Конспект познавтельного занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Овощи" с ребенком с РАС
план-конспект занятия по окружающему миру
Непосредственная образовательная деятельность проводилась в индивидуальной форме с ребенком РАС, который посещает разновозрастную группу № 2 для детей с ТМНР. Миша обучается по индивидуальной АОП ДО для воспитанников с РАС. Образовательная программа составлена с учётом психофизического развития ребенка, его индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Материал образовательной деятельности соответствует коррекционной программе для детей с РАС. Тема «Овощи» соответствует лексической теме недели по тематическому плану. Образовательная область «Познавательное развитие».
Перед занятием была проведена предварительная работа: чтение и театрализация сказки «Репка», знакомство с овощами и их признаками дома: при покупке в магазине и на огороде.Во время непосредственной образовательной деятельности прослеживалась следующая интеграция образовательных областей: познавательное развитие (счетные операции, представления об овощах, навыки чтения), социально-ком муникативное (навыки общения с взрослым, игровые действия, театрализация сказка «Репка»), физическое развитие (передвижение по группе, пальчиковые игры, физкультурная минутка, моторная программа (кинезеотерапия). Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой. С учетом психофизических и возрастных особенностей была поставлена цель: формировать мотивацию к познанию окружающего мира.
Определены следующие задачи: формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога. Формировать элементарные математические представления в области порядкового счета и знания цифр. Формировать представления об овощах, их признаках, где растут. Формировать умение читать глобально слова, фразы (методом «глобального чтения»). Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей, простые фразы. Развивать предпосылки учебного поведения. Развивать навыки социального взаимодействия. Совершенствовать навыки общения с взрослым. Коррекция произвольного внимания и памяти. Коррекция речеслухового и зрительно-двигательного восприятия. Воспитывать интерес к совместной образовательной деятельности с взрослым.
Для реализации каждой задачи были использованы следующие методы и приемы:
Словесный (словесные инструкции, поощрение, приветствие, постановка проблемной задачи).
Наглядно - демонстрационный (карточки с цифрами, персонажи сказки «Репка», предметные карточки с овощами, карточки со словами, натуральные овощи).
Практический (составление числового ряда в прямом направлении, решение задачи на наглядном материале), оперативное стимулирование (Таблица «Что сначала – что потом»).
Игровые технологии, направленные на развитие произвольного внимания, памяти и мышления, тактильного восприятия.
Проблемно-игровая ситуация «Кого не стало?», «Чудесный мешочек».
Репродуктивный метод (ребенок зрительно опознает слово, соотносит его с соответствующей картинкой, самостоятельно прочитывает слово, короткие фразы, в которых используются уже знакомые ребенку слова). Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать ребенка к активной мыслительной и речевой деятельности.
Выбранные методы и приёмы были подобраны с учётом поставленных задач, психофизических особенностей ребёнка, его индивидуальных возможностей (состояние внимания, степени утомляемости ), этапа работы по формированию представлений об овощах.
В соответствии с задачами было продумано размещение материала. Наглядный и дидактический материал был доступным и соответствовал теме и психофизическим особенностям ребенка. Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и демонстрации материала. Использовались необходимые и достаточные наглядные средства детей (предметы-овощи, предметные картинки, карточки со словами, таблицы), которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления. На занятии использовались технические средства обучения: магнитофон. Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме. Ребенку с РАС достаточно короткой и чёткой инструкции, чтобы понять задание. Словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Качество выполнения ребёнком заданий подтвердило правильность поставленных задач.
Основные этапы деятельности выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Каждый этап подготавливал ребенка к последующей работе. Время между этапами деятельности распределено целесообразно в соответствии с психофизическими возможностями ребенка и задачами занятия. Образовательная деятельность длилась 15 минут, так как занятие проводилось во второй половине дня. Своевременная смена деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и повысить познавательную и речевую активность. Чтобы своевременно, без негативизма и упрямства, начать занятие с ребенком РАС я применяю схему «Сейчас - потом», с помощью которой ребенок по картинкам определяет, что он будет делать (сейчас заниматься - потом кушать), так как еда является достаточным стимулом для ребенка на данном этапе развития.
Игровой сюжет по сказке «Репка», заданный в начале занятия, послужил мотивацией для начала деятельности и выполнения заданий на протяжении всего занятия. Закрепляя математические представления с помощью персонажей сказки «Репка» мы плавно перешли к представлениям об окружающем – овощи. Ребенок назвал название овощей и решил проблемно-игровые ситуации: «Кого не стало», «Чудесный мешочек», что способствовало активизировать мыслительную деятельность ребенка. Пальчиковая гимнастика на основе чтения знакомого текста повысила речевую активность. Чтобы повысить интерес к теме я применила методику «Глобальное чтение». Миша зрительно опознавал слово – название овоща, соотносил его с соответствующим предметом (муляж овоща) и самостоятельно прочитывал слово. Затем с помощью этих слов читал предложения по схемам. Понимание смысла и возможностей чтения повышало мотивацию ребенка в обучении, в познании с помощью чтения окружающего мира. Для снятия утомляемости и поддержания познавательной активности применила моторную программу по кинезиотерапии «Помидор - морковь», которая развивает произвольное внимание, речевую активность и моторную ловкость. На последнем рефлексивном этапе деятельности ребенка похвалила и по схеме «Сейчас - потом» Миша определил, что теперь он будет кушать. Так как это доставляет ему удовольствие.
Внедрение в образовательную деятельность здоровьесберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к деятельности, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья ребенка.
Поставленная цель и задачи во время индивидуальной образовательной деятельности были достигнуты. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло. Между мной и воспитанником сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт самого занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»
Конспект индивидуального занятия
с ребенком РАС
Спирина Светлана Васильевна
учитель-дефектолог
Группа: разновозрастная группа №2 «Незнайка» для детей с ТМНР
Тема. Овощи
Цель. Формировать мотивацию к познанию окружающего мира.
Задачи.
Формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога. Формировать элементарные математические представления в области порядкового счета и знания цифр. Формировать представления об овощах, их признаках, где растут. Формировать умение читать глобально слова, фразы (методом «глобального чтения»). Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.
Развивать предпосылки учебного поведения. Развивать навыки социального взаимодействия. Совершенствовать навыки общения с взрослым. Коррекция произвольного внимания и памяти. Коррекция речеслухового и зрительно-двигательного восприятия.
Воспитывать интерес к совместной образовательной деятельности с взрослым.
Виды деятельности: познавательное развитие (счетные операции, навыки чтения), социально-коммуникативное (навыки общения с взрослым, игровые действия, театрализация сказка «Репка»), физическое развитие (передвижение по группе, пальчиковые игры, моторная программа (кинезиотерапия).
Предварительная работа: чтение и театрализация сказки «Репка», знакомство с овощами и их признаками дома: при покупке в магазине и на огороде.
Ход НОД
Этапы | Задачи | Методы и приемы | Действия |
Организационный (1 мин) | Развивать коммуникативные навыки, воспитывать заинтересованность в контакте с взрослым. Развивать пространственно-временную ориентировку проведения деятельности. | Словесный (приветствие) Практический (оперативное стимулирование) Таблица «Что сначала – что потом» | - Как тебя зовут? - Что сейчас будем делать? - Сейчас будем заниматься, а потом кушать. |
Мотивационный (3 мин) | Закреплять представления о персонажах сказки «Репка», их последовательности. Формировать умение выполнять простую инструкцию. | Игровые технологии, направленные на развитие произвольного внимания, памяти и мышления. Технические средства обучения (аудио запись сказки «Репка») | - В гости сказка к нам пришла. - Из какой сказки пришли к нам герои? - Послушай сказку и расставь героев по порядку. |
Этап создания и решения проблемной ситуации (10 мин) | Развивать навык прямого счета. Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов. Формировать у ребенка определенную последовательность действий: при глобальном чтении. Формировать умение подбирать карточки со словами к картинкам. Учить читать простые фразы по схемам. Развивать произвольное внимание, речевую активность и моторную ловкость. | Словесные: постановка проблемной задачи. Игровые технологии, направлены на развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления и памяти. Практические методы обучения (прямой, обратный и порядковый счет, числовой ряд, решение задачи на наглядном материале, моторная программа). Проблемно-игровая ситуация «Кого не стало?», «Чудесный мешочек». Наглядные: демонстрация воспитателем муляжей овощей, рассматривание. Репродуктивный метод («глобальное чтение» ребенок зрительно опознает слово, соотносит его с соответствующей картинкой, самостоятельно прочитывает слово, короткие фразы, в которых используются уже знакомые ребенку слова).
| -Посчитай, сколько героев тянули репку? - Расставь цифры по порядку. Физкультминутка «Столько раз руками хлопнем…» Д/и «Кого не стало?» - Закрой глазки. – Кто убежал? (мышка) и т. д. - Сколько героев осталось? (Один дед). - Дед вырастил не только репку, а что еще? (блюдо с овощами) - Угадай. Что в мешочке? «Волшебный мешочек» (капуста) Пальчиковая гимнастика «Капуста» (выполнение упражнения с зрительной опорой на знакомый текст) - Вот какой урожай вырастил дед! Сейчас мы будем читать названия картинок. «Глобальное чтение» - Посмотри на картинки, найди где репка? Какая цветом? Читаем слово. - Это что? Какой цвет? Читаем. (Помидор) и т. д. Подбор карточки со словом к предмету (овощу). Работа в альбоме. - Подбери карточки со словами к картинкам. Моторная программа «помидор - морковка» Чтение коротких фраз по схемам (Я люблю морковь. Я люблю помидор. Я люблю огурец.) - Как назовем все картинки? Что это? (Овощи) - Овощи растут в огороде. Чтение коротких фраз по схемам (Огурец растет в огороде. Капуста растет в огороде. Репка растет в огороде) |
Рефлексивный этап (1 мин) | Формировать мотивацию личной заинтересованности. Воспитывать заинтересованность в одобрении друг друга | Словесные: похвала, поглаживание. Поощрение - еда Практический (таблица «Что сначала – что потом») | - Молодец, Миша, хорошо занимался. Назвал все овощи и прочитал. - Теперь что будем делать? (схема). (Кушать) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).
На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»
Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....
Конспекты НОД. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликации "Портрет Осени"
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликации "Портрет Осени"...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...
Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с ребенком с РАС
Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с ребенком с РАС...