Азбука экологии в ДОУ
статья по окружающему миру
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_ekologii_v_dou.docx | 28.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления для детей с аллергическими заболеваниями №69»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
«Азбука экологии в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель
Воробьева Е.А.
г. Нижнекамск
Мир, окружающий ребенка, —
это прежде всего мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми
- работа с педагогами
- работа с родителями
- работа с социумом
За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:
-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе
-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения
-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности
-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье
Возникает вопрос: как организовать работу дошкольного учреждения, чтобы получить хорошие результаты по экологическому воспитанию ? Кто из сотрудников и как должен этим заниматься? В первую очередь нужно создать определенные условия, и прежде всего — систему работы коллектива. Давайте рассмотрим такую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Обратите внимание: каждый компонент выполняет свою роль в реализации экологического воспитания (см. схему).
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.
Детский сад, специалисты, воспитатель создают необходимую развивающую среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.).
Экологизация предметно-развивающей среды
Цель: создание условий для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самоценности природы.
Среда дошкольного учреждения с точки зрения экологического воспитания создает условия для:
- познавательного развития ребенка;
- эколого-эстетического развития;
- оздоровления;
- формирования нравственных качеств;
- формирования экологически-грамотного поведения;
- экологизации различных видов деятельности.
Экологическое просвещение родителей
Дошкольный возраст ребенка — период, когда многие из родителей сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического воспитания. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Рассмотрим некоторые направления работы с родителями.
1. Экологическая информация:
— данные об экологической ситуации в поселке, жилого массива, где они отдыхают;
— информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
— правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
— выращивание экологически безопасного урожая;
— комнатные, лекарственные, пищевые растения;
— выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
— домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
— развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
— информация самого ребенка на НОД в детском саду.
2. Совместная деятельность с детьми:
—походы, экскурсии;
— участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы
— выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;
— помощь в оборудовании экологической комнаты, центра природы, лаборатории, библиотеки;
— природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев).
КООРДИНАЦИЯ РАБОТЫ с другими учреждениями:
Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа:
-Центр детского творчества;
-школы;
-административные органы управления;
-организации по озеленению
-Телестудии, пресса, радио, фестивали
Направления работы воспитателя:
— экологизация видов деятельности дошкольников в группах;
— проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;
— выполнение отдельных экологических проектов;
— создание условий для экологического воспитания в группах: организация центра природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;
— подбор растений и уход за ними (совместно с детьми);
— работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);
—диагностирование детей (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);
— участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.
Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди - внедрение новых эколого-образовательных технологий , разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию. Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром
«Ребенок по своей природе –
пытливый исследователь, открыватель мира».
В.А. Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука экологии на прогулках"
.Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире....
Консультация для воспитателей "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"...
Консультация для воспитателей по теме: "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультация для воспитателей по теме "Азбука экологии на прогулках"
Консультация для воспитателей по теме"Азбука экологии на прогулках" 1 Нужно ли задавать детям вопросы о природе? 2 Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном ира...