Конспект познавтельного занятия по ознакомлению с окружающим по теме "Овощи" с ребенком с РАС
план-конспект занятия по окружающему миру

Спирина Светлана Васильевна

Непосредственная образовательная деятельность проводилась в индивидуальной форме с ребенком РАС, который посещает разновозрастную группу № 2 для детей с ТМНР. Миша обучается по индивидуальной АОП ДО для воспитанников с РАС. Образовательная программа составлена с учётом психофизического развития ребенка, его индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Материал образовательной деятельности соответствует коррекционной программе для детей с РАС. Тема «Овощи» соответствует лексической теме недели по тематическому плану. Образовательная область «Познавательное развитие».

Перед занятием была проведена предварительная работа: чтение и театрализация сказки «Репка», знакомство с овощами и их признаками дома: при покупке в магазине и на огороде.Во время непосредственной образовательной деятельности прослеживалась следующая интеграция образовательных областей: познавательное развитие (счетные операции, представления об овощах, навыки чтения), социально-ком муникативное (навыки общения с взрослым, игровые действия, театрализация сказка «Репка»), физическое развитие (передвижение по группе, пальчиковые игры, физкультурная минутка, моторная программа (кинезеотерапия). Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой. С учетом психофизических и возрастных особенностей была поставлена цель: формировать мотивацию к познанию окружающего мира.

Определены следующие задачи: формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога.  Формировать элементарные математические представления в области порядкового счета и знания цифр. Формировать представления об овощах, их признаках, где растут. Формировать умение читать глобально слова, фразы (методом «глобального чтения»). Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей, простые фразы. Развивать предпосылки учебного поведения.  Развивать навыки социального взаимодействия. Совершенствовать навыки общения с взрослым. Коррекция произвольного внимания и памяти. Коррекция речеслухового и зрительно-двигательного восприятия. Воспитывать интерес к совместной образовательной деятельности с взрослым.

Для реализации каждой задачи были использованы следующие методы и приемы:

Словесный (словесные инструкции, поощрение, приветствие, постановка проблемной задачи).

Наглядно - демонстрационный (карточки с цифрами, персонажи сказки «Репка», предметные карточки с овощами, карточки со словами, натуральные овощи).

Практический (составление числового ряда в прямом направлении,  решение задачи на наглядном материале), оперативное стимулирование (Таблица «Что сначала – что потом»).

Игровые технологии, направленные на развитие произвольного внимания, памяти и мышления, тактильного восприятия.

Проблемно-игровая ситуация «Кого не стало?», «Чудесный мешочек».

Репродуктивный метод (ребенок зрительно опознает слово, соотносит его с соответствующей картинкой, самостоятельно прочитывает слово, короткие фразы, в которых используются уже знакомые ребенку слова). Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать ребенка к активной мыслительной и речевой деятельности.

Выбранные методы и приёмы были подобраны с учётом поставленных задач,  психофизических особенностей  ребёнка, его индивидуальных возможностей  (состояние внимания, степени утомляемости ), этапа работы по формированию представлений об овощах. 

В соответствии с задачами было продумано размещение материала. Наглядный и дидактический материал был доступным и соответствовал теме и психофизическим особенностям ребенка. Детский интерес поддерживался и развивался путем занимательности, подбором игровых приемов, образности и демонстрации материала. Использовались необходимые и достаточные наглядные средства детей (предметы-овощи, предметные картинки, карточки со словами, таблицы), которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления. На занятии использовались технические средства обучения: магнитофон.  Речевой материал подобран и преподнесён в доступной форме. Ребенку с РАС достаточно короткой и чёткой инструкции, чтобы понять задание. Словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Качество выполнения ребёнком заданий подтвердило правильность поставленных задач.

Основные этапы деятельности выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Каждый этап подготавливал ребенка к последующей работе. Время между этапами деятельности распределено целесообразно в соответствии с психофизическими возможностями ребенка и задачами занятия. Образовательная деятельность длилась 15 минут, так как занятие проводилось во второй половине дня. Своевременная смена  деятельности на каждом этапе позволила предотвратить утомляемость и повысить познавательную  и речевую активность. Чтобы своевременно, без негативизма и упрямства,  начать занятие с ребенком  РАС  я применяю схему «Сейчас - потом», с помощью которой ребенок по картинкам определяет, что он будет делать (сейчас заниматься - потом кушать), так как еда является достаточным стимулом для ребенка на данном этапе развития. 

Игровой сюжет по сказке «Репка», заданный в начале занятия, послужил мотивацией для начала  деятельности и выполнения заданий на протяжении всего занятия.  Закрепляя математические представления с помощью персонажей сказки «Репка» мы плавно перешли  к представлениям  об окружающем – овощи. Ребенок назвал название овощей и решил проблемно-игровые ситуации: «Кого не стало», «Чудесный мешочек», что способствовало активизировать мыслительную деятельность ребенка. Пальчиковая гимнастика на основе чтения знакомого текста повысила речевую активность. Чтобы повысить  интерес к теме  я применила методику «Глобальное чтение». Миша зрительно опознавал  слово – название овоща, соотносил  его с соответствующим предметом (муляж овоща) и  самостоятельно прочитывал слово.  Затем с помощью этих слов читал предложения по схемам. Понимание смысла и возможностей чтения повышало мотивацию ребенка в обучении, в познании с помощью чтения окружающего мира. Для снятия утомляемости и поддержания познавательной активности применила моторную программу по кинезиотерапии «Помидор - морковь», которая развивает произвольное внимание, речевую активность и моторную ловкость. На последнем рефлексивном этапе деятельности ребенка похвалила и по схеме «Сейчас - потом» Миша определил, что теперь он будет кушать. Так как это доставляет ему удовольствие.

