Познавательно- исследовательский проект "Мир вокруг нас"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Познавательно – исследовательский проект
«Мир вокруг нас»
для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-_issledovatelskiy_proekt.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 г. Кузнецка
Познавательно – исследовательский проект
«Мир вокруг нас»
для детей 6-7 лет
Автор: Каденкова С.Н.
воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка.
2020 г. Кузнецк
Содержание
- Актуальность проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Участники проекта.
- Предполагаемые результаты.
- Сроки реализации проекта.
- Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.
- Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно - экспериментальной деятельности.
- Основное оборудование.
- Форма организации детей
- Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию.
- Этапы реализации проекта.
- Работа с родителями.
- Заключение.
- Список литературы.
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать
на них фактические ответы, оказываясь
на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Актуальность.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру.
Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления
к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи проекта:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение).
- Активизировать речь и обогащать словарь детей.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
Участники проекта: Дети, педагоги, родители старшей группы.
Предполагаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Сроки реализации: с сентября по март учебного года.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми:
- Метод наблюдения
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов;
- Из практических методов обучения использовали следующие:
- Игровой метод
- Опыт
- Из словесных методов использовали следующие:
- Рассказы воспитателя. Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
- Рассказы детей. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно—речевых умений детей.
- Художественное слово
- Загадки
- Напоминание о последовательности работы
- Совет
- Беседы. Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
- Информационно-коммуникативные технологии:
- Компьютер
- Принтер
- Телевизор
- Фотоаппарат
Организация предметно-пространственной развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности.
- центр детской экспериментальной и опытнической деятельности в группе;
- уголок природы, «огород на окне» в группе; огород, цветники;
- библиотека детской познавательной и художественной литературы в группе в соответствии с возрастными особенностями детей;
- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;
- коллекция детских дидактических игр.
Основное оборудование:
- Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и
формы.
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья
деревьев, семена и т.д.
- Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки
т.д.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
- Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и
т.д.
- Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- Карточки - схемы проведения экспериментов.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:
- Создание проблемной ситуации
- Поиск возможных решений.
- Прогноз результата эксперимента.
- Проверка возможных решений, исходя из данных.
- Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
- Обобщение.
Этапы реализации проекта:
- Подбор методической литературы, интернет- ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.
- Организация предметно- пространственной развивающей среды в группе - оформление центра по экспериментированию.
- Анкетирование родителей.
- Подбор консультаций для родителей.
Оформление консультативного материала для родителей.
Работа с родителями
- Анкетирование.
- Консультации для родительского уголка.
- Совместное мероприятие.
- Участие в оформлении центра экспериментирования.
- Участие в создании различных коллекций .
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность», Н.В.Исакова – Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
3. «Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками», – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
4. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности. Старший дошкольный возраст. - Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.
5. «Исследовательская деятельность на прогулках».- Волгоград, издательство «Учитель», 2012
6. Интернет ресурсы.
7. Периодические издания: детские журналы познавательного характера, энциклопедии.
Перспективный план непосредственной образовательной
деятельности в рамках проектах «Мир вокруг нас»
для детей 6-7 лет
Сентябрь | |||
НОД | Беседы | Наблюдения | Другие мероприятия |
«Наша Земля. Глобус» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России. | «Что есть на нашей Земле» Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой. Показ презентаций о явлениях природы, морях, океанах | Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы. Оформление альбомов о водных ресурсах | Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус»
|
«Свойства некоторых вещей» Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.
| «Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?» | В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина) |
|
«Наши помощники - органы чувств» Цель: Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Продолжать работать в научном журнале. Прививать навыки ЗОЖ | Беседа «Мы такие разные» Цель: Учить наблюдать и сравнивать себя и других (волосы, руки, цвет глаз и другие особенности). |
| Рисование: «Мой портрет». «Мои отпечатки пальцев» - практическая работа. |
Октябрь
НОД | Беседы | Наблюдения | Другие мероприятия |
«Волшебница соль» Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. Показать, как действует на лёд, на снег. Учить готовить соляной раствор. | Предложить детям вспомнить дорогу зимой. Спросить, почему на дороге тает снег. Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная? Закреплять знания о применении соли. | Наблюдать за работой повара (как она солит еду, зачем это делает, какой солью пользуется) |
|
Занятие «Бумага – наша помощница» Цель: Познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением | Беседы: «Берегите бумагу» «Где изобрели бумагу» «Почему бумага разная?» |
|
|
«Свойства песка» Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве. | Беседа «Горы» Цель: Знакомить детей с применением полезных ископаемых. Учить соблюдать безопасность при проведении. Закреплять знания о пройденном материале. | Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится). Оформить выставку изделий из стекла | Постройки из песка на участке |
Ноябрь
«Вулканы» Цель: Познакомит с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия Познакомить с профессиями вулканолога, метеоролога, геолога. Закреплять знания безопасности при проведении опытов | «Цунами» Беседа с показом видеофильма «Торнадо. Ветер» Беседа с показом видеофильма Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Показ презентации о явлениях природы |
|
|
«Магнит. Как достать скрепку?» Цель: Познакомить с магнитом. Дать понятие притяжения, магнитного поля. Учить рисовать схемы. | Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы |
|
|
«Удивительные камни» Цель: Показать виды камней (галька, булыжник, гранит). Закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые). Расширять знания детей о свойствах камней. | «Где применяются камни?» | В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). |
|
Декабрь
«Зачем нужна вода ? » Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). Дать понятие чистой и грязной воды. Воспитывать в детях бережное отношение к воде. Объяснять, что жизнь зародилась в воде. | Беседы с показом опытов «Солёная вода» Беседы об охране воды. Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. | Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть) Изготовление цветного льда. |
|
«Свойства воды» Цель: Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты. Развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, схем и информационно коммуникационных технологий. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, познакомить со словом фильтр, фильтрация. Воспитывать умение работать в коллективе, развивать дружеские взаимоотношения. Развивать художественно- эстетические качества. | «Где применяется вода» | На прогулке: «Что получится, если поливать снег горячей водой и почему?» |
|
«Свойства снега и льда» Цель: Закреплять знания детей о зиме, явлениях природы. Продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега. |
| Опыты с водой на улице «Цветные бусы для Снеговика» Цель: Учить сравнивать снег и лёд. | Рисуем снежные постройки |
Январь
«Круговорот воды в природе» Цель: Объяснять понятие круговорота воды в природе. Показывать зависимость воды от температуры. Учить соблюдать безопасность. |
|
| В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе. | |
«Где прячется воздух. Свойства воздуха» Цель:Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами. Показывать опыт с феном (ветер). На примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде. Объяснить понятие «невесомость в космосе». Закреплять у детей полученные понятия | Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней. Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев | Наблюдение за весенним воздухом на прогулке. Учить детей анализировать (воздух чистый, прозрачный, прохладный) | Вводить дыхательную гимнастику на занятиях и в свободное время («Поиграем носиком»)
|
Февраль
«Огонь наш друг и враг» Цель:Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др). Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним. Воспитывать безопасность при проведении опытов. Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём. | Беседовать об опасностях при игре с огнём, приучать детей не шутить с огнём. Рассказывать об ожогах. Показ презентации «Как добывали огонь наши предки» |
|
| |||
«Посадка лука» Цель: Расширять экологические знания детей. Знакомить со способами посадки лука (почва и опилки). Учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал. Воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней. Закреплять способы ухода за комнатными растениями. Учить соблюдать безопасность. | Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста. Закреплять знания классификации растений (трава, кусты, деревья, цветы) | Наблюдаем за ростом лука. Посадить лук в тени и на солнце. | Экскурсия по территории детского сада. Показывать первоцветы (мать и-мачеха, подснежник, первая трава) | |||
«Профессия – археолог» Цель: Расширять знания детей о профессиях, дать детям знания о профессии археолога. Закрепить знания детей о необходимых для этой профессии инструментах. |
| Презентации и видеофильмы о профессии археолог. |
| |||
Март | ||||||
«Свет и тень» Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. |
|
|
| |||
«Наше здоровье» Цель: Закрепить знания о частях своего тела, строением. Продолжать знакомить детей с понятием «здоровье». Кто такой здоровый человек. Учить детей укреплять здоровье. | В беседах рассказывать детям о разных видах закаливания (воздушные, водные). | Оформить альбомы изображающие полезные и вредные факторы для здоровья. |
| |||
Апрель | ||||||
«Как влияет солнце на растения. Есть ли в солнце витамины?» Цель: Учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое). Показать детям спектр, учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала. | Показ презентации о солнечной системе. Беседа: «О пользе и вреде солнечных лучей» «Что такое загар» | Продолжаем наблюдать за луком в тени и на солнце |
| |||
«Градусник. Термометр» Цель: Учить работать в лабораторных условиях. Показать детям различные виды термометров, градусник. Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице. О чём могут рассказать термометр и градусник. Вместе с детьми сделать термометр из бумаги. Замерять температуру воды (тёплой и холодной), температуру воздуха, температуру тела. | Беседы о назначении приборов для измерения температуры | Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры | Вместе с детьми сделать поделку из картона «термометр» | |||
Итоговое мероприятие: Родительское собрание в нетрадиционной форме «В гостях у профессора Енотова» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воздух вокруг нас (познавательно-исследовательская деятельность
В данном конспекте. поделилась опытом составления НОД для своих коллег. В конспекте отображено все то, как заинтересовать детей к исследованию путем увлекательного их путешествия в лабораторию и оказа...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Статья по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ "Мир вокруг нас"
Статья посвящена деятельности по познавательному развитию в ДОУ с использованием технологий исследовательской деятельности...
Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"
Проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах....
Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас»
Цель проекта:Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Познавательно-исследовательский проект "Вода вокруг нас"
Познавательно-исследовательский проект «Вода вокруг нас» Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка». Продолжительность проекта: среднесрочный....