (Также.)

Смоделируем этот процесс.

Дети встают в обруч, лежащий на полу. Они берутся за руки, затем увеличивают расстояние между собой и выходят за пределы круга.

- А если станет холодно? ( Надо встать ближе, теснее.)

- У вас на столах лежат картинки.  На первой картинке  металлический шар провалился сквозь кольцо, а на другой нет. Как вы думаете, это разные  шары  или один и тот же?  

- Вы догадались, почему это произошло?

- Посмотрим опыт с металлическим шариком (просмотр видео)

- Итак, что происходит с телами при нагревании? (Они становятся больше.)

-  А при охлаждении? (Уменьшаются.)

- Значит, что надо дорисовать под второй картинкой? (огонь)

- Если вы все поняли, рассмотрите картинки и ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. Когда провода линии электропередач натянуты сильнее: зимой или летом?
  2. Почему между рельсами оставляют щель?

Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности

 -  Теперь мы сможем помочь, поросятам? Кто из них был прав?

Обведите, тот провод, длина которого подойдет для проведения электричества к дому поросят.

Подведение итога

- Мы смогли помочь поросятам, решить их проблему? Какие знания нам для этого понадобились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы "Путешествие по Водному царству"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Форма организации: экспериментирование. Тема. Какая бывает вода?

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группыФорма организации: экспериментирование.Тема.  Какая бывает вода?Цель. Формировать представ...

НОД Познавательное развитие. Познавательно – исследовательская деятельность с детьми старшей группы Тема. Почему не тонут корабли?

Цель.  Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил.Задачи.  Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета ...