Картотека дидактических игр по теме "Профессии"
картотека по окружающему миру

        Картотека дидактических игр

               по теме "Профессии"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_professi.docx128.1 КБ

Предварительный просмотр:

        Картотека дидактических игр

               по теме "Профессии"

 Дидактические игры являются прекрасной формой обучения дошкольников. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессиональной деятельности, приобретают навыки, которые будут  развиты в дальнейшем.     

Цель игр: расширение и закрепление представлений о всевозможных профессиях, их особенностях и важности для общества, используемых рабочих инструментах, производимой продукции. 

  • «Кем я хочу стать?»

Цель: формирование умения делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии.   

Материал: картинки с изображением людей разных профессий.                                               

  Ход игры:  Беседа по теме: Какая профессия самая лучшая? Почему?

Что определяет название профессии?

Почему человек стремится овладеть профессией?                                                                             

Сколько профессий может освоить человек?                                                                                              

Кем ты мечтаешь быть?

Какие профессии считают женскими?

Какие профессии считают мужскими?

Бывает, что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – женской? 

Вывод: все профессии важны, все профессии нужны, главное – любить и хорошо знать свое дело.

  • «Поймай и скажи».

Цель: закрепление знаний о профессиях взрослых, обогащение словарного запаса.  Оборудование: мяч.                                                                                     Ход игры: Дети становятся в круг, ведущий, бросая мяч детям, называет профессию. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя, что делает человек этой профессии. Например: врач – лечит, учитель - учит, повар – варит, готовит, пожарный – тушит, плотник – строгает, художник – рисует и т.д. 

  • «Мы – помощники»

Цель: расширение представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким.                                                                                               

  Материал: цветок из картона со съемными лепестками.

Ход игры: дети поочередно отрывают лепестки цветка, называя обязанности, которые они выполняют дома (поливают цветы, подметают пол, протирают пыль, накрывают на стол, ухаживают за домашними животными, убирают игрушки и др.). Вариант игры:  дети перечисляют домашние обязанности, которые выполняют их родители.     

  •  «Угадай профессию»

Цель: формирование представлений о разделении профессий на мужские и женские.                                                                                                                        Материал: карточки с изображением людей разных профессий.                           

Ход: ведущий поочередно перечисляет действия человека, занятого тем или иным трудом. Дети называют профессию, а один из детей выбирает карточку с соответствующим изображением и рассказывает о данной профессии.          

  •  «Назови одним словом»

Цель: классификация предметов по функциональному признаку, обогащать словарный запас.                                                                                                                             Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки, шприца, стетоскопа, таблетки и т. д.         

Ход игры: дети группируют предметы, как результат определенной трудовой деятельности и объясняют  свой выбор, почему так можно сгруппировать.                    

  • «Кто кем хочет стать?»

Цель: употребление трудных форм глагола хочу и хотим.                                                                

Ход игры: Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий.  Они рассматривают их и придумывают предложение со словами  хотим или хочу. (Мальчики хотят сделать макет корабля. Я хочу стать капитаном).   

«Назови действие».

Цель: формирование представлений о профессиях, активизация словаря за счет слов-действий.                                                                                                                                                                     

  Ход игры: Ведущий называет профессию, а дети говорят слова – действия, которые выполняют люди этой профессии                                                                                                                            Врач – слушает, выписывает рецепт, смотрит горло, измеряет температуру, назначает лекарства.                                                                                                                                                          Воспитатель – занимается, учит, читает, играет, воспитывает.                                                          Продавец – взвешивает, показывает, отрезает, заворачивает, считает.                              Повар – режет, чистит, варит, жарит, печет, пробует, солит.                                                    Парикмахер – причесывает, стрижет, моет волосы, делает прически, бреет усы.

  • «Чей предмет?»                              

Цель: формирование умения соотносить инструментарий, необходимый для той или иной профессии с этой профессией, обогащение и активизация словаря, развитие логики.                                                                                                                                                           

Ход игры: Ведущий называет инструментарий,  а дети должны назвать, в какой профессиональной деятельности они необходимы.                                                                               

 Весы, товар, касса, деньги (продавец).         

 Ножницы, ткань, нитки, иголка, швейная машинка (портниха).     

  Половник, кастрюля, нож, продукты (повар).                                                                                     

Шины, автобус, руль, фары, колесо (шофер).                                                                                                 

Шприц, вата, бинт, таблетки (врач).                                                                                                     

 Кирпичи, цемент, мастерок, рама (строитель).                                                                                   

Краска, кисть, ведро, валик для покраски (маляр).                                                                       

 Указка, учебник, мел, доска (учитель)                                                                                                                 

 Каска, шланг, огнетушитель, пожарная машина (пожарный)  и т.д.

  • «Кто потерял инструмент?» 

Цель: формирование умения соотносить инструментарий, необходимый для той или иной профессии с этой профессией, обогащение и активизация словаря, развитие логического мышления.

Материал: картинки с изображением предметов: кастрюля, указка, термометр, лампочка, швейная машинка, калькулятор, руль, кисть и т.д.

Ход игры: В бюро находок поступило много потерянных вещей. Давайте попробуем определить, кто их потерял? Вам, ребята, необходимо назвать профессию человека  по предмету, изображенному на картинке.

  • «Кому нужен  предмет?»

Цель: формирование представлений об инструментах, необходимых для той или иной профессии, активизация словаря.                                                                                               

  Материал:  игрушечные предметы  (картинки): каска, жезл, швейная машинка, шприц, молоток, гаечный ключ, дуршлаг, расческа, малярная кисть, тетрадь, руль, рубанок.                                                                                                                        Ход игры: На ковре лежат разные предметы или картинки с их изображением.  Дети под музыку двигаются по кругу, с окончанием музыки - останавливаются, берут и называют  выбранный предмет, людям какой профессии он нужен и что выполняет работник данной профессии.

  • «Для чего нужен  предмет?»

Цель: формирование представлений об использовании инструментов, необходимых для той или иной профессии, активизация словаря.                                             

Ход игры: Дети встают в круг, ведущий бросает мяч и называет предмет. Ребенок, у которого мяч, должен быстро сказать, какие действия выполняют  этим предметом.  

Нож –режут                                                                                                                                                                               

Метла –метут                                                                                                                                                                     

  Пила – пилят                                                                                                                                                                    

 Топор –рубят                                                                                                                                                     

Поварешка – наливают                                                                                                                                                      

Лопата - копают                                                                                                                                                                   

Иголка – шьют                                                                                                                                                         

Ножницы – стригут, вырезают                                                                                                                                 

 Градусник – измеряют температуру                                                                                                 

 Расческа – причесывают                                                                                                                                           

 Кисть – рисуют                                                                                                                                                                     

Кастрюля – варят                                 

                                                                                                                           

 Сковорода – жарят                                                                                                                                                       

Весы – взвешивают.

  • «Варим овощной суп»

Задачи: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; продолжать формировать представление о профессии повара; развивать воображение; активизировать речь. Воспитывать уважение к работникам детского сада.                                                                    

Материал: плита, на ней — кастрюля, сковорода (крупные игрушки или настоящая посуда); набор овощей (натуральные), миска с водой, нож, ложка.                                               

Ход игры:                                                                                                                                                                                    

 Воспитатель: Мы научимся варить из овощей вкусный суп! На плите стоит (показ)...?   (кастрюля).                                                                                    - В этой кастрюле — вода, посмотрите (зачерпывает воду ложкой и выливает обратно). Скоро вода закипит, пора чистить картошку. Моем ее в миске, чистим. Что мы делаем? (ответы детей)                                                                                                                           - Как теперь выглядит картошка?(Она белая, чистая без кожицы).                                             

  - Бросим ее в кастрюлю целиком или порезать? (порезать).       Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю.

 Затем дети приносят капусту, морковь, наблюдают, как воспитатель моет и шинкует овощи.                                                                 

Отдельно на сковороде жарит лук. - Что мы делаем с луком? (жарим)                                     

Воспитатель. Послушайте, как шипит на горячей сковороде масло: ш-ш-ш. Как оно шипит?                                                                                                                          Воспитатель выкладывает лук в кастрюлю, помешивает суп.                                                               

 Очень жаль, что «не горит» наша плита. Но мы сейчас сварим из овощей овощной суп на настоящей плите.                                                                                                                              Приходит повар с пищеблока, передают ему кастрюлю. Тот  выслушивает детей, уточняет их ответы и обещает сварить суп.

ПримечаниеЖелательно, чтобы в этот день на обед был приготовлен овощной  суп. 

  •  «Поваренок»

Цель: закрепление знаний детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления определенного блюда, какими инструментами и посудой они при этом пользуются, а также алгоритм приготовления.

Материал: посуда различного назначения (кухонная, столовая, походная); картинки, изображающие различные продукты питания (капуста, мясо, сосиски, яйцо, картошка, конфеты, макароны), карточки, изображающие процесс приготовления, нож, ложка, половник.

Ход игры: Ребята, я предлагаю вам побывать в роли повара, который готовит первое блюдо - борщ. Предлагаю вам подумать и выбрать посуду для приготовления этого блюда, а также нужные продукты.

А теперь предлагаю положить карточки, изображающие процесс приготовления данного блюда, в правильной последовательности. Выигрывает тот, кто правильно «приготовит» блюдо и сможет рассказать о технологии приготовления.

 

  •   «Кто что делает?»

 

Цель:  развитие умения соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитание уважения к человеку труда.

Материал: посуда различного назначения (кухонная, столовая, походная); картинки, изображающие различные продукты питания (капуста, мясо, сосиски, яйцо, картошка, конфеты, макароны), карточки, изображающие процесс приготовления, нож, ложка, половник.

Ход игры: 

Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, задавая вопросы:                                                                                                                         

 -Кто воспитывает детей?  (Воспитатель воспитывает детей).                                                          

  -Кто шьет платья?   (Портной шьет платья).                                                                                                     

 -Кто строит дома?   (Строитель строит дома).                                                                                             

  -Кто продает хлеб?  (Продавец продает хлеб.)  и т.д.                                                                                                                                                                                                                                                                           

  «Кому что  надо?»                                   

Цель: систематизация знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда. Ход игры: Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого — шапочку врача с красным крестом. Усаживает их за стол лицом к остальным участникам игры.  Остальным детям предлагается  достать из коробки вещь и, назвав ее, передать по назначению либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, ею можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты».                                     В процессе игры состав ее участников меняется.

  •  «Петрушка идет трудиться». 

Цели: обучение классифицировать предметы по функциональному назначению (удовлетворению потребностей в труде); воспитание желания помогать взрослым. Материал: картинки с изображением предметов, необходимых для игры и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета (огород, кухня, комната).                     

  Ход игры:                                                                                                                  Петрушка прислал письмо, в котором рассказывает, что гостит у бабушки, играет, рисует, гуляет, а еще помогает ей.  Сегодня бабушка дала ему три  задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить), но Петрушка запутался в орудиях труда и обращается к ребятам за  помощью.                                                                                                                        Ребенку нужно взять одну картинку, рассмотреть внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользоваться и для какого труда он нужен, потом положить картинку к соответствующему макету.  (Например, пылесос нужен для чистки паласа, его  включают и пылесосят, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты).   Среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно выбрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все  картинки разложены правильно. В конце игры предлагается детям рассказать Петрушке в письме, какие предметы  ему нужны для выполнения заданий бабушки. 

  • «Профессии». 

Цель: развитие представления о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса; развитие воображения, мышления, навыков словообразования. 

Ход игры: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Ведущий описывает различные профессии, дети должны по перечисленным признакам назвать  профессию.                                                                                            - Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это? (повар)                                                          - Водит машину... (водитель)                                                                                                                                        - В белом халате, лечит маленьких детей (педиатр)                                                                                 Учит детей дружить, играть (воспитатель) и т.д.                                                                   

  •  «Магазин посуды»

 Цель: умение образовывать названия посуды, формирование знания о профессии продавца, воспитание уважения к труду людей всех профессий, обогащение словарного запаса.                                                                                                                            Материал: полка с посудой: по две сахарницы, хлебницы. салфетницы, блюдо для печенья, сухарница, солонка. 

Ход игры:  Воспитатель. У нас открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что вы хотите купить: какой это предмет, для чего он нужен. У вас должны быть деньги на покупку. Если назвать неправильно, продавец не поймет вас и не продаст нужную вещь. Рассмотрим, какая посуда есть в магазине: вот знакомые вам... (хлебница, сахарница, салфетница). Воспитатель указывает на предметы, дети их называют.                                                                                                                                                                                 

- Блюдо для сухарей, это...(сухарница).                                                                                                        - Блюдо для хлеба, это … (хлебница).                                                                                                                     Когда будете покупателями, не ошибитесь, называя их. Пожалуйста, подходите, магазин открыт.                                                                                                                       «Купленную» посуду воспитатель откладывает на стол, объясняя, что специальная машина доставит покупку на дом.

  • «Магазин ткани»

Цель: закрепление навыков определения вида ткани в зависимости от ее происхождения,  представления о профессии продавца.                                                                     

Оборудование: полка с различными видами ткани, метр, ножницы.

  Ход игры: Воспитатель создает следующую ситуацию:                                                                            

- Давайте представим, что мы с вами находимся в магазине «Ткани» и нам нужно подобрать ткань для нашей куклы. Тканей различных и по расцветке и по виду очень много. Посмотрите на витрину (открывает витрину с полосками ткани). Выбираем! Кто из вас приобретает ткань для летнего платья?                                                                

 Дети выбирают ткань и  объясняют:                                                                                                                    - Для летнего платья нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это — хлопчатобумажная ткань, нити для нее сделаны из хлопка.                                                                                                                   

- Для зимней одежды нужна ткань шерстяная, пушистая, теплая. Она изготовлена из шерсти, состриженной с овечки.

  •   «Магазин игрушек»                                                                                                                             

Задачи: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Закреплять знания о профессии продавца, закреплять навыки общения в общественных местах.         

 Материал: игрушки.                                                                                               Ход игры: дети сидят полукругом перед столом и полочкой с игрушками.

 Воспитатель. У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Чтобы купить ее, нужно выполнить одно условие: не называя ее, а описать, при этом на игрушку смотреть нельзя. По вашему описанию продавец узнает игрушку и продаст вам ее.                                                                                                                                Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры:  - Здравствуйте! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, с разноцветными полосками, может прыгать, с ней любят играть все дети.                              «Продавец» подает «покупателю» мяч.                                                                                                               - Спасибо, какой красивый мяч! - говорит воспитатель, принимая в руки мяч.                    «Продавец» называет имя любого ребенка из играющих, тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки:                                                                                                         - Я хочу купить игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый пушистый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки.                                                                   «Продавец» подает игрушку — лису. «Покупатель» благодарит и садится на место.
Игра продолжается до тех пор, пока все дети купят себе игрушки.

  • «Универмаг»                                                                                                                                                                 

Цель: закрепление знаний о профессии продавца, с различными видами магазинов и продуктов; воспитание чувства уважения, благодарности за выполняемый труд.        

Ход игры: перед детьми — магазин с отделами «Обувь» и «Одежда». 
Воспитатель - продавец. В нашем магазине вы можете купить одежду и обувь для своих кукол. Что вы можете купить?  Сегодня в продажу поступили: красное платье с белым воротником и карманами; красивые клетчатые брюки с черным ремнем; меховые коричневые сапожки с вышивкой (достаточно назвать и описать 3-4 вещи – в магазине их больше).                                                                                                                          Воспитатель, вызвав ребенка, спрашивает:  - Что Вы хотите купить? Что вам показать?                                                                                                                      1 ребенок - покупатель: Покажите мне, пожалуйста, красный сарафан в горошек.       

 2 ребенок-покупатель: Я хочу посмотреть белую рубашку с полосатым галстуком.  Купленную ребенком вещь воспитатель кладет в пакет, а пакет - в кузов грузовика.    В конце занятия воспитатель доставляет покупки адресатам. Вручая пакет, спрашивает имя, фамилию ребенка, уточняет, в каком отделе магазина сделана покупка.

  • «Где  можно купить товар?»  (по типу лото)

Задачи: закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко», промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»);                                                       учить детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке;                                                                                                                                                                        воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки; умение общаться в совместной деятельности.                                                                                                                Материал: предметы, изображенные на маленьких картинках,  большие карточки.       

Ход игры: Беседа с детьми:                                                                                                                          - Знаете ли вы, где мамы покупают продукты, необходимые вещи, предметы?                   

- Какие вы знаете магазины?                                                                                                               

  - Как называются магазины, которые находятся близко от дома?                                                  

-  Помогаете ли вы своим родителям в покупке молока, хлеба и других продуктов?   Затем  воспитатель показывает большие карточки, где изображены магазины. Дети по витринам узнают, какие это магазины.                                                       

Детям раздаются маленькие карточки, которые они должны положить на клетки большой карты, на тот магазин, где это можно купить. Туда, где нарисован магазин «Молоко», кладут карточки с изображением пакетов молока, сыра, масла, сметаны, творога и др.                                                                                                                               Выигрывает тот, кто первым закроет все карточки и ни разу не ошибется.   Воспитатель проверяет правильность действий детей, поощряет тех, кто правильно нашел нужный магазин.                                               

  • «Кто больше расскажет о профессии».                                                                                            

Цель: умение соотносить действия людей с их профессией.                                                             

 Ход игры. Воспитатель: Ребята, я работаю в детском саду воспитателем. Воспитатель - это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, учу дружить, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать…                                                               

 - Как вы думаете, какая профессия у сотрудника, который готовит вам обед? Правильно, повар.                                                                                                                          - Какие вы еще знаете профессии? (высказывания детей).                                                              

Каждый взрослый человек имеет свою профессию, работает и выполняет какие–то действия.                                                                                                                        - Скажите, что делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи ...)                            

- Что делает врач? (Врач осматривает больных, слушает, лечит, дает лекарство, делает уколы и операции).                                                                                                                     - Что делает портной? (Портной кроит, наметывает, гладит, примеряет, шьет). 

(Назвать еще профессии: строителя, учителя, сторожа, прачки, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий).

  • «Экскурсия по нашему городу». 

Цель: закрепление знаний о различных объектах, людях разных профессий, их профессиональной деятельности.                                                                                                                    Ход игры: Дети садятся на стульчики, поставленные как в автобусе. На стульчике впереди, сидит «шофер», в руках воображаемый руль. Один из детей одет в костюм светофора.                                                                                                                                                                 

Дети: Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
(Дети ритмично покачиваются. Шофер «крутит руль»)                                                     

Воспитатель:  (показывает крупную фотографию зданий – Детский сад, школа, СК «Атлант», магазин и т.д.)
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите - ка в окошки
И подумайте немножко: 
Что за здание пред вами?
Отвечайте быстро, сами. (
ответы детей).                                                                                 

Светофор: Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.                                                                                                                               

Воспитатель(показывает фотографию улицы Победы)
Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите - ка в окошки
И подумайте немножко: 
Что за улица пред вами?
Отвечайте быстро, сами. (
ответы детей).                                                                                               

Светофор: Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.                                                                                                                       

Воспитатель: (показывает фотографию улицы памятника Победы)
 Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотрите - ка в окошки
И подумайте немножко: 
Что за памятник пред вами?
Отвечайте быстро, сами. (
ответы детей).

Так дети «путешествуют» по городу и возвращаются на улицу.

  • «Кто самый главный»                                                                                                                                       

Задача: показать важность и нужность каждой профессии.                                                             

  Ход игры: Педагог раздает детям предметные картинки и рассказывает сказку, как спорили представители разных профессий, кто из них самый главный.                                   Дети описывают предмет, изображенный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный».                                                                       В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.

  • «Угадай профессию по результату деятельности».                                                                          

Цель: расширение представлений о разнообразии профессий и их инструментах, необходимых для разного труда.                                                                                                                                Ход игры: Дети поочередно берут картинки с изображением предмета – результата чьей - либо деятельности,  называя профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография, кисть, машина, шприц и т.д.). Например, дом строит строитель.                                          

2 вариант.  Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т.п.),  необходимые для той или иной профессиональной деятельности. По этому предмету дети должны назвать профессию, для которой предмет необходим.

  • «Четвертый лишний?»

Цель:  развитие логического мышления, внимания, умение соотносить предметы с  профессиональной деятельностью людей.                                                                                                     Ход игры: Воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприц, вата, йод и каска). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

  • «Доскажи словечко».

Цель: расширение представлений о разнообразии профессий.                                                    Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют название профессии.

Мы в профессии играем
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет 
...(пилотом)

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет 
...(художник)

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет
...(певица)

Сочинил он им сонет,
Значит, вырастет 
... (поэт)

У поэта брат — Степашка,
Он весь год учил букашку
Прыгать из стакана в ковшик.
Степа — юный 
... (дрессировщик) 

Дрессировщик с другом Димой
Целый день искали мину.
Дима банку под забором,
Закопал, чтоб стать ... 
(сапером)

У сапера старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Лева -  будущий 
... (спасатель) 

Наш спасатель ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... 
(ветеринаром)

У ветеринара Томы
Мышки все ушли из дома.
Их найдет, всех опросив,
Тима, местный
... (детектив) 

Детектив наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой .... 
(актрисой)

Для актрис — аплодисменты
И цветы, и комплименты.
Крикнул Анечке: «Мотор!»
Слава — кино-... 
(режиссер)

Режиссер театр забросил,
Пол он с Данькой пылесосил.
Окружающий мир дорог 
Даньке. Будет он 
... (эколог)

           ·       «Найди ошибку и исправь»

            

       Цель: развитие слухового внимания, закрепление профессиональных действий.

       Ход игры: Воспитатель произносит предложение с ошибкой, дети должны исправить, называя правильную профессию или действие.

       Врач варит обед.

       Повар водит машину.

      Учитель подстригает волосы.

       Портниха лечит людей.

       Полицейский взвешивает продукты.

       Парикмахер лечит людей.

       

 ·       «Виды труда»

 

Задачи: дать представление о физическом и умственном труде людей, о их деятельности; формировать понимание значимости каждого из видов труда; воспитывать уважение к людям труда.

Материал: большая карта, разделенная на 2 части: на одной части изображен человек за рабочим столом, на другой – человек с молотком;

карточки с изображением учителя с детьми, врача в медицинском кабинете, инженера с чертежами, астронома с телескопом, рабочего на заводе, водителя автобуса, строителя на стройке, крановщика и т.д.

Ход игры: Дети делятся на 2 команды: одна выбирает картинки с изображением людей, профессии которых связаны с умственным трудом, а вторая – картинки с изображением людей, профессии которых связаны с физическим трудом. Затем дети рассказывают о профессиях.

Команда, которая быстро и правильно справится с заданием, объявляется победителем.         

 

      ·       «Кто так говорит?»

 

Задачи: закреплять представление о труде людей, формировать понимание значимости каждого из видов труда, воспитывать уважение к людям труда.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, дети должны угадать, людям какой профессии она принадлежит:

- Какой зуб у вас болит? (стоматолог)                                                                                                                  

 - Убираем игрушки, садимся заниматься. (воспитатель)                                                                       - Звонок прозвенел, начинаем урок. (учитель) и т.д.

         ·       «Угадайте действие».

 

Задачи: расширять представления детей о трудовых действиях, развивать внимание.

Ход игры:  Дети встают в круг и берутся за руки. В центр круга выходит ребенок. Все идут  по кругу и говорят слова:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок в кругу имитирует трудовые действия не только движениями, но и выполняя звукоподражение предмету. Например. едет на машине, стирает, рубит дрова, играет на музыкальном инструменте и т.д.

Дети угадывают действия.

 

         ·       «Если бы не было...».

 

Задачи: расширять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий, развивать логическое мышление, внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, дети продолжают.

Если бы не было учителей, то ...

Если бы не было врачей, то ...

(дворников,  шоферов, строителей, парикмахеров и т.д.)

 

         ·    «Кто, где работает?»

 

Задачи: расширять представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Ход игры: Воспитатель называет профессию, дети - место работы.

Воспитатель - в детском саду.

Учитель - в школе.

Врач - в  больнице (поликлинике).

Повар - на кухне, в столовой, кафе, ресторане 

Летчик - на аэродроме

Шахтер - в шахте.... 

(Актер, библиотекарь, дрессировщик, рабочий, продавец, шофер, спасатель и т.д.) 

 

          ·     «Оденем куклу на работу»

Задачи: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией работника, расширять представления о различных профессиях.                                                                             Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Оборудование игры: на столе разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках - плоскостные изображения мальчика и девочки, по 2 картинки с изображением различных инструментов для разных профессий.

Ход игры: Куклы собираются на работу и должны одеться в рабочий костюм.   Дети должны по изображенному предмету для работы на  картинке,  лежащей рядом с куклой,  определить, кем работает каждый.  Дети  поочередно подходят к столу, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Ребенок отворачивается, педагог перемешивает картинки. Ребенок, повернувшись, должен исправить ошибки.

 

        ·     «Едем на работу»

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов, развивать внимание, память.                                                                      Игровые действия: изображается поездка на машине и поиск нужного стула с картинкой, соответствующей  профессиональной символикой.

Оборудование игры: на столе разложены плоскостные рули - круги , в середине которых изображения людей разных профессий, стулья с картинками, изображающие инструменты.                                                                                                                                      Ход игры: Каждый «выбирает» себе профессию, берет "руль" и едет на работу. Для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбрать картинку с инструментом, подходящей для этой работы. В ходе игры педагог неоднократно перекладывает картинки, дети меняются "рулями".

 

 ·     «Назови профессию» .

Задачи: учить правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.                                                                                                                                        Ход игры: Воспитатель называет разные машины, транспортные и прочие технические средства, а дети должны назвать профессии людей, которые ими управляют.                                                    

Трактор - тракторист

Машина - шофер

Поезд - машинист

Корабль - капитан

Вертолет - вертолетчик

Самолет - летчик, пилот

Космический корабль - космонавт

Пожарная машина - пожарный

Подъемный кран - крановщик

Комбайн - комбайнер

Экскаватор - экскаваторщик                                                                                                 Такси - таксист

Мотоцикл - мотоциклист ... и т.д.

  • «Скорая помощь».

Задачи: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.                                                                                                                      Материал: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, вата, перекись водорода, зеленка, пластырь) или настоящие предметы.

Ход игры: педагог обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек упал и разбил колено, локоть, поранил руку, попала соринка в глаз, пошла кровь из носа и т.д. по каждой ситуации отрабатывается последовательность действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...