Внедрение в   образовательную деятельность здоровьесберегающих технологий, позволило сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повысилась эффективность обучения и коррекции, активизировался познавательный интерес к деятельности, повысилась речевая активность, а главное — идет сохранение как психологического, так и физического здоровья ребенка.

Поставленная цель и задачи во время индивидуальной образовательной деятельности были достигнуты. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло. Между мной и воспитанником сложились доверительные отношения, что позволило создать психологический комфорт самого занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»

Конспект индивидуального занятия

с ребенком РАС

Спирина Светлана Васильевна

учитель-дефектолог

Группа: разновозрастная группа №2 «Незнайка» для детей с ТМНР

Тема. Овощи

Цель. Формировать мотивацию к познанию окружающего мира.

Задачи.

Формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога.  Формировать элементарные математические представления в области порядкового счета и знания цифр. Формировать представления об овощах, их признаках, где растут. Формировать умение читать глобально слова, фразы (методом «глобального чтения»). Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия овощей.

Развивать предпосылки учебного поведения.  Развивать навыки социального взаимодействия. Совершенствовать навыки общения с взрослым. Коррекция произвольного внимания и памяти. Коррекция речеслухового и зрительно-двигательного восприятия.

Воспитывать интерес к совместной образовательной деятельности с взрослым.

Виды деятельности: познавательное развитие (счетные операции, навыки чтения), социально-коммуникативное (навыки общения с взрослым, игровые действия, театрализация сказка «Репка»), физическое развитие (передвижение по группе, пальчиковые игры, моторная программа (кинезиотерапия).

Предварительная работа: чтение и театрализация сказки «Репка», знакомство с овощами и их признаками дома: при покупке в магазине и на огороде.

Ход НОД

Этапы

Задачи

Методы и приемы

Действия

Организационный

(1 мин)

Развивать коммуникативные навыки, воспитывать заинтересованность в контакте с взрослым. Развивать пространственно-временную ориентировку проведения деятельности.

Словесный (приветствие)

Практический (оперативное стимулирование)

Таблица

«Что сначала – что потом»

- Как тебя зовут?

- Что сейчас будем делать?

- Сейчас будем заниматься, а потом кушать.

Мотивационный

(3 мин)

Закреплять представления о персонажах сказки «Репка», их последовательности. Формировать умение выполнять простую инструкцию.

Игровые технологии, направленные на развитие произвольного внимания, памяти и мышления.

Технические средства обучения (аудио запись сказки «Репка»)

 - В гости сказка к нам пришла.

- Из какой сказки пришли к нам герои?

- Послушай сказку и расставь героев по порядку.

Этап создания и решения проблемной ситуации

(10 мин)

Развивать навык прямого счета.

Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов.

Формировать у ребенка определенную последовательность действий: при глобальном чтении.

Формировать умение подбирать карточки со словами к картинкам.

 Учить читать простые фразы по схемам.

Развивать произвольное внимание, речевую активность  и моторную  ловкость.

Словесные: постановка проблемной задачи.

Игровые технологии, направлены на развитие зрительного и тактильного восприятия, мышления и памяти.

Практические методы обучения (прямой, обратный и порядковый счет, числовой ряд, решение задачи на наглядном материале, моторная программа).

Проблемно-игровая ситуация «Кого не стало?», «Чудесный мешочек».

Наглядные: демонстрация воспитателем муляжей овощей, рассматривание.

Репродуктивный метод («глобальное чтение» ребенок зрительно опознает слово, соотносит его с соответствующей картинкой, самостоятельно прочитывает слово, короткие фразы, в которых используются уже знакомые ребенку слова).

 

-Посчитай, сколько героев тянули репку?

- Расставь цифры по порядку.

Физкультминутка «Столько раз руками хлопнем…»

Д/и «Кого не стало?»

- Закрой глазки. – Кто убежал? (мышка) и т. д.

- Сколько героев осталось? (Один дед).

- Дед вырастил не только репку, а что еще? (блюдо с овощами)

- Угадай. Что в мешочке?

«Волшебный мешочек» (капуста)

Пальчиковая гимнастика «Капуста» (выполнение упражнения с зрительной опорой на знакомый текст)

- Вот какой урожай вырастил дед! Сейчас мы будем читать названия картинок.

«Глобальное чтение»

- Посмотри на картинки, найди где репка? Какая цветом? Читаем слово.

- Это что? Какой цвет? Читаем. (Помидор) и т. д.

Подбор карточки со словом к предмету (овощу).

Работа в альбоме.

- Подбери карточки со словами  к картинкам.

Моторная программа «помидор - морковка»

Чтение коротких фраз по схемам (Я люблю морковь. Я люблю помидор. Я люблю огурец.)

- Как назовем все картинки? Что это? (Овощи)

- Овощи растут в огороде.

Чтение коротких фраз по схемам (Огурец растет в огороде. Капуста растет в огороде. Репка растет в огороде)

Рефлексивный этап

(1 мин)

Формировать мотивацию личной заинтересованности. Воспитывать заинтересованность в одобрении друг друга

Словесные: похвала, поглаживание.

Поощрение - еда Практический (таблица

«Что сначала – что потом»)

- Молодец, Миша, хорошо занимался. Назвал все овощи и прочитал.

- Теперь что будем делать? (схема). (Кушать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

Конспекты НОД. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликации "Портрет Осени"

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и аппликации "Портрет Осени"...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с ребенком с РАС

Конспект индивидуального занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с ребенком с РАС...