Задания по лексической теме "Овощи"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Интересные задания, направленные на речевое и познавательное развитие детей, по лексической теме "Овощи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по теме «Овощи».
Грамматический строй речи
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Огурец — огурчик — огурчики,
помидор — помидорчик — помидорчики,
картофель — картошечка — картошечки,
баклажан — баклажанчик — баклажанчики,
перец — перчик — перчики,
тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки,
редис — редисочка — редисочки,
морковь — морковка (морковочка) — морковки,
свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки,
лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички,
репа — репка (репочка) — репки,
чеснок — чесночок — чесночки,
петрушка — петрушечка — петрушечки,
укроп — укропчик — укропчики,
капуста — капусточка — капусточки,
фасоль — фасолинка — фасолинки.
2. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много» (детям 5—8 лет)
Помидор — помидоры — помидоров,
картофель — картофель — много картофеля (картошки),
баклажан — баклажаны — баклажанов,
перец — перцы — перцев,
кабачок — кабачки — кабачков,
тыква — тыквы — тыкв,
морковь — моркови — моркови,
свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»),
лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц),
репа — репы — много реп,
редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»),
чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока),
петрушка — петрушка — много петрушки.
3. Игра «Мы считаем»
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитать-ка их сумей. Ребенок передает овощ сто-
ящему рядом.
33
— Один огурец. Второй ребенок отдает огурец
следующему.
— Два огурца.
Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.
4. Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?» (детям 5—8 лет)
Сок из помидоров — томатный, ...
огурцов — огуречный, ...
моркови — морковный, ...
капусты — капустный, ...
свеклы — свекольный;
грядка с огурцами — огуречная, ...
морковью — морковная, ...
картофелем — картофельная, ...
кабачками — кабачковая, ...
тыквой — тыквенная.
Лексический строй речи
1. Поиск антонима «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)
Кабачок большой, а огурец — маленький, картофель крупный, а редис — ... (мелкий), перец внутри пустой, а морковь — ... (полная), помидор мягкий, а огурец — ... (твердый).
2. Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»
Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.)
Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?
Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?
Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?
Что можно из него приготовить?
3. Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай» (детям от 6 лет)
Педагог показывает картинки овощей и просит детей ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения — например: капусту срезают и т.д.
Морковь, свеклу, репу, редис — ... (дергают).
Огурцы, помидоры, горох — ... (срывают).
Капусту — ... (срезают).
Картофель — ... (выкапывают).
4. Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»
Лук, репа, подорожник, крапива (лук, репа); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, картофель);
ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).
5. Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)
Назови блюда, которые можно приготовить из разных овощей.
Я положу в борщ — .... Я положу в щи — ... . Я положу в суп — ... .
6. «Составь предложение». Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.
Помидор круглый, а морковь... (продолговатая).
Помидор красный, а морковь...
Помидор мягкий, а морковь...
Помидор кислый, а морковь...
У помидора внутри семечки, а у моркови...
Помидор растет на земле, а морковь... (в земле).
7. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания. Усвоение относительных прилагательных. Исправленные предложения дети должны проговорить
целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови. Свекольный салат приготовим из чеснока. Морковный сок приготовим из лука. Капустный пирог приготовим из кабачка. Огуречный салат приготовим из помидоров. Гороховый суп приготовим из редиски. Тыквенное повидло приготовим из укропа и т. д.
8. «Подбери слово». Подбор однородных прилагательных к существительным.
Огурец какой? (Зеленый, овальный, твердый, шершавый, водянистый, крупный, мелкий, вкусный.)
Помидор какой? (Красный, крупный, кислый, кисло-сладкий, мягкий, сочный, гладкий, спелый, зрелый, неспелый, красивый) и т. д.
9. Сравни пары:
Капуста и лук,
огурец и кабачок.
Что общего и чем отличаются?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ДЕРЕВЬЯ", компьютерные игры в Power Point с эффектами анимации
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ "ДЕРЕВЬЯ"Четвертый лишний,Согласование числительных с существительными,Использование предлогов...
Домашнее задание по лексическим темам
Задание 1. Родителям рекомендуется:- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, ты...
Домашние задания по лексической теме "Домашние птицы"
домашние задание по лексической теме "Домашние птицы"...
Домашние задания по лексическим темам для младшей логопедической группы
Домашние задания по лексическим темам для детей младшей логопедической группы (3-4 года). В каждое задание включены упражнения на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие общих рече...
Задания по лексической теме: "Ягоды"
Ягоды1. Знать названия ягод.2. Где растёт ягода.3. Назвать ягоды ласково и со словом "много".4. Что готовят из ягод.5. Уметь составлять загадки....
Презентация с коррекционно - развивающими заданиями по лексическим темам "Овощи" , "Фрукты", "Игрушки".
Презентация может использоваться учителем- логопедом и воспитателем логопедических групп для коррекционно- развивающей работы с детьми с ОВЗ